При венчании на царство Борис Федорович Годунов (3 сентября 1598 г.) использовал нетрадиционную клятву, пообещав разделить со своими подданными последнюю сорочку, если ему не удастся покончить с царившей в государстве нищетой.
Православный взгляд. Царь Иван Грозный
Это Василий Иванович Хрущов, брат которого Лука Иванович в 1547 году, во время венчания на царство Ивана Грозного, записал его речь. 16 января в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство Великого князя Иоанна IV. Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV (Грозного).
16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство
В Благовещенском Соборе Казанского кремля совершили небольшое путешествие в прошлое. Здесь прошла реконструкция коронации Ивана IV для съемки презентационных. Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. и внешнеполитических начинаний. На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г. На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г.
О венчании на царство Ивана Грозного и значении этого события для истории России
Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии. 25 января 1547 года на Руси состоялось первое венчание на царство — титул получил 16-летний Иван IV («Грозный»). – Мы заговорили об Иване Грозном потому, что 16 января 1547 года состоялось его венчание на царство. Реконструкция венчания на царство Ивана IV Грозного прошла в Благовещенском соборе Казанского кремля. Царствование Ивана Грозного закончилось тем,что экономика страны полностью развалилась, и кроме этого он проиграл Ливонскую войну, которую считал главной задачей своей жизни.
Православный взгляд. Царь Иван Грозный
В Благовещенском Соборе Казанского кремля совершили небольшое путешествие в прошлое. Здесь прошла реконструкция коронации Ивана IV для съемки презентационных. В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу. В 1576 году император Максимилиан II, желая привлечь Грозного к союзу против Турции, предлагал ему в будущем престол и титул «всходного [восточного] цесаря». Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. Перенятое из Византии венчание на царство (впоследстии чин коронации) со временем претерпевало изменения.
Как короновали русских царей?
На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император».
Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
Далее он отправился в Архангельский собор молиться гробам своих предков. Иван Васильевич был помазан миром, благословлён митрополитом и торжественно «венчан бысть на Царство Русское», что означало официальное принятие юным государем царского титула. Претензии на столь высокое место в иерархии правителей со стороны великих князей московских появились уже в конце XV в. Однако официальная процедура возведения в царское достоинство единовластного государя в 1547 г. Но и тогда потребовалось несколько лет, прежде чем титул царя начал признаваться за русским самодержцем иноземцами. На фото — экспонаты Оружейной палаты. Один из них — золотой крест с частицей Животворящего древа. Частица подлинного креста Распятия была прислана, вероятно, с Афона, а крест для её хранения был выполнен в Москве в середине XVI века ко дню возведения на престол царя Ивана Грозного.
Золотой ковчег в виде иконы появился немного позднее. Венчание на царство всегда начиналось с возложения на будущего царя креста.
В 1538 г. Постоянные интриги и ожесточенная борьба за власть между различными боярскими группировками оказали значительное влияние на формирование характера молодого государя.
С двенадцати лет Иван IV начал принимать самостоятельные решения. В 1543 г. По дороге в тюрьму Шуйского убили. Многих бояр Иван отправил кого в ссылку, кого в тюрьму, а кому велел вырезать язык.
Этот акт означал, что Российское государство ставило себя вровень с наиболее могущественными державами Европы. Первый русский царь окружил себя новыми советниками, мнением которых относительно того, как надо вершить государственные дела, он весьма дорожил. Особым влиянием на царя в это время пользовались его духовник, священник кремлевского Благовещенского собора Сильвестр, дворянин Алексей Адашев, митрополит Макарий. Эти люди возглавили новый, ближний совет при государе «Избранную раду» , оттеснивший Боярскую думу.
Реформы, проведенные «Радой» при личном и весьма активном участии царя, позволили значительно усилить Российское государство, расширить его границы. В 1551 г. В мае — октябре 1552 г. В 1556 г.
В 1558 г. В марте 1553 г. Иван IV тяжело заболел и был близок к смерти. Бояре и князья должны были присягнуть на верность царевичу, младенцу Дмитрию.
В боярской среде возникли распри, в которых принял участие и князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя. Бояре были не против присягнуть Дмитрию, но не хотели усиления власти семейства Захарьиных, родственников царевича. Но в конце концов, присяга была принесена. Позднее выздоровевший Иван IV рассматривал эти споры как боярский заговор в пользу Владимира Старицкого и измену.
Иван IV тяготился тем, что его действия обсуждаются членами «Избранной рады» и боярами. Сильвестр и Адашев были удалены из Москвы. Позже гонениям и казням были подвергнуты многие другие бояре и дворяне. В 1563 г.
Зимой 1564—1565 гг. Иван IV неожиданно покинул Москву и переехал в Александровскую слободу. По его требованию все государство было разделено на две части — опричнину и земщину. Опричнина стала особым уделом, которым управлял сам царь, — в него вошли многие уезды в разных районах страны, в том числе часть территории Москвы.
В опричнине было свое войско, своя дума, свои приказы и царский опричный двор. Жизнь в Александровской слободе была организована по примеру и подобию монастырей. Приближенные царя считались монахами, а сам царь — игуменом этого своеобразного монастыря. С помощью опричного войска Иван IV начал гонения на своих подданных, за которые и получил свое прозвание Грозный.
За время опричнины было казнено более 4000 человек. Особый размах казни приобрели в 1568—1570 гг. Со всем семейством был казнен и Владимир Андреевич Старицкий. Царь лично принимал участие во многих казнях.
В 1572 г. За время опричнины значительно усилилась самодержавная власть царя, но государство подверглось страшному разорению. В 1573 г. Иван Грозный вознамерился занять польский трон.
В течение двух лет он вел переговоры по этому поводу. В октябре 1575 г. Иван IV неожиданно отказался от царского престола и посадил великим князем на Москве крещеного татарина, касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Сам же назвался князем московским и выехал из Кремля.
И писал Иван Васильевич великому князю Симеону верноподданнические челобитные: «Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси, Иванец Васильев с своими детишками, с Иванцом да с Федорцом, челом бьет». В том же году начались новые репрессии, которым теперь в первую очередь подвергались бывшие опричники. Лишь в августе 1576 г. Иван IV вернулся на царский престол.
В 1579—1580 гг. В 1582—1583 гг. Ливонская война закончилась поражением России.
Александр Свирский - Ирина Годунова - 1582 г. Говоря о Петре Пешкове, нельзя не упомянуть о той особенности потомков Захарии Чета, о которой я уже упоминал в других статьях, — они столетиями роднились с одними и теми же родами. Все мы знаем о Михаиле Илларионовиче Голенищеве-Кутузове — русском полководце.
Род Кутузовых славен и другими значительными историческими лицами. А знаете ли вы о том, что в основе рода лежала кровь потомков Захарии Чета? А только что упомянутый Петр Михайлович Пешков его отец — праправнук брата Шеи Ивана Красного спустя 100 с лишним лет женился на другой представительнице рода — Марфе Ивановне Кутузовой, от которой имел двух сыновей — Семена и Андрея. Я уже говорил о казнях, произведенных Иваном Грозным. Необходимо подчеркнуть: они имели место, но количество их сильно преувеличено. Согласно Синодику опальных, который царь сам составил в 1583 году, для того чтобы поминать за упокой казненных, в опричнину Грозный казнил около 4000 человек.
При этом надо отметить, что за последние семь лет своего правления он практически никого не казнил. Конечно, 4000 человек — это больше, чем было казнено в правление предыдущих великих князей. Однако до Ивана Грозного никто из его предшественников так долго не правил и не провел таких реформ. Наконец, для сравнения с Европой: в одну Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года во Франции было уничтожено в 10 раз больше, чем за 8 лет опричнины, — 40 000 протестантов… Еще один поразительный факт: в Кормовой книге Ростовского Борисоглебского монастыря сохранилась информация о том, что царь приказал поминать Никиту Курцова «с товарищи» 28 ноября и 29 декабря. Никита Афанасьевич Фуников Курцов потомок знаменитого Ратши был казначеем и хранителем государственной печати, ближним человеком Ивана Грозного, родственником Новгородского архиепископа. Он был казнен в 1570 году по делу о новгородской измене.
Но ведь на 28 ноября память преподобномученика Стефана Нового приходится родовой праздник Пешковых-Сабуровых! Поминати Димитрия Семеновича, двоюродного брата отца Соломонии. Дачи их [на помин души] вотчина в Коломенском уезде на Москве реке село Сабурово» [7]. Это говорит о том, что царь Иван Грозный выделил среди поминаемых именно семейство Пешковых, также казненных по новгородскому делу. Это был совершенно рациональный выбор царя. А вот вам пример иррационального «совпадения»: этот самый Никита Курцов приобрел свои земли в Сосенском стане Подмосковья у Кудеяра Ивановича Маркова — одного из прототипов атамана Кудеяра, в образе которого отразилось и народное представление о сыне Соломонии Сабуровой — князе Юрии Васильевиче [8]!
Поистине — тесна история… То, что некоторые представители родов Сабуровых, Пешковых, Годуновых и Вельяминовых, были казнены, не только не повлияло на судьбу других членов этого рода, но напротив — царь Иван Грозный последовательно их возвышал. При этом нужно отметить характерную особенность: при самом царе Иване Васильевиче и его старшем сыне наследнике престола Иване Ивановиче служили в основном Сабуровы и старшие представители рода Годуновых, а при младшем сыне царя Федоре Ивановиче — младшие представители рода Годуновых, в том числе Борис Годунов. Все было очень логично и закономерно. Василий Поленов. Река Оять. Не владеющие историческим материалом критики Бориса Годунова иногда говорят о том, что он выдвинулся при царе Федоре Ивановиче и чуть ли не протащил в патриархи «свою кандидатуру» — Иова.
Это ложь. Именно Грозный царь приблизил к престолу Бориса Годунова и сделал его в 30 лет! Именно Грозный в 1569 году, будучи в Старице, заметил Иова и приблизил его к престолу к моменту смерти Грозного он уже был епископом Коломенским. Борису Годунову и его сестре Ирине будет посвящена отдельная статья. А в этой остановимся на том периоде их жизни, что приходится на правление Ивана Грозного. Но прежде нам придется вспомнить о женах Ивана Грозного.
Итого — семь. С первой женой царь прожил 13 лет, и она была, вероятно, отравлена. У них было два сына, которые выжили, — Иван и Федор. По те временам — мало, так как часто дети не доживали до отроческого возраста. А выживание наследников — вопрос государственной важности, вспомним дело Соломонии Сабуровой. Вторую законную жену, Марью, после 8 лет супружества тоже отравили, наследника не осталось.
Третья законная, Марфа, умерла девственницей через две недели после свадьбы также отравлена [9]. После ее смерти царь обратился к отцам Освященного Собора, который был собран по случаю выбора нового митрополита: «В глубокой старости хотел было облечься в иноческий образ, но, видя бедствия государства и еще несовершеннолетний возраст моих детей, дерзнул приобщиться четвертому браку. И ныне умиленно прошу Святительский Собор простить меня и разрешить жениться и молиться о моем грехе». Старцы среди которых был и игумен Ипатьевского монастыря, будущий архиепископ Вассиан разрешили царю жениться, но наложили три года епитимьи — царю предписывалось в первый год не входить в собор до Пасхи то есть как минимум полгода , во второй год стоять с оглашенными и покидать храм с началом литургии верных, на третий — уже с верными, но без Причастия. Царь добросовестно выполнял епитимью несколько месяцев. Но потом ее с него сняли, так как он пошел войной на татар, и это было условием возможного снятия епитимьи.
Детей от четвертой жены, Анны, у царя не было. Потом были пятая и шестая, уже незаконные жены, Анна и Василиса. Выживших детей от них также не было. Седьмая незаконная жена — Мария Нагая — родила сына Дмитрия, который, как мы знаем, погиб в Угличе и впоследствии был канонизирован. Как он погиб: от несчастного ли случая или был убит — отдельный вопрос, к которому мы еще вернемся. Как видим, за исключением брака с Анастасией Романовой, семейная жизнь царя была несчастной.
В первый незаконный брак в пятый по счету, а по сути — четвертый царь вступил в 1575 году, когда Ивану и Федору было уже больше 20 лет, но, по-видимому, царь полагал, что это не является гарантией продолжения династии. И был прав, так как мы знаем, что через шесть лет царевич Иван умер. С другой стороны, все дети, которые могли бы родиться от трех последних браков, априори были незаконнорожденными. Это прекрасно понимали современники: царь Федор Иванович запретил поминать Дмитрия Ивановича как царевича, и царь Борис Годунов, когда писал в Речь Посполитую по поводу появления там самозванца Григория Отрепьева, также говорил о том, что Дмитрий не имел прав на русский престол, так как был сыном от седьмой жены. Для чего же царь Иван Васильевич женился в пятый, шестой и седьмой раз? Вероятно, это можно понять так: хотя наследники от этих браков были нелегитимны, все-таки они кровь и плоть государя, а значит, была надежда, что дети царя поддержат своих братьев от первого брака отца в их политике.
Обратимся теперь к жизни Бориса Годунова при Грозном. Он родился, вероятно, в 1552 году, под Вязьмой. Отец рано умер, и Бориса вместе со старшим братом Василием умер в моровое поветрие 1571 года и сестрой Ириной воспитывал их блистательный брат Дмитрий Годунов. Уже в 15 лет Борис попал на царский двор — он стал стряпчим в его ведении погреба, гардероб, приемы. Но это можно объяснить не только ролью Дмитрия Годунова, но также и тем фактом, что троюродный брат Бориса, Григорий Васильевич Годунов, был дядькой то есть воспитателем царевича Федора Ивановича, младшего сына Грозного. Сравнение двух икон В 1570 году, еще не достигнув 20 лет, Борис выиграл местнический спор с князем Федором Ивановичем Сицким.
То есть он документально доказал перед царем, что его, Годунова, предки ценились Рюриковичами выше, чем предки князя Сицкого, который, между прочим, был племянником Анастасии Романовой, первой и любимой жены царя Ивана! В итоге в следующем 1571 году Борис удостоился великой чести быть дружкой невесты на свадьбе царя с Марфой Собакиной и «в мыльне с царем мылся» то есть в бане. Кто и что делает во время свадьбы царя, расписывалось очень подробно. При этом дружкой царя был родственник Бориса — Иван Сабуров.
ЭКСКЛЮЗИВ! Венчание на царство Ивана Грозного в Казанском Кремле
В «Чине венчания…», составленном Макарием в византийском стиле, подчёркивалось божественное происхождение власти московского царя, который провозглашался преемником византийских императоров. В союзе с церковью, которая отныне объявлялась «матерью» царской власти, царь должен был укреплять «суд и правду» внутри страны, вести борьбу за расширение государства. Иван IV венчался на царство. Титул царя пришёл на Русь из Византии — там эта традиция сохранилась от Рима. Термин «царь» восходит к латинскому caesar. Имя знаменитого диктатора Римской империи Гая Юлия Цезаря 100—44 до н.
По-видимому, сам византийский обряд венчания принесла на Русь Софья Палеолог — именно её супруг Иван III в 1498 году венчал своего внука как наследника. Но пока ещё не как царя — как «великого князя». Царский титул позволял правителю России занять существенно более выгодную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог».
После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром.
Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог". Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император".
Первые военные походы оказались для Москвы безуспешными. Дело в том, что громоздкая русская армия имела свойство долго и шумно передвигаться. В те годы основу московского войска составляла пехота, которую обслуживало большое количество крестьян, приводимых в армию служилыми людьми.
Дворовые слуги, холопы, которых господа брали с собой в походы, должны были прокладывать дорогу, следить за обозом, разбивать лагерь для отдыха. В результате русское войско перемещалось крайне медленно. А вот бесшумная татарская конница стремительно налетала на фланги и наносила серьёзный ущерб. Так до Казани добиралась в лучшем случае израненная армия, в худшем — её часть. Вымотанные московиты были уже не в силах штурмовать город. Вероятно, безрезультатные походы на Казань продолжались бы ещё довольно долго, если бы думному дьяку Висковатому не пришла в голову мысль построить на подступах к городу крепость Свияжск.
Это позволило русской армии сначала дислоцироваться на острове, недосягаемом для татарской конницы, укрепиться, а затем за один бросок достигнуть стен Казани. Город был взят штурмом в октябре 1552-го. Весть об этой победе вызвала великую радость во всём Русском государстве. Несколько дней шли пиры, а затем Иван Васильевич во исполнение обета, данного перед походом, повелел заложить храм-памятник — собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади. Общее благополучие — рождение наследника, рост державы, укрепление войска — омрачилось внезапной болезнью возможно, воспаление лёгких , которая протекала очень тяжело. Иван IV часто впадал в беспамятство, надежды на выздоровление практически не было.
Этим воспользовались бояре-отступники, которые стали поговаривать о новом монархе. Но Иван Васильевич выздоровел. Вернувшись к делам, он продолжил начатые реформы, однако предательские замыслы подданных не давали ему покоя. Царь Иван Грозный, 1897 г. Источник: Государственная Третьяковская галерея В 1556-м в Казани произошло восстание, в результате которого татары вырезали весь русский гарнизон, базировавшийся в городе. Последствия этого мятежа для казанского населения были катастрофическими.
Иван IV утопил бунт в крови. Казанский кремль фактически штурмовали второй раз. В итоге было уничтожено всё мужское население города. Уцелели только маленькие дети.
Жители города винили в поджогах бояр и подняли бунт, во время которого убили дядю Ивана IV Юрия Глинского. Разгневанная толпа двинулась в село Воробьево, где находился царь.
Решившись на переговоры с восставшими, Иван Васильевич смог уладить конфликт и обещал править в согласии со своими подданными. Символом его обещания стал первый Земский собор, названный «собором примирения». Получив народную поддержку и невиданную ранее самодержавную власть, Иван IV приступил к серьезным преобразованиям: принял новый Судебник, провел административную реформу, создал стрелецкое войско. В 1561 году Константинопольский патриарх прислал Ивану Грозному грамоту, в которой подтвердил титул царя на Руси и подробно изложил порядок священного действа — «Пространный чин». Впереди были годы кровопролития во время опричнины, разорительная Ливонская война, трагическая гибель наследника и последовавшая за ней смерть самого Ивана IV. А обряд венчания на царство остался: в 1584 году по византийскому порядку титул принял последний из правителей-Рюриковичей — Федор Иоаннович.
Ему впервые был присвоен скипетр — главный знак верховной власти. Успенский собор Московского кремля Источник: regnum. Здесь собраны материалы о различных периодах истории нашей страны и всеобщей истории, представлен цикл видео и аудиолекций от ведущих российских историков, собраны биографии выдающихся исторических личностей и многое другое. Совершите увлекательное погружение в прошлое на главном историческом портале страны. Создан под эгидой Общероссийской общественно-государственной организации "Российское военно-историческое общество" в 2012 году.
466 лет назад произошло первое венчание на царство на Руси
Одни считают, что у Ивана Васильевича рано сформировалось стремление к власти, а другие предполагают, что идею ему мог подсказать митрополит Макарий. Россия при Иване IV. Венчания на царство и последствия Датой венчания на царство Ивана IV стало 16 января 1547 года. Церемония прошла в Успенском соборе Московского Кремля. Чин церемонии составил митрополит Макарий и он же возложил на Ивана Васильевича царские регалии: Бармы оплечье. Шапку Мономаха. Крест Животворящего древа. Реакция в Европе на царский царский титул была разной. Больше всего он не понравился польскому королю Сигизмунду II, который увидел в этом стремление Ивана IV захватить территорию Великого княжества Литовского. Зато царский титул признали с 1555 года Англия, Дания и Флорентийская республика.
Выгорела основная территория Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человеческие да клала в воду, та тою водою, ездячи по Москве, да кропила", от чего и был пожар. Другой слух, подогревший страсти, - о походе на Русь крымского хана. Царь с двором вынужден был уехать в подмосковное село Воробьево, Глинские - Михаил и Анна - бежать в подмосковные монастыри.
Открытое восстание началось 26 июня. После вечевого сбора горожане двинулись в Кремль и потребовали выдачи Глинских, Были разгромлены их дворы, убит один из Глинских - Юрий. Большого труда ему стоило убедить народ разойтись.
Янв 16, 2023 Иван IV Васильевич 16 января 1547 г. Церемония была подготовлена и проведена московским митрополитом Макарием, видным церковным и политическим деятелем середины XVI в. После приобщения cвятых тайн Иван Васильевич был помазан миром. В «Чине венчания…», составленном Макарием в византийском стиле, подчёркивалось божественное происхождение власти московского царя, который провозглашался преемником византийских императоров. В союзе с церковью, которая отныне объявлялась «матерью» царской власти, царь должен был укреплять «суд и правду» внутри страны, вести борьбу за расширение государства. Иван IV венчался на царство.
Титул царя пришёл на Русь из Византии — там эта традиция сохранилась от Рима. Термин «царь» восходит к латинскому caesar. Имя знаменитого диктатора Римской империи Гая Юлия Цезаря 100—44 до н. По-видимому, сам византийский обряд венчания принесла на Русь Софья Палеолог — именно её супруг Иван III в 1498 году венчал своего внука как наследника.
Уже через три года умер его отец, а через пять лет была отравлена мать. Детство княжича Ивана было «испорчено» боярскими раздорами. Поэтому у Руси могло и не быть Царя, но он появился по Воле Божьей. Однако, бояре тут же нанесли мощный удар по самодержавию. Юный Иоанн перенёс сильное потрясение уже 29 июня 1547 года, когда всего через полгода после своего венчания на царство «толпы черни явились в селе Воробьеве у дворца царского с криком, чтобы государь выдал им бабку свою, княгиню Анну Глинскую, и сына ее, князя Михаила, которые будто спрятаны у него в покоях; Иоанн в ответ велел схватить крикунов и казнить; на остальных напал страх, и они разбежались по городам». Отметим, что те кто «натравил» на царя чернь знали свое дело. Расчет был прост: если молодой царь отдаст Глинских на расправу - значит, испугался. На этом независимость Иоанна от бояр и закончилась бы. Второй вариант состоял в том, что Иоанн не примет ультиматум и тогда чернь растерзает Глинских и царя. Для столь юного возраста Иоанн проявил и твердость и мудрость: когда «крикуны» были арестованы и казнены, толпа разбежалась, так как настоящие вожди заговора не решились объявить себя и открыто подняться на борьбу с Иоанном. Ключевский отмечал, что «ещё до опричнины встречались землевладельцы из высшей знати, которые в своих обширных вотчинах правили и судили безапелляционно, даже не отдавая отчета царю. Более того, царь, как лицо, сосредоточившее в себе полноту ответственности за происходящее в стране, представлялся таким боярам удобной ширмой, лишавшей их самих этой ответственности, но оставлявшей им все их мнимые «права». Царь не испугался: он принял вызов бояр. Царь сказал, что отныне в боярских вотчинах не боярский суд, а царский суд будет разбирать тяжбы бояр и детей боярских. Юный Иоанн сформировал из преданных ему людей новое правительство, которое стали называть Избранной радой. Руководителем рады стал любимец царя Алексей Адашев. Царь Иоанн IV приступил к решению тех задач, которые были основополагающими ещё в политике Государя Иоанна III: борьба с жидовской ересью, ликвидация остатков Золотой Орды, разработка идеологических основ власти. Но к этим трем задачам добавилась новая: борьба с Римской курией за чистоту православия. Большое влияние на решение на юного царя об укреплении царской власти оказал один из наиболее ярких патриотов того времени Иван Семёнович Пересветов, подавший царю две челобитные с изложением обширной программы преобразования России. Идеалом Пересветова была военная монархия, основу которой составляло дворянское сословие. Иван Семёнович Пересветов в своих трудах сравнивал мощь Османской империи и слабость Византийской империи времён императора Константина Палеолога. Основу турецкой империи составляло военное сословие, а основу империи Константина Палеолога - знатные вельможи. Худший грех вельмож царя Константина, по мнению И. Пересветова, состоял в том, что «богатые не думают о войске». Греческие вельможи, утверждал он, погубили царя Константина, таких вельмож надо «огнём жечи и лютой смерти предать»... И Иоанн IV начал преобразование страны именно с военной реформы. Ядром армии стало конное дворянское поместное ополчение. Вооружение всадников приобрело единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцырь или кольчугу, меч, лук и колчан со стрелами. В 1550 году государь Иоанн Грозный начал формировать знаменитую русскую пехоту. В 1550 году был сформирован первый 3-х тысячный отряд стрельцов, вооружённых огнестрельным оружием. При Иване IV артиллерия стала гордостью русской армии. В районе реки Оки была устроена главная оборонительная линия Руси. Переправы через реку защищались подводными частоколами. На возможных путях вторжения русские пограничники устраивали засеки, валили деревья, копали рвы, волчьи ямы, усеянные острыми кольями. Начав усердно заниматься обороноспособностью страны, царь Иоанн не выпускал из виду и её внешние дела. Главное своё внимание царь Иоанн обратил на Казанское царство. Во время малолетства царя, татары безнаказанно опустошали пределы русского государства. Город был взят штурмом. В Казани не осталось в живых ни одного взрослого татарина, так как Иоанн приказал пленных не брать. Дети, «казанские сироты», были розданы по русским семьям. Но надо отметить и то, что Иоанн IV 30 августа 1552 года, после разгрома русскими войсками боевых отрядов царевича Япанчи, предлагал защитникам Казани сдаться на милость победителя, в противном случае грозил всем смертной казнью. После взятия Казани, царя в Москве встречали как национального героя. И как национальное бедствие восприняли москвичи болезнь, поразившую Иоанна Грозного в 1553 году.
Как Иван Грозный на царство венчался
В мае — октябре 1552 г. В 1556 г. В 1558 г. В марте 1553 г. Иван IV тяжело заболел и был близок к смерти. Бояре и князья должны были присягнуть на верность царевичу, младенцу Дмитрию. В боярской среде возникли распри, в которых принял участие и князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя. Бояре были не против присягнуть Дмитрию, но не хотели усиления власти семейства Захарьиных, родственников царевича. Но в конце концов, присяга была принесена. Позднее выздоровевший Иван IV рассматривал эти споры как боярский заговор в пользу Владимира Старицкого и измену.
Иван IV тяготился тем, что его действия обсуждаются членами «Избранной рады» и боярами. Сильвестр и Адашев были удалены из Москвы. Позже гонениям и казням были подвергнуты многие другие бояре и дворяне. В 1563 г. Зимой 1564—1565 гг. Иван IV неожиданно покинул Москву и переехал в Александровскую слободу. По его требованию все государство было разделено на две части — опричнину и земщину. Опричнина стала особым уделом, которым управлял сам царь, — в него вошли многие уезды в разных районах страны, в том числе часть территории Москвы. В опричнине было свое войско, своя дума, свои приказы и царский опричный двор.
Жизнь в Александровской слободе была организована по примеру и подобию монастырей. Приближенные царя считались монахами, а сам царь — игуменом этого своеобразного монастыря. С помощью опричного войска Иван IV начал гонения на своих подданных, за которые и получил свое прозвание Грозный. За время опричнины было казнено более 4000 человек. Особый размах казни приобрели в 1568—1570 гг. Со всем семейством был казнен и Владимир Андреевич Старицкий. Царь лично принимал участие во многих казнях. В 1572 г. За время опричнины значительно усилилась самодержавная власть царя, но государство подверглось страшному разорению.
В 1573 г. Иван Грозный вознамерился занять польский трон. В течение двух лет он вел переговоры по этому поводу. В октябре 1575 г. Иван IV неожиданно отказался от царского престола и посадил великим князем на Москве крещеного татарина, касимовского хана Симеона Бекбулатовича. Сам же назвался князем московским и выехал из Кремля. И писал Иван Васильевич великому князю Симеону верноподданнические челобитные: «Государю великому князю Симеону Бекбулатовичу всея Руси, Иванец Васильев с своими детишками, с Иванцом да с Федорцом, челом бьет». В том же году начались новые репрессии, которым теперь в первую очередь подвергались бывшие опричники. Лишь в августе 1576 г.
Иван IV вернулся на царский престол. В 1579—1580 гг. В 1582—1583 гг. Ливонская война закончилась поражением России. В 1582 г. Иван Грозный пересмотрел свое отношение к казненным в годы опричнины. По его указу был составлен «Синодик» — поминальный список казненных, за упокой души которых следовало молиться во всех церквах и монастырях. Иван Грозный был несколько раз женат. В первом браке с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой у него было три сына и три дочери.
Как будет управлять Русью в довольно сложное время? Обряд венчания Венчание Ивана Грозного на царство обещало перемены к лучшему. Обряд проходил 16 января 1547 года, при соблюдении существующего на тот период византийского сценария.
Были использованы такие атрибуты, как шапка Мономаха, крест животворящего дерева, царский жезл и другие церковные предметы. Обряд венчания был отмечен пышностью и величием. Присутствующие бояре, знать и церковные служители были облачены в дорогие убранства из парчи, золота и драгоценных камней.
Звон церковных колоколов, всеобщее ликование - все это представляло собой большой, красочный праздник. Венчание на царство Ивана Грозного определяло ему высокий титул, а Русь приравнивалась к Римской империи. Москва становилась царствующим городом, а русская земля — Русским царством.
Молодой московский князь был помазан миррой, что по религиозному понятию означало "избранный Богом". Церковь во всем этом имела определенный интерес: добиться приоритета в управлении государством и дальнейшего укрепления православия. Венчание на царство Ивана Грозного Католическими правителями эти события не одобрялись.
Они считали Ивана IV самозванцем, а его венчание — неслыханной дерзостью. Период, в который Грозному пришлось царствовать, оказался очень тяжелым. Через полгода после венчания начались пожары, которые уничтожили десятки тысяч домов, имущество, домашний скот, продуктовые запасы.
Это все то, что необходимо для жизни. А самое страшное, что в пожаре погибла не одна тысяча людей. Постигшее горе привело народ к недовольству и отчаянию.
Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой. Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. Данное венчание на царство стало для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же, царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой.
В Польше с энтузиазмом встретили мысль об избрании на польский трон Иоанна Грозного. Царь Иоанн IV в 1573 году принял польскую делегацию, прибывшую к нему с предложением принять Польшу под свою державную руку. В 1575 году прибыла в Москву вторая польская делегация звать Иоанна на польский престол. Царь не спешил с решением и здесь он проявил не властолюбие, а государственный разум. Узнав, что сын германского императора претендует на Польский престол, Иоанн предлагает снять свою кандидатуру с польского трона, но отдать ему Литву вотчину матери Елены Глинской. Пока шли переговоры с Веной, турецкий султан потребовал от польского сейма снять кандидатуру Иоанна с польского трона в пользу венгерского боярина Стефана Батория. Своё требование султан подкрепил высылкой к границам Польши 100 тысячного войска. В Варшаве воцарилась паника. Так Османская империя решила польский вопрос. Стефан Баторий, вступая на польский престол, поклялся завоевать Московское царство. Он начал войну против Руси в 1579 году. Здесь воевода Иван Петрович Шуйский отбил все штурмы поляков. За все время осады поляки убитыми, ранеными и «без вести пропавшими» «потеряли» почти половину своей армии.. На лицемерный призыв к миру Иоанн IV писал Баторию: «Называешь себя христианином, а хочешь ниспровергнуть христианство». И в войну вновь вмешались шведы, захватив Иван-город. Война приняла затяжной характер. В 1581 году Иоанн Грозный вынужден был отступить из Литвы. Этим и решил воспользоваться Римский папа, назойливо предлагая Иоанну соединение церквей. Он предложил царю Иоанну дискуссию о соединении церквей Православной и Католической, делая упор на то, что Рим взаимодействует с Греческой церковью. Иоанн обличал римских пап, которые заставляют носить себя на престоле, и ставят на своём сапоге знак святого креста. Поссевино не мог вставить и слово в обличительную речь царя. А когда всё-таки попробовал сказать о папе, как о пастыре, царь Иоанн резко возразил в ответ: «Кто… велит носить себя на седалище, как бы на облаке, кто живет и учит не по учению Христову, тот папа волк, а не пастырь. Таким образом, царь Иоанн отстоял Русь и в войне религиозной, в войне за чистоту православия, которая велась более скрытными методами, чем война внешняя. Царь Иоанн до конца дней своих оставался на государственном посту. Он думал вернуть Литву и наказать Польшу. Однако с 1583 года царь стал чувствовать себя хуже. Поссевино, давая отчет о своей деятельности, в августе 1582 года высказал мнение, что царь Иоанн «безнадежно болен». Поссевино занимал в ордене иезуитов и при папском дворе высокое положение, и его слова нельзя считать случайными. Мы не знаем многих тайн того времени, но знаем, что иезуиты никогда не брезговали кинжалом и ядом. Да и оккультисты не «забывали» Русь. Еще в 1571 году на Руси был выявлен и после допросов признался в колдовстве некий Бомелий, подвизавшийся при дворе Иоанна Грозного в роли придворного медика. А был он ко всему прочему астрологом и впутал в свои «сети» ряд бояр, в том числе и опричников. Следы его антихристианской деятельности вели в Новгород. Бомелий пытался подорвать веру у русских вельмож, но был подвергнут пыткам и «всенародно сожжен на Красной площади в Москве». Иоанн Грозный добрался до самого дна заговора против Святой Руси и 18 марта 1584 года дал приказ о допросе и казни всех пойманных чародеев и астрологов, но не успел привести его в исполнение… Перед смертью Иван Грозный принял схиму с именем Иона. За время своего правления Иоанн Грозный возвел более 40 каменных церквей, основал свыше 60 монастырей. В царствование Иоанна Грозного было канонизировано 39 русских святых, в их числе св. Александр Невский, построено 155 крепостей. Население России выросло с 2,5 млн. Кроме того были созваны Церковные Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1562 годах. Царём Иоанном Грозным написаны две стихиры святому митрополиту Петру на «Господи воззвах» с надписью «Творение царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси» и две стихиры на сретенье «Пречистой Владимирской». Символично, что в смутное время именно словами Грозного царя взывала церковь к Богородице, молясь о даровании мира и утверждении веры. Известно сколь трепетно относится Православная церковь к богослужебным текстам, сочинители их большей частью прославлены ею, как святые, свыше принявшие дар к словесному выражению духовных, возвышенных переживаний, сопровождающих человека по пути христианского подвижничества.
Венчание на царство великого князя Московского и Всея Руси Ивана IV Васильевича (1547)
В 1561 г. В этом браке у них родился сын Василий, умерший в детстве. В 1571 г. Четвертой женой Ивана Грозного стала Анна Колтовская, но уже в 1572 г.
Но этот брак не был церковным. Последней царицей в 1580 г. В последние годы жизни Иван IV тяжело и подолгу болел.
О причинах его смерти ходили различные слухи. Говаривали, что смерть случилась «по воле звезд». Позже получила распространение версия, что царь был отравлен не без участия Бориса Годунова.
Известно лишь, что Иван Васильевич скончался внезапно, за игрой в шахматы. Иван IV Грозный был автором нескольких посланий. Выдающимся произведением сер.
Курбскому, в которых он сформулировал свои религиозные, исторические и политические воззрения. По мнению современных исследователей, Иван Грозный был автором нескольких церковных гимнов стихир и песнопений. Венчание на царство сопровождалось рядом непременных действий.
Важнейшее из них — таинство миропомазания, приобщение нового государя Святых Тайн, открываемых лишь пророкам и царям. Таким образом царь становился единственным в государстве человеком, удостоенным второго миропомазания над всеми остальными таинство миропомазания совершается единожды — при крещении. Именно поэтому русских государей называли «помазанниками Божиими».
Форма проведения обряда венчания на царство в Русском государстве была заимствована из Византии. Обряд совершал глава Русской православной церкви: до 1598 г. В ходе обряда на нового государя в определенном порядке возлагались бармы, венчальная шапка «шапка Мономаха» , вручались скипетр и держава, и государь всходил на царский трон.
В некоторых случаях государь давал «крестоцеловальную запись» или клятву. Впервые «венчание» на трон проведено 4 февраля 1498 г. В этот день великий князь московский Иван III возвел в качестве своего соправителя на великое княжение Московское, Владимирское и Новгородское своего внука Дмитрия Ивановича.
Был составлен специальный «чин поставления» Дмитрия, который позднее стал основой для всех последующих чинов «венчания на царство». Новый государь ограничился традиционным «поставлением на трон», хотя именно в этот день, 14 апреля 1502 г. В число царских регалий, помимо использовавшихся ранее, была добавлена «аравийская» золотая цепь.
Впервые в качестве венчальной шапки была упомянута «шапка Мономаха». При венчании на царство Федора Ивановича 31 мая 1584 г. Церемония была дополнена «великим выходом» царя и свиты в Успенский собор Московского Кремля.
Помимо других регалий была использована держава «золотое яблоко», «яблоко державное» — золотой шар с навершием в виде креста. При венчании на царство Борис Федорович Годунов 3 сентября 1598 г. Сын Бориса Годунова Федор Борисович не успел венчаться на царство, т.
