Новости аполлинария суслова

Аполлинария Суслова стала прототипом едва ли не всех инфернальных женщин в произведениях Достоевского: Полины в "Игроке", Катерины в "Братьях Карамазовых", Лизы в ". "Любовница Достоевского Аполлинария Суслова". Аполлинария Суслова прожила долгую жизнь (она умерла в охваченном Революцией Крыму в 1918 году). Аполлинария Суслова была связана с Достоевским многие годы и послужила прототипом некоторых его женских образов.

ЖЗЛ. Аполлинария Суслова. Сараскина Л. И.

она принесла в журнал, который Достоевский издавал вместе с братом Михаилом. Это была 22-летняя слушательница Петербургского университета Аполлинария Суслова. Аполлинария Суслова" Сараскина Л. И.: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой. 1919. Писательница, жена В.В. Розанова.

«Молодая гвардия» выпускает биографию Аполлинарии Сусловой

Апполинария должна была встретиться с Федором Михайловичем в Париже, но дамочку уже соблазнил какой-то жалкий Сальвадор, испанец. Когда же он наигрался ей и бросил, она снова стала звать Достоевского. Не только в ближайшей «Пятерочке» в очереди с макаронами можно найти Апполинарий, но и в истории тоже есть много подобных женщин, общение с которыми ни к чему хорошему не приводило — Жозефина, Наталья Гончарова, Лиличка Брик. Вот что писала Фаина Раневская действительно состоявшаяся личность о Гончаровой: «Загадка для меня, как мог ОН полюбить так дуру набитую, куколку, пустяк…» «Она все пропускала сквозь личную призму, бывшую для нее более важным аргументом, нежели то, что казалось другим» — это невроз. Женщин на планете — большинство, пол ребенка может поменяться, если мать принимала алкоголь. И сама-то Апполинария позиционировала себя как феминистку, то есть собиралась бороться за равенство. Но хорошо, предположим, что это — реализовать свое женское начало. Что же понимается под этим?

Обычно женщина — это хранительница очага, заботливая, добрая, теплая, МАМА. Под определение, кстати, попадает Анна Сниткина — она помогла писателю довести до конца «Игрока» и расплатиться с долгами. Но одновременно закладывал основу будущего. Ибо параллельно роману о русских, путешествующих за границей, уже зарождался другой роман, имеющий непосредственное касательство к его теперешней судьбе.

Ему удалось излечиться, но рубцы на сердце от этой связи Федор Михайлович носил до конца своих дней. В Санкт-Петербурге, где однажды появилась юная Полина, все были уверены в её знатном происхождении.

Она имела представление о том, как себя вести, хорошо одевалась, вращалась в статусных компаниях. На самом деле отец Сусловой был бывшим крепостным графа Шереметьева. Он сумел выбиться в люди, став купцом, фабрикантом и управляющим имениями своего бывшего хозяина. Поднявшись по социальной лестнице, мужчина решил дать дочерям хорошее образование. Младшая из них, Надежда, использовала эту возможность и стала первой в России женщиной-врачом. А вот Аполлинария дальше института благородных девиц не продвинулась.

Зато научилась виртуозно использовать женские чары. Кроме того, девушка заразилась идеями эмансипации, которые распространялись в молодёжной и студенческой среде. Аполлинария регулярно посещала лекции Санкт-Петербургского университета. Но не для того, чтобы получать знания. Её целью были приятные и полезные знакомства, студенческие балы, литературные вечера, митинги, на которых Полина вела себя вызывающе, привлекая к себе внимание.

Без «ласк» она не могла жить. К деньгам была равнодушна. К славе — тайно завистлива. Ума — среднего, скорее даже небольшого. Но стиль, стиль…». Писатель и философ Василий Розанов Фото: lomonosov. Помимо того, Суслова стала прототипом нескольких героинь Достоевского — например, Настасьи Филипповны из «Идиота» и Полины из «Игрока». Последние годы она занималась общественной деятельностью и всю свою энергию направила на руководство «Союзом русского народа» в Севастополе. В 1918 г. Аполлинария Суслова умерла в одиночестве. В чем же феномен этой музы и злого гения? Как писал Василий Розанов, «с ней было трудно, но ее было невозможно забыть». Писатель и философ Василий Розанов Фото: kznam.

