Менделеев, открытия в области химии которого затмевают его успехи в гуманитарных науках, все свои экономические исследования вел с вполне практичной целью помощи России. #КурчатовБиблиотека#Курчатовгородскаябиблиотекафилиал1Вклад Д.И. Менделеева в науку8 февраля 2024 года Российская академия наук празднует свое 300-летие. В 1899 году Менделеев совершил большую поездку на Урал для выяснения застоя железной промышленности. Менделееву не сразу удалось продолжить образование, но всё же в 1850 году он был принят на отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института Петербурга.
Презентация "Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки"
Дмитрий Иванович Менделеев. Многообразие интересов великого учёного | В 1841 году Менделеев поступил в тобольскую гимназию, в 1855 году — с золотой медалью окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Санкт-Петербурге. |
Гений мировой науки: Дмитрий Иванович Менделеев | 7. Вклад Менделеева в науку не ограничился открытием важнейшего для человечества закона. |
Дмитрий Иванович Менделеев: биография, научная деятельность и интересные факты из жизни | В данной статье вы рассмотрите биографию Менделеева, а также узнаете о его научной деятельности. |
20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева | В начале 1859 года 25-летний Дмитрий Менделеев получил разрешение на командировку в Европу «для усовершенствования в науках». |
Дмитрий Иванович Менделеев | Вклад Дмитрия Ивановича Менделеева в нефтяную промышленность. |
Дмитрий Иванович Менделеев: вклад в развитие химии
- Не только химия: экономист и промышленник
- Д.И. Менделеев — великий русский ученый
- «Год Менделеева»
- Главная навигация
- Система, перевернувшая науку
- Необходимые вещи
Биография Дмитрия Менделеева
Говоря проще, внутри каждого столбца элементы имеют подобные свойства, варьирующиеся при переходе от одного столбца к другому. В своем первоначальном варианте периодическая система понималась только как отражение существующего в природе порядка, и никаких объяснений, почему все должно обстоять именно так, не было. И лишь когда появилась квантовая механика, истинный смысл порядка элементов в таблице стал понятен. Это произошло, когда доктор Алан Айткен наводил порядок в кладовке химического факультета. Факультет переехал в новое помещение в 1968 году, и с тех пор оборудование, реактивы и бумаги пылились в подсобном помещении. Таблица лежала в кладовке среди кучи разных лабораторных принадлежностей. В какой-то момент Айткен обнаружил свернутые в трубку лекционные материалы по химии, а в них — копию Периодической таблицы химических элементов, возраст которой оценивался в 133—140 лет.
Найденная таблица аннотирована на немецком языке, слева внизу идет надпись Verlag v. Другая надпись — Lith. Выяснить, в каком году была напечатана таблица, помогли поиски в университетском архиве. Нашлись данные о покупке таблицы профессором Томасом Пурди — пособие было куплено в октябре 1888 года. Тогда оно стоило 3 немецкие марки. Восстановление плаката заняло немало времени: поверхность пришлось очистить от грязи и мусора, отделить таблицу от подкладки, на которой та была закреплена, обработать специальными растворами для выравнивания кислотно-щелочного баланса и устранить разрывы с помощью специальной бумаги из бруссонетии бумажной и пасты из пшеничного крахмала.
Теперь таблица находится в специальном хранилище университета, где для нее созданы подходящие условия. На самом же факультете осталась ее полномасштабная копия. Чуть позже, но в том же 2019 году, сотрудники Санкт-Петербургского университета сообщили о своей сенсационной находке — обнаруженная ими в Большой химической аудитории таблица оказалась на 12 лет старше. В университете рассказали, что таблица представляет собой демонстрационный вариант, изготовленный в 1876 году. Она отличается от современных вариантов.
Сначала Дмитрий Иванович хотел сгруппировать все описываемые им элементы по валентностям, но потом выбрал другой метод и объединил их в отдельные группы, исходя из сходства свойств и атомного веса. Размышление над этим вопросом вплотную подвело Менделеева к главному открытию его жизни, которое было названо Периодическая система Менделеева.
