24 марта 1999 года блок НАТО без санкции ООН начал против Югославии военную операцию под кодовым названием «Союзная сила». Президент России Владимир Путин в интервью для документального фильма ВГТРК к 30-летию новой России рассказал, как принималось решение о взятии под контроль аэропорта Слатина в Косово в 1999 году.
В ВДВ рассказали о марш-броске на Приштину в июне 1999 года
- Марш-бросок на Слатину. История фотографий из косовского аэропорта | Аргументы и Факты
- Как наш десант щелкнул по носу США
- Предыстория
- Последнее интервью генерала Бармянцева, участвовавшего в уникальной войсковой операции
- 10 июня: «Балканский рубеж» – в марш-броске в Косово участвовали и тульские десантники
Агрессия НАТО против Югославии 1999
Марш-бросок на Приштину — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Марш-бросок на Приштину Война НАТО против Югославии, Косовская война Медаль «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния-Косово» Дата 12 июня 1999 года. Целью операции было установление контроля над аэропортом «Слатина» (ныне — Международный аэропорт Приштины) раньше британского подразделения KFOR. Начиная с 15 октября 1999 года аэропорт «Слатина» стал принимать и отправлять международные пассажирские рейсы, вновь получив статус международного аэропорта. Прощались с Косово российские десантники прямо на поле Приштинского аэродрома Слатина. Марш-бросок на Приштину — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Марш-бросок на Приштину Война НАТО против Югославии, Косовская война Медаль «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния-Косово» Дата 12 июня 1999 года.
Путин раскрыл детали советов относительно захвата аэропорта в Приштине в 1999 году
Сказанное касается, кстати, не только десантников. Вспомните недавний случай, когда наш летчик в Сирии подорвал себя гранатой вместе с боевиками, но не сдался. Еще один молодой офицер вызвал огонь на себя, когда его окружили. Поэтому сцена из "Балканского рубежа" мне категорически не понравилась. Они участвовали в захвате аэродрома? Действительно, его группа была в районе "Слатины", серьезно там работала, без нее не случилось бы нашего успеха. Евкуров четко сказал: "Мы вели разведку и держали обстановку на аэродроме под контролем". Вступление российских войск в Приштину. Фото: Getty Images О Рыбкине и Игнатове - А вы знали, что под летным полем "Слатины" находится подземный город, и прежде там базировался полк фронтовых истребителей-бомбардировщиков югославской армии? Думаю, наше начальство было в курсе. Генерал-майор Валерий Рыбкин отвечал за российский десант в составе миротворческих сил в Боснии и Герцеговине, служил старшим оперативным группы ВДВ.
Им полагалось заранее знать. А я видел: что-то готовится, но детали услышал только 10 июня. Меня вызвали в штаб в тот момент, когда Игнатов с Рыбкиным решали, идти на гусеницах по горам или на бэтээрах по автобану. Николай Иванович - замечательный человек. Прошу, отметьте его и Рыбкина в тексте, а? Об этом хорошо рассказано в документальном фильме "Разворот над Атлантикой". Июнь 1999 года. Равнение - на флаг! А под огнем оказался Игнатов. Он потом признавался, что постоянно висел на волоске, его задергали приказами: вперед - назад, стой - иди...
И финальное решение, как прорываться в Приштину, он принимал сам, на нем лежала основная ответственность. Если бы что-то пошло не так, Николая Ивановича сделали бы крайним. Повторяю, Игнатов - мужественный, волевой человек, пожалуй, наиболее уважаемый в десантных войсках за последние десятилетия. Он и здоровье подорвал, болеет... О стратегии... А мы, значит, решили сыграть на опережение? Год после дефолта. В экономике бардак. Страна на коленях. Никто с нами не считается, не учитывает геополитические интересы России...
На самом верху понимали: надо заставить себя уважать, показать характер. Выбор пал на "Слатину". Кроме нас, там были три бригады - американская, турецкая и сводная: шведский, норвежский, финский батальоны и по взводу от Литвы, Латвии и Эстонии. Обычно на совещания в штаб я ездил по средам, а тут вдруг вызвали в пятницу. Ну, я понял: что-то будет. Мой батальон стоял на мусульманской стороне, в двенадцати километрах от американской базы, а наш штаб и первый батальон располагались на сербской территории в сорока четырех километрах за горным перевалом. Раз приказали - сел и поехал. Кстати, наш рейд в прессе часто называют марш-броском, хотя это ускоренное передвижение воинского подразделения по пересеченной местности, по сути, спортивное упражнение. Мы же решали боевую задачу. Надо было овладеть объектом, закрепиться и удерживать его до подхода главных сил, обеспечив высадку десанта.
Аэродром Слатина. Вспомните, ребята! Примерно столько получалось по автобану, ведущему через Белград на юг, в сторону греческих портов. Через горы было намного ближе и короче. Но там ведь нет надежных дорог. К тому же мы понимали: любой подрыв, завал, разобранный мост - и все, хана. Оба варианта наверняка просчитывали и в Москве , в Генштабе, но окончательное решение спустили вниз на командира бригады, на Игнатова. Помню этот разговор: идем по горам на гусеницах, на боевых машинах или на колесах, на бронетранспортерах по шоссе. Выбрали второе. Расчет делался на внезапность.
Вот и все. Дальше уже действовали мы. Комбриг определил: готовность к началу движения - пять часов утра 11-го. Позвонил мне в четыре: "Привет! Какое там? Даже не ложился! Николай Иванович уточнил: "Готов? Ответил по уставу: "Так точно! Сначала мы выдвинулись в район сосредоточения у населенного пункта Биелина, километрах в шестидесяти от нашей базы. Туда подошли средства усиления.
По первоначальному замыслу колонна планировалась значительно более крупная. Хотели взять тяжелую инженерную технику, экскаваторы, подъемный кран, тракторы... Чего там только не было! В последний момент генерал Рыбкин с комбригом Игнатовым решили: все лишнее не берем, максимально облегчаемся. В итоге осталось шестнадцать бронетранспортеров и двадцать семь машин - масло- и топливозаправщики, автомобиль спутниковой связи, грузовики с продовольствием. Все прочее оставили. Время уже поджимало. Начали движение часов в одиннадцать дня. Кого увез в Югославию, тех и вернул домой. Все остались живы и здоровы.
Ни одна мать не проклинала комбата Павлова... Это лучшая моя награда... Когда союзнички поняли, что к чему, колонна далеко ушла. Якобы при взлете в самолете оторвался баллон с кислородом и начал гулять по салону. Ну, летчики и решили вернуться. Нам не успели воспрепятствовать, понимаете? Конечно, я ждал, что попробуют перехватить. Поэтому мы и гнали без остановок. Бронетранспортеры, груженые "Уралы", автопоезда с прицепами... А натовцев, конкретно - англичан, мы увидели утром 12го, когда уже взяли аэродром.
О сербах - Там была охрана? Обошлось без стрельбы. Ни единого выстрела. Стечение обстоятельств, величайшая для нас удача, счастье. Они обеспечивали наш проход. По сути, мы пулей промчались по автобану и к четырем утра 12 июня вышли на аэродром. Еще было темно. Едва рассвело, сразу перегородили полосу. Поставили два бэтээра с одного края ВПП и два - с другого.
Вот основная цель была этой операции. В последующем, когда они начали бомбардировки, то поразились удивительной стойкости сербов и почувствовали бесперспективность воздушных ударов, понимая, что такими методами вряд ли добьются успеха. Надо было проводить наземную операцию. В то же время они боялись её проводить, потому что знали: вся территория Косово занята югославскими войсками, которые по своему боевому составу превосходили контингент так называемых «миротворческих» сил НАТО. Естественно, им не хотелось в столкновении с сербами терять своих людей. И тогда они предприняли активный натиск на президента Слободана Милошевича, чтобы тот вывел свои войска из Косово и разрешил туда ввести войска НАТО. Видя, что идёт такой планомерный нажим на режим Милошевича, наше руководство приняло решение направить меня из Белграда и предупредить представителя НАТО о том, что нельзя вводить войска без соответствующего решения Совбеза ООН. Командующий натовской группировкой британский генерал Джексон мне ответил: «Да, я понимаю, это неправильно. Я не хочу стать инициатором Третьей мировой войны. Поэтому прекращаю это совещание. И сейчас буду согласовывать свои действия с непосредственным командованием». Этими усилиями нам удалось снять давление со стороны натовцев на Милошевича и перевести переговоры в нормальное дипломатическое русло. Американцы, понимая, что ничего не добились, попросили наше руководство помочь им убедить югославского президента вывести свои войска и дать разрешение на ввод натовских сил в Косово. В Белград вылетел представитель президента России Виктор Черномырдин, которому удалось сделать то, что не сделали американцы: убедить Милошевича прекратить сопротивление и ради сохранения жизней мирных людей согласиться с планом по выводу югославских войск из Косово и разрешить натовскому контингенту войти на территорию края. Милошевич, скрепя сердце, принял это тяжелое для него решение. Но наше руководство надеялось, что после таких действий России, которые практически сняли напряжение в отношениях Запада и режима Милошевича, США и руководство НАТО выделят России какой-то сектор безопасности в этом Косово. Но этого не случилось. Более того, была сделана попытка, чтобы вообще отстранить Россию от участия в решении глобальных вопросов безопасности в Европе. Естественно, это нас не устраивало, и в Москве было принято решение провести такую спецоперацию как политического, так и военного характера. Что мы и сделали, обведя вокруг носа аналитиков Пентагона. Они даже предположить не могли, что стратегический аэродром в Косово будет без единого выстрела взят русскими десантниками. Всей операцией руководил Генеральный штаб Вооруженных сил Российской Федерации, а на месте данной операцией руководил я. Много было вопросов, которые принимались мною лично. С последующим докладом в Москву. Говорят, что кто-то потом пытался остановить колонну и даже развернуть ее обратно? Когда батальон наших миротворцев вошел в Приштину, и CNN показало на весь мир бронетранспортеры с российскими флагами, вскоре из Москвы поступила команда… остановить колонну. Я опешил!.. Совершить многочасовой марш, преодолеть 600 с лишним километров, и когда до цели оставалось всего ничего, остановиться?! Чтобы аэродром раньше нас захватили войска НАТО? Я ответил, что это невозможно. Батальон уже вошёл в горный массив автономного края Косово, и слышимости с батальоном никакой. А до этого был приказ идти только вперёд. И я доложил командованию, что у меня нет связи с колонной — она появится минут через сорок, когда десантники пройдут горную гряду. И только тогда я смогу доложить, где находится батальон. Хотя связь, конечно, была. Но этого времени как раз хватало, чтобы наши успели захватить аэродром. И тогда никто бы уже не рискнул развернуть батальон обратно. Но с точки зрения военного искусства, я поступил правильно. Я не мог сорвать движение колонны, которая потом превратилась бы в дезорганизованную массу, и мы не выполнили бы главную задачу.
Ракеты из натовского самолета 12 апреля полностью уничтожили пассажирский поезд на въезде в ущелье Грделица. Точное число жертв никогда не было установлено. ФОТО: Поезд в Грделице, 12 апреля 1999, автор Зоран Милованович Агрессор в окрестности города Печ 3 апреля разбомбил рейсовый автобус с женщинами и детьми, убив 20 и ранив 43 пассажира. В городке Мурино в Черногории, где не было ни одной воинской части, 30 апреля при бомбардировке моста через реку Лим было убито шесть мирных жителей, в том числе трое учеников начальной школы. Восемь граждан были ранены. Как минимум 40 невинных гражданских лиц были убиты 1 мая, когда натовская ракета уничтожила пассажирский автобус, следовавший по маршруту Ниш-Подуево. Рынок и больница в городе Ниш были 7 мая разбомблены снарядами кассетных бомб. Погибло15 мирных жителей, а более 70 было ранено. В результате взрывов бомб выпущенных 14 мая с натовских самолетов на колонну албанских беженцев в районе деревни Кориша, было убито 87 гражданских лиц и ранено около ста человек. Немецкие самолеты разбомбили в полдень 30 мая, при хорошей погоде, мост в городе Варварин, полный пешеходов. Убито 10 граждан и более 30 ранено. В последнюю майскую ночь натовская авиация в городе Сурдулица подвергла бомбардировке геронтологический центр, санаторий по заболеванию легких, и павильон в котором размещались беженцы из Республики Сербской Краины. Было убито 20 человек, а 88 получили ранения. Особое преступление и скандал беспрецедентных масштабов - бомбардировка здания китайского посольства в Белграде 7 мая, когда три китайских дипломата были убиты, и несколько сотрудников миссии получили ранения. Кроме классических боеприпасов силы НАТО в агрессии на Югославию использовали снаряды с обедненным ураном, которые постоянно загрязняли окружающую среду и будут угрожать здоровью людей на протяжении веков. За 78 дней бомбардировок было убито 1. Около 12. Во время агрессии, территория Косово и Метохии чаще всего подвергалась бомбардировками натовских самолетов. Эта территория храбро защищалась Приштинским корпусом вместе с остальными частями югославской 3-ей армии. Хотя югославская армия несколько уступала НАТО, она оказала решительное сопротивление воздушной агрессии, среди прочего, разместив ложные цели в виде макетов танков и подразделений ПВО, которые оказались весьма успешным средством защиты, поскольку удары наносились именно по этим муляжам. Армия в Косово и Метохии, помимо того, что скрывала свои позиции от самолетов противника, дополнительно была вынуждена вести бои против террористов из местных албанцев, которые с началом агрессии и первыми снарядами НАТО, начали общую атаку на армию, полицию и другие государственные органы. Особая проблема состояла в сохранении в секрете мест расположения военных и полицейских частей, поскольку албанцы были оснащены новейшими средствами связи, спутниковыми телефонами, а также обычными мобильными телефонами, которые работали почти все время агрессии.
С 15 октября Россия разрешила использование аэропорта для осуществления пассажирских рейсов. Главным политическим итогом броска стало пребывание миротворцев из РФ в Косово вплоть до 2003 года; при этом НАТО так и не выделила России отдельного сектора на захваченных землях. Популярное за неделю.
Путин раскрыл нюансы захвата российской армией аэропорта в Косово в 1999 году
В марте-июне 1999 года натовские войска вели бомбардировки военных и гражданских объектов, рассчитывая помочь косовским сепаратистам выйти из-под контроля Белграда. Двадцать лет назад, в ночь на 12 июня 1999 года, российский контингент в результате марш-броска из Боснии занял аэропорт Слатина в Косово. В июне 1999 года, во время операции НАТО в Югославии, аэропорт Слатина в столице Косова Приштине занял сводный батальон российских воздушно-десантных войск. Картина снята по мотивам реальной истории – захвата аэропорта Приштины в ходе военных действий в бывшей Югославии в 1999 году.
Бросок десантников на Приштину
Фотокорреспондент и военный обозреватель «АиФ» вспоминает о том, как осуществлялась операция в Косове в июне 1999 года. В ночь с 11 на 12 июня 1999 года двести российских миротворцев отправились в шестисоткилометровый марш-бросок до Приштины. 12 июня 1999 года российские десантники заняли аэропорт «Слатина» в Приштине (Сербия) раньше войск НАТО.
Марш-бросок российских десантников на Приштину 12 июня 1999
"Бывший командующий Воздушно-десантных войск России Георгий Шпак заявил, что операция по захвату аэродрома в косовской Приштине в 1999 году готовилась тщательно и не предполагала плана Б. Об этом генерал рассказал в интервью каналу RT. 12 июня 1999 года ночным марш-броском из Боснии 200 российских десантников заняли Приштину в Косово до подхода англичан. Двадцать лет назад, 12 июня 1999 года, российские миротворцы силами одного батальона совершили стремительный марш-бросок на 600 км по территории Боснии и – Самые лучшие и интересные антифишки по теме: Приштина, Югославия, аэродромом Слатина на. бомбардировки) НАТО в Югославии. Полковник ВДВ Сергей Павлов о том, как его батальон 20 лет назад вошел в историю как Приштинский десант.
Путин рассказал о решении по броску для взятия аэропорта Приштины
Президент Югославии Слободан Милошевич пытался пресечь сепаратизм. Сначала — силами полиции, а с 1998 года — с помощью армейских подразделений. В глазах Запада Милошевич слыл «последним диктатором Европы». Против него и Югославии была развязана шумная пропагандистская кампания: общественное мнение готовили к окончательному расчленению крупнейшей балканской страны. Мальчик в лагере для беженцев из Косово. Позже выяснилось, что это фальсификация. Но провокация сработала: у натовцев появился веский повод, чтобы разговаривать с президентом Югославии Слободаном Милошевичем на языке ультиматумов.
Российское Министерство иностранных дел, которое тогда возглавлял Игорь Иванов, действовало энергично, предлагая мирные способы разрешения кризиса. В феврале 1999 года во Франции, в Рамбуйе, начались переговоры между представителями руководства Сербии и косовскими албанцами, и, несмотря на взаимное недоверие, казалось, что стороны способны договориться. Они потребовали от Белграда прав на свободное передвижение натовских военных по всей территории Югославии. С таким вопиющим нарушением собственного суверенитета югославские власти смириться не могли. Американцы сочли это достаточным основанием для развязывания войны. В одном из бомбоубежищ Белграда.
В Вашингтоне считали важным закрепить расширение военного блока «маленькой победоносной войной». Штаты стремились продемонстрировать всему миру, что на планете не может быть преград для экспансии Вашингтона, который видел себя единственным полюсом силы в мире. И в этом смысле Югославия оказалась удобной сценой для «голливудского блокбастера» о том, как сверхдержава наказывает провинившуюся страну. Гор позвонил ему, когда российский правительственный борт находился в небе, пролетая над канадским островом Ньюфаундленд. Примаков следовал в Вашингтон на переговоры о предоставлении России крупного кредита. Жительница города Сурдулица Даринка Кнекович, пострадавшая от бомбардировки.
Вести переговоры с американцами в то время, когда натовцы сбрасывают бомбы на Белград, он считал невозможным. Самолет развернулся в воздухе и взял курс на Москву. Примаков рисковал, приняв решение самостоятельно, без консультаций с главой государства. Но американская агрессия категорически не устраивала и тогдашнего президента России Бориса Ельцина. Сотрудники пожарной охраны тушат огонь в разрушенном здании штаба сербской полиции после серии авиаударов. По существу — поставил «союзника» перед фактом, без обсуждений и переговоров.
И даже попросил поддержать этот роковой шаг. Ельцин не скрывал возмущения и за два часа до начала операции выступил с телеобращением: «Я обращаюсь ко всему миру.
Подробности той операции под руководством Юнус-Бека Евкурова до сих пор остаются зашифрованными. Передовой отряд российского десанта, базировавшийся в Боснии и Герцеговине, в составе 206 человек, 15 БТР и 35 автомашин сопровождения выдвинулся в сторону югославской границы утром 11 июня. Им предстояло преодолеть свыше 650 километров в самые кратчайшие сроки, чтобы успеть занять аэродром «Слатина» до подхода натовских сил, базировавшихся в соседней Македонии. Как ни странно, десантникам, двигавшимся под российскими флагами по дорогам разбомбленной Югославии никто не препятствовал. Кроме своих же… Узнав о выдвижении колонны, начальник Генштаба Анатолий Квашнин приказал Виктору Зварзину, возглавившему марш-бросок, срочно повернуть назад.
Зная, что решение принято лично Президентом РФ, а приказ отдан Министром Обороны, Зварзин отключил телефон и не реагировал на вызовы по командно-штабной связи. Утром 12 июня батальон вошел в Приштину и вскоре занял аэродром, организовав круговую оборону. Четырьмя часами позже перед российскими блокпостами появились две британские колонны техники. Несостоявшаяся Третья мировая Догадин Алексей Иванович — тот самый Леха-пулеметчик, вспоминал, что в момент занятия аэродрома страха как такового не было. Было осознание того, что их всего двести, а против них — вся Европа. Увидев приближающуюся колонну танков, запросили командование: что делать? Ответ был прост: Остановить танки и не пускать на аэродром.
Как это сделать двум сотням парней на легкой бронетехнике и с несколькими десятками единиц противотанкового вооружения, никто не объяснял. Тот самый Леха-гранатометчик.
Опрос: две трети сербов не простили НАТО бомбардировки 1999 года Обстановка на Балканах была напряженной в течение всего 1998 года и особенно обострилась с началом военной операции НАТО против Югославии в марте 1999-го — когда самолеты НАТО начали бомбить Белград и стратегические объекты на территории страны. В тот момент и сам блок НАТО, и наше Министерство обороны рассматривали различные варианты ввода сухопутных сил на территорию Косова и Метохии — если межэтнический конфликт между сербами и косовскими албанцами еще больше обострится. И конечно, — я так думаю — всех волновал вопрос, как зайти в Косово, какие площадки, какие транспортные коммуникации для этого использовать. Сам исторический "бросок" — переброска сводного батальона ВДВ из состава российского контингента в аэропорт Слатина в 15 км от Приштины — был проведен в ночь на 12 июня. Но нам, группе, которая эту операцию готовила, задача была поставлена еще раньше. Нет, не захватить аэропорт, а взять его под наблюдение, проверить, какие у него возможности, какая взлетно-посадочная полоса, коммуникации, "под кем" находится объект, кто его контролирует.
В обстановке безвластия — это было во многих региональных конфликтах — власть берут в руки местные криминальные авторитеты. И в Косове была такая же ситуация: в каждом районе, на каждом углу свой хозяин, все с оружием — беспредел. И аэропортом тоже заведовали они. Никаких регулярных военных формирований, только небольшие группы, которые по своим возможностям захватили ряд таких стратегических объектов. Наша группа выжидала, когда часть этих людей уходила вечером — на свои разбойничьи дела или, может, в кабаки. Под утро они возвращались и целый день отсыпались.
Колонна прошла через Приштину за 1,5 часа. Сразу за Приштиной колонна въехала в Косово Поле , где остановилась на непродолжительное время для уточнения задач и получения сведений от разведки.
В ходе продвижения колонне встречались многочисленные отступающие подразделения сербской армии. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону , организовали блокпосты и приготовились к появлению первых колонн НАТО, которые уже находились в пути. Задача по захвату аэропорта «Слатина» была выполнена к 7 часам утра 12 июня. К этому моменту последние силы сербской армии бомбардировщики и танки покидали аэропорт и ушли через 20 минут [10]. В пять часов утра 5-я пехотная бригада Великобритании начала десантную операцию в Косове, стремясь получить под контроль ущелье Качаник, чтобы 4-я бронетанковая бригада Великобритании смогла быстро занять Приштину. Передовой группой полка Life Guards Дворцовой кавалерии при занятии города командовал британский капитан Джеймс Блант. Так, начали свои действия и другие подразделения НАТО — совсем скоро норвежские войска специального назначения FSK ru en под прикрытием британского 22-й полка SAS вошли в Приштину , однако к этому времени войска РФ уже смогли занять аэропорт. Норвежские силы первыми установили контакт с войсками ВДВ и передали сообщение об этом Джексону [11].
Переброска десантников из Пскова, Рязани и Иванова Морской маршрут. Переброска десантников и техники из Тулы Последующие события[ править править код ] Уже вечером Майк Джексон вылетел на вертолёте в Приштину для проведения пресс-конференции и переговоров с Виктором Заварзиным. Первая встреча прошла довольно тепло — командующие вместе выпили фляжку с виски, однако Джексона беспокоила возможность переброски дополнительных сил ВДВ через контролируемое воздушное пространство НАТО, что могло ухудшить кризис. Россия же к этому времени привела в боевую готовность авиабазы в Пскове , Иванове и Рязани , а также дислоцируемые вблизи батальоны ВДВ. Опасаясь, что авиация РФ уже направляется к аэропорту, Кларк планировал операцию по блокированию ВПП для недопущения переброски войск, однако силы США отказались от выполнения подобного приказа — погодные условия делали невозможным подобные манёвры [4]. К утру следующего дня Кларк вернулся в штаб-квартиру в Скопье, где прибывший со встречи Джексон указал на то, что переброска подкрепления по воздуху ВДВ РФ маловероятна, и что в свете того, насколько важна была поддержка России для достижения мира, противодействовать им считалось контрпродуктивно. Кларк отказался принимать данную точку зрения и продолжал требовать заблокировать ВПП аэропорта, утверждая что его, якобы, поддерживает генеральный секретарь НАТО [4].
Марш-бросок российских десантников на Приштину 12 июня 1999
Среди прочих объектов были разрушены или сильно пострадали Варадинский мост в Нови-Саде 1 апреля , нефтеперерабатывающий завод в Панчеве 4, 12—13, 16 апреля , химический завод «Милан Благоевич» в Лучанах 5—7, 24 апреля , автомобильный завод «Застава» в Крагуеваце 9, 12 апреля , железнодорожный мост в Грделице 12 апреля. При бомбардировке аэропорта Батайница вблизи Белграда 17 апреля несколько кассетных бомб упало на дома местных жителей, от одной из них погибла трёхлетняя Милица Ракич. Под ударами с воздуха гибли мирные жители, включая албанских беженцев. Разрушение промышленных объектов приводило к сильным пожарам и выбросам в атмосферу вредоносных веществ. Софийская набережная, Москва.
Одновременно с началом операции интенсифицировались боевые действия в Косове между югославской армией и ОАК. Исход албанских беженцев с территории Косова приобрёл массовый характер. Вице-премьер В. Драшкович высказался о готовности к переговорам с косовскими албанцами.
Однако столкновения в крае продолжались. Авиаудары НАТО не отличались высокой эффективностью. Интенсивность бомбардировок в несколько раз уступала уровню операции «Буря в пустыне» 1991 , проведённой против Ирака. Нанесение ударов с больших высот приводило к ошибкам в определении целей и поражению гражданских объектов и мирных жителей.
На этом этапе не было никаких признаков снижения интенсивности боевых операций югославской армии в Косове. Уже к середине апреля генерал У. Кларк стал требовать включить в круг целей более простые для поражения объекты и увеличить военно-воздушные силы в его распоряжении. Последние к концу операции достигли 1000 самолётов.
В руководстве НАТО стал подниматься вопрос о необходимости проведения наземной операции. В ходе встречи руководство организации приняло решение резко расширить список целей, который вырос с 169 конец марта до 976 позиций начало июня. Цель воздушных ударов заключалась уже не столько в ослаблении военного потенциала Югославии, сколько в оказании давления на политическое руководство СРЮ за счёт нанесения ударов по гражданским объектам, инфраструктуре и промышленным предприятиям. Милошевича, здание было полностью уничтожено.
Также несколько бомб упало на штаб-квартиру Социалистической партии Сербии в Белграде. В результате серьёзных повреждений моста через реку Увац было прекращено автомобильное сообщение между Сербией и Черногорией. К середине мая на территории Югославии целыми оставались только 2 моста через Дунай из 31. Ниш кассетными бомбами, в результате погибли 16 человек, а более 20 были ранены, несколько десятков домов было повреждено.
В ночь на 8 мая бомбы попали в здание посольства Китая в Белграде.
Десятки тысячи сербов, а также цыган и турок, бросив дома, скарб и сожженные церкви, бежали в Сербию. Международный контингент KFOR, сумевший частично ограничить масштабы насилия в отношении сербской общины, тем не менее, не смог, из-за неопределенного мандата, предотвратить саму чистку.
Начатое разоружение Армии освобождения Косово, по сути, оказалось неэффективным; большая часть оружия и боеприпасов была припрятана до лучших времен".
В июне 1999 года российские военные предприняли марш-бросок в Косово и взяли под контроль аэропорт "Слатина" главный военный аэродром под Приштиной за несколько часов до того, как его намеревались захватить силы НАТО. И честно говоря, не придаю этому такого большого значения, как некоторые наблюдатели", — сказал Путин в интервью для фильма Андрея Кондрашова "Белград", показанного в эфире телеканала "Россия 1".
В 1999 году вооруженное противостояние между албанскими сепаратистами из "Освободительной армии Косово" и силовыми структурами Сербии привело к бомбардировкам силами НАТО Союзной Республики Югославия, в которую в то время входили Сербия и Черногория.
Цель заключалась в обеспечении единого командования НАТО для нескольких национальных контингентов. Инцидент Ранним утром 11 июня 1999 г. Колонна из примерно 30 российских бронетранспортеров с 250 российскими военнослужащими, входившими в состав международных миротворческих сил в Боснии, двинулась в Сербию. Затем Кларк временно приказал перебросить на вертолете контингент британских и французских парашютистов для захвата аэропорта силой. Штабные офицеры серьезно опасались, что сербские силы могут обстрелять вертолеты и что вход в Косово до согласованного времени может привести к выходу сербов из соглашения. Если бы воздушно-десантные силы попали в беду, было бы очень трудно добраться до них по суше через горную местность, где мосты и туннели, как известно, были подготовлены к сносу.
Поскольку эта операция выходила за рамки недавно подписанного соглашения о вводе сил НАТО в Косово на следующий день, национальные правительства имели право вывести свои войска, а французское правительство вывело свой батальон. Британские парашютисты просидели у вертолетов «Чинук» на раскаленном кукурузном поле большую часть дня, прежде чем встать, чтобы подготовиться к переезду на следующий день в Косово. В 5 часов утра 12 июня Британская 5-я воздушно-десантная бригада начала вылет в Косово из Скопье, чтобы захватить 10-мильное ущелье Качаник , чтобы 4-я бронетанковая бригада могла пройти к Приштине. Оттуда ведущим разведывательным отрядом в гонке на Приштину командовал британский капитан Джеймс Блант. Солдаты ФСК первыми вошли в контакт с российскими войсками в аэропорту и доложили о происходящем генералу Джексону.