Российские школы переживают настоящий кризис: учеников с каждым годом прибавляется, а учителей, наоборот, не хватает. У учителей такая дополнительная обязаловка висит камнем на душе, – призналась учитель начальных классов одной из воронежских школ Елена Е. (фамилию педагог попросила не указывать).
«Земские учителя» уходят из школ Севастополя
Учителя и воспитатели школ Хакасии массово увольняются из-за резкого понижения зарплат, хотя администрация губернатора региона обещала поднять уровень дохода до среднего. Вопрос о деньгах: в 2023 году в СМИ не раз проходили новости о «повышении зарплат бюджетников». Учителя и воспитатели массово увольняются из-за резкого понижения зарплат. Неудивительно, что учителя бегут из школ вопреки победным реляциям Минпросвещения.
Учителя бегут из школ...
Анна Скрозникова рассказала, что чаще всего из школ уходят учителя начальных классов. Среди причин, по которым молодые учителя уходят из школы, Елена Казакова назвала низкую зарплату, нерациональный менеджмент, колоссальную бюрократическую нагрузку, а также неопределенность и проблемы личностного роста. В 2023 году из российских школ уволились 193 тысячи учителей. Это максимум за 7 лет. Чем это аукнется, особенно когда полностью уйдут педагоги советской и постсоветской закалки? Только ли финансовая проблема отпугивает молодых педагогов от школы, решили выяснить «КВ». И на условии того, что имена учителей будут известны лишь редакции, записали пять исповедей казанских педагогов, которые ушли из школы.
Учителя-пенсионеры стали массово уходить из школ
Вот почему учителя часто предпочитают уволиться вместо того, чтобы продолжать работать в школе. Только ли финансовая проблема отпугивает молодых педагогов от школы, решили выяснить «КВ». И на условии того, что имена учителей будут известны лишь редакции, записали пять исповедей казанских педагогов, которые ушли из школы. на 49%, биологии - на 41%, математики - на 39%. Впрочем, по информации «Фонтанки», как минимум у нескольких учителей именно желание уйти из школы № 338 сыграло главную роль в переходе в «хорошее» место. В Невском районе Санкт-Петербурга из школы №338 ушли 17 учителей, сообщает «Фонтанка». Профсоюз «Учитель» объединяет преподавателей, учителей, воспитателей и педагогов детских садов, школ, колледжей.
В Госдуме призвали кабмин разобраться, почему учителя уходят из школ
Будто бы только в 2023 году уволились почти 200 тыс. педагогов. Новость так всех взбудоражила, что Минпрос даже выступил с официальным опровержением. "Считаю, что ежегодное увеличение увольняющихся из школ учителей грозит катастрофой, когда школьники из-за отсутствия отдельных предметников в школах попросту не получают качественного образования. в 2023 году в России уволилось рекордное за 7 лет число учителей - 193 тысячи, пишет Учителя ушли по-немецки. Директор пермской школы и ее подчиненные уволились из-за «разговоров о важном».
Из школы бегут учителя
О том, что ушла из школы не жалею абсолютно. Анна Скрозникова рассказала, что чаще всего из школ уходят учителя начальных классов. Учителя назвали причины увольнения из школ России. Учителя и воспитатели массово увольняются из-за резкого понижения зарплат. Учитель одной из иркутских школ Александр (имя изменено по просьбе героя публикации.
Педагоги массово увольняются из школ из-за низких зарплат, стресса и перегрузки
До сих пор считаю, что учить детей — это благородное и важное занятие. Вероятно, по этой же причине туда идет большинство молодых людей. Вот только задерживаются единицы. И дело не только в педагогической зарплате. Ее размер по какой-то непонятной причине в России сильно колеблется. Многое зависит от опыта, званий и региона.
Знаю, что в Москве учитель может получать более 100 тысяч рублей. Для педагогов из провинции такие цифры — фантастика. Но, как я уже говорил, помимо зарплаты есть куча жирных минусов. Учитель должен Мне показали кабинет, в котором я буду работать. Выглядел он чисто и пустынно.
В нем не было ни схем, ни портретов, ни других наглядных материалов. Голые стены, парты, доска и шкафчики с разным хламом. Больше ничего. Предполагается, что оформлять и утеплять кабинет, следить за мебелью, по случаю стирать всякие нехорошие надписи с парт должен педагог. Учитель вообще много что должен.
Это молодому педагогу дают знать с порога школы. Он должен составлять рабочие планы, писать отчеты и заполнять журналы. Должен находить подход к каждому ученику, должен отвечать за него. Не дай бог, если его школьник во время урока что-то учудит. Выйдет за дверь класса и сломает руку или поставит фингал приятелю.
Вся вина за это ляжет на педагога. Как результат, некоторые учителя просто боятся лишний раз выпускать детей в туалет. Призвание педагога Еще учитель должен нравиться родителям. Многие из них искренне уверены, что это школа в первую очередь должна воспитывать их отпрысков, а семья уже во вторую. Администрация по этому вопросу старается с мамами и папами не спорить.
Вот и получается по их общему мнению, что если ученик плохо себя ведет — виноват учитель.
Трудоустроить их потребовалось по причине роста числа школьников и студентов. По данным комитета по труду и занятости населения , за год зарплата преподавателей, предлагаемая в вакансиях, повысилась на четверть. Среди наиболее востребованных специалистов учителя математики, физики и информатики, специального дошкольного образования и начальной школы. Лента новостей.
Как рассказала Ольга Щетинкина, позиция родителей на замечания педагогов «очень агрессивная». По словам главы регионального Минобра, одна из основных причин ухода молодых педагогов из школ — «прессинг со стороны родителей». Она предложила законодательно закрепить «статус защиты педагогического работника».
Скромная зарплата Если набрать в интернете «учитель начальных классов воронеж вакансии», то сайты по поиску работы выдают десятки предложений. У девушки уже есть первая квалификационная категория. Прожить на нее невозможно. Хорошо тем, у кого есть хорошо зарабатывающий муж. Но чаще, чтобы свести концы с концами, нужно иметь дополнительный доход. А если работать на другой работе, то как качественно подготовиться к урокам? Именно по этой причине молодые не хотят идти в учителя, — считает Маргарита.
По словам Елены Е. Труд учителей среднего звена оценивают выше. Казалось бы, работать в такой — престижно, но на деле школа сталкивается с нехваткой кадров, — рассказала Ольга Асоян. По данным городского управления образования и молодежной политики, средняя заработная плата воронежских учителей начальных классов за 2017 год составляла 24,6 тыс. Для сравнения: по данным Воронежстата , по итогам первого полугодия 2019-го средняя зарплата в регионе составила 32,5 тыс. В Воронежской области решили, кто из учителей получит по 1 млн рублей Примерное положение об оплате труда педагогов гордума приняла в 2018 году первая редакция — в 2013-м. В документе прописаны рекомендуемые размеры постоянных повышающих надбавок коэффициентов к должностному окладу: за квалификационную категорию 1,2 — I квалификационная категория, 1,4 — высшая квалификационная категория и за стаж непрерывной работы от 1,02 до 1,07. Потеря авторитета Надежда Дахина проработала учителем начальных классов больше десяти лет. Причиной увольнения в декабре 2018 года послужил конфликт с родителями. Многие родители не выбирают с учителем выражений, ведут себя неадекватно.
Мама ребенка-хулигана, который бил других детей, пригрозила мне жалобами в разные инстанции. К сожалению, есть родители, которые считают, что только их мнение — единственно правильное, — рассказала Надежда. Бывшая учительница начальных классов, 24-летняя Анастасия И. Из-за этого страдает дисциплина: — Те приемы, которые учителя применяли раньше, не всегда можно использовать сейчас — контроль за поведением педагога усилился. Во многих дошкольных и школьных учреждениях появились камеры, а родители обсуждают поведение учителя в чатах. Многие родители ставят авторитет учителя под сомнение.
«Хорошо, если зарабатывает муж». Почему учителя уходят из школ в Воронеже
Приходит на район или город некий пробник, и все его пишут. И все свято верят, что результаты правдивые. Хотя бывает, что дети далеко не так удачно написали, а кто написал — тот