Исследовательница исправляет такое совсем не справедливое положение вещей, представив нам «документально подкрепленную» фигуру Сусловой как другого человека: не злодея, а жертву, не коварную интриганку, а запутавшуюся женщину, не полубезумную особу, одержимую непомерным тщеславием, а начинающую писательницу, ищущую свой путь в литературе и жизни. Трудная задача Л. Сараскиной по «реабилитации» Сусловой осложняется еще и тем, что в качестве ее «оппонентов» выступают не просто современники героини, а крупные писатели и известные лица, в то время как документы «защиты» порой принадлежат перу неталантливых и «исторически случайных» людей. Казалось бы, на пути Л. Сараскиной к объективному образу своей героини немало препятствий. Сведений о детстве и юности Аполлинарии почти нет они восстанавливаются по дневникам ее сестры Надежды. Ее молодость реконструируется по мемуарам и критическим статьям о Достоевском, до обидного несправедливым по отношению к девушке. Зрелые годы освещаются перепиской самой Аполлинарии с современницами, частично утерянной, а позднее время «отдано на откуп» ее супругу В. Наверное, это именно то, что называется «сопротивлением материала»: как найти истину столько лет спустя, сопоставляя противоречащие друг другу документы, «раздваивающие» и «растраивающие» образ нужной персоны? Кроме того, речь не о художественной книге, где помогает воображение и автор имеет право на большую субъективность, а о научной: как прийти к той самой золотой середине, если опираться на неуравновешенные, очень личные свидетельства? Наверное, единственный путь здесь — интуитивное вычленение более верного взгляда, соотнесение различных периодов жизни, дабы они сложились в целостную картину, выявив живую, настоящую личность. Аполлинария Л. Сараскиной — это совсем не пассия купца Рогожина, не домомучительница Розанова, но и не «служительница Венеры» из дневников Л. Достоевской, а совершенное другая девушка, возможно, больше похожая на саму себя: «Тяжелым, до ненависти и отвращения, оказался груз свободной любви для презирающей общественные предрассудки Аполлинарии, переживавшей «позор» любовных отношений так же болезненно, как на ее месте его переживала бы всякая другая женщина с вполне традиционными представлениями о морали. Скорее всего, ей было даже намного труднее. Ведь — и в силу характера, и по принципиальным идейным соображениям — она начисто была лишена лицемерия и специфически дамских хитростей и уловок». Кроме извечного выбора между поиском недостатков и поиском достоинств в объекте внимания в данном случае исследователь, формируя корпус документов и свидетельств, волен взять тот или иной отзыв, фрагмент, подтверждающий именно его, а не противоположную точку зрения. Но как же быть читателю в той ситуации, когда автор лишь указывает ему дорогу, не навязывая своего взгляда, в небольшой сопроводительной статье к каждой главе: по приложенным документам он должен судить сам? Здесь мы видим не совсем обычную позицию Л. Сараскиной: придерживаясь собственного, довольно сочувствующего взгляда на свою героиню, она оставляет читателю свободу сделать свой выбор.

File history

  • Аудиокниги серии
  • Между морем и звездой
  • Две женщины в судьбе писателя Фёдора Достоевского ::Первый Севастопольский
  • Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой
  • «БЫВШАЯ ДОСТОЕВСКОГО И РОЗАНОВА» — 3

Характеристики

  • Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой | АиФ Архив
  • Лента новостей
  • "Молодая гвардия" выпускает биографию Аполлинарии Сусловой — VATNIKSTAN
  • Злой гений Достоевского и Розанова: Как Аполлинария Суслова перевернула жизни двух литературных
  • Злой гений Достоевского и Розанова: matveychev_oleg — LiveJournal
  • File history

Аполлинария Суслова

  • Как сложилась жизнь роковой музы Достоевского после их разрыва?
  • Комментарии
  • Об Аполлинарии Сусловой в Википедии: ... ... Совсем по-другому…: elena_hochnadel — LiveJournal
  • Суслова Аполлинария Прокофьевна
  • Неистовая и одинокая
  • Достоевский: семья и ранние годы

Злой гений Достоевского и Розанова: Как Аполлинария Суслова перевернула жизни двух литературных

В конце Аполлинария отказала писателю на предложение стать женой. Из Петербурга в Иваново Суслова вернулась в 1865 году. Сохранились ее письма с первыми впечатлениями: «Здесь даже можно составить общество: я нашла двух женщин очень милых и неглупых, из купчих, кое-что знающих и понимающих. Здесь есть и такие дамы, что рассуждают насчет прогресса, эмансипации женщин и прочих высоких вещах не хуже питерских нигилисток…» Правда, при более пристальном знакомстве ситцевое село уже не кажется Сусловой таким притягательным — через год она напишет: «Купчихи дома одеты ужасно дурно, даже грязно, и только в торжественные дни наряжены богато. Это народ, у которого ничего нет для себя: парадные комнаты, парадные постели, парадные платья. Здесь есть один купец-миллионер, либерал и образованный: принимает архиереев и губернаторов к себе в дом, а где дочери его спят, так в эти комнаты войти страшно — нет не только порядочной мебели — нет даже воздуха хорошего и чистоты…» В 1868 году Суслова открыла в Иванове первую частную школу-пансион для девочек. Учебное заведение просуществовало несколько месяцев — власти обвинили учительницу в неблагонадежности: «Во-первых, она носит синие очки, во-вторых, волосы у нее подстрижены. Кроме того, имеются слухи о ней, что «в своих суждениях она слишком свободна и никогда не ходит в церковь». Интересно, что в письмах к столичной подруге Суслова сообщает, что в Иванове «полюбила человека, который вызвался не только поправить мои дела, но и открыть мне новую дорогу…» Исследователи предполагают, что речь шла о Филиппе Нефёдове его адреса и история еще будут в нашем путеводителе. Впервые Аполлинария Суслова вышла замуж в возрасте сорока двух лет. Ее партнером в случае с эмансипированной женщиной по-другому не напишешь стал студент Василий Розанов — позже прославившийся как философ и писатель.

Сохранилась его дневниковая запись о начале отношений: «Суслова меня любит, и я её очень люблю. Это самая замечательная из встречавшихся мне женщин…» Спустя несколько лет брака Розанов запишет противоположное: «Меня она никогда не любила и всемерно презирала, до отвращения. И только принимала от меня «ласки». Без «ласк» она не могла жить. К деньгам была равнодушна. К славе — тайно завистлива.

Ведь — и в силу характера, и по принципиальным идейным соображениям — она начисто была лишена лицемерия и специфически дамских хитростей и уловок». Кроме извечного выбора между поиском недостатков и поиском достоинств в объекте внимания в данном случае исследователь, формируя корпус документов и свидетельств, волен взять тот или иной отзыв, фрагмент, подтверждающий именно его, а не противоположную точку зрения. Но как же быть читателю в той ситуации, когда автор лишь указывает ему дорогу, не навязывая своего взгляда, в небольшой сопроводительной статье к каждой главе: по приложенным документам он должен судить сам?

Здесь мы видим не совсем обычную позицию Л. Сараскиной: придерживаясь собственного, довольно сочувствующего взгляда на свою героиню, она оставляет читателю свободу сделать свой выбор. И все же ученый руководит тропой читателя — через саму подборку документов. Из подобранных Сараскиной текстов высвечивается желаемый образ — почти страдальческий. По ранним произведениям Сусловой «До свадьбы» мы видим, что перед нами не «Медея» В. Розанов , а обычная девушка, испытывающая тоску и томление от своего положения спутницы женатого человека, который должен вскоре овдоветь. Мало того, на протяжении почти всего жизненного пути Сусловой исследовательнице приходится отстаивать прототип от рожденных на базе его героинь. Доказывать свидетельством и убеждением, насколько далека была в реальности дочь богатых крестьян, вечная студентка, незадачливая народница, писательница третьего ряда и просто женщина с разбитым сердцем, так и не нашедшая себя после разорения отца в социуме, — от воображаемой Аполлинарии, «роковой», «железной», «мегеры», Грушеньки, розановской «женщины Достоевского» и других своих инфернальных ипостасей. В то время как герой страдает, мучается и погибает, прототип может вести вполне сносное существование, пользуясь многочисленными благами жизни.

Бывает и наоборот. В случае с Аполлинарией Сусловой дело обстояло самым невыгодным для нее образом. Книга Сараскиной — не единое повествование, а сборник исторических и литературных документов, своего рода хрестоматия впрочем, очень занимательная , сопровожденная комментарием ученого. Воспоминания, отзывы, письма, художественные тексты, фрагменты исследований и научных статей, касающиеся того или иного периода в жизни Аполлинарии Сусловой, отобраны по хронологии и сплетены таким образом, чтобы максимально осветить белые пятна. Часть этих материалов например, воспоминания дочери Достоевского или ранние произведения самой Полины эмоционального, очень субъективного характера и едва ли может служить исторической опорой, зато хорошо показывает отношение к героине современников и ее внутренний мир. Напротив, более прозаические свидетельства — письма критиков, литераторов, сподвижников, дневник самой девушки, статьи в периодике, затрагивающие жизнь Федора Михайловича, — ценны как опора для фактической стороны вопроса где, когда, с кем и с какими целями общалась, находилась и вступала в отношения Суслова. Так исследователь достигает баланса, не отступая от истины, но и оставляя место воображению. Кто-то возразит, что мемуары Анны Сниткиной или воспоминания критика Страхова можно прочесть самостоятельно, а переписка классика доступна в полном объеме: фигура Достоевского — одна из самых освещенных в отечественной и мировой литературе.

Была возлюбленной русского писателя Фёдора Достоевского и женой философа Василия Розанова. Окончила пансион благородных девиц в Санкт-Петербурге.

Считается прототипом ряда ключевых женских образов в романах Ф.

Розановым оказался мукой для обоих, ее последние годы прошли в нужде и забвении. Но сегодня загадка ее личности, перипетии ее отношений с выдающимися современниками вызывают все больший интерес. Первая биография А.

Апполинария Суслова – роковая муза

Знаменитая эмансипэ Аполлинария Суслова также служила источником вдохновения для двух знаменитых писателей – Федора Достоевского и Василия Розанова – однако ее можно назвать. Аполлинария Суслова" Сараскина Л. И.: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. М. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой. Аполлинария Суслова стала прототипом едва ли не всех инфернальных женщин в произведениях Достоевского: Полины в "Игроке", Катерины в "Братьях Карамазовых", Лизы в ". Аполлинария Суслова была не просто возлюбленной писателя, она стала значимой фигурой в его судьбе и творчестве.

ЖЗЛ. Аполлинария Суслова. Сараскина Л. И.

Разумеется, он боялся, что эта дура напишет мне что-нибудь». Но Аполлинария все-таки не написала ей ни одного письма и к 1866 году решила окончательно забыть роман с Достоевским. Сельская учительница «Мне жаль ее, — писал Достоевский сестре Аполлинарии, — потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она нигде не найдет себе друга и счастья». Аполинария в тот момент решила разорвать отношения полностью, прекратив и переписку с писателем. Пытаясь задержаться в городе, девушка вступала в новые отношения, пыталась любить. Иногда писала рассказы, которые нигде не могла опубликовать. К 30 годам она обнаружила себя как «лишнего» человека: женой себя не видела и не могла иметь детей, особыми талантами не обладала.

При этом она мало чем отличалась от тех, кого склонна была презирать Особенно тяжело ей становилось от осознания того, что талантами ее семья не обделена: сестра Надежда в это же время делала уникальную карьеру первой в России женщины-врача. Надежда Суслова, сестра Аполлинарии. Экзамен она держала в Москве и тогда записала свои впечатления: «У меня здесь есть разные знакомые, прежние студенты, а теперь мировые судьи, юристы, и прочая. Но все, кого я встречаю, мужчины и женщины, — необыкновенно мелочны и пусты. Экзамен в первый раз она провалила, но смогла успешно сдать его повторно. Она точно понимала, что хочет открыть школу для «приходящих девиц», куда местные девочки могли бы ходить, при этом не покидая семьи. Все получилось: 12 декабря 1868 года школа была открыта.

А два месяца спустя несчастная Аполлинария судорожно рыдала, уронив голову на учительский стол На ее урок вдруг ворвался какой-то «толстомордый господин», представившийся смотрителем училищ из Шуи, и грубо отобрал у Сусловой разрешение на открытие училища, не предоставив объяснений. Женщина пыталась вновь получить разрешение на преподавательскую деятельность, но ничего не вышло: за прошлые знакомства, общение с Герценом, который был за границей, и непривычный для русской деревни вид она была признана «неблагонадежной». Школа была закрыта. Именно там состоялось ее знакомство с еще одной фигурой русской мысли, по иронии судьбы исследовавшей творчество Достоевского, — с тогдашним студентом Василием Розановым. Он только что окончил курсы и начал преподавать. Аполлинария покорила его при первой же встрече: «Вся в черном, без воротничков и рукавчиков со следами былой замечательной красоты. Роман развивался быстро, несмотря на явное осуждение общества.

Он продлился три года, пока однажды Суслова не послала письмо в Москву с предложением расстаться. Тогда Розанов срочно вернулся к ней в Нижний Новгород, примирился и предложил венчаться — так они и сделали. Лев Бакст. Портрет Василия Розанова. Кончился брак тем, что женщина увлеклась другим: «…влюбилась в студента Гольдовского прелестный юноша , жида, гостившего у нас летом. А он любил другую прелестную поповну.

This work was originally published anonymously or under a pseudonym: a before January 1, 1943 and the name of the author did not become known during 50 years after publication, counted from January 1 of the year following the year of publication, or b between January 1, 1943 and January 1, 1954, and the name of the author did not become known during 70 years after publication, counted from January 1 of the year following the year of publication. This work is a film a video fragment or a single shot from it : a which was first shown before January 1, 1943[2] or b which was created by legal entity between January 1, 1929 and January 1, 1954, provided that it was first shown in the stated period or was not shown until August 3, 1993. If the work was first published after the death posthumous rehabilitation of the author, copyright term is counted from January 1 of the year following the year of publication, provided that the work was published within 50 years after the death of the author who died and was not posthumously rehabilitated before January 1, 1943, or within 70 years after the death posthumous rehabilitation of the author who died rehabilitated posthumously between January 1, 1943 years before January 1, 1954.

Во Франции Суслова несколько месяцев проводит в одиночестве, а затем влюбляется в испанца Сальвадора, студента-медика. Когда Достоевский наконец приезжает в конце августа, Аполлинария признаётся, что он опоздал, и сердце её принадлежит другому. На этом история могла бы и завершиться, но Сальвадор исчез из жизни Сусловой так же стремительно, как и появился. Достоевский немедленно приглашает Суслову в путешествие на правах «друга и брата». Аполлинария, достаточно страдавшая во время петербургского периода их отношений, пользуется этим предложением, чтобы перевернуть игру. Теперь страдает Достоевский. Конечно, он лукавил, когда предлагал Сусловой быть «другом и братом» — хотел он большего. В дневнике Суслова описывала, как Достоевский пытался сблизиться с ней, а она то отталкивала его, то вновь подпускала. Первое издание романа «Игрок», 1866 г. Проигрывает он не только свои деньги, но и Полинины. Уже после того, как их полуторамесячное совместное путешествие завершится, Достоевский будет просить у Сусловой деньги в письмах и обещать, что это в последний раз. И Суслова, конечно, выручит. Пагубная страсть к рулетке вдохновит Достоевского на роман «Игрок», где и будет впервые выписана Полина. После европейского путешествия отношения Достоевского и Сусловой продолжатся лишь в переписке. Встреч практически не будет, хотя в 1865 г. Суслова помчится спасать проигравшегося в пух и прах и к тому времени уже овдовевшего писателя в Висбаден. В 1867 г. Достоевский снова женится, и общение окончательно сойдёт на нет. Правда, это не помешает его второй супруге ревновать к письмам и воспоминаниям. Анна Григорьевна страшно боялась воссоединения мужа с бывшей возлюбленной и до конца жизни ненавидела Суслову. Анна Достоевская, 1871 г. Wikimedia Commons Между гениями До осени 1865 г. Суслова остаётся в Париже, затем возвращается в Россию. Сначала она держит экзамен на сельскую учительницу в столице, после чего уезжает в село Иваново близ Владимира, где живёт её мать. После этого перебирается в Лебедянь Тамбовской губернии к брату Василию. У Сусловой много идей, стремлений, начинаний — но развития у них нет. И Аполлинария, и Василий как политически неблагонадёжные попадают под надзор, в 1866 г. Суслова проваливает экзамен на преподавательницу истории, но через полтора года всё же успешно сдаёт его и открывает в Иванове школу. По политическим мотивам школу очень быстро закрывают. В конце 1860-х гг. Суслова переводит с французского книгу Минье «Жизнь Франклина». В 1870-х гг. Суслова живёт в родительском доме, иногда путешествует и уже совсем ничего не пишет. А затем знакомится с гимназистом Василием Розановым.

Попытка восстановить отношения 36:42 — Расставание и лудомания Достоевского. Помощь Сусловой в погашении долгов 37:55 — Последующие отношения. За что они не могли простить друг друга? Общественно-философские взгляды Сусловой 1:06:48 — Брак с Розановым и последующий конфликт с ним 1:15:20 — Рождение «черного мифа» о Сусловой 1:18:46 — Фальсификации Розанова о Сусловой 1:21:13 — Конец жизни.

Суслова, Аполлинария Прокофьевна

Можно было предположить, что писала его робкая молодая девушка, ослепленная гением великого писателя. Достоевский, растроганный, читал письмо Полины», — писала дочь. Поклоннице удалось растопить сердце писателя, и между ними завязался страстный роман. Благодаря содействию Достоевского девушка смогла опубликовать свою повесть «Покуда» в его журнале «Время».

Ссоры и расставание Отношения Сусловой и Достоевского были сложными и постоянно варьировались от любви до ненависти. Девушка часто упрекала возлюбленного по разным поводам и просила его развестись с «чахоточной женой». Позднее Достоевский в письме Надежде Сусловой назвал свою избранницу «больной эгоисткой»: «Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны.

Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям». В 1863 году влюбленные должны были поехать в Париж, но из-за сильной ссоры Полина отправилась туда одна. Во Франции девушка завела роман с учителем пения, но тот ее обманул.

Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась [совершить самоубийство] — излюбленная угроза русских женщин. Напуганный отец наконец поехал во Францию и сделал все возможное, чтобы образумить безутешную красавицу». После этого Суслова помирилась с Достоевским, и они поехали в совместное путешествие в Германию.

Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям». Как-то Достоевский обещал съездить с Апполинарией в Европу, в Париж… Его задерживали какие-то дела, поэтому она отправилась одна. К моменту приезда Федора Михайловича у нее уже был некий ухажер-альфонс, который обобрал ее до нитки и оставил одну.

Вот как вспоминает Любовь Федоровна Достоевская о дальнейшем развитии событий: «Весной Полина написала отцу из Парижа и сообщила о неудачном окончании ее романа. Французский возлюбленный обманул, но у нее не хватало сил покинуть его, и она заклинала отца приехать к ней в Париж. Так как Достоевский медлил с приездом, Полина грозилась покончить с собой — излюбленная угроза русских женщин.

Не вполне известно, что там разыгралось за действие, но финал его известен: Апполинария согласилась оставить нож и неверного любовника в Париже, и ехать с Достоевским в Германию. Чего, собственно, и добивалась. Когда супруга Достоевского умерла, он предложил Апполинарии выйти за него замуж.

Но она не согласилась — нужно сказать, она вообще плохо понимала, кто ее позвал замуж. Его книг она не знала, его внутренний мир ее интересовал мало — в общем, еще один невнятный обожатель, партнер по сцене жизни… Достоевский написал Аполлинарии в одном из писем: «О милая, я не к дешевому необходимому счастью приглашаю тебя…», для нее это были лишь слова, скользнувшие мимо ушей. Этот призыв услышала другая женщина, Анна Сниткина, которая искренне любила Достоевского — и прожила с ним трудную жизнь, которая однако была полна любви.

После окончания романа с Достоевским Апполинария сожгла свой архив — те редкие письма, которые дошли до наших дней, сохранились действительно чудом. Но чувство к ней сохранилось у Достоевского: он писал в дневниках, что любит ее даже вопреки своему желанию любить. Следующей жертвой необузданной Аполлинарии стал Василий Розанов.

На момент их знакомства Василий был еще гимназистом, Апполинария — была женщиной за тридцать. Любовь к ней. Суслова меня любит, и я ее очень люблю.

А если у нее неделю голова болит и она вовсе не желает ни с кем видеться? А если она на день или два увлечется каким-нибудь молодым человеком что с ней нередко случалось , она что же, должна прятаться от мужа и притворяться? Никогда не притворялась, а сейчас, ради этого кудрявого юнца, станет идти против себя? Что действительно Розанов ценил — так это беседы и общение с женой. Ее литературный вкус был безупречен, а суждения — оригинальны и лишены предрассудков. Его только страшно огорчало, что когда он засел за свой первый большой труд «О понимании», Аполлинария почему-то отнеслась к этому пренебрежительно и называла его писания «глупостью». Нетрудно догадаться, что такой брак был обречен.

После нескольких лет мучений Аполлинария бросила молодого мужа с тем, чтобы никогда больше не возвращаться. Этот фарс под названием «семейная жизнь» ей окончательно осточертел. Аполлинарии кто-то доложил об этой реакции Розанова, но она только презрительно вздернула плечами — не зря же она всю жизнь презирала этих «баб в штанах». Подозревала ли Аполлинария Прокофьевна, что с легкой руки ненавидевшей ее жены Достоевского, Анны Григорьевны, а потом и его дочери, Любови Федоровны, все исследователи бездумно будут повторять эту плоскую пошлость, что якобы Розанов взял ее в жены только потому, что боготворил Достоевского и был готов фетишизировать все, некогда принадлежавшее ему? Впрочем, даже если Суслова об этом и знала, то вряд ли бы удивилась. Федор Михайлович слишком хорошо научил ее ничему не удивляться в человеческой натуре.

Это все задело и обидело Суслову.

Может, она по-прежнему продолжала его любить? Встреча с Розановым Через некоторое время она знакомится с 24-летним студентом, будущим провинциальным учителем, журналистом, философом Василием Розановым. Как он вспоминал впоследствии, Суслова сохранила черты поразительной былой красоты. По его словам, он был почитателем Ф. Между возлюбленными была большая возрастная разница, не мешавшая, по его словам, любить Суслову, которая импонировала тем, что она была музой Достоевского. В 1880 году, после длительной связи, они поженились. Это было еще при жизни Федора Михайловича, который продолжал любить Аполлинарию, наделяя героинь своих романов ее чертами.

Этот брак не мог быть счастливым. Со стороны Аполлинарии это была надежда на удовлетворение своих физических потребностей. Никакой любви к молодому Розанову она не чувствовала. Для него это так же была физическая связь с красивой, умной, обеспеченной, опытной в плотских утехах женщиной. Он благоговел перед ней, по его словам, только при одной мысли о ее близости с великим писателем. Их брак не сложился, породив в Аполлинарии чувства неудовлетворенности и чудовищной ревности, так как Василий Розанов был любителем женщин. Она два раза бросала его, но он умолял ее вернуться.

Личная жизнь Аполлинарии Сусловой дала крен, до очередной катастрофы оставалось совсем немного. Опять разочарования Продержавшись так шесть лет, Суслова уезжает в Нижний Новгород к своему отцу. Розанов, потеряв с ней связь, начинает писать ей письма со слезными просьбами вернуться. Но она отвечала на них грубостью и отвращением. Возвращаться она не собиралась. Розанов сошелся с другой женщиной, от которой прижил четверых детей. Его вторая жена была набожной, и они обвенчались.

Другими словами, он был двоеженцем и очень боялся Аполлинарию Прокофьевну Суслову. Он умолял ее дать ему развод. Присылал к ней людей, которые уговаривали ее. Но ей нравились его унижения и страх. Она не давала ему развода двадцать лет, обрекая его новую семью на страдания и переживания. Розанов быстро нашел себе утешение в переписке со второй женой Достоевского Анной, с которой обсудил все поступки и черты характера своей жены Аполлинарии, еще один их союзник — Любовь Федоровна Достоевская, которая также ненавидела любовницу своего отца. С их легкой руки среди друзей и знакомых распространялись невероятные слухи о Сусловой, о ее вздорном характере, половой распущенности.

Особенно поднаторел на этом поприще Розанов, который рассылал всем письма с жалобами и кляузами на жену, пытаясь оправдать свое двоеженство. Страх перед наказанием заставлял его следить за ней, превращая каждый ее шаг в предосудительные поступки. Два полюса Наверное, Розанов и придумал обожание к великому писателю, чтобы оправдать свою связь с женщиной намного старше его, с которой он жил ради ее денег. В одном из своих писем к ней он ставит ей в вину такие разговоры о нем. Его целью было представить себя как мученика, которого завлекла роковая женщина, при этом подчеркнуть, что не один он пострадал, но и великий Достоевский. Так что сейчас отличить правду от вымысла практически невозможно. Ясно только одно: нельзя ставить знак равенства между Достоевским и Розановым ни по значимости таланта, ни по любви к Аполлинарии Прокофьевне.

Достоевский любил ее, но запутался, честно осознавал и признавался в этом. Он не мог бросить больную жену, написание своих романов, работу в журнале. Но также не мог оставить свою Полину, которая давала ему невероятное вдохновение. Самое главное, что ставит его несравненно выше Розанова: он понимал, что обижает любящих его женщин: жену, Полину и дочь, но не мог ничего изменить. Он писал о ее эгоизме, но любил именно такой.

Неистовая и одинокая

В случае с Надеждой все надежды отца оправдались — она стала одной из первых женщин-врачей в России. В случае с Апполинарией все было сложнее. Гораздо сложнее… Из пансиона благородных девиц она стала слушательницей петербургского университета — и сразу же окунулась в бурное студенческое движение. Дочь Достоевского оставила воспоминания, где Апполинария названа Полиной. Любовь Федоровна пишет, что у Полины были богатые родные, которые посылали ей достаточно денег, чтобы она безбедно жила в столице.

В университете двадцатиоднолетняя Апполинария слышит лекции сорокалетнего Достоевского, пользующиеся сумасшедшим успехом у молодежи. Апполинария была так называемой вольнослушательницей — экзаменов не сдавала, но присутствовала на лекциях, флиртовала со студентами, пела Марсельезу на демонстрациях, ругала казаков, плясала на балах — в общем, вела жизнь светской львицы образца 19 века. Достоевскому она старалась попасть на глаза всякий раз, когда он был рядом, но писатель не обращал на нее ровно никакого внимания. Письмо это было очень грамотно составленным оно сохранилось — Достоевский был очень тронут его наивностью, чистотой и романтикой.

Можно было подумать, что чистая невинная девушка была ослеплена гением великого писателя. После этого письма у писателя и студентки завязывается роман. Достоевский даже пытается помочь Сусловой продвигать и печатать ее опусы — надо сказать, слабые и претенциозные. Отношения Достоевского и Апполинарии развивались как в древнегреческой трагедии — на последнем накале страстей.

Жена писателя была смертельно больна туберкулезом, Апполинария рвала и метала, требуя развестись с ней. Она устраивала истерики, потом такие же истерические примирения. Потом Достоевский напишет: «Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны.

Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям».

Она точно понимала, что хочет открыть школу для «приходящих девиц», куда местные девочки могли бы ходить, при этом не покидая семьи. Все получилось: 12 декабря 1868 года школа была открыта. А два месяца спустя несчастная Аполлинария судорожно рыдала, уронив голову на учительский стол На ее урок вдруг ворвался какой-то «толстомордый господин», представившийся смотрителем училищ из Шуи, и грубо отобрал у Сусловой разрешение на открытие училища, не предоставив объяснений. Женщина пыталась вновь получить разрешение на преподавательскую деятельность, но ничего не вышло: за прошлые знакомства, общение с Герценом, который был за границей, и непривычный для русской деревни вид она была признана «неблагонадежной». Школа была закрыта. Именно там состоялось ее знакомство с еще одной фигурой русской мысли, по иронии судьбы исследовавшей творчество Достоевского, — с тогдашним студентом Василием Розановым. Он только что окончил курсы и начал преподавать. Аполлинария покорила его при первой же встрече: «Вся в черном, без воротничков и рукавчиков со следами былой замечательной красоты. Роман развивался быстро, несмотря на явное осуждение общества.

Он продлился три года, пока однажды Суслова не послала письмо в Москву с предложением расстаться. Тогда Розанов срочно вернулся к ней в Нижний Новгород, примирился и предложил венчаться — так они и сделали. Лев Бакст. Портрет Василия Розанова. Кончился брак тем, что женщина увлеклась другим: «…влюбилась в студента Гольдовского прелестный юноша , жида, гостившего у нас летом. А он любил другую прелестную поповну. Так писал Розанов друзьям в письмах. Возможно, причиной окончательного разрыва стал не студент Гольдовский, но кончилось тем, что Суслова ушла от Розанова. К славе — тайно завистлива. Ума — среднего, скорее даже небольшого.

Но стиль, стиль…» — писал Розанов. В другом месте он отмечал даже «гениальность» темперамента женщины, который и заставлял, несмотря на все мучения, «слепо и робко ее любить». Все видели разницу наших возрастов, и всем Вы жаловались, что я подлый развратник, что же могли они думать иное, кроме того, что я женился на деньгах, и мысль эту я нес все 7 лет молча… Вы меня позорили ругательством и унижением, со всякими встречными и поперечными толковали, что я занят идиотским трудом», — писал в 1890 году Аполлинарии Розанов, который пытался добиться от нее развода, будучи уже философом и публицистом, подающим большие надежды. Со второй и последней своей женой философ в итоге обвенчается тайно, а юридически узаконить отношения смог только в 1905 году — когда Суслова, спустя 20 лет после расставания, наконец дает развод. До того времени во втором, формально не заключенном, браке у Розанова родится шестеро детей — все они до 1905 года будут носить отчества и фамилии крестных отцов. Впрочем, философ все равно писал про Аполлинарию: «С ней было трудно, но её было невозможно забыть» Большую известность получил литературно-философский этюд Розанова « Легенда о великом инквизиторе Ф. Достоевского» 1891 , положивший начало последующему истолкованию идей Достоевского как религиозного мыслителя. Аполлинария Прокофьевна Розанова больше замуж не вышла. В 1900 году она переехала в Крым, где была председательницей отделения «Союза русского народа» — монархистской националистической организации, придерживающейся православного радикализма.

Людмила Сараскина.

Аполлинария Суслова. Аннотация: Книга известного историка литературы, специалиста по творчеству Ф. Достоевского Людмилы Сараскиной посвящена Аполлинарии Сусловой — возлюбленной великого писателя, ставшей прототипом целого ряда героинь его произведений.

В настоящее время Анастасия работает медицинской сестрой физиотерапевтического отделения одного из медицинских центров города Орла. В рамках деловой программы Национального чемпионата был представлен опыт Орловской области по развитию региональной системы инклюзивного образования, который вошел в тройку лучших и будет опубликован в форме методических рекомендаций Федерального методического центра по инклюзивному образованию.

Любовь и ненависть Аполлинарии Сусловой

Яркими провозвестницами идей феминизма в Российской империи были сёстры Надежда и Аполлинария Сусловы, чьи жизнь и деятельность неразрывно связаны с Крымом. Но все равно видно, что Тургенев – писатель, а Достоевский – просто маньяк. А вот Аполлинария Суслова чудо как хороша. Как Аполлинария Суслова перевернула жизни двух литературных классиков Есть женщины, которые вдохновляют людей творчества на создание новых произведений искусства и дарят. жаловался Достоевский сестре Сусловой после их окончательного разрыва.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий