Ещё новости о событии: Творческий проект известного художника Александра Пономарева стартует 20 марта в Томске. Художник Александр Пономарев на своей выставке "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест"" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве.
Alexander Ponomarev
В июне 2022 в Музее Москвы открылась выставка Александра Пономарева «Без берегов». Сергей Чебатков побеседовал с художником о природе стихий, инженерии искусства и масштабах художественных жестов. Художник Александр Пономарев — о новом проекте нижегородского Арсенала «Artist talk» 12+. "Я безумен только в норд-норд-вест" – название выставки Александра Пономарева, которая открывается в Третьяковской галерее. Ещё новости о событии: Творческий проект известного художника Александра Пономарева стартует 20 марта в Томске.
С искусством на Т
Выставка Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест» в Третьяковской галерее. Художник в очередной раз показал, что он вне шторма, ветра и прочих стихий, а также вне времени и пространства. «Современный маринист», «Корсар от искусства» (а именно так называют художника коллеги и друзья) Александр Пономарев закончил обычную советскую художественную школу, с удовольствием ходил на пленэры. Именно поиск как процесс в искусстве Александра Пономарёва обретает категорию абсолюта и непрерывного действа, выходящего за рамки индивидуального творчества в область широкого взаимодействия и непрерывного диалога. Александр Пономарёв – художник проекта. 15 окт 2023. Пожаловаться. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи сейчас проходит выставка художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». Какие проекты представил на первой встрече моряк, художник, член-корреспондент Российской академии художеств, идейный вдохновитель и куратор Антарктической биеннале Александр Пономарев?
Выставка "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест""
Автор выбрал такое название, помня слова философа Мераба Мамардашвили о том, что Гамлет — поэт и мистик, тот, кто совершает не то действие, которое уже записано сцеплением причинных цепей, а действие, в начало которого он становится сам. Ему не подходит просто автоматически выполнить записанный ход. Он хочет понять смысл. Кажется, именно норд-норд-вест заставляет двигаться центральное произведение выставки художника в Третьяковской галерее — это 15-метровая инсталляция — стеклянный корабль, созданный специально для этого проекта. Хрупкий и мощный одновременно, разбивая стеклянные волны, он продолжает свое путешествие в мистическом океане искусства. Многие работы Александра Пономарёва связаны с морем. Девять лет прослужив на флоте, с 1980-х он полностью посвятил себя искусству.
Многие работы Александра Пономарёва связаны с морем. Девять лет прослужив на флоте, с 1980-х он полностью посвятил себя искусству.
Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами. Художник, которому подвластны все виды и формы современного искусства, доверяет свои замыслы бумаге. В состав выставки вошли около 40 рисунков, часть из них выполнена на старых навигационных картах. Автор собирает их с капитанских мостиков во время своих океанских рейсов и использует как основу для графических произведений.
Даже для того, чтобы ее сюда занести, потребовались сложные инженерные решения. Пространство вокруг корабля занимают различные графические работы художника, а также макеты его проектов, которые он делал на протяжении последних 20 лет. Заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова рассказала, что они во второй раз делают выставку Александра Пономарева. Первая экспозиция состоялась больше 25 лет назад.
На сегодняшний день в галерее хранится девять работ современного художника.
Пушкина, Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду Париж , Национальном фонде современного искусства Париж и других. Многие работы Александра Пономарёва связаны с морем. Девять лет прослужив на флоте, с 1980-х он полностью посвятил себя искусству. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами.
Известный моряк-художник Александр Пономарёв представит свой проект в Томске
По итогам биеннале работа Александра Пономарева стала единственным произведением, которое останется в Гизе в качестве постоянного объекта. Александр Пономарев моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. детище известного российского художника, в прошлом моряка и инженера. В июне 2022 в Музее Москвы открылась выставка Александра Пономарева «Без берегов». Сергей Чебатков побеседовал с художником о природе стихий, инженерии искусства и масштабах художественных жестов. Александр Пономарёв — художник, моряк, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году. В Музее Москвы проходит выставка Александра Пономарева «Без берегов», приуроченная к 65-летию знаменитого художника-моряка, основателя Антарктической биеннале.
