Голос и право: история проведения президентских выборов в России. Спикеры ий в рамках просветительского марафона «Выборы в России: история и современность» уже завтра расскажут о новейших технологиях и древних традициях нашей избирательной системы. Как прошли исторические выборы в России — в материале «».
История выборов с XVIII века до наших времен
По итогам выборов 2 декабря 2007 года «Единая Россия» получила конституционное большинство — 315 депутатских мандатов, КПРФ располагала 57 мандатами, ЛДПР — 40, «Справедливая Россия» — 38. Ровно 30 лет назад в нашей стране состоялись выборы президента России. Это первые у нас выборы главы государства, которые состоялись на основе демократических принципов всеобщего, прямого и тайного голосования. Мы решили не обходить тему выборов стороной и оглянуться назад, вспомнив, как менялось отношение к выборам в России за её историю.
2.3. История президентских выборов
Более левые позиции занимали другие прокоммунистические кандидаты — Аман Тулеев и Альберт Макашов последний призывал к восстановлению в России государства рабочих и крестьян. Качественно новое явление на отечественном политическом небосклоне представлял собой еще один кандидат в президенты — Владимир Жириновский. Его Либерально-демократическая партия, образовавшаяся незадолго до выборов, не имела прецедентов в современной истории России, представлялась всем «темной лошадкой». Тем более было неожиданным третье место Жириновского на выборах с почти 8 процентами голосов. А вот коммунисты проиграли выборы вчистую. Даже если суммировать голоса, поданные за четырех кандидатов, ассоциировавшихся с компартией Рыжков, Тулеев, Макашов, Бакатин , то всё равно получится значительно меньше, чем проголосовало за Ельцина около 31 процента против 57. Особенно символичной была неудача Бакатина самый низкий результат на этих выборах —3,42 процента , что интерпретировалось как поражение Михаила Горбачева лично и его линии в целом.
Успех Ельцина был впечатляющим. В родной Свердловской области за него подали голоса свыше 85 процентов принявших участие в выборах. В Челябинске — 77 процентов, в Москве — 72 процента. Однако в «красном поясе» 22 регионах Центральной и Южной России, где доминировали коммунисты он получил менее 50 процентов. Характерной чертой выборов было то, что в их процессе и после них практически не было взаимных обвинений и дебатов о фальсификациях и подтасовках.
РФ История выборов в России С древнейших времен людям свойственно выбирать. Ведь не имея выбора, нельзя стать настоящим человеком, у которого есть цель в жизни и свои взгляды на мир, на других людей, на самого себя. Человек должен сознательно принимать решения, уметь взять на себя ответственность.
Выборы президента РФ 2 марта 2008 года 26 ноября 2007 г. Совет Федерации РФ утвердил дату проведения президентских выборов - 2 марта 2008 г. В списки для голосования были внесены 107 млн 222 тыс. Президент России Владимир Путин, согласно конституции страны, не имел права баллотироваться на пост в третий раз подряд. Андрей Богданов стал единственным кандидатом-самовыдвиженцем, собравшим необходимое число подписей в свою поддержку и прошедшим регистрацию в Центризбиркоме. Общие расходы федерального бюджета на проведение выборов составили 4 млрд 939 млн руб. Выборы президента РФ 4 марта 2012 года Совет Федерации 25 ноября 2011 г. В списки для голосования были включены 109 млн 860 тыс. Четверо кандидатов баллотировались от парламентских партий Михаил Прохоров шел на выборы как самовыдвиженец. Недействительным был признан 836 тыс.
Президент влияет на экономическую политику страны, принимая решения по вопросам бюджета, налогообложения, инвестиций и другим важным аспектам экономики. Глава государства определяет внешнюю политику России, участвует в международных переговорах и принимает решения, влияющие на взаимоотношения с другими странами. Президент отвечает за обеспечение безопасности страны, включая вопросы обороны, внутренней безопасности и борьбы с терроризмом. Президент участвует в формировании социальной политики, в том числе в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты и других социальных программ. Глава государства влияет на законодательный процесс, участвует в формировании законов и принимает решения по конституционным вопросам. Решения президента могут затрагивать права и свободы граждан, поэтому выборы важны для выражения воли населения и влияния на политический курс страны.
Когда в России появились выборы
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Президентские выборы в России с 1991 по 2012 год: цифры и факты
- Сообщить об опечатке
- Из Википедии — свободной энциклопедии
Изменения в законодательстве в 1990-е годы
- Выборы Президента России: 1991—2018
- Популярное
- Выборы в России: история и современность
- Выборы Президента Российской Федерации 1996. Большая российская энциклопедия
- Сообщить об опечатке
- История выборов: 25-летний рубеж
Государственный переворот ради 20 лет покоя. История выборов
Как проходили первые выборы в России | Заинтересовавшимся историей выборов в России «от начала времен» стоит обратиться к общему разделу «История выборов», в котором собрана тематическая информация с начала IX века до окончания советской эпохи. |
Из истории выборов | Решающие действия руководства России по наведению порядка на Северном Кавказе, подготовка к выборам нового Президента РФ. |
Познавательный час «История выборов в лицах и фактах» | сюжет: История выборов в России. |
Познавательный час «История выборов в лицах и фактах»
Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это несколько театрально: кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку — «избирательный бюллетень», писал на ней имя кандидата и опускал в урну. Огромное значение для развития демократии имела Великая Французская революция. Она способствовала возникновению таких понятий, как «активное право», «списки избирателей», «Права человека и гражданина». Активное право получали граждане в возрасте 21 года. За годы революции французы проделали путь от подданных короля к статусу гражданина. Слово «гражданин» произносилось с гордостью. На новгородской земле была сформирована феодальная республика.
Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече — народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати — феодалам, владельцам торгового капитала, но и простому народу. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника. Такой способ осуществления власти сохранялся вплоть до золотоордынского ига. В последующие века если население и привлекалось к управлению государством, то лишь на низшем уровне, на уровне местного самоуправления. Не раз проводились реформы местного самоуправления.
Как это было: первые выборы президента России 12 июня 2016 г. Евгений Волк 12 июня 1991 года состоялись первые в истории России президентские выборы — на основе принципов всеобщего, прямого и тайного голосования. Его победа была более чем убедительна. Он набрал 57,3 процента голосов, намного опередив занявшего второе место Николая Рыжкова 16,85 процентов. К 25 годовщине первых президентских выборов в России в Ельцин Центре в Екатеринбурге подготовлена специальная программа : конференции, дискуссия, музейное занятие для школьников, кинопоказ. Вспомним о том, как зарождался институт президентства в России четверть века назад. Ельцин олицетворял демократическое движение, силы, выступавшие за радикальные политические и экономические реформы в стране. Однако их поддержка еще не гарантировала победы. Российскому лидеру приходилось считаться с сильным влиянием коммунистической идеологии, стереотипов прошлого в общественном сознании. Сложным был выбор такой кандидатуры на пост вице-президента, которая не просто бы вписывалась в политическую линию Ельцина, но и помогла бы получить дополнительные голоса электората, прежде всего левого. Разумеется, в окружении Ельцина были исключительно способные, преданные ему люди. Назовем в первую очередь Геннадия Бурбулиса, ученого-философа, блестящего стратега и глубокого аналитика.
Дорогие друзья! Выборы президента — это большое политическое событие в стране, и от нас зависит его исход. Участие в выборах — это проявление личной гражданской позиции, наш гражданский долг и почетное право, это возможность для каждого из нас решить, каким будет будущее страны. История творится здесь и сейчас, она пишется всеми нами. И для каждого сознательного гражданина нашей страны участие в выборах — это шанс стать частью великой истории России.
Ведь не имея выбора, нельзя стать настоящим человеком, у которого есть цель в жизни и свои взгляды на мир, на других людей, на самого себя. Человек должен сознательно принимать решения, уметь взять на себя ответственность. Избирательному праву, его структуре и принципам, а также выборам — как проявлению гражданской позиции, был посвящен познавательный час, который прошел в Молодёжной модельной библиотеке «25 квартал».
Вы точно человек?
начала XVII в., стали наиболее ярким событием политической истории России в период сословно-представительной монархии. Голос и право: история проведения президентских выборов в России. сюжет: История выборов в России. Спикеры ий в рамках просветительского марафона «Выборы в России: история и современность» уже завтра расскажут о новейших технологиях и древних традициях нашей избирательной системы.
Бюджет, возраст кандидатов и голоса граждан: выборы президента РФ в цифрах
Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования парламентских традиций. Возрождению в России центра демократии способствовали казаки. Казачье самоуправление, как уникальный элемент казачьей общины, и, прежде всего, в строгом и неукоснительном соблюдении неписанных норм казачьей жизни. Высший законодательный орган - войсковой круг — общее собрание казаков-воинов, получивший название от обычая становиться для решения важнейших вопросов по кругу, чтобы видеть глаза друг друга и чувствовать себя равными с другими членами общины. Круг решал вопросы войны и мира, внешних отношений, приема в казаки, наказания за провинность.
Первая Государственная дума Однако первый российский парламент был учрежден последним российским императором Николаем II под давлением демократической революции. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Вместе с тем значительная часть населения — женщины, студенты, военнослужащие губернаторы, градоначальники, служащие полиции — не имела избирательных прав. До февраля 1917 года было созвано четыре думы, а затем пришел конец не только российской монархии, но и фактически завершилась краткая история развития парламентский традиций начала ХХ века.
После октября 1917 года законодательная и исполнительная власть были представлены в Советах народных депутатов. Возрождение российского парламентаризма произошло после распада Советского Союза и провозглашения независимости России. В декабре 1993 года россияне избирали Государственную Думу. Государственная Дума — это, прежде всего, законодательный орган.
Её основная функция — законотворчество. Законодательный процесс построен Конституцией так, что именно Дума играет в нем основную роль ст. Наряду с законодательными функциями депутаты Государственной Думы занимаются и другими видами парламентской деятельности, решая отнесенные к исключительному ведению нижней палаты вопросы. Среди них дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России; решение вопроса о доверии правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка России, Председателя счетной палаты и половины состава её аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности импичмент.
Подготовка и рассмотрение вопросов на заседаниях Государственной Думы обеспечивается работой как отдельных её депутатов, так и создаваемых ею органов Советом Государственной Думы, комиссиями, комитетами, подкомитетами и депутатскими объединениями — фракциями и депутатскими группами. Ведение заседаний Государственной Думы и ведение её внутренним распорядком возлагается на Председателя и его заместителей, избираемых из её состава. Выборы сегодня Сравним: сегодня выборы проводятся на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, а участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным Избирательный процесс в России В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган - с 21 года, а Президентом страны - с 35 лет. Депутаты Государственной Думы избираются по партийным спискам.
Участие в выборах - проявление социальной ответственности, совести и политической зрелости каждого взрослого человека, каждого гражданина. Все граждане России, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации, осуществляемой главой муниципального образования по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. В списки избирателей на выборах включаются граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет и проживающие на территории данного избирательного округа. Для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей создаются избирательные участки.
Выдвижение, регистрация и статус кандидатов Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями. Кандидаты или списки кандидатов регистрируются соответствующей избирательной комиссией. Все кандидаты обладают равными правами и исполняют равные обязанности. Предвыборная агитация Предвыборная агитация — деятельность граждан России, кандидатов, избирательных объединений, имеющая цель побудить избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов списки кандидатов или против них.
При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребления свободой массовой информацией. День выборов Каждый избиратель, прибывший на избирательный участок, голосует лично. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включённым в список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Подсчет голосов Подсчёт голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.
На основании протоколов участковых, территориальных, окружных избирательных комиссий путём суммирования содержащихся в них данных устанавливаются результаты выборов.
Каждый из учеников — уже не просто ребенок. Он уже самостоятельная личность, которая может принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов! В жизни ребят будет ещё много выборов — маленьких и больших, простых и сложных. Будут ли они голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти —они будут делать выбор. И от активности нашей молодежи, так или иначе, будет зависеть вся их дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет. И действительно все в наших руках: дальнейшие пути-дороги, учеба, здоровье, будущее семей и многое другое, что мы называем жизнью. Мы не должны оставаться равнодушными к людям, к событиям, которые происходят в стране. Хочется надеяться, что будущие молодые избиратели сделают мир лучше, добрее, разумнее. Так, всем миром, решали, кому княжить в Новгороде.
На одном из народных сборищ в 862 году было решено пригласить управлять городом варяга Рюрика. Земские соборы Из вече выросли земские соборы, которые созывались для решения важных вопросов, например, для избрания царя. Иногда решение собора было формальным, так как имелся прямой наследник, и представители сословий съезжались в Москву в основном ради пышного обеда в их честь. Но иногда земский собор должен был выбирать царя по-настоящему. Первым царем, которого избрал земский собор был Федор Иоанович, второй русский царь и сын Ивана Грозного. На Земский собор 1613 года, когда измотанной Смутным временем стране понадобился царь без приставки "лже", в разграбленной Москве в Успенском соборе собралось примерно 500 человек из 50 городов. После долгих уговоров и споров на царство был призван Михаил Романов. Земства и местное самоуправление Земский собор был упразднен Петром I. Первый русский император, кстати, был последним русским царем выбранным земским собором. Следующие выборы состоялись в России только при Александре I.
При нем была проведена земская реформа и были созданы выборные органы местной власти - земства. Создание земств решало сразу две задачи: компенсировало потерю власти дворянству и перекладывало решение местных проблем и задач благоустройства на плечи представителей всех сословий. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях России. Упразднены земства были в 1919 году. С 1905 года и до Октябрьской революции их успели провести 4 раза. Право голоса не имели женщины, мужчины моложе 25 лет, учащиеся, преступники, глухонемые, душевнобольные, расточители и лишенные духовного сана за пороки. Голос одного помещика равнялся трем голосам буржуазии, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих. Именно тогда жители России впервые увидели, что такое предвыборная кампания. С тех пор эти данные повторяли после всех советских выборов. Первый референдум Первые альтернативные и конкурентные выборы были проведены в 1989 году.
Президент тогда избирался на 5 лет, потом по конституции 1993 срок сократили до 4-х лет. Выборы в современной России Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные. На федеральном уровне избираются президент России и депутаты нижней палаты парламента Федерального Собрания — Государственной думы. На региональном уровне избираются законодательные органы субъектов федерации, и проводятся прямые выборы глав регионов. Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы — муниципальные советы, вопрос же о системе выборов глав местных администраций отдан в ведение соответствующих муниципальных образований.
Своеобразными прототипами современного института выборов можно считать институты вечевой демократии Древней Руси, институты выборов в системе государственного управления Петра I и Екатерины II, практику выборов в Государственную думу императорской России, а также модель выборов в условиях советской избирательной системы. Вече публикации по теме Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв. Хотя и раньше вечевые собрания, как политический институт, решавшие важнейшие вопросы местного и государственного значения, имели широкое распространение на Руси. Но именно в Великом Новгороде впервые сформировались выборные институты. Там избирались должностные лица — староста и его помощники. Высшая власть в республике формально принадлежала общегородскому вечевому собранию. Его созывали по инициативе князя, посадника по мере необходимости. Их участниками были лица различных слоев населения. На вече рассматривались наиболее важные вопросы государственной жизни. Все решения принимались посредством выборного принципа: присутствующим предлагалось высказаться «за» или «против» предложений, сформулированных исполнительной властью. Вече обладало также правом выбора призвания князя. Однако уже к первой половине XIII века в связи с заметным усилением княжеской власти и феодальной знати, а также в результате монголо-татарского нашествия роль и значение веча постепенно сводится к решению вопросов местного самоуправления. Лишь Новгородская земля сумела сохранить республиканский строй и основы выборной демократии до конца XV в. В конце XV века в результате похода московских войск на Великий Новгород был упразднен республиканский строй, а с ним и практически все избирательные институты власти. В 1497 г. В первой половине XVI в. Земские соборы избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц и т. Избрание государя публикации по теме Наиболее важными событиями в деятельности Земских соборов были выборы царей. Выборы царей проходили в 1598 г. Выборы проходили в обстановке острой избирательной борьбы и сопровождались широкой избирательной агитацией. Наиболее показательно система выборного представительства в Русском государстве проявилась в деятельности «советов всей земли» - земских соборов, которые заложили традицию коллективного решения наиболее важных и проблемных вопросов общегосударственного, общенародного значения. В течение XVII века постепенно формируется относительно устойчивая система избирательных правил и норм, определяющих порядок организации и проведения выборных процедур. Возрождение выборных традиций в России, правда, на уровне лишь местного самоуправления исследователи связывают с изданием Екатериной II в 1785 г. Земская реформа 1864 г. Реформы коснулись и избирательного права. До реформ 60-х — 70-х гг. XIX в. Эти органы городские думы, дворянские собрания формировались на основе цензового представительства и возрастного, имущественного, социального ценза. Выборное право в дореформенный период имело крайне узкую область применения. Во второй половине XIX в. Земства, как органы местного самоуправления, формировались при участии всех сословий тогдашнего российского общества. Избирательное право и выборы 1905-1917 гг. Революционные события 1905-1907 гг. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган — Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. Выборы в Государственную Думу 1-3 созыва публикации по теме 17 октября 1905 г. Избирательная система, устанавливаемая этим Указом, была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 г. Отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста. Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни. Не допускались к выборам и осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т. Не могли в них участвовать должностные лица — губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции. Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих. Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия. Выборы в Учредительное собрание публикации по теме Начало новому этапу в истории российского избирательного права положила Февральская революция 1917 г. Сословные и имущественные ограничения отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет. Временное правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание». Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени. Предусматривалось введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями. Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам.
В 1899 г. Главным и почти единственным источником для выяснения личного состава избирательного собора 1613 г. Сегодня мы располагаем тем же комплексом документальных источников, что и в конце XIX в. Изначально задача избрания нового царя возлагалась на Земский собор. Формально были выдвинуты три кандидатуры: польского королевича Владислава, шведского Карла Филиппа и 16-летнего Михаила Романова. Такие указания были получены в Нижнем Новгороде, Астрахани, Казани, городах Сибири и других городах и местностях. В этой связи, созванный Земский собор, по мнению современных исследователей, был наиболее многочисленным свыше 800 человек и представительным по составу не менее из 58 городов в сравнении с предшествующими. Разумеется, прежде всего, это были бояре, дворяне, церковнослужители. Но были представлены также посадские люди, впервые в истории соборов — донские казаки и черносошные лично свободные крестьяне. Считается, что интересы крепостных и холопов представляли собственники земель. Заседания собора открылись в Москве в первой половине января 1613 г. Вопрос об избрании царя решался в обстановке острой избирательной борьбы: среди участников собора были сторонники русского, польского и шведского выбора, в том числе и те, кто сотрудничал с интервентами и самозванцами. Претенденты, как и во время избрания Бориса Годунова в 1598 г. Избирательная борьба и выборная агитация свидетельствует о росте политического самосознания в Русском государстве. С точки зрения ментальности того времени важно, что прежде, чем приступить к избранию нового царя, был назначен строгий трёхдневный пост и моления. Члены собора решили не избирать на русский трон иноземного правителя. Это мало упрощало ситуацию. Только российских претендентов было около 10 человек, в том числе представители старых княжеских фамилий, связанных с Рюриковичами и Гедеминовичами: Ф. Мстиславский и В. Называли также и руководителя народного ополчения князя Д. Пожарского и князя Д. Трубецкого, тесно связанного с казаками. В такой ситуации переговоры могли зайти в тупик. Именно тогда и возникла во многом компромиссная кандидатура М. Романова, который хотя и косвенно как внучатый племянник Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного был связан с династией Рюриковичей. Несомненно, что, согласно всем источникам, большую роль в избрании Михаила Романова сыграли участвующие в соборе донские казаки. Именно их представитель и выкрикнул М. С казаками после Смуты было принято считаться. Позднейшие льготы донскому казачеству от династии Романовых связаны в том числе и с этим событием. Смута научила русских людей быть осторожными. Не случайно, решив выбор Михаила Романова, собор отложил оглашение избрания на две недели, до 21 февраля. Только после этого в Кострому Ипатьевский монастырь, где вместе с матерью инокиней Марфой жил Михаил, было направлено посольство во главе с рязанским архиепископом Феодоритом, келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Шереметевым. Они от лица всей русской земли просили Михаила на царство. В качестве дополнения: в середине XVII века сословно-представительная монархия будет переживать кризис, соборы будут терять значение и больше никто не будет думать, что царя можно избрать. Платонов С. Гребельский и А. Историки о выборах царя. Обращают на себя внимание первые выборы русского царя Бориса Фёдоровича Годунова. Сам земский избирательный собор 1598 г. Значительное внимание уделили выборам Бориса Годунова такие историки, как С. Соловьёв, Н. Костомаров, В. Ключевский отмечавшие, что порядок выборов царя не был оформлен в специальную процедуру, но подразумевал особую тактику проведения соборного заседания, апелляции к мнению торгово-посадского населения, достижение компромиссов между боярскими группировками. Выдающийся русский историк, академик С. Платонов уже в начале ХХ в. Ближе всего к пониманию ситуации конца XVI в. Скрынников — профессор Ленинградского, а затем Санкт-Петербургского университета. Более тридцати лет назад в 1980 г. В значительной мере исследование Р. Скрынникова явилось основой наших современных размышлений о событии конца XVI в. Когда избирали Бориса Годунова? Социальные и политические сдвиги второй половины XVI в. Значительное влияние на эволюцию государственного строя оказали и земские соборы, которые явились одной их форм представительства свободных сословий за исключением крепостных крестьян и холопов во властных структурах. Их появление было связано с развитием сословно представительной монархии. Считается, что 1 августа 1598 г. Прежде чем принять это традиционное представление, следует проверить дату, обозначенную в документе. Эту идею и выдвинул Р. По традиции подписи проставлялись на обороте соборных приговоров. Члены собора группировались по чинам в строго иерархическом порядке. Бояре ставили подписи вместе с боярами, стольники со стольниками и т. Поэтому списки думных людей составлялись с особой тщательностью. Для датировки утвержденной грамоты эти списки имеют самое первостепенное значение. Основной факт состоит в том, что соборный приговор об избрании Бориса на трон отразил состав Боярской думы не на 1 августа 1598 г. При этом важно отметить, что в указанные месяцы в думе произошли большие перемены. По случаю коронации Борис раздал многим лицам думные титулы, и эти назначения учтены в утвержденной грамоте1. Власти не желали признать, что соборный приговор об избрании Бориса Годунова был составлен задним числом, спустя много месяцев после его коронации. Поскольку люди XVI в. Фёдора сына Ивана Грозного.
История выборов в России
Вступая на трон, Борис Годунов опасался тайных злоумышлений недоброжелателей. Наибольшие преимущества получило дворянство. Ряд временных податных льгот получило население посадов. Льготы частично распространились и на другие категории населения. В Сибири власти пожаловали сибирских людей, сложив с них подати на 1599 г. В ходе избирательной борьбы Земский собор многократно менял свои формы и состав. Ранний январский собор 1599 г. Разногласия в думе вынудили Бориса Годунова и руководителей избирательного собора обратиться за поддержкой к столичному посадскому населению.
Сохранившаяся документация позволяет составить достаточно точное представление о выборном Земском соборе. Представительность этого собора не вызывает сомнений. В соответствии с традицией большинство его членов были назначены правительством, но на нём присутствовали также представители уездного дворянства и столичного посада. Избрание монарха на Земском соборе не означало, однако, введения в Русском государстве выборной монархии. В документе об избрании Бориса Фёдоровича Годунова ясно говорится о том, что, избирая на престол Годунова5, собор, весь народ присягают в верности всему его роду, новой династии. Монархия продолжала сохранять свой наследственный характер. Историческое значение выборов царя.
Борис Годунов стал первым избранным царем Русского государства не из династии Рюриковичей и вопрос о легитимности выборов всегда довлел над ним, что лучше всех показал А. Так, при выдвижении царя на следующем Земском соборе в 1613 г. Претендент вновь обращался за поддержкой к московским служилым и тяглым людям, оценивал общественное мнение в провинции, вёл переговоры с представителями различных политических сил, апеллировал к примерам истории. Их деятельность способствовала росту общественного и национального самосознания, оформила и укрепила систему государственного управления в центре и на местах, подготовила условия для перерастания сословно-представительной монархии в абсолютистскую. Московская хроника. Сочинения: В 9-ти тт. VIII: Статьи.
Акты Земских соборов. Антон Купрач Истоки прямой демократии на Руси Прямая демократия и выборы как механизм выражения власти народа имеют в России глубокие исторические корни. В этой связи заслуживает внимание опыт прямой демократии и выборов в древней и средневековой Руси IX-XV вв. Традиция народного правления как историческая форма прямой демократии, была распространена во всех славянских землях и имела глубокие социальные и культурные корни. Вече — народное собрание у восточных славян и русских людей играло роль органа государственного управления и общественного самоуправления. Вече было по преимуществу городским институтом, собранием свободных людей, живших в городе. В древнерусских летописях содержатся многочисленные упоминания о созыве вече: Белгород 997 г.
Изучая летописи, историки Н. Сергеевич, С. Соловьев, Ф. Леонтович В. Ключевский считали, что прямая демократия была развита со времен Древней Руси. Историк Б. Современные историки И.
Фроянов и А. Дворниченко отмечают, что традиции прямой демократии были развиты еще со времен Древней Руси. При этом древнерусская государственность строилась не на классовой, а на общинной основе. Классовым содержанием, по их мнению, она наполнилась лишь тогда, когда Русь стала феодальным государством, что произошло не ранее XIV-XV веков. Социальный состав народного собрания От ответа на вопрос о социальном составе веча зависит понимание того, было ли вече народным институтом, или это был инструмент управления знати правящей элиты в нынешнем понимании и инструментом принятия политических, военных или социальных решений. Фроянов обращает внимание на демократический характер вечевых совещаний в Киевской Руси. По его мнению, вече выступает народным собранием, которое являлось составной частью социально-политического механизма древнерусского общества.
Но только ли народ и народ ли вообще был участником веча? В исторической науке были и другие мнения относительно социального состава веча. Например, М. Племенное вече - верховный орган самоуправления и суда свободных членов племени с образованием государства и суда свободных членов племени исчезло, а в наиболее крупных территориальных центрах - городах правда, не во всех русских землях вече как форма политической активности городского населения появилось в XI-XII вв. Из утверждения историка вытекает лишь один вывод: народное вече с укреплением власти знати, как институт принятия решений, включая выборы, прекратило свое существование. На смену ему пришла другая форма управления, где управляла уже высшая часть административного государственного аппарата. В общепринятом понимании, скорее, представлении о вече, вечевые собрания предстают как некие митинги разгоряченной толпы, решения на которых принимаются по громкости крика.
Однако, это не более, чем художественная фантазия. Вече, все же, было достаточно хорошо организовано, иначе подобные собрания и не назывались бы так — вече собрание. Вече — это не толпа, кричащая что попало, а совещание, проходящее по строгим правилам. Предполагается, что велись даже протокольные записи вечевых собраний. Можно даже предположить, что вечевые собрания были вполне похожи на собрания современных парламентов. В свою очередь, А. Итак, говоря о социальном составе веча, следует заметить, что его народный характер не отрицает участия в собраниях и знати: князей, иерархов Церкви, бояр, купцов и прочих представителей знати.
Выбирали и принимали окончательное решение именно простые горожане. Древнерусская знать, хотя и была сильной, но она не обладала необходимыми средствами для манипуляции мнением веча. Как и не выполнять его решения она тоже была не в силах. Какие вопросы решались на вече? Вече, в первую очередь, ведало выборами князя - замещением княжеских столов. Например, есть классическое упоминание в Лаврентьевской летописи о вечевом собрании во Владимире 1176 года, где решался вопрос о выборе князя на престол после предательского убийства заговорщиками во главе с приемным сыном князя Андрея Боголюбского. После окончательного становления городов-государств, отношения князя и волости приобретают более систематический порядок.
Принцип родового старейшинства при занятии княжеского стола, заменяется правилом всенародного призвания выбора князя. Например, Владимир Мономах был призван на княжение в Киев в обход родового старшинства. Такой порядок устанавливается по всей Руси по мере укрепления и становления городов-государств. Исключения из правил — вынужденные посажения на княжество Юрия Долгорукова в Киеве и Изяслава во Владимире лишь подтверждают общее демократическое, общинное правило в древней и средневековой Руси.
Поэтому в бюллетенях был лишь один кандидат. Однако лишившись своей сути, голосование приобрело пёстрый сопровождающий декор и превратилось в народный праздник наподобие Масленицы. Праздничный дух отражают и мотивационные плакаты тех лет.
И тут, что называется, попробуй-ка не приди. Советских жителей на участки вёл не хитрый план политтехнологов, не идеалистическое желание перемен, а банальный, но надёжный инструмент — страх. Прогул голосования мог стать точкой в карьере. А мог и вовсе стать поводом для лагерного срока. Правда, после смерти Сталина, с 1950-х годов, когда советский режим стал более "вегетарианским", смягчилось и наказание. Хотя кандидатов в бюллетенях не прибавилось и поход на выборы по-прежнему ничего не решал. Но проблемы на работе за неявку к урне были обеспечены.
Впрочем, агитация велась не только угрозами. Проводили встречи с рабочими коллективами, с военными и партийными работниками. А в день выборов по квартирам начинали ходить контролёры, которые спрашивали, проголосовали вы или нет. А если нет, то почему и когда пойдёте. За день контролёры могли посетить одну квартиру несколько раз и изрядно надоесть жильцам. Однако тем, кто знал все предвыборные секреты и приходил на участок ранним утром, мог достаться бонус. К выборам на участки привозили свежую выпечку.
А кроме неё ещё и дефицитные товары, как бы сказали сейчас, запрещёнку. Опустив бюллетень в урну, можно было купить колбасы или пару бутылок свежего отечественного или даже невиданного доселе импортного пива. Мотивация советского человека позднего брежневского образца была понятна. А агитация отработала не только методом кнута, но и пряника. Отточенная механика всеобщего одобрения закончилась в 1989 году. Когда состоялись первые свободные выборы в Верховный Совет. Чувство контраста лучше всего передают сюжеты советского телевидения.
Если посмотреть друг за другом три отрывка. Первые два — 1937 и 1958 годов — почти идентичны, как будто сняты в один день. Выборы 1989 года, как считают политтехнологи, стали небывалым проявлением активности гражданского общества.
Однако уже в конце того же года советская государственность перестала существовать, и Борис Николаевич без выборов встал во главе крупнейшего государства на постсоветском пространстве, Российской Федерации. Вице-президент Руцкой тоже вошёл в историю — до сих пор он единственный в новой России, кто занимал этот пост. После событий октября 1993 года должность вице-президента Российской Федерации была упразднена.
В борьбе с бюрократическими ограничениями общественного самоуправления возникло и развивалось либерально-демократическое движение России. Избирательная система и избирательное право Российской империи после манифеста от 17 октября 1905 года Новым этапом становления избирательной системы в России стала трансформация политической системы страны под влиянием первой российской революции. Уже манифестом Николая II от 6 августа 1905г. В нем говорилось «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». И далее: «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей». Речь шла ни больше, ни меньше как о самоограничении «чистого» абсолютизма началами представительства, первых шагах к реформированию самодержавной монархии в конституционную. И это во время массовых общественных волнений, от которых, как говорится в Манифесте, «может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей». Манифест, накрепко связанный в умах и на деле с именем графа Сергей Юрьевич Витте, до предела обнажил истинные интересы и цели всех трех общественных сил, которые, будучи вовлечены в революционный процесс, пытались либо форсировать его, либо ввести в законоположенные рамки, либо свернуть на нет. Но имущественный ценз по Положению о выборах в нее, разработанному министром внутренних дел А. Булыгиным, был столь значительным, что лишал права голоса практически все население страны. Министр финансов Российской империи В. Коковцев, посчитав свои годовые доходы, пришел к выводу, что он правом участвовать в выборах в эту Думу не обладает. Не удивительно, что представители почти всех политических течений в российском обществе объявили в августе 1905 г. Она так и не была сформирована. Революция вынудила самодержавие пойти на уступки. Указом от 11 декабря 1905 г. Снижение имущественного ценза позволило участвовать в выборах низшим сословиям империи, составлявшим подавляющую часть ее населения. К участию в выборах допускались российские подданные мужского пола, достигшие 25 лет. Права голоса были лишены военнослужащие и студенты, лица, не имеющие постоянного места жительства и не платящие налоги. Третьеиюньский избирательный закон как нельзя лучше соответствовал взглядам П. Столыпина, с 1906 года возглавившего правительство России. Состав III Думы на первый взгляд соответствовал представлениям Столыпина о желательном для него послушного власти законодательного учреждении. Трудовики и социал-демократы просочились через сито нового избирательного закона. В совершенно незначительном количестве, всего 54 из 442 депутатских кандидатов получили кадеты, имевшие большинство в I и II Думе. Крупнейшей фракцией 154 мандата при открытии Думы стали ближайшие союзники Столыпин — октябристы и примыкающие к ним во главе с А. Гучковым, а правее их еще почти столько же мест занимали фракции правых и умеренно — правых. В действительности основной деятельности Думы были политические фракции. Интересная деталь: в Думе легально существовали фракции депутатов от Р. По закону членство в кадетской партии было несовместимо с голосом рабочих. Выборы проводились по сословному принципу. Избиратели делились на 4 курии: землевладельческую, крестьянскую, городскую и рабочую. В них избиратели городской курии делегировали свои голоса выборщикам, а те избирали депутатов Государственной Думы. В этих избирательных округах была двухступенчатая система выборов. В губерниях созывались три съезда: городских избирателей, уездных землевладельцев и крестьянских уполномоченных от волостей и станиц. Для участия в съездах землевладельцев и горожан нужно было преодолеть высокий имущественный ценз. Мелкие собственники, принадлежавшие к этим куриям, избирали своих уполномоченных на губернский съезд своей курии. Здесь для избирателя существовала, в зависимости от размеров собственности, двух- или трехступенчатая система выборов. Для крестьянской курии устанавливалась четырехступенчатая система выборов: сельский сход, волостной сход, съезд уполномоченных от волостных сходов по два человека , губернское избирательное собрание. Фабрично-заводские рабочие выдвигали одного уполномоченного на губернский съезд уполномоченных от предприятий с числом рабочих мест не менее 50 человек. Губернский съезд рабочих уполномоченных выдвигал представителей на губернское избирательное собрание. Для рабочей курии существовала трехступенчатая система выборов. Наконец, губернские избирательные собрания выбирали депутатов Государственной Думы. Многоступенчатая система выборов приводила к тому, что представительство в Думе для избирателей было не равным. Выборы были не всеобщими не равными и не прямыми. Права голоса не имели женщины, студенты, военнослужащие, молодежь до 25 лет. В землевладельческой курии один выборщик представлял по положению от 11 декабря 1905 г. В городской курии — 7 тыс. В крестьянской курии — 30 тыс. В рабочей курии — 90 тыс. Это означало, что 1 голос помещика приравнивался к 3б5 голоса буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Для организации и проведения выборов выборщиков создавались избирательные участки. В каждом из них создавалась избирательная комиссия из председателя и двух членов. Избрание выборщиков и депутатов Государственной Думы осуществлялась тайным голосованием с помощью шаров или бюллетеней. Выборы проводились в течение одного дня сразу на всех участках с 9 до 21 часа. Подсчет голосов проводился избирательной комиссией на следующий день. Результаты выборов на городских и губернских избирательных собраниях доводились до сведения Министерства внутренних дел, которое следило за соблюдением избирательного законодательства. За всю историю существования Государственных Дум в Российской империи было принято три избирательных закона. Они не предусматривали всеобщего и прямого голосования. Выборы были сословными и непропорциональными. Часть население была лишена избирательных прав. Государственная Дума имела право разрабатывать и обсуждать законопроекты, предусмотренные манифестом царя о созыве Думы. Без согласия Думы нельзя было вводить новые налоги и принимать государственный бюджет. Члены Думы объединялись во фракции по партийному или сословному принципу. Расстановка политических сил в Государственной Думе, учитывая особенности избирательной системы, не могла дать объективной картины влияния партий в обществе, но косвенно отражала тенденции формирования политических настроений в России. Срок полномочий Государственной Думы определялся законом в 5 лет, однако Дума могла быть досрочно распущена императором. Другим законосовещательным органом Российской империи, в формировании которого применялись выборные начала, являлся Государственный Совет, учрежденный манифестом Александра I в январе 1810г. Государственный Совет представлял собой совещательный орган при монархе, состав которого определял император из числа высших государственных деятелей империи. В феврале 1906г. Он осуществлял экспертизу думских законопроектов, выполняя функции как бы верхней палаты. С 1906г. Совет состоял из двух равных частей: одна назначалась по-прежнему императором, вторая 98 членов - избиралась. Своих представителей в Госсовет избирали Синод, Императорские Академия наук и университеты, губернские земские собрания, дворянские собрания, комитеты торговли, промышленности, купеческие управы и биржевой комитет, землевладельцы неземских нероссийских губерний. Члены Госсовета избирались на 9 лет, каждые три года обновлялась одна треть Совета. Таким образом, в начале XX в. В России стали закладываться первые основы парламентской системы, элементы гражданского общества. Возникла многопартийная система, выборы стали одной из форм борьбы политических партий за влияние на самодержавную власть. Избирательное право в России после Февральской революции Свержение монархии привело к формированию новой избирательной системы, которая исходила из принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В соответствии с этими принципами были разработаны временные правила выборов земских органов власти и Положение о выборах в Учредительное собрание. Активным избирательным правом наделялись мужчины и женщины, достигшие 20 лет. Всякие ограничения имущественного, профессионального и национального характера были отменены. От выборов в Учредительное собрание отстранялись осужденные, недееспособные, несостоятельные должники, дезертиры-военнослужащие и члены царской семьи. Голосование проводилось по партийным спискам: избиратель получал конверт от председателя избирательной комиссии, в который запечатывал список депутатов Учредительного собрания, представлявших избранную им партию. Окружная избирательная комиссия на основе подсчета голосов определяла поименный состав членов Учредительного собрания в своем округе. Избирательная система молодой Российской республики оказалась одной из наиболее прогрессивных среди существовавших в то время. Однако, вскоре после октябрьской революции в нашей стране начали формироваться новый политический строй и соответствующая ему избирательная система. Советская избирательная система Начало советской избирательной системы появилось в революцию 1905-1907гг. Летом 1905г. Осенью 1905г. Советы появились во всех крупных городах России. Выборы в Советы во многом сохранили старые, дореволюционные избирательные процедуры по рабочим и крестьянским куриям. На общих собраниях предприятий, сельских сходах, полковых собраниях избирались депутаты городских, крестьянских и солдатских матросских Советов.
История выборов в России: выборы новейшего времени
РФ История выборов в России С древнейших времен людям свойственно выбирать. Ведь не имея выбора, нельзя стать настоящим человеком, у которого есть цель в жизни и свои взгляды на мир, на других людей, на самого себя. Человек должен сознательно принимать решения, уметь взять на себя ответственность.
Заполнить избирательный бюллетень можно не только привычным способом, лично придя на избирательный участок, но и онлайн. Граждане, желающие принять участие в дистанционном электронном голосовании ДЭГ , должны заранее подать заявление на портале госуслуг до 11 марта. Кроме того, с 6 марта заявление можно будет подать и через участковую избирательную комиссию. Оставить свой голос онлайн можно будет в дни проведения выборов — с 15 по 17 марта. Жители регионов смогут проголосовать онлайн на портале vybory.
Путин и Медведев в 2016 году.
В 1991 году президента РФ избирали на пятилетний срок. После принятия Конституции РФ в 1993 году его сократили до четырех лет. В 2008 году по предложению Дмитрия Медведева в основной закон РФ внесли поправки, согласно которым с 2012 года президент России избирается на шесть лет. Ранее увеличить срок полномочий главы государства также предлагал Владимир Путин. Для сегодняшней России пять, шесть или семь лет — это вполне приемлемо», — указывал он. По сей день один президентский срок в РФ длится шесть лет. По Конституции одно и то же лицо не может пребывать на посту главы государства более двух сроков подряд. Сколько власти тратили на проведение выборов?
Президентские выборы — всегда дорогостоящее и затратное мероприятие для госказны. Самыми дорогими в истории России стали выборы главы государства 2018 года. Тогда из федерального бюджета на них выделили более 14 млрд руб. Меньше всего на организацию выборов власти потратили в 2000 году. Тогда вся кампания обошлась примерно в 1,4 млрд руб.
В Российской Империи при выборах в Государственную Думу использовалась, по сути, партийно-блоковая мажоритарная система. Такая схема приводит к сильной диспропорции парламентского представительства. При выборах первой Государственной Думы эта схема была еще и усилена многочисленными ограничениями и «надстройками». Так, выборы не были прямыми: сначала определяли выборщиков, которые и избирали депутатов для крестьянства они вообще были трехступенчатыми.
При этом голосование проводилось по нескольким куриям землевладельцы, горожане, крестьяне, рабочие и т. Естественно для того времени, в выборах не участвовали женщины хотя с 1906 года женщины имели право голоса в Великом Княжестве Финляндском, входившем в состав Российской Империи, на выборах в Думу это правило не действовало , граждане младше 25 лет, военнослужащие, учащиеся, лишенные духовного сана, полицейские и т. Выборы в первые российские государственные думы были нацелены, скорее, на ограничение представительства граждан, чем на равномерный учет всех интересов. Выборы в Учредительное собрание, прошедшие в конце 1917 года, по праву можно назвать самыми демократичными выборами, проводившимися в России на тот момент. Во-первых, возрастной ценз был понижен до 20 лет, во-вторых, избирательные права получили женщины и военнослужащие, в-третьих, были отменены все ограничения по национальному признаку, которые существовали в Российской Империи. Депутаты избирались по партийным спискам в многомандатных округах. Избиратель подавал голос за конкретный список разный для разных избирательных округов , а далее мандаты распределялись между партиями в определенной пропорции. Здесь самое место рассказать о том, как вообще может происходить перевод набранных голосов в депутатские мандаты при пропорциональной системе. Существует два главных метода сделать это: метод наибольших остатков он же метод квот и метод наибольших средних он же метод делителей.
То, какой конкретно метод используется, определяется исключительно законодателем, который может иметь самые разные причины установить те или иные методы. Важно знать, что каждый из методов более или менее пропорционален, один дает преимущество крупным партиям, другой мелким. Для примера возьмем результаты выборов в Псковское законодательное собрание в 2016 году. Они и будут нас интересовать. Не хотелось бы отягощать читателя излишними подробностями, поэтому скажем, что при каждом из этих методов количество голосов, набранных партийным списком, делится на определенную последовательность цифр. После чего 11 в нашем случае мандатов распределяются согласно 11 наибольшим получившимся числам. Для метода Сен-Лагю этот числовой ряд будет выглядеть так: 1, 3, 5, 7 и т. Легко видеть, что метод Империали является наиболее диспропорциональным: при нем у малых партий практически нет шансов попасть в парламент. В то же время метод Сен-Лагю — наиболее пропорциональный из трех нами рассмотренных, но в то же время он усугубляет фрагментацию парламента больше партий, сложнее договориться.
Он более пропорционально распределяет места по сравнению с методом Империали, однако также завышает результат крупных партий и занижает количество мест у тех, кто набрал не так много голосов. Неудивительно, что в 1917 году, принимая во внимание всеобщее избирательное право, победила Партия социалистов-революционеров эсеров , уделявшая особое внимание решению крестьянского вопроса: Россия, как мы помним, была крестьянской страной. К сожалению, выборы в Учредительное собрание стали последними свободными выборами в России практически на 70 лет.
2.3. История президентских выборов
История выборов Президента СССР, РСФСР, РФ. Если не считать Земские соборы XVI–XVII вв., то история регулярных выборов в России насчитывает всего около 150 лет. Выборы президента России 2024 года. В этом году выборы впервые длились три дня – 15, 16 и 17 марта.