Москва заинтересована в том, чтобы при развитии инициативы Большого евразийского партнерства увязать ее с Пекином в единое целое ради достижения общих целей развития, заявил Путин.
Зимняя школа «Россия в глобальном мире: Большое Евразийское партнерство»
Особое внимание уделено появлению новых участников инвести-ционных проектов в рамках создания Большого евразийского партнерства, их инвестиционной активности. Статья посвящена исследованию перспектив интеграции Большого евразийского партнерства в глобальную экономику и связанных с этим вызовов. Сергей Глазьев: «Большое евразийское партнерство создаст основу для формирования более гармоничного технологического и институционального мироустройства». Евразийская инициатива «Большое евразийское партнерство» и «Один пояс – один путь»: сравнительный анализ. Он подчеркнул, что российская инициатива формирования Большого евразийского партнерства «приобретает особое звучание» сегодня, когда разрушаются традиционные торгово-экономические связи и логистические цепочки. Проект «Большая Евразия» (или как его иногда называют «Большое евразийское партнерство») подразумевает создание сети зон свободной торговли, межблоковых торгово-экономических партнерств и сопряжение региональных интеграционных процессов на всем.
Голос Турции: «ШОС — Большое евразийское партнерство без границ и запретов»
14 сентября 2023 года на платформе Международного форума «Большое Евразийское партнерство в период глобальных трансформаций», в числе соорганизаторов которого выступал факультет комплексной безопасности и основ военной подготовки РГСУ. Россия активно работает в Евразийском экономическом союзе, повышает эффективность деятельности СНГ. Итоговое мероприятие проекта – международна конференция, посвященная перспективам развития Большого Евразийского партнерства в нынешних условиях, пройдёт в Томском государственном университета весной 2023 г.
Большое Евразийское партнерство и стратегию опережающего развития обсудили на форуме "Интеграция"
Ключевым мероприятием в рамках форума стало пленарное заседание «Большое евразийское партнерство. «Большое евразийское партнёрство призвано изменить политическую и экономическую архитектуру, стать гарантом стабильности и процветания на всём континенте. Последовательное развитие «Большого евразийского партнерства» привнесло бы много полезного в и сферах науки и образования, культуры. Большое Евразийское партнерство – инициатива, которую Владимир Путин выдвинул еще в 2015 году.
Путин назвал важным проектом развитие Большого евразийского партнерства
Сама Концепция Большого Евразийского партнерства, также известная как Большая Евразия, зародилась в российских экспертных кругах в 2012-2013 гг. Эта философия созвучна и российской идее – создать большое евразийское партнерство в самых разных сферах. Ключевым мероприятием в рамках форума стало пленарное заседание «Большое евразийское партнерство.
Большое евразийское партнёрство рискует остаться нереализованной инициативой
На сайте Института Европы РАН опубликована Аналитическая записка ИЕ РАН №35 за 2023 г. «Большое евразийское партнерство – вызов и возможность для ЕАЭС». 27 апреля 2023 г. в Томском государственном университете (НИ ТГУ) открылась конференция «Большое Евразийское партнерство в условиях трансформации международной системы». Тандем Пекина и Москвы позволяет состыковать китайский проект с российской инициативой Большого евразийского партнерства (БЕП). На фоне жесткого противостояния России и Запада активизировались связи в рамках Большого Евразийского партнерства, отмечали в ЕЭК в конце 2022 г. В новом 2023 г. страны ЕАЭС продолжат. И, безусловно, здесь очень важно и реальное сотрудничество в рамках Большого евразийского партнерства», — Александр Шохин, Президент, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Большое Евразийское партнерство призвано изменить политическую и экономическую архитектуру, стать гарантом стабильности и процветания на всем континенте.
