Грядёт окончание Масленичной недели,а вместе с ним и Прощеное воскресенье. Сжигание чучела масленицы, залезание на столб – это чисто языческие пережитки.
Сжигание чучела на Масленицу - языческий обычай
Сжигание чучела на масленицу По каким же конкретным причинам происходило сжигание чучела в древности? Можно посмотреть на сжигание чучела на Масленицу, но стоит объяснить детям, что это "дурацкая игра", поскольку является наследием языческих времен и отводит от. На Руси сжигали масленичное чучело не для встречи весны, а для плодородия почвы. Обряд сжигания Масленицы, между прочим, стоит в том же ряду.
Что сжигали на Масленицу
Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М. Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу.
Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела. В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания.
В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду. Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г.
Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней.
Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают?
Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие.
Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению.
Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы.
Поэтому соломенная кукла тождественна с древней богиней. А сам обряд сжигания чучела — это "похороны" зимы и, соответственно, всех связанных с нею невзгод. Как проходит обряд Что нового готовит "Сибирская Масленица" и кто станет ее хедлайнером В этом году на площадке построят огромный снежный городок и позовут настоящих каскадеров Традиция требует перед сожжением носить чучело зимы по улицам населенного пункта так, чтобы его смогли увидеть все жители. Наши предки, неся куклу Мораны, пародировали участников похоронной процессии — одну девушку наряжали попом, другую — дьяконом, а мужчин — бабами-плакальщицами.
Я не вижу большого вреда для окружающей среды, если пара-тройка чучел Масленицы вспыхнут и прогорят до конца. И уж конечно, запрещать сжигание я бы точно не стал. В нашей сегодняшней ситуации я бы, наоборот, запретил запрещать что бы то ни было хотя бы на несколько месяцев. Очень опасно считать, что можно регулировать реальность, в том числе в области воздействия на окружающую среду, исключительно запретами. В итоге их становится так много, что они просто перестают соблюдаться, по принципу «семь бед — один ответ». А для природы бесконтрольный человек — это самое опасное существо. Так что пусть он сжигает свои масленицы, но соблюдает другие природоохранные нормативы. Александр Колотов, эколог, руководитель общественной организации «Плотина» Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.
Не зря в наше время различные игрушки, в которых вселяются темные силы, встречаются во многих ужастиках. В процессе создания куклы не стоит ругаться. Приступать к работе над фигуркой нужно в хорошем настроении. В этом случае оберег получится по-настоящему сильным. Делать его рекомендуется в приятной компании. Поделку также украшали цветными ленточками. Считалось, что чем их больше, тем сильнее магические силы куклы. С готовыми куклами в течение всей масленичной недели играли дети. Кроме того, такие поделки было принято дарить молодоженам. Считалось, что такая кукла принесет молодой семье достаток, а также защитит от всех бед их будущих детей. Хранили масленичный оберег в «красном углу». Таким образом называлось самое святое место в доме. Там же располагались и Берегиня, Успешница и Крупеничка. Каждую из этих кукол делали в разное время года. Сейчас фигурки чаще всего ставят в гостиной или прямо у входа в дом. Прощание с Масленицей Доделав большое чучело масленицы, его насаживали на шест и возили на санках по округе. Этот ритуал сопровождался песнями и плясками. Все желающие могли присоединиться к компании и поучаствовать в проводах зимы. Очень часто масленичный поезд состоял из сотен людей. Сжигали куклу обычно на главной площади или за деревней. Перед уничтожением куклы все желающие могли выместить на ней свою злобу, накопившуюся за долгие годы. Люди таким образом высвобождали все свои негативные эмоции и прощались с обидами. Когда куклу сжигали, вместе с ней в огонь бросали старые и ненужные вещи, а также рваную одежду. Это помогало очистить дом от негативной энергии. В последний день масленичной недели ранее также было принято надевать на жердь деревянное колесо. Оно являлось символом солнца. Сжигая этот деревянный круг, люди стремились приблизить наступление весны. Кроме того, в конце праздничной недели сжигали и все остатки скоромной пищи. В костер бросали остатки блинов, вареников и прочих блюд, которые не получилось доесть за неделю. Это помогало людям воздерживаться от еды в первые недели Великого поста. Для того чтобы привлечь в дом богатство, в горящий костер также бросали монеты. Многие после догорания костра также старались найти их в пепле. Считалось, что такая монетка станет отличным оберегом от бедности и различных проблем. Раньше факел, который используется для поджигания чучела, давали в руки только главе городе или деревни. Сейчас поджигать чучело может любой. Главное, в процессе мероприятия придерживаться простых правил безопасности. Место для праздника стоит выбирать уединенное. За костром всегда надо следить. Этих правил люди старались придерживаться с давних времен. Когда фигура догорала, молодежь, пользуясь возможностью, прыгала через костер.
