Новости рустьюторс итоговое сочинение

Правила проведения итогового сочинения знакомы всем, кто уже сдавал хоть какой-то экзамен. Итоговое сочинение.

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ОТ РУСТЬЮТОРС

Начинаем подготовку к итоговому сочинению! ударим по ЕГЭ КУРС ГЗМВ курсе мы собрали весь материал. Критерии оценивания итогового сочинения» Рустьюторс. Пример и практические рекомендации по написанию итогового сочинения о том, как следует относиться к ближним и дальним — и всегда ли легко отличить зло от добра. это самостоятельная письменная работа, предполагающая изложение обучающимися своих мыслей на заданную тему.

Аргументы для подготовки к итоговому сочинению 2021-2022. » Рустьюторс

Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 1. Внутренний мир человека и его личностные качества. Отношение человека к другому человеку окружению , нравственные идеалы и выбор между добром и злом. Познание человеком самого себя.

Качество письменной речи Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят незачет, если мысль ясна — зачет. Грамотность Незачет поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарем!

Этот поможет свести орфографические ошибки к минимуму. А в этой статье вы найдете готовые аргументы с опорой на литературный материал — пользуйтесь! Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задает себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя. Возможные темы Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?

Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни? Можно ли оправдать плохой поступок? Может ли любовь спасти заблудшую душу?

Цыбулько ЕГЭ 2020 русский. Сборник Цыбулько ЕГЭ.

Цыбулько ЕГЭ 2020 русский язык. Цыбулько 36 вариантов ЕГЭ 2020. Логические ошибки в сочинении ЕГЭ. Логические ошибки в сочинении. ЕГЭ сочинение логика.

Паронимы задание ЕГЭ. Задачи паронимов. Паронимы 5 задание ЕГЭ. Упражнения по лексическим нормам. ЕГЭ отменили 2023 году.

Отмена ЕГЭ В 2021. Месяц до ЕГЭ фото. Подготовка к ЕГЭ 2022. ГВЭ аттестат по русскому языку 2021. Логотип ГВЭ по русскому языку 2021.

Баллы ГВЭ по русскому языку 11 класс 2021. Сенина ЕГЭ 2020. Сенина ЕГЭ 2020 русский язык. Сенина Лигион ОГЭ 2020 рус. Сенина ОГЭ 2020 русский язык.

Дистант школа ЕКБ. ОГЭ 2022 Подмосковье. Дистант в школах Москвы с 24 января 2022. Отредактируйте предложение исправьте лексическую ошибку. Формулировка задания.

Исправьте лексическую ошибку заменив неверно употребленное слово. Лексические нормы лексические ошибки и их исправление. Задание 5 ЕГЭ русский. Рус Тьюторс. Речевое клише по русскому языку.

Клише для ЕГЭ по русскому. Клише для проблемы сочинения ЕГЭ по русскому. Клише комментария к проблеме ЕГЭ.

Максимальный порог не установили, но составители и многие учителя рекомендуют писать 350: этого хватает для раскрытия нравственно-этической проблемы. В подсчете слов есть хитрости, иногда они помогают добрать нужное количество. Например, «А. Пушкин», фамилия и инициалы, — это одно слово, а «Александр Сергеевич Пушкин» — уже три. Служебные части речи — предлоги, союзы, частицы — тоже учитываются: «все же» — два слова. Самостоятельность написания.

Списывать во время экзамена нельзя. Кроме того, нельзя пользоваться заученными аргументами из интернета.

РУСТЬЮТОРС| ЕГЭ, ОГЭ по русскому языку

Не отказавшись от своей «идеи», он стал все больше и больше погружаться в атмосферу божественного сострадания, самоотречения, чистоты, олицетворением и носительницей чего была Соня. Общение с Соней в дальнейшем заставляет Раскольникова смотреть на свое преступление не как на предмет юридического разбирательства, а как на нарушение божественных установлений. У Раскольникова возникает ощущение, что Соня знает что-то такое, чего ему не понять: «Он взял ее обеими руками за плечи и прямо посмотрел в ее плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали… Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу… — Что вы, что вы это? Передо мной! Он тотчас же встал.

Именно после этого эпизода Раскольников предлагает Соне «идти вместе», совершает покаяние на площади, является с повинной. Герой вспоминает совет Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца! И Раскольников идет на Сенную площадь, где встает перед всем миром на колени и совершает очистительный обряд целования земли. Происходит мгновенный переход из душевного состояния раздробленности в состояние внутреннего единства личности. Родион испытывает чувство наслаждения и счастья.

Только на каторге Родион Раскольников нашел «свою веру» в спасительных для человечества свойствах любви. Именно любовь привела его к Богу: «Они хотели было говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Достоевский раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий.

Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению. Таким образом, роман Достоевского убеждает нас в том, что не столько социальные условия, сколько нравственное заблуждение, утрата человечности ведут к преступлению. Теме преступления посвящен рассказ А. Чехова «Злоумышленник». Анализируя данное произведение, следует обратить внимание в первую очередь на название.

Героя же чеховского рассказа сложно назвать злоумышленником. Крестьянин Денис Григорьев не только не понимает, что он совершил преступление, но и не осознает, что от его действий могли пострадать люди. Когда следователь говорит, что из-за его поступка поезд мог бы сойти с рельсов и он бы «убил людей», он восклицает: «Зачем убивать? Нешто мы некрещеные или злодеи какие? Слава те господи, господин хороший, век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких в голове не было…» Когда ему зачитывают закон, согласно которому его должны приговорить к ссылке на каторжные работы, он не понимает происходящего и до последнего думает, что его судят за что-то другое.

В действиях крестьянина Дениса Григорьева нет злого умысла, комизм ситуации проявляется в столкновении двух миров: цивилизации, изрезавшей природный мир железными дорогами, и крестьянства, живущего естественной жизнью. Отсюда и возникает непонимание: следователь, обвиняя крестьянина в преступных деяниях, не сомневается в очевидности правонарушения и его вины; крестьянин же, старательно прислушивающийся к следователю, недоумевает, как тот не может понять, что для рыбной ловли нужны грузила для снасти. Так в рассказе воссоздается «диалог глухих». Причина преступления кроется не только в необразованности, неосведомленности крестьянина, но и в социальном устройстве общества. Голодный, вынужденный много работать крестьянин не может знать законов, он не может получить образование.

Справедливым ли тогда становится главный принцип: «незнание закона не освобождает от ответственности»? Читатель понимает, что герой, безусловно, виноват, но государство и общество виновато не меньше в том, что такие злоумышленники откручивают гайки. Теме преступления и наказания посвящена новелла Р. Брэдбери «Наказание без преступления». Писатель убежден, что смерть физическая иллюзорна, гораздо реальнее и страшнее смерть духовная.

Произведение делится на две части: преступление и наказание. Неслучайно преступник известен заранее: главными автор хотел сделать психологические проблемы. Герой новеллы Джордж Хилл хочет убить жену и заказывает её точную копию — куклу. Джордж оправдывает убийство, так как, по его мнению, преступление носит очищающий характер: «…богатые люди могут позволить себе роскошь «очищающего убийства». Захотелось тебе избить, убить или помучить кого-нибудь, вот и отведи душу на марионетке…».

В силу того, что прямого преступления против другого человека здесь нет, в центре внимания автора оказывается сама устремлённость человека ко злу, жажда убийства. Герой рассчитывает на преступление без наказания, он убежден, что обладающие высоким финансовым статусом имеют право на убийство. Идея Родиона Раскольникова обыграна Брэдбери в контексте общества потребления, товарно-денежных отношений. Право имеет богатый человек. На первый взгляд кажется, что идея Хилла гуманна.

Убивая копию своей жены, Хилл освобождается от мук ревности: «Он очистился от гнева и жажды убийства…». Но идея, ложная в своей основе уничтожение человека , развенчивается изнутри — через страдание героя. Соотнесённость с романом Достоевского в этом рассказе не только на уровне общей проблемы. Герою, как и Раскольникову, перед «убийством» снится его прошлое. В этом сне проявляется его человеческая душа, противодействующая преступлению, пусть она и подавлена в данный момент и может подать голос только таким образом.

Хиллу, герою рассказа, снятся сцены возвышенных романтических отношений с женой в прошлом, которые уже невозможны в настоящем. Итог рассказа противоположен замыслу героя: вместо преступления без наказания выходит наказание без преступления. Мистера Хилла арестовывают и приговаривают к смертной казни, хотя фактического убийства он не совершал: он убил машину. В таком итоге есть свой смысл: в преступлении важнее всего внутренняя готовность к нему, желание зла. Но и абсурдность такой развязки важна — она позволяет подумать о бессмысленности, бесчеловечности и безнравственности того, что общество может противопоставить преступному выбору человека.

Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» — иллюстрация того, как преступление влияет на душу человека. Впервые мы видим Дориана Грея — главного героя произведения — позирующим в мастерской Бэзила. Стеснительный и наивный юноша привлекает внимание лорда Генри, который задумал поставить над ним эксперимент и «перелить свою душу в другого… передать другому свой темперамент, как тончайший флюид или своеобразный аромат». Герой слушает лорда Генри, впитывает его слова как губка.

Сразу после разговора юноша восклицает «Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас! Зачем вы его написали? Придет время, когда он будет дразнить меня, постоянно насмехаться надо мной! Его настигает первое испытание — любовь к актрисе Сибилле Вэйн. Казалось бы, любовь побеждает все и здесь тоже она должна победить, но зло уже слишком глубоко проникло в душу Дориана.

Кроме того, Дориан любит не ее настоящую, он любил игру, героиню шекспировских трагедий. Не выдержав горькой правды и разбитого сердца, Сибилла покончила с собой.

Инструктаж и заполнение бланков под руководством учителя, а также ознакомление с темами сочинения не входят в то время, которое отводится на выполнение работы. Во время написания работы нельзя пользоваться оригиналами литературных произведений или средствами связи.

Время начала и окончания испытания должно быть записано на доске. Для опоздавших участников повторный инструктаж не проводится, но учитель помогает им заполнить регистрационные поля бланков сочинения. Сдают работу опоздавшие ученики в одно время с остальными участниками. Черновики, орфографический словарь и дополнительные бланки можно попросить у дежурного учителя; с собой на сочинение ученики приносят только чёрную гелевую ручку и паспорт.

Темы итогового сочинения должны быть записаны на доске или выданы каждому участнику в печатном виде. За полчаса и за пять минут до окончания выполнения работы учитель предупреждает об этом учащихся. Это единственные правила, за невыполнение которых ученик сразу получает «незачёт»: такая работа даже не проверяется по основным критериям оценивания. Казалось бы, посчитать количество слов в сочинении проще простого, но и тут можно допустить промах: во-первых, фразы с числительными, написанными цифрами например, «12 лет» считаются, как одно слово.

Если написать числительное словом, оно будет зачтено отдельно то есть фраза «двенадцать лет» — это два слова ; во-вторых, фамилии писателей или литературных персонажей, написанные с инициалами, считаются одним словом; если написать имя, отчество и фамилию полностью — эксперты засчитают три слова. Второе требование к итоговому сочинению — самостоятельность. Работа не должна быть списана с интернета или у другого учащегося, даже если ученика не поймали со шпаргалкой, а он воспроизвёл чужую работу по памяти. При этом разрешается использовать прямые или косвенные цитаты, однако с обязательным указанием источника.

Общий объём цитат в сочинении должен составлять не более половины текста. Что нового в итоговом сочинении 2022—2023? В августе этого года на сайте Минпросвещения РФ была опубликована новость о том, что впервые за все годы проведения итогового сочинения изменён порядок формирования комплектов тем. Ранее в начале каждого учебного года одиннадцатиклассникам становились известны названия пяти тематических блоков например, «Разговор с собой» или «Преступление и наказание — вечная тема».

На самом испытании учащиеся могли выбрать одну из пяти тем, соответствующих этим направлениям итогового сочинения. Это существенно облегчало подготовку к сочинению, ведь названия блоков были достаточно конкретными и позволяли каждому ученику заранее подготовить литературные аргументы по подходящим произведениям. С этого года открытые тематические направления публиковать перестали, заменив их тремя довольно общими разделами. Ученикам предстоит выбрать одну тему из шести: из каждого раздела будет взято по две темы.

Все темы берутся из закрытого банка Федерального института педагогических измерений , сформированного в прошлые годы — всего их около полутора тысяч. В последующие годы банк тем будет пополняться. Эксперты оценивают каждую работу по пяти основным критериям: Соответствие теме — ученик должен ответить на вопрос или высказать своё мнение о теме сочинения. Литературный аргумент — свою точку зрения требуется подкрепить хотя бы одним примером из литературного произведения.

Преподаватели рекомендуют использовать два литературных аргумента: в случае, если один из них засчитан не будет например, ученик не укажет имя автора или название произведения , наличие ещё одного подходящего аргумента — страховка от «незачёта» по этому критерию и за сочинение в целом. Композиция и логика рассуждения — этот критерий подразумевает, что в сочинении присутствует деление на абзацы; учащийся рассуждает и приводит доказательства своего тезиса в рамках заданной темы и обязательно в конце делает вывод. Качество письменной речи — получить «минус» за несоответствие работы этому критерию можно лишь в том случае, если многочисленные речевые ошибки препятствуют восприятию текста. Грамотность — учитываются грамматические, пунктуационные и орфографические ошибки.

Учащийся может допустить не более пяти ошибок на каждые сто слов, при этом однотипные ошибки не считаются отдельно.

Почему «отцы и дети» — вечная тема? Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа — это условие победы в любой войне? Главное в жизни — это карьера. Вы согласны? Что в жизни людей остаётся неизменным даже в эпоху перемен? Родители и дети: спор или диалог? В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь? Чувствуете ли Вы себя частью своего поколения? Может ли человек полноценно жить вне общества?

Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему? Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»? Согласны ли Вы с мыслью чеховского героя: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…» Когда жилище становится Домом? За что дети могут уважать своих родителей? Что нам мешает быть счастливыми? Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него? Что вкладывали в понятие «честь» люди XIX века? Почему важно понимать чужое мнение? Почему нам необходима память о войне? К каким последствиям могут привести общественные конфликты?

Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»? Почему тема войны не уходит из литературы? Можно ли играть «на живых струнах сердца человеческого»? Может ли отдельная личность изменить общество? Кого из современников Вы считаете героем нашего времени и почему? Одинаково ли представление о счастье у разных людей? Зачем человеку нужно сравнивать себя с другими? Должно ли искусство откликаться на общественные проблемы? Разделяете ли Вы представления автора романа «Война и мир» о подлинном величии исторического деятеля? Как Вы понимаете мысль поэта А.

Твардовского: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу»? В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»? Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? Всегда ли общество ценит достойных людей? В какой период истории России Вы бы хотели жить и почему? Можно ли судить о поколении по его кумирам?

Вы рассуждаете на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия например, ответ на вопрос, поставленный в теме, или размышление над предложенной проблемой, или построение высказывания на основе тезиса и т. Вы строите рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы; показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. Вы аргументируете высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

Точное выражение мыслей, использование разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, при необходимости уместное употребление терминов, отсутствие речевых штампов. Знакомство со структурой сочинения или как не испугаться чистого листа Я предлагаю вам самый простой и удобный формат построения текста из 4 абзацев. Вступление Вступление вводит в круг рассматриваемых проблем.

Где искать примеры итогового сочинения: 5 полезных ссылок

1. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям. Для успешной подготовки к Рустьюторс ЕГЭ по русскому языку в 2024 году рекомендуется использовать разнообразные материалы, которые помогут закрепить и углубить знания по предмету. В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка.

Сочинениe ЕГЭ с разбором по новому формату 2024 года

В данном разделе представлены нормативные и методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения). Рустьюторс итоговое сочинение 2023 бесплатно на сайте для детей. В каждый комплект тем итогового сочинения будут включены по две темы из каждого раздела банка. На итоговом сочинении ребятам могут попасться либо темы, которые уже использовались в прошлые годы, либо совершенно новые. Объясняем, как будет проходить итоговое сочинение 2023/2024 и что необходимо для получения зачета. Новости об итоговом сочинении 2023/24! Ничего глобально не изменилось по сравнению с прошлым годом.

Рустьюторс егэ итоговое сочинение 2022

Пережив ужас и безысходность, осознав ценность жизни, герой смог понять радость человеческого существования: «…только на заре удастся, может быть, уснуть где-нибудь мертвым сном, — сжаться и чувствовать только одно — сладость тепла после холода». Алексеева, — самый значительный ориентальный травелог в русской литературе. Фактически поэт не покидал границ империи, о чем писал с явным сожалением. Но большую часть времени он провел на территории, исконно не принадлежавшей России. Пушкин начал свой путь, «сделав крюк», чтобы посетить легендарного генерала А. Этот визит выглядит своеобразным вступлением к поездке: ведь именно Ермолов проводил политику покорения Кавказа. В «Путешествии в Арзрум» Восток и Кавказ предстают как реальные пространства, далекие от сформированного в литературе романтического образа. В своем повествовании автор явно занимает позицию просвещенного европейца это отмечалась во многих работах. Он не раз называет себя именно европейцем, цитирует античные произведения, европейскую классику, и даже описывая обряд осетинских похорон, которым был свидетелем, использует английское стихотворение.

При этом поэт стремится развенчать романтизированные представления об «экзотических краях». Он замечает: «Не знаю выражения, которое было бы бессмысленнее слов: азиатская роскошь». Таким образом он дает понять, что рассуждения о восточной красоте и роскоши преувеличены, и прямо говорит, что никаких богатств уже не осталось — есть только «азиатская бедность». Ведь само представление о «сказочных» восточных странах появилось благодаря многочисленным романам. В статье «Джон Теннер», рассуждая о современной ему жизни в Северной Америке, Пушкин указывает, что описания индейцев Шатобрианом и Купером имеют мало общего с реальностью. Интересно соотнести эти слова с эпизодом посещения гарема в «Путешествии в Арзрум», где автор иронично замечает: «Таким образом, видел я харем: это удалось редкому европейцу. Вот вам основание для восточного романа». В статье «Джон Теннер» он приходит к заключению, что полагаться нужно на свидетельства людей, которые долго жили в этой среде и ее действительно знают.

Про ЕГЭ: Шаблон сочинения ЕГЭ 2022 Можно сделать вывод: Пушкин стремился к тому, чтобы и «Путешествие в Арзрум» воспринималось как наблюдения образованного человека, не склонного поддерживать обычные стереотипы восприятия. Вместе с тем, Пушкин затрагивает в «Путешествии» важнейшие темы, которые касаются его лично, например, давая оценки в целом своему творчеству и проблематике поэта и поэзии. На Кавказе он впервые побывал в 1820 г. Спустя 9 лет Пушкин, вспоминая свои первые впечатления, утверждает, что стремился вернуться в те края, чтобы увидеть заново всё, что окружало его в молодости. Всё это слабо, молодо, неполно; но многое угадано и выражено верно». Возможно, переосмысливая одну из своих ранних поэм, поэт хотел убедиться, что изменения в его творчестве гармоничны и происходят в нужное время, то есть использовал путешествие, чтобы дать верную оценку своему развитию. Заметно, что у Пушкина было свое понимание, как следует излагать путевые впечатления. В первую очередь, он строил «Путешествие» как документальный рассказ, где образ путешественника — и биографически, и, так сказать, поэтически — близок автору, хотя его повествование нельзя назвать документальной прозой.

Ему важна и теоретическая основа: для этого используется широкий круг источников. Но, пожалуй, главное — верно и точно передать свои наблюдения и впечатления, что должно быть продиктовано здравым смыслом, а не распространенным шаблоном. Вовремя прочитанные книги способные не только глубоко впечатлить человека, но и повлиять на его жизнь, сформировать мировоззрение. Пример такого влияния можно найти на страницах романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева». Повествование в романе ведётся от лица Алексея Арсеньева, вспоминающего о своём детстве и юности. Мальчик подрастает, и в имении появляется учитель по фамилии Баскаков. Учителю надлежит подготовить Алексея к поступлению в гимназию.

Баскаков рассказывает Алексею истории из своей жизни, читает вслух книги про Робинзона и Дон Кихота. В гимназию Алексей поступает легко; вечера проводит с книгами, начинает писать стихи. Сам Алексей Арсеньев вспоминает о своем детском чтении так: «Дон-Кихот, по которому я учился читать, картинки в этой книге и рассказы Баскакова о рыцарских временах совсем свели меня с ума. У меня не выходили из головы замки, зубчатые стены и башни, подъёмные мосты, латы, забрала, мечи и самострелы, битвы и турниры. Мечтая о посвящении в рыцари, о роковом, как первое причастие, ударе палашом по плечу коленопреклоненного юноши с распущенными волосами, я чувствовал, как у меня мурашки бегут по телу». Герой с теплотой вспоминает книги, прочитанные в детстве, и осознает, как сильно они повлияли на него. Так, приключения Робинзона, картинки во «Всемирном путешественнике» и карта земного шара навсегда пленили его: «Эти узкие пироги, нагие люди с луками и дротиками, кокосовые леса, лопасти громадных листьев и первобытная хижина под ними — всё чувствовал я таким знакомым, близким, словно только что покинул я эту хижину, только вчера сидел возле неё в райской тишине сонного послеполуденного часа. Какие сладкие и яркие виденья и какую настоящую тоску по родине пережил я над этими картинками!

Так, о прозе Гоголю герой написал следующее: «У Гоголя необыкновенное впечатление произвели на меня «Старосветские помещики» и «Страшная месть». Какие незабвенные строки! Как дивно звучат они для меня и до сих пор, с детства войдя в меня без возврата, тоже оказавшись в числе того самого важного, из чего образовался мой, как выражался Гоголь, «жизненный состав. Поэзия Батюшкова, Языкова, Лермонтова помогала ему переживать «первые юношеские мечты, первую полную жажду писать самому, первые попытки утолить её, сладострастие воображения». Благодаря книгам герой узнавал жизнь, ему казалось, что понимает «и устройство вселенной, и какой-то ледниковый период, и дикарей каменного века, и жизнь древних народов, и нашествие на Рим варваров, и киевскую Русь, и открытие Америки, и французскую революцию, и байронизм, и романтизм, и людей сороковых годов, и Желябова, и Победоносцева, не говоря уже о множестве навеки вошедших в меня лиц и жизней вымышленных, со всеми их чувствами и судьбами, то есть всех этих тоже будто бы всякому необходимых Гамлетов, Дон-Карлосов, Чайльд-Гарольдов, Онегиных, Печориных, Рудиных, Базаровых…» О важности искусства пишет Ю. Лотман в книге «Воспитание души». Во-первых, «искусство полезно для педагогики», нравственности, поскольку позволяет воспитывать людей на хороших примерах. В частности, автор говорит школьном курсе литературы следующее: «Не случайно до сих пор, когда мы проходим художественную литературу в школе, нет-нет да и говорим ученикам: видите, этот герой достоин подражания, он — хороший, он — патриот или он — мыслитель, он — философ, он — герой.

