— Проведение Фестиваля видеороликов семейного чтения по произведениям донских детских авторов – это, во-первых, уникальная возможность популяризировать творчество и культуру. Писательница Людмила Улицкая так рекомендовала это произведение: «Наконец-то в России появилась первая современная детская книжка XXI века.
Новинки детских книг, достойные внимания
Детская литература XXI века: 8 авторов, с книгами которых стоит познакомить современных детей | Мы хорошо разбираемся в детской литературе, поэтому предлагаем вам только лучшие новинки и проверенные временем произведения. |
«Маленький принц» и «Гарри Поттер» — самые популярные детские произведения в России | Президент России Владимир Путин присудил премии за 2023 год в области литературы и искусства за произведения для детей. |
Анонс литературных произведений для детей.
Детская литература была обогащена действительно художественными произведениями, вышедшими из-под пера крупнейших писателей, в которых настоящая действительная жизнь. Авторы детских произведений. Президент сегодня вручил премии в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества, а также награды молодым деятелям культуры. Детские книги, книги про детей, книги для родителей, новости детской литературы и кое-что еще.
Читайте также:
- «Моя счастливая жизнь», Русе Лагеркранц
- Похожие статьи
- 10 новых русских авторов детской литературы
- Современные авторские сказки
- Больше по теме
- Автор и художник Дядя Коля Воронцов
Эксмодетство
Андрей Усачев Национальная премия учреждена Минкультуры и Минцифры России в апреле 2023 года с целью поощрения писателей, иллюстраторов и издателей современной отечественной литературы для детей и подростков, привлечения к ней читательского и общественного внимания. На соискание Национальной премии в номинации «За вклад в развитие детской литературы» выдвигаются писатели и художники-иллюстраторы. В нечётном году премия в размере 2 млн. Денежное вознаграждение в других номинациях составляет 1,5 млн.
На его книгах выросло не одно поколение. Его произведения — живые, настоящие, остроумные и захватывающие, именно поэтому их так любят дети.
Носова», посвященная 115-летию со дня рождения замечательного детского писателя. Дети узнали, как и почему Николай Николаевич стал детским писателем, где он брал сюжеты для своих рассказов. С помощью красочной презентации ребята путешествовали по страницам книг писателя — «Живая шляпа», «Фантазёры», «Мишкина каша», «Телефон», «Автомобиль», «Витя Малеев в школе и дома», окунулись в сказочную атмосферу жизни Цветочного города, участвовали в конкурсах, викторинах по рассказам писателя, просмотрели отрывки из мультфильмов. Встреча прошла весело и интересно. В этот знаменательный день в Трубинской сельской модельной библиотеке собрались дошкольники и учащиеся младших классов, чтобы совершить увлекательное путешествие по книгам этого замечательного детского писателя.
В ходе путешествия дети знакомились с многочисленными рассказами Носова о мальчишках и девчонках - таких же, как и они, непоседах, изобретателях и фантазёрах, побывали в Цветочном городе и вспомнили имена и профессии его жителей-коротышек из романа-сказки «Приключение Незнайки и его друзей», попробовали себя в роли поэтов игра «Подбери рифму». Огромный успех у зрителей имела инсценировка отрывка из книги Н. Носова «Незнайка-поэт», подготовленная режиссёром Трубинского Дома культуры и руководителем детского театрального коллектива «Фантазёры» Жанной Мазовой. Они вжились в роли Павлика и Стасика и очень артистично их сыграли. Дружными аплодисментами провожали зрители маленьких артистов.
Библиотекарь сделала обзор книжной выставки «Весёлая страна Николая Носова».
Интересна и история семьи писателя. Всю свою жизнь он посвятил изучению природы, что оказало влияние на интересы сына. Мальчик с детства слушал рассказы о птицах, учился ухаживать за животными. Все это Анна Владимировна поведала нам до начала занятия. Это интересно!
Но как передать сложную для детского уха информацию? И мы это увидели. Ребятам предлагаются разные обстоятельства: если мама повар, то дома… вкусно готовят, отвечают дети. Если мама врач, то дома… она всех лечит, откликается аудитория. Если папа художник, то дома… есть картины, и он может научить ребенка рисовать. А если папа орнитолог, как у Виталия Бианки?
А кто такой орнитолог? Вопрос довольно сложный, но ребята подготовительной группы детского сада дают правильный ответ — это ученый, который изучает птиц. Они умудряются издавать неповторимые звуки клювом, крылышками и даже хвостом. С ночи начала петь в озере лягушка.
Итоги подвела и Международная детская литературная премия имени Владислава Петровича Крапивина. В лонг-лист вошли тексты 17 авторов. А вот конкурс имени Сергея Михалкова только начал прием заявок. Участвовать могут авторы старше 18 лет, пишущие на русском языке из Российской Федерации и из-за рубежа.
До 15 октября 2022 года принимаются рукописи неопубликованных произведений стихи и проза для подростков 12—19 лет.
Новое прочтение классики
Советская Гавань Хабаровского края. Сотрудники Центральной городской детской библиотеки им. Волгограда рассказали о наиболее интересных и масштабных мероприятиях, посвященных поэту, а специалисты Светлоярского центра культуры, досуга и библиотечного обслуживания показали, как можно привлечь детей к чтению классики через театральное искусство. Практическую часть мероприятия составили мастер-классы по пушкинским произведениям с вовлечением слушателей лаборатории.
Международный конкурс проводится в формате очного выступления в странах-участницах. Проведение конкурса в заочной форме возможно только при согласовании условий его проведения с куратором международным конкурса. Участника конкурса также может зарегистрировать его законный представитель родители, усыновители, опекуны и попечители, представители таких учреждений, как детский дом, дом для инвалидов, представители органов опеки и попечительства. Решение о проведении предварительных отборочных этапов школьный, районный, городской уровни принимает национальный куратор конкурса на основании количества заявок от участников. Данные участники переносятся в список «Фактические участники национального этапа». В случае, если участник не может присутствовать на национальном этапе, ему необходимо записать свое выступление на видео и прислать его национальному куратору конкурса, а также куратору международного конкурса в России см. Видеовыступление должно быть показано и оценено в рамках национального этапа конкурса.
Победители национального этапа становятся участниками международного финала в МДЦ «Артек». Для участия победителей национального этапа очного конкурса в международном финале национальный куратор должен не позднее 20 марта 2019 года отправить организатору отчет о проведении национального этапа конкурса, а также предоставить в оргкомитет информацию о билетах в Симферополь в МДЦ «Артек» победителей и сопровождающих. Отчет о проведении конкурса в стране должен включать: не менее 8 — 10 публикаций в местных СМИ о конкурсе, фотографии с проведения национального финала и оценочные листы всех членов жюри. Оценка выступления участника осуществляется по 10-балльной шкале. Выступления оцениваются по параметрам: выбор текста произведения: органичность выбранного произведения исполнителю; глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста; грамотная речь и дикция; способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на зрителя. Самостоятельный выбор произведения конкурсантом приветствуется, при этом конкурсант может обращаться за помощью в выборе текста к родителям, родственникам, учителям, библиотекарям, друзьям. Организатору конкурса рекомендуется предлагать участнику на выбор произведения русских писателей XIX-XX века, современных русских писателей, региональных писателей, зарубежных писателей. Проведение предварительных отборочных этапов на школьном, районном, городском уровне по усмотрению национального куратора конкурса. Место проведения — школы, библиотеки, культурные центры. Срок проведения: 25 января — 20 февраля 2019 г.
Национальный финал. Место проведения определяется национальным куратором. Срок проведения: 1-20 марта 2019 г. Международный финал.
Памятник на могиле писателя Виталия Бианки — объект культурного наследия федерального значения. Работа знаменитого скульптора — Жермен Меллуп. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры выдал задание на проведение работ по реставрации памятника на могиле писателя Виталия Бианки на Богословском кладбище. Сейчас доктор технических наук, профессор кафедры Фотоники и Лазерных измерительных и навигационных систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ», руководитель авторской программы Heritage Science, руководитель лаборатории Лазерных реставрационных технологий Вадим Парфенов с помощью трехмерного лазерного сканера провел оцифровку гипсовой скульптуры, с которой ваяли памятник, установленный на могиле Виталия Бианки. Она несет в себе высокоточную информацию о геометрической форме и размерах скульптуры.
Но все меняется, когда преподаватель искусства предлагает ученикам создать из любого предмета произведение, способное выразить переживания творца. Роман про старшеклассницу, которую презирает вся школа, изначально выглядит стандартным набором подростковых переживаний, пока не превращается в историю о боли, которую не принято показывать, но которая присутствует в жизни чаще, чем кажется. Для учеников это просто странная старушка, и они никогда не машут в ответ.
Но однажды Фиона не выходит на крыльцо, и на следующий день, и потом.
Список книг современных авторов для детей
Всероссийский финал | Филологи Института русской литературы РАН пришли к выводу, что данное произведение способствует воспитанию в детях традиционных российских духовно-нравственных ценностей. |
Современные авторские сказки — 107 сказок читать | Мероприятие прошло с целью выявления наиболее перспективных практик, обобщения передового опыта библиотечной работы с произведениями великого русского поэта. |
Детям раскрыли секреты произведений Бианки - Речь | чтение на любой возраст и вкус. |
10 новых русских авторов детской литературы | Перед вами одно из самых известных и любимых произведений ХХ века с иллюстрациями Клаудии Бордин, воссоздавшей путешествие загадочного мальчика. |
Эксмодетство | | Представляем вашему вниманию детские новинки от редакции «Малыш» и редакции «Астрель». |
Новейшая детская литература
20 процентов участников опроса отметили, что произведения детских авторов отличаются наличием смысла, а еще 19 — добротой и душевностью. Президент сегодня вручил премии в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества, а также награды молодым деятелям культуры. — Проведение Фестиваля видеороликов семейного чтения по произведениям донских детских авторов – это, во-первых, уникальная возможность популяризировать творчество и культуру. Российские родители назвали произведения школьной программы, которые могут искалечить психику ребенка. Ребята ознакомились с новинками от современных детских писателей, имеющимися в библиотеке, а также в игровой форме вспомнили всеми известные произведения.
У детских писателей есть теперь своя премия
ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство. Перед вами одно из самых известных и любимых произведений ХХ века с иллюстрациями Клаудии Бордин, воссоздавшей путешествие загадочного мальчика. «Детская литература» — это первое и старейшее в нашей стране специализированное издательство, выпускающее книги для детей и юношества. 20 процентов участников опроса отметили, что произведения детских авторов отличаются наличием смысла, а еще 19 — добротой и душевностью. Долгая история с памятником Виталия Бианки и новый монумент Владиславу Крапивину, первые итоги конкурса «Книгуру» и другие премиальные новости детской литературы. Ежикежик предлагат обзор 10 новых русских авторов литературы для детей: мальчик, который умел превращаться в пылесос, рассказы из жизни Московского Зоопарка и многое другое.
Анонс литературных произведений для детей.
Дети узнали, как и почему Николай Николаевич стал детским писателем, где он брал сюжеты для своих рассказов. С помощью красочной презентации ребята путешествовали по страницам книг писателя — «Живая шляпа», «Фантазёры», «Мишкина каша», «Телефон», «Автомобиль», «Витя Малеев в школе и дома», окунулись в сказочную атмосферу жизни Цветочного города, участвовали в конкурсах, викторинах по рассказам писателя, просмотрели отрывки из мультфильмов. Встреча прошла весело и интересно. В этот знаменательный день в Трубинской сельской модельной библиотеке собрались дошкольники и учащиеся младших классов, чтобы совершить увлекательное путешествие по книгам этого замечательного детского писателя.
В ходе путешествия дети знакомились с многочисленными рассказами Носова о мальчишках и девчонках - таких же, как и они, непоседах, изобретателях и фантазёрах, побывали в Цветочном городе и вспомнили имена и профессии его жителей-коротышек из романа-сказки «Приключение Незнайки и его друзей», попробовали себя в роли поэтов игра «Подбери рифму». Огромный успех у зрителей имела инсценировка отрывка из книги Н. Носова «Незнайка-поэт», подготовленная режиссёром Трубинского Дома культуры и руководителем детского театрального коллектива «Фантазёры» Жанной Мазовой.
Они вжились в роли Павлика и Стасика и очень артистично их сыграли. Дружными аплодисментами провожали зрители маленьких артистов. Библиотекарь сделала обзор книжной выставки «Весёлая страна Николая Носова».
В завершение мероприятия все дружно спели песню на стихи Н. Носова «В траве сидел кузнечик» и посмотрели любимый мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса», снятый по одноимённому рассказу любимого детского писателя. В ходе мероприятия библиотекарь рассказала о жизни и творчестве Николая Николаевича Носова, о том, какой большой и нелегкий путь прошел этот человек, прежде чем стал писателем.
Вознаграждение в номинации: 1 500 000 рублей Номинация Лучшая иллюстрированная книга для детей и подростков На соискание Национальной премии в Номинации в качестве кандидата может быть представлен как один Художник-иллюстратор, так и несколько Художников-иллюстраторов, создавших произведение в соавторстве. Кандидат должен иметь опубликованные написанные на русском языке иллюстрированные книги любого жанра и любого объема для детей и подростков. Вознаграждение в номинации: 1 500 000 рублей Номинация Лучший издательский проект для детей и подростков На соискание Национальной премии в Номинации в качестве кандидатов выдвигаются Издательства. В Номинации «Лучший издательский проект для детей и подростков» книга рассматривается как единое целостное произведение, результат совместной работы писателя или писателей, художника-иллюстратора или художников-иллюстраторов, дизайнера книги и Издательства. Вознаграждение в номинации: 1 500 000 рублей Премиальный сезон 2024 с 15 апреля по 30 июня Приём заявок на соискание премий 1 августа.
Яркие иллюстрации и понятная инфографика смогут объяснить ребенку даже самые сложные явления из физики, химии и робототехники. Есть ли жизнь где-то кроме Земли? Можно ли открыть новые химические элементы? Почему кошки мурлычут? Сколько может прожить человек? Почему мы видим сны? На многие вопросы у науки пока нет точного ответа, но, может быть, именно ваш ребенок совершит удивительное открытие, которое изменит мир. А книга поможет узнать как можно больше о космосе и жизни на Земле. Крупные наглядные иллюстрации и понятное изложение. Из чего состоят кости? Какой орган в человеческом теле самый сложный? От чего зависит цвет кожи человека? Энциклопедия поможет ребенку найти ответы на вопросы о человеческом организме и понять, как он работает.
Поддержка интереса к русскому языку среди детей из билингвистических семей. Повышение интереса к литературе у детей и юношества. Повышение уровня грамотности соотечественников. Расширение читательского кругозора детей. Развитие у детей навыков адекватного восприятия печатной информации. Возрождение традиций семейного чтения. Поиск и поддержка талантливых детей. Учредитель и организатор Конкурса — Фонд «Живая классика» далее — Организатор. Руководство организацией и проведением конкурса осуществляет организационный комитет далее — Оргкомитет , формируемый из представителей Министерства просвещения Российской Федерации, Россотрудничества, Роспечати, Фонда «Русский мир», Фонда «Живая классика», деятелей культуры и искусства, преподавателей русского языка и литературы. Руководство организацией и проведением конкурса в странах осуществляют национальные кураторы: представители Россотрудничества, общественные деятели, учителя русского языка и литературы, педагогические работники системы дополнительного образования, сотрудники библиотек. При необходимости национальный куратор может самостоятельно назначать региональных и школьных кураторов конкурса в своей стране. Национальные кураторы конкурса назначаются и утверждаются международным куратором конкурса см. Без регистрации на сайте и согласования своей кандидатуры с международным куратором конкурса должность национального куратора считается недействительной. Национальный куратор должен создать в социальных сетях Facebook, VKontaktе группу конкурса своей страны и прислать по e-mail ссылку на группу международному куратору конкурса см. Национальный куратор должен публиковать не менее четырех постов в месяц. Национальные кураторы утверждают жюри конкурса в странах. В составе жюри должно быть 3-7 человек. В жюри должны входить писатели, актеры, режиссеры, литературоведы, общественные деятели, деятели культуры и искусства, преподаватели литературы и русского языка, представители Россотрудничества. Председатель жюри конкурса должен меняться каждый год. Один и тот же председатель жюри не может быть избран дважды. Состав жюри национального финала согласовывается с международным куратором конкурса не менее, чем за две недели до его проведения.
Список книг современных авторов для детей
У нас в целом - рост. Не менялись - графические романы. Упали - книжки-картинки, малышовые и для младших школьников, а также ряд переводных изданий для подростков. Директор одного из старейших детских издательств нашей страны "Росмэн" Борис Кузнецов тоже не паникует: "В целом ситуация со спросом на детские и подростковые книги сейчас стабильная, нет взлетов, но нет и падений.
То же самое могу сказать и о продажах на книжном фестивале "Красная площадь": они примерное такие же, как и в прошлом году". Компетентно Некоторые издатели все же беспокоятся о спаде интереса к детской книге, несмотря на рост продаж в рамках "Красной площади". Департамент "Планета детства" много лет развивает отечественную детскую литературу, работает с крупнейшими российскими классиками, ведущими иллюстраторами, создает и продвигает бренды для развития и развлечения детей.
Но для того, чтобы удерживать прежний уровень спроса на детские книги, нужно больше внимания уделять новым детским проектам не только в книгах, но и в медийном пространстве, снимать детское кино и анимацию. Редакции открыты к сотрудничеству с новыми талантами, с детскими авторами и художниками, врачами, психологами и учителями, школами, творческими детьми и блогерами.
Детская литература помогает находить слова для описания всего на свете, особенно нового, непонятного, сложного. Подростковая литература поддерживает молодых людей в их самоопределении, в трудных ситуациях. Не предлагат им стерильный мир, а честно рассказывает о его трудностях, помогает понимать мотивы поступков и делать собственный выбор. Поэзия Артура Гиваргизова, Михаила Яснова, Григория Кружкова, Марины Бородицкой, Алексея Олейникова раскрывает для детей возможности современного языка, приглашает к эксперименту, вовлекает в наблюдения. Современные сказки, лирические зарисовки — отвечают потребности молодого человека наблюдать и любоваться миром вокруг.
Детская и подростковая литература — это быть проводник в мир чувств, творчества, игры и искусства: это первые поэтические опыты, внутренняя работа с образом, вербальным и визуальным. Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости. Подписаться О новых трендах И хотя цель детской литературы десятилетиями остается прежней, мир меняется, а с ним быт, правила человеческих отношений и наше представление о них. Поэтому возникают новые тренды развития новейшей детской литературы. Во-первых, это инклюзия. Не тема инвалидности или инаковости, а именно идея инклюзии — включенности самых разных людей в социальные отношения.
Современные произведения на эту тему «предлагают» читателю новую модель поведения.
Ребята ознакомились с новинками от современных детских писателей, имеющимися в библиотеке, а также в игровой форме вспомнили всеми известные произведения: угадывали героя по описанию, выбирали третьего лишнего, выполняли множество других интересных заданий. В завершение каждый рассказал о своей любимой книге.
Напомним, в Рузском городском округе успешно реализуется муниципальная программа по развитию услуг в сфере культуры и туризма.
Книга должна быть написана просто и увлекательно, пробуждая интерес юного читателя буквально с первых строк. Тем не менее, сегодня есть немало детских книг, которые не оставят равнодушными не только детей, но и их родителей. Сказки, повести или фантастические рассказы детских писателей вполне достойны того, чтобы занять почётное место на книжной полке. Анастасия Орлова Анастасия Орлова.
Поначалу она писала только стихи для своих малышей, после стала собирать их в книги. Стихи её легко заучиваются детьми, а прозаическая книга «Это грузовик, а это прицеп» стала любимой сказкой для многих малышей. Рассказ может кому-то показаться примитивным, но дети воспринимают его с первого слога. При этом для малышей в книге дозированно подается обучающий материал в увлекательной форме. Русе Лагеркранц Русе Лагеркранц.
К сожалению, на русский язык переведены всего несколько её книг, однако они и заслуживают самого пристального внимания читателя. Она ведет тетрадку, в которую записывает все счастливые события своей жизни и с удивлением узнает о том, что каждый день можно прожить не только легко и радостно, но и огорчиться из-за пустяка или чего-то очень серьёзного. Андрей Усачёв Андрей Усачёв. Книгу «Волшебное дерево» издатели прозвали сборником засыпательных историй, а дети любят читать их на ночь.
ЖИВАЯ КЛАССИКА
- Анонс литературных произведений для детей.
- Лучшие новые книги для детей в 2023 году
- Эксмодетство
- Воспитание детей на примерах произведений К.Д. Ушинского
- "Побег садовых гномов" - новинка от финского автора
Главные новости
- Валерий Кирюнин прочитал детям произведения В. Астафьева в областной библиотеке • Культура 38
- Детская литература
- О цели детской литературы
- Новейшая детская литература: о чем она и для кого
- Национальная премия в области детской и подростковой литературы
Обязательно к прочтению: лучшие детские книги 2022 года
Вопрос довольно сложный, но ребята подготовительной группы детского сада дают правильный ответ — это ученый, который изучает птиц. Они умудряются издавать неповторимые звуки клювом, крылышками и даже хвостом. С ночи начала петь в озере лягушка. Она раздувает пузыри ушами и квакает. Аист услышал и подумал, что тоже хочет петь: запрокидывает голову и щелкает клювом. К аисту присоединилась выпь. Она опускает клюв в озеро, набирает воды и дует. Идет громкий гул, словно бык проревел. Дятел стучит клювом по дереву, получается почти барабанная дробь. Бекас поет хвостом, там тонкие, узкие перышки, ветер их перебирает, и с земли слышно, что в вышине барашек запел, заблеял. Вот такие чудеса!
Весенний лес наполнен звуками пробуждающейся жизни. Анна Владимировна включает видеозапись «Голоса птиц в лесу», и дети угадывают, какая птица сейчас поет. Ребята закрывают глаза, прислушиваются и определяют — вот ухнула сова, прокаркала ворона, рассыпался трелью соловей. Встреча получилась содержательная.
Дальше обычно добавляют: не просто «какие-то там книги», а «качественную литературу». Видите, как все сложно? Ведь родители сами дали ребенку планшет, сами его подсадили на игры. И сами в присутствии ребенка то и дело зависают в гаджетах. Так что надо эту «жалобную последовательность» перевернуть: ребенок не читает, поэтому и сидит, уткнувшись в планшет. Планшет — не конкурент книги. Это способ себя развлекать. Простое ограничение в использовании планшета автоматически не приведет к тому, что ребенок полюбит читать. Поэтому, накладывая ограничения на использование планшета, надо предлагать ребенку альтернативы, которые будут ему интересны. Сразу скажу: это очень непросто. Чтение должно присутствовать в опыте ребенка. А еще для развития потребности в литературе нужно водить ребенка в театр. Театр — искусство, во многом построенное на речи. В кино важнее всего визуальность, а вот в театре обязательно придется вслушиваться в речь. Бывают паузы в чтении, когда человек эмоционально слишком напряжен и избегает читать, потому что это дополнительная эмоциональная нагрузка. Бывает, что подросток проходит стадию гиперобщения и ему интереснее быть в кругу сверстников. Он может вернуться к книгам позже. Знаете, это счастье, когда подросток соглашается слушать родительское чтение. Придется признать, что мы боремся за детское чтение. Но эту борьбу нельзя вести агрессивно. Мне казалось важным рассказать, почему нужно читать детям и как это делать, когда начинать, какие книги выбирать. И, главное, хотелось пропагандировать чтение вслух — то, за счет чего строится общение взрослого с ребенком вокруг книги. Не успел «Папмамбук» начать свою жизнь, а нас уже стали спрашивать: что же с подростками и подростковым чтением? Я задумалась. Ведь подростковое чтение сильно отличается от чтения с маленькими детьми, на которое мы делали акцент. Мне казалось, что было бы правильно, если бы про подростковую литературу у нас писали сами подростки. Все дети-подростки наших знакомых долго не выдерживали, даже если они любили читать. Как тут удержать, как заинтересовать подростков в качестве авторов? Я стала разговаривать с подростками: а что, если мы устроим конкурс?
В России детская литература начала зарождаться в тот же период. Пушкин, С. Аксаков, А. Шишков, А. Погорельский и другие. Самый большой скачок русская детская литература сделала во времена Советского Союза, именно тогда создавали свои произведения А.
В финальной части автор забрасывает коротышек на Луну, где господствуют бесчеловечные капиталистические порядки. Перемещаясь из города в город, а затем и на другое небесное тело, меняется и главный герой: в первой части Незнайка — обаятельный малый без царя в голове, который вечно берётся за дело, к которому не способен. В финале же трилогии он предстаёт кем-то вроде мудрого простеца, чей наивно-гуманистический взгляд показывает всю противоестественность лунных порядков — полицейского насилия, биржевых спекуляций и эксплуатации коротышки коротышкой. Впрочем, разворачивая перед нами сложно устроенные миры — анти- и просто утопические, — Носов всё равно остаётся мастером коротких скетчей вроде сцены, где коротышки смотрят на портреты, нарисованные Незнайкой и даже имён собственных. Можно и даже очень легко забыть, как устроена система транспорта в Солнечном городе или перипетии торговли акциями лунного «Общества гигантских растений», но имена Винтика и Шпунтика, Селёдочки и Фуксии, доктора Пилюлькина и архитектора Вертибутылкина, Крабса, Спрутса, Жулио и Скуперфильда западают в память. Самуил Маршак. О глупом мышонке. Детгиз, 1942 год Самуил Маршак. Стихотворения 1923—1964 Наряду с Чуковским Маршак — главная фигура в русской детской литературе XX века: он был и блестящим организатором, и выдающимся автором, подошедшим к детской поэзии не как к побочной деятельности, а как к подлинному, высокому и ответственному искусству. Перед тем как прийти в детскую литературу, Маршак много лет занимался переводами — в том числе английских детских стихов, повлиявших на его собственную поэтику. Ещё один источник влияния — русский фольклор: например, «Сказка о глупом мышонке» с неожиданно макабрическим концом — отзвук народных колыбельных, где кота зовут «нашу детку покачать» за кувшин молока и кусок пирога. Чтобы реформировать детскую поэзию, Маршаку понадобился, как писал в 1951 году Твардовский, «особый склад дарования и отчасти педагогического мышления». Педагогический посыл в его стихах, как правило, даётся в развлекательной форме, за счёт комического преувеличения — как, например, в стихотворениях «Вот какой рассеянный» или «Мастер-ломастер». Очень важно искусство обращения с формой. Так, в «Багаже» путешествующая дама пересчитывает свой многочисленный и даже неправдоподобный багаж «Диван, чемодан, саквояж... Маршак — виртуоз версификации, но «взрослыми» выразительными средствами — эпитетами, метафорами — распоряжается очень экономно. Стихи не теряют от этого в изяществе и концентрации мысли: Маршак считал главными качествами детской литературы «действие, игру и воображение». Выразительные примеры — стихи для совсем детей, трёх-четырёх лет, — «Детки в клетке» и «Цирк»: По проволоке дама Идёт, как телеграмма. Эти строки, вызвавшие восторг Маяковского, возмутили педантов своей алогичностью: дама-канатоходец идёт по проводу совсем в ином смысле, чем телеграмма. Однако именно такое сравнение мог бы сделать в цирке ребёнок, слышавший от взрослых, что телеграммы «идут по проволоке». Маршак умеет применять «детскую оптику», становиться на место ребёнка, особенно совсем маленького. Например, в стихотворении «Большой карман» он с увлечением перечисляет всякую всячину, которой детсадовец Ваня этот карман набивает. Никто не поучает его, что нехорошо носить в кармане гвозди, наливать туда молоко или пытаться запихнуть игрушечный барабан. Ребёнок сам увидит, что карман промокнет и порвётся. Александр Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Издательство Academia, 1937 год Александр Пушкин. Сказки 1830—1834 Сказки Пушкина всегда издаются одним циклом в детские издания не включаются «Жених» и неоконченная «Сказка о медведихе» , но на самом деле они очень разные и по форме, и по источникам, и по языку. Например, «Сказка о попе» написана народным раёшным стихом, а «Сказка о рыбаке и рыбке» по звучанию напоминает былину или поэтическое сказание собственно, она изначально предназначалась для «Песен западных славян» Псевдофольклорный цикл Александра Пушкина, написанный в 1834 году. Одиннадцать из шестнадцати стихотворений основаны на книге-мистификации Проспера Мериме «Гусли, или Сборник иллирийских песен, записанных в Далмации, Боснии, Хорватии и Герцеговине» 1827 , написанной в прозе; ещё несколько стихов интерпретируют сербские басни Вука Караджича. Выступая в роли автора и переводчика, Пушкин стилизует все стихотворения «вольным размером народного склада» и создаёт новый фольклор. Сказка для Пушкина — пространство эксперимента и дань собственному детству, когда он слушал истории своей няни Арины Родионовны. Современная Пушкину критика его сказок по большей части не оценила, видя в них иссякание таланта; только через несколько десятилетий после смерти Пушкина к ним начали относиться как к шедеврам, и они заняли своё место в пантеоне детского чтения. Для детей они стали связью с народной речью прошлого и с фольклорной традицией. Благодаря Пушкину читатели узнают, что такое оброк и полба, столбовая дворянка и чупрун. Но ещё важнее, что в сказках Пушкина дети впервые встречаются с его поэзией, её полновластным звучанием. Литературоведы находят в сказках Пушкина множество тонких отсылок и намёков, — вероятно, они были ясны образованным читателям, встречавшим пушкинские новинки во взрослом журнале «Библиотека для чтения». Ребёнку важнее радоваться, что слуги Салтана опять не поймали хитрого Гвидона, превратившегося в комара, или подмечать, что всякий раз, когда старик приходит просить у рыбки выполнить новое желание старухи, море становится всё более неспокойным и грозным. Лев Кассиль. Кондуит и Швамбрания. Детиздат, 1935 год Лев Кассиль. Кондуит и Швамбрания 1928—1931 «Кондуит» и «Швамбрания» — две повести Льва Кассиля о жизни гимназистов в России 1917—1919 годов, в издании 1935 года объединённые в цельное произведение. Два брата, Лёля и Ося, дети либерального доктора из волжского города Покровска, играют в воображаемую страну всеобщего благоденствия — Швамбранию, наделяют её историей, размещают на материке в форме зуба, населяют героями с красивыми именами, взятыми из любимых книг или рекламы пилюль от запора. Для старшего — Лёли, чьим прототипом был сам автор, — эта игра становится отдушиной от гимназической зубрёжки «от сих до сих» и учителей, заносящих малейшую провинность учеников в зловещий Кондуит. Для младшего, Оси, это праздник словотворчества: вулкан, например, назван им извергом, поскольку извергается. Со временем в воображаемую страну начинает вторгаться реальность: Первая мировая война, погромы, Февральская революция и, наконец, Октябрьская революция 1917 года, после которой советская Россия как бы сама становится Швамбранией и необходимость в игре отпадает вместе с «закостенелым укладом старой семьи и общества». Вероятно, благодаря этому книга ничего не потеряла за годы, проведённые в опале: в 1937 году брат писателя Иосиф Кассиль — прототип Оськи — был репрессирован, «Кондуит и Швамбрания» были сильно отредактированы в частности, сокращены были упоминания «еврейского вопроса» и надолго перестали издаваться, хотя дальнейшая литературная карьера самого Льва Кассиля сложилась очень удачно. Целиком книга была переиздана в Москве в 1959 году. Даниил Хармс. Тигр на улице. Издательство «Лицей», 1992 год Даниил Хармс. Стихотворения 1928—1941 Хармс обратился к детской литературе в 1927 году, когда круг обэриутов начал сотрудничество с проектами Самуила Маршака.