Автор музыки к 150 кинофильмам, среди которых «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон», «Собачье сердце», «Зимняя вишня», «Плюмбум или опасная игра» и другие. Общий же хронометраж оригинальной музыки к «Холмсу», по словам Владимира Дашкевича, составил порядка 87 минут, что впоследствии позволило написать на её основе целую симфонию и балет, использовав не вошедшие в фильмы фрагменты. Сегодня, 20 января, исполняется 90 лет заслуженному деятелю искусств РФ, лауреату Государственной премии СССР, члену Гильдии композиторов Союза кинематографистов России Владимиру Сергеевичу Дашкевичу.
Композитору Владимиру Дашкевичу исполнилось 90 лет / События на ТВЦ
Композитор Владимир Дашкевич напишет музыку к фильму «Три сестры» Юрия Грымова. Композитор Владимир Дашкевич в беседе с высказал свое отношение к идее о введении во всех российских вузах курс музыкального образования. Владимир Дашкевич — песня из программы «В гостях у сказки» «Приходите в гости к нам». Владимир Дашкевич известен, прежде всего, как автор музыки к театральным спектаклям и кинофильмам, в числе которых «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона», «Собачье сердце» и «Зимняя вишня». В XX веке была песня, и она длилась три минуты. Скоро музыка сократится до «ммм, Данон». Выдающийся композитор, автор музыки ко многим фильмам, теоретик музыки, умнейший, да и попросту замечательный человек, отмечает свой день рождения.
Владимир ДАШКЕВИЧ: Музыка – социальный инструмент колоссальной силы
Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр удостоен Гранта Правительства России. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года — художественный руководитель и главный дирижер оркестра.
Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа. Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы.
С 2006 года Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект — персональный абонемент «Живая музыка экрана». Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных.
В репертуаре дирижера — произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации 1993 , Народный артист Российской Федерации 1998 , Почётный гражданин города Жуковского 2004 , лауреат премии Правительства России в области культуры 2010 , награжден Орденом Почета 2016.
Ансамбль Дмитрия Покровского Созданный в 1973 году выдающимся музыкантом, ученым-исследователем Дмитрием Покровским 1944—1996 ансамбль стал первым в России коллективом, по-настоящему объединившим научный подход в изучении фольклора с его профессиональным исполнением, традиции народной музыки — с современной музыкальной культурой. В этом творческом сообществе сложилась собственная уникальная вокальная школа, в основе которой — приемы традиционного фольклорного пения. Виртуозно владея самыми разными певческими стилями и техниками народной музыки, артисты мастерски сочетают их с современным музыкальным исполнительством. Фольклор в их интерпретации — живая и неотъемлемая часть национальной культуры и музыки, способная и сегодня покорять сердца слушателей и не знающая территориальных границ.
Ансамбль Дмитрия Покровского работает в самых разных жанрах. В его репертуаре — широчайший спектр крестьянских песен, духовной музыки, а также программы, посвященные календарным крестьянским праздникам, свадебным обрядам, русскому традиционному театру. В исполнении коллектива нередко звучат классические опусы и произведения современных композиторов — И. Стравинского, Г.
Свиридова, А. Шнитке, В. Мартынова, В. Дашкевича, А.
Батагова, А. Раскатова, И. Юсуповой, В. Николаева, М.
Шмотовой и других авторов. Ансамбль выступает со многими замечательными дирижерами, исполнителями и коллективами разных жанровых направлений. Искусство ансамбля ценят за умение самым естественным образом соединить культуру исполнения авторской музыки с фольклорными приемами и неотъемлемым для них элементом импровизации. Артисты успешно проявили себя в жанрах театра и кино, коллектив — частый гость телепередач и радиопрограмм.
Юлий Ким Юлий Ким родился в 1936 году в семье переводчика с корейского языка и учительницы русского языка. Окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института 1959. В студенческие годы обратился к песенному творчеству, аккомпанируя себе на семиструнной гитаре. Первые его концерты прошли в Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро обрел популярность в СССР.
По окончании учебы Юлий Ким преподавал. В эти же годы начал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла. С 1968 года стал профессионально заниматься сочинением песен и пьес для театра и кино.
