В Великий пост нельзя венчаться, так как в этом время супругам рекомендовано воздерживаться от близости. Пост — время для того, чтобы уделить больше времени молитве, попросить прощения у тех, кого мы обидели, самому простить обиды. Нельзя соблюдать пост людям с хроническими заболеваниями, беременным, кормящим матерям и детям. Нельзя сводить пост лишь к изменению в системе питания. Что нельзя делать в Рождественский пост.
10 правил Великого поста
Рассказываем, что нельзя делать во время поста с точки зрения РПЦ. Нельзя заниматься гаданием и магией, так как это считается серьёзным нарушением поста и оскорблением православных убеждений. Что нельзя делать 27 апреля 2024 года? Нельзя ссориться, злиться, обижаться, кричать.
Что нельзя делать в Великий пост?
Что можно и нельзя делать во время поста, рассказала чакролог, нумеролог и блогер Кристина Парфенова. Современный пост сформировался уже на других принципах, в IV-V веке, во времена развития монашества. Важно во время поста посещать храм, отдавать должное покаянию, уделять время своим близким, проявлять заботу о них, делать добрые поступки, помогать нуждающимся. О том, что означает этот период для христианина, как его следует проводить и чего нельзя делать во время Великого поста, «Вечерней Москве» рассказал протоиерей Русской православной церкви. В Страстную пятницу православные верующие продолжают соблюдать ограничения Великого поста.
Что нельзя есть во время поста и можно ли заниматься сексом? Отвечает кемеровский священник
Первое и главное правило гласит, что православные во время Великого поста не должны употреблять в пищу мясо. Великий пост — это время, когда православные заботятся о душе, а не о теле. Вот список того, что нельзя делать в Великий пост.
Что нельзя есть во время поста и можно ли заниматься сексом? Отвечает кемеровский священник
Конкретные списки продуктов, которые разрешено или запрещено есть во время поста, зависят от дня недели. Что можно и нельзя делать во время поста, рассказала чакролог, нумеролог и блогер Кристина Парфенова. В чем заключается основная суть Великого поста, как к нему нужно правильно подготовиться, соблюдая все заповеди, а также что можно и нельзя есть во время главного православного поста, установленного в честь 40-дневного постничества Иисуса Христа. лучшее время для детокса! Мои советы, основанные на собственном опыте, о том, как сделать так, чтобы ваш пост в Рамадан прошёл легко и спокойно А также немного о пользе соблюдения поста не только для души, но и тела.
Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?
Основа Великого поста — это его духовная составляющая. Этот период церковного года, называемый также «весна духовная», - время обновления, очищения души, приближения к Богу через молитву и покаяние. На пути к Господу нельзя быть злыми и раздражительными, обижать и осуждать близких, превозноситься над ними, гордиться своими «постными успехами». Все это обесценивает усилия и лишь отдаляет от Христа. И еще одно важное правило Великого поста — нехорошо унывать. Далекому от Церкви человеку может показаться, что пытаясь ограничить себя в еде, развлечениях и исполнении своих желаний, человек заживет серой и тоскливой жизнью. Но, наоборот, в период Великого поста можно увидеть, как много в жизни есть пустых вещей, только кажущихся необходимыми. И когда они, пусть и на время, уходят на второй план, на первый план выходит главное — Христос и жизнь с Ним.
Отмечается Вербное воскресенье на шестой неделе Великого поста, в этом году — 28 апреля. Молящиеся встречают в праздник невидимо грядущего Господа и приветствуют его, как победителя ада и смерти. Во время молитвы православные держат в руках вербы, цветы и зажженные свечи, читают молитву на благословление, а затем вербы окропляются святой водой.
Освященные вербные ветви православные христиане хранят в течение всего года, украшая ими иконы в доме, а по прошествии года сжигают и меняют на новые. Приметы Считается, что если перед праздником на вербе распустились почки, то весь год будет урожайным, плодородным и богатым на хорошие события. Однако также считается, что если почки набухли, но не распустились, то весна и лето будут холодными.
Согласно приметам, спокойная и ясная погода на Вербное воскресенье — к богатому урожаю, а заморозки ночью — к хорошим яровым хлебам; если в день праздника дует ветер — следует ждать холодного, ветреного лета.
Благовещение, Лазарева суббота и Вербное воскресение - три дня во время Великого поста, когда разрешается употребление даров моря рыбы на Благовещение и Вербное воскресенье и рыбной икры на Лазареву субботу. Почему мы ограничиваем себя в пище в Великий пост и только ли в еде нужны ограничения? Великий Пост установлен в память о 40-дневном воздержании от пищи в пустыне Иисуса Христа, который таким образом готовил себя к служению людям. Православные христиане многодневным ограничением готовят себя к встрече с воскресшим Господом, то есть к Пасхе, главному христианскому празднику. Воздержание от животной пищи истончает плоть и возвышает душу, приближая её к Богу.
Но дело не только в еде. Великий пост - это не диета для похудения или очищения организма. В очищении прежде всего нуждается душа. А достигнуть этого можно самыми разными способами. Например, для беременной женщины полный отказ от мяса и молока может быть вреден - новому человеку, которого она носит под сердцем, жизненно необходима белковая пища. Но она вполне может ограничить себя в другом: в разговорах по телефону, просмотре соцсетей, телевизора.
С приходом язычников в веру Христову это действие стало длиться 40 дней. Число выбрано неспроста. Ведь постился сам Иисус в пустыне 40 дней. Первой целью поста была подготовка христианин к крещению.
Этот обряд совершался на Пасху. Второй целью данного воздержания является подготовка верующих к празднованию Пасхи. Это 48 дней. В этот срок входит 40 дней воздержания, праздники Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим, Седмица, которая рассказывает о мучениях Христа и его смерти.
Данное воздержание является переходным, за ним не закреплено даты начала и окончания. Великий пост 2023 с 27 февраля по 15 апреля. Начинается пост сразу после Масленицы и продолжается до самой Пасхи. Только утром воскресенья на праздник Пасхи можно разговеться.
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы
Есть Христос и Церковь, с которыми мы сверяем все наши действия. Пост установлен Церковью, а значит это обязанность всякого, кто себя к Церкви причисляет. Нормально, если у нас нет жгучего желания поститься. Это значит, что есть, над чем работать. Значит, этот труд поможет нам преодолеть себя. В наше время слишком большое внимание уделяется чувствам и эмоциям. Всё должно быть легко, приятно и осознанно. Но тогда в чём подвиг? Когда альпинист идёт к вершине, он половину времени может провести в раздумьях «стоило ли оно того?
Если он решит не поступать «искусственно», вершины ему не достичь. Но он идёт к цели, потому что принял такое решение. И может впервые почувствовать радость и удовлетворение только в самом конце пути. Однако сожалений на лице покорителя вершины мы не увидим. Даже если мы преодолеваем поприще поста с большим трудом и через силу, Господь обязательно нас вознаградит. Главное — вставать после каждого падения, продолжая путь. Святитель Тихон Задонский сказал: «Помни, что к Царству Небесному идут не от победы к победе, а от поражения к поражению, но доходят только те, которые не садятся в отчаянии на обочине, но встают и идут дальше…». Что важнее - ограничения в пище физическое или молитва духовное?
Отбрасывая одно или другое из-за самовольных умозаключений, мы лишаемся всего. Выше мы обсудили случаи, когда телесный пост в полной мере невозможен, в остальных ситуациях нам стоит следовать церковным канонам. Как часто нужно причащаться в Великий пост? Нужно ли брать благословение перед тем, как начать поститься? Он обращён ко всем нам, и прекрасно, если мы на него откликаемся.
В гостях-то можно» Мясо оказалось соевым. Дорогие друзья, более отвратительного вкуса в своей жизни я не пробовал. Я не знаю, как я это съел. Представьте себе картон со вкусом грибов. Это примерно то, что мне пришлось съесть.
А теперь, серьезно. Мне кажется, что любые: соевая колбаса, соевый майонез, соевое мясо, соевые пирожные, это, конечно, нарушение основной идеи христианского поста. То есть, если вы хотите съесть что-то под видом мяса, лучше съешьте мясо, потому что эта индустрия, мне кажется, нарушает саму идею поста. Люди платят большие деньги, за то чтобы съесть что-то похожее на животный белок, но не животный белок. А значит, понятное дело, что эта ситуация сейчас в общем зашла в довольно большой тупик. Я, кстати, спрашивал вчера еще у одного человека, как постятся священники. Священники постятся, как миряне. То есть священники сейчас тяготеют скорее к традиции мирского поста, чем к традиции поста монашеского. А вот здесь я вам хочу прочитать из Типикона. Постовые указания от которого почему-то перепечатываются во всех православных изданиях в виде такого наглядного календарика, и который, как мы видим, никто особо не соблюдает, но я хочу вам показать не о том, что можно, а что нельзя в плане пищи по уставу Саввы Освященного, а в том, за что, собственно происходят прещения монахам и мирянам.
Есть правило, каноническое о том, что: «Если епископ или священник или диакон или чтец или певец не постится во время Великого Поста и любые среды и пятницы всего года, кроме немощи, то он будет низвержен», — то есть извержен из сана, — «а мирянин да отлучится». Смотрите, это очень важное правило. Речи идет об обязательном посте только во время Великого Поста, и соблюдение среды и пятницы. То есть если человек, даже по монашескому уставу средневековому не соблюдает остальные посты, кроме Великого, ему можно сказать: «Ай-ай-ай, нехорошо», но при этом никаких церковных наказаний нельзя накладывать. Это с одной стороны. С другой стороны, есть древняя русская практика. Я забыл о ней рассказать, а недавно о ней говорил о. Дмитрий Смирнов. Ведь очень часто в популярных изданиях можно встретить то, что любой человек за год может научиться поститься по уставу. И что даже младенца можно научить поститься.
Вот Федотов, это очень известный исследователь начала XX века говорит о древнерусской практике. Согласно древнерусским канонам новорожденным младенцам разрешалось кормиться материнской грудью только в течение двух первых постовых периодов. В течение третьего поста они обязаны были его соблюдать, даже если бы им было меньше одного года. Иными словами, допустим, человек родился первого января. Он не постится Великий пост, он не постится Петровский пост. А соответственно Успенский и Рождественский он уже постится. Понятно, что современная практика, к счастью, другая. И многие священники говорят неофициально и официально уже о том, что ребенка до семи лет вообще можно причащать без поста. Или до трех, есть разные практики. И детский пост это вообще, скорее, воздержание от сладостей или каких-то вредных продуктов, чем от мяса.
Эта практика древнерусская того, что можно годовалого младенца уже как-то постить, это, конечно, восходит к топосам этой житийной литературы, о том, что святые в среду и пятницу не брали грудь. Или, как сказано в одном из поздних житий Николая Чудотворца, Николай Чудотворец не прикладывался к груди по средам и пятницам, и в те дни, когда мама ела мясное. И дальше автор добавляет замечательную фразу: так он научил маму поститься. Ну, я немножко перевожу. Понятно, что эта история, скорее такое благочестивое предание. Когда младенец приучает поститься маму, это отдельная песня. Предположительные перспективы развития традиции Это — то, что я хотел сказать о посте историческом. Теперь я хочу сказать, собственно, а что же у нас сейчас с постом. На протяжении XX века в православных церквах пытались выработать некоторые принципы поста. К сожалению, этот Всеправославный собор, прошел без нас, который прошел в уходящем году, не принял никаких мер из тех, которые я сказал.
Был принят общий документ, в котором говорится, что хорошо бы чтобы миряне соблюдали все многодневные посты, но при этом Церковь оставляет за собой право на снисхождение. То есть Церковь имеет возможность ослабить меру поста для каждого в индивидуальном порядке. В XX веке были очень интересные предложения, что нужно сделать. Вот, например, такие: первое все ныне действующие распоряжения о посте неуклонно соблюдать монахам и внимание, желающим из священного сана и благочестивого народа. Остальным христианам, имеющим трудности в соблюдении действующих повелений о посте, разрешить употребление некоторых скоромных, в нынешнем понимании, продуктов питания, что должно пониматься, как смягчение поста. Второе предложение: соблюдать пост по средам и пятницам в течение всего года с разрешением растительного масла и рыбы, кроме случаев совпадения этих дней со средами и пятницами Великого поста и еще несколькими праздниками. Продлить сплошные седмицы от Фоминой недели до Вознесения. То есть, сделать сорок дней после Пасхи непостными вообще. Сохранить продолжительность Великого Поста в существующем виде. Согласно указаниям устава и распоряжения относительно качества пищи на первой и Страстной седмице.
В остальные дни поста разрешить употребление рыбы и растительного масла, кроме сред и пятниц. Смотрите, была попытка предложить ввести рыбу во все дни недели кроме первой и страстной. И это практика закрепилась в Русской церкви семинаристам. Вот что предлагалось Рождественским постом: или сократить его до двадцати дней; на всем протяжении разрешить употребление рыбы и растительного масла, или оставить его сорокадневным и разрешить тоже рыбу и растительное масло. Вот это я не очень понимаю разницу. Петров пост ограничить восемью днями перед празднованием Петра и Павла. Успенский на всем протяжении поста разрешить употребление рыбы и растительного масла. Успенский пост сохранить в нынешнем виде по продолжительности, но разрешит употребление рыбы и растительного масла во все дни, кроме сред и пятниц. Сейчас Успенским постом рыбу можно только на Преображение. Разрешить употребление скоромной пищи в праздники в честь апостолов Петра и Павла, в Успение Божией Матери, если они случатся в среду и пятницу.
Вот смотрите, на этом моя историческая часть, наверное, закончилась, я подведу некоторые итоги. Что институт поста это достаточно сложный восточный институт. Восточный, я имею в виду православный, не западный, не католический. О католическом я надеюсь когда-нибудь еще рассказать. И, к сожалению, в современной церковной практике, я еще одну вещь скажу, я сегодня видел, постановления епархиального совета Москвы. Патриарха Кирилла спросили о том, нужен ли какой-то приходской устав богослужения и поста. Ответ был такой: не нужен, потому что мы все унифицируем, а это ограничит человеческую свободу. Но нужно, сказал он, соблюдать действующую практику уважаемых священников. То есть у нас очень боятся в Церкви принять какой-то, в хорошем смысле слова, формальный документ, который бы запротоколировал практику поста для мирян, или для современных монахов. Мотивируется это часто тем, что так мы будем нарушать пост, но мы будем плакать, каяться и стремиться к абсолюту, а если нам по документам ослабят пост, мы вообще поститься не будем.
Я не очень понимаю педагогическую направленность этого тезиса, потому что те, кто не хочет поститься, и так прекрасно не постится. А все эти замечательные благочестивые календарики с сухоядением и сыроядением и еще чем-то, это чудесный контент для православных СМИ накануне любого длительного поста, но это абсолютно не руководство к действию. Итак, еще раз. Мне кажется, сейчас основная проблема при разговоре о посте, это отсутствие какого-то документа, который бы упорядочивал пост для мирян, священников и как-то описывал современную монашескую практику поста. Потому что каждый «изобретает велосипед» по-своему. Каждый накануне поста бежит к батюшке с вопросом можно ли лично ему вот это сочетание продуктов, и это очень сильно создает нагрузку незадокументированную на священников и на мирян, потому что люди каждый раз спрашивают примерно одно и то же. Ну и, наконец, тот вопрос, который я анонсировал, который я не могу обойти: по поводу Нового Года. И здесь я тоже хочу сделать одну оговорку, мне кажется, что сама идея христианского поста, и мне кажется, Златоуст говорит примерно о том же, она очень правильная и хорошая. И я хочу сказать вот что. Мне кажется, что неправильно, допустим, сорок дней Великого поста соблюдать умеренность в пище, не пить два литра водки в день, не есть жирную свинину, запивая пивом, и не есть чипсы с колой, а потом, выходя из поста, это все есть.
Мне кажется, что какая-то разумная умеренность в плане заботы о здоровье, в плане заботы о своем внешнем виде, о своем питании, о близких, должна быть, конечно, весь год. И в этом смысле, христиане постятся круглогодично, в том смысле, что в идеале они круглый год стараются оставаться людьми. Но при этом эти все брачные игры бегемотов по принципу, что Новый Год — это большое зло, что это бесовский праздник, что настоящие православные первого января идут в храм, и только какие-то нехристи сидят и празднуют это под елочкой, мне кажется, что это, что называется, миссионерский ужасный ход. Опять же, я не призываю в Новый год десять дней есть так, что потом два месяца лечиться у врачей, и особенно пить так, чтобы потом замерзать, должна быть какая-то умеренность. Я, кстати, могу открыть одну тайну, я говорил со своими студентами, которым по восемнадцать-двадцать лет сейчас, у них, к счастью, это православный вуз, и некоторые из них вышли из православной школы, и к счастью, я спросил, готовясь к этой лекции: «Друзья, для вас тема новогоднего поста актуальна? Как вы проводите Новый Год? Потому что если мы празднуем с родителями, мы едим то, что готовят родители, или то, что мы сами готовим. Если мы идем с друзьями, мы едим то, на что нам хватает денег, и то, что едят друзья». То есть к счастью, сейчас растет поколение православных людей, которым эти все проблемы о том: «Как же так, мои домашние будут в Новый Год есть оливье, а я буду сидеть с таким видом и есть кусочек огурца? И еще я повторюсь, что Новый Год некоторые священники, говорят очень разумные вещи: «Новый Год с друзьями вы можете отметить так, как хотите.
Поднять бокал шампанского, съесть что-то. Но при этом не терять человеческий облик». То есть бокал шампанского, это не ведро шампанского с водкой. А возможность попробовать мясные блюда, это не повод съесть поросенка в одного человека. И возможность пострелять петардами это не повод делать канонаду. Мне кажется, что только при таком подходе, при подходе того, что человек христианин, всегда помнит о своем высоком предназначении, о том, о чем говорил митрополит Антоний Сурожский, о том, что Бог верит человека, вопрос о посте о том, о чем мы сегодня говорили, снимается, в том смысле, что, если мы помним наставление Иоанна Златоуста о том, что пища должна быть простой и максимально дешевой, в разумных пределах, а разницу давать нищим. Сегодня мне написали прекрасную фразу, что тогда идеальный пост, это полпачки пельменей в день, а все остальное отдать нищим. И последнее, чем я хочу закончить: мой друг сегодня написал замечательную фразу, что посла окончания поста начинается время смирения и скромной мясной пищи. Я желаю всем нам дожить до этого чудесного момента, и не думать уже о том, что лежит в нашем холодильнике совсем. Не знаю, насколько я оправдал ваши ожидания, но я старался.
Медицинский пост Дальше мы можем поговорить. Я могу на какие-то вопросы ответить. Извините, я забыл одну очень важную вещь. По поводу поста. Медицинский пост. Очень многие люди, и я сам с этим сталкивался. Представьте себе, у человека ограничения по аллергии у ребенка, или ограничения по какому-то другому заболевании. Мне кажется, что в этом смысле, медицинские рекомендации о еде нужно приравнивать к посту. Если человеку нельзя, например, если у него высокий холестерин, и у него есть диета, то его нужно, конечно, считать постящимся, и разумеется не залазить в пост к нему в холодильник со словами: «Чего это у тебя постное мясо лежит? И, кстати, с этим, к счастью проблем нет, в том смысле, что медицинские рекомендации у нас многие нормально признают.
Даже было специальное распоряжение, что если вам нужно обязательный прием таблеток, то это не нарушение евхаристического поста. Или, допустим, диабетикам, я не знаю, как это правильно, в общем, если им нужно что-то съесть, чтобы не упасть в обморок, то они должны это есть. Вот это очень разумно. И это, наверное, все, что я хотел сказать. Обсуждение лекции Я много об этом думала. Мне кажется, бывает разумнее, может быть постнее купить сосисок на семью, чем рыбу, но мы же не будем готовить каждый день рыбу на семью. Когда у нас рыба продается? Получается, что эти сосиски для нас более постные, чем рыба Я не буду напоминать старый замечательный анекдот, что человек, который есть колбасу, это не грешница, а великомученица. Я могу сказать немножко про другое. У меня сейчас жена болеет гриппом.
И готовлю я. И проблема поста решается очень просто. То, что мужик может приготовить, достав из холодильника, разморозив, потому что я люблю готовить, то я могу вам сказать меню. Это какая-то каша, крупа, овощи в виде салата, и, простите, мясо, потому что мясо готовится проще. Я могу его потушить, я могу его пожарить, я могу его сварить, и я, простите, не думаю о том, как я эту рыбу возьму, я ее вычищу, я из нее достану все, потом я достану кости, потом я посмотрю, что есть ребенок… Другое дело, я могу сказать, что у меня были периоды, когда я готовлю, это отдельная штука. Я писал об этом, и еще скажу, что вообще женщинам очень тяжело, потому что ты постоянно что-то готовишь, и оно постоянно съедается, и ты опять постоянно что-то готовишь. И, конечно, проблема морепродуктов и рыбы, это отдельная песня. Может быть глупый вопрос после этой лекции, вопрос о том, в чем вообще смысл поста, как ограничения на определенные виды продуктов? Если не упоминать Иоанна Златоуста, еще в Ветхом Завете говорится о том, что пост, это ввести в дом, накормить голодного. Если для Христа пост не был явно ограничением на какой-то вид продуктов, а был именно просто временем, посвященным Богу, не важно, ел или не ел.
Я думаю, что пост на определенные виды продуктов на самом деле имеет очень большое значение, просто нужно учитывать реалии. Опять-таки, почему монахам запрещалось в Египте есть мясо постом, и мирянам? Потому что оно было дорогим. Мне кажется, что на самом деле, идея христианского поста и православного, она очень проста. Мне кажется, что в пост, если я правильно понял все эти рекомендации, нужно запрещать самые дорогие и самые, что-ли, ну не вредные продукты, а как бы это сказать, самые возбуждающие продукты во всех смыслах этого слова. Понятно, что основная задача поста, особенно для молодых монахов, это ограничить либидо, если говорить таким простым языком. Сделать так, чтобы у монаха, и у мирянина, особенно молодого, было чуть меньше силы, как говорит Златоуст, чтобы он не всегда думал о женщинах, когда смотрит на кирпич, а только через раз. Чтобы, допустим, посмотрел один раз на кирпич, и увидел кирпич, и один раз посмотрел на кирпич и вспомнил про женщин. То есть пост, это, конечно, инструмент. Человек, который не понимает идеи умеренности, или какого-то ограничения, в этом смысле, ему тяжело.
Мне кажется, что в идее, когда говорят о запрете на какой-то вид продуктов, забывают еще о запрете на какой-то объем продуктов. То есть, мне кажется, в пост, даже два килограмма осетрины в одно лицо есть не стоит. Нужно уменьшать объем, так бы я сказал. Но мне кажется, что если я правильно понимаю исторические документы и жития, если мы не говорим о высших индивидуальных подвигах святых, которые так любили Бога, что хотели еще чем-то ему … наверное, это как отношения хорошие молодого человека и девушки. Если это ощущение остается после брака, то это хорошо. Если человек дает обещание всю жизнь не есть мяса,… я знаю, кстати, практику, когда женщины и мужчины дают обет, например, не есть мяса в течение определенного времени. Или не пить алкоголя, допустим, если ребенок болеет очень сильно, или если они сами болеют, и они понимают что нужно чем-то пожертвовать, чтобы Бог им помог. Такие вещи я понимаю, когда на определенный срок дается какой-то обет. Я сам никогда стараюсь это не делать, потому что в моей жизни были практики обетов и обещаний, и они очень плохи. У нас знаете, что с обетами плохо?
Из послушания вам их легко дают, но их очень тяжело снимают. То есть, если вы вызвались и вы это делаете, у вас их не снимут никогда. Если вы сами пятнадцатый раз не попросите. Поэтому, конечно, пост это очень большое благо, при двух условиях: при том, что человек сам себя в чем-то ограничивает, и при том, что он понимает, что пост это особое время, если он обычно по четвергам играет в покер, то Великим Постом он мог бы по четвергам отказаться от покера, отказаться от какого-то развлечения, или от сплетен в фейсбуке. Мне кажется, это равноценная замена, которая отражает дух поста. Для меня как-то интересна мысль, что в наш век индивидуализма, возможно будет более законной практика, когда в пост каждый отказывается от своего, а не все вместе от яиц. А как это? Допустим, я не ем в пост, копченую колбасу, вы не едите в пост красную рыбу, а дети не едят конфет. Ну, может быть. Кстати, я забыл сказать, что у нас с постом и женщинами.
Ведь у нас есть большая проблема, что приходится иногда готовить два стола. И та же женщина, которая постится, готовит постный стол для себя, и отдельно она готовит скоромный. То есть вообще, как только в семье появляются две кастрюли: ради поста для себя и для «этой сволочи, который я никак не могу заставить поститься», идея поста умирает, не родившись. И если женщина постится, она в два раза больше времени на кухне проводит. И в два раза меньше времени она дому уделяет. Или мужчина. Мне кажется, что эти вещи тоже нужно согласовывать. Нужно учиться постами договариваться. Могу рассказать еще одну очень важную вещь, которая поможет понять практику поста. Допустим, одному из супругов врач на время или навсегда ограничил какой-то вид пищи.
Второй супруг может из чувства солидарности его поддержать. Потому что я знаю несколько семей с алкоголем очень сильно. Когда ты говоришь: «Петя ты слишком много пьешь, так нельзя», то ты сама должна не пить, чтобы Петю не соблазнять, если есть проблема алкоголизма в семье. К сожалению, она в некоторых семьях есть, я знаю. В том случае жена добровольно дала обет трезвости, чтобы помочь мужу. Понятная ситуация, спиртное в доме просто в таких ситуациях лишний соблазн. А так, да, нужно договариваться. Мне кажется, у нас жизнь достаточно тяжелая сама по себе, я не знаю, может быть, мне так повезло. Я могу упомянуть еще одну вещь, сейчас например, благотворительные фонды проводят такую акцию: откажись от какой-то вредной привычки на месяц, и сэкономленные деньги отдай в пользу ребеночка. Я сидел честно, вместе с женой, мы думали, мы вдруг понимаем, что у нас нет такой вредной привычки, отказ от которой освобождает деньги.
Например, если мы каждый день не пьем по две бутылки вина, не покупаем фуа-гру, или не ездим, не курим, однако, точно можно от чего-то отказаться. Катя говорит, давай откажемся от такси? Я говорю, прости, дорогая, если я откажусь от такси, то в каких-то случаях, это же не вредная привычка, это необходимость. И, например, ребенка по утрам, мама скажет, я, когда утром отвожу ребенка, у меня честно говоря очень не нравится с ним идти вот так, я беру такси, довожу его до сада, и на такси еду обратно. Вредная это привычка? Не думаю, Должен я себя в этом ограничивать? Не уверен. Это самый простой пример. Поэтому, я совсем не знаю, в чем я себя… допустим, ограничить в удовольствиях. А если это тренажерный зал?
Нужно ли в пост отказываться от тренажерного зала? Думаю, нет. А секс между мужем и женой? Вопрос возник об отказе от удовольствий, поэтому я хотела спросить, как сопоставляется секс между мужем и женой, и пост? Вы заставляете меня краснеть. Значит, во-первых. Секс между мужем и женой определил апостол Павел: «Не лишайте себя друг друга, разве только по взаимному согласию». Значит, есть практика для духовенства, например, во время многодневных постов по согласию не заниматься сексом. Это не приводит к дополнительным соблазнам? Мне трудно на эту тему ответить, я не могу залезть, допустим, в вашу голову, или в чью-то еще.
Потому что если человека так сильно ограничивать… почему тот же апостол Павел говорил, что если человек не может воздерживаться, он должен жениться. Потому что мужчине очень сложно воздерживаться, когда у него жена рядом и всегда в доступе… Я вам могу сказать вот что. Когда у вас жена в доступе, как говорилось в «Ширли-мырли»: «Вы слишком много кушаете, в смысле, зажрались». В том смысле, если совсем без смеха, мне кажется, что если супружеская пара может договориться и воздерживаться какое-то время от общения друг с другом, то это хорошая практика поста. Но если у супружеской пары, напротив, проблемы, или если у них и так есть проблемы в этой сфере, и если, допустим, желание возникает не часто, а обоюдное еще реже, или они не могут просто друг друга видеть в силу работы, то в таких случаях говорить: «Знаешь, дорогая, мы еще двести дней не будем это делать», это просто садизм. Мне кажется, что вопрос секса еще хуже, чем вопрос кухни. В том смысле, что регламентация этих отношений, за исключением вещей типа супружеских измен, и криминала, вообще не входит в ведение Церкви. Для меня большой загадкой всегда было вот что. Откуда священники узнают, простите, милые дамы, что у женщины критические дни? Что у нее муж требует … я это к чему говорю.
Дорогие, если женщина или мужчина на исповеди не рассказывает священнику о своей интимной сфере, то они не получают каких-то психологических травм, или каких-то ненужных дополнений. Мне кажется, что есть вещи, куда никого кроме священника, которому ты доверяешь, который на самом деле ваш духовник и чей совет вам дорог, пускать нельзя. Потому что самоубийство приехать в первый попавшийся храм, прийти на исповедь к первому попавшемуся благочестивому по виду священнику, и рассказать ему: «Ой знаете, а у меня там такое, такое! Мне кажется, что это как с психологом, или как с врачом. Сначала к священнику нужно присмотреться, и потом уже просить у него совет. Но отвечая на ваш вопрос, мне кажется, что эта практика с одной стороны, имеет право на существование, с другой стороны преимущество здесь имеет договоренность. В конце концов, если мужчина ходит кругами, и говорит, ничего больше не могу, либо секс, либо я пойду налево, если он это не делает пять раз на дню, ну то не знаю, я здесь как-то… Просто насколько здесь идея поста… Понимаете, секс, это очень сильное удовольствие, это колоссальное удовольствие, правильно? Гормоны, все что угодно. И когда человек находится в посте, в поисках получения ответа от Бога, еще что-то… Допустим, женщина не договорилась с мужем, хочет она нормальных отношений. И все равно получается, что ты погружаешься в это все, и как это соотносится с постом?
Или тогда можно заниматься сексом? Меня этот вопрос волнует. Давайте попробуем переформулировать, чтобы было легче. Можно ли в пост получать какое-либо сильное удовольствие? Ходить в театр? Встречаться с друзьями? Праздновать Новый Год? Молиться с удовольствием? Знаете, как на это отвечают? Можно ли курить во время молитвы?
Все зависит от формы постановки вопроса. Можно ли курить во время молитвы — конечно нельзя. А молиться во время курения? Я думаю, что есть какое-то количество людей, которые испытывают удовольствие от поста. От факта преодоления себя, от факта возможности стать лучше, от духовного роста. Есть вещи, есть люди, например, монахи те же святые, если мы говорим про слово удовольствие, они испытывали удовольствие, они испытывали очень сильные чувства от молитвы. Собственно, чем святой отличается от нас? Тем, что мы с вами можем друг другу рассказывать анекдот про то, что мне кажется, я разговариваю со стенкой, как говорит еврей у стены плача через год молитв, а у святого есть такой опыт Богообщения, который заменяет ему остальные удовольствия. Я не знаю, как насчет секса, но я, например, очень люблю, допустим, читать или смотреть фильмы. Я сейчас, если у меня есть возможность, колоссальное удовольствие от просмотра сериала «Молодой Папа».
Я еще посмотрел только семь серий, но не надо мне раскрывать секреты дальше, это колоссальное удовольствие. Но вот грех ли это? Не думаю. Смотрите, какая штука, я, кажется, нашел ответ на ваш вопрос. Если удовольствие связано с тем, что другому человеку или вам, плохо, то есть если наше с вами удовольствие состоит в том, что я сейчас наору на Матвея и скажу, какой он плохой человек, психологически разряжусь и получу удовольствие, то такое удовольствие делать в пост нельзя. Если я сейчас что-нибудь плохое узнаю про Матвея, как пример, и напишу об этом сплетню, и получу колоссальное удовольствие от того, что Матвею будет плохо, этого делать нельзя тоже, потому что мы задеваем другого человека.
Воронежа так прокомментировал отличие поста: — Вегетарианство — это система питания, у христианского поста другие цели. Для верующего человека это особенное время, когда семь недель мы по сути стараемся жить по монашескому уставу: усиленная молитва, воздержание в еде, мыслях, поступках и вообще усмирении плотского. В обычной мирской жизни наши добрые побуждения и мысли разбиваются о нашу лень, развлечения, а также повседневную суету и заботы. Пост дает нам возможность, смиряя плоть, сосредоточиться на главном — на душе, ее внутренней работе. Отказываясь от молока, яиц и мясо, мы через встряску организма, пытаемся подтолкнуть себя к нравственному самосовершенствованию. Вегетарианство — это мирской образ жизни, который не сопровождается духовной работой. Пост — это наша малая жертва Богу, наше духовное упражнение и доказательство любви и веры, потому что как сказано в священном писании: «вера без дел мертва». Кстати, верующие люди часто спрашивают совета у священника и благословения на пост, некоторые также предварительно консультируются с врачом. Разрешенные продукты в пост. Все продукты растительного происхождения: крупы, овощи, фрукты, травы, орехи, ягоды, хлеб, макароны без яиц, грибы, водоросли, растительные масла, в отдельные дни — рыба, икра и вино. Запрещенные продукты в пост. Все продукты животного происхождения: мясо, птица, яйца, молочные продукты, животные жиры. Как правильно поститься: духовное воздержание Духовная работа во время поста намного важнее, чем отказ от пищи животного происхождения. В идеале человек должен перестроить свою жизнь: ежедневно молиться, творить добрые дела, каяться и бороться с грехами. Надо ограничить такие мирские потребности, как просмотр телевизора, зависание в соцсетях, обсуждение ближних и сплетни, развлечения, походы в гости, игры и застолья.
Ответить на тему супружеской близости во время можно словами апостола Павла: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» 1. Также немало вопросов возникло о допустимости участвовать в крещении, в том числе в период поста, женщинам во время менструации, независимо от того, кем они являются: матерями детей или крестными. Действительно, существует традиция не участвовать в церковных таинствах в такие периоды. Благо длятся они не так долго и удобное время можно подобрать заранее. А вы соблюдаете пост?
Лазарева суббота. Что можно и нельзя делать 27 апреля 2024 года
По возможности помогите и совершите доброе дело. Народные приметы на 14 апреля 2023 года Если в этот день пошли дожди — будет много травы. Начался гром — погода будет теплой. Началось половодье — пора идти на рыбалку.
Гроза 14 апреля — к сухому лету. Ясные ночи — погода будет радовать. Пчелы полетели раньше времени — весна будет красной.
Скот шумит — будет непогода. На небе облака синего цвета — к оттепели. Молитва Деве Марии.
Четыредесятница сорок дней поста напоминает о Его сорокадневном уединении в пустыне перед выходом на Проповедь, два праздника, Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим , говорят о событиях, происходивших незадолго до Распятия, и шесть дней Страстной седмицы рассказывают о Его Страданиях и Крестной смерти. Воздержание — это та крохотная жертва, которую может дать человек в память об этих великих событиях. Согласно монастырскому уставу, на котором основываются традиции поста Русской Православной Церкви, в Великий пост нельзя есть пищу животного происхождения мясные и молочные продукты, яйца, рыбу — кроме двух дней и употреблять алкогольные напитки разрешается немного вина в определенные дни , не во все дни Великого поста можно даже растительное масло. Для мирянина не монаха монастырские правила могут оказаться непосильными, поэтому стоит вместе со священником определить степень своего пищевого поста в соответствии с состоянием здоровья, обстоятельствами и образом жизни.
В Великий пост нельзя венчаться, так как в этом время супругам рекомендовано воздерживаться от близости. Верующим мужу и жене полезно и в это время ограничивать свою супружескую близость ради усиленной молитвы и поста. Ведь пост не сводится только к гастрономическим ограничениям. По слову святителя Иоанна Златоуста, поститься должны не только уста, но «и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
Как влияет курица на спасение души? Как повлияет на душу прочитанная художественная книга? Что такое пост? Прежде чем узнать о том, что нельзя делать во время поста, давайте выясним, что это такое. Пост - это телесное и духовное воздержание. Всего у христиан четыре поста, два из которых длинные, а два - короткие. Рождественский пост приходится на период с 28 ноября по 7 января. Великий пост - переходящий, длится он почти 50 дней и выпадает на весну. Петров пост также как и Великий - переходящий. Его продолжительность составляет от 80 до 40 дней, выпадает на летнее время.
И еще один летний пост - Успенский. Он начинается 14 августа, а заканчивается 28 числа этого же месяца. Длится всего две недели. Зачем нужны посты? Перед тем как ответить на вопрос о том, что нельзя делать в пост, узнаем, зачем они вообще нужны. Рождественский посвящен рождению в мир Спасителя. Это радостный пост, праздничный. И не строгий: позволяется вкушать рыбу и растительное масло во все дни недели, кроме среды и пятницы. Великий - самый строгий и длительный. Установлен в честь страданий Христовых.
Сам Господь постился 40 дней в пустыне. Рыбу кушать во время этого поста нельзя. Кроме праздника Благовещения, если он выпадает не на среду или пятницу.
Что можно есть Это еще одна сплошная седмица. Нет пищевых ограничений на употребление в пищу яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также рыбы. Но мясо — уже нельзя, отсюда и название седмицы.
Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, не зная, вернутся ли они к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них. На литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея с частью из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Последний раз поется 136-й псалом "На реках Вавилонских".
В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Что можно есть Название недели "сыропустная" произошло от словосочетания "сыр отпускаю". В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца. Мясные продукты уже запрещены. В этот день пекут блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками.
Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники. Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется.
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- У православных верующих начался Великий пост: каковы обычаи и как часто нужно ходить в церковь
- Можно ли веселиться в Великий пост?
- Суть Великого поста
- С чего нужно начать Великий пост
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
Исключение могут составлять лишь люди пожилого возраста, больные, маленькие дети, беременные и кормящие женщины, а также путешествующие. В Великий пост не рекомендуется алкоголь. Это духовное упражнение, которое должно помочь прийти к правильному состоянию души и переосмыслить ценности в своей жизни, увидеть то, что действительно важно и может качественно улучшить состояние души, а именно — общение с богом и то что мы называем приверженностью духовными ценностями, — подчеркнул Никита Савин. Службы в храмах в Великий пост тоже проходят по-особенному. Как подчеркнул ключарь Спасо-Преображенского собора Сергий Будков, для православных христиан очень важно по мере возможности, по мере распределения рабочей нагрузки посещать первую и последнюю Седьмицы Великого поста. То есть первую Седьмицу и Страстную неделю. Также рекомендуется посещать чтение Великого Канона Андрея Критского. Оно будет совершаться по вечерам первые четыре дня первой Седьмицы Великого поста, в том числе и Спасо-Преображенском кафедральном соборе.
Мы готовимся к нему, и соответственно будем потом готовиться к Светлому Христову Воскресенью — к Пасхе. У нас будут совершаться в соборе великопостные беседы раз в неделю, мы будем приглашать известных лекторов и спикеров, которые тоже, верим, принесут большую пользу, интеллектуальную и духовную, для всех приходящих и слушающих. Соответственно, если есть любая возможности посетить храм в эти великие дни великого поста, конечно нужно её использовать.
В остальные дни можно горячую пищу без масла. И как уже говорилось, в выходные позволительно сдобрить ее маслом. Петров пост.
Установлен в честь апостолов Петра и Павла. Пост легкий, ибо приходится на лето, когда овощи доступны и стоят не дорого. Что нельзя делать в Петров пост и в остальные - узнаем ниже. Успенский по строгости равен Великому. Но он длится всего две недели, за это время проголодаться особо не успеваешь. Запреты духовные Если с едой относительно понятно запрещены продукты животного происхождения то с духовной составляющей не очень.
Весь пост придется ходить со скорбной физиономией и отказываться от всего, хмуря брови и изрекая: "Я пощусь"? Нет, конечно же. Сказано же: "Постимся постом приятным. И во время поста помажь свою голову елеем", то есть, пост - это праздник для души. Какой там праздник, если музыку слушать нельзя, читать нельзя, у компьютера сидеть нельзя? Это издевательство.
Если очень уж хочется - можно все. И курицы кусочек скушать, и музыку послушать. Подумайте сами: что полезнее? Ходить и вымещать свою злость на окружающих из-за того, что голод рождает раздражительность? Прочитать молитву без усердия и понимая только потому, что очень хочется прослушать всего лишь одну песню? Или съесть кусок курицы и улыбаться окружающим?
Послушать песню и устремиться в молитве к Богу всей душой? Кто-то скажет - это неправильные рассуждения.
В субботу на пятой неделе читается великий акафист Богородице. В пятое воскресенье совершается последование преподобной Марии Египетской.
В субботу на шестой неделе на Утрене и Литургии вспоминается воскрешение Спасителем Лазаря. Шестое воскресенье поста — Вербное. На Всенощной благословляются распускающиеся ветви вербы или других растений. Их раздают раздаются прихожанам.
Освященная верба знаменует воскресение, торжество жизни над смертью. Лучшее время, чтобы услышать Бога и обратиться к нему с искренней молитвой. Человек, который держит пост, оказывает послушание Всевышнему и Церкви. Верующий следует за Иисусом Христом к спасению.
Пост помогает бороться со страстью чревоугодия, удерживает от нее, чтобы не стать рабом плоти. Постный подвиг способствует смирению, так как пресыщение может привести к гордости, эгоизму, ленности, жадности. Человек получает возможность научиться ценить простую пищу и простые радости жизни, благодарить Бога за это. После выхода из поста по-новому ощущается вкус скоромных блюд.
Пост избавляет от уныния, дает утешение. Пища в пост дает возможность существенно сэкономить, так как из рациона на время исключаются мясо, рыба, молоко и яйца, а также изыски и любимые продукты.
Бог не требует умерщвления плоти, сверхъестественных дел, но требует простить. Простить не значит просто сказать: «Прости» — «Бог простит».
Но действительно в сердце простить и из сердца изгладить всякую месть, злобу. И самому испросить прощения. Мы много согрешаем пред Богом и людьми. Накануне поста попросим прощения за наши грехи и долги: детей перед родителями, родителей перед детьми, супруга перед супругом и т.
И будем сохранять мир со всеми во время поста и всю жизнь. Преподобный Ефрем Сирин так и сказал: Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой …Бог не примет тебя. У нас в приходе принято в Прощеное воскресение просить друг у друга прощения. Первым это делает настоятель, обращаясь к людям после проповеди, прося прощения за всякое свое согрешение словом и делом и помышлением.
Затем и христиане друг у друга просят прощение. В этот день в храме бывает много народа, как на большой праздник. Знаю, что во многих приходах молятся всю первую неделю Великого поста. Мы молимся только понедельник и вторник.
На большее не хватает сил, некому читать и петь. Но мы молимся в храме каждый день Великую павечерницу с покаянным каноном святого Андрея Критского. Назначаем ее на 18:00, чтобы всякий работающий человек мог успеть прийти помолиться. Многие первую неделю говеют и готовятся к исповеди.
Иерей Иоанн Севастьянов: Мне совсем недавно попались слова святителя Иоанна Златоуста о том, что не следует ни убавлять свой личный подвиг и труд, ни прибавлять, а соблюдать постоянство и меру. В отношении подготовки к Великому посту это как нельзя более подходит. К посту нужно готовиться так, как велит Устав. И по возможности этот Устав соблюдать.
И в отношении молитвы, и в отношении пищи. Пост сам есть наша подготовка. Не стоит готовиться к подготовке. В пост лучше входить открытым сердцем и ждать, что же в этот раз Господь со мной сделает.
Думаю, каждый, кто постился хотя бы несколько постов, замечал, что каждый раз после поста мы получаем разные результаты, разные состояния души, хотя постимся одинаково. Поэтому мы знаем, что результат поста — это то, что нам посылает Господь. А Он посылает нам дары по Его благой милости. И, конечно же, не стоит весь год копить гнев и обиды, чтобы в Прощеное воскресенье было о чем просить прощение.
Просите прощение тогда, когда возникает конфликт и неприязнь, а не тогда, когда все это делают ради красного словца. Церковный устав предписывает воздержание от еды в первые дни поста, а в остальные дни — сухоядение. Что это означает и насколько обязательно исполнение этих требований мирянами? Иерей Иоанн Курбацкий: Святые отцы в один голос говорят о посте с рассуждением.
Это значит, что надо брать подвиг по силам, так, чтобы были силы молиться и трудиться. Важно выдержать весь пост. Нередко бывает, что люди, имеющие болезни, начинают очень строго поститься. Их хватает на неделю, а потом обостряются болезни, и они уже не в силах идти дальше, нарушают пост.
Это подобно тому, как какой-нибудь спортсмен пробежит 100 метров со всей скоростью и упадет обессиленный.