Пост установлен Церковью, а значит это обязанность всякого, кто себя к Церкви причисляет. Пост продлится с 27 февраля по 15 апреля, а значит, в сумме Великий пост займет 48 дней.
Пост держать или на посту сидеть.
18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая. 4:2), хотя и не призывая к посту напрямую, Иисус дает указания о самом посте: «Когда вы поститесь» (а не «если», Мф. Дело в том, что я старался держать Великий пост, но, к сожалению, не мог отказаться полностью от растительного масла, даже в особо строгие дни, постного майонеза (хоть без животных продуктов, но все-таки майонез), безалкогольного пива. – Заповедь о посте дал Бог, поэтому постятся все верующие и желающие спасти свою душу.
Пост и его достоинства в исламе
Запрещено выдерживать пост детям, старикам, людям, которым отказ от определенных продуктов может навредить здоровью или усугубить болезнь. Пост не должно использовать как метод похудения, иначе он во многом утратит свое духовное значение и плоды. «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Поститься нужно в тайне: Вы продолжаете работать, воспитывать детей, готовить еду, проводить время с семьёй. Узнайте, что можно и нельзя делать в пост, как можно разнообразно питаться, а также можно ли поститься детям.
Что такое пост и для чего он нужен
Великий пост: что происходит с организмом через 1 день, 2 недели и 40 дней без привычной еды | Верующие в Великий пост обычно воздерживаются от употребления скоромной пищи. |
Пост держать или на посту сидеть. | Если вы приняли решение поститься, то вспомните слова Василия Великого «Истинный пост есть устранение от злых дел». |
Великий пост в 2024 году: начало и конец, суть, как его соблюдать правильно | Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней. |
«Настоящий пост - пост ума, осознанности и нравственности»
Так, от поста освобождаются дети примерно до 15 лет , потерявшие разум, люди в бессознательном состоянии в коме , пожилые люди, беременные и кормящие женщины, путники, больные, которым пост может нанести вред это должны подтвердить два врача-мусульманина. Женщинам во время месячных кровотечений и в период послеродового очищения поститься запрещено. Большинство из этих людей должны возместить все пропущенные дни поста. Пропущенный не по праву пост — очень серьезный грех. Если мусульманин пропустил дни поста во время Рамадана по уважительный причине и уважительность была подтверждена имамом или исламским ученым , он должен поститься в другое время.
Это относится в первую очередь к больным людям или к беременным женщинам. Это касается и тех, кто пропустил несколько дней, и тех, кто не постился много лет, а может, и всю жизнь. Как работают рестораны? В странах, где живут только мусульмане, кафе и рестораны днем закрыты.
Они открываются вечером и работают до глубокой ночи. Однако этот обычай не распространяется на туристические районы. В России на ночной режим работы переходят только халяльные заведения, у которых целевой потребитель — мусульманин. Так что туристам, приехавшим в Чечню, Ингушетию или Дагестан во время уразы, голодать не придется.
Гостеприимство или богобоязненность? Бывает, во время Рамадана к постящемуся мусульманину внезапно нагрянут в гости друзья или родственники, не соблюдающие пост. Как должен поступить хозяин? Если гости — мусульмане, и у них есть уважительная причина не поститься, или если это иноверцы — накормить и проявить наилучшее гостеприимство.
Однако сам хозяин, разумеется, в этом случае пищу не употребляет. Если же гости мусульмане, которые должны поститься, но грешат, — кормить их нельзя. Чем все кончается? В исламе всего два праздника в году, и один из них — как раз по завершении Рамадана второй — Курбан-Байрам , знаменующий завершение хаджа.
Если вам стало жалко мусульман за такое малое количество праздников, мы вас утешим: у последователей ислама праздничным днем считается еще и каждая пятница.
Если вы заядлый курильщик, то начало Великого поста — самое время раз и навсегда отказаться от табакокурения. Что касается желания навестить усопших на кладбище во время поста, то строгих запретов нет. Церковью отведены особые дни поминовения усопших, они называются "Родительские субботы". Они нужны также для того, чтобы живые не забывали о мертвых. У наших предков мясо не подавалось на стол каждый день. Это блюдо готовили по праздникам.
Поэтому отказ от продуктов животного происхождения был для людей равен отказу от потакания своим слабостям. Запрещено выдерживать пост детям, старикам, людям, которым отказ от определенных продуктов может навредить здоровью или усугубить болезнь. К противопоказаниям для соблюдения поста относятся заболевания желудочно-кишечного тракта, гастрит, холецистит, панкреатит, энтерит и многие другие заболевания. Также не рекомендовано воздерживаться от животных продуктов кормящим матерям и беременным женщинам. Да, путешественники могут отступать от правил, им разрешена еда животного происхождения. Однако исторически поблажка давалась странникам из-за того, что в дороге было сложно найти пищу. Сегодня же найти постную еду в путешествиях не так сложно.
Интимные отношения во время поста — вопрос очень тонкий и личный.
Но здесь оба партнера должны быть согласны на воздержание. Если пара не знает, как поступить, то она должна обратиться за помощью к духовному наставнику. Этот контент относится к развлекательному. А как уже было сказано выше, во время поста человек должен думать прежде всего о душе. Однако здесь нет строгого табу на телевизор.
Отказываться или нет от просмотра любимого сериала - каждый решает для себя сам. И опять же, в этом вопросе, если есть сомнения, можно посоветоваться с духовником. Они разрешены в пост? Многие люди отказываются от социальных сетей на все время Великого поста. Это приветствуется, но строго не запрещено. Если у человека есть заболевания, которые не позволяют ему 48 дней воздерживаться от пищи животного происхождения, то да.
Также не забывайте, что в некоторые дни верующие не принимают в пищу ничего, кроме хлеба и воды, а это не всегда полезно. Если у вас есть сомнения, может ли навредить вашему здоровью пост, то обязательно проконсультируйтесь с врачом.
И самое большое из них — сам дьявол , наш смертельный враг, разными своими ухищрениями старающийся сбить нас с Божьего пути. Этот богоборец и человеконенавистник — как называет его Василий Великий — то нагоняет на нас уныние и усталость, то пытается поймать нас на крючок сластолюбия. Когда мы собираемся поститься, он всеми способами побуждает нас передумать. Когда мы начинаем пост, он представляет нам массу затруднений, чтобы либо оторвать нас от нашего подвига, либо чтобы мы свели его к минимуму с помощью разных уловок. А если все эти его предприятия потерпят неудачу, он старается лишить нас плодов поста, побуждая нас к гордости или подстрекая нас потщеславиться своим постом перед окружающими. Второе великое препятствие — наша человеческая немощь.
Воля падшего человека, слабая и больная, ум, легко соглашающийся на грех и сердце, так уязвимое для стрел сластолюбия, с трудом соглашаются на постный подвиг, как и на любой другой подвиг жизни во Христе. А если мы и берем на себя этот подвиг, то мы не всегда правильно его проходим или не доводим его до конца. Мы легко склоняемся на внушения «сопротивных помыслов», попадаем в плен к сластолюбию и оставляем подвиг. Поэтому нам необходимо постоянное бодрствование и самопринуждение, то есть терпение и настойчивость. Но в первую очередь мы должны прибегать ко Господу с горячей молитвой, прося Его укрепить нашу волю, утишить наши помыслы, сохранить наше сердце от нашествия губительных страстей и пригвоздить его к Божией воле. Другое препятствие, которое сегодня многим мешает поститься — дух нашего времени. Материалистический взгляд на жизнь и неумеренное сластолюбие, царствующие вокруг, воздействуют на нас и удаляют нас от нашего церковного предания и вдохновляемого им образа жизни. Мы должны противостоять. Мы должны полюбить освященный Церковью образ жизни.
Мы должны пригвоздить себя к нашему благословенному Преданию. И мы должны твердо стоять перед лицом иконоборческого беснования, нападок и насмешек — обычных средств, с помощью которых так часто гасится наша ревность и которые внушают нам, что пост — либо ненужное излишество, либо нечто отсталое! За и против 1. Как явствует из некоторых слов наших святых Отцов, в их времена были такие христиане, которые избегали постов и пытались оправдать свой отказ от поста с помощью разных отговорок. То же самое — но с гораздо большим размахом — мы видим и в наше время. И сегодня многие отказываются соблюдать церковные посты, часто приводя те или иные причины и пытаясь с их помощью оправдать свое нарушение постных правил или перед своей собственной совестью, или перед окружающими; однако, по большей части, это всего лишь вины о гресех извинения дел греховных — Пс. Когда речь заходит о посте, мы часто слышим, как многие выдвигают «неоспоримый» аргумент: к чему поститься, если главное — чистое сердце? Они считают, что этот аргумент полностью освобождает их от необходимости поститься. Когда во время поста видишь их приглашенными к столу, то обычно, высказавшись о «чистом сердце» — и они наивно верят, что этот аргумент свидетельствует о совершенной ненужности поста — с жадностью набрасываются на скоромные яства.
Ясно, что большинство высказывающих этот «аргумент» против поста — люди малоцерковные или вообще нецерковные, относящиеся к святыне без всякого благоговения и даже уважения. Они никогда всерьез не задумывались над тем, что они утверждают. И, конечно, они никогда и не пытались стяжать это «чистое сердце», никогда не постились; так что мы не можем сказать, что они опытным путем убедились в бесполезности и ненужности постного подвига для очищения сердца. Итак, речь идет об обычной отговорке, за которой скрывается примитивное нечестие. Другие выдвигают иной подобный аргумент, который они почерпнули из слов Христа о том, что не входящее в уста, а исходящее из уст оскверняет человека. Здесь мы также имеем дело с поверхностным — по меньшей мере — пониманием слов Христовых, которые вообще не имеют никакого отношения к посту см. В точности эти слова звучат так: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека Мф. Каков смысл этого отрывка? Человек не оскверняется пищей, которую он берет «неумытыми руками», то есть, не совершив предварительно ритуальное омовение рук, как считали книжники и фарисеи, следуя преданию старцев Мф.
Напротив: человека оскверняет то, что исходит из его сердца: злые помыслы, нечистые слова, греховные дела см. Из вышесказанного ясно видно, что те, кто прикрывается словами Христа для того, чтобы нарушить закон о посте, который Господь совершенно недвусмысленно одобрял и поощрял, полностью извращают их истинный смысл. Когда христиане постятся, они не считают нечистыми продукты, от которых воздерживаются. Единственная причина, по которой мы отказываемся от них — подвиг и воздержание. Ведь когда пост кончается, мы беспрепятственно едим все скоромные яства. А вот вопрос для опирающихся на этот «аргумент»: не придавая значения «входящему в уста» — и не заботясь о посте — следят ли они за «исходящим»? Внимательно ли они относятся к своему языку и к своим словам? Или, подчинившись обжорству и пьянству, они уже не в состоянии контролировать поток слов, слетающих с их языка? Еще один вопрос повергает в недоумение многих христиан — и это также может быть поводом для небрежения о соблюдении постных правил — по какому принципу те или иные продукты относятся церковным преданием к постным или скоромным.
Например, часто спрашивают, почему в те или иные дни запрещается рыба, но разрешается икра, которая, как известно, происходит от той же рыбы? Или: почему в дни строгого поста можно есть маслины и семечки, хотя растительное масло не разрешается? Хотя на первый взгляд эти недоумения вполне логичны, в действительности они неосновательны. И, разумеется, ни в каком случае они не являются оправданием для тех, кто отказывается от того образа пощения, который мудро выработан многовековым опытом Церкви. Прежде всего надо подчеркнуть и определенно заявить, что разделение продуктов на постные и скоромные — как мы уже говорили — ни в самой малейшей мере не означает гнушения какой-либо пищей. Церковь никогда не делила пищу на чистую и нечистую. И даже более того: когда некоторые ее члены пытались провести такое разделение, она принимала к ним самые суровые меры. Единственный критерий, по которому продукты делятся на постные и скоромные — их пищевая ценность. Постная пища должна быть более легкой и менее богатая протеинами и вообще питательными веществами.
И, конечно, всем понятно, что мясо и рыба, которая часто разрешается постами, имеют неодинаковую питательность. И одно дело — съесть немного икры, а другое дело — рыбу, которую можно приготовить самыми разнообразными способами со всевозможными гарнирами. Так же очевидна разница между доброй порцией пищи, приготовленной на растительном масле, и горсточкой маслин, съеденных в постный день. Хотя сегодня многие, постясь, заботятся не о том, чтобы, употребляя простые незатейливые яства, победить плотское мудрование и отогнать волны страстей, а о том, чтобы просто сменить диету, отыскивая редкие, вкусные и дорогие продукты, совершенно ясно, что они полностью извращают дух истинного поста. Значительным препятствием к соблюдению поста многие считают тяжелую работу или негигиеничные условия труда. Надо сказать, что до некоторой степени это справедливо. Но кто сказал, что пост или христианская жизнь вообще касается только некоторых профессий или зависит от условий труда? Раньше христиане гораздо больше трудились, не имея тех поразительных технических средств, которыми мы располагаем сегодня, без восьмичасового рабочего дня, а от восхода до заката. И несмотря на это, христиане с великим благоговением соблюдали все церковные посты.
И конечно, и сегодня их продолжает соблюдать немалое количество людей. Христиане, относящиеся к этой категории, должны посоветоваться со своим духовником. И несомненно, что если обстоятельства того требуют, рассудительный духовник найдет приемлемый образ и устав поста. В наше время несоблюдение поста часто оправдывают теми или иными причинами, связанными с состоянием здоровья. Итак, надо тщательно осветить и эту сторону вопроса. Здесь могут быть два случая: а действительная болезнь и б воображаемая болезнь или временное недомогание, тяжесть которого многие преувеличивают и думают о нем днем и ночью. Действительно, многие из наших братьев-христиан страдают от таких заболеваний, которые не только не позволяют соблюдать пост, но даже требуют принимать пищу в самые значительные и строгие постные дни. А другие больные постоянно нуждаются в тех или иных скоромных продуктах и поэтому не могут полностью исполнять все постные правила. Для таких больных ответ прост: руководствуясь указаниями своих врачей, они не постятся.
Или постятся, но не весь многодневный пост. Или принимают какую-то пищу например, молоко , которая нарушает постный устав, но является для них совершенно необходимой по причине болезни. Но, конечно, это касается только «пищевого» поста. Потому что в том, что касается воздержания от грехов и борьбы со страстями, они тоже должны поститься! И с еще большим усердием они должны стараться соблюдать живоносные заповеди Господни. А теперь мы переходим ко второму случаю. Люди нашего времени, более чем когда-либо, отличаются эгоизмом и повышенным вниманием к своему здоровью, которое мы осмелимся назвать «болезнебоязнью». Одни страшатся вымышленных недугов, другие хватаются за голову от каждого временного недомогания, и, в большей или меньшей степени, все увлечены своего рода «лекарствопоклонничеством». В их мировоззрении почти не остается места для промысла и попечения Божия.
При мысли о малейшей боли и страдании их охватывает ужас! И, конечно, такие христиане не хотят поститься. И это не врач им посоветовал! Они сами ставят себе диагноз и принимают решения! Что можно прописать таким людям — так это излечиться от их воистину болезненного состояния. Силой веры и с помощью горячей молитвы научиться вверять свою жизнь и здоровье прежде всего промыслу Божию. И, конечно, вопрос о том, нужно или нет, и до какой степени нужно поститься решать должны не сами они. Кроме того, не следует обходить вниманием — особенно сегодня — и такую сторону поста, как его благотворное влияние на здоровье. Помимо своего духовного значения, пост — замечательный способ освобождения человеческого организма от накапливающихся в нем ядов и профилактики различных заболеваний, вызванных неправильным питанием.
Премудрые правила о постах, хранящиеся нашей Православной Церковью , по мнению ряда ученых-диетологов, имеют величайшую ценность для борьбы с болезнями, подрывающими сегодня наше здоровье. Результаты многолетних и многотрудных исследований современных ученых совпадают с уставами, которые вот уже на протяжении веков регулируют образ поста Православной Церкви. И их соблюдение ведет к понижению содержания холестерина и предупреждает развитие инфаркта, а также некоторых злокачественных опухолей. Так подтверждается мудрое замечание Василия Великого , называющего пост «подателем здоровья» и «драгоценным для плоти». Двоякий характер поста: «воздержание от пищи» и «устранение от злых дел» 1. Когда мы говорим о посте или даже когда сами постимся, мы, как правило, думаем исключительно о воздержании от определенных продуктов и об умеренности в отношении других, постных. Однако такое восприятие поста односторонне и ущербно, так как истинный пост имеет двоякий характер. Существует телесный пост и наряду с ним духовный пост. Телесный пост заключается в воздержании от тех или иных яств и напитков.
Духовный пост, являющийся предпосылкой для поста телесного, касается в первую очередь души, но в широком смысле и всего человеческого естества. Когда мы говорим о телесном посте, мы имеем в виду частичное или даже полное воздержание от определенных продуктов. Но первоначально, как мы уже заметили, пост заключался в полном воздержании от любой еды и даже от воды. Однако с течением времени пост стал означать также воздержание от определенной пищи по определенным дням или в течение тех или иных периодов. Главная составляющая христианского поста, если говорить о «воздержании от яств», состоит в воздержании от мяса. Затем следуют некоторые другие продукты, также происходящие от «закаляемого» скота. Этим воздержанием мы стараемся смирить свою плоть, обуздать инстинкты и усмирить страсти. Это то, что Апостол Павел называет «умерщвлением» и «распятием» плотского мудрования, страстей и похотей см. По прекрасному святоотеческому выражению, приведенному в Отечнике, христианский пост — не «убийство тела», а «убийство страстей».
Еще одно свойство поста, которое подчеркивают многие духоносные учители Церкви — умеренность в еде, которая касается не только поста, но и вообще отношения христианина к пище. Мы должны всячески избегать пресыщения и объедения. Мы едим столько, сколько требуется для жизни, а не для того, чтобы служить инстинктам и похотям. По словам святого Кирилла Иерусалимского , «станем употреблять пищу умеренно, не будучи отягощаемы чревобесием, но обуздывая свое чрево, чтобы иметь власть и над прочими страстями. Да будет управляемо тело душою, а душа да не будет увлекаема плотскими удовольствиями». Однако помимо телесного поста настоящий пост включает в себя и духовный пост. Это, как мы уже сказали, пост души, состоящий в «удалении от зол», и он-то по преимуществу является «истинным постом», приятным Господу. Василий Великий учит: «Впрочем, пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей: потому что истинный пост есть устранение от злых дел». И этот образ поста, заключающийся в том, чтобы, по словам Иоанна Златоуста , «удаляться от всякого зла», гораздо выше поста телесного, заключающегося лишь в воздержании от пищи.
Основы Ислама
Первые 40 дней посвящены такому же по продолжительности посту Христа в пустыне. По окончании Четыредесятницы церковь отмечает Лазареву субботу в честь чуда воскрешения Спасителем Лазаря. А на следующий день — еще один большой праздник — Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Последние шесть дней Великого поста, предшествующие пасхальному воскресенью, именуются Страстной седмицей. Принято вспоминать последние дни земной жизни Иисуса и его распятие. Каждая неделя Святой Четыредесятницы имеет свое название и символическое значение: верующие вспоминают какое-либо важное событие или подвиг святого человека. Церковь вспоминает византийскую императрицу Феодору Константинопольскую.
Существуют и послабления: на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля и Вербное воскресенье 28 апреля можно съесть рыбу. В Лазареву субботу 27 апреля допускается съесть икру. Кроме того, строгий пост можно не держать в зависимости от возраста, состояния здоровья и жизненных обстоятельств — например, детям, беременным и кормящим, болеющим, специалистам, которые занимаются тяжелым физическим трудом, и находящимся в путешествии по необходимости. Помимо ограничений в еде, в этот период верующим рекомендуется участвовать в церковной жизни: чаще посещать храмы, не пропускать вечерние и утренние молитвы, читать Библию и Псалтырь, причащаться и исповедоваться. Кроме того, первые 40 дней поста стоит потратить на то, чтобы признать и глубоко осмыслить свои грехи. Также рекомендуется совершать добрые дела — помогать одиноким и нуждающимся.
С другой стороны, священники часто говорят о том, что помня и чтя внешние установки, нужно не забывать о сути поста: воспитании в себе человека Вечного, который живет Духом и Любовью. И с этой точки зрения, правильно поститься это означает не всегда соблюдать все нормы буквально, а ограничивать себя по силам — в тех привычках, в которых тело действительно берет власть над человеком. Есть известная притча про мытаря и фарисея. Фарисей был великий аскет и постник, соблюдал все правила, но гордился и восхвалялся этим, а потому цена его посту была «ноль» Пост — это воспитания в себе Любви. Известное изречение в христианстве: «Лучше есть в пост мясо, чем есть близких». Это напоминание о том, что нет никакого смысла в посте внешнем, если при этом человек продолжает озлобляться на тех, с кем живет под одним кровом и не поступает с ними по Любви. Поэтому иной раз батюшки благословляют семьи на «необычную» форму поста: когда видя сложности в отношения супругов — разрешают им есть мясо, а пост для них — ни разу не поругаться друг с другом, и в спорных ситуация всегда уступать. Потому что так поститься — правильнее, чем блюсти букву, не есть рыбу-мясо, забывая при этом о Духе. Очень проникновенные слова про суть и дух поста есть в книге пророка Исаии: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя […] Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца, тогда свет твой взойдет во тьме и мрак твой будет как полдень». Нужно ли поститься больным или беременным? Пост нужно соизмерять со своими силами и здоровьем. Больным, немощным или просто начинающим — священники разрешают смягчать пост. Например, перед Рождеством строго поститься не все 40 дней, а только в среды и пятницы его. Потому что нет никакого смысла в посте, если он не помогает человеку соединиться с Богом, а только раскачивает его по жизни и портит здоровье. Известна история, когда один из самых строгих аскетов святой горы Афон — старец Иосиф Исихаст, — даже велел своему ученику Ефрему Филофейскому съедать в день по кусочку мяса — потому что тот был слаб здоровьем, а подвигов в их жизни и так было достаточно. И это в монастыре: где мясо не едят даже в «простые» дни! Братия старца Иосифа Исихаста. Ефрем Филофейский, которому было благословено есть мясо — второй слева. У каждого человека на земле — свои силы, свое разумение, свои этапы духовного пути. Поэтому, например, на вопрос: надо ли строго поститься беременным — почти всегда ответ «нет»: беременным, конечно же, можно и нужно делать поблажки. Мать сама знает, что нужно для ее здоровьея и здоровья ее плода. В любом случае, строгость поста рекомендуется согласовывать со священником. Он будет помощником и советником в том, как лучше настроить себя на пост, и как лучше в вашей ситуации поститься. Как не взять подвиг, который не по силам, или наборот — не пойти на поводу собственных слабостей.
Три дня перед ним рыцари и оруженосцы держали пост и ходили молиться в лагерную церковку. Ежели спешки нет, то хорошо бы три дня перед заговариванием держать пост, не кушать скоромного, вообще есть поменьше да молитвенные правила выполнять.
О посте в Рамадан для новичков
Рыбный день: в этот день разрешен кусочек рыбы отварной или поджаренной на растительном масле - 7, 8 можно есть рыбную икру , 9 апреля. Ни в коем случае не употреблять алкоголь, за исключением кагора, который можно пить в небольших количествах в воскресенье и в важные праздничные даты. Откажитесь от курения - это считается грехом. В этом время не стоит связывать себя узами и брака. Супруги и возлюбленные не должны вступать в интимную близость. Нельзя много времени уделять развлекательным мероприятиям. Нельзя грустить, печалиться, выносить планы мести. Нельзя поддаваться агрессии, ссориться, сплетничать. Ни в коем случае не переедайте, чревоугодие - это грех.
Пост также способствует молитве. Кто-то не хочет отказываться от земных удовольствий, думая, что в этом счастье, но как говорится: «Каждая лягушка хвалит своё болото. Ведь надо не забывать о том, что здесь мы живём временно, а там вечность, и какая она будет зависит от того, как мы живём здесь. Верным и любящим Господа, следующим за Ним, соблюдающим Его заповеди, уготована блаженная вечность. Как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Пятая причина. Соблюдая пост, ограничивая себя в пище, человек может лучше понять голодного, нуждающегося ближнего; терпя добровольные лишения, приобрести сострадание, любовь, милосердие, терпение и смирение, без которых не войти в Царство Небесное. Ведь пресыщенный человек может не понимать голодного, как богач не понимал нищего Лазаря см. Как говорят в народе: «Сытый голодного не разумеет». Шестая причина.
Христианин, желая очиститься от страстей, чтобы быть чистым перед Господом, борется со своими страстями, с греховными навыками, а также с духами злобы поднебесной, которые склоняют человека к этим грехам, подкидывая соответствующие помыслы. Пост способствует этой борьбе. Пост и молитва изгоняют дух нечистый, способствуют чистоте сердечной, чтобы встретить Пасху с чистым сердцем. Христианин призван воздерживаться от зла и делать добро, а бесы мешают этому стремлению делать добро, уклоняя человека в леность, эгоизм, удовлетворение своих похотей. И при нападениях бесовских, которые бывают у тех, кто ведёт борьбу с греховными навыками и страстями, следует узким путём, указанным Господом, пост и молитва очень помогают; «сей же род изгоняется только молитвою и постом.
Седьмая причина. В пост христианин, как выше говорилось, сосредотачивается на духовной жизни, борется с греховными навыками, более чем в другое время. Перед Причастием, как известно, необходимо держать пост. Так вот, постное время, как раз подходит для того, чтобы причащаться Святых Христовых Тайн во исцеление души и тела, в оставление грехов и в жизнь вечную. Ещё одной причиной, почему нужно держать пост, является то, что пост помогает бороться со страстью чревоугодия, удерживает от него, помогает господствовать разумом над этой страстью, чтобы не быть рабами своей плоти.
И соблюдение постов, установленных Церковью, поможет на мытарствах Частном Суде , в частности на мытарстве чревоугодия, так как Ангел-Хранитель записывает добрые дала и соблюдение постов, а бесы не могут ничего предъявить человеку, если он держал пост добросовестно. Девятая причина. Пост способствует смирению. Ведь чревоугодие, пресыщение может привести к гордости, эгоизму, лености, жадности, потому что человек начинает желать ублажать себя сластями, не желая делиться с другими; чревоугодие усиливает эти страсти. Десятая причина.
Пост помогает любить простую пищу, и быть благодарными Богу и за это. А потом после выхода из поста по-новому ощущается вкус скоромной пищи, она кажется более вкусной, и это тоже способствует благодарению Бога. А когда человек пресыщается, то ему всё приедается, и хочется чего-то нового, отсюда гурманы ищут каких-то особенных вкусов, не удовлетворяясь простой едой. А простая еда может у них вызвать ропот, недовольство.
Соблюдая пост, ограничивая себя в пище, человек может лучше понять голодного, нуждающегося ближнего; терпя добровольные лишения, приобрести сострадание, любовь, милосердие, терпение и смирение, без которых не войти в Царство Небесное. Ведь пресыщенный человек может не понимать голодного, как богач не понимал нищего Лазаря см. Как говорят в народе: «Сытый голодного не разумеет».
Шестая причина. Христианин, желая очиститься от страстей, чтобы быть чистым перед Господом, борется со своими страстями, с греховными навыками, а также с духами злобы поднебесной, которые склоняют человека к этим грехам, подкидывая соответствующие помыслы. Пост способствует этой борьбе. Пост и молитва изгоняют дух нечистый, способствуют чистоте сердечной, чтобы встретить Пасху с чистым сердцем. Христианин призван воздерживаться от зла и делать добро, а бесы мешают этому стремлению делать добро, уклоняя человека в леность, эгоизм, удовлетворение своих похотей. И при нападениях бесовских, которые бывают у тех, кто ведёт борьбу с греховными навыками и страстями, следует узким путём, указанным Господом, пост и молитва очень помогают; «сей же род изгоняется только молитвою и постом. Седьмая причина.
В пост христианин, как выше говорилось, сосредотачивается на духовной жизни, борется с греховными навыками, более чем в другое время. Перед Причастием, как известно, необходимо держать пост. Так вот, постное время, как раз подходит для того, чтобы причащаться Святых Христовых Тайн во исцеление души и тела, в оставление грехов и в жизнь вечную. Ещё одной причиной, почему нужно держать пост, является то, что пост помогает бороться со страстью чревоугодия, удерживает от него, помогает господствовать разумом над этой страстью, чтобы не быть рабами своей плоти. И соблюдение постов, установленных Церковью, поможет на мытарствах Частном Суде , в частности на мытарстве чревоугодия, так как Ангел-Хранитель записывает добрые дала и соблюдение постов, а бесы не могут ничего предъявить человеку, если он держал пост добросовестно. Девятая причина. Пост способствует смирению.
Ведь чревоугодие, пресыщение может привести к гордости, эгоизму, лености, жадности, потому что человек начинает желать ублажать себя сластями, не желая делиться с другими; чревоугодие усиливает эти страсти. Десятая причина. Пост помогает любить простую пищу, и быть благодарными Богу и за это. А потом после выхода из поста по-новому ощущается вкус скоромной пищи, она кажется более вкусной, и это тоже способствует благодарению Бога. А когда человек пресыщается, то ему всё приедается, и хочется чего-то нового, отсюда гурманы ищут каких-то особенных вкусов, не удовлетворяясь простой едой. А простая еда может у них вызвать ропот, недовольство. Одиннадцатая причина.
Постная пища способствует экономию денежных средств, потому что исключаются из рациона мясо, рыба, молочные продукты, яйца. Деньги могут освободиться на творение милостыни, что тоже очень нужно христианину для спасения. И ещё пост способствует экономию времени, потому что человек не утруждает себя заботами о том, что готовить и повкуснее, а довольствуется более простой едой. Конечно, если не искать каких-то изысканных постных блюд, как например, соевой колбасы, постного сыра и т. Всё это мало похоже на настоящий добросовестный пост.
Нарушающим пост проникновение через рот считается только тогда, когда физическое тело пройдёт за границу глотки, а именно за границу места возникновения звука «хIа», а в нос — если физическое тело пройдёт за границу гайморальных пазух. Проникновение любого физического тела в вышеупомянутые естественные отверстия нарушает пост. К примеру, капли в нос нарушают пост, а капли в глаза не нарушают, поскольку там нет полости. Клизма тоже нарушает пост, поскольку физическое тело проникает в полость, а укол, будь он внутримышечный или внутривенный, не нарушает пост. Однако есть богословы, которые утверждают, что если человек не по болезни, а просто для комфортного соблюдения поста ставит капельницы с глюкозой, — пост недействителен! Всё это нарушает пост только тогда, когда проникновение тела было совершено осознанно. К примеру, если постящийся забыл, что соблюдает пост, и прочистит ушные каналы ватными палочками, пост не нарушается, так же, как он не нарушается, если выпить или съесть что-нибудь по забывчивости. Проникновение в утробу через рот пыли и ей подобного тоже не нарушает пост, потому что остеречься от подобного крайне затруднительно. Глотание собственной слюны тоже не нарушает пост. А у того, кто проглотит слюну, с которой смешалось ещё что-нибудь, например кровь из дёсен, пост нарушается, даже если прошло время и слюна вновь приобрела свой естественный цвет. А чтобы пост не нарушился, надо прополоскать рот чистой водой и выплюнуть её всю без остатка, чтобы ни одна капля воды не прошла за границу глотки. Аналогично и во время чистки зубов надо быть предельно осторожным, чтобы не проглотить ни воду, ни пасту, а иначе пост нарушается. Относительно желательных действий во время омовения, таких как полоскание рта и носовой полости мазмазат и истиншак , то проникновение воды не нарушает поста только при условии, что умывающийся не усердствовал в их полоскании, в противном случае пост нарушается, поскольку он совершает то, что порицается совершать постящемуся. Если у постящегося между зубами остались остатки пищи и их не удаётся извлечь, пост не нарушается, а если есть возможность очистить ротовую полость, в частности между зубами, от остатков пищи и постящийся не сделает этого, его пост нарушается. Пост не нарушается, если человека вынудили, например под угрозой расправы, съесть или выпить что-либо. В хадисе, переданном Абу Хурайрой да будет доволен им Аллах , говорится: «Тому, кто непроизвольно вырвет во время поста, нет необходимости возмещать его т. Половое сношение нарушает пост, даже если не было семяизвержения. Тот, кто осквернил месяц Рамадан, прервав пост половым актом, должен не только воздерживаться от еды, питья и всего остального, что нарушает пост, до захода солнца, но и возместить этот пост после месяца Рамадан. Кроме того, он ещё должен в качестве штрафа поститься два месяца подряд, а если физически не в состоянии сделать это, то дать по одному мудду 600 грамм зерна 60 беднякам. Тому, кто боится возбудиться от поцелуя, грешно делать это, поскольку этим действием постящийся подвергает угрозе обязательный пост. А тому, кто уверен в себе, порицается караха , но не запрещается целоваться. Свидетельством тому служит хадис, переданный Айшей да будет доволен им Аллах : « Посланник Аллаха мир ему и благословение целовал меня, будучи постящимся. Кто же из вас владеет своими желаниями так же, как владел ими Посланник Аллаха мир ему и благословение? Их наступление тоже нарушает пост, даже если их продолжительность будет недолгой. И, конечно же, пропущенные посты по причине их наступления надо возмещать.
Зачем женщины врут о соблюдении поста? Суть Великого поста.
Пост обязателен для каждого мусульманина, достигшего половой зрелости, который не имеет для этого физических противопоказаний и находится в здравом уме. Но если человек постом начинает бороться с собой, искоренять давние привычки, пересиливать свои желания, в общем вступать в духовную войну, тот вполне логично сказать, что он пост держит. В любом случае пост – это добровольное сознательное самоограничение, так что поститься нужно начинать с сознательного возраста.