Музыкальное творчество[ править править код ] Дашкевич много и плодотворно работает в кино. В 1973 году в фильме « Капля в море » впервые прозвучала его знаменитая «сказочная тема», ставшая музыкальной заставкой телепередачи « В гостях у сказки » [7]. Эта мелодия также использовалась в различных сюжетах « Ералаша », а в 1982 году — в фильме « Там, на неведомых дорожках… », в том числе в песне «Приходите в гости к нам» в исполнении Ольги Рождественской , для которой Юлий Ким написал слова в картине «Капля в море» песня имела другой текст и называлась «Шапка-невидимка» [8]. С 1979 по 1986 год работал над музыкой для цикла фильмов « Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона » [9]. Известность получила и написанная композитором главная тема к кинофильму « Собачье сердце » 1988. Составители «Новейшей истории отечественного кино» характеризуют Владимира Дашкевича как композитора-актёра, который «превосходно умеет соответствовать задачам игровым, театральным, стилизаторским».
Для здоровья общества это небезопасно. Каждая такая песенка — крошечный шажок вниз по лестнице. Поэтому меня обнадеживает, что мажорные темы «Шерлока Холмса» запомнились, стали популярны. Значит, общество интуитивно чувствует потребность в позитиве. Не возьмусь за картину и в том случае, если сценарий мне не интересен. Кино сползает с тех высот, на которых оно было в XX веке. И сползает в том числе потому, что режиссер не ставит высоких художественных задач перед композитором. Трудно представить себе, что сегодня кто-нибудь решится снять картину типа «Шербурские зонтики». Ведь успех таких фильмов зависит от композитора, от того, найдет ли он супертему, на которой, собственно, все здесь и держится. Те же «Шербурские зонтики» фактически опера, которую можно петь вне картины. Кино рождено быть немым. Оно немым и родилось. А нынешнее говорящее кино — это, по сути, радиопьесы, подчас скучно снятые или, наоборот, снятые с большим количеством видеоэффектов. Но эти видеоэффекты можно спокойно вынуть и показывать отдельно, потому что в создании цельного художественного образа они не участвуют, да и не получается никакого цельного образа. Музыка — тот цемент, который в кино скрепляет и драматургию, и актерскую игру, и весь режиссерский замысел. Например, я писал музыку к фильму Абдрашитова «Слуга». Это фильм о том, как шофер стал дирижером. Если не придумать музыкальный ход и не оснастить его высококлассной музыкой, то снимать просто нечего будет. Потом пришли новые времена, и режиссеры, заказывая музыку, рисковать перестали. И это сразу сказалось. Интонация фильмов закисла. Сейчас фильмы скучно слушать. Композиторы это на себе ощущают? Режиссер делает картину для одного человека — для себя самого. А продюсер хочет сделать картину для всех. Но в Америке продюсер становится фактически соавтором режиссера. С соответствующими амбициями: вместе создать что-то такое, чего до них не создавали. Творческое соавторство режиссера с продюсером сделало американский кинематограф одним из мировых лидеров. У нас иначе. У нас продюсер — добытчик и распорядитель денег, больше никто. Образное содержание картины его совершенно не интересует.
Если улица - в хорошем смысле: люди пытливые, свободные и современные - тебя принимает, это, в конце концов, и является критерием. Чемпион по поддавкам - Есть ли у вас любимый режиссер из тех, с кем довелось поработать? И я благодарен им всем, они помогли мне многое понять о нашей стране, нашем времени. Многие из них близки к гениальности. Все музыканты обожали шахматы. Вспомните знаменитый матч в Колонном зале между двумя корифеями Сергеем Прокофьевым и Давидом Ойстрахом. Почему-то пишут, что его сыграли вничью. Но одну партию Сергей Сергеевич зевнул и проиграл, так что скрипачи пока имеют перевес над композиторами. Но я, поскольку сейчас времени на шахматы остается немного, 1 апреля обыгрываю всех любителей шахмат в такую игру, как поддавки. Этот турнир проводится много лет подряд, и я выиграл четыре телевизора, магнитофон, много всяких путевок. У меня есть конкурент - академик, вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов, а так я считаюсь абсолютным чемпионом мира по шахматным поддавкам, и у меня даже есть грамота, выданная Кирсаном Илюмжиновым, и подаренные им часы.
Владимир ДАШКЕВИЧ Музыка как действующее лицо
Дашкевич получил второе, музыкальное высшее образование, окончив Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных класс Арама Хачатуряна. Помимо симфонической музыки сочиняет песни и другие вокальные произведения на стихи Ю. Кима, а также классических русских и зарубежных поэтов.
Преподавательская деятельность радости не приносила и отнимала много сил. Закончив с отличием учебу, Дашкевич стал в институте преподавателем анализа музыкальных форм. Вскоре он создал первые свои крупные произведения — ораторию «Фауст» и симфонию. Но еще в студенческие годы Хачатурян советовал ему не пренебрегать работой в кино и театре. Первое предложение такого рода Дашкевич получил в 1965 г.
Задача была сложной, но интересной: в мультфильме не было текста, все перипетии сюжета следовало передать в музыке — и он блестяще с этой задачей справился. Музыка к мультфильму понравилась театральному режиссеру Леониду Хейфецу, и он привлек Дашкевича к созданию музыки для спектакля «Блюзы для мистера Чарли», повествующего о жизни негров в США. Впоследствии композитор создавал музыку ко многим фильмам, мультфильмам и драматическим спектаклям. Киномузыку он считает очень важной областью искусства — по его мнению, именно киномузыка позволила восстановить связь музыкального искусства с широкой публикой, в значительной степени нарушенную авангардом. Известность ему принесла музыка к фильму «Бумбараш», в котором звучат песни на стихи Юлия Черсановича Кима. Поначалу поэт отказывался от работы над фильмом, но композитор его убедил, выиграв у него в шахматы.
Музыка, воздействуя на наш мозг, способна управлять человеком. При выборе музыкального произведения Владимир Сергеевич советует обращать внимание на формат музыки: «Крупный формат — эпос, фольклор, классика — рождает личность. Малый формат — попса, клип, комикс — порождает маленького человека. Музыка создаёт модели мышления. У личности работает огромное пространство мозга, а у маленького человека — крошечное.
Его музыкальное наследие будет продолжать жить и вдохновлять новые поколения музыкантов. От всей души поздравляем Владимира Дашкевича с 90-летием и желаем ему крепкого здоровья, долгих лет творчества и новых ярких музыкальных открытий!
Владимир ДАШКЕВИЧ: Музыка – социальный инструмент колоссальной силы
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. И почему сегодня Дашкевич потерял интерес к музыке для кино, а большинство своих произведений пишет в стол? Послушайте альбом Владимир Дашкевич 89 от OlgaVladimirovna на сайте для музыкантов, авторов и поэтов RealMusic.
Композитору Владимиру Дашкевичу исполнилось 90 лет / События на ТВЦ
Юлий Ким и Владимир Дашкевич исполнили песни из "Бумбараша", а затем прозвучала "Пушкинская" симфония, которая тоже открылась вальсом-символом, вальсом-воспоминанием. Композитор Владимир Дашкевич © Григорий Сысоев/ТАСС. По частушкам Владимир Дашкевич вообще написал десятиминутный концертный номер – это целое музыкальное полотно!». При этом музыкой Дашкевич начал заниматься только в 19 лет. Владимир Дашкевич, автор музыки к кинофильмам «Пеппи Длинныйчулок», «Собачье сердце», «Бумбараш» и многим другим.
Владимир Дашкевич отмечает 90-летие: великий композитор и теоретик музыки
Почти 18 лет он переезжает с места на место и почти не видит семью. Юный Володя Дашкевич впервые идёт в музыкальную школу в Иркутске, куда семью эвакуируют в начале войны. Но, вернувшись в Москву, оставляет занятия на фортепиано и поступает в Московский институт тонких химических технологий. Однажды соседи, желая освободить место в комнате, отдали Володе старое пианино. Дашкевич не только вспоминает музыкальную грамоту, но и впервые пробует сочинять. Он проводит за инструментом по двенадцать часов в день, из-за чего будущего композитора чуть не выгоняют из института. Получив диплом инженера-химика, Владимир Сергеевич начинает работать на заводе мастером цеха. Знакомства с композитором Николаем Каретниковым, а, затем, с гуру российского авангарда Филиппом Гершкович, кардинально меняют жизнь Дашкевича.
Я считаю, что детские фильмы прежде всего должны отображать не сказочную, а настоящую реальность. Одна из моих детских работ, которые я больше всего ценю, — спектакль Театра сатиры «Пеппи Длинныйчулок», на основе которого был позже снят одноимённый фильм. В этой истории важно было применить музыкальные приёмы, которые показали бы абсолютно не похожий на остальных образ ребёнка, сила которого заключается в его оригинальности и умении не поддаваться никаким шаблонам и взрослым указаниям.
Ещё один детский фильм, который, к сожалению, смотрели в основном взрослые, — «Плюмбум, или Опасная игра». Героем фильма является мальчик 14 лет, который сам не испытывал боль и не чувствовал боли других людей. Картина заканчивается трагично: погибает девочка, которая, исполняя указания главного героя, срывается с крыши. Этот мальчик, на мой взгляд, стал настоящим героем нашего времени. Фильм получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале.
От музыкальной заставки программы «В гостях у сказки» эта же тема на ритм летки-енки использовалась в фильме «Там, на неведомых дорожках... Однако Владимир Сергеевич — не только кинокомпозитор: среди его сочинений есть и симфония, и оратория «Фауст», виолончельный, фортепианный и скрипичный концерты, несколько опер и мюзикл. К крупной форме Дашкевич относится с особой любовью, считая, что она дает слушателю более масштабные модели мышления. И эти пушки разрушили Бастилию под музыку Моцарта.
Потому что Марсельеза — это фактически несколько преобразованная ария Фигаро, если внимательно вслушаться. А в 1848 году за подстрекательство к революции посадили таких разных композиторов, как Оффенбах и Вагнер. Эти пушки властям стали причинять большие неудобства. Не нужны любым властям личности и социальные протесты». Журналисты не раз спрашивали Дашкевича о том, как он творит. Откуда она взялась — понятия не имею», — рассказывал он в интервью телеканалу «Театр». При этом музыкой Дашкевич начал заниматься только в 19 лет. Сын репрессированного московского дворянина, он выучился на инженера-химика. А музыке пошел учиться после окончания вуза, параллельно с работой, посещая семинар самодеятельных композиторов.
И потом получил второе высшее — в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных в классе Арама Хачатуряна. Играть на фортепиано будущий композитор тогда не умел.
Но при этом немногие знают, что он еще и автор 9 симфоний, 3 опер, 5 инструментальных концертов, 5 мюзиклов, и все это мы не имеем возможности услышать. Сегодня каждый знает имена Таривердиева, Петрова, Тухманова, Зацепина, Артемьева, Гладкова, Рыбникова, Дунаевского, Дашкевича… Но в последнее время мы практически не слышим ваших новых произведений.
Что сегодня происходит с ведущими композиторами страны? А музыка не приспособилась — и в этом проблема. У нас в стране сегодня очень остро стоит вопрос о социальном статусе композитора. В книгу читатель заглянет и, если заинтересуется, купит.
А партитуру? Партитуру не прочтет никто, кроме профессионала. Для того чтобы партитуру, написанную композиторами, восприняли слушатели, нужен целый цех исполнителей. И вот здесь возникает экономическая проблема, которая работает против современной музыки, которая принуждает исполнять музыку во всех жанрах — от эстрадного до попсового — малосоставным форматом.
В «попсе» работают три-шесть исполнителей, в так называемой авангардной музыке — пять-шесть исполнителей, но они не могут создать по-настоящему качественного материала. Потому что партитура песен, которые поют все кому не лень, — это всего лишь 30 нотных знаков. А партитура симфонии —150 000 нотных знаков. Есть разница?
И, конечно, Министерству культуры выгодно спонсировать малосоставные партитуры. У нас существует два фестиваля — «Московская осень» и «Петербургская весна», на которых в течение месяца исполняется по 200—300 сочинений, партитуры которых стоят копейки. И зачастую исполняются они плохо. Партитуры новых опер, симфоний, концертов ведущих композиторов там не исполняются, потому что они требуют большого количества исполнителей.
А между тем только эти произведения продолжают классическую традицию. Но классическая традиция не вписывается в новую экономическую ситуацию, требует расходов. Конечно, может найтись пара-тройка исполнителей, которые из уважения к моей персоне скажут: «Хорошо, я готов сыграть партитуру вашей оперы или симфонии без оплаты». Но вы же понимаете, для того чтобы они прозвучали, нужно еще 60 таких же энтузиастов-исполнителей, которые тоже должны согласиться работать без оплаты.
А это нереально. Государственным чиновникам нужно посмотреть на музыку с точки зрения «музыка и современность». Сравнить ее с кинематографом, например. Ведь когда сценарист пишет сценарий, он рассчитывает на то, что картину будут смотреть много раз.
Под съемки десятков больших кинопроектов Министерство культуры выделяет крупные средства через Фонд кино. Вот так должно быть и с музыкой ведущих композиторов страны. Ей нужно обеспечить зеленый коридор: люди, поклонники перечисленных вами композиторов а у них аудитория очень большая , должны получить возможность новый материал послушать. Как с хорошими фильмами.
Вот, например, «Собачье сердце» Бортко, хотя и вышел давно, продолжает пользоваться популярностью, и поэтому его повторяют снова и снова. Так должно быть и с новой музыкой. Сегодня большое количество сочинений даже самых наших известных композиторов — Таривердиева, Шварца или Петрова — продолжает лежать в столе.