Один из первых прототипов танка “Арджун” был обнародован в апреле 1985 года. Еще весной этого года Индия объявила об оснащении своих вооруженных сил новейшим и современнейшим танком Arjun Mk.2. Под эту новинку индийские военные.
Бахрейн начал переговоры с Индией о закупке основных боевых танков Arjun Mk II
Танк Arjun является современным индийским основным боевым танком, который разрабатывался с 1974 года. В Tank Battles появятся все ключевые виды современной техники — от танков, самолётов и вертолётов до дронов, артиллерии и ЗРК. The Indian indigenousness Arjun Tank is much larger and heavier than the Indian licence built T-72 and T-90. Как сообщает индийская пресса, министерство обороны страны в очередной раз отказалось утвердить контракт на закупку 118 танков «Арджун» модификации Mark-1A.
«Катапульт» и модернизированный «Арджун»: бронированные новинки Дели
В качестве большого плюса можно упомянуть существенно доработанную систему управления огнем, если внимательно смотреть на танк, то можно увидеть появившийся на крыше новый израильский панорамный прицел командира COAPS с тепловизионным каналом и автоматом сопровождения цели. Также на танке установлена система предупреждения о лазерном облучении, сопряженная с гранатометной системой поставки помех. Кроме этого, вооружение усилил дистанционно управляемый модуль с пулеметом НСВТ. Ранее сообщалось, что модернизированные танки будут стоить более 8 млн. Еще одной новинкой выставки стала первая публичная демонстрация 130-мм САУ «Катапульт», которая установлена на шасси танка «Арджун».
Кстати, еще одной неприятной особенностью обновленного индийского танка стала его стоимость, которая, по некоторым сведениям, превысила 370 млн. II — это тот же «Арджун» первой модели, получивший в общей сложности более 90 доработок и усовершенствований, — отмечает российский эксперт по бронетанковому вооружению и технике, кандидат военных наук Сергей Суворов. А еще Arjun Mk. II оснастили противоминным ножевым тралом GKh». К достоинствам обновленной машины российский эксперт относит также наличие системы оптико-электронного подавления, новой автоматизированной системы управления огнем, комплекса управляемого вооружения, возможность использования панорамного комбинированного прицела с тепловизионным каналом. На крыше башни новой модификации танка Arjun установлен дистанционно управляемый боевой модуль с 12,7-мм пулеметом, причем управление осуществляется с места заряжающего. Однако, только меры по повышению защиты Arjun Mk. II повлекли за собой повышение массы машины на три тонны, обращает внимание эксперт. А для сохранения удельного давления танка хотя бы на прежнем уровне была использована новая гусеница с большей шириной трака, причем траки пришлось импортировать из Германии. Сообщалось, что индийский танк по всем показателям вроде бы обошел российский Т-90С. Однако почему-то индийская армия заказала только 116 «своих» танков, тогда как заказ на Т-90С превышает тысячу единиц, недоумевает эксперт. Вывод Сергея Суворова - Arjun Mk. II хорош, но уж очень тяжел, а это ограничивает регионы, где он может быть использован, делает его в целом непригодным с точки зрения операционных требований индийской армии. Более того: слабые маневренные качества машины, в том числе ее невозможность переброски по воздуху, вступают в противоречие с национальной военной доктриной страны, согласно которой танковые соединения должны использоваться для проведения мобильных наступательных операций в глубине вражеской территории. По мнению специалистов, новый «Арджун» вряд ли будет заказываться в сколько-нибудь внушительных количествах для индийской армии, потребности которой могут исчисляться тысячами машин. И в этой связи показательна информация о том, что комитет по оборонным закупкам Индии одобрил сделку о приобретении улучшенных российских танков Т-90.
Как сообщила на днях газета Hindustan Times, страна находится как никогда близко к цели: ее армия получила первый Arjun Mk 1A. В то же время концентрация на превращении Индии в атманирбхар самодостаточную страну в оборонном секторе развивается полным ходом». Изначально его хотели выпустить серией в более чем 2000 единиц, но затем предпочтение отдали проверенному российскому Т-90. Причиной стала ненадежность ходовой части индийской машины, а также ряд других трудностей.
Arjun Mk. II также получил гранатометные установки калибра 81 миллиметр, расположенные по обе стороны от башни и аналогичные комплексам Т-72М1 и Т-90С. Основной боевой танк оснащен нарезной пушкой калибра 120 миллиметров и спаренным пулеметом калибра 7,62 миллиметра. Танковое орудие оснащено теплоизоляционным кожухом, эжектором и системой совмещения оси пушки с оптической осью прицела. По данным Организации оборонных исследований и разработок DRDO Индии, танк может вести огонь обычными снарядами, а также бронебойными и термобарическими калибра 120 миллиметров, и боеприпасами с лазерной корректировкой.
Индийский долгострой. Основной боевой танк Mk 2 «Арджун»
Специально для их обслуживания и продления эксплуатации был построен танкоремонтный завод в городе Кирхи. До сих пор на вооружении Армии Индии находится свыше 700 единиц Т-54 и Т-55. Чтобы поддерживать танковые войска на современном уровне в период конструирования Arjun, в 1980-е годы в СССР приобрели около 200 танков Т-72. Первые 175 комплектов были собраны из деталей советского производства. Сборка началась в 1987 году и первоначально составляла 70 машин в год. Производство прекратилось в 1994 году.
К тому времени изготовили, по одним данным, 1100 танков. Первая цифра выглядит более реалистично. На шасси Т-72М1 индийские конструкторы создали ряд новых машин. По заказу армии смонтировали на танковой платформе башню Т-6 со 155-мм орудием производства южноафриканской компании LIW Division of Denel. Но в производство эта САУ не пошла.
Контракт был подписан в 2001 году и предусматривал лицензионную сборку части заказа. В 2006 году Индия приобрела у России еще 347 танков Т-90С, а в 2007 году заключила дополнительный контракт на 1000 машин. Все они будут производиться по лицензии в Индии. Через 10 лет в апреле 1984 года появился опытный образец. Затраты к тому времени составили 300 млн.
Не так уж много. Но надо учесть, что многие важные узлы не разрабатывались самостоятельно, а приобретались у зарубежных фирм. В индийский танковый проект включились германские Krauss-Maffei двигатель , Renk автоматическая трансмиссия , Diehl гусеницы и голландская Oldelft. Танк планировалось оснастить газотурбинным двигателем мощностью 1500 л. Это вполне подходящий вариант для сухого климата пустынь, где в основном предполагается применение танковых войск Индии.
Но газовая турбина очень требовательна к очистке воздуха, а пустыня как раз славится пылью, застилающей все вокруг во время движения техники. Поэтому решено было использовать 12-цилиндровый дизель воздушного охлаждения с изменяемой степенью сжатия.
Изначально его хотели выпустить серией в более чем 2000 единиц, но затем предпочтение отдали проверенному российскому Т-90. Причиной стала ненадежность ходовой части индийской машины, а также ряд других трудностей. Arjun Mk 1А получил 71 улучшение по сравнению с более ранней версий: 14 из них называют «значительными». На новой машине снаряды в боеукладке размещаются в индивидуальных защищенных контейнерах, а 120-миллиметровую нарезную пушку доработали для применения боеприпасов новых типов.
MWT: Tank Battles. Игра посвящена современным и перспективным образцам наземной и воздушной боевой техники, которые принимают участие в грандиозных битвах. В Tank Battles появятся все ключевые виды современной техники — от танков, самолётов и вертолётов до дронов, артиллерии и ЗРК.
На торжественном мероприятии присутствовал премьер-министр Индии Нарендра Моди. Как сообщает оборонное ведомство страны, созданием новой модификации, как и прежде, занималась Организация оборонных исследований и разработок DRDO. В этом варианте добавлены 72 новые функции, которые существенно повлияли на все его характеристики: повысили огневую мощь, мобильность и защищенность.
Танки. Индийский основной боевой танк Mk 2 «Арджун»
Индийский танк Arjun, являясь гибридом советских и западных технологий, зависит от поставок запасных частей и агрегатов из-за рубежа. Один из двух танков Arjun Mk1A в ходе испытаний. (6,2) Напомню, что танков Т-90 Индия планирует всего получить 2.000 ед. Арджун» (Arjun) — современный индийский основной боевой танк. Создан для замены стоящих на вооружении танков иностранной разработки.
TopWar: Индийские модернизированные ЗРК «Квадрат» и танки Arjun выходят на африканский рынок
Индийская армия получила танк Arjun Mk 1A, представляющий собой развитие не слишком удачного Arjun Mk 1. Масса боевой машины составляет 68 тонн, что делает ее одним из самых. Испытания новой, улучшенной модификации танка "Арджун" (Arjun) будут проходить в течение этого и следующего месяца. «Танк Arjun Mk-1A имеет около 72 обновлений в сравнении с базовой моделью Mk-1. В частности, танк Arjun MK-1A получил новую трансмиссию и систему контроля огня, которая включает компьютерную стабилизацию процесса прицеливания. В первой модификации «Арджун» появился семь лет назад, но вместо 2000 единиц, армия ограничилась 124 из-за ненадёжности ходовой части. Кстати, если вес танка не удастся снизить, не жертвуя при этом защищенностью и огневой мощью машины, то от производства Arjun Индия откажется.
Индийский танк «Арджун» получит современную систему управления огнем
Вес каждого из них составляет 58,5 тонн. Они собираются на заводе в Авади. Стоимость одного танка, исходя из суммы, указанной в контракте, составляет около 10,1 млн долларов. Но, как заявили в оборонном ведомстве страны, высокая цена их связана с тем, что была решена «проблема с боеприпасами».
Но самое главное, о чем сразу же заявили специалисты, - у боевой машины оказался слишком уж «избыточный вес». По данным, которые привел в своей публикации портал LivefistDefence. Интересно, что и первый «Арджун» не отличался компактной массой, имея вес более чем 62 тонны. Танк второй модели получился сначала тяжелее первого на 6 тонн, а затем прибавил в весе еще 5 тонн. В итоге руководство индийской армии потребовало от Организации оборонных исследований и разработок принять решительные меры к изменению структуры корпуса и башни боевой машины, с тем чтобы радикально облегчить ее. Так, упомянутый выше глава оборонного ведомства страны Манохар Паррикар выдал заказ на проведение исследований по уменьшению массы танка до 55 тонн.
Однако специалисты предполагают, что даже при самом удачном раскладе танку не удастся «сбросить» хотя бы 3-4 тонны. Так, бывший офицер оперативного управления штаба военного округа, энтузиаст военной истории, полковник запаса Геннадий Жилин напоминает о проблемах, с которыми пришлось столкнуться при создании знаменитого ИС-4. Танк, на который в СССР делали особую ставку в послевоенный период, оказался бесперспективным именно из-за своего веса. Машина получилась массой свыше 60 тонн. Это самая крупная боевая машина, когда-либо воплощенная в металле боевая масса «мышонка» составляла почти 189 тонн. Было построено всего два экземпляра этого «чуда», причем в боевых действиях не принимал участия ни один из них. Гигантская масса исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам, а потому дальше пробных «заездов» по территории завода Alkett дело не пошло. На данный момент сохранился только один такой танк, собранный из частей обоих экземпляров, который хранится в российском Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. Однако, все это — исторические экземпляры, тогда как «Арджуну» суждено в наши дни стать основным боевым танком Индии.
Эксперты отмечают, что максимальная масса машины в снаряженном состоянии не позволяет оперативно перебрасывать танки даже по одной единице средствами военно-транспортной авиации страны — ни Ил-76, ни C-130J.
Они собираются на заводе в Авади. Стоимость одного танка, исходя из суммы, указанной в контракте, составляет около 10,1 млн долларов. Но, как заявили в оборонном ведомстве страны, высокая цена их связана с тем, что была решена «проблема с боеприпасами». Всего же в сравнении с предыдущей версией, у этого танка 14 улучшений, утверждает источник.
Предыдущие 124 машины этого типа, принятые на вооружение в 2011 году, военных не впечатлили, показавшись им капризными, ненадёжными и сложными в эксплуатации. Организация оборонных исследований и разработок DRDO пытается убедить своих начальников из министерства обороны, что то были танки «Арджун» Mark-1, а версия Mark-1A — совершенно другая машина, улучшенная буквально по всем параметрам. Военным же пока куда милее российский Т-90С. Помимо надёжности и дешевизны, им отдельно по душе небольшая масса танка — 46,5 тонны против 58,5 у «Арджуна». А модификация Mark-1A «поправилась» ещё на четыре тонны, увеличив разрыв. По словам представителей министерства обороны, «Арджун» пока представляет собой сырой продукт, работа над которым не завершена.