Мишустин: ЕАЭС существенно обгоняет Евросоюз по темпам роста ВВП
Данное заявление лидеров Российской Федерации и Китайской Народной Республики является важным для всех участников процесса евразийской интеграции, говорит о ее укреплении и перспективах развития, а также является сигналом для скептиков евразийской интеграции или ее противников о необоснованности их позиции. Обращает на себя внимание, что в Совместном заявлении нашла поддержку инициатива Президента России Владимира Владимировича Путина о формировании Большого евразийского партнерства. Это, на мой взгляд, свидетельствует о двух вещах: Большому евразийскому партнерству быть локомотивами такого партнерства станут Россия и КНР Следует особо подчеркнуть, что лидеры обеих стран выступили против навязывания одним государством другим государствам своих ценностей, использования демократии и свободы в качестве предлога и политического инструмента для оказания давления на другие государства. Этим стороны фактически подтвердили единство своих позиций в отношении попыток Запада диктовать свои правила и навязывать свои ценности.
Кроме того, были названы результаты по проекту т. Большого евразийского партнёрства, в рамках которого к интеграционным процессам ЕАЭС подключаются другие страны. В июле этого года уже заключён договор о свободной торговле с Сербией, подобные переговоры идут с Египтом, Ираном и Индией. Стоит отметить, что к значительным результатам может привести лишь успешное достижение соглашение с Индией, поскольку объём экономик остальных кандидатов на сотрудничество невелик, а Иран вообще находится под жёсткими международными ограничениями из-за своей ядерной программы.
По итогу можно констатировать, что внутри самого содружества разногласий по вектору развития экономической интеграции нет. Даже наметился заметный постпандемийный восстановительный рост экономики, однако перспективы внешних связей остаются неопределёнными, и здесь многое зависит не от коммерческих выгод, а от политической конъюнктуры, прежде всего от того, пойдёт ли на спад напряжённость между Россией как лидером ЕАЭС и наиболее экономически развитыми мировыми державами. Если этого не произойдёт, то Большое евразийское партнёрство рискует так и остаться нереализованной инициативой. Автор: Алексей Черников.
Я даже не говорю сейчас об освоении Северного морского пути. В целом в этом будущее наше, в том числе и с точки зрения добычи природных ископаемых в перспективе. Когда-то Ломоносов говорил, что Россия будет прирастать Сибирью.
В этом контексте должны рассматриваться элементы партнерства, в основе которого лежат сопряженность целей участников и общее понимание относительно способов их достижения. Цели участников БЕП — включая Китай, Индию, страны Средней Азии и другие государства — в первую очередь заключаются в том, чтобы в краткосрочной перспективе повысить устойчивость своих экономик, а в конечном итоге завоевать достойные позиции в складывающейся новой системе мировой экономики. Такие полюса, как экономика ЕАЭС, китайская экономика, индийская экономика и другие, должны выработать механизм взаимодействия в будущем. При этом, говоря о Европейском союзе, министр по торговле ЕЭК отметил тенденции снижения уровня его самостоятельности. Но тут возникает вопрос повестки, потому что ее конкретизация является ключевым элементом. Наверное, важны темы физической инфраструктуры или «коннективити», в фокусе должны быть вопросы единых расчетов и независимой финансовой системы, а также технологический суверенитет и кооперация в контексте нового технологического уклада, в контексте климата и цифровизации», - продолжил министр ЕЭК.
Россия и Казахстан расширят партнёрство в ЕЭАС
Это страны со средним уровнем дохода, и индийские продукты там не являются чем-то незнакомым. Зона свободной торговли с Евразийским союзом прине сет экономические, а также геостратегические дивиденды. На саммите в Самарканде была завершена процедура приема Ирана в организацию, и статус партнера по диалогу был предоставлен Египту, Катару и Саудовской Аравии. Беларусь подала заявку на вступление в ШОС в качестве полноправного чл ена. ШОС позиционируется как глав ный элемент в объединении интеграционных платформ развивающихся стран Евразии. В июне 2022 г.
Египет, Саудовская Арав ия и Турция также объявили о планах подать заявки, что свидетельствует о растущей привлекательности организации в мировой экономике. У каждого из этих многосторонних институтов разные основополагающие концепции, миссии, участники, модели институционализации и приоритеты. Однако потенциальная конкуренция вскоре уступила место заразительному, конвергентному, кумулятивному сотрудничеству. Каждый из них расширил работу по вовлечению новых членов или постоянных наблюдателей, активизировал деятельность институтов и гражданского общества, а также взялся за вопросы экономики, финансов, социальной устойчивости и политической безопасности. Они повысили свои показатели по основным аспектам глобального управления взаимодополняющими, хотя и весьма неявными способами.
Это обеспечивает хороший потенциал экономического сотрудничества. Прежде всего, все страны-участницы демонстрируют положительную динамику экономического развития. В целом, крупнейшие растущие экономики находятся на восходящей волне экономического цикла, и они инвестируют значительную часть национального дохода в развитие. Это обеспечивает им преимущество перед развитыми странами. В-третьих, они богаты природными ресурсами — как с точки зрения полезных ископаемых, так и агроклиматических условий.
Вот почему эти страны могут экономически дополнять друг друга. Страны БРИКС уже практикуют экономическое партн ерств о в ряде сфер — финансовой, сельскохозяйственной, научно-технической. Россия особенно заинтересов ана в эн ерг етике. Другие перспективные сферы включают авиацию и космонавтику, транспортную инфраструктуру, охрану окружающей среды, образование и прикладную профессиональную подготовку.
Удовлетворение этих потребностей предполагает, в частности, неэкономические формы и методы развития общества на основе принципов ноономики», — отметил ученый. Работа Форума продолжилась 15 апреля научным семинаром «XI Китайско-российский экономический диалог II : интеграция ценностей как фактор формирования нового мирового экономического уклада». Витте и Российско-китайского исследовательского центра гуманитарных обменов Китайского народного университета. Модератором презентации выступил профессор Ван Вэнь. Ван Вэнь, профессор, Китайский народный университет С развернутым приветственным словом к участникам презентации обратился вице-президент Китайского народного университета Е Кантао. Он подчеркнул, что ВЭО России является старейшей общественной организацией Европы и мира, и напомнил, что в 2022 году было подписано соглашение о сотрудничестве между ВЭО России и Институтом финансовых исследований «Чунъян» Китайского народного университета.
Практическая реализация концепции ноономики будет способствовать повышению благосостояния людей, эффективности городского управления, появлению умных городов, позволит сформировать новую модель промышленного развития и обеспечить «гармоничное сосуществование между человеком и природой», — подчеркнул вице-президент Китайского народного университета. Председатель правления Общественной организации Знатоков Конфуцианства Цзян Яньбинь обратил внимание на новаторство концепции ноономики и подчеркнул, что публикация издания на китайском языке внесет большой вклад в популяризацию теории ноономики и передовых научных исследований российских ученых в китайских академических кругах, заложит основу для развития китайско-российского сотрудничества в научно-экспертной сфере. По мнению члена Китайской академии общественных наук, директора Института изучения приграничья Китая Син Гуанчэна, «ориентация на человека», которая является центральной идеей концепции ноономики, созвучна философии «гармонии между человеком и природой», широко распространенной в китайской культуре. Профессор Ван Вэнь подчеркнул, что Китай должен учиться у России: «Представители китайских научных и экспертных кругов долгое время находились под влиянием западных стран и недооценивали интеллектуальное богатство России. Но сейчас ситуация меняется. В России — один из самых высоких уровней образования в мире. В рамках презентации монографии «Ноономика» также были представлены следующие издания российских ученых: «Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика» авторы: В. Квинт, С.
На высшем уровне идея была впервые высказана Президентом РФ В. Путиным во время Петербургского международного экономического форума в июне 2016 года. Нацеленность России на создание БЕП была позднее закреплена в ряде международно-правовых документов и выступлений главы государства. В их числе — российско-китайская декларация, подписанная лидерами двух стран во время визита российского президента в Китай в июне 2016 г. Путина на Международном форуме «Один пояс, один путь» в Пекине в 2017 и 2019 гг. Сегодня БЕП представляет собой общую концептуальную рамку геополитического, геоэкономического и геоидеологического мышления, задающую вектор взаимодействия государств континента [1]. Она направлена как на создание единого экономического пространства, формирование трансконтинентальной транспортной инфраструктуры на евразийской пространстве, так и общеконтинентальной системы безопасности от Джакарты или Токио до Лиссабона, которая компенсировала провалившийся проект общеевропейской безопасности. Принципиальным отличием БЕП от европейских интеграционных проектов, равно как и от изначального дизайна Транстихоокеанского Партнерства, стал его инклюзивный характер. Концепция Большого Евразийского пространства находится в начальной фазе своего зарождения, однако, уже сейчас можно выделить ряд структурных элементов, на которых в будущем будет базироваться БЕ.
Большое Евразийское партнерство и стратегию опережающего развития обсудили на форуме "Интеграция" 15 ноября 2023 г. Форум является дискуссионной площадкой для обсуждения актуальных проблем и перспектив промышленного и экономического сотрудничества, а также для развития взаимодействия на пространстве Евразийского экономического союза ЕАЭС. Среди основных тем — практические результаты и новые горизонты интеграции, технологический суверенитет ЕАЭС, формирование единой системы технического регулирования, развитие энергетики и устойчивое функционирование транспортного комплекса, определение перспективных направлений евразийского развития. В работе форума приняла участие делегация Евразийской Ассоциации Бизнеса.
Большое Евразийское партнерство: в поисках новых импульсов
Российской экономической системе не хватает гибкости, в ней растет доля государственного сектора. Недостаточная производительность труда накладывается на демографические проблемы - низкий прирост населения, старение населения, высокая смертность; - региональные демографические диспропорции. Население России распределено крайне неравномерно. Основная его масса сосредоточена в западной части.
Возможности Сибири и Дальнего Востока осваиваются слабо в том числе из-за недостатка человеческих ресурсов. В плане сокращения населения эти части России остаются наиболее уязвимыми; - рост конкуренции с коллективным Западом, особенно обострившийся на фоне украинского кризиса. Конкуренция требует отвлечения ресурсов на военные нужды, лишает возможностей партнерства в решении общих проблем, создает зоны нестабильности, которые в будущем также станут отвлекать на себя немалые ресурсы22.
В числе ключевых рисков для России в Евразии: - возможное обострение региональных конфликтов Афганистан, страны Центральной Азии, дестабилизация на Кавказе в результате усиления позиций исламистов, возможность обострения замороженных конфликтов в регионе, в частности между Арменией и Азербайджаном ; - успех ЭПШП, его экономическая отдача даже в долгосрочной перспективе неочевидны, аналогичный риск следует иметь в виду и в отношении ЕАЭС; - соблазн политизации экономических проектов, особенно в случае их экономической убыточности. Наша страна может быть поставлена перед сложным выбором - либо затраты, либо маргинализация в региональных инициативах; - риск того, что новые, созданные в рамках ЕАЭС нормы и правила экономической деятельности войдут в противоречие с теми, которые уже успешно функционировали до этого в двустороннем формате, или отменят их вовсе23. Принципиально важно, что российские и китайские инициативы в Центральной Евразии не рассматриваются как взаимоисключающие и закрытые, поскольку их содержание не предполагает выбора одного из двух институционально-правовых форматов.
Так, по мнению экспертов Международного дискуссионного клуба «Валдай», деятельность Евразийского союза направлена на развитие экономик стран-членов, с использованием таких инструментов, как создание наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса, включая инвестиционную и другие виды деятельности, а также создание на его территории пространства четырех свобод передвижения: товаров, людей, капиталов и услуг. Китайская инициатива содержит в себе в первую очередь открытое для всех масштабное инвестиционное предложение. В результате оба рассматриваемые формата гармонично дополняют друг друга24.
ШОС при энергичном развитии может стать центральным институтом потенциального проекта создания сообщества Большой Евразии. Развитие и институционализация ШОС может создать зонтичную организацию для Большого евразийского сообщества25. Ли Синь и другие китайские исследователи отмечают, что географическое пространство ШОС охватывает все страны - члены ЕАЭС, которые являются важными экономическими субъектами, расположенными вдоль ЭПШП, в рамках шести экономических коридоров, зафиксированных в документе «Видение и действия, направленные на продвижение совместного строительства «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века».
Так, вышеупомянутый китайский ученый выделяет в этой связи нижеследующие этапы: 1. На этом этапе делается акцент на создании мягкой регулятивной среды. Это правила, надзор, стандарты и т.
Продолжается содействие региональному экономическому сотрудничеству в рамках ШОС, увеличению объема торговли, упрощению торговли и инвестиций. В рамках этого пространства планируется сформировать системы полной свободы торговли, обеспечить свободное движение капиталов, создание общего финансового и единого энергетического рынков, разработать единые правила торговли товарами и услугами, а также сформировать общий рынок транспортных услуг и единую транспортную систему27. Показательно, что практическая работа в этом направлении уже начата.
Как заявил в марте 2016 года первый замглавы Минэкономразвития РФ А. В декабре 2015 года на Совете глав государств - членов ШОС представители Казахстана предложили начать серьезное обсуждение формирования зоны свободной торговли ШОС. Делегации России, Китая и Казахстана договорились о том, чтобы готовить подходы к экономическому континентальному партнерству, к всеобъемлющему договору в рамках ШОС.
Будущее соглашение может затрагивать вопросы свободы движения товаров, свободы движения капиталов и инвестиций, комфортной среды для увеличения доли расчетов в национальных валютах и преференциального доступа к рынкам услуг28. Процесс формирования континентального евразийского партнерства от Европы до ЮВА набирает обороты. Как заявил в марте 2017 года начальник отдела международного взаимодействия Департамента развития интеграции ЕЭК Д.
Вступило в силу соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Комиссия развивает сотрудничество в формате меморандумов с правительствами Монголии, Камбоджи, Сингапура. С рядом государств уже запущен трек по зоне свободной торговли.
При этом государства региона не скованы обязательствами по экономическим санкциям по отношению к одной из экономик Союза - российской29. Выступая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в апреле 2017 года, Владимир Путин вновь подчеркнул: развитие внешнего контура нашего интеграционного объединения должно быть продолжено на системной и плановой основе30. Эта работа осложняется тем, что пока не было прецедентов межблоковых торгово-экономических партнерств.
Инновационные системы стран БРИК. Часть вторая: Китай 16. Как финансировать свой стартап в Китае 04. Китай и ЕАЭС координируют стратегии восстановления экономик 28. Движение вперед не останавливается 04. Статистика ЕАЭС. Официальный сайт ЕЭК. URL: www. Евразийский экономический союз в цифрах: Евразийская экономическая комиссия.
Цели участников БЕП — включая Китай, Индию, страны Средней Азии и другие государства — в первую очередь заключаются в том, чтобы в краткосрочной перспективе повысить устойчивость своих экономик, а в конечном итоге завоевать достойные позиции в складывающейся новой системе мировой экономики. Такие полюса, как экономика ЕАЭС, китайская экономика, индийская экономика и другие, должны выработать механизм взаимодействия в будущем. При этом, говоря о Европейском союзе, министр по торговле ЕЭК отметил тенденции снижения уровня его самостоятельности. Но тут возникает вопрос повестки, потому что ее конкретизация является ключевым элементом. Наверное, важны темы физической инфраструктуры или «коннективити», в фокусе должны быть вопросы единых расчетов и независимой финансовой системы, а также технологический суверенитет и кооперация в контексте нового технологического уклада, в контексте климата и цифровизации», - продолжил министр ЕЭК. Здесь он подробно остановился на таких темах, как развиваемые ЕАЭС интеграционные проекты, принятые решения по коридору «Запад — Восток», расшивка проблем на пунктах пропуска.
Проведение Зимней школы станет первым шагом в развитии стратегического партнерства Высшей школы международных отношений и Кафедры зарубежной истории и регионоведения АГУ. Текст подготовлен Высшей школой международных отношений ГИ Поделиться записью.
Большое Евразийское партнерство и стратегию опережающего развития обсудили на форуме "Интеграция"
И макроэкономические показатели нашей взаимной торговли, и ее углубление становятся еще более весомыми и серьезными», - сказал замглавы Минэкономразвития РФ. В завершении своего выступления он отметил: «Концепт Большого евразийского партнерства, который еще в 2015 году предложил и озвучил президент нашей страны Владимир Владимирович Путин, именно сейчас обретает те самые понятные формы — и правовые, и экономические, и социальные. И, думаю, наша задача, задача ЕЭК, управляющих органов СНГ, усиливать, формировать и развивать те тенденции, которые сейчас особо акутальны в нашей работе». Все материалы сайта доступны по лицензии:.
Как отмечается, расширение стало происходить еще и потому, что если предлагаемый проект заявляется инициаторами под знаком "Один пояс, один путь", то у него гораздо больше шансов на получение финансовой и иной поддержки со стороны китайского правительства. Впрочем, с другой стороны, это позволяет достаточно плотно наполнить и обеспечить некий кумулятивный эффект для ОПОП, изначально обозначенного в достаточно общих терминах и принципах. Более подробно о процессе развития и текущих результатах реализации концепции "Один пояс, один путь" написано уже достаточно много как китайскими, так и зарубежными экспертами. Западные исследователи с удовольствием смакуют реальные или интерпретируемые как таковые неудачи проектов ОПОП, кто-то пытается объективно оценить влияние данной инициативы или же поет ей панегирики. Здесь же хотелось бы посмотреть на то, как направление нынешних внешнеполитических усилий КНР и открывающиеся возможности при совместных усилиях Москвы и Пекина обозначат контуры нового, более справедливого миропорядка.
Абсолютно нет смысла спорить с утверждением о том, что программа "Один пояс, один путь" решает целый перечень проблем и задач Китая: это и более равномерное развитие приморских восточных и континентальных западных районов страны, это и сохранение темпов промышленного производства при перенасыщении по ряду номенклатурных позиций внутреннего рынка, а также его частичный перевод в страны-партнеры и преодоление негативных экологических эффектов, и обеспечение собственной энергетической безопасности с учетом возможностей ключевого конкурента - США - контролировать основные экспортные маршруты углеводородов в Китай. Но не стоит забывать и о том, что поддержка данной инициативы более чем 152 странами мира и 32 международными организациями свидетельствует о взаимовыгодном сотрудничестве в рамках программы. Ведь одним из важнейших факторов развития государств и усиления экономической взаимосвязанности Большой Евразии является строительство транспортных линий и узлов, что в том числе обеспечивается проектами "Один пояс, один путь", но одновременно имеет комплиментарный характер к соответствующим инициативам РФ, включая такие крупные проекты, как транспортный коридор Север - Юг и развитие российского СМП.
Еврази йский союз посто янно развивается. Создание таможенного союза сформировало единый рынок. Торговля товарами и услугами идет хорошо, но имеет потенциал достичь новых высот с подписанием соглашения с Индией. Существует неотъемлемая необходимость в увеличении инвестиционных потоков между двумя регионами. Индийский импорт из Евразийс кого союза товаров , входящих в список исключений [из таможенных правил — прим. Это свидетельствует об огромном торговом потенциале, которым уже обладает ЕАЭС по эт им т оварам.
В дополнение к товарам из списка исключений, прочие возможные направления импорта Индии включают минеральное топливо, алюминиевые детали и изделия, зерновые и электрическое оборудование. Эти товары составляют основную часть экспорта стран Евразии, а также значительную часть импорта Индии. Пункты списка исключений во многих случаях являются частью бизнес-портфеля компании-респондента. Следовательно, такие ответные меры могут содержать элемент протекционистского поведения. Индийские промышленники предложили включить ряд товаров в список исключений по импорту из ЕАЭС. Эти то вары составляют более трети общего объема импорта Индии, но она почти не импортирует их из Евразийского союза. Поскольку Индия уже является крупным импортером товаров из списка исключений, рассмотрение ЕАЭС в качес тве источника для этого импорта не может отрицательно повлиять на нас. Анализ каждого товара из списка исключений, предложенный промышленниками, предполагает, что альтернативные, а также более дешевые источники импорта из Евразийского с оюза следует изучи ть, если параметры цены и качества схожи. Существует определенное преимущество, если импорт из Евразии будет дешевле, и это еще больше поможет в переговорах с нынешними поставщиками.
Это, в свою очередь, повысит конкурентоспособность индийской экономики на мировом рынке. Расширение торговли с Евразией посредством этого соглашения о свободной торговле может стать хорошим инструментом экономической дипломатии. Справка «Евразия. Эксперт»: Казахстан был одним из инициаторов создания ЕАЭС, поскольку ему выго дна евразийская интеграция вместе с Россией. Сегодня ЕАЭС — это равноправ ный союз государств: каждый член объединения получает безальтернативную социально-экономическую выгоду.
Не отрицая политического принципа невмешательства во внутренние дела, ШОС должна придерживаться политики «конструкти вно го взаимодействия» и попытаться урегулировать кризис, предотвратить его эскалацию и восстановить стабильность, предпринимая активные шаги, основанные на международных законах. Очевидно, что ШОС не может гарантировать универсальных решен ий, учитывая сложность ситуации и недостаточность имеющихся в ее распоряжении ресурсов; однако ее вклад мог бы изменить ситуацию. Что еще более важно, это правильный путь для ШОС с политической точки зрения. Этот вопр ос занимает важное место в повестке дня ШОС из-за близости Афганистана к государствам-чл ена м с точки зрения географии и связанных с этим вопросов безопасности. Окружающие страны, включая членов организации, безусловно, пострадают первыми и наиболее серьезно, если ситуация в Афганистане примет неожиданный оборот.
Обеспокоенность за будущее страны велика среди государств ШОС. Хотя организация не может решить афганскую про блему, она должна играть более активную и существенную роль в содействии ее разрешению, чтобы удовлетворить требования безопасности своих членов и всего региона. Как организация, в состав которой входит большинство соседей Афганистана, ШОС обладает значительным потенциалом для оказания ем у помощи, особенно в экономической и гуманитарной сферах. ШОС должна придумать, как более эффективно реализо ват ь свой потенциал. ШОС добилась больших успехов в сфере безопасности, в ыра ботав общий подход к борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также сформировав общий механизм сотрудничества между функциональными органами государств-членов по вопросам безопасности. Однако экономическое сотрудничество в рамках ШОС отстает, и результаты не удовлетворяют. Среди пр обл ем и трудностей, которые стоят на пути организации, — различные видения и подходы государств-членов, особенно Китая и России, хотя все они в принципе согласны с осуществлением экономического сотрудничества. Экономика является одним из трех столпов ШОС, наряду с безопасностью и гуманитарным сотруднич ест вом, и в выгодах от сотрудничества в этой сфере весьма заинтересованы государства-члены, особенно страны Центральной Азии. Это также означает, что, несмотря на различия во внешнеполитических позициях в ряде областей, БРИКС оставался важной ареной для обсуждения перспектив геопо литической эволюции. Несмотря на его недостатки, во времена развивающегося мирового порядка стоит сохранить постоянный формат дискуссий между развивающимися державами.
Однако эти достижения будет трудно поддерживать, если государства-члены не смогут сохранить такие уровни внутреннего экономического роста, которые обеспечивают основу для их международных позиций. Если организация сможет справиться с внутренними противоречиями, одновременно расширяя свою повестку дня, чтобы стать более весомым голосом на международном уровне, это определит ее успех в ближайшие годы. Другими словами, именно природа мирового порядка, который сложится в конечном итоге, будет определять будущее БРИКС, а не наоборот. Это делает происходящие изменения в гл обаль ном порядке особенно актуальными для БРИКС и его будущего как многосторонней организации.