Впервые термин «культура безопасности» был введен международной консультативной группой по ядерной безопасности (INSAG) в итоговом докладе, посвященном рассмотрению причин аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.
Сколько существует уровней зрелости культуры безопасности на пути к достижению устойчивого успеха
Курские Известия. Уровни зрелости культуры безопасности определяют, насколько глубоко и прочно заложены принципы безопасности в организации. Предприятия и дивизионы с большей степенью такой зрелости, с более частыми проявлениями «независимого» либо «взаимозависимого» уровней культуры безопасности уверенно демонстрировали более низкие показатели частоты производственного травматизма. Уровни зрелости культуры безопасности Westrum, Hudson , Fleming&Meakin, DuPont, UK OilIndustryStepChange. Наиболее популярной моделью зрелости культуры безопасности является «Лестница культуры безопасности» Патрика Хадсона, с помощью которой можно оценить на каком уровне находится культура безопасности любой организации.
Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге ржд
Работа с данными на каждом уровне зрелости культуры безопасности. Показатели безопасности при прохождении компанией через повышение уровней зрелости культуры безопасности улучшаются непрерывно. (рис.1). Как вовлечь сотрудников в развитие культуры безопасности? Об утверждении Методических рекомендаций по оценке зрелости культуры безопасности в холдинге "РЖД". Назовите уровни зрелости культуры безопасности. Сводные результаты всех анкет позволяют оценить на каком "уровне зрелости" находится организационная культура безопасности.
Сколько уровней зрелости культуры безопасности
В Компании разработаны Методические рекомендации «Береги свою жизнь! В Рекомендациях определены семь ключевых опасностей на рабочих местах: складирование и размещение грузов, обращение с расплавами, замкнутые пространства, грузоподъемные механизмы, опасные поражения электрическим током, работы на высоте, вращающееся оборудование и движущиеся механизмы. В Компании была утверждена Стратегия обеспечения безопасности труда и промышленной безопасности до 2030 года, пересмотрена действующая система управления в этой области, обновлены внутренние стандарты и регламенты. Дополнительное развитие получила корпоративная автоматизированная информационная система «Безопасность Производственной Деятельности». В рамках Года безопасности труда более 100 внутренних тренеров было обучено по программам «Поведенческий аудит безопасности» и «Основы безопасного поведения», а среди сотрудников Компании были проведены специальные творческие конкурсы.
Комплекс таких отношений и результатов понимания важности и ответственности работников в обеспечении всех видов безопасности в настоящее время получил наименование культура безопасности. При этом следует иметь в виду, что культура безопасности практически охватывает все элементы СМБД. Выделение признаков культуры безопасности и критериев выявления их наличия создает предпосылки для количественного определения и независимой проверки аудита уровня культуры безопасности в холдинге «РЖД». Результаты проверок состояния культуры безопасности движения различных проверяемых организаций холдинга «РЖД» должны быть сравниваемыми и сопоставимыми, что требует применения единых подходов к получению свидетельств таких проверок. Основным методом проведения проверок состояния культуры безопасности движения является метод анкетирования работников организации холдинга «РЖД» для выявления проявлений их деятельности и отношения к конкретным поступкам и поведению своим и других работников в части соблюдения требований безопасности движения. К другим методам проведения проверок, дополняющим метод анкетирования, относятся: а метод интервьюирования для выявления индивидуального отношения к культуре безопасности движения отдельных работников; б метод фокус-группы или фокусированного интервью , представляющий собой групповую дискуссию, в ходе которой выясняется групповое отношение участников дискуссии к тому или иному признаку или элементу признака культуры безопасности движения; в метод обработки имеющихся в организации данных системы внутреннего учета и регистрации информации, связанной с безопасностью движения, о деятельности персонала и функционировании технических средств [9].
При этом должно проверяться наличие признаков проявления отношения персонала проверяемой организации к обеспечению безопасности движения и их соответствие тем признакам культуры безопасности, которые изложены в Руководстве по созданию СМБД. Проверка состояния культуры безопасности движения должна проводиться в следующем порядке: - размножения и передачи работникам проверяемых структурных подразделений анкет, с указанием срока возврата заполненных анкет; - выделения от организации холдинга «РЖД» сопровождающего лица для обеспечения проведения следующих процедур: а возможной дополнительной личной передачи персоналу и сбора от него специальных анкет; б взятии интервью у отдельных работников; в проведении, при необходимости, исследования методом фокус-группы; г получении данных системы внутреннего учета и регистрации информации, связанной с безопасностью движения. При необходимости, или при наличии вопроса у работника организации холдинга «РЖД», даются пояснения по их заполнению. В частности, поясняется, что: - на каждый вопрос анкеты следует дать только один ответ, выбрав его из перечисленных вариантов, характеризующих степень согласия или несогласия опрашиваемого работника с представленным в анкете утверждением; - анкета является анонимной и любой вариант ответа не будет использоваться против интересов заполнившего ее лица. После проведения проверки состояния культуры безопасности движения составляется отчет. В отчете должны быть отражены как позитивные, так и негативные свидетельства, выявленные в процессе проверки в том числе индивидуальные или групповые, если в процессе проверки использовались методы интервьюирования и фокус-группы , и даны предложения в форме направлений работ для улучшения [9]. По результатам проверок состояния культуры безопасности движения и на основании выводов, приведенных в отчетах о таких проверках, руководителями проверенных подразделений организаций холдинга «РЖД» разрабатываются мероприятия корректирующие и предупреждающие действия по устранению выявленных несоответствий и организуется их выполнение.
Исследование культуры безопасности состояло из проведения: интервью с руководителями всех уровней производственной вертикали; фокус-групповых исследований в общей сложности было проведено 5 фокус-групп, в котором приняло участие более 50 работников анкетирования, в котором приняли участие около 100 работников. Остановимся на показателях культуры безопасности с низким уровнем. По базовой составляющей «Система управления» отмечены следующие показатели с низким уровнем [3]: 1. Обмен опытом по актуальным вопросам культуры безопасности. В настоящий момент отмечается недостаток обмена опытом по вопросам эксплуатации оборудования и безопасного производства работ как внутри Общества между структурными подразделениями, так и за его пределами с другими предприятиями. Существует высокая потребность и полезность в семинарах, конференциях, рабочих встречах. Цитирую высказывания работников: «единственная эффективная практика — это спросить «по-быстрому у своих» как устранить или исправить проблему». Связь системы поощрений работников с безопасным поведением. В Обществе не прослеживается связь системы поощрения материальной и нематериальной с безопасным поведением работника, наряду с высоким уровнем системы наказаний. Для примера процитирую работников: руководители говорят: «отсутствие наказания и есть ваше поощрение», «не хочешь, не нравится — за забором другие стоят, они за тебя сделают». Наличие и доступность системы сообщений о проблемах безопасности. Работники отметили, что такой системы в Обществе нет, что готовы сообщать руководству о проблемах и ошибках. Но есть случаи, когда руководители игнорируют сообщения о проблемах безопасности, не транслируют работникам свои ожидания. Страх наказания и страх неизвестности, что это может быть воспринято негативно руководителями и последствия могут быть неадекватны, снижают качество и количество обращений. Цитирую работников: «есть программа — добиться меньше нарушений». Как итог— «не все фиксируем, чтобы не попасть под подозрение и не портить статистику», «самому разбираться, если что-то идёт не так легче, чем обратиться к руководителю, но, если сложно, всё-таки обращаемся хотя помощи не будет , делаем дальше сами». Проектные запасы. Работники отметили низкую степень оснащения необходимыми инструментами и оборудованием для повседневной работы, а также в случае непредвиденных ситуаций. Также отмечены проблемы, связанные с эксплуатацией оборудования и поддержания его состояния в пределах проектных запасов. Цитирую: «Плохие вытяжки в цехах, стеснённые условия работы и рядом опасное оборудование»; «устаревшее изношенное оборудование, вышел срок эксплуатации — все равно используем и по бумагам пишем, что все в порядке». Сотрудникам необходимо знать много документов, которые не всегда имеют отношения к их работе. По базовой составляющей «Приверженность руководства безопасности» низкий уровень установлен по показателям [3]: 1. Ответственность руководителя: стимулы, наказания и поощрения. Отмечается дисбаланс между стимулами, наказаниями и поощрениями. Персонал воспринимает данную систему как несбалансированную, существенно смещённую в сторону наказаний. Участие персонала в разработке предложений по повышению безопасности, выявлению проблем в области безопасности не поощряется. В целом о поведении руководителей поведенческие модели работники отзывались положительно. Функциональные роли, ответственность и полномочия. Размыты роли, ответственность и полномочия. Работникам приходится выполнять не свои должностные обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее выполнение работы другим работниками. Хочется отметить, что в случае небезопасной ситуации большинство работников газовых промыслов готовы взять на себя ответственность за принятые решения. По базовой составляющей «Индивидуальная приверженность» к низкому уровню отнесены [3]: 1. Риск-ориентированный подход. Критическое восприятие отклонений. Отмечается не умение персонала оценивать возможные риски и их последствия, работники не осознают вероятность возникновения ошибок. Отсутствует критическое восприятие отклонений от установленных норм безопасности. Персонал допускает отступление от требований, а также не выступает с инициативой усовершенствования в области безопасности. Чувства самоуспокоенности.
Важность уровней зрелости Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД играют важную роль в обеспечении безопасной работы компании. Они помогают создавать условия, при которых сотрудники осознают важность соблюдения правил и процедур безопасности, и делают это не просто ради выполнения формальных требований, но по-настоящему заботятся о своей безопасности и безопасности своих коллег. Высокий уровень зрелости культуры безопасности основывается на развитии четырех ключевых компонентов: навыков, знаний, отношений и убеждений. Навыки позволяют сотрудникам выполнять свою работу безопасно и эффективно. Знания о правилах и процедурах безопасности помогают им принимать правильные решения в ситуациях, связанных с безопасностью. Отношения, построенные на взаимопонимании, доверии и солидарности, способствуют совместной работе и эффективному обмену опытом. А убеждения важны для того, чтобы сотрудники приняли безопасность как часть своей культуры, как неотъемлемую часть своего поведения и сознательно включили ее в свою ежедневную работу. Наличие разных уровней зрелости культуры безопасности в организации важно, потому что это позволяет привлечь и удержать разных типов сотрудников. Некоторые сотрудники могут уже обладать высоким уровнем зрелости и быть готовыми к самостоятельному выполнению задач безопасности. Другие же могут быть на начальных ступенях развития и требовать большей поддержки и руководства. Важно уметь работать с разными уровнями зрелости и развивать их дальше. Также разные уровни зрелости помогают распределить обязанности и ответственность между сотрудниками, что способствует более эффективному управлению безопасностью.
Сколько существует уровней зрелости культуры безопасности на пути к достижению устойчивого успеха?
Уровни зрелости культуры безопасности — это система показателей, которые оценивают степень готовности сотрудников и организации к соблюдению правил безопасности. Высокий уровень зрелости культуры безопасности основывается на развитии четырех ключевых компонентов: навыков, знаний, отношений и убеждений. Дескрипторы уровней зрелости культуры безопасности «Газпром нефть». Описаны пять уровней зрелости культуры безопасности ОАО «РЖД». «Числовой уровень культуры безопасности» имеет самый большой разрыв в применении компаниями с понижающимся уровнем травматизма и с повышающимся или неизменным уровнем травматизма (в первых на 29% больше). Коллеги, в настоящей статье я хотел бы поделиться с вами опытом применения метода «оценки зрелости организации», который применяют во многих крупных международных и российских компаниях для «оценки уровня культуры безопасности».
«Larchenkov.ru» - здоровье компании через призму культуры безопасности полетов
Рост доверия является не результатом зрелости культуры безопасности, а, напротив, важным фактором ее формирования. Модель Хадсона описывает 5 уровней зрелости культуры безопасности: от паталогического до созидательного. Уровни зрелости культуры безопасности определяют, насколько глубоко и прочно заложены принципы безопасности в организации.
Существующие уровни зрелости культуры безопасности на пути к достижению устойчивого успеха
Компания строит дома и бизнес- центры, руководители сфокусированы на производственных планах, сроках и не считают вопросы безопасности «своими». Но наступает момент, когда игнорировать высокие показатели травматизма больше нельзя. Серьезные происшествия влекут за собой не только прямые убытки — под угрозой оказываются внешние инвестиции в компанию, стоимость бизнеса. Что делать? Для решения проблем с безопасностью компания нанимает западных консультантов и предсказуемо получает рекомендации внедрить набор «лучших практик». Стандартный пакет включает тренинги по развитию лидерства в области безопасности, поведенческие аудиты безопасности ПАБ , STOP-карты, оценку рисков Risk Assessment , выявление потенциально опасных ситуаций Near Miss. Руководство утвердило внедрение рекомендованного набора «лучших практик» без изменений. Служба ОТ и ПБ быстро организовала внедрение практик и уже через три месяца отчиталась о выполнении задачи.
Прошло два года. Стало понятно, что ситуация не изменилась. Новые инструменты вроде бы внедрены, но культура безопасности осталась на прежнем уровне. Ключевым здесь является понятие «вроде бы» — внедрение прошло формально: руководство подписало приказы, сотрудники прошли инструктаж, получили новые стандарты и инструкции. Но отношение людей к вопросам безопасности не изменилось. Повторим, что это типичная история внедрения лучших практик в российских компаниях. Почему так, в чем проблема?
Что, как и где внедряем Мы выделили три фактора, которые, по нашему мнению, максимально полно объясняют причины того, почему лучшие практики не работают в российских компаниях. Что внедряем. Любая практика требует адаптации к российским реалиям и специфике организации. К примеру, в компании приняли решение, что рабочие должны сообщать о микротравмах. Но бланк отчета плохо перевели, вопросы трудны для понимания, непонятно, как заполнять форму. К тому же выясняется, что по каждому незначительному порезу нужно составить несколько документов. На отработку самого мелкого происшествия уходит очень много времени, поэтому сотрудники приходят к выводу, что «овчинка выделки не стоит» и начинают саботировать распоряжение руководства.
Отдельный вопрос — а готова ли компания в принципе к работе с микротравмами? Способны ли руководители выстраивать диалог в рамках ПАБов? Ве-ят ли сотрудники, что компании сегодня действительно нужны коренные причины происшествий?
И ответственные "Лидеры" Стандарта со всех площадок Группы предоставили отчет, подтверждающий, что требования Стандарта внедрены: сотрудники прошли обучение, закуплены замки и блокираторы, предусмотренные Стандартом, разработаны Карты блокировок оборудования карты LOTO и т. И это побудило нас на внедрение детальных чек-листов, которые разработаны по принципу «оценки зрелости организации» для оценки текущего уровня соответствия площадки требованиям корпоративных Стандартов.
И с помощью этих чек-листов очень определить, в чем именно слабое место на площадке по конкретному Стандарту и над чем нужно работать Почему в ГК «РУСТ» пришли к выводу о том, что подобная система оценки соответствия требованиям Стандартов необходима? Мы определили, что все требования Стандартов можно разделить на 3 группы — таблица 2. Таблица 2 — Разделение требований Стандартов на группы Стандарты безопасности, как я уже указал выше, четко определяют какие меры и требования должны быть внедрены и реализованы, чтоб максимально снизить риски наступления несчастных случаев, аварий и др.
Почти 8,4 миллиона человек в трех пострадавших странах подверглись воздействию радиации. До этого времени, вопросы безопасности рассматривались только с технической точки зрения, и мало внимания уделялось вопросам культуры и человеческого фактора. Изначально, термин «Культура безопасности» использовался для описания отношения людей к безопасности на атомных электростанциях. Однако, со временем, он стал применяться и в других областях, таких как авиация, химическая промышленность, строительство и перешел на все отрасли. Было предложено такое определение: «Культура безопасности — это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью». Эксперты МАГАТЭ выделили ряд универсальных черт культуры безопасности: личное осознание важности безопасности; знания и компетентность, обеспечиваемые через подготовку и инструкции для персонала, а также его самоподготовку; приверженность, требующую демонстрации высокого приоритета безопасности на уровне старших руководителей и признания общих целей безопасности отдельными лицами; мотивацию посредством методов руководства, постановки целей и создания системы поощрений и наказаний и посредством формирования внутренней позиции отдельных лиц; надзор, включающий практику ревизий и экспертиз, и готовность реагировать на критическую позицию отдельных лиц; ответственность через формальное установление и описание должностных обязанностей и понимание их отдельными лицами.
Таблица 2 — Разделение требований Стандартов на группы Стандарты безопасности, как я уже указал выше, четко определяют какие меры и требования должны быть внедрены и реализованы, чтоб максимально снизить риски наступления несчастных случаев, аварий и др. Но Стандарты не описывают и не содержат информацию о том, каким образом те или иные требования Стандарта должны быть внедрены. И именно этот аспект позволяет нам эффективно оценить чек-лист, разработанный на основе метода «оценки зрелости организации». Чек-лист оценки соответствия требованиям Стандарта представляет из себя перечень требований, предусмотренных Стандартом, которые разделены между собой на три категории риска — таблица 3. Таблица 3 — Категории риска И также чек-лист предусматривает 5-бальную систему оценки «оценка зрелости» — таблица 4, где:.