Менделееву удалось найти связь разных групп элементов между собой, расположив их в порядке возрастания их атомной массы. Работа осложнялась тем, что многие элементы в то время еще не были открыты, а атомные веса уже известных определены с большими неточностями. Однако, искомая закономерность вскоре была обнаружена. Опубликовав в 1869 году первый вариант своей таблицы, он открыл закон, что «свойства элементов стоят в периодической зависимости от их атомного веса». Это было самое главное в открытии Менделеева, позволявшее связать воедино все казавшиеся до этого разрозненными группы элементов. До конца жизни он продолжал развивать и совершенствовать учение о периодичности. Менделеев активно занимался экспериментами с газами, конструированием и изготовлением различных физических приборов.
Ученый исследовал сжимаемость газов и термический коэффициент их расширения в широком интервале давлений. Научные работы Менделеева составляют лишь небольшую часть его творческого наследия. Наука и промышленность, сельское хозяйство, народное образование, общественные и государственные вопросы, мир искусства — все привлекало его внимание, и везде он «показывал свою могучую индивидуальность». В 1891 году морское и военное министерства поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе, и в 1892 году он блестящим образом выполняет эту задачу. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, универсальным и легко приспособляемым к любому огнестрельному оружию. В 1893 году Менделеев был назначен управляющим только что преобразованной Главной палаты мер и весов, и на этом посту оставался до конца своей жизни. Там Менделеев организовал ряд работ по метрологии.
В 1899 году ученый совершил поездку на уральские заводы, в результате появилась содержательная монография о состоянии уральской промышленности. Сотни печатных листов составляют общий объем работ Менделеева на экономические темы, а сам ученый считал свой труд одним из трех главных направлений служения Родине, наряду с работами в области естествознания и преподавательской деятельностью.
Наиболее раннее научное открытие ученого зафиксировано в 1859 г. Позже это явление мгновенного парообразования из жидкости назвали «критической температурой» — однако первенство российского исследователя в ее открытии неоспоримо. С 1861 г. Менделеев преподает органическую химию в питерском университете. Тогда же выходит в свет его «Опыт теории пределов органических соединений». Он также готовит к публикации первый российский учебник по органической химии.
Зрелость Великий русский ученый-энциклопедист В 1865 г. Через два года он становится заведующим кафедрой неорганической химии в своей alma mater — Петербургском университете. Готовясь к лекциям, Менделеев осознал, что ни нашей стране, ни в Европе не имеется курса общей химии, подходящего для освоения студентами. Ученый начал составлять его собственными силами. И этот фундаментальный труд под названием «Основы химии» публиковался затем несколько лет отдельными частями. Открытие всей жизни Составляя «Основы», ученый понял, что имеются трудности в систематизации химических элементов. Решая эту задачу, Менделеев логически приблизился к фундаментальному открытию, главному в его научной биографии — впоследствии оно получило имя «Периодическая система Менделеева». Эта работа потребовала немалых интеллектуальных усилий.
Исследователь выписал характеристики элементов на отдельные карточки и неоднократно комбинировал их различным образом. Но в результате он смог вывести важную закономерность, упорядочив элементы в виде той самой таблицы, что сегодня известна любому школьнику. Один из первых набросков таблицы Менделеева Ее впервые обнародовали в 1869 г. Разносторонний ученый С 1871 г. Менделеев посвятил немало усилий изучению физических свойств газов. Он провел множество научных экспериментов, и зачастую сам конструировал приборы и оборудование для данных исследований. Эта деятельность признана ценным вкладом в развитие отечественной физики газов и термодинамики. Кроме того, в 1870-80 гг.
Менделеев уделил много внимания изучению метеорологических процессов например, измерению температуры и давления воздуха в верхних слоях атмосферы. С этой целью он разрабатывает ряд оригинальных летательных аппаратов для сбора научных данных на большой высоте. Вклад в развитие державы Ученый не замыкался на одной лишь научной работе.
В результате в 1855 году из стен Главного педагогического института Дмитрий Иванович вышел с убеждением, что России нужен учитель «с подвижным умом, ориентированным не столько на методики преподавания, сколько на любовь к науке, и умением эту любовь передать своим ученикам». Непосредственный учительский опыт самого Д.
Менделеева оказался довольно коротким. Всего два года он преподавал естественные науки в Ришельевском лицее в Одессе. Молодого и талантливого ученого не забыли его институтские профессора, которые способствовали его приезду в Петербург, где в сентябре 1856 года он защитил магистерскую диссертацию. Позднее его утвердили в звании приват-доцента, и начался долгий период профессорско-преподавательской деятельности в Петербургском университете, продолжавшийся 33 года. Профессор Менделеев Всего же Д.
Менделеев более 35 лет своей жизни посвятил делу народного образования. Кроме Петербургского университета он в разные годы преподавал в Николаевской инженерной академии, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Военно-инженерном училище, Втором кадетском корпусе и на Высших Бестужевских женских курсах. Вот как ученый понимал миссию профессора: «Профессор исполняет свой долг надлежащим образом не тогда, когда он читает много лекций, а когда он внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный провозвестник — словом и делом, с должной убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном ее движении не как судья, а как деятель». Профессор должен был прежде всего «продвигать науку вперед, служить профессиональным и нравственным примером, заражать студентов своим стремлением к знаниям». Подчеркнем, что этот принцип Менделееву удалось максимально реализовать в своей преподавательской деятельности.
Сам ученый был замечательным педагогом-практиком, очень талантливым лектором. Во время его лекций аудитория всегда была переполнена, в ней были студенты не только с профильных факультетов. У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде, — разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки». Особое значение Менделеев придавал подготовке профессоров и сам был воспитателем научной смены. Десятки учеников оставили свои благодарные воспоминания об ученом как о своем учителе.
А наставником его считали и основоположник русской физиологии И. Сеченов, и такой выдающийся ученый-аграрий, как К. Тимирязев, и основоположник учения о ноосфере В. Сам ученый отмечал, что «из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных людей, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность». На службе образованию На склоне лет, анализируя сделанное, Д.
Менделеев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности». Процветание страны Д. Менделеев связывал не только с широким и рациональным использованием ее природных богатств, но и с пробуждением творческих сил народа, распространением просвещения и науки. Его мечта, чтобы «наука и промышленность были в детях, то есть первично образование». Без образования, по мнению Д.
Менделеева, немыслимы были благополучие русского народа и будущее России. Ученый был убежден, что образование служит интересам развития страны, способствует ее усилению и обогащению. От образования зависит вся практическая деятельность, будь то промышленность или сельское хозяйство, потребности людей, а значит, от образованности в конечном счете зависит общее благосостояние граждан. Степень совершенства человека мыслитель в свою очередь определял его «пользой для широкого круга общественных, государственных и общечеловеческих интересов». Путь к формированию такого человека он видел в деятельности средней и высшей школы.
В данной связи Д. Менделеев постоянно подчеркивал социальную значимость школы, обусловленность ее развития «народно-государственными потребностями». В наше время мы можем с полным правом повторить его завет: «Теперь силу самостоятельности государств надо определять образованностью, производительностью, численностью народа и надобностью всего этого для остальных народов». Оригинальный педагогический мыслитель Погружение в реальную жизнь России побудило ученого с новой силой и в практическом плане обратиться к вопросам образования, представить в целостном виде то, какой он видел систему народного образования России в будущем. В 1870-е-1880-е годы Менделеев был сосредоточен на научной и преподавательской деятельности и выступал в периодической печати с публицистическими статьями и заметками, посвященными вопросам образования.
В центре его внимания находились проблемы средней школы, сфера высшего, преимущественного университетского, образования, вопросы технического образования и того, что можно отнести к области дополнительного образования. В статьях и заметках мыслитель решительно высказывался о необходимости коренного преобразования системы народного просвещения и его государственного финансирования, введения обязательного начального обучения. Переход Дмитрия Ивановича Менделеева к приоритетности педагогической проблематики наметился в начале 1890-х годов и был связан с комплексом факторов. Честная и бескомпромиссная нравственная позиция по защите прав студентов, последовательно занимаемая ученым, привела в 1890 году к его вынужденному уходу из Петербургского университета из-за конфликта с министром народного просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять от Менделеева петицию студентов. После того как закончилась деятельность Д.
Дмитрий Менделеев
Менделеев является автором первого русского учебника «Органическая химия» 1861 год. Работая над трудом «Основы химии» , открыл в феврале 1869 года один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов на Западе, особенно в Германии, соавтором открытия считают Лотара Мейера. Развил в 1869—1871 годах идеи периодичности, ввёл понятие о месте элемента в Периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. На этой основе исправил значения атомных масс 9 элементов бериллия, индия, урана и др.
Предсказал в 1870 году существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов — «экаалюминия» открыт в 1875 году и назван галлием , «экабора» открыт в 1879 году и назван скандием и «экасилиция» открыт в 1885 году и назван германием. Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония открыт в 1898 году , «экаиода» — астата открыт в 1942—1943 годах , «двимарганца» — технеция открыт в 1937 году , «экацезия» — франция открыт в 1939 году. Портрет Д.
Менделеева художник Илья Репин, 1885 В 1900 году Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в Периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов. Сконструировал в 1859 году пикнометр — прибор для определения плотности жидкости.
Аррениуса положены в основу классического учения о растворах. Русское химическое общество 1868 г. Менделеев: «Устав этот составлялся у меня на квартире собранием химиков и примечателен по краткости».
Начиная с 1956 г. Менделеев много времени посвящает преподавательской деятельности. Он преподаёт в Санкт-Петербургском университете, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Николаевской инженерной академии и училище, во 2-м Кадетском корпусе, на женских курсах и др. Менделеевым написаны учебники: «Органическая химия» «Основы химии» 13 изданий до 1947 г. Менделеев член Комиссии для обсуждения проекта будущего Сибирского университета, Комиссии о высшем техническом образовании.
В 1906 году ему ее почти присудили, но Шведская академия наук опровергла решение комиссии. Главные открытия Дмитрий Иванович за свою продолжительную жизнь достиг многого сразу в нескольких сферах, что отражает глубину таланта и ума великого человека. Его главные открытия: Создатель пикнометра — прибора для определения плотности жидкости. Определил критическую температуру кипения жидкости. Основатель Главной палаты мер и весов — центрального учреждения Минфинансов. В нем занимались проверками торговой отрасли в Российской империи. Создатель управляемого аэростата. Это значительный вклад в воздухоплавании.
Разработал уравнение состояния идеального газа, установив зависимость между его абсолютной температурой, молярным объемом и давлением. Работая над «Основами химии», выразил установленный им закон в графическом изображении — периодической таблице химических элементов. Дмитрий Иванович очень много трудился Менделеев оставил большой вклад в науке, написал 1500 трудов. Трактат «Основы химии» впервые дал четкое представление о неорганической химии. Частые вопросы О Менделееве часто говорят как о создателе водки. Но ученый лишь рассуждал о соединениях спирта с водою. В своей диссертации мыслитель не приводил никаких данных о пропорциях изготовления спиртного напитка. Вопрос о появлении водки относится к более раннему историческому периоду.
Популярная легенда о появлении периодической химической системы во сне — красивый миф, созданным им самим. На самом деле он трудился над нею 25 лет. Интересные факты О Менделееве ходили слухи, что он любит мастерить чемоданы. Дмитрий имел познания в переплетном и картонажном деле с юности. Он переплетал и создавал архив из своих документов, записей, складывая в собственноручно изготовленные ящики из картона. Он мог собрать и чемодан, и рамку, и скамеечку. С этим удивительным фактом связан еще один — об изобретении Менделеевым особого вида клея, позволяющего скреплять детали конструкций. Менделеев — автор 54 статей в энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
Бездымный порох можно было приобрести у западных государств, но цена была дороговатой. Менделеева попросили побыть промышленным шпионом и выведать секретную формулу.
Менделеев предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел вид бездымного пороха «пироколлодий», 1890 г. Менделеев активно участвовал в индустриальном развитии России. Особое внимание уделял нефтяной, угольной, металлургической и химической промышленности. Многое сделал для становления Бакинского и Донбасского промышленных районов, был инициатором строительства нефтепроводов. В сельском хозяйстве пропагандировал использование минеральных удобрений и орошения. Автор книги «К познанию России» 1906 г. Нефтяная промышленность Ему не было еще тридцати, когда известный нефтепромышленник В.
Кокорев попросил его выехать в Баку для изучения состояния нефтедобычи и нефтепереработки. Менделеев тщательно обследовал все Бакинские нефтепромыслы и установки по переработке нефти, но не ограничился этим, а наметил целую программу повышения эффективности отрасли. Он оценил потребности всей России в нефтепродуктах, принял в расчет все тогда известные и предполагаемые им месторождения нефти, выявил условия, когда нефтеперерабатывающие заводы лучше размещать в местах добычи нефти, а когда - в центрах ее потребления, и составил схему размещения новых нефтеперерабатывающих заводов в Центральной России, в особенности вблизи Москвы и в крупнейших городах на Волге в Царицыне, Саратове, Самаре, НижнемНовгороде, Ярославле, Рыбинске. Мало того, он предложил построить нефтепровод Баку - Батуми и заводы по переработке нефти на Черноморском побережье с тем, чтобы не только избавить Россию от импорта американского керосина, но и самим экспортировать нефтепродукты в Европу. Он считал варварством, что сырая нефть, из которой можно получать столько ценнейших продуктов, используется как топливо. На весь мир прозвучала его фраза: "Нефть - не топливо, топить можно и ассигнациями". Менделеев выступил против системы откупов, поскольку откупщики более всех противились глубокой переработке нефти. Позднее он побывал в США и, познакомившись с практикой нефтедобычи в Пенсильвании, пришёл к выводу, что в России её можно поставить не хуже, а лучше. Его труды дали мощный толчок развитию теории и практики, рациональной постановке всего нефтяного дела в стране.
В 1876 году, когда единственным ценившимся нефтепродуктом был керосин, используемый только для освещения, Д. Менделеев писал: "Мне рисуется в будущем... В 1877 он выдвинул свою гипотезу происхождения нефти из карбидов тяжелых металлов, которая, правда, на сегодня большинством ученых не принимается; предложил принцип дробной перегонки при переработке нефти.. В 1880 году Д. Менделеев командируется на Кавказ, к этому времени у него складывается своя гипотеза образования нефти, которая была опубликована в материалах Венского геологического института. В этом же году имела место публичное отраженное в печати столкновение Д. Менделеева с Людвигом Нобелем - владельцем механического завода в Петербурге и главой нефтяного "Товарищества Бр. Нобель" братом изобретателя динамита Альфреда Нобеля, который также был пайщиком "Товарищества" - крупнейшего производителя керосина. В этом производстве бензин и тяжелые остатки считались бесполезными отходами и уничтожались.
И вот эти-то бросовые остатки Д. Менделеев предлагал превращать в масла, которые в три-четыре раза были дороже, чем керосин. Это могло нанести удар по нефтяной империи Нобелей, так как его российские конкуренты могли бы тогда успешно с ним соперничать при гораздо меньших затратах. Во время этой полемики Д. Менделеева поддержал русский промышленник В. Рогозин, который в соответствии с рекомендациями ученого начал на построенном на Волге заводе полностью перерабатывать нефть, получая из нее кроме керосина смазочные масла хорошего качества. Его отчет "Бакинское нефтяное дело" стал по сути дела последним его крупным исследованием по нефти, которой он интересовался и так много занимался в течение десяти лет. Угольная промышленность Точно так же комплексно подошел Менделеев и к оценке перспектив развития незадолго до того открытых залежей угля в Донецком бассейне. В то время местные угледобытчики каждый в одиночку пытались повысить эффективность работы своих крохотных шахт и, естественно, без особого успеха, потому что сделать добычу угля рентабельной можно было лишь при резком увеличении добычи, а его нельзя было добиться без создания рынка сбыта и путей сообщения с большой пропускной способностью.
Менделеев просчитал, во что обходится снабжение Петербурга и Москвы польским из Силезии и импортным английским углем, и определил, при каких условиях донецкий уголь окажется конкурентоспособным с ними. Он разработал предложения по изменению таможенных тарифов на уголь, обосновал необходимость постройки специальной углевозной железнодорожной магистрали дорога Москва - Донбасс была построена только при Советской власти, в 30-е годы , проведения шлюзования и дноуглубительных работ на Донце и Дону, развития портов на побережьях Азовского и Черного морей. При проведении намеченных им мероприятий Россия могла бы не только отказаться от импорта угля, но и сама экспортировать его сначала в страны Средиземноморья, а затем и в страны Балтики, причем эта задача рассматривалась им не только как экономическая, но и как политическая, как вопрос престижа нашей страны. По его мнению, народы средиземноморских и балтийских стран, видя, что Россия вывозит высококачественный уголь, убедились бы в том, что она в состоянии производить и экспортировать и другие товары высокого качества. Не ограничившись изучением только Донецкого угольного бассейна, Менделеев обратил внимание общественности и промышленных кругов на месторождения угля на востоке, в первую очередь в Кузнецком бассейне и далее, вплоть до Сахалина. Он первым поставил вопрос о принципиально новых методах добычи и использования угля, в частности, на возможность его подземной газификации. К идее подземной газификации углей Менделеев не однократно возвращался: в 1899, наблюдая во время поездки на Урал подземные пожары в Кизеловеком районе, Менделеев сделал ряд практических выводов о возможности управления процессом горения угольного пласта. Проблему разработки многочисленных угольных месторождений России Менделеев связывал с развитием отечественной металлургии и в первую очередь её развитием производства чугуна, железа, стали и меди, обращая особое внимание на использование бедных руд. Он отмечал также необходимость раз работки богатых месторождений хромовых и марганцовых руд на Урале и Кавказе.
Металлургическая промышленность Глубоко исследовал Менделеев и пути развития промышленности Урала, переживавшей тогда серьезный кризис. Уральские металлургические заводы, создававшиеся трудом крепостных и работавшие на древесном угле, в новых условиях оказались нерентабельными и свертывали производство. Этими их трудностями воспользовался иностранный капитал, в особенности английский, чтобы удушить своего российского конкурента. Иностранцы по дешевке скупали уральские заводы. В этих условиях разработанные Менделеевым меры по расширению топливной базы для металлургии Урала, в частности, за счет каменных углей востока, в том числе Кизеловского и в перспективе Кузнецкого бассейнов, стали залогом спасения целого промышленного района, который впоследствии сыграл столь важную роль в экономическом развитии страны. Примечательно то, что и внутри каждого из этих территориальных комплексов Менделеев наметил как бы микро-комплексы на основе кооперирования и комбинирования предприятий таким образом, чтобы отходы одного производства служили сырьем для другого. В идеале общественное производство должно было бы приближаться к кругообороту веществ в природе, у которой, как известно, не бывает отходов. Там, где добываются и перерабатываются нефть и уголь, выплавляется металл и пр. Это не только повысит рентабельность производства, но и позволит решить уже тогда встававшие перед человечеством экологические проблемы.
Вклад ученого в сельское хозяйство Рассматривая сельское хозяйство как отрасль единого народно-хозяйственного комплекса, ученый указывал на необходимость оказания ему помощи через промышленное покровительство, так как оно не только не противоречит интересам сельского хозяйства, но, напротив, способствует его развитию. Менделеев пришел к убеждению, что, продолжая идти через колосящиеся хлебные нивы, столь привычные и дорогие русскому сердцу, Россия не достигнет благополучия и экономического процветания. Подчеркивая важность и необходимость "нормальной комбинации сельского труда с заводско-фабричным", он не был сторонником активных государственных мер, направленных непосредственно на подъем аграрного сектора и "считал всякое массовое вмешательство в это дело... Более пятидесяти лет, с присущей ему основательностью, Менделеев изучал проблемы земледелия. В книге "Заветные мысли" 1904 ученый сообщал о том, что еще в начале 60-х годов его "глубоко занимала мысль о возможности выгодно вести хозяйство при помощи улучшений и вкладов в землю свободного труда и капитала". Как химика его, прежде всего, интересовало воздействие минеральных и органических удобрений. Он организовал четыре опытные станции, на которые Вольное Экономическое общество выделило необходимые средства, и на них провел изучение влияния удобрений. Чтобы реализовать свои идеи о рациональном ведении хозяйства, Дмитрий Иванович покупает запущенное имение Боблово и на личном опыте, организовав экспериментальные делянки, убеждается в том, что в российских климатических и экономических условиях западноевропейская культура земледелия неприменима. Выделяет несколько причин: большинство полей Западной Европы страдает избытком сырости, а наших - засухами.
Менделеев, стремясь создать на своей земле передовое опытное хозяйство, которое бы явилось образцом для всех русских земледельцев, вводит многопольную систему севооборотов, используя естественные и искусственные туки, машины, и организовывает "правильное скотоводство". Менделеев является одним из основоположников семенной агрохимии, провозвестником идеи химизации сельского хозяйства. Его первые работы в это области тесно связаны с деятельностью Вольного экономического общества. До сих представляют интерес высказывания Менделеев по вопросам батей почвы, травосеяния, лесонасаждения, и главным образом, по вопросам применения этих удобрений, химизации и переработки сельскохозяйственного сырья и многим другим. Основываясь на результатах полевых опытов 1867—1869 , Менделеев указывал на необходимость известкования кислых почв, применения размолотых фосфоритов, суперфосфата, азотных и калийных удобрений, совместного внесения минеральных и органических удобрений. Он поддерживал начинания В. Докучаева проведение почвенных обследований, организацию кафедр почвоведения и др. В 1866 он предложил разработать научные основы отечественной агрохимии на базе использования достижений химии и физики. Инициатива Менделеев была поддержана, и ему удалось поставить и провести в 1867-69 полевые опыты по изучению влияния глубины вспашки, и действия удобрений в Смоленской, Петербургской, Московской и Симбирской губерниях.
Менделеев уделял большое внимание орошению земель Нижнего Поволжья. Участие ученого в аэродинамике и гидродинамике Дмитрий Иванович Менделеев всегда служил образцом ученого, тесно связывающего свои открытия с их промышленными приложениями, в частности, не отрывал свои научные интересы в области аэродинамики от задач воздухоплавания, всемерно поддерживал изобретателей. Так, им был представлен Русскому техническому обществу проект дирижабля, созданный К. Менделеев стоит у истоков русской аэродинамической и гидродинамической школы, успехи которой в советское время привели к созданию самолетов, являющихся прообразом летательных аппаратов наступающего века Конструкторского бюро им. Сухого , к успехам, которыми продолжает гордиться наша страна вопреки почти десятилетним попыткам полностью разрушить ее передовую оборонную промышленность. В 1878 году Менделеев публикует работу "О сопротивлении жидкостей и воздухоплавании", в которой "не только дается систематическое и критическое изложение существовавших к тому времени взглядов на сопротивление среды, но и приводятся оригинальные идеи Менделеева в этом направлении, в частности, указывается на важное значение вязкости жидкости при определении сопротивления трения хорошо обтекаемого тела". Жуковский в докладе, сделанном 23 декабря 1907 г. В соответствии с идеями Д. Менделеева в Петербурге был построен Морской опытовый бассейн, в котором испытуемая модель судна крепилась на державке и устанавливалась на подвижной тележке, двигающейся по специальным направляющим.
В этом опытовом бассейне будущий академик А. Крылов вместе с адмиралом С. Макаровым изучали проблемы непотопляемости судов. Будучи одним из инициаторов создания отдела воздухоплавания, Д. Менделеев помогает в работе не только К. Циолковскому, но и А. Можайскому, а совместно с адмиралом С. Макаровым работает над созданием первого русского ледокола, занимается вопросами конструирования подводной лодки и летательных аппаратов. Экспериментальные исследования сжимаемости газов позволяют Д.
Менделееву получить уравнение газового состояния, ныне известное как "уравнение Менделеева-Клапейрона", лежащее в основе современной газовой динамики. Для повышения безопасности полета на высотных воздушных шарах Д. Менделеев предложил в статье, опубликованной в Женеве в 1876 году, использовать вместо открытой корзины герметическую гондолу, в которой можно поддерживать атмосферное давление. Через 55 лет швейцарец Огюст Пикар совершил первый полет в стратосферу на стратостате с герметической гондолой. В 1876 году, исследуя упругость газов, Д. Менделеев изготовил чувствительный барометр, который он положил в основу высотометра, несколько образцов, которого было изготовлено и испытано офицерами генерального штаба, а вскоре было налажено их производство. Менделеев и сам принимает участие в освоении "воздушного океана"- в 1887 году во время полного солнечного затмения поднимается на воздушном шаре "Русский" на большую высоту и так оценивает его материальную часть: "достойна больших похвал; видно, что сооружали дело знатоки... Менделеев и метрология Государственная служба мер и весов в России начала свое существование с 1 января 1845 г. Именно с этого времени вступало в действие "Положение о мерах и весах".
Этот закон был значительным шагом вперед по сравнению с теми попытками упорядочить вопросы применения мер и весов, которые предпринимались до этого в виде различных правительственных постановлений, указов см. Однако развитие службы шло чрезвычайно медленно. Основной причиной было то, что для нормального функционирования не было создано профессионально разветвленного аппарата. На местах проверкой мер и весов, используемых в торговле и промышленности, занимались лица, не знакомые с этим делом. Попытки руководства службы поставить вопрос об учреждении специальных поверочных органов успеха не имели. С 1892 года Д. Менделеев возглавляет Депо образцовых мер и весов впоследствии - Главную палату мер и весов , став основоположником отечественной научной метрологии, без которой невозможна любая научная работа, так как она должна давать уверенность в правильности полученных ученым количественных результатов, без которых невозможно сделать и крупные научные обобщения. Но начинать эту работу надо было с создания русской системы эталонов. Осуществление этого проекта заняло у Д.
Менделеева целых семь лет жизни. В 1895 году точность взвешивания в Палате достигла рекордной величины - тысячных долей миллиграмма при весе в один килограмм. Это значило, что при взвешивании одного миллиона рублей золотых монет погрешность составила бы одну десятую копейки. Такая точность явилась результатом экспериментальных исследований Д. Менделеева, описанных в работе "О колебании весов", это привело к убеждению, что измерить или взвесить какой-нибудь предмет невозможно без привлечения чуть ли не всех отраслей физики и математики. После принятия Положения о мерах и весах в 1899 году была организована поверочная служба, которая примерно за пять лет поверила в России более 12 миллионов мер и весов. Под руководством Д. Менделеева было разработано новое "Положение о мерах и весах", введенное в действие с 1899 г.
От истории химии до величайших вымыслов: вся правда о Менделееве
175 лет со дня рождения Д. И. Менделеева Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки Павел Д. Саркисов 175 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. В данной статье вы рассмотрите биографию Менделеева, а также узнаете о его научной деятельности. В данной статье вы рассмотрите биографию Менделеева, а также узнаете о его научной деятельности.
Дмитрий Менделеев — биография
- Менделеев Дмитрий Иванович
- Ранние шаги в исследованиях
- Все открытия Менделеева
- Предыстория появления системы химических элементов
- Менделеев Дмитрий
Предсказал великое будущее России. Оптимист и мечтатель Дмитрий Менделеев
В данной статье вы рассмотрите биографию Менделеева, а также узнаете о его научной деятельности. Все таки заслугой Менделеева было предсказание свойств еще неизвесных элементов, некоторые из которых были открыты уже после смерти Дмитрия Ивановича, видимо поэтому первоначально его вклад недостаточно оценили. Единственные критерии при выступлении: выдающийся вклад в науку и учёная степень доктора наук. В редакционной почте появилась статья доктора исторических наук Юлии Викторовны Кудриной, посвященная Дмитрию Ивановичу Менделееву.
День рождения Менделеева: 10 главных открытий ученого
В Петербургском университете Дмитрий Иванович Менделеев работал вплоть до 1890 года, и именно с этим периодом связано самое важное его открытие — создание Периодической таблицы химических элементов. Презентация, доклад на тему Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки. На протяжении истории развития химической науки сделано немало открытий, однако немногие из них можно сопоставить с достижениями русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Несмотря на свою занятость наукой, Менделеев много времени уделял общественной деятельности.
Мифы и правда
- Менделеев, Дмитрий Иванович - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики»
- Происхождение
- Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву
- Мастер на все науки – Статьи
- Дмитрий Иванович Менделеев и его открытие | Наука и жизнь
Человек своеобычный
Поэтому считается, что и Нобелевку Менделеев не получил из-за враждебных отношений между ним и учредителем престижной премии. Почему Дмитрия Менделеева чаще всего ассоциируют именно с ученым-химиком? - Как великому русскому исследователю удавалось изучать и делать открытия сразу по нескольким направлениям науки? В результате Менделеев установил существование критической или абсолютной температуры кипения жидкости. Высшее образование Менделеев получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, курс которого окончил в 1855 г. с золотой медалью. Тут найдется полное раскрытие темы -Дмитрий Иванович Менделеев: вклад в развитие химии, Загружено: 2011-07-11.