А этот — отрицательный персонаж, не поступайте, дети, как он». Во-вторых, искусство — основа существования общества. Он называл литературу второй действительностью, характерною особенностью которой является то, что она пропущена сквозь призму сознания художника, одухотворена его мыслями, помогающими читателю обратить глаза внутрь себя и вглядеться в собственную душу. Это очень сложные машины. Произведение искусства — это самая сложная машина, которую когда-нибудь создавал человек, кроме самого человека. Когда человек создает человека, он создает нечто еще более сложное. Но насколько он не понимает человека, который ему кажется простым! Если он изучил в школе анатомию, то он полагает, что уже понимает человека; если на уроке литературы выучил несколько стихотворений, то он уже знает, что такое искусство.

Это распространенное заблуждение, но это глубокое заблуждение. Искусство — это большая, если хотите, машина, если вы хотите сказать иначе — называйте организмом, жизнью, но это нечто саморазвивающееся. И мы находимся внутри этого развивающегося явления и все время поддерживаем с ним разговоры. Оно с нами общается». Марс издавна привлекал внимание фантастов, что совсем не удивительно: это один из ближайших соседей Земли по Солнечной системе. Особое место в ряду книг, посвящённых этой планете, конечно же, занимают «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери. Линией повествования, объединяющей все произведения воедино, ниточкой, протянувшейся от Земли до Марса, стало то, что, прибыв на Красную планету, колонисты невольно принесли бы с собой главные проблемы человечества: расизм, цензуру, загрязнение окружающей среды, а также угрозу полного самоуничтожения посредством атомного оружия, т. Эта идея для романа в рассказах должна была стать зеркалом, отражающим человечество, его ошибки, слабости и недостатки.

Книга должна была послужить своеобразным предупреждением о предстоящих опасностях для человеческой культуры. Именно поэтому Рэй всегда любил научную фантастику: этот жанр позволял автору критиковать общество, используя метафору будущего для отображения проблем настоящего. В одном интервью Брэдбери сам говорил, что не считает книгу научной фантастикой в чистом виде — скорее он использовал марсианские декорации, чтобы поразмыслить о вечном, о человечестве, о его месте в этой огромной Вселенной.

Чем руководствоваться в выборе жизненных целей? Какие вопросы нужно задавать самому себе? Как соотносятся понятия «великодушие» и «широта души»?

Что должно оставаться неизменным в любое время любую эпоху? Какие жизненные победы могут быть важны для человека? Гарин-Михайловский» Что важнее в дружбе: получать или отдавать? В чём драматизм поединка между гордостью и смирением? Кто никогда не отчаивался, не знает цену надежды. Как противостоять ударам судьбы?

Можно ли прожить без мечты? Измена близкого человека как горький жизненный опыт. В чём, по-вашему, истинное предназначение мужчины? Как нужно относиться к собственным слабостям? Когда безответственность приводит к преступлению? Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?

К каким последствиям может привести ревность? Нужно ли бороться за свою мечту? Равнодушие — вина человека или его беда? Можно ли сохранить дружбу на годы? Всегда ли измена своим убеждениям — это измена самому себе? Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?

В чём проявляется великодушие победителя? Месть — это уничтожение или умножение зла? Какие времена можно назвать жестокими? Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление? Почему люди обманывают себя? Может ли достижение заветной цели привести человека к разочарованию?

Почему предательство обычно ищет для себя оправданий? Возможно ли равенство мужчины и женщины? Когда разум и чувство борются в человеке? Когда непонимание между людьми приводит к вражде? Верно ли, что сохранить любовь бывает труднее, чем её обрести? Согласны ли Вы с мыслью, что отзывчивость — признак душевной силы человека?

Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу? Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути? Почему для человека важны не только победы, но и поражения? Согласны ли Вы с тем, что «на ошибках учатся»? Война — проверка на мужество и человечность.

Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах? Как влияет на сущность человека война? Что может меняться и что должно быть неизменным в человеке? Согласны ли Вы с утверждением Л. Всегда ли она достойна его? Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?

Что может привести к разрушению любви? Что помогает человеку преодолеть страх? Если надежды не сбылись, они были напрасны? Какие ценности должны оставаться неизменными при любых переменах? Что значит жить для людей? Есть ли разница между жестокостью и суровостью?

В чём заключается сила доброты? Как Вы понимаете слово «совесть»? Почему эгоизм мешает быть великодушным? Можно ли заслужить прощение? Можно ли проявить смелость в повседневной жизни? Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?

Как меняются мечты по мере взросления человека? Что помогает человеку сохранить надежду даже в самых тяжёлых ситуациях? Важно ли анализировать свои удачи и промахи? Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность? Что можно и нужно побеждать в самом себе? Чем путешествия обогащают личность?

Может ли совесть наказать сильнее, чем суд? Страдают ли жестокие люди? Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека? Что разрушает дружбу? Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»? Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?

Зачем человеку друзья? Какие уроки можно извлечь из поражения? Можно ли простить злой поступок? Когда о человеке можно сказать, что он верен себе? Почему не кончается поединок чести с бесчестьем? В чём смысл утверждения Ф.

Шиллера: «Голова должна воспитывать сердце»? Согласны ли Вы с утверждением французского писателя Вольтера: «Глаза дружбы редко ошибаются»? Согласны ли Вы с М. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»? Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти? Чем надежда отличается от мечты?

Что мешает человеку быть счастливым? Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок? Почему трусость связывают с бесчестием? Как связаны великодушие и милосердие? Чем различаются настоящая дружба и приятельские отношения? Как Вы понимаете слова древнеримского философа Цицерона: «Там победа, где согласие»?

Нужно ли современному человеку вести дневник? Зачем человеку путешествия? Какие жизненные цели Вы считаете ложными? Какие «чувства добрые» пробуждает в человеке любовь? Чем путешествие может обогатить человека? Достижима ли гармония чувства и разума?

Согласны ли Вы с утверждением немецкого поэта Генриха Гейне: «Доброта лучше красоты»? Почему надо «беречь честь смолоду»? Чем различаются дружба и приятельство? Верно ли, что надежда делает человека сильнее? В чём проявляется любовь к жизни? Высоцкий Может ли быть счастлив тот, кто совершил бесчестный поступок?

Какой характер можно назвать противоречивым? Добрым рождаются или становятся? Прав ли Л. Толстой, сказавший, что «добро есть вечная, высшая цель нашей жизни»? Что значит «быть в ладу с самим собой»? Опасна ли месть для самого мстителя?

Считаете ли Вы смирение добродетелью? Какого человека называют целеустремленным? Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? Может ли доброта противостоять жестокости? Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели? Почему любовь не всегда приносит счастье?

Помогают ли мечты в достижении жизненных целей? Возможно ли счастье, построенное на несчастье других? Какого человека называют отзывчивым? Что значит быть самим собой? Всегда ли оправдано смирение? Грех и раскаяние в жизни человека.

Возможно ли проявление великодушия в условиях войны? В чём смысл пословицы: «Доброе дело два века живёт»? Как Вы понимаете смысл изречения: «Дорогу осилит идущий»? Какое значение в любви имеет взаимопонимание? Что такое взаимопонимание? Всегда ли мечта возвышает человека?

Что такое раскаяние? О ком Вы можете сказать: «Нам с ним по дороге»? Что значит «идти по жизни своим путём»? Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе? В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам? Возможно ли в жизни следовать только чувствам?

Светлые и трагические стороны любви. Смелыми рождаются или становятся? Существует ли что-то, неподвластное времени? Почему человек нередко становится источником несчастий других людей? Как Вы понимаете слово «честь»? Что помогает человеку искоренять зло в себе?

Что помогает мечтам сбываться? Как Вы понимаете слова Л. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»? Каким может быть путь к познанию самого себя? Честь — это норма или принцип одиночек? Чем опасно для человека отчаяние?

В чём счастье и драма любви? Должно ли добро вознаграждаться? Честь и совесть: как связаны эти понятия? Важен ли для человека опыт других людей? Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути? Как общение с другими людьми помогает лучше понять себя?

Обида — это проявление слабости? Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»? Временное и вечное в нашей жизни. Что, вслед за А. Пушкиным, можно назвать «души прекрасными порывами»? Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?

Какие профессии немыслимы без отзывчивости? Какую пользу приносят человеку путешествия? Можно ли играть «на живых струнах сердца человеческого»? Что может привести человека к бесчестному поступку? Согласны ли Вы со словами А. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев — мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?

В чём разница между любовью и влюблённостью? Пренебрежение какими нравственными ценностями чаще всего приводят к преступлению? Что Вы вкладываете в понятие «женственность»? Ваш ответ на вопрос героя Ф. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? Смирение — это проявление силы человека?

Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»? Что такое возмездие? Когда мечты мешают человеку в жизни? Почему человек идёт на преступления, зная о наказании? Путешествие — способ познания себя и мира. Какие последствия могут быть у мести?

Как связаны трусость и слабость? Как Вы понимаете слова Пьера Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить…»? Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде? Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует? В каких ситуациях человеком может овладеть отчаяние? Почему человек не должен быть рабом своих чувств?

Как Вы понимаете мысль автора романа «Война и мир» о том, что главная победа над врагом — это «победа нравственная»? Оправдана ли жестокость военным временем? Согласны ли Вы с определением древнегреческого философа Демокрита: «Великодушие — кротко переносить чужую погрешность»? Как Вы понимаете известное высказывание «всё тайное становится явным»? Верно ли утверждение: «надеяться и действовать — наша обязанность в несчастии»? Что может исказить жизненный путь человека?

Согласны ли Вы с утверждением Э. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»? Что необходимо, чтобы мечты сбывались? Важно ли уметь признавать собственное поражение? Трудно ли делать добро? Как бороться с человеческим равнодушием?

Можно ли изменить мечте? Можно ли прийти к победе, не испытав поражений? Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви — равнодушие, а не ненависть»? Как характеризует человека его мечта? Чем опасна уязвлённая гордость?

В чём заключается рыцарское отношение к женщине? Можно ли считать честь вечным нравственным принципом? Что значит «учиться на горьком опыте»? Как связаны понятия чести и долга? С чем, с Вашей точки зрения, нельзя смиряться? Какую жизненную цель можно назвать благородной?

Какого человека называют великодушным? Что значит быть взрослым? Согласны ли Вы с утверждением героя романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»? Во имя чего человек может идти на самопожертвование? Связаны ли надежда и терпение?

Согласны ли Вы с утверждением Ж. Руссо: «Любить глубоко — это значит забыть о себе»? Как можно выйти с честью из трудной ситуации? Может ли быть неравенство в дружбе? Всегда ли победа возвышает победителя? Как связаны доброта и способность к состраданию?

Какую смелость можно назвать безрассудной? Почему говорят, что сила женщины — в её слабости? Нужно ли странствовать по свету, чтобы найти дорогу к себе? Что помогает человеку не сбиться с жизненного пути? Всегда ли воплощение мечты возвышает человека? Перестаёт ли побеждённый враг быть врагом?

Считаете ли Вы, что добрые поступки всегда бескорыстны? Всегда ли разумный поступок является нравственным? Можно ли простить человека, совершившего зло? Может ли честь оказаться дороже жизни? Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам? Он и она: искусство понимать друг друга.

Что является опорой человека в минуту отчаяния? Можно ли добиваться победы любыми средствами? Как поражение может повлиять на человека? Согласны ли Вы с тем, что месть только усугубляет конфликт? Куда бы Вы хотели отправиться в путешествие и почему? Всякая ли мечта достойна человека?

Чему мешают и чему помогают сомнения? В чём привлекательность трудных и опасных путешествий? Верно ли, что добро и зло коренится в душе каждого человека? Какие поступки человека говорят о его отзывчивости? Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? Может ли любовь к человеку стать главным смыслом жизни?

Какие путешествия могут изменить взгляд на человека? Когда поражение закаляет характер человека? Нужно ли стремиться понять себя? Согласны ли Вы с утверждением старого князя Болконского: «есть только две добродетели: деятельность и ум»? Какие открытия таит в себе дорога? Как Вы понимаете слова героя Ф.

Достоевского: «Если хочешь победить весь мир, победи себя»? Чем опасна заниженная самооценка? Чем читательский опыт отличается от жизненного? Что такое «любовь к жизни»? Что может повлиять на выбор жизненного пути? Когда побеждённый достоин уважения?

Правда ли, что легче простить врага, чем друга? Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества. Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии. Преступление и наказание — вечная тема. Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения юридической, психологической, социальной, философской. Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф.

Свобода человека и её ограничения. Семья, общество, Отечество в жизни человека 2. Семья, род; семейные ценности и традиции.

Человек и общество.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий