Известного писателя Юрия Бондарева похоронят 2 апреля на Троекуровском кладбище в Москве.
НЕ СТАЛО ЮРИЯ ВАСИЛЬЕВИЧА БОНДАРЕВА. Некролог
Юрий Васильевич Бондарев — советский писатель, публицист, сценарист, является членом Союза писателей, занимался общественной деятельность, участник Великой отечественной войны. Юрий Бондарев участвовал в боях под Сталинградом, форсировал Днепр и освобождал Киев, был несколько раз ранен. По сообщению информационного агентства «ИТАР-ТАСС» 29 марта на 97-ом году ушел из жизни Юрий Васильевич Бондарев, советский и российский писатель, общественный деятель и ветеран Великой Отечественной войны. Эту печальную новость подтвердила его супруга. Писатели-лауреаты Юрий Бондарев (справа) и Валентин Распутин беседуют в Свердловском зале Кремля на вручении Государственной премии 1977 года деятелям литературы и искусства. Писатель-фронтовик Юрий Бондарев скончался в воскресенье в Москве на 97-м году жизни.
Просветительский онлайн-проект «Они прошли по той войне. Писатели-фронтовики»: Юрий Бондарев
Юрий Васильевич Бондарев – старейший советский писатель. Я давно уже решил предложить мыслящему аспиранту научную тему для дипломной работы – «Юрий Бондарев – публицист». В Москве в возрасте 96 лет скончался советский писатель-фронтовик Юрий Бондарев. Командир минометного расчета под Сталинградом, Бондарев был представителем той самой «лейтенантской прозы», автором, который писал правду о войне. Ведь, кроме того, Юрий Васильевич Бондарев стал в определённом смысле символом непоколебимой гражданской позиции, что колоссально подняло его авторитет в глазах большей части российского общества.
Юрий Бондарев
В 1994 году публично отказался принять орден Дружбы народов по случаю своего 70-летия от Ельцина. Свою позицию он выразил в телеграмме на имя президента России, в которой указал: "Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны". Казалось бы, это должен был быть государственный праздник, государственная дата. Но - нет. Ни торжеств, ни памятника, ни мемориальной доски, ни традиционного концерта на Первом канале. Ни по одному телеканалу не покажут даже фильмов по его произведениям - ни 1, ни Россия. Даже Звезда - нет. Простите, Юрий Васильевич.
Мы - помним.
А власть всячески поддерживает швыдких и мединских, ставя таких, как Бондарев, в положение изгоев. Нагляднее всего, пожалуй, проявляется это в отношении к голосу советских людей, в том числе ветеранов. Поливая для видимости заслуженных бойцов и тружеников словесным елеем, их просто не слышат. Даже в особый для них год — 75-летия Великой Победы. В очерке «Призвание и честь Юрия Бондарева» «Правда» за 15—18 мая с. Но повторюсь: сам он больше всего страдал не от личной обиды, а от чудовищной несправедливости по отношению ко всему поколению победителей. Вот хотя бы очень актуальное на сегодня.
Сколько обращений от ветеранов прозвучало и было напечатано, чтобы прекратила власть в дни военных парадов на Красной площади, посвящённых Великой Победе, позорно маскировать ленинский Мавзолей! А результат? Позволю себе ещё раз привести фрагмент из последних размышлений Ю. Бондарева об этом: «Тщательно скрывают от глаз людских одну из главных для нас святынь — Мавзолей Владимира Ильича Ленина. А это же не только дорогой нашему сердцу памятник великой Советской эпохи, но и выдающийся участник Великой Отечественной войны. Мы-то помним и хотим, чтобы помнили в веках, что именно с трибуны ленинского Мавзолея наш Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин произнёс свою вдохновляющую историческую речь на параде 1941 года, посвящённом годовщине Великого Октября. А на Параде Победы в 1945-м именно к подножию Мавзолея были брошены поверженные фашистские штандарты. Кульминационный символ нашего торжества! И что же, теперь хотят вычеркнуть память об этом?
Ленин стал создателем Красной Армии, в рядах которой мы сражались, и его образ был на наших красных гвардейских знамёнах. Ленин основал Советское государство и невиданную прежде цивилизацию, открывшую справедливый путь всему человечеству. За этот строй жизни прежде всего мы воевали и во имя этого победили. Советский Союз победил. Созданный Лениным и Сталиным. А ныне правителям хочется, чтобы мы, ветераны, от Ленина и Сталина отреклись, чтобы возлюбили Горбачёва и Ельцина. Но ведь одни создавали Советский Союз, а другие его уничтожили, реализовав цель Гитлера. Неужели не ясно, чем продиктован наш выбор? Лично я ни за что не могу ему изменить».
Есть различие между символами Победы и предательства Допускаю, что кто-нибудь, прочитав данный текст до этого места, может сказать примерно следующее. Ну тут же в основном про символы: Мавзолей Ленина, Сталин на его трибуне, Красное знамя... Надо ли значение символики так уж преувеличивать? Уверен в другом: недопустимо преуменьшать! Ибо в ней, в символике, концентрированно выражается многое, а прежде всего — идеология и время. Кстати, прячущие Мавзолей и не допускающие Красное знамя понимают их значение отнюдь не хуже меня. Потому и прячут. Потому и не допускают. Со Знаменем Победы им особенно не повезло.
Режет глаз красное. Действует, словно на разъярённых быков. Но ведь не перекрасишь! Попытались переиначить, содрав серп и молот, да протест активный тогда подействовал.
Летом 1941 года комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом была эвакуация в Казахстан, куда Юрий добирался один, догоняя уехавших родителей. Столичному школьнику пришлось скирдовать, накладывать сено на арбу, о чем писателем вспоминал в рассказе «Быки».
Потом Бондарев стал забойщиком и откатчиком на одной из шахт в Актюбинской области. В августе 1942 года Бондарева призвали в армию и направили во 2-е Бердичевское пехотное училище, эвакуированное в город Актюбинск. Через два с небольшим месяца обучения Бондарев попал в военно-формировочные лагеря под Тамбовом, а оттуда — в составе 2-й гвардейской армии генерала Малиновского — на Сталинградский фронт. Стремительным маршем армия двинулась к рубежу реки Мышковы. Сержант Бондарев принял здесь свой первый и страшный бой в качестве командира минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Получив ранение, пролежал несколько часов на тридцатиградусном морозе. Обмороженного, его отвезли в медсанбат, оттуда — в полевой госпиталь в Куйбышевской области.
Из госпиталя Юрий Бондарев выписался в апреле 1943 года. Потом был 1-й Украинский фронт. Бондарев служил командиром противотанкового орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева. В боях за Житомир получил второе ранение и был направлен в госпиталь в Киевской области. Выйдя из госпиталя в январе 1944 года, старший сержант Бондарев воевал в рядах 121-й краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре того же года Бондарев был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии.
Здесь он встретил День Победы. Окончив училище в декабре 1945 года, младший лейтенант Бондарев был демобилизован по ранениям и вернулся домой, в родное Замоскворечье. Еще курсантом военного училища он начал писать.
Неизменно восхищаюсь вашим острым, высокогражданственным пером пламенного публициста — патриота. Далеко не каждый нынче решится на столь смелую, принципиальную, бескомпромиссную позицию по отношению к прозападно — космополитическим узурпаторам несчастной России!.. Тем сильнее Ваше доброе, вдохновляющее влияние на честных русских сограждан.
Не нахожу слов от возмущения поведением Виктора Астафьева: ведь фронтовик же, подлинно русский талант — и вот так легко поддакивает отъявленным либералам — русофобам… Неужто не понимает, откуда ветер дует?.. Понимает, конечно, но творит нечто несуразное, обвиняя всех и вся в трагедии Великой Отечественной войны, в «лишних» жертвах с советской стороны и «напрасно» пролитой крови, и пр. Из «Нашего современника» до сих пор нет ни слова относительно моей статьи о «Непротивлении». Посылаю тверскую областную газету с небольшой моей рецензией на книгу воспоминаний о Валентине Пикуле, написанной его супругой Антониной Ильиничной. Знаю, что к исторической романистике Валентина Савича Вы относитесь доброжелательно, в отличие от замшелых русоненавистников, навешивающих ему тьму грязных, оскорбительных ярлыков. Мне довелось видеть фото, на котором Вы с Валентином Савичем за дружеской беседой.
Всего Вам наилучшего! Сердечно, Владимир Юдин. По Вашему отзыву на дипломную работу Орловой я понял, что Вы одинаково серьёзно относитесь к литературе и к своим ученикам. В наше растрёпанное время это качество не так уж часто встречается в среде теоретиков, махнувших на нашу «прагматическую молодёжь» рукой. Если разрешите, позволю одно замечание. Всё-таки я написал тетралогию: «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение».
Роман этот наиболее резок в смысле социальном и философском. Интересно, почему он выпал из поля зрения Натальи Орловой? Не поймите, ради Бога, моё замечание за упрёк. В Москве у нас идут дожди, я же сижу на даче под пасмурным небом и пишу «Мгновения», где присутствует нечто иррациональное, как в нашей сверхфантастической жизни. Прекрасно Вами сказано: «В. Пикуль — буян в литературе»!
В самом деле — ведь с Пикуля началось нечто новое, свежее, непривычное в исторической литературе. Он кое-что поломал и кое-что смело построил. Вы хорошо сделали, что написали статью о книге Антонины Ильиничны супруги писателя В. Книга её стоит доброго слова. Несколько дней назад разговаривал по телефону с А. Ивановым — и он сказал, что Ваша статья пойдёт у них, в «Молодой гвардии».
О «Нашем современнике» забудьте. Здесь дело не только в отсутствии внимания к автору статьи. С этим журналом что-то случилось… У меня, к примеру, нет желания печататься у них. Как-нибудь я всё-таки заеду к Вам в Тверь. Всяческого Вам добра, дорогой Владимир Александрович! Юрий Бондарев.
Сердечно благодарю Вас за письмо от 23 июля 1996 г.! Всецело разделяю Ваше мнение, что «Берег», «Выбор», «Игра» и «Искушение» - это т е т р а л о г и я, то есть единый цикл романных повествований, объединённых общим пафосом патриотизма, высокой гражданственности, глубинным выражением выстраданного чувства Родины, а также общими принципами художественно-философской реализации, благодаря чему эти прекрасные творения стали классическими. Полагаю, что и роман «Непротивление» объективно встроен в этот ряд произведений по тем же творческим принципам. Ваши слова, что Вы «вытащили на свет Божий главные наши болезни…», станут для меня ориентиром в понимании социально-философской сущности романа. Тут и чеховская лапидарность, и толстовская психологическая утончённость, и некая расшифровка социально-нравственного поведения сограждан в годину смуты и разврата, что безжалостно свалились на нашу Родину, а главное — Ваше необычайное умение выразить короткими штрихами трудные судьбы людей, нации, нашего многострадального Отечества… Судьбинность — вот, очевидно, ключевая отличительная особенность «Мгновений», этих философских мозаик, будто «списанных» с живой действительности… Мне пришла в голову мысль, что надо активно приобщить своих студентов и начинающих учёных к написанию дипломных работ и диссертаций по «Мгновениям», ведь именно русская литература в большей степени, нежели что-либо другое из искусства, формирует у молодёжи неизбывное патриотическое чувство. Пока есть в нашем Отечестве такие могучие, несгибаемые, не подвластные социальной конъюнктуре творцы пера, как Вы, Юрий Васильевич, русская литература, русский патриотический дух не оскудеет и не иссякнет.
Опять с большим интересом прочитал Вашу статью «Русофобия на марше». Тяжелейшие времена мы переживаем — и не завтра они кончатся… Демократическим ничтожествам, в том числе и русского происхождения, дана полная свобода испохабить, испакостить, унизить, разрушить нашу литературу, растлить души молодёжи, что, кстати, кое - в чём им удалось — этот рассчитанный и просчитанный на Западе духовный и не только разврат распространяется по России с надеждой обрести дебилов, тупоголовых рабов и роботов. Напишите, пожалуйста, чем живут сейчас студенты, с которыми Вы имеете дело? Вышло несколько книг «Мгновений», но в каждой они не полностью. Задумываюсь — что Вам прислать? Всяческих Вам удач и благ!
Сердечно тронут Вашим вниманием! С радостью воспринял сообщение о намерении «Молодой гвардии» напечатать мою статью о «Непротивлении». Статья не Бог весть как удалась, но всё-таки поможет в какой-то мере читателю разобраться в сложных нравственно-философских коллизиях романа, шире привлечь внимание к произведению. После трёхнедельной поездки на Кубань — свою малую Родину и на Украину в г. Запорожье похоронена моя мать я только что вернулся в Тверь. Настроение от поездок архискверное, самое безотрадное.
Сельское хозяйство запущено, разворовано нынешними нуворишами, поля зарастают, не обрабатываются. Тяжёлая промышленность останавливается, рабочих отправляют в вынужденные отпуска. Мой коллега — профессор Запорожского института жаловался: ему платят 20 «лимонов», то есть около 600 тыс. Но народ терпит, зомбирован пропагандой, если не считать крупную забастовку донецких шахтёров. Но долго так властям не удастся удержать народ, никакие побасенки о «прелестях» суверенизации Незалежной не успокоят и не помогут… Абсолютное большинство украинцев и русских, проживающих на Украине, за воссоединение с Россией. Собираюсь написать репортаж о поездке, вроде того, что писал в своей статье, опубликованной в «Советской России».
На Украине воочию наблюдал, как люди с трепетным волнением и со слезами на глазах смотрели по ОРТ киноэпопею «Освобождение» - этот телеканал там принимают. Какой же прекрасный кинофильм создали Вы, Юрий Васильевич, с кинематографистами!.. Подлинно художественный документ истории. Крепкого здоровья и благополучия! Владимир Юдин. В вашей статье и письме Вы добавили острейшие детали, доказывающие повальное поглупление и деградацию милых «хохлов» и «кацапов».
Куда идём все мы?.. Связь с Украиной, теснейшая прежде, у меня прервалась. Мои переводчики а там переведены все мои вещи боятся, как я понял, звонить по телефону, даже письма писать — всё прослушивается и просматривается. Словом — в весёлые времена живём мы, Владимир Александрович, времена, которые представить невозможно было, но политика «плюралистов» - девка по панелям гуляющая, ногами и глазками играющая, в ожидании купюры в потной ладони. Что ж, будем жить и исполнять свои обязанности. Искренне, Юрий Бондарев.
Полученные мной от Вас письма боли, печали и гнева — так мне хочется их назвать — пополнились очередным, столь же метким, скорбным, хлёстким и метафорически ярким. Письма Ваши — жесткий, бескомпромиссный документ — приговор циничным перевёртышам, глумящимся над мало что берущим в толк народом… Я часто оперирую в работе вашей публицистикой, к примеру, статьёй «Куда идёшь, Россия? Россия», 14 июня, 96 г. Социально-духовный хаос сотворили, нацию добивают при молчаливо — пассивной, угрюмо-терпеливой отрешённости народа от всего и вся… Но как при этом ведут себя иные наши — подлинно ли наши?.. Как безобразно, мелочно и гадко они продаются западным покровителям!.. Предают друг дружку с каким-то дьявольским сладострастием за кусок хлеба с маслом, за жалкую должностишку и пр.
Черпаю, Юрий Васильевич, из ваших писем великую духоподъёмность, вдохновляющую непримиримость. Посылаю Вам газету с выступлением побывавшего у нас в Твери Солженицына. Выступал он в областной библиотеке с горделивым видом мудрого пророка Моисея. Говорил, казалось бы, правильные вещи — о трудной исторической судьбе России, о многострадальном народе, но при этом разжигая себя каким-то фальшивым экстазом, оставаясь в душе, как мне показалось, равнодушным, холодным и злобным и по отношению к России, и к русскому народу… Очень не понравились его острые буравчики маленьких, бегающих туда-сюда, колючих глаз. Слушал его и думал, о чём «Советская Россия» писала ещё 3 — 4 года назад: где ж Вы, наш «пророк», были со своей мудростью тогда, в октябре 1993-го, когда в Москве жестоко расстреливали мирных людей в упор из танков и карабинов?.. Я позволил себе принародно не согласиться с «пророком» по принципиально важному вопросу — о п о к а я н и и.
Солженицын перед тем долго разглагольствовал о некоем всеобщем покаянии, мол, все мы повинны в собственной беде, только в разной степени… Я возразил: многострадальному народу России не в чем и не перед кем каяться. В чём, скажите, каяться, к примеру, доблестным участникам Великой Отечественной войны?! Пусть кается тот, кто бросил и продолжает бросать Россию в пропасть. Попалась мне недавно на глаза статья публициста Кара - Мурзы в «Сов. По-моему, очень верно там сказано: «Я лично думаю, что надо честно сказать людям: так хорошо жить, как во время послесталинского советского социализма, большинство наших граждан не будет очень долго и, возможно, никогда. Советский социализм в целом был уникальной, чудесным образом достигнутой точкой во всём пространстве социально-экономических ситуаций.
Сейчас даже трудно объяснить, как нас занесло в эту точку — настолько маловероятно в неё было попасть. Сегодня, видя, насколько слаб, податлив и греховен человек, как легко его соблазнить бусами и побрякушками, как мы должны преклониться перед русским народом первой половины XX века. Он самоотверженно, на своих костях построил доброе, спокойное, экономное и щедрое общество. Хозяйство в нём было, в меру своего развития, необычайно, необъяснимо эффективным. Множество сил объединилось, чтобы нас с той точки столкнуть, и это удалось. Сойдя, мы сразу оказались в глубокой трясине, и нас засасывает всё глубже и глубже по всем показателям, и материальным, и духовным.
И даже нет гарантии, что мы вообще выберемся на какую-либо твёрдую кочку. Ничего же иного, подобного советскому укладу, нам не светит. Воз можно, для нас другой такой точки и нет…» Как живо перекликаются слова публициста с художественной тканью ваших романов, Юрий Васильевич!.. Ваше грустное письмо ещё раз подтвердило то, о чём я писал не раз, о чём думал в последние годы. Наш народ тяжко болен: к известным несурязностям его прибавился ещё один пункт: страсть к купюре, авось, царь — батюшка поможет и подбросит по доброте бескрайней миллиончики на красивую жизнь среди заграничных этикеток. Страшный вирус торгашества отравил души даже школьников: каждый второй хочет разбогатеть.
Знамя молодёжи — аполитичность. И это — самое противоестественное. Никогда в истории страна не была так развращена. Перевёртыши, предатели, садо — мазохиисты, ничтожества всех рангов переворачивают Россию вверх дном, патриоты заняты артикуляцией языка, разъединены пятой колонной, зубатовщиной и прочими радетелями на соломенных ножках. Однако впадать в отчаяние — грех великий. Ваша программа по русской литературе была написана мной в содружестве с крупным литературоведом России М.
Минокиным, предложена Министерству образования России - и отвергнута. Было бы полезно поговорить о ней на совете по русской литературе, где я председатель Международное сообщество писательских союзов , об этом следует подумать. К слову, в разделе «Литература 70-х — 80-х г. По-моему, вещи эти чрезвычайно слабые, наивные, опереточные… Всяческого Вам добра! Крепко жму руку! Очень польщён вашей похвалой в адрес нашей программы по русской литературе.
Профессор М. Минокин и я с удовольствием приняли бы участие в её обсуждении на Международном сообществе писательских союзов, как Вы советуете. Ваше мнение относительно книг Кондратьева и Васильева будет учтено, мы его вполне разделяем: художественный уровень их искусственно раздут либеральной критикой, а идейная несостоятельность очевидна. Наверное, Вам будет интересно узнать, как и чем живут провинциальные писатели. Посылаю нашу областную газету «Тверские ведомости». Было бы очень хорошо, если бы Вы переехали в Москву — предложение, которое Вам сделали, сверхсерьёзное.
Но как с жильём? Вы спрашиваете моего совета. Чрезвычайно рад был бы помочь Вам, но — увы — в этой области у меня нет никаких связей. Знаю только, что цены на квартиры немыслимо астрономические: 1 кв. Знаю ещё и то, что в Москве несколько контор по сдаче, обмену и покупке жилья. И, разумеется, связываться с ними надо лично, то есть коли Вы настроены решительно приехать надо в Москву и взяться за это дело со всей энергией.
Выступление Солженицына прочитал. Я не верю ни одному слову этого надутого и самовлюблённого «пророка», за фразами которого полная пустота или банальность именно банальность. Горького он «не ставит высоко». Ему ли судить о Горьком! Горький по сравнению с малоталантливым Солженицыным — титан, поднебесная величина!
Юрий Бондарев: Ну заплачь хоть, а? По мне заплачь!
Юрий Бондарев служил командиром минометного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии. Юрий Бондарев умер в возрасте 96 лет в Москве. Писатель-фронтовик, последний советский классик скончался в Москве в возрасте 96 лет. «Приношу глубокие соболезнования родным, близким Юрия Васильевича Бондарева. Юрий Васильевич — выдающийся писатель, фронтовик.
Памяти писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева
Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, воевал под Житомиром. Снова был ранен. Снова лежал в госпитале и снова оказался в строю. Воевал в 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией. В 1945 году окончил Чкаловское артиллерийское училище, был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям в звании младшего лейтенанта. Получил две медали «За отвагу». То есть в целом он прошел тот же военный путь, как многие его сверстники, не прятавшиеся от пуль и в меру сил приближавшие день Победы. Принципиальное же отличие Юрия Бондарева от других фронтовиков состояло в том, что он нашел язык для того, чтобы описать все, с чем столкнулся на фронте после войны он окончил Литературный институт, семинар К. И это была не глянцевая официозная героика победителей, а то, что назовут «окопной правдой» и «лейтенантской прозой»: отношения между бойцами, их ежедневный быт, привязанности и антипатии, маленькие человеческие подвиги, простительные и непростительные слабости.
Юрию не пришлось закончить в мирной обстановке даже среднюю школу — началась Великая Отечественная война. В 1941 году он вместе с другими комсомольцами был брошен на рытье окопов под Смоленском. А в 1942 году, едва окончив 10 классов, Юрий Бондарев попал на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище. Вскоре военное училище эвакуировали в казахский город Актюбинск ныне Актобе. Уже в октябре 1942 года курсантов прислали под Сталинград. Молодой Юрий Бондарев. Фото: ekogradmoscow. Был контужен в боях под Котельниковским, лежал в госпитале, затем служил командиром орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта. Участвовал в форсировании Днепра, освобождении Киева, боях за Житомир, где снова получил ранение. Юрий Бондарев был дважды кавалером медали "За отвагу". В составе советских наступающих частей Юрий Васильевич дошел до границы Чехословакии, оттуда был направлен в Чкаловское Оренбургское артиллерийское училище. Учёбу он завершил в декабре 1945 года, был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям в звании младшего лейтенанта. Того, что Юрий Бондарев увидел и пережил за два с небольшим года на фронте, хватило ему на создание литературных произведений в течение всей долгой жизни. После войны младший лейтенант Бондарев окончил Литературный институт имени А. Горького, семинар Константина Паустовского. Еще до окончания Литинститута, в 1949 году, Юрий Васильевич начал выступать в печати. Его первые рассказы выходили в журналах "Октябрь", "Смена" и "Огонёк". Забегая вперед: писательская карьера Юрия Васильевича строилась весьма успешно. С 1971 года он был первым заместителем председателя правления Союза писателей РСФСР, а в 1990 - 1994 годах являлся председателем Союза писателей России. Первый сборник рассказов под названием "На большой реке" вышел у Бондарева в 1953 году. Десять лет спустя, в 1963 году, Юрий Бондарев стал и членом Союза кинематографистов СССР, так как написал ряд сценариев для экранизации своих романов и повестей — а экранизировали их много и охотно. Кадр из фильма "Последние залпы". Фото: m. Самые известные произведения Юрия Васильевича — повести "Юность командиров", "Батальоны просят огня", "Последние залпы", "Родственники", романы "Горячий снег", "Тишина" по которому дважды ставились одноименные фильмы и ее продолжение "Двое", "Берег", "Выбор".
Окончил Литературный институт им. Горького 1951. Герой Социалистического Труда Награждён многими орденами и медалями. Начал печататься в 1949 г. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 г. По произведениям Ю. Бондарев - один из авторов сценария киноэпопеи «Освобождение».
И до последнего говорил: «Меня держит на земле литература! И ты должен быть счастлив, что она тебе дана. Эта обжигающая секунда. Именно секунда - говорю с высоты прожитого. Настоящее проявляется в поступках. Можно сколько угодно рассуждать на тему патриотизма, а можно делать что-то конкретное для своей страны. Нельзя предаваться унынию. Больше оптимизма! Обязательно ставить высокие цели и стремиться к их достижению. Все простить невозможно. И, наверное, не нужно. Ему было семь лет, когда семья перебралась в Москву. Отец Василий Васильевич, юрист, следователь, в 1949-м по ложному доносу получил восемь лет лагерей. Вернулся больным туберкулезом. Мама Клавдия Иосифовна - домохозяйка. Будущая жена писателя Валентина Никитична жила в Москве на соседней улице, училась вместе с младшей сестрой Бондарева. Поженились после войны, прожили вместе почти 70 лет. Дочери Елена Бондарева - преподаватель английского языка и Екатерина Бондарева - художница, иллюстрировала книги отца. Кстати, Юрий Васильевич и сам увлекался живописью. Внук Андрей Бондарев - дипломат. Есть правнуки - Юрий и Лиза.
Вечер памяти к 100-летию писателя Юрия Бондарева.
В составе наступающих советских войск дошел до Чехословакии. Был дважды ранен. Награжден медалью «За отвагу». В 1946 году поступил в Литературный институт им. Горького, постигал тонкости письма под руководством Константина Паустовского. Известность ему принесли произведения о войне и послевоенной эпохе: повесть «Батальоны просят огня», романы «Тишина» и «Двое».
Или надо, наоборот, «дать ране затянуться»? Линии поведения агрессора и защитника своей земли не могут совпадать. Историческая память - это непреложное условие самосознания и самоидентификации любого народа. Статья по теме «Хочу вернуться домой, к тебе». История любви Зорге и Екатерины Максимовой - А у вас в душе осталась ненависть к немцам за ту войну?
Важно понимать, что мы воевали не против немцев, румын, итальянцев и других «соратников» нацизма, а против захватчиков и поработителей. Так что дело не в национальности. Об этом мой роман «Берег». Как вам такая идея? Мне не кажется, что 27 миллионов жертв и их потомки должны покаяться перед палачами. Не очень-то каются за свои исторические прегрешения ведущие европейские нации. В России его обвинили в оправдании и реабилитации фашизма. А вы как считаете? И не повторять за «наставниками» мысли, которые они лукаво вложили в его незрелое сознание. Статья по теме Бомбивший Берлин.
Невероятная судьба легенды авиации Василия Решетникова — В ряде современных российских фильмов о войне например, в фильме Федора Бондарчука «Сталинград» образ немецких солдат-захватчиков намеренно подается так, чтобы вызвать к ним сочувствие, мол, «они только выполняли приказ», «они не хотели», «их заставили», «они такие же люди, как и мы, как и советские солдаты» и т. Нужно ли нам такое кино? Какой цели оно на самом деле служит? Правдивой кинолентой о войне считаю фильм его отца Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Иная трактовка пусть будет на совести молодого кинорежиссера.
Окончил литературный институт им.
Горького 1951. Участник войны, яркий представитель «лейтенантской прозы». С 1971 года — первый заместитель председателя правления Союза писателей РСФСР, входил в состав редколлегий многих литературных журналов, возглавлял различные общественные организации.
Выходит немало интересного, и всё же явно не хватает серьезных и ярких романов, способных вобрать широту бытия и выразить саму историю через драму человеческой личности. Но я вопреки модным стенаниям хочу сказать, что не держу обиду на цензоров, с которыми ночами пили кофе и спорили над той или иной фразой. Иногда я говорил: «Если вы знаете, как художественно достоверно переделать эту сцену, я хоть сейчас ее перепишу. Не знаете? Тогда оставлю! Иногда что-то предлагали смягчить. Он всегда относился ко мне с большой заботой и уважением, а значит, подавал пример детям, как относиться ко мне, к старшим.
Все вместе мы — дружная семья, без всяких преувеличений. Настоящий патриот, главный редактор «Нашего современника». Чистый, и в чем-то наивный человек. В хороших отношениях мы были с Юрой Трифоновым. И с многими-многими… — Вы родились в один день с Валентином Распутиным — 15 марта. Мы очень хорошо общались. Удалось добиться победы над теми, кто хотел осуществить поворот северных рек и проложить канал через калмыцкую степь, повернув Волгу, не просчитывая опасности для великой реки. Не молчал. И когда страна попала в беду, тоже не смог отмолчаться… Пускай и накрыли меня гневные вопли. Он всё ещё летит?
Летит в неведомую даль. Я тогда же процитировал одного молодого механизатора из совхоза: «Есть ли сейчас разница между человеком и мухой? И муху и человека газетой прихлопнуть можно. Чуть что — сразу в антиперестройщики». Да, перестройка была использована как повод для дестабилизации, а потом и слома страны. В деревне знают, как строить разумно: новый дом строят вокруг старого, а не просто ломают старый, а мы разгромили родной очаг, и ничего не построили. Произошла трагедия убиения огромного государства. Его существование не было экспериментом. У него было будущее. Надежды остаются.
Повторю за одним из героев своего романа «Непротивление»: «Не всегда будет темнота там, где она густеет…» Поэтому надеюсь, что благородные устремления вступят в решительное сражение с весевластной пошлостью. Хотя бы потому что в русском человеке живут доброта, справедливость, героизм, открытость. И хорошо, когда это не глупая откровенность, а настоящая, подлинная сердечная отзывчивость. Но любимый мной и самый русский из наших писателей Иван Алексеевич Бунин подмечал и много печального, о чём не грех задуматься. Сколько было всего дурного и мрачного: от розней князей и произвола помещиков до расстрела парламента… Вы написали о тех событиях роман «1993», а я, как вы знаете, роман «Бермудский треугольник». Что-то надломилось в народе. Слишком много нищих и потерянных. Для меня смысл жизни в известном кантовском: «Звёздное небо над головой и нравственный закон внутри». Где нет нравственности, бессмысленны любые законы. Знаете, когда больше всего законов принималось?
В смутные времена! Расстраивает и непрестанное жонглирование жаргонизмами снизу доверху. А могло бы преобразить Россию слово: слово, в котором красота правды. Совесть должна сопротивляться. Так я дерзко сформулировал когда-то. Читайте также Похоже, поляки наконец победили собственное недоверие к российской вакцине «Спутник V» — Вы верующий? Я крещён, читаю Библию. Но вот был ли верующим Толстой? Я думаю, Толстой — глубоко верующий человек. Верой дышит поэзия, к которой обращаюсь каждый день.
Только сегодня вспоминал почти молитвенные строки Тютчева: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» Я собираю афоризмы, народные сказки, и всё ведет к одному, к тому же, в сущности, к чему и искусство, которое желает открыть извечную тайну бытия и человека. С детства я ощущал, что есть что-то высшее и непостижимое. Помню, в деревне дядя Федя выпроваживал меня из-за взрослого стола, и во дворе я смотрел на небо, на звезды. Оскар Уайльд после голода и тюрьмы дал такую формулу: «Все мы живём в сточной канаве, но некоторые из нас смотрят на звёзды». Печально, когда вся жизнь тонет в будничной суете. Но это так естественно, если человек родился, стремиться осознать, что такое жизнь.
Ушел из жизни писатель Юрий Бондарев
Подчеркнул, что люди не только "заблудились" в событиях военных лет, но и утратили живую нить, которая связывала их с победой дедов. По его словам, новой объединяющей силой стала акция "Бессмертный полк". Из биографии Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске. Летом 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, в качестве добровольца занимался обустройством окопов под Смоленском. В марте 1942 года был призван на военную службу, получил звание сержанта, в составе 2-й гвардейской армии был отправлен на Сталинградский фронт, где командовал минометным расчетом.
Был дважды ранен в конце 1942 года - под Сталинградом, в конце 1943 года - под Житомиром , принимал участие в форсировании Днепра и освобождении Киева.
Также он создал такие работы, как «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Тишина». В 1942 году Юрий Васильевич воевал под Сталинградом в составе 98-ой стрелковой дивизии. Он был ранен в боях под Котельниково и после демобилизации из армии стал писателем. Для нашего города писатель-фронтовик сделал многое.
И в 2004 году Юрию Бондареву было присвоено звание "Почетный гражданин города — героя Волгограда".
После он участвовал в форсировании Днепра, освобождении Киева, был еще раз ранен — под Житомиром, освобождал Европу. Война оставила глубокий след в жизни Юрия Васильевича, стала одним из главных лейтмотивов его литературного творчества, в котором он без прикрас описывает тяжести военных лет, призывает помнить о том какую страшную цену заплатило его поколение за Великую Победу.
Беззаветная любовь к Родине пронизывает все его произведения. Что бы ни случилось, что бы ни происходило, главное для его героев — отстоять Отчизну, положить за нее свою жизнь, если это потребуется. Действительно, его душа была переполнена и трагизмом, и героизмом, который он сам, фронтовой офицер, доносил уже после войны до следующих поколений.
Его творчество стало основой для всестороннего осмысления героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне. Он продолжил лучшие традиции отечественной классики, где вопросы о добре и зле, об истинных ценностях человеческой жизни поставлены остро и ярко. Его творчество — продолжение творчества Достоевского, Толстого, других наших великих писателей.
По его книгам сняты знаменитые фильмы о войне. Вклад Ю.
К слову, это последняя его прижизненная литературная премия. Я повез ее в Подмосковье, в кооператив «Советский писатель», где вместе с супругой жил Юрий Васильевич. Жил более чем скромно. Принимали меня во дворе, под раскидистым деревом, в дачном стиле. Так я побывал в гостях у одного из последних классиков русской литературы — увидел перед собой человека несгибаемого. Именно это слово — «несгибаемый» — в первую очередь ассоциируется у меня с Юрием Бондаревым.
Думая о нем, я неизбежно вспоминаю своего деда — Валентина Николаевича Беседина. Они были похожи даже внешне — выправкой, статью, взглядом прежде всего. Детство и Юрия Бондарева, и Валентина Беседина связано с рекой. И там — рыбалка, ночные посиделки и разговоры у костра. Здоровое детство здорового советского ребенка; близость к природе, близость к подлинному. Позднее, когда Юре было семь лет, семья Бондаревых перебралась в Москву. Отец его был народным следователем — как вспоминал Юрий Васильевич, человеком бесстрашным, всегда готовым вступить в бой со злом, с несправедливостью. Таким оказался личный пример, который всегда первостепенен.
Детство Юрия Васильевич прошло в Замоскворечье. И он сохранил немало теплых воспоминаний об этом чудесном месте. Как люди выходили во двор и ночевали под летним звездным небом, помня, что только оно и еще моральный закон внутри вечны. Как разводили голубей — голубятен в Замоскворечье настроили великое множество. Правильное московское детство. Но потом началась война — навалилась, наползла кровавой колошматиной. Мой дед ушел добровольцем на фронт в 17 лет — и сразу же попал в Сталинград, был ранен. Юрий Васильевич оказался там не сразу, в 1942 году.
Сначала же, 18-летним пацаном, он рыл окопы под Смоленском. В Сталинграде же Бондарев командовал минометным расчетом. Хотя ведь, в сущности, пацан — всего-то 19 лет!
Помнить или каяться?
- Похожие материалы
- Памяти писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева
- Лучшие книги Юрия Васильевича Бондарева
- Последние новости (Россия)
- Поделиться
Памяти писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева
Юрий Бондарев: «Самое главное – не предать» / Созидатели | Можно лишь сожалеть, что в последние десятилетия проза выдающегося русского писателя Юрия Бондарева находилась в информационной блокаде. |
Писатель-фронтовик Юрий Бондарев скончался | Юрий Бондарев 29 марта не стало писателя Юрия Васильевича Бондарева (1924—2020), фронтовика, одного из авторов «лейтенантской прозы». |
Сто лет назад родился главный автор лейтенантской прозы Юрий Бондарев | Писатели-лауреаты Юрий Бондарев (справа) и Валентин Распутин беседуют в Свердловском зале Кремля на вручении Государственной премии 1977 года деятелям литературы и искусства. |
Писатель-фронтовик Юрий Бондарев умер в Москве // Новости НТВ | Прощание с известным писателем Юрием Бондаревым состоится в четверг, 2 апреля, в Центральной клинической больнице в Москве, говорится в сообщении Союза писателей России. |