Как делают и зачем сжигают чучело на Масленицу
Тещины вечерки пятница. В этот день зять зовет тещу в гости. Золовкины посиделки суббота. В этот день по традиции жена встречает у себя дома сестер мужа. Прощеное Воскресенье.
В этом году Прощеное Воскресенье придется на 17 марта. В воскресенье - Проводы Масленицы - сжигают чучело Марену, поминают предков, в том числе на кладбище, а также просят прощения. Конечно, в течение всей недели, которую иногда называют Объедухой понятно почему , принято есть блины: много и самые разные. Традиция вкусно поесть и повеселиться перед началом Великого поста существует и в других странах.
Ранее каждый, кто крепил ленту к чучелу, в процессе загадывал желание. Если цветной лоскуток сгорал до конца, можно было рассчитывать на то, что оно сбудется. Готовясь к празднику, вещи для украшения чучела раньше собирали в разных домах. Наряжали «красавицу» чаще всего женщины. Сейчас в процессе создания чучела могут участвовать все желающие. Главное, чтобы оно получилось красивым и большим. Отдельно стоит поговорить о том, как создается Домашняя Масленица. Для изготовления куклы нельзя использовать искусственные материалы.
Предпочтение стоит отдавать натуральным нитям и тканям. Кроме того, при создании таких игрушек не используются и нити с иголками. Ткань рвется на части руками. Места крепления не зашиваются, а обматываются нитями. Считалось, что колющие и режущие предметы делают куклу слабой и обессиленной. По традиции при создании оберегов никогда не используются темные и тусклые цвета. Домашняя Масленица — не исключение. Готовая кукла должна быть безликой.
Считается, что если ее лицо будет похоже на лицо кого-то из близких, это может навлечь на человека беду. Именно поэтому тряпичные куклы всегда делались без лица. Люди также боялись, что в человекоподобную куклу легко может вселиться домовой или бес. Не зря в наше время различные игрушки, в которых вселяются темные силы, встречаются во многих ужастиках. В процессе создания куклы не стоит ругаться. Приступать к работе над фигуркой нужно в хорошем настроении. В этом случае оберег получится по-настоящему сильным. Делать его рекомендуется в приятной компании.
Поделку также украшали цветными ленточками. Считалось, что чем их больше, тем сильнее магические силы куклы. С готовыми куклами в течение всей масленичной недели играли дети. Кроме того, такие поделки было принято дарить молодоженам. Считалось, что такая кукла принесет молодой семье достаток, а также защитит от всех бед их будущих детей. Хранили масленичный оберег в «красном углу». Таким образом называлось самое святое место в доме. Там же располагались и Берегиня, Успешница и Крупеничка.
Каждую из этих кукол делали в разное время года. Сейчас фигурки чаще всего ставят в гостиной или прямо у входа в дом. Прощание с Масленицей Доделав большое чучело масленицы, его насаживали на шест и возили на санках по округе. Этот ритуал сопровождался песнями и плясками. Все желающие могли присоединиться к компании и поучаствовать в проводах зимы. Очень часто масленичный поезд состоял из сотен людей. Сжигали куклу обычно на главной площади или за деревней. Перед уничтожением куклы все желающие могли выместить на ней свою злобу, накопившуюся за долгие годы.
Согласно народному поверью, он должен быть большим и высоким: чем он выше, тем удачнее ожидался год. Вокруг костра славяне устраивали хороводы, при этом громко пели и веселились, чтобы разбудить спящую весну. А чтобы высшие силы были благосклонны к крестьянам и послали им хороший урожай, пепел после сожжения чучела раскидывали по полям. Оставлять его было дурной приметой, поскольку полагали, что тогда урожай будет плохим, а внезапно наступившие холода могут уничтожить новые посевы. Впрочем, у некоторых народов было принято развеивать пепел по воздуху. Этот обряд представлял собой символическое жертвоприношение высшим силам.
Примечательно, что в старину, когда праздник длился не 7, а целых 14 дней, за это время устраивали несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Этот старинный обычай, пускай и в измененном виде, сохранился до сих пор. Для наших предков это действо имело важное значение, ведь они верили, что с помощью определенных ритуалов можно изменить к лучшему свою судьбу. Теперь же сжигание чучела на Масленицу носит в основном лишь развлекательный характер. Ритуал жертвоприношения со временем превратился в зрелищную забаву, которая олицетворяет конец зимы и приход настоящей весны. Во сколько будут сжигать чучело на Масленицу в 2024 году?
На костре наши предки сжигали не только чучело, но и старые вещи, мусор. После пепел развеивали по полям, чтобы получить хороший урожай. В древние времена Масленицу называли земледельческим Новым годом. Язычники считали, что циклическое возрождение наступает через гибель. С сожжённым чучелом уходили все беды, болезни, неудачи и напасти прошлого. Масленицу всегда встречали с песнями, плясками. Люди находились в радостном ожидании нового. Масленица — это православный праздник или языческий? Масленица — это древнейший славянский языческий праздник.
Отмечали его не семь дней, а все 14 и называли "пеpебухой", "объедухой", "весёлой", "честной масленицей" и "сахарными устами". В дохристианские времена наши предки славили Ярило — бога Солнца, и готовили блины в благодарность ему за свет и тепло. Каждый блин символизировал один солнечный день, потому пекли их как можно больше, чтобы тепло и свет не покидали людей целый год. Но дошла до нас Масленица в искажённом виде. Вплоть до XVII века Церковь пыталась запретить этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни и преследовала тех, кто праздновал его открыто.
Основные правила пожарной безопасности на масленицу
Чучело Масленицы являлось символом плодовитости, поэтому было принято разбрасывать по полям либо пепел от сожженного чучела, либо фрагменты растерзанного чучела. Конечно, о масленичном чучеле никто прямым текстом не пишет, но разведение открытого огня в жилых зонах и общественных местах запрещено федеральными и региональными нормативными документами. Зачем люди сжигают чучело в завершении Масленицы: суть главного обряда православных. Сжигая Масленицу, они верили в светлое будущее и ограждали себя от неприятностей. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). Даже не зная, что означает это сжигание чучела, есть ощущение, что совершается какая-то дикость.
Что сжигали на Масленицу
Сжигание чучела – примета избавления в своей жизни от всего плохого и ненужного. Если вы решили сжечь чучело на Масленицу – внимательно присмотритесь к деталям, изучите, из чего оно сделано. Зачем сжигают чучело на Масленицу? Кульминация Масленицы — это вовсе не поедание блинов, как многим хотелось бы думать, а сжигание чучела.
Почему на Масленицу сжигают чучело и пекут блины: народные поверья и обычаи
Затем в разгар веселья ее сжигали на костре, как знак того, что зима наконец-то закончилась. Теперь можно ждать тепла и готовиться к предстоящим посадкам. Некоторые историки выдвигают еще одну версию возникновения этой необычной традиции. В мире язычества существовала богиня смерти по имени Морена.
Считалось, что в ту семью, в которой будет делать чучело к празднику, несчастье и смерть не придут. Поэтому люди подолгу решали, кому выпадет такая честь, споров по этому поводу было много. Сжигание куклы несет смысл избавления от прошлых страданий, поскольку вместе с огнем уходят печали, неурядицы, болезни и прочие неприятности.
Сам Костер должен обязательно быть большим, это хороший знак для будущей жизни. В народе было поверье, что пламя на Масленицу растапливает землю, от чего она становится плодородной, а значит предстоящий год обещает выдаться урожайным. Чем больше будет костер, тем плодовитее выдастся год, а голода точно не будет.
Незамужние девушки, чтобы побыстрее выйти замуж, собирали после костра угольки. Нужно было взять 2: один оставляли себе, а второй подкладывали в дом парню, который нравился. Такой ритуал помогал выстроить отношения и ускорить свадьбу.
Она говорит, что даже супруг подключается к процессу и готовит это блюдо по своему собственному рецепту. Сначала взбиваю яйцо, чуть-чуть солю, добавляю стакан крутого кипятка, не прекращая взбивать, чтобы яйцо не сварилось. Потом стакан молока холодного либо кефир и потом стакан муки. Уже после добавляю сахар и подсолнечное масло. Блинчики получаются кружевные, в дырочку», — поделилась рецептом Елена.
Никаких гуляний у старообрядцев на Масленицу нет. Правда, в Прощеное воскресенье они организуют ярмарку на территории храма. Самовары, блины и игры для детей — этот день перед началом Великого поста они стараются провести именно так. Это языческое. И когда в городе проходят гулянья, я ни за что туда не пойду и не поведу туда сына.
Потому что будут вопросы, почему так делают, для чего, а нам это неприемлемо, мы так не делаем. У нас есть свои традиции, и мы стараемся их придерживаться», — отметила Елена. Фото: из личного архива Василисы Филатовой «Есть исследования, которые указывают на то, что Масленица не встречается в древних упоминаниях. Только в XI веке в летописях появилось это название. При этом уже тогда на Руси появилось православие, поэтому о Масленице говорят как о мясопустной или сырной неделе», — говорит Василиса.
В Татарстане гулянья начинали уже в воскресенье перед современной масленичной неделей. Этот день назывался «закатыльное воскресенье», потому что катание с гор было неотъемлемой частью праздника и дети начинали накатывать снежные горы. А в некоторых районах современной России отмечать начинали позже — со среды или четверга. Вы представьте, даже в одном селе могли одну и ту же песню петь по-разному, откуда взяться одинаковым названиям дней недели повсеместно? Гипотетически они могли иметь разные названия, а не одинаковые.
Но у нас в Татарстане некоторые дни масленичной недели назывались одинаково. Для тех, кто недавно поженился, это был первый совместный выход в свет. Их по традиции обязательно валяли в снегу. Зять должен был обязательно идти к теще — это было важно для его жены. Даже в свадебных песнях с ней прощаются, как будто навсегда.
Возможно, потому, что она своих родственников могла уже никогда не увидеть.
А вот еще один обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье. За этими санями шествовал масленичный «поезд» состоящий из целой вереницы саней. За околицей главным образом устраивался большой костер.
Давали обязательно чучелу Масленицы в руки блин, после чего «Сударыня-Масленица» сжигалась на костре приговаривая: «Гори, блины, гори, Масленица! В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же, например у реки. В костры также помимо дров бросали старье. Это могли быть лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, которые были предварительно собраны детьми по всей деревне, иногда их и специально для сжигания крали.
Бывало, что сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали па жердь и устанавливали ее посреди костра.
Масленица была и остается одним из любимых народных праздников. К примеру, в Калужской губернии это было принято делать в родительскую субботу, утром и вечером. Покойников вежливо звали позавтракать или поужинать вместе со всеми.
Если от вечерней трапезы что-то оставалось, то еду оставляли на столе до утра. Говорили, что усопшие, прикрываясь ночной тьмой, выходят из-за печки, чтобы как следует подкрепиться. Потому во время праздника широко применяли обряды, называемые «очищение от скоромного». Так как во время Масленицы люди вовсю гуляли, много ели, то есть чревоугодничали.
Некоторые ритуалы были весьма смешными. Например, в Архангельской губернии при наступлении последнего дня масленичной недели по деревне возили старые дровни, на которых была установлена шлюпка. В ней лежал мужчина с оголенной спиной, которая щедро была измазана краской-суриком. А в районе реки Тавды было еще веселее: выбирались ряженые, чтобы изображать Масленицу и Воеводу, и в последний день они скидывали одежду, раздевались догола и начинали имитировать перед праздничной толпой мытье в бане.
А в отдельных местностях выбранный главным на празднике мог не только сказать торжественную речь, но и раздеться донага это в морозные-то дни , начать кривляться и даже оголить те части тела, которые в обычной жизни люди стараются не показывать окружающим. Так весело, на грани фола, провожали Масленицу. И то чучело, которое сжигают в ожидании весны - лишь одно из множества. В мировой культуре куклы используются очень часто в различных обрядах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:.