Картины художника Александр Пономарёв
Как возникают миражи? За счёт того, что в полярных зонах, в пустынях слои воздуха нагреваются по-разному, возникает разная плотность в атмосфере, — объяснил Александр Пономарёв. Пафос этой архитектуры заключается в том, что форма музеев всё время меняется. Эти музеи должны в летнее время двигаться в Антарктиду, в полярные зоны, и разные путешественники будут ходить и смотреть искусство. Авторы решили передать этот эффект миражей, спроектировав три зала, которые могут гидравлическим способом подниматься и опускаться, и в положении над водой генерируют пар, воду или лёд, то есть фасады отражают разное состояние воды.
Ещё один придуманный архитекторами музей работает по принципу поплавка.
В экспозицию выставки вошли около 40 рисунков, часть из них выполнена на старых навигационных картах. Автор собирает их с капитанских мостиков во время своих океанских рейсов и использует как основу для графических произведений. Выставка продлится до 14 января 2024 года. Билеты на выставку вы можете приобрести в кассах или на официальном сайте Государственной Третьяковской галереи. Поиск по сайту.
И дальше начинаешь жить с этой идеей, сочинять стихи, рисовать, придумывать образы. Конечно, когда ты попадаешь в такое особое пространство, где существуют свои «ритмы», «пластика», «музыка», надо там не потеряться. Но и наглеть нельзя, потому что это и музей, и захоронение. Фото: пресс-служба художника Александра Пономарева Рисунок инсталляции «Уроборос» И вот у меня родилась мысль взять за основу концепции Солнечную лодку — ту, в которой путешествовал и бог Ра, и фараоны. Кстати, именно в Египте находится самый старый корабль в мире. В середине прошлого века его раскопали, а теперь перевезли вместе с двумя десятками мумий в новый музей. И сейчас идут разговоры, что моя инсталляция тоже может после биеннале войти в экспозицию этого музея. Главные аукционные лоты октября — Насколько вообще для вас важно место создания работы? Сейчас в ходу термин site-specific project. Мои подводные лодки, плавающие в Гранд-канале Венеции, объекты, которые тонут в центре океана, — это ведь оно и есть. Место очень важно. Как человек, служивший на флоте, я определяю место с точностью до секунд широты. Смотрю на это пространство, думаю, как инсталляция ритмически будет сочетаться с фоном, с каких точек какой вид будет открываться... А затем уже ищу технические возможности воплощения идеи. Конечно, нужно хорошо рассчитать инженерную конструкцию, найти партнеров, которые помогут с материалами, ведь иногда бывают очень сложные инженерные задачи. Например, в данном случае нам нужны были особые панели из керамики. Их помогла сделать галерея Surface Lab Art, у которой есть большой опыт в подобных вещах. Еще появилась удивительная возможность в композиции панно основания инсталляции использовать настоящие древнеегипетские тексты. В общем, это все вылилось в страшно интересный комплексный проект, аккумулирующий достижения художников, ученых и технических специалистов. Древнейший символ бесконечности. Мы как бы создаем петлю времени, соединяя две лодки в замкнутую динамическую конструкцию, и символически включаем в нее судьбы людей, живших много тысяч лет назад. Для чего египтяне писали эти тексты на плитах? Для того, чтобы живые люди приходили и обязательно вслух произносили их: считалось, что тогда ты возвращаешься с того берега Нила на этот. Я мечтал об этом 15 лет! Мне говорили: «Художник ты хороший, но вот эта идея твоя... Никто не верил, что это получится. Несколько лет назад он демонстрировался в Пушкинском музее на выставке фонда Louis Vuitton.
Главная мысль — пропорции ветрообразования являются одним из символов природного постоянства. Уроборос В 2021 году на египетском плато Гиза появился «Уроборос» — огромный арт-объект, символизирующий бесконечность человеческой жизни. Инсталляция состоит из двух «солнечных лодок», привести в движение которые может любой желающий. Солнечные ладьи — часть египетской мифологии, а также вполне реальные археологические находки. В основании объекта — панно, на которое нанесены тексты древних египтян, обнаруженные в ходе археологических экспедиций российскими исследователями. В центре панно — змей, свернутый в знак бесконечности и кусающий себя за хвост. Point of view Волшебный лес перископов — в мире Александра Пономарева возможно и такое. Для инсталляции художник использовал два больших дерева, поваленных бурей где-то в Альпах.
Стеклянную инсталляцию в виде корабля представили на выставке в Третьяковке
Я же не только в Венецию приплыл — и в Париж, и Москву, и на Север. В общем-то, все мои проекты — одно сплошное авантюристическое плавание. Но я всегда действовал исходя из абсолютной любви к флоту, к морю и вообще к бесконечному океану. И спасать нас некому. Откуда такое апокалиптическое ощущение? В это же время сбежал и президент Украины. Все бегут... А ведь для морской касты самое страшное преступление — оставить гибнущий корабль с людьми. Такого быть не может.
Капитан не имеет права уйти, пока все не будут спасены. Самый известный случай — «Титаник», где последним ко дну ушел командир судна. История с «Коста Конкордия» говорит о том, что даже в таких особых профессиональных сообществах происходят странные изменения. К тому же все это пересеклось с моим пребыванием на грани жизни и смерти. Так что, с одной стороны, я призывал всех капитанов возвратиться на борт, с другой — сам вернулся на борт жизни после швейцарской больницы. Для меня вообще тема спасения — одна из самых важных. Как и пафос плавания, движения. Мои путешествия в Антарктику или в Арктику с этим и связаны — с поисками земли, где нет устоявшейся социальности, еще нет правил, где культура только начинает зарождаться.
Там не существует суверенитета — кстати, Договор об Антарктиде, подписанный в 1959 году и ратифицированный в 1961-м, ни разу не нарушался. Хотя сколько войн после этого было, и, кажется, не выполнялась ни одна международная договоренность. Вас, наверное, считали сумасшедшим. Идеи у меня появились в научных экспедициях, куда я ходил благодаря своим друзьям — ученым-океанологам. Потом надо было убедить людей, найти деньги — я хотел, чтобы проект стал наднациональным, как и сама Антарктида, и финансы были не только русские, но и американские, французские, китайские… В этом смысле тоже нелегко пришлось, но все равно получилось. Меня интересовало, как сделать так, чтобы искусство в Антарктиде было экологичным, но при этом не петь каждый день про экологию. А то ведь как бывает — вот у нас все поют без конца, а хороших туалетов и мусоросжигательных заводов мы за 30 лет так и не построили. Вообще проблема экологии сейчас связана не столько с взаимодействием человека с природой, а прежде всего с отношением людей друг к другу.
И искусство здесь играет не последнюю роль. Во-первых, в Антарктиде это, слава Богу, запрещено. Там нет ни добычи полезных ископаемых, ни геологических разработок, только научная и гуманитарная деятельность. А во-вторых, формы современного искусства позволяют многие вещи делать мобильными, представлять их по-другому.
Какая глубина?
Где дно? Александр Пономарев. Художественный объект Непрерывный ритм моря, мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников являются для художника символами вечности и метафорой безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах. Посетители выставки смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами.
Память воды, 2002. В своих текстах и интервью Пономарев подчеркивает, что в обеих ипостасях старался покорить пространство и черпать вдохновение как из стихий огня, воды, воздуха и света, так и из взаимоотношений с плодами рук человеческих, будь то остов покинутого корабля или конструкция музейной инсталляции. Система эстетических взглядов Пономарева оформилась под влиянием встреч с порванными тросами, ржавыми кабестанами и гниющими палубами в закрытых корабельных стоянках Балтийского моря в середине 1990-х годов.
Не могу сказать, что это был моментальный разрыв.
Все происходило параллельно. Но в конце 80-х годов я уже был известным художником, участвовал в больших выставках в Центре современного искусства, который открыл тогда Леонид Бажанов. Помню, еще не было официального помещения, но выставки уже были. Александр Пономарев у перископа.
Фото из архива Александра Пономарева Мне часто задают вопрос, почему я, человек, получивший классическое художественное образование, в конечном итоге начал заниматься современным искусством. Спрашивают, когда в моем творчестве наступил перелом. Я считаю такую постановку вопроса совершенно некорректной. Это только у нас в России почему-то все ищут разрывы и разломы в искусстве.
Вот я, например, очень много работал во Франции. Там абсолютно нет деления на старое и новое искусство. Есть одно единственное искусство, просто оно развивается разными путями. Я очень люблю классику, Тициана, Веласкеса, русский авангард.
Вот, Татлин, он же тоже был моряком. И может, если бы он не знал хорошо теорию устройства корабля и не умел рисовать рангоут, и конструктивизма вовсе не было бы. Естественно, когда я так плотно оказался в художественной среде, мне все время казалось, что я очень плохо знаю историю искусств. Поэтому я как бешеный, как огромная губка, впитывал и впитывал новые знания.
В конечном итоге выяснилось, что я стал лучше знать историю искусства ХХ века, чем мои собратья по цеху, окончившие, к примеру, институт им. Я очень был возбужден творчеством Моранди, Джакометти, я прорисовывал для себя причинно-следственные связи в искусстве XX века, выяснял, кто за кем следует, кто у кого что заимствует. Для меня очень важно было понимать, как художественный образ соотносится с реальным пространством, каким образом строится сама художественная форма. Именно эти мысли привели меня к структурной живописи, которая принесла мне впоследствии определенную известность.
Я начал писать большие картины, которые назывались «абстрактные топографии». По образцу морских карт я стал конструировать на холсте несуществующие суши, моря, океаны и проливы. Это было примерно в конце 1980-х — начале 1990-х. Мне удалось преобразовать свой предыдущий опыт моряка в некий собственный художественный прием, то есть, как теперь принято говорить, в искусство.
И мой переход к инсталляциям, к конструкциям был достаточно естественным.
В Антарктиде нет времени в обычном понимании, все меридианы там сходятся, как и в Арктике. Любой моряк знает: когда попадаешь на полюсы, нормальная навигация не работает. И вот вокруг этого я построил концепцию проекта. Проблема времени, на мой взгляд, вообще одна из ключевых в искусстве. Мы создаем образы, в которых время свернуто в некие знаки, иероглифы. В сознании зрителя они разворачиваются и выстраивают параллельную эмоциональную, художественную линию. Фото: пресс-служба художника Александра Пономарева Концепция инсталляции «Уроборос» А по большому счету единственная достойная тема для художника — это передать средствами искусства, средствами красоты и выразительности ужас человеческого одиночества перед вечностью и бесконечностью.
Ужас, который ты чувствуешь в океане, Антарктиде или Арктике. Да и среди пирамид! Персональная экспозиция Чжана Хуаня пересказывает западные сюжеты на восточный лад — Многие современные художники, создавая проект, не ограничиваются, допустим, инсталляцией как таковой, но в качестве отдельных произведений выставляют видеоарт, фотографии, полученные в процессе этой работы. Вспомним Мэтью Барни. У меня такое тоже бывает. А бывает и наоборот. Моя подводная лодка, которая в 1998 году плавала по Северному Ледовитому океану, давно стоит в Гамбурге как инсталляция. Слава Богу, сейчас такое время, когда произведения продолжают свою жизнь в фотографиях, рисунках, каких-то артефактах.
На днях я бродил по потрясающему пространству — гаражу Константина Мельникова памятник советского конструктивизма на Новорязанской улице. Хочу создать институцию, где в одном месте можно будет конструировать и выставлять инсталляции, а также готовить экспедиции. Получится своего рода экспедиционный центр, где мы будем готовить реализацию разных проектов. Например, надо сделать инсталляцию в Египте — мы можем здесь ее спроектировать и придумать мобильный способ, с помощью которого она будет воплощена! Фото: Даниил Примак Российский арт-бизнес выходит из кризиса без помощи государства — Когда вы создаете ваши проекты, для вас важнее процесс или результат? Больше всего меня интересует возможность каким-то образом уцепить эти процессуальные начала жизни. Из мысли о дальнем путешествии рождается курс, из рисунков — некая конструкция... Процесс — то, что стоит во главе этой пирамидальной цели.
Представьте, вам звонят и говорят: Александр, сделаете инсталляцию на МКС? Четыре месяца подготовки — и вперед. Какие экзотические места вы планируете посетить в обозримом будущем? Сейчас я как раз только вернулся оттуда.
Российский художник построит рядом с египетскими пирамидами инсталляцию о бесконечности
Как вас принимала публика и японское арт-коммьюнити? В Этиго-Цумари Echigo-Tsumari Art Triennale , где раз в три года проходит крупнейший форум современного искусства Фестиваль искусств Земли, проводится в районе г. Токамати с 2000 года и является международным мероприятием очень широкого масштаба, в нем принимают участие до 300 художников. Мы показали биеннале и как художественный проект, и как идеологию и новый социокультурный феномен, не имеющий аналогов в мире и построенный на других принципах. Вместе с нашим выдающимся архитектором Алексеем Козырем мы сделали новую полярную станцию, которая носит название «Фрам-2». Она спроектирована таким образом, что конструкция имеет возможность вмерзать во льды, а затем может выталкиваться льдами и дрейфовать по Северному Ледовитому или Южному Океану. И на этой станции, по нашему замыслу, располагается биеннале в Антарктиде — мастерские художников, центр искусств.
На триеннале проект был представлен в макете — четыре метра в диаметре. Мы развернули наш проект на берегах Антарктиды и строим его будущее посредством такого уникального футуристического объекта в форме снежинки. Еще один макет — очень красивый, прекрасно исполненный Мариной Москаленко, отображал все художественные акции, которые мы совершили в прошлом рейсе. Кроме того, в отдельном зале на стендах были представлены, причем с переводом на японский, произведения всех двадцати художников, выполненные во время Первой Антарктической биеннале. Состоялась и премьера фильма Алёны Ивановой- Йохансон, снятого во время нашего форума в Антарктиде. Нам удалось представить вниманию зрителей и арт-сообщества то, что уже произошло, но через призму новых возможностей.
И еще не надо забывать, что в Антарктиде в привычном понимании времени нет, так что прошлое и будущее вообще относительно. Мы делаем абсолютно исключительный, ни с чем не сравнимый проект, имеющий свою логику, философию, собравший единомышленников и соратников из разных стран — художников, архитекторов, культурологов, океанологов, биофизиков, представителей различных некоммерческих организаций, бизнесменов и инвесторов. В Этиго-Цумари мы участвовали впервые, но для меня это далеко не первое сотрудничество с Японией. Два года назад в рамках триеннале Сетоути Setouchi Triennale я построил очень серьезный, фантастический объект на одном из островов Внутреннего моря. Куратором выступил Фрам Китагава — основатель всех четырех триеннале, проходящих в этой стране, его можно совершенно справедливо назвать отцом современного искусства Японии. Фрам Китагава — удивительный человек с не менее удивительным для японца именем.
Ведь «Фрам», что в переводе с норвежского означает «вперед», — название самого известного экспедиционного судна в мире. Сейчас это судно — популярный в Осло музей.
В мероприятии приняли участие издатели, главные редакторы и представители СМИ о дизайне и архитектуре, представители Совета главных архитекторов РФ, девелопмента, архитектурных выставок, дизайн-студии, искусствоведы. Благодарим Александра Пономарева за необыкновенную экскурсию, Михаила Крокина, нашего друга и партнёра, за помощь в организации этого мероприятия, а всех гостей за интерес и сотрудничество. Надеемся на дальнейшие встречи! Похожие публикации.
Это очень важно для человека, понять это и начать ценить саму природу. Откуда эти тексты, где они были обнаружены? Что это — письма, эпитафии, какие-то религиозные тексты? По какому принципу вы их выбирали? Он египтолог, настоящий исследователь. Именно Максим предоставил материалы, которые российская археологическая экспедиция Института востоковедения Российской академии наук в течение пятнадцати лет добывала на плато Гиза: это тексты в гробницах, различные поучения. Данные тексты дали возможность еще раз обернуть петлю времени, петлю уробороса и вспомнить простых людей, которые жили несколько тысяч лет назад. Это удивительно, что через столько лет мы, как они и хотели, вспоминаем их имена, они присутствуют на керамическом панно. То есть корабль времени кружится между солнечным царством и царством ночным: система кровообращения останавливается, а душа продолжает жить. В пресс-релизе указаны три страны: Россия, Новая Зеландия и Египет. Как шло проектирование и производство? Сначала художник придумывает идею, образ, концепцию, потом делается очень много рисунков, описаний, архитектурных чертежей. Из тумана сознания нужно превратить все это хотя бы в какие-то приблизительные конструкции. А для этого нужна большая команда профессионалов.
Александр Пономарев родилcя в 1957 году в Днепропетровске. Окончил школу изобразительных искусств в Орле в 1973 году, а в 1979 — Высшее инженерно-морское училище в Одессе. В середине 1980-х оставил морскую службу и полностью посвятил себя творчеству. К концу десятилетия стал известен как автор масштабных полотен, созданных по образцу морских карт. Работы Александра Пономарева демонстрировались в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. В 1998 году сложнейшая инсталляция «Дыхание океана» с художественными подводными объектами «cубмобилями» была представлена на ЭКСПО-98 в Лиссабоне, в 2007-м году Александр Пономарев вошел в число художников, представлявших Россию на Венецианской биеннале современного искусства в национальном павильоне России куратор — Ольга Свиблова. Среди его работ: специальные проекты на Венецианской биеннале в 2009 году прибытие артистической подводной лодки в Гранд-канал — проект SubTiziano и в 2011 году проект One of a Thousand Ways to Defeat Entropy , павильон Антарктиды в 2014 году совместно с куратором Надимом Самманом и выставка по итогам Антарктической биеннале в 2017 году. Пономарев стал автором идеи первой Биеннале современного искусства в Антарктиде и совместно с ближайшими соратниками и международной командой в 2017 году совершил первое художественное плавание к ледяному континенту. Работы Александра Пономарева находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи Москва , Государственного Русского музея Санкт-Петербург , Государственного центра современного искусства Москва , Музея изобразительных искусств Екатеринбург , Центра Помпиду Париж, Франция , в собственности Министерства древностей в Египте, а также в собраниях других музеев и частных коллекциях.
«Уроборос» в Каире
- Художник и моряк одновременно
- Информационные партнеры
- Последние события
- От «Икара» до «Уробороса». Гид по выставке Александра Пономарева в Музее Москвы
- Александр Пономарев
- Информационные партнеры
Партнеры АПКМ
- «Морское» искусство Пономарёва показывают в Третьяковке
- Известный моряк-художник Александр Пономарёв представит свой проект в Томске
- Художник Александр Пономарев — о новом проекте нижегородского Арсенала «Artist talk»
- Художник Александр Пономарев преобразил фасад ГМИИ им. Пушкина - ТАСС
- Форма поиска