Сам Лжедмитрий I венчался на царство 22 июля 1605 г. Патриарх Игнатий возложил на него царский венец и вручил ему скипетр и державу. При венчании на царство Михаила Федоровича Романова 11 июля 1613 г.
Для торжественного провозглашения новым царем Алексея Михайловича, состоявшегося 28 сентября 1645 г. Обряд венчания совершил патриарх Иосиф. Чин венчания Федора Алексеевича 16 июня 1676 г.
После стрелецкого бунта 1682 г. Был изготовлен специальный двойной серебряный трон, а также вторая «шапка Мономаха» — «шапка Мономаха второго наряда». Венчание братьев на царство состоялось 25 июня 1682 г.
С принятием Петром I императорского титула обряд венчания на царство был заменен коронацией. Родился в Москве. На духовное воспитание будущего митрополита огромное влияние оказал архимандрит Кассиан, настоятель Симоновского монастыря.
До конца XV века на Руси и летописи, и другие памятники говорят только о чине "вокняжения", и притом весьма кратко. Можно только предполагать, что обряд вокняжения, или восседания на "золотом отчем столе" "Слово о полку Игореве" , совершался в храме главного города, при посредстве митрополита и участии светских сановников, наподобие возведения епископа на епископский стол. Впервые в полном церковном смысле по древнейшему греческому чиноположению, с небольшими изменениями, был венчан в 1547 г. Венчание произошло утром 16 января 1547 г. Главными составляющими этого чина с древних времен были: 1 чтение православного исповедания, предшествующее по правилам Церкви рукоположению в священный чин, 2 рукоположение Патриархом и вручение знаков царской власти, 3 Таинство Миропомазания, которое над всеми прочими людьми совершается один раз в жизни — при крещении.
Каждого человека, который приходил к нему, он встречал с распростертыми объятиями и словами пасхального приветствия: «Христос воскресе, радость моя! Я встречал в жизни людей, которые внешне пытались копировать преподобного Серафима Саровского и называли некоторых «радость моя», но радость и любовь в этом приветствии ощущались не всегда. Преподобному Серафиму Саровскому была присуща подлинная пасхальная радость, подлинная любовь ко всякому приходящему. Для того чтобы нам стяжать эту любовь, прийти в это состояние, преподобный Серафим дал практические советы.
Среди этих советов был, например, жизненно важный совет для наших современников о том, что приводить в порядок этот мир нужно, начиная с самих себя. Сейчас, наверное, как и в другие эпохи, очень много людей, готовых преобразовывать мир, государство, среду обитания, начиная с каких-то внешних предметов, начиная с других. Многие считают, что нужно привести в порядок других людей, окружающую среду. А себя привести в порядок никто не хочет — кажется, что у нас и так всё в порядке. Так считает каждый. В результате мы живем в состоянии бардака. Преподобный Серафим говорит: начни с себя, спаси самого себя. Когда человек начинает приводить в порядок самого себя, свою духовную жизнь, тогда от него начинает излучаться некий свет, и люди, которые попадают в сферу его действия, тоже преображаются, становятся другими. Так постепенно каждый человек может внести свою лепту в преображение того мира, в котором мы живем.
Как Вы относитесь к народным приметам? Я несколько выписал. Например, если на Васильев день, 14 января, мороз и снежно — быть хорошему урожаю. Гололед на дорогах — будет большой урожай овощей. Все приметы абсолютно разные, и если к одной можно относиться как-то более сдержанно, то другие вызывают просто улыбку. Некоторые считают, что приметы — это чуть ли не какое-то церковное учение, которому Церковь должна давать оценки. Во-первых, приметы есть разные. Есть приметы совершенно нелепые, которые Церковь оценивает как суеверия: например, черная кошка перебежала дорогу и прочее; Церковь однозначно дает таким приметам отрицательную оценку. Но есть приметы, которые являются народным наблюдением за явлениями погоды на протяжении десятилетий, а то и столетий, поэтому в некоторых таких приметах есть определенная логика.
Например, если ласточки или стрижи летают низко, мы знаем, что скоро будет дождь. Но это не потому, что ласточкам вдруг захотелось низко полетать; просто меняется давление, и насекомые летают ниже, а значит, ласточки, которые питаются этими насекомыми, тоже спускаются вниз. И это предвестник какой-то непогоды. Я не берусь давать оценку каким-то конкретным народным наблюдениям как связь гололеда с урожаем, например. Очень сомневаюсь в достоверности таких примет. Но некоторые из них, думаю, имеют под собой некое логичное зерно. Этот чин освящения воды совершенно одинаковый. Причем раньше, в древности, освящение воды происходило только один раз — в Крещенский сочельник, 18 января. Потом ради человеческого многолюдства и потому, что не все успевали запастись святой крещенской водой в Крещенский сочельник, освящение воды стало совершаться и 19 января, в день Крещения Господня.
Вода, освященная и в один, и в другой день, совершенно одинакова. В европейской части России я там вырос, воспитывался и помню это большинство людей идут за крещенской водой не в праздник Крещения, а накануне, 18 января. Когда я перебрался на служение за Уральские горы служил сначала на Дальнем Востоке, в Магадане, теперь — в Томске , для меня стало удивлением, что здесь абсолютное большинство людей идут за крещенской водой в сам праздник Крещения Господня.
Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления. При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией.
Но также Иван IV ввел опричнину , которая сопровождалась разорением земель, массовыми репрессиями и террором против собственного населения, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор об исторических итогах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие.