Новости хованщина мусоргский опера

Песня Марфы Исходила младешенька. 21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». Появление «Хованщины» Мусоргского на сцене Большого театра стало событием ожидаемым. 9 февраля 1886 года в Петербурге состоялась премьера оперы Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина». мятеже стрелецкого восстания и церковного раскола конца XVII века.

Мусоргский: Хованщина

Хованщина. ШАКЛОВИТЫЙ Но ежели когданибудь, при встрече со мной, ты выдашь меня, ­ оборони тебя господь тогда, помни! Опера Мусоргского "Хованщина" «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Опера Мусоргского снова идёт в редакции Шостаковича, ведь Модест Петрович работу не завершил.

Три девушки стояли у черты. Хованщина

В «Хованщине» с особой силой проявился мелодический дар Мусоргского. М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году. Модест Мусоргский назвал «Хованщину» народной музыкальной драмой в пяти действиях.

Постановка

  • Похожие треки
  • Telegram: Contact @mariinsky_theatre
  • «Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского
  • Содержание
  • В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"
  • «Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского

«Хованщина» Мусоргского

Римским-Корсаковым, сделавшим в своей редакции некоторые сокращения, в частности исключив целиком три сцены. Отвергнутая Мариинским театром опера впервые была поставлена — с урезками и цензурными сокращениями — силами любителей Петербург,1886 г. Далее последовали антрепризные постановки оперы — Киев 1892 , Петербург 1893 ,. Полноценное признание пришло к "Хованщине" после московской постановки Русской частной оперы в театре Солодовникова с участием Ф. В 1907 году в режиссуре Шаляпина и с его участием в партии Досифея опера была поставлена на Мариинской сцене. Впервые за рубежом Париж.

При поддержке князя Ивана Хованского, болезненный брат Федора Иван, которому 16 лет, и его сводный брат Петр, которому всего 10 лет, были назначены совместными правителями, а их старшая сестра София исполняла обязанности регента. София объединилась с князем Василием Голицыным , влиятельным придворным и либеральным политиком, который также является ее предполагаемым любовником. В соответствии с правилами, действовавшими во время создания оперы в Императорской России, было запрещено изображать членов династии Романовых на сцене, поэтому Мусоргский прибегнул к ряду символов и косвенному упоминанию основных персонажи сюжета. София, Иван и Петр фактически никогда не появляются на сцене.

Основная тема Хованщины прямо выражена в хоровом номере «Ах, ты Родная, матушка Русь» в 1 акте «Горе тебе, родная, Россия матушка» , в котором сетует, что Россия истекает кровью. Идет что-то вроде трехсторонней гражданской войны, которая по сути сжимает двенадцать лет российской истории в один рассказ. Царский двор модернизируется, и этим изменениям противостоят две могущественные силы: стрельцы и старообрядцы. Они фанатично преданы князю Ивану Хованскому. Старообрядцы - это русские православные христиане, вышедшие из государственной церкви из-за несогласия с реформами патриарха Никона; они также оспаривают линию престолонаследия и отказываются признать патриарха России. Их лидер Досифей. К счастью для царя Петра, эти две фракции презирают друг друга, так как стрельцы - буйные выродки, а старообрядцы - набожные аскеты. Каждый из трех основных басов в опере считает себя олицетворением «истинной» России против ее внутренних врагов: князь Иван Хованский заявляет о своей легитимности благородным происхождением и воинской доблестью, Досифей - религией, а Шакловит - поддерживает царя Петра. Синопсис Время: 1682 год.

Место: Москва В некоторых исполнениях и записях оперы некоторые фрагменты удалены в зависимости от интерпретации оригинальных нот, которые описано в [скобках]. Акт 1 Москва, Красная площадь Утром в на Красной площади, один из стрельцов по имени Кузька подпевает свое пьянство, в то время как двое других стрельцов рассказывают о своих хулиганских действиях накануне вечером. Приходит писец; они все придираются к нему и уходят. Шакловитый, боярин и агент регента и царей, входит и диктует письмо ко двору, предупреждая о восстании, запланированном князем Иваном Хованским капитан стрелецкой гвардии и старообрядцы. Закончив письмо, он предупреждает писца не повторять услышанное. Писец, напуганный перспективой вовлечения в политическую интригу, подписывает письмо вымышленным именем. Он и толпа уходят. Князь Андрей, сын Хованского, преследует Эмму, немецкую девушку, намереваясь напасть на нее. Вмешивается старообрядка Марфа, бывшая невеста Андрея.

Впервые за рубежом Париж. Антреприза С. Дягилева, Досифей — Шаляпин опера была поставлена в 1913 г. Стравинского и М. Новую редакцию и оркестровку оперы осуществил Д. Шостакович 1959 г.

Завершена и оркестрована опера Н. Римским-Корсаковым, сделавшим в своей редакции некоторые сокращения, в частности исключив целиком три сцены. Отвергнутая Мариинским театром опера впервые была поставлена — с урезками и цензурными сокращениями — силами любителей Петербург,1886 г. Далее последовали антрепризные постановки оперы — Киев 1892 , Петербург 1893 ,. Полноценное признание пришло к "Хованщине" после московской постановки Русской частной оперы в театре Солодовникова с участием Ф. В 1907 году в режиссуре Шаляпина и с его участием в партии Досифея опера была поставлена на Мариинской сцене.

Мусоргский: Хованщина

Правда, это не помешало староверам после выхода из Кремля во всеуслышание объявить, что победили в диспуте именно они. Разъярённая Софья начала осыпать стрельцов проклятиями и угрожать им созывом дворянского ополчения. Тогда стрельцы несколько отступили и даже приняли решение в тот же день разделаться с Пустосвятом. Многих других старообрядцев Хованский спас с великим трудом.

Шаляпин в роли Досифея в опере «Хованщина». В день, когда царская семья должна была принять участие в крестном ходе, вместо Донского монастыря всё монаршее семейство направилось в Коломенское, откуда затем перебралось в село Воздвиженское, находившееся неподалёку от Троице-Сергиева монастыря. Хованский и его сын Андрей, почуяв неладное, двинулись в сторону Воздвиженского, чтобы добиться переговоров с царевной, однако по пути их задержали царские стольники.

В Воздвиженском же, куда доставили пленников, никто не собирался вступать с ними в переговоры.

Пирогов бас , орк. ГАБТа , дир. Небольсин 6:11 Оп. Раскольничий хор.

Вот уже раздольная песня у гобоя сопровождается непрерывно льющимися пассажами скрипок — как будто потоком солнечных лучей. Другая тема, близкая по характеру первой, появляется в более плотном звучании — кларнетов, фаготов и виолончелей. Валторны, арфы, литавры и тамтам с пиццикато контрабасов имитируют колокольный звон. Он все более разрастается, хотя и в пределах пианиссимо. Распевные мотивы становятся постепенно все короче и истаивают. Лишь легчайшее тремоло скрипок да восходящие ввысь отдельные звуки флейты и арфы завершают эту лаконичную зарисовку». Это описание знаменитого фрагмента авторства Модеста Мусоргского «Рассвет на Москва-реке».

Мусоргский же использовал не только события конкретно этого бунта, но и второго 1689 и некоторые фрагменты третьего 1698 , после которого власть окончательно перешла к Петру I. Перейти к разделу «Историческая основа сюжета» История создания оперы «Хованщина» связана с различными этапами и влиянием различных личностей. Первоначально всю оперу оркестровал Николай Римский-Корсаков, внесший существенные изменения, такие как дополнение связующих элементов, изменение тональности и удаление некоторых фрагментов. Партитура Римского-Корсакова была опубликована в 1883 году, но вызвала критику за изменения, не всегда соответствующие замыслу Мусоргского. Тем не менее, работа Римского-Корсакова сыграла ключевую роль в том, чтобы «Хованщина» в итоге появилась на оперных сценах. Комитет Мариинского театра не допустил оперу к постановке, но она была впервые поставлена силами Музыкально-драматического кружка любителей.

Хованщина: стрельцы против Софьи

Сопротивление Эммы вызывает у Андрея вспышку ярости,— теперь девушке суждено было бы погибнуть от ножа княжича. Но ее -спасает раскольница Марфа, прежняя зазноба Андрея, неотступно следящая за неверным. Сцену эту застает Иван Хованский; он сам не прочь взять себе Эмму. Ссору отца и сына прекращает Досифей, глава раскольников. Действие второе. Князь жаждет власти, но не может решиться на мятеж.

Страх перед царской немилостью парализует его волю. Желая заглянуть в будущее, зовет он гадалку Марфа предсказывает ему опалу Князь, чтобы не распространились слухи, приказывает слуге утопить гадалку на болоте. Разгорается ссора Ее прекращает Досифей — надо искать решение судьбы Руси. Запыхавшись вбегает Марфа. Гневно обличает она Голицына и рассказывает о том, как спасли ее петровцы.

Страшную весть — Петр знает о заговоре и повелел с ним покончить — сообщает заговорщикам Шакловитый Действие третье. Картина первая. Стрелецкая слобода. Марфа, вспоминая о былой любви князя Андрея, в песне изливает горе. Песню Марфы слышит старая раскольница Сусанна.

Она злобно грозит Марфе судом, отлучением от церкви. Марфе ненавистна глупая фанатичка. Рассказом о пылкой любви она приводит Сусанну в бешенство. Появившийся Досифей прогоняет старую раскольницу и теплым, сочувственным словом успокаивает Марфу. Пробуждаются с похмелья стрельцы.

Разгорается буйное, бесшабашное веселье. Стрельцов пытаются унять их жены, но причитания разъяренных женщин на них не действуют. Прерывает буйство подьячий.

Кент Нагано блистательно справляется со сложностями этой партитуры: тонко и выразительно очерчивает динамику и мягко ведёт за собой солистов. В партии Марфы, отвергнутой любовницы Андрея, сына Ивана Хованского, Дорис Зоффель раскрывает такую звуковую палитру, от пафоса нижних нот до приглушённых высот дисканта, что «можно говорить о русском меццо» F. Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского — третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена.

Краткое содержание Действие происходит в Москве в период между 1682 и 1689 годами Первое действие События происходят на Красной площади. Горожане встречают рассвет. Дозорные вспоминают расправу над боярами, совершённую днём ранее, о которой напоминает высеченный текст на столбе. Когда дозорные покидают площадь, появляется сторонник царевны Софьи боярин Шакловитый. Он диктует подьячему донос Петру, в котором сообщается о планах Хованских захватить власть. Собравшиеся на площади люди требует подьячего прочесть, что написано на столбе, после чего они приходят в ужас, узнав о расправе над боярами, которые были неугодны стрельцам.

Появляется Иван Хованский, которого приветствуют стрельцы. После ухода князя со свитой, появляется лютеранка Эмма и влюблённый в неё Андрей Хованский, преследующий девушку. Прежняя возлюбленная Андрея, раскольница Марфа, защищает Эмму. Вернувшийся Иван Хованский застаёт их и гневается на сына, защищающего лютеранку, которая и ему самому приглянулась. В то же время, Андрей готов скорее убить её, чем отдать отцу; когда он уже был готов это сделать, появившийся глава старообрядцев Досифей останавливает разгорающийся конфликт Второе действие Второе действие происходит в кабинете князя Голицына, читающего любовное письмо от Софьи, чьим фаворитом он является. При этом он не верит ни в её преданность, ни в свою судьбу, а также его одолевает страх перед будущим страны.

По его просьбе приходит гадалка — Марфа — которая предсказывает ему опалу.

Он сознает обреченность раскольников. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры. Из леса доносятся звуки труб. Раскольники с молитвой проходят в скит и поджигают себя», — читаем мы в описании спектакля. Правда, трагедия блюстителей «истинного православия» трогает сегодня не всех.

Так ли уж важно, горит или не горит раскольничий скит. Мне кажется, здесь должен гореть оркестр», — заявил директор и главный режиссёр Мариинского театра Валерий Гергиев. Кстати, заканчивал оперу «Хованщина» Николай Римский-Корсаков. Именно он дописал последнее действие и оркестровал всё произведение. Сейчас, наверное, опера «Хованщина» не задевает чьи-либо религиозные чувства. Но так было не всегда.

Когда 1883 году Римский-Корсаков, завершив оперу, впервые предложил её к постановке, дирекция императорских театров отклонила спектакль по идеологическим соображениям. Показателен и другой случай, описанный в мемуарах Марка Рейзена. В 1928 году ленинградский Кировский театр гастролировал в Свердловске Екатеринбурге , и Рейзен должен был исполнять партию старообрядца Досифея в нескольких спектаклях. В дирекции театра мне сообщили, что среди городских и окрестных жителей, оказывается, много староверов.

Возглавлял Сыскной, Ямской, Судный и Посольский приказы. Вел следствие по делу о «Медном бунте» 1662 год. После смерти царя Федора сыграл видную роль в событиях, в честь которых названа опера. Является Досифей и наводит порядок. Видный деятель раскола: в 1670 году постриг в инокини боярыню Морозову, в 1675 году Аввакум из Пустозерска просил его благословения, в 1681 году собирался подать царю Федору челобитную об исправлении веры, но почему-то не подал. Загадочным словом «Гордад» русские староверы обозначали не кого иного, как Сотону в ипостаси Гордыни он же Гордеус. Пря — устар. Раньше я трактовал это слово в первом, отвлеченном смысле борьба с Сотоной, то бишь с пороками — в том числе собственными. Но Тетерина объясняет буквально: раскольники готовятся к публичному «прению о вере» с никонианцами см. Возможно, она права. Второй акт открывается чтением Голицыным письма от дамы сердца — Софьи. Голицын Василий Васильевич 1643-1714 — князь, стольник и воевода, с 1676 года — боярин, государственный деятель и дипломат. Фаворит Софьи, при ней получил чин "царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новогородский", став первым министром. Возглавлял ряд военных походов и подписал ряд мирных договоров см. А мне не верится, радость моя, свет очей моих, чтобы свидеться. Велик бы день тот был, когда тебя, света моего, в объятиях увидела! Брела пеша... Не помню, как взошла: чла идучи". Действительность, как обычно, много ярче художественного вымысла: «Свет мой братец Васенка, здравствуй батюшка мой на многия лета и паки здравствуй, Божиею и пресветлыя Богородицы и твоим разумом и счастием победив агаряны, подай тебе Господи и впредь враги побеждати, а мне, свет мой, веры не имеется што ты к нам возвратитца, тогда веры поиму, как увижю во объятиях своих тебя, света моего. А что, свет мой, пишешь, чтобы я помолилась, будто я верна грешная перед Богом и недостойна, однакоже дерзаю, надеяся на его благоутробие, аще и грешная. Ей всегда того прошю, штобы света моего в радости видеть. Посем здравствуй, свет мой, о Христе на веки неищетные. И из другого письма: «Батюшка мой платить за такие твои труды неисчетные радость моя, свет очей моих, мне веры не иметца, сердце мое, что тебя, свет мой, видеть. Велик бы мне день той был, когда ты, душа моя, ко мне будешь, еслибы мне возможно было, бы единым днем тебя поставила перед собою. Письма твои, врученны Богу, к нам все дошли в целости из под Перекопу… Я брела пеша из Воздвиженскова, толко подхожу к монастырю Сергия Чудотворца, к самым святым воротам, а от вас отписки о боях: я не помню, как взошла, чла идучи, не ведаю, чем его света благодарить за такую милость его и матерь его, пресвятую Богородицу, и преподобного Сергия, чудотворца милостиваго…» Орфография цинично сохранена впрочем, это семейное — у братца ее правильнописание тоже хромало. Письма, очевидно, писаны из крымских походов, о которых мы еще поговорим. Далее следует очень мутная сцена с лютеранским Пастором впрочем, ее часто купируют. Сразу после расшаркиваний, поклонов и реверансов Пастор разражается аццкой фразой: ПАСТОР Злоба и ненависть, презренье и мщенья жажда, целый мир проклятых противоречий терзают сердце мое. О как! Когда же Голицын участливо осведомляется, в чем дело, святой отец сообщает, что сегодня на площади князь Хованский junior обидел девушку каков негодяй! O mores! Голицыну, разумеется, об этом уже докладывали, и он, разумеется, сразу встал на сторону угнетенной: ГОЛИЦЫН Видите, гер пастор, о, прошу вас, успокойтесь; не могу входить я в дело частное Хованских. Достойный служитель культа немедленно успокаивается и плавно переходит к следующему вопросу не исключено, что заступничество за Эмму было лишь отвлекающим маневром. ПАСТОР Для соблюденья в сердцах любимой паствы моей основы веры живой я умолял бы, князь: дозвольте церковь возвести у нас, в немецкой слободе, еще одну, только одну, ведь к нам вы так расположены. Если не врет Педивикия, к тому времени в Немецкой слободе было уже две лютеранских церкви — Михаила и Петра и Павла. Что такого ужасного в постройке третьей — не пойму. Вообще складывается впечатление, что ради красного словца этой фразы Голицына вся сцена и писалась. Впрочем, не будем забегать вперед — дальше будет еще хуже. Приходит Марфа, раскладывает карты растопляет воск и предрекает Голицыну дальнюю дорогу и казенный дом. Князя это неприятно удивило хотя для фаворитов такой финал более чем обыкновенен, и Голицын, как образованный человек, не мог этого не знать и он немедленно приказывает утопить гадалку в болоте, «чтобы сплетни не вышло». Более разумный и взвешенный поступок сложно себе представить. Далее Князь поет речитатив, в котором повествует о своих политических заслугах перед Россией. Покончил с боярскими "местами" - то есть упразднил местничество — систему распределения должностей согласно знатности рода, типичный средневековый атавизм. Отменено 12 января 1682 года указом Федора Алексеевича по инициативе Голицына. Сношения с Европою упрочил — нестыковочка. Начальником Посольского приказа то есть министром иностранных дел Голицын станет только в 1683 году. ГОЛИЦЫН Когда, в главе полков, испытанных в боях, Надменность сбил я заядлому шляхетству… Интересно, каким образом он сбивал надменность шляхетства, воюя исключительно против турок и крымских татар? Да и больше преуспел в дипломатии, чем в военных действиях: "Умелой дипломатической деятельностью в крымских владениях, Запорожье, ближайших областях османского владычества князь свел фактические военные действия на нет. Осенью полномочные послы В. Тяпкин и Н. Зотов начали мирные переговоры в Крыму, увенчавшиеся 13 января 1681 года Бахчисарайским миром. За благоприятный исход мирных переговоров князь Василий был пожалован царем Федором Алексеевичем большими земельными владениями". По Андрусовскому перемирию с Польшей 1667 года к России действительно отошли значительные территории в частности, правобережная Украина с Киевом , но Голицын к этому никакого отношения не имел. Подписывал он «Вечный мир», закрепивший итоги перемирия, но будет это 26 апреля 1686 года, то есть 4 года спустя. Спаси бог!.. Мы теперь своих местов лишились. Ты же сам нас удалил, князь, с холопьем поравнял; где присесть прикажешь? Намек на отмену местничества см. Уж не с татар ли ты пример берешь? Вроде прабабка Голицына была татаркой, так что намек весьма оскорбителен. Впрочем, за ним тоже не заржавеет: ГОЛИЦЫН Хотя и знал я, что вам завиден был боярин тот, что, помните, при царе Алексии за «место» обиделся гораздо и за трапезой затискался под стол, горючими слезами обливаясь и хныча, точь-в-точь наказанный ребенок. Туда, под стол, тишайший царь велел боярину совать и мед, и яства… Неужели описан реальный случай? К сожалению, ничего о нем не знаю. Такая наглось не может остаться без ответа. Гедимина кровь во мне, и потому кичливости твоей не потерплю я. Гедимин — Великий князь Литовский 1316-1341 , собиратель земель Литовских, основатель Вильнюса, тесть Дмитрия Грозные Очи и прочая, и прочая. Узнаешь брата Колю? Нет, изволь, скажи мне: чем кичишься? Небось, не славным ратным ли походом, когда полков тьмы тем без боя ты голодом сморил? Первое, что приходит в голову — Крымские походы 1687 и 1689 годов, когда он с огромным войском 100 и 112 тыс. Впрочем, официально это плюходейство было подано как великий триумф русского оружия: "Правительница сделала, что могла, чтобы изгладить тягостное впечатление, произведенное вторичным фиаско её любимца, и заставить молчать злые языки; в грамоте на имя Голицына она официально признала поход победоносным и осыпала все войско, от генерала до последнего рядового, наградами". Петр потом ему это припомнит. Но так как Хованский — не Марфа и не может знать, что случится через пять лет, скорее всего, он намекает на Чигиринские походы 1674 и 1678 годов — тоже не очень успешные. Опять появляется Досифей и опять пытается призвать к порядку. Между делом выясняется, что он — удалившийся от суеты мирской князь Мышецкий впрочем, это место тоже часто купируют — чтобы у бедных слушателей окончательно не взорвался моск. Гугль знает двух Мышецких — Андрея и Симеона Дионисиевичев родные братья? Но первому на момент бунта было только 18 лет, второй же вообще едва появился на свет. Значит, подразумевается третий Мышецкий?

Опера о русском Холокосте

Опера Мусоргского заслуженно пользуется славой одного из столпов музыкального искусства. Просмотр содержимого документа «История создания оперы М. Мусоргского "Хованщина"». Хованщина. ШАКЛОВИТЫЙ Но ежели когданибудь, при встрече со мной, ты выдашь меня, ­ оборони тебя господь тогда, помни!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий