Атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" проекта 685 "Плавник" из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля. 7 апреля 1989 г. в Норвежском море произошел пожар на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец». Ровно 35 лет назад произошла авария на атомной подводной лодке Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец». Атомная подводная лодка «Комсомолец» была сверходорогим и сверхсекретным аппаратом — это одна из причин, по которым Советский Союз не стал обращаться за помощью к Норвегии для спасения моряков.
7 апреля: гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», на борту которой был туляк
Характеристика подводной лодки «Комсомолец». Подлодку «Комсомолец» К-278 проекта 685 “Плавник” спустили на воду в 1983-м. Характеристика подводной лодки «Комсомолец». Подлодку «Комсомолец» К-278 проекта 685 “Плавник” спустили на воду в 1983-м. наш земляк, жил буквально рядом, на доме сейчас мемориальная табличка.
7 апреля День памяти всех погибших подводников
День гибели подлодки "Комсомолец" считается в России Днем памяти погибших подводников. 1. Неразрешимый спор С момента гибели чуда подводного кораблестроения – ПЛА «Комсомолец» – прошло уже более 9 лет. обзоры пользователей. 31-я годовщина гибели атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». В 1989 году на боевую службу в Норвежское море ушла атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец».
Навигация по записям
- Гибель «Комсомольца». Почему затонула советская атомная подлодка?
- «Мы уходим на дно в этот раз навсегда»: 7 апреля россияне чтут память всех погибших подводников
- Проектирование
- Популярные материалы
Колонка председателя
- Гибель ПЛА «Комсомолец» в 1989
- О компании
- Главные новости
- Конец «Комсомольца». Как погибла лучшая советская подлодка
- 100 лет ВКР. Глава 61. Гибель «Комсомольца»
Как погибла лучшая советская подлодка
Вахтенный отсека доложил, что отсек осмотрен, сопротивление изоляции и газовый состав воздуха в норме. Но уже через 3 минуты по записи в вахтенном журнале в 7-м отсеке возник объемный пожар большой интенсивности с разгерметизацией системы воздуха высокого давления, что вызвало быстрое повышение в нем давления и температуры. Возможной причиной было возгорание электрооборудования в системе рулевой гидравлики или системе сепарации масла из-за разрегулирования устройств управления и защиты этого оборудования или из-за неконтролируемой подачи кислорода в отсек. По уставу обнаруживший огонь в отсеке должен срочно задраить переборки отсеков, чтобы не допустить распространения пожара, и тушить пожар имеющимися подручными средствами: пенным огнетушителем, песком и водой. Когда был обнаружен пожар в 7-м отсеке, на центральном посту корабля по общекорабельной системе связи пытались связаться с аварийным отсеком, но ответа не последовало.
Вахтенный 7-го отсека, очевидно, погиб в борьбе с огнем. Учитывая, что пожар в аварийном отсеке не ликвидирован, было принято решение на применение в этом отсеке лодочной объемной химической системы пожаротушения ЛОХ. Но система, которая должна была нейтрализовать пожар высокой интенсивности, оказалась бессильной его остановить. Команда на перекрытие магистралей воздуха высокого давления и гидравлики, идущих в аварийный 7-й отсек, не была дана; это привело к усилению пожара, потере корабельных запасов воздуха, а также к выходу из строя системы судовой гидравлики.
Вахтенный механик немедленно объявил: «Аварийная тревога. Всплытие на глубину 50 м». Подводная лодка увеличила ход и стала всплывать. Но продувание кормовых цистерн главного балласта воздухом высокого давления вызвало усиление пожара в 7-м отсеке.
Более того, огонь перекинулся в 6-й отсек. Ведь не была произведена герметизация переборок по всем отсекам. В дальнейшем произошло задымление 2-го, 3-го и 5-го отсеков. На глубине 150 м сработала аварийная защита реактора, который обеспечивал электропитание лодки, и она потеряла ход.
К тому же заклинило вертикальный руль, прервалась межотсечная связь, повредилась система шланговых дыхательных аппаратов, в результате чего часть экипажа получила тяжелые отравления. Горячие газы из 7-го отсека по трубе аварийного продувания поступали только в цистерны правого борта, что и дало крен на левый борт. Через 1—2 минуты после всплытия крен достиг 4—6 градусов на левый борт. В процессе всплытия были неуправляемы вертикальный руль и кормовые горизонтальные рули.
В дальнейшем при работе комиссии, расследующей причины гибели подводной лодки, было установлено, что пожар, возникший в кормовом 7-м отсеке лодки из-за возгорания электрооборудования привода рулевой системы, привел к воспламенению горючих отделочных материалов. В течение 2—3 минут температура в отсеке значительно повысилась, что в силу конструктивных недостатков привело к разгерметизации магистрали воздуха высокого давления. Поступление в отсек воздуха под большим давлением еще больше увеличило интенсивность пожара, ликвидировать который не удалось. Недостаточная температурная стойкость элементов конструкции лодки и средств борьбы с пожаром не позволили экипажу эффективно противостоять нарастающей аварийной ситуации.
За первые 30 минут вышли из строя система управления рулями и связь между отсеками, стало невозможным дистанционное управление общекорабельными системами кормовых отсеков, прекратила работу главная энергетическая установка, развился пожар в 6-м отсеке и возникли возгорания в 5-м, 4-м и 3-м отсеках. Сильный пожар вызвал потерю герметичности ряда систем и устройств в 7-м и 6-м отсеках и прилегающих к ним цистерн главного балласта, что привело к поступлению забортной воды в кормовые балластные системы и внутрь прочного корпуса подводной лодки. В акте комиссии отмечена особенность аварии на «Комсомольце»: это редчайшее наложение двух факторов, определивших высокую интенсивность и скоротечность развития пожара, а именно: возникновение пожара и близкое по времени нарушение прочности воздушной магистрали. Такое стечение обстоятельств, требующее нестандартных действий экипажа, — герметизации отсеков при возгорании и раскрытие их в случае поступления избыточного воздуха — существенно осложнило борьбу за живучесть подводной лодки.
Через 11 минут после этого крен на левый борт лодки увеличился до 8 градусов. По мнению специалистов промышленности, это произошло из-за того, что давление в 7-м отсеке росло от поступления в него воздуха среднего и высокого давления и горячий воздух с продуктами горения через разрушенный трубопровод аварийного продувания стал поступать в цистерну главного балласта правого борта и продувать ее. Разгерметизация трубопроводов гидравлики в 7-м отсеке привела к потере рабочей жидкости в системе судовой гидравлики. По состоянию на 12.
Люди вынуждены были пользоваться шланговыми дыхательными аппаратами, некоторые из них начали терять сознание.
Александр Рева, ветеран флота начальник лаборатории радиотехнических средств : «Подводники — это такой слаженный механизм, от каждого матроса зависит жизнь всего экипажа. Понимаете, техника не всегда была великолепной, были случаи аварийные. Но выходили». Но история подводного флота помнит и трагедии.
Ровно 35 лет назад в Норвежском море затонула подводная лодка «Комсомолец». Из 69 членов экипажа погибли 42 человека.
Видимо, опасаясь последствий пожара на нем, заглушили реактор. Петроградский связался с судами, те обещали подыскать в своих запасах нужное количество. С этого момента события стали развиваться стремительно. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них.
Из воды показался задранный нос лодки, дифферент на корму увеличился. Из лодки непрерывным потоком начали эвакуироваться моряки. ИЛ-38 сбрасывает авиационный спасательный контейнер. В воде оказались 59 человек. Пятеро, включая командира К-278 Ванина Е. Внутри прочного корпуса остался капитан 3-го ранга Испенков, до последних минут обеспечивавший работу дизель-генератора.
К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 оставшихся в живых и 16 погибших моряков. В дальнейшем проводились обследование корпуса, который показали, что реактор лодки был надёжно заглушен, однако в торпедных аппаратах находятся ракето-торпеды с ядерной боевой частью. В результате коррозии существовала вероятность разгерметизации боевых частей, что привело бы к загрязнению окружающей местности плутонием. В район гибели АПЛ «Комсомолец» в Норвежском море глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир» в 1989—1998 годах было проведено семь экспедиций, в ходе которых проводилась установка измерительной и записывающей аппаратуры и герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. Во время последней экспедиции в 1998 году было обнаружено, что записывающие станции отсутствуют, от них остались только аккуратно отстыкованные якоря. Вероятно, приборы были сняты или срезаны с помощью других подводных аппаратов или необитаемых телеуправляемых роботов.
Источники: А. Тарас Атомный подводный флот 1955—2005. Головко «Вместе с флотом». Рассказ мичмана Виктора Слюсаренко — одного из непосредственных участников тех трагических событий. На «Комсомольце» я служил пять лет — с 1984 по 1989 год. Это была самая современная, экспериментальная модель атомной подлодки на то время построена в 1983 году.
По некоторым параметрам она остаётся уникальной до сегодняшнего дня. Лодка не была предназначена для массового уничтожения противника, а служила морским щитом против субмарин с ядерным оружием, которые могли угрожать нашим городам. Её технические характеристики поражали воображение: глубина погружения — более одной тысячи метров ни одна подлодка в мире не могла опуститься так глубоко , причём в нижней точке погружения её прочнейший титановый корпус «обжимало» огромной массой воды с такой силой, что он уменьшался примерно на полметра; скорость достигала 55 километров в час и это под неимоверно плотным давлением моря! На борту находились две ядерных ракеты для уничтожения кораблей или подлодок возможного агрессора. На такой чудо-лодке служить было интересно, но очень нелегко, напряжённо. Она могла находиться под водой без всплытия 90 суток.
Три месяца мы должны были нести боевую вахту без всплытия. За несколько дней до этого подлодка получила название «Комсомолец» прежде она носила имя «Плавник». Атомная подводная лодка Начало похода складывалось удачно. Как известно, в те годы противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерями было довольно напряжённым, и в пограничных морях было много разведывательных и боевых кораблей. Мы обнаружили несколько иностранных подлодок, вели за ними слежение. Трагедия началась 7 апреля, в пятницу, на 37-ые сутки похода.
Совершенно неожиданно центральный пульт управления сообщил, что в седьмом отсеке их всего было семь, соединённых узкими переходами сильный пожар, большая температура. Дежуривший там матрос на запросы по рации не отвечал. Как потом выяснилось, он погиб. На обследование отправился один из мичманов. Задыхаясь в дыму, он успел сообщить обстановку и тоже погиб. Первые две потери, хотя и вызвали тревогу, но не посеяли паники среди плавсостава, который был тщательно подобран и обучен действовать в любых экстремальных ситуациях.
Мы находились на глубине 350 метров. Стали всплывать. До глубины 150 метров лодка имела нормальный ход, но затем сработала аварийная автоматическая защита атомного реактора, который двигал лодку, и он перестал работать. Лодка была тяжёлой, и стала резко проваливаться в глубину. Она превратилась в безжизненную груду металла.
Один плот унесло волнами. На оставшийся плот, еле державшийся на волнах, в первую очередь поместили раненых и не умеющих плавать. В 17:08 минут лодка ушла под воду, унося в бездну погибших в отсеках и 5 членов экипажа, включая командира корабля, находившихся в специальной всплывающей спасательной камере. На глубине 400 метров камера отделилась, на мгновение показалась на поверхности и ушла на дно. Более часа находились моряки в ледяной воде, пока к ним на помощь не подоспела плавбаза «Алексей Хлобыстов» и другие суда.
За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воинского долга все 69 членов экипажа 42 посмертно награждены орденами «Боевого Красного Знамени».
Первые, кто спешат на помощь: стало известно, сколько зарабатывают медики скорой
- Гибель «Комсомольца». | Дмитрий Панкратов
- Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец»
- 100 лет ВКР. Глава 61. Гибель «Комсомольца»
- Комсомолец подводная лодка атомная (АПЛ): тайна гибели, причины трагедии
- Описание конструкции АПЛ проекта 685
Гибель ПЛА «Комсомолец» в 1989
Трагическая годовщина: как погибала подлодка «Комсомолец» | Как погибла подлодка «Комсомолец». Атомная подводная лодка «Комсомолец» затонула в Норвежском море 35 лет назад. |
Неразгаданные тайны «Комсомольца» | Именно при нем в 1989 году погибла атомная подводная лодка “Комсомолец”. |
Как погибла лучшая советская подлодка
Но в июле 2019 года Норвежский институт морских исследований сообщил, что по программе арктического мониторинга подлодку «Комсомолец» изучил телеуправляемый подводный аппарат и обнаружил в одной из взятых проб превышение нормы в 800 тысяч раз относительно обычного фона Норвежского моря, было заявлено об утечке радиации. Образец с такими показателями был взять из вентиляционной трубы реакторного отсека субмарины. Но ученые тут же добавили, что другие образцы из той же трубы не показали настолько высоких уровней и нет никакой опасности для людей или рыб. Но российских экспертов и спикеров уже было не остановить.
Звучали даже мнения, что утечка есть — из-за того, что, желая изучить секреты «Комсомольца», ее корпус значительно поврежден из-за попыток НАТО вскрыть его, и было их не то 15, не то 16. Другие приплетали геополитику. Капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин в комментарии «Комсомольской правде» заявил о геополитических интересах Норвегии.
Он связывает появление сообщения о том, что «Комсомолец» фонит, «с растущим напряжением вокруг Арктики, вокруг арктического шельфа, тех полутора миллионов квадратных километров, которые являются продолжением хребта Ломоносова». И мы еще услышим и "более веселые" заявления», — считает Дандыкин.
Температура выше 70 градусов. С этого все и началось. Экипаж боролся в огненном аду, однако стихия оказалась сильнее. Из 68 членов экипажа уцелели лишь 26 человек. В день памяти погибших товарищей выжившие подводники вновь у того самого пирса, откуда и начался роковой поход. Среди них Игорь Калинин — бывший инженер гидроакустической группы "Комсомольца". Говорит, страшно стало уже потом, когда очнулся в реанимации. Как удалось выжить — не помнит.
Многие из нас потеряли сознание уже через час с лишним, в том числе и я. Как меня подняли, я не знаю.
В 11:14 командир уже поднимал перископ в надводное положение — это говорит о том, что командир практически сразу же принял решение всплывать. Лодка начала всплывать. Где-то к 14:00 — 15:00 ситуация на подлодке была уже стабильная, экипаж смог погасить пожар в 3, 4, 5 отсеках, а 6 и 7 горели - мы пытались тушить пожар методом герметизации. Казалось бы, обстановка более или менее стабилизировалась, и мы начали выносить раненых. Но, к большому сожалению, в районе 17:00 лодка начала тонуть. Было два плотика, предназначенных для аварийного спасения - один затонул сразу, второй удалось спасти.
Спасшийся экипаж сплотился вокруг перевернувшегося плотика и большая часть людей возле него выжила. У командира была возможность спастись вместе с нами, но учитывая то, что в подлодке оставались люди, он принял решение спустится вниз. Плавающие рядом ребята помогли защелкнуть ему люк. Лодка начала тонуть, большая часть экипажа осталась на воде. В дальнейшем мы какое-то время находились на воде, приблизительно полтора часа, после этого прибыли рыбаки. Во время аварии погибли 42 человека и 27 остались в живых.
Рассказ мичмана Виктора Слюсаренко — одного из непосредственных участников тех трагических событий. На «Комсомольце» я служил пять лет — с 1984 по 1989 год. Это была самая современная, экспериментальная модель атомной подлодки на то время построена в 1983 году. По некоторым параметрам она остаётся уникальной до сегодняшнего дня. Лодка не была предназначена для массового уничтожения противника, а служила морским щитом против субмарин с ядерным оружием, которые могли угрожать нашим городам. Её технические характеристики поражали воображение: глубина погружения — более одной тысячи метров ни одна подлодка в мире не могла опуститься так глубоко , причём в нижней точке погружения её прочнейший титановый корпус «обжимало» огромной массой воды с такой силой, что он уменьшался примерно на полметра; скорость достигала 55 километров в час и это под неимоверно плотным давлением моря! На борту находились две ядерных ракеты для уничтожения кораблей или подлодок возможного агрессора. На такой чудо-лодке служить было интересно, но очень нелегко, напряжённо. Она могла находиться под водой без всплытия 90 суток. Три месяца мы должны были нести боевую вахту без всплытия. За несколько дней до этого подлодка получила название «Комсомолец» прежде она носила имя «Плавник». Атомная подводная лодка Начало похода складывалось удачно. Как известно, в те годы противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерями было довольно напряжённым, и в пограничных морях было много разведывательных и боевых кораблей. Мы обнаружили несколько иностранных подлодок, вели за ними слежение. Трагедия началась 7 апреля, в пятницу, на 37-ые сутки похода. Совершенно неожиданно центральный пульт управления сообщил, что в седьмом отсеке их всего было семь, соединённых узкими переходами сильный пожар, большая температура. Дежуривший там матрос на запросы по рации не отвечал. Как потом выяснилось, он погиб. На обследование отправился один из мичманов. Задыхаясь в дыму, он успел сообщить обстановку и тоже погиб. Первые две потери, хотя и вызвали тревогу, но не посеяли паники среди плавсостава, который был тщательно подобран и обучен действовать в любых экстремальных ситуациях. Мы находились на глубине 350 метров. Стали всплывать. До глубины 150 метров лодка имела нормальный ход, но затем сработала аварийная автоматическая защита атомного реактора, который двигал лодку, и он перестал работать. Лодка была тяжёлой, и стала резко проваливаться в глубину. Она превратилась в безжизненную груду металла. Командир принял решение: сжатым воздухом «продуть» всю воду из спеццистерн они служили для придания тяжести субмарине, чтобы быстро погружаться. После этого мы всплыли на поверхность. И в этот же момент весь запас воздуха ушёл в горящие 6 и 7 отсеки, потому что на трубопроводах прогорели прокладки. Это был воздух высокого давления, за счёт которого команда должна была существовать весь поход. На лодке было 400 баллонов по 400 литров воздуха в каждом. Вырвавшийся на волю, он позволил загореться даже тому, что не должно было гореть. Температура в горящих отсеках превысила тысячу градусов, начал плавиться металл, не осталось никакой надежды проникнуть туда. Когда начался пожар, я отдыхал после дежурства. Услышав сигнал тревоги, побежал на боевой пост. Я был техником по штурманской части, и в мои обязанности входило в составе нескольких человек в нештатных ситуациях обращаться к аварийной карте, чтобы выявить неисправности, очаги пожара или другие осложнения и доложить обо всём командиру. Тем временем команда стала разбегаться по разным отсекам, чтобы выполнять свои обязанности в экстремальной ситуации. Девять человек проникли в пятый отсек. И вдруг там в одном из агрегатов прорывается клапан, и под давлением горячее масло разбрызгивается во все стороны и затем воспламеняется от высокой температуры. Некоторых моряков сильно обожгло, другие загорелись. Офицер, закрывавший задвижки, оказался в изолированном пространстве и потому не получил ожогов. Он бросился сбивать пламя с товарищей, но вскоре загорелся и сам. Вовремя подоспела спасательная команда, в которой был и я. Через полтора часа борьбы с огнём мы смогли выбраться из отсека, вынести обгоревших товарищей. Мы работали в спецкостюмах и дыхательных аппаратах, которые полностью изолировали от внешней среды.
7 апреля - день гибели экипажа атомной подводной лодки Северного флота «Комсомолец»
Впоследствии, проанализировав происшедшие на лодке события, специалисты промышленности пришли к выводу, что нужно было притопить одну из носовых цистерн правого борта, чтобы не терять запас плавучести и продольной остойчивости корабля. С самолета на лодку сообщили, что прибытие спасательных надводных кораблей ожидается к 18. Штаб Северного флота обращал внимание командования подводной лодки на необходимость использования всех возможных систем ЛОХ для подачи фреона в 6-й и 7-й отсеки, герметизации кормовых отсеков и исключения их загазованности, экономного использования индивидуальных средств защиты. С самолета на берег передали метеосводку: видимость 5—6 км, высота нижней кромки облачности 400 м, волнение 2—3 балла, зыбь, временами налетают снежные заряды.
По фотоснимкам с самолета было подсчитано, что дифферент на корму в 16. Терялся запас плавучести из-за заполнения балластных цистерн и поступления воды внутрь прочного корпуса. Часть экипажа успела перейти в спасательную камеру.
Предположительно на глубине 300—400 м камера отделилась от лодки и сначала медленно, а потом все быстрее стала подниматься на поверхность. Учитывая, что в камеру успел попасть сильно загазованный воздух и люди стали терять сознание, командир лодки дал команду на подключение к индивидуальным дыхательным аппаратам. Позднее в своей пояснительной записке мичман В.
Слюсаренко отметил, что это успели сделать только он и мичман Черников. Камера всплыла рядом с плотом; от разницы давлений внутри нее и на поверхности моря сорвало с защелки верхний люк и в штормовое море выбросило мичмана Черникова, который тотчас погиб. Из открытого люка успел выбраться только мичман В.
Слюсаренко, находившийся в сознании. Всплывшая камера была притоплена, ее стали накрывать волны, в открывшийся люк хлынула вода, отчего она перевернулась и через пять-семь секунд вместе с командиром лодки и еще тремя членами экипажа ушла на дно Норвежского моря. Рыболовецкая плавбаза «Алексей Хлобыстов» подошла к обессилевшим морякам через 1 час 12 мин после гибели подводной лодки.
Но трое моряков умерли из-за сильного переохлаждения. Все спасенные моряки были доставлены в госпиталь г. Североморска для обследования и лечения.
Как показал анализ трагедии, прийти на помощь в район аварии раньше плавбазы никто не мог; норвежские вертолеты могли прибыть не ранее 19 час 30 мин, а корабли береговой охраны — к исходу суток. В августе 1993 года была организована экспедиция в составе научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» с глубоководными аппаратами «Мир-1» и «Мир-2» и небольшого судна «КИЛ-164» Северного флота для подъема с глубины спасательной камеры, ставшей могилой для командира и трех членов экипажа подводной лодки. Сложность этой задачи состояла в том, что не было никаких специальных средств для зацепа и подъема подобных конструкций с морского дна.
Судно «КИЛ-164», пришедшее из г. Мурманска, имело мощную кормовую П-образную раму с блоком, специальное устройство «зонтик» для ввода внутрь камеры через открытый верхний люк и лебедку кевралового троса для подъема камеры. Операция началась 23 августа, и только с третьей попытки «зонтик» удалось ввести внутрь камеры, так как в условиях сильных течений «Мир-1» постоянно сносило и было трудно удержать его у люка камеры.
Потом была проделана сложнейшая работа по зацепу камеры, начавшаяся в 9. В тот же день в 7. Кормовая часть судна «КИЛ-164» из-за волнения моря перемещалась вертикально с амплитудой 2—3 м.
По мере подъема камеры максимальная нагрузка на трос непрерывно увеличивалась с 30 до 58,5 т на глубине нахождения камеры 250 м. На 20-метровой глубине водолазы были уже готовы перецепить камеру на обычный стальной трос. Но когда было выбрано 2250 м троса осталось выбрать 200 м , кормовую часть судна «КИЛ-164» подняло необычайно крупной нерегулярной волной двойного наложения на высоту 3,5—4 м; после прохождения крутого гребня волны она резко пошла вниз и снова резко поднялась примерно на эту же высоту.
Камера в это время находилась на глубине 190 м, а максимальная нагрузка на трос была равна 65,4 т. В момент подъема кормы трос отделился от ролика шкива на 15 см и сложился в узел, затем при опускании на ролик он в этом месте оборвался, и в 12. После гибели «Комсомольца» общественность многих стран забила тревогу по поводу некой угрозы, подобной Чернобыльской, и стала требовать принятия необходимых мер по ее ликвидации.
Именно в России в 1834 году была построена и испытана первая в мире цельнометаллическая подводная лодка конструкции военного инженера Карла Андреевича Шильдера. Тогда же с нее произвели и первые в истории подводные пуски ракет. Естественно, ракеты эти были бесконечно далеки от нынешних в плане совершенства конструкции, дальности полета и боевой эффективности. Сама субмарина тоже соответствовала техническим возможностям первой половины XIX века. Она могла погружаться на глубину не более 12 метров и приводилась в движение мускульной силой матросов. Во второй половине XIX века в России были построены и успешно испытаны движущаяся под водой благодаря сжатому воздуху подводная лодка Ивана Александровского и первая в мире серийная мини-субмарина конструкции Степана Джевецкого, один из образцов которой был оснащен питаемым от аккумулятора электродвигателем. Впрочем, боевое применение этих очень интересных с технической точки зрения подводных аппаратов оказалось делом крайне проблематичным.
К концу XIX — началу ХХ века развитие техники позволило использовать в качестве энергетической установки подводных лодок двигатель внутреннего сгорания в сочетании с электродвигателем. Фактически это стало отправной точкой истории полноценных субмарин. Они увеличились в размерах и уже представляли собой реальную опасность для надводных кораблей врага. В день, когда броненосцы «Яшима» и «Хатсусе» подорвались на минах, комендоры остальных кораблей открыли хаотичную стрельбу по всем оказавшимся на поверхности моря подозрительным предметам. Японцам всюду виделись перископы. В действительности же наши подлодки появились на Тихом океане лишь к концу войны, нанести какого-либо ущерба врагу не успели, но в качестве психологического оружия успели послужить. Иными словами, далекие от совершенства подводные лодки еще на заре своего участия в войне на море приобрели репутацию грозного оружия.
Но тут надо оговориться, что до оснащения субмарин дизель-электрическими энергетическими установками они представляли для собственных экипажей нисколько не меньшую угрозу, чем для вражеских кораблей. Бензиновые и керосиновые двигатели в замкнутом пространстве подводных лодок несли с собой большую опасность возгорания паров токсичного и летучего топлива.
Сильный пожар вызвал потерю герметичности ряда систем и устройств в 7-м и 6-м отсеках и прилегающих к ним цистерн главного балласта, что привело к поступлению забортной воды в кормовые балластные системы и внутрь прочного корпуса подводной лодки. В акте комиссии отмечена особенность аварии на подводной лодке — редчайшее наложение двух факторов, определивших высокую интенсивность и скоротечность развития пожара, а именно: возникновение пожара и близкое по времени нарушение прочности воздушной магистрали. Это стечение обстоятельств, требующих принципиально противоположных действий экипажа, — герметизации отсеков при возгорании и раскрытие их в случае поступления избыточного воздуха — существенно осложнило борьбу за живучесть подводной лодки. В 11 часов 23 минут экипаж заглушил реактор. Через 11 минут после этого крен на левый борт лодки увеличился до 8 градусов. По мнению специалистов промышленности, это произошло из-за того, что давление в 7-м отсеке росло от поступления в него воздуха среднего и высокого давления и горячий воздух с продуктами горения через разрушенный трубопровод аварийного продувания стал поступать в цистерну главного балласта правого борта и продувать ее. Разгерметизация трубопроводов гидравлики в 7-м отсеке привела к потере рабочей жидкости в системе судовой гидравлики. По состоянию на 12 часов 10 минут отсеки лодки были задымлены до предела поступающими дымовыми газами, так как не было возможности запустить вытяжной электровентилятор и провентилировать отсеки.
Люди в отсеках и на центральном посту вынуждены были находиться в шланговых дыхательных аппаратах, предназначенных для обеспечения дыхания в задымленной атмосфере отсеков. Некоторые из них начали терять сознание. В связи с этим была дана команда о подготовке всплывающей спасательной камеры ВСК подводной лодки. Эта камера, отделяющаяся от корпуса корабля, предназначена для спасения всего личного состава лодки с глубины, превышающей предельную глубину ее погружения. В 13 часов удалось запустить дизель-генератор, что позволило подать питание на распределительный щит, запустить насос охлаждения и вытяжной генератор. В это же время были освобождены 6 человек из тамбура-шлюза между 4-м и 5-м отсеками и начато вентилирование 3-го отсека. В это время уже предпринимались активные действия по оказанию помощи аварийной подводной лодке. Условный сигнал об аварии с подводной лодки передавался с 11 часов 20 минут до 12 часов 17 минут восемь раз. Первый из них был услышан в Главном штабе ВМФ и на командном пункте Северного флота в 11 часов 41 минуту, но сигнал был неразборчивым и только в 12 часов 19 минут сигнал об аварии был принят. С этого момента на всех уровнях управления стали приниматься меры по оказанию помощи и спасению лодки и ее экипажа.
Спустя еще два с половиной часа на командном пункте Северного флота был принят сигнал об усилении пожара на лодке и необходимости эвакуации личного состава. Для спасения лодки и ее экипажа в период с 12 часов 34 минуты до 13 часов 10 минут из г. Северодвинск вышел отряд кораблей в составе спасательного судна подводных лодок и спасательного буксира. В 12 часов 39 минут в район аварии вылетел первый самолет Ил-38 с задачей обнаружения лодки, поддержания устойчивой связи с береговыми командными пунктами, обследования района с целью выявления находившихся там кораблей и судов и наведения их в район аварии. Использовать гидросамолеты с посадкой на воду в районе катастрофы в данном случае не представлялось возможным из- за значительного волнения моря в районе катастрофы. В 12 часов 50 минут штаб Северного флота передал на подводную лодку радиосообщение, в котором запрещалось погружение лодки и предписывалось находиться в дрейфе. Была объявлена боевая тревога на Центральном командном пункте ВМФ. Оперативные службы Генерального штаба вооруженных сил, Минобороны СССР и другие органы управления включились в организацию спасательных работ. Непосредственное руководство действиями сил спасения в море осуществлял командующий Северным флотом со своего командного пункта. Одновременно командование ВМФ установило связь с Министерством морского флота и Министерством рыбного хозяйства, чтобы выяснить, находятся ли вблизи к терпящей бедствие субмарине суда этих ведомств.
В 12 часов 52 минуты в тот же район начало движение гидрографическое судно «Колгуев», находившееся от места аварии в 71 миле около 131 км , позже, в 13 часов 27 минут начали движение в район аварии рыболовецкая плавбаза «Алексей Хлобыстов» объединения «Севрыба» и рыболовецкий траулер СРТ- 6121, находившиеся ближе всех к месту трагедии на расстоянии 51 мили около 94 км. На атомном крейсере «Киров» в район аварии был отправлен резервный экипаж, прошедший обучение на подводной лодке «Комсомолец». Все эти меры были приняты для оказания возможной помощи экипажу в борьбе за живучесть корабля с учетом опыта подобных происшествий. В это же время события на аварийной подводной лодке продолжали развиваться следующим образом. После всплытия подводной лодки аварийная группа вынесла из 5-го и 4-го отсеков находящихся там без сознания, обожженных и раненых членов экипажа, часть людей самостоятельно поднялась на верхнюю палубу. Пострадавшие от ожогов получали первую помощь, их бинтовали и одевали. Потерявших сознание пытались привести в чувство, но два человека, подключенные к стационарной дыхательной системе, умерли, так как она разгерметизировалась и в нее попал угарный газ. Выхода из отсеков подводной лодки, моряки были уверены, что лодка не пойдет ко дну. Именно по этой причине подводники поднимались наверх без гидрокомбинезонов, что для многих оказалось роковой ошибкой. В период с 13 часов 54 минут до 13 часов 57 минут был открьгг клапан вентиляции в одну из кормовых цистерн главного балласта правого борта лодки, после чего крен лодки был устранен.
Впоследствии по результатам анализа происшедших на лодке событий специалисты промышленности считали, что нужно было притопить одну из носовых цистерн правого борта, чтобы не терять запас плавучести и продольной остойчивости корабля. С 14 часов 18 минут была установлена УКВ связь подводной лодки с самолетом «Ил-38». С самолета сообщили на лодку, что прибытие спасательных надводных кораблей ожидается к 18 часам. Из штаба Северного флота обращалось внимание командования подводной лодки на необходимость использования всех возможных систем ЛОХ для подачи фреона в 6-й и 7-й отсеки, герметизации кормовых отсеков, исключение их загазованности и экономное использование индивидуальных средств защиты. В 14 часов 40 минут это было видно на сделанном с самолета фотоснимке через кингстон охлаждения в 7-й отсек стала посту пать вода и начала заполняться водой цистерна главного балласта правого борта, начал меняться крен на правый борт как отмечено ранее, лодка всплыла с не продутой аналогичной цистерной левого борта. С самолета на берег была передана метеосводка: видимость 5— 6 км, высота нижней кромки облачности 400 м, волнение 2—3 балла, зыбь, временами налетают снежные заряды. В 14 часов 50 минут в районе расположения лодки находились уже 3 самолета, их экипажи транслировали переговоры командира лодки со штабом флота и наводили на лодку надводные корабли. В 15 часов 35 минут в докладе, полученном штабом Северного флота, сообщалось о продолжении пожара в 6-м и 7-м отсеках и о том, что лодка нуждается в букс ировке. В 16 часов 41 минуту с лодки сообщили, что крен на правый борт составляет 6 градусов, а дифферент — 3 м что соответствует 1,5 градуса на корму из-за продолжающегося поступления воды в прочный корпус; личный состав готов к эвакуации. По фотоснимкам с самолета было подсчитано, что дифферент на корму в 16 часов 30 минут составлял 2,5—3 градуса.
Терялся запас плавучести из-за заполнения балластных цистерн и поступления воды внутрь прочного корпуса. На это время потеря плавучести оценивалась в 760 тонн, при этом количество воды, поступившей в прочный корпус, составило 120 тонн. Часть зкипажа успела перейти в спасательную камеру. Предположительно на глубине 300—400 м камера отделилась от лодки. Камера вместе с людьми сначала медленно, а потом все быстрее стала подниматься с глубины на поверхность. Учитывая, что в камеру успел попасть сильно загазованный воздух и люди стали терять сознание, командир лодки дал команду на подключение к индивидуальным дыхательным аппаратам. Позднее в своей пояснительной записке мичман В. Слюсарен- ко отметил, что это успели сделать только он и мичман Черников.
Попытка потушить его силами экипажа закончилась безрезультатно, и командир корабля приказал всплывать. Быстрое всплытие с максимальной глубины было "визитной карточкой" К-278, и до глубины 150 метров аварийное всплытие шло как на учениях.
Однако через пару минут сработала аварийная защита реактора. И у подлодки внезапно "пропала тяга". Огромная субмарина водоизмещением 8,5 тысячи тонн камнем пошла ко дну — туда, откуда её отчаянно пытались вытащить члены экипажа. При попытке продуть главный балласт с его помощью подлодка всплывает на поверхность произошла новая авария — трубопровод, по которому подаётся воздух, оказался повреждён. Воздух под огромным давлением хлынул в отсеки и сработал как поддувало в огромной печи. К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. Через 20 минут после всплытия экипажу "Комсомольца" удалось отправить сообщение в штаб флота, и практически сразу "в ружьё" поставили все спасательные службы. После единственного сообщения на берег по субмарине пронеслась "волна" коротких замыканий — на корабле пропала вся связь, в том числе и аварийная — последний "мостик" на большую землю был сожжён пожаром. Останки на дне Через несколько часов после всплытия "Комсомолец", и без того набравший лишней воды во время всплытия и получивший крен на левый борт, внезапно начал "заваливаться" назад — в системе сброса давления кормовых балластных цистерн случился сбой, и лодка начала "заглатывать" тонны морской воды.
Навсегда подводная: как затонул «Комсомольск»
31-я годовщина гибели атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685. МОСКВА, 7 апр — РИА Новости, Николай Протопопов. Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец". Через день после гибели подлодки военная прокуратура Северного округа возбудила уголовное дело по статье «Халатность, повлекшее тяжкие последствия». К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки.
20 лет с момента гибели атомной подводной лодки «Комсомолец»
Моряков-подводников, погибших в результате затопления атомной подлодки "Комсомолец" в 1989 году помянули в Ленобласти. 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» — гордость подводного флота СССР. Через день после гибели подлодки военная прокуратура Северного округа возбудила уголовное дело по статье «Халатность, повлекшее тяжкие последствия».
Судьба атомной подлодки К-278 «Комсомолец» – крейсера который опередил время
Уроженец Никифоровского района 34 года назад погиб на подлодке «Комсомолец» | Знамя | Следствие по делу о гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» было приостановлено в 1998 году в связи с «не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» и тем, что «установить истинные причины пожара и затопления до подъёма. |
Тайна гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» | И уже через полчаса после посадки на грунт Евгений Черняев сообщил по подводной связи: "Вышли на лодку "Комсомолец". |
"Ушла за минуты": выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ "Комсомолец"
Пожар на уникальной атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец», приведший к гибели корабля и 42 членов экипажа, стал самой известной аварией в истории советского флота. В апреле 1989 года погибла и затонула в Норвежском море советская атомная подводная лодка «Комсомолец». Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685.
"Тех, кто не вернулся": в Приморье почтили память моряков с уникальной подлодки ВМФ СССР
Система вооружения позволяла К-278 в подводном положении атаковать корабли и подлодки противника из глубин океана, оставаясь для них недосягаемой. Несостоявшийся Герой Начиная с 1984 года К-278, включённая в состав Северного флота, эксплуатировалась как опытная подлодка и база для экспериментов в области сверхглубоких погружений. Предполагалось, что эксплуатация К-278 позволит накопить опыт для создания целой серии новейших подводных лодок следующего поколения. При всплытии на глубине 800 метров из торпедных аппаратов были произведены успешные выстрелы болванками. Эти испытания показали, что Советский Союз получил подводную лодку, не имеющую аналогов в мире. Капитан Зеленский представлялся к званию Героя Советского Союза, однако награждение не было утверждено. В конце 1986 — начале 1987 года К-278 под командованием Юрия Зеленского совершила свой первый автономный боевой поход. Летом 1987 года лодка сменила статус с «опытной» на «боевую».
В августе — октябре 1987 года лодка успешно прошла вторую «автономку». Под командованием капитана Зеленского она получила весьма престижное на флоте звание «отличный корабль». Пожар на глубине В январе 1989 года подлодке К-278 было присвоено имя «Комсомолец». Спустя месяц К-278 отправилась в своё третье автономное плавание, на этот раз со сменным экипажем, который возглавлял капитан 1-го ранга Евгений Ванин. Поскольку первый поход с новым экипажем — это чрезвычайно ответственное событие, на борту оказались и представители флотского командования в лице заместителя командира дивизии подлодок и начальника политотдела. Автономный поход проходил успешно до самого возвращения домой, когда казалось, что ничего экстраординарного уже произойти не может. Основной версией считается возгорание электрооборудования.
Пожар стремительно охватил весь 7-й отсек и унёс жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили. Когда сигнал о пожаре поступил на центральный пульт, была предпринята попытка использовать лодочную объёмную химическую систему пожаротушения ЛОХ , однако это не дало результата. Температура в 7-м отсеке достигала 1000 градусов, огонь проник и в 6-й отсек, где погиб мичман Владимир Колотилин. К этому моменту на лодке была объявлена аварийная тревога, «Комсомолец» начал всплытие. На глубине 150 метров из-за вызванных пожаром повреждений она потеряла ход, и дальнейшее всплытие происходило за счёт продувки цистерн главного балласта. В 11:16, спустя 13 минут после начала пожара, лодка достигла поверхности. Когда позже начнутся поиски виновных и экипаж «Комсомольца» начнут обвинять в некомпетентности, тот самый заместитель командира дивизии, находившийся на лодке, капитан 1-го ранга Коляда заметит — если бы экипаж был некомпетентен, то лодка бы не поднялась на поверхность.
В таком положении подлодка простояла десять минут, а затем со страшным грохотом пошла ко дну, забирая с собой всех, кто оставался внутри и не успел отплыть на безопасное расстояние. Жертвами трагедии стали 42 подводника. Большинство моряков утонули и замёрзли в ледяной воде Норвежского моря, другие погибли в пожаре, ещё трое скончались уже на борту подоспевших на помощь кораблей. Спасти удалось 27 человек. Атомный наезд. Как советская подлодка протаранила американский авианосец Самая опасная подлодка советского флота до сих пор лежит на дне — достать ракеты с ядерной боевой частью и демонтировать реактор никто так и не решился. Официально о спасении К-278 не сообщал никто, но в Норвежском море, где "Комсомолец" лежит до сих пор, несколько раз замечали "неизвестные подлодки". Целью экспедиций неизвестных кораблей, по некоторым версиям, может быть извлечение ракет и торпед с ядерной боевой частью, с помощью которых экипаж К-278 должен был топить корабли противника. Несмотря на заглушённый реактор, корпус подлодки, пролежавшей на дне моря больше 30 лет, может "рассыпаться" — тогда в Норвежском море может произойти авария, которая затмит трагедию на Чернобыльской АЭС.
Много лет учёные и специалисты по ядерной энергетике уверяли, что лодка не представляет опасности. Но в 2019 году эти выводы опровергли — анализ проб воды из вентиляционной трубы подлодки показал, что утечка радиации на погибшей субмарине продолжается, а допустимый уровень радиации превышен в 100 тысяч раз.
АПЛ К278 "Комсомолец". Уникальная конструкция, ядерное оружие на борту и трагическая гибель большей части экипажа — ровно тридцать лет назад, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море затонула атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец". В России этот день объявлен Днем памяти всех подводников, не вернувшихся из походов. Титановый рекордсмен Подлодку К-278 проекта 685 "Плавник" спустили на воду в 1983-м.
На тот момент это была одна из самых совершенных разработок советских кораблестроителей. Субмарина имела титановый корпус и могла погружаться на рекордную глубину — 1027 метров. Давление воды было такой силы, что корпус лодки на полметра уменьшался в диаметре. При этом, даже находясь на предельных глубинах, "Комсомолец" мог наносить торпедные удары. Так, на испытаниях в 1984-м К-278 произвела успешный пуск нескольких торпед с глубины 800 метров. Под водой лодка могла находиться до 90 суток.
Ее практически невозможно было засечь имеющимися на тот момент средствами обнаружения. За баснословную по сравнению с другими субмаринами стоимость разработки К-278 получила прозвище "Золотая рыбка". Почетное название "Комсомолец" ей присвоили за месяц до последнего похода. Лодка вышла на боевую вахту в конце февраля 1989-го. Моряки должны были три месяца дежурить без всплытия — обнаруживать и скрытно следить за кораблями потенциального противника. На борту К-278 находились торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками.
Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек. Шли 37-е сутки похода. Подводная лодка двигалась на глубине 380 метров со скоростью восемь узлов. Около 11 утра на борту взревел сигнал аварийной тревоги — в седьмом отсеке по неустановленной причине возник пожар. Вахтенный старший матрос Нодари Бухникашвили, находившийся рядом с очагом, погиб. Командир приказал всплывать, но на глубине 150 метров сработала аварийная защита атомного реактора, из-за чего корабль начал резко терять ход и пошел на дно.
Чтобы остановить погружение, Ванин решает продуть цистерны главного балласта.
Мичман Черников вылетел из люка на высоту 25 метров и кислород из дыхательного аппарата разорвал ему легкие. Самого Слюсаренко спасло лишь то, что свой аппарат он надел не по инструкции. Благодаря этому он смог выбраться из наполнявшейся водой и погружавшейся в море спасательной камеры. Оказавшись среди ледяных высоких волн, мичман поплыл, не зная куда. Вскоре он увидел подходившего к месту катастрофы «Алексея Хлобыстова». Спасательная камера подлодки «Комсомолец».
Источник: popmech. Трое из выживших скончались в течение нескольких часов. Из 69 членов экипажа «Комсомольца» в живых остались 27 человек. Большинство из 42 жертв погибли от ожогов или переохлаждения, оказавшись без гидрокостюмов в ледяной воде. Расследование катастрофы Через день после гибели подлодки военная прокуратура Северного округа возбудила уголовное дело по статье «Халатность, повлекшее тяжкие последствия». Не дожидаясь окончания расследования, всех моряков «Комсомольца», выживших и погибших, наградили орденами Красного Знамени. Тем временем расследование шло тяжело.
Командование флота пыталось свалить вину за катастрофу на создателей лодки. Те яростно отбивались. Только через девять лет после возбуждения уголовного дела, следствие представило свои выводы. Вскрылись ужасающие факты флотского бардака. Большинство членов экипажа К-278 до закончившегося трагически плавания последний раз выходили в море почти год назад. Некоторые моряки не имели надлежащего уровня подготовки. Следственная комиссия предложила наказать ответственных за боевую подготовку личного состава Северного морского флота.
Отмечая, что уровень этой подготовки у экипажа «Комсомольца» был явно недостаточен. Следственная комиссия указала, что согласно «Курсу боевой подготовки подводников», утверждённому в 1990 году, то есть уже после гибели К-278, уровень этой самой подготовки ещё более снижен. Это повышало вероятность новых катастроф. Выводы комиссии проверялись и исследовались различными флотскими учреждениями, которые подтвердили их правильность. Тем не менее, в 2002 году, когда офицеры, входившие в состав следственной группы, по возрасту вышли в запас, выводы следствия положили под сукно. Никто не понёс серьёзного наказания, а уровень боевой подготовки так и не был повышен. Несколько раз предпринимались попытки поднять со дна останки «Комсомольца».
Начать решили со спасательной капсулы, которую в 1991 году обнаружил глубоководный аппарат «Мир». На камере закрепили трос плавучего крана, оторвали её ото дна, подняли на высоту 200 метров, после чего трос оборвался. Повышение уровня радиоактивного фона вокруг корпуса субмарины отмечалось еще в 1990х годах. В 2019-м норвежские ученые обследовали останки «Комсомольца» при помощи подводного беспилотника. Уровень радиации воды вокруг атомохода превысил фоновые показатели в 100 тысяч раз, а проба из вентиляционной трубы отсека, где находится реактор, фонила почти в миллион раз больше нормы.
Гибель атомной подводной лодки «Комсомолец»
Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака | Главная Наша деятельность Новости В Мурманской области прошли мероприятия, посвященные 25-й годовщине гибели АПЛ К-278 «Комсомолец». |
«Ушла за считанные минуты»: тайна гибели «Комсомольца» | обзоры пользователей. |