Эмоциональный интеллект — это умение отслеживать и понимать как собственные эмоции, так и эмоции других людей, а также распознавать их подлинную мотивацию, потребности, намерения и желания. Эмоциональный интеллект — это умение отслеживать и понимать как собственные эмоции, так и эмоции других людей, а также распознавать их подлинную мотивацию, потребности, намерения и желания. Впервые термин "эмоциональный интеллект" был использован только в 1985 году в докторской диссертации Уэйна Пейна. Эмоциональный интеллект (EI или EQ для «эмоциональный коэффициент с англ. emotionalquotient») — это способность воспринимать, интерпретировать, демонстрировать, контролировать.
Эмоциональный интеллект что это значит – кратко и простыми словами
Они часто избегают таких ситуаций. Скрывать свои истинные эмоции от людей — также их распространенная черта. Внезапные эмоциональные вспышки Способность регулировать свои эмоции является одним из пяти важнейших компонентов эмоционального интеллекта. Людям с низким ЭК часто сложно понять и контролировать свои эмоции. Они могут выдавать неожиданные эмоциональные всплески, которые выглядят преувеличенными и неконтролируемыми. Сложности в поддержании дружеских отношений Люди с низким ЭК часто черствы и бесчувственны, поэтому им трудно поддерживать дружеские отношения. Близкая дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки, то есть, всего того с чем борются люди с низким ЭК. Отсутствие эмпатии Поскольку люди с низким уровнем эмоционального интеллекта не понимают эмоции других людей, им мало свойственно сопереживание.
Они не способны принять чувства других, а значит, не могут поставить себя на место другого человека. Слабый эмоциональный интеллект грозит неприятностями в разных сферах человеческой жизни. Школа, работа, семья, дружба и романтические отношения — вот лишь несколько областей, где человек с низким ЭК может испытать большие проблемы. Так что же нужно, чтобы стать «эмоциональным интеллектуалом»? Психолог и автор бестселлеров Дэниел Гольман Daniel Goleman считает, что существует пять обязательных составляющих эмоционального интеллекта. Взгляните на них и, возможно, над отдельными аспектами вы решите поработать. Только осознавая свои эмоции, можно знать о влиянии ваших собственных действий, настроения и эмоций на других людей.
Они способны управлять конфликтами и разрешать напряженные или сложные ситуации. Гольман считает, что люди с сильными навыками саморегулирования также очень добросовестны. Они внимательны к окружающим и берут на себя ответственность за свои действия. Истинное понимание эмоций включает в себя больше, чем просто признание собственных эмоций и чувств других людей — нужно, чтобы эта информация работала в вашем взаимодействии и коммуникациях с людьми каждый день. В профессиональной сфере это означает, что преимущества получат те менеджеры, кто будет способен построить контакт и взаимоотношения с подчинёнными, в то время как рядовые работники могут воспользоваться преимуществами своей эффективной связи с руководителями и сослуживцами. Вот несколько важных социальных навыков: активное слушание, вербальные навыки общения, невербальные коммуникативные навыки, лидерство и способность убеждать. Эмпатия значит больше, чем просто способность распознавать эмоциональное состояние других людей, она также включает в себя вашу реакцию на основе этой информации. Когда вы чувствуете, что кто-то испытывает, например, грусть или безнадежность, это будет означать, что вы, как будто, переняли чувства этого человека. Вы можете позаботиться о таком человеке или поддержать его дух. Чуткость также позволяет людям отслеживать негласные отношения, процессы, которые происходят в разных сообществах, особенно на рабочих местах.
Компетентный в такой сфере человек способен определить силы, обладающие влиянием в различных социальных отношениях, понять, как они влияют на чувства и поведение, и точно интерпретировать различные ситуации, которые зависят от такого влияния. Люди, эмоционально богатые, движимы чем-то за пределами одних лишь внешних стимулов, таких как слава, деньги, признание и одобрение. Вместо этого у них есть страсть для реализации своих внутренних потребностей и целей. Они ищут что-то, что ведёт к внутреннему вознаграждению, их поглощает эта деятельность, и они добиваются экстремальных переживаний.
Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле. Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события. Экономика образования Что такое ненасильственное общение и как его использовать Социальная компетентность Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих: Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта. Действие — то, как человек реализует причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе. Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас. Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях. Управление отношениями Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты. Квадрант эмоций помогает определить, какое эмоциональное состояние преобладает у вас или ваших сотрудников, чтобы направить энергию и настроение на пользу Квадрант эмоций помогает определить, какое эмоциональное состояние преобладает у вас или ваших сотрудников, чтобы направить энергию и настроение на пользу Как это работает. Например, вы не сделали презентацию для нового клиента и из-за этого переживаете. Уровень настроения оцените на 3 балла. При этом у вас еще много сил, поэтому уровень энергии будет 7 баллов. Так вы попадаете в красный квадрат «беспокоюсь». В таком состоянии лучше заняться активной работой, которая не требует эмоционального настроя: прибраться в доме, вынести мусор, приготовить еду. В зеленом квадрате у вас хорошее настроение, но мало энергии. В таком случае, изучайте новое: погружайтесь в проект или задачу, собирайте информацию. Делайте то, что не требует физической нагрузки.
В моменты наибольшего напряжения брать паузу, чтобы задать себе вопросы, которые помогут лучше понять ситуацию, эмоции и правильную тактику поведения. Эмпатия Способность понимать желания, нужды и чувства окружающих даже тогда, когда это не очевидно. Избегать стереотипов и осуждения, не вешать ярлыки. Быть чутким к нуждам окружающих: что им нужно, чтобы расти? Как можно помочь развитию их способностей? Навыки общения Искренне интересоваться каждым человеком, которого вы встречаете. Вы можете не одобрять его поведение или образ жизни, но нужно быть открытым в общении, потому что, когда в вас есть хоть немного негатива по отношению к человеку, он это чувствует. Также это способность найти подход к любому человеку вне зависимости от пола, расы, религии и других факторов. Быть командным игроком. Фокусироваться не только на личном успехе, но и помогать развиваться другим. Как развить эмоциональный интеллект? Для того, чтобы повышать свой уровень эмоционального интеллекта, нужно в первую очередь максимально принимать себя — это важнейшее условие, фундамент. Нужно позволить себе быть максимально уязвимым — быть самим собой. При общении люди чувствуют то, что чувствуете вы. И если вы не верны себе, если вы обманываете себя или не принимаете себя, это откликается в другом человеке. Он думает: «Что-то тут не так, я не доверяю тебе». И наоборот. Если вы в гармонии с собой, тогда и люди быстрее вам открываются, связь между вами налаживается быстрее и изначально более крепка. Человек, который любит себя и уважает свои особенности, свою природу, естественным образом начинает принимать окружающих и перестает их осуждать. Вы и ваши эмоции — одно целое Мы привыкли отделять себя от своих эмоций. Мы говорим: «Ты меня злишь», хотя правильнее будет сказать: «Я злюсь, когда ты делаешь это». Потому что никто не виноват в том, что мы чувствуем себя определенным образом. Это только наши эмоции, и мы можем их контролировать. Попробуйте противостоять своим эмоциональным импульсам Посмотреть на ситуацию со стороны и спросить себя: «Почему я злюсь? Уверен ли я, что мне стоит злиться? Как я могу по-другому выразить свои истинные эмоции? Например, молодой человек не пришел вовремя к ужину, опоздал примерно на час. Девушка встречает его и начинает кричать, в чем-то обвинять. Злость — не её первоначальная эмоция.
Эмоциональный интеллект: что это, как его использовать в работе и бизнесе
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов. Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами. Эмоциональный интеллект — способность человека распознавать,определять, понимать свои собственные эмоции и эмоции других людей.
Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить? это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и применять эти знания на практике в конкретных ситуациях. Более высокий эмоциональный интеллект помогает людям лучше общаться, стимулировать командные усилия и решать проблемы с людьми, когда это необходимо, и стимулировать командные усилия. Эмоциональный интеллект – способность распознавать эмоции, понимать причины их возникновения, управлять ими и гибко использовать эмоции для повышения эффективности мышления и решения стоящих задач. это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и применять эти знания на практике в конкретных ситуациях. Эмоциональный интеллект положительно коррелирует с более высокой удовлетворенностью жизнью и самооценкой, а также с более низким уровнем незащищенности или депрессии.
Подкаст: эмоциональный интеллект — что это и зачем он нужен?
Неподготовленный человек быстро отдаст ситуацию во власть раздражения и других собственных отрицательных эмоций. Руководитель с высоким EQ способен справиться с соблазнами и не реагировать на нелогичное поведение негативного сотрудника; Вы находите возможность заметить окружающих людей, их эмоции, даже если сами очень заняты или торопитесь. У вас всегда есть пара минут на то, чтобы помочь другим людям, как бы сильно вы не спешили куда-либо; Вы адаптивны. Легкое приспособление к постоянно меняющимся условиям необходимое качество современного предпринимателя. Если он перестанет меняться, мир не перестанет меняться вместе с ним. Поэтому его предприятие будет постепенно терять свои позиции, все меньше и меньше соответствуя конъюнктуре. Нежелание принимать новое всегда мешает развитию. Другое дело что стратегия и тактика бизнеса могут быть разными.
Не обязательно внедрять все самое новое. Иногда лучше отдать это тропу другим и идти во след проторенной дорогой; Вы умеете отдыхать. Чтобы много отдавать, нужно получать много энергии. Она рождается из отдыха и человеческого общения. И то и другое нужно научиться делать с пользой. Если времени для досуга совсем нет, а так бывает, нужно снимать напряжение различными техниками. Люди с высоким EQ умеют устанавливать баланс между работой и досугом.
Важно научиться извлекать из отдыха энергию для работы, а не продолжать дома, как заяц-энерджайзер, думать и говорить о бизнесе; Вы умеете слушать. Человек с высоким эмоциональным интеллектом понимает чувства и эмоции других не только через текст, но и через то, что находится в паузах; Вы умеете ставить реалистичные задачи. Болезнь поколения 20 века — перфекционизм. Многие просто не способны завершить никакое дело, так как бесконечно стремятся к лучшему. Важно научиться достигать поставленных целей вовремя, даже если что-то сначала будет получаться на троечку. Если посредственный результат будет получаться всегда, придется задуматься, а то ли дело выбрано. Браться нужно не за то, что успешно, выгодно, популярно, а за то, что получается лучше, чем у других.
Ирина — Всё время позитивные люди вызывают у меня опасения. Сергей — Психи какие-то. Умеренно позитивные люди, наверное, вызывают желание с ними общаться, а люди ворчливые, скептичные и желчные, наверное, вызывают меньше такого желания. Но, что самое важно, людям, которые в целом настроены нейтрально-позитивно, живётся лучше. Они своей жизни больше довольны, чем люди, которые постоянно ворчат, чем-то недовольны, и в целом в таком угрюмом состоянии большую часть времени. И это базовое состояние — «базовое эмоциональное состояние» — оно складывается из каких-то индивидуальных предпосылок и из навыков саморегуляции. И эти навыки саморегуляции, навыки поддерживать себя в позитивном состоянии даже сложных ситуациях — это тоже часть эмоционально интеллекта.
Есть конкретные приёмы, как это делать. Для этого сначала надо отловить, что тебя бесит или что тебя раздражает. Потом докопаться до причин из-за чего это происходит, и что ты можешь с этим сделать. Или как изменить к этому отношение. И навыки эмоциональной саморегуляции дают очень большое преимущество, особенно в ситуации, которая быстро меняется. Когда в проекте у тебя то дедлайн, то клиент изменил требование, то у тебя в команде какой-то разлад... Ирина —...
Важность мотивации Сергей — Ну перестань уже переживать по этому поводу. Следующий компонент — это, как ни странно, мотивация. Ну про мотивацию, наверное, все понимают важность мотивации. Особенно для детей: мотивации к учебе. Но мотивация — это часть эмоциональной сферы. Даже так это и называется — «эмоционально-волевая сфера». Потому что, если у человека нет эмоций, нет эмоциональных стремлений, то у него как бы мотивации нет.
То есть человек стремится к тому, что даёт ему положительные эмоции, то, из-за чего он их получает. Если он стремится, но не понимает, что это положительные эмоции, то его решения сомнительные. Например, ты знаешь людей, опять же, наверняка знаешь, потому что все их знают, которые, имея весьма скромные доходы, покупают каждый вновь вышедший iPhone. Вот прям он выходит, они стоят в очереди и покупают его в кредит тут же. И начинают этот кредит платить. И не то чтобы им этот iPhone нужен для фотосъемки. И не то чтобы они собираются на какой-то приёмный балл, где обязательно быть с iPhone.
Просто они чувствуют некий импульс, то есть они чувствуют некую пустоту, которую заполнит только iPhone. Но он её не заполняет. То есть они, иными словами, не понимают, чего они хотят. Ирина — Но вообще в России уже, по-моему, несколько лет не бывает очереди к iPhone.
Социальные навыки — умение грамотно выстраивать отношения с людьми, побуждать их к определенным действиям. Уровень эмоционального интеллекта В бытовом смысле можно выделить всего два уровня EQ. Рассмотрим, по каким признакам можно определить принадлежность человека к одному из них. Высокий Про человека с высоким уровнем эмоционального интеллекта можно сказать следующее: Он распознает эмоции и чувства окружающих, считывая их по мимике, жестам, голосу, поведению, а также читая между строк. Он искренне интересуется состоянием собеседника, умеет сопереживать и предпринимает попытки оказать помощь и поддержку. Обладатель высокого уровня EQ понимает природу собственных эмоций, их причину, характер. А также умеет находить способы взять себя в руки и справляться с проблемными состояниями. Он умеет отказывать в просьбах, если они ущемляют его интересы и противоречат желаниям. Человек осознает свои положительные и негативные стороны, а также старается усовершенствовать первые и минимизировать вред от вторых. Высокий уровень EQ не уживается с перфекционизмом. Такой человек не зависит от мнения окружающих и не стремится никому и ничего доказывать. Низкий Как распознать тех, у кого эмоциональный интеллект развит слабо? Выделить их можно по следующим признакам: Люди с недостаточным уровнем эмоционального интеллекта заводятся с полуоборота, всегда готовы вступить в жаркий спор и требовать от собеседника четкой аргументации своих слов, действий, решений. Они тяжело проигрывают, винят окружающих в излишней чувствительности. Могут спровоцировать конфликт своими колкими словами, а позже свалить вину за возникший конфликт на оппонента. Низкий EQ не дает распознавать чувства близких людей. Человек не видит, что собеседник расстроен, поставлен в тупик, смущен и не желает продолжать общение.
Потому что он помогает достигать успехов в профессиональной и личной жизни. Несмотря на то что в психологии есть множество теорий и моделей ЭИ, единого понятия — нет. Например, Рувен Бар-Он указывает, что эмоциональный интеллект — это «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды». А указанный выше Дэниэл Гоулмен говорит, что понятие ЭИ связано с возможностью осознавать свои эмоции и эмоции других для мотивации, управления эмоциями и эффективной коммуникации. Если объединить позиции исследователей, то получается, что эмоциональный интеллект связан с управлением своими эмоциями, их осознанием. Хозяин эмоций не подавляет их, а по необходимости «разрешает» им проявляться. Этот навык позволяет сохранять самообладание, а также лучше понимать и себя, и других. Про адаптацию Правда ли, что ЭИ связан с адаптацией в социуме? Пока не ясно. Так, Р. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин в своей статье говорят, что «не всегда высокая выраженность некоторых компонентов ЭИ приводит к благоприятным для субъекта последствиям». Например, человек, который лучше понимает эмоции других, будет чувствительным и к положительным, и к отрицательным эмоциональным состояниям. Это не всегда хорошо, потому что, например, в напряженных условиях может повысить уровень депрессии или пессимизма. Ciarrochi, Dea, Anderson, 2002.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развивать
Эмоциональный интеллект (emotional intelligence, EQ) — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, например, чтобы снимать стресс, преодолевать трудности и разряжать конфликты. Более высокий эмоциональный интеллект помогает людям лучше общаться, стимулировать командные усилия и решать проблемы с людьми, когда это необходимо, и стимулировать командные усилия. Развивать эмоциональный интеллект нужно, чтобы иметь больше информации для принятия решений и, как следствие, получать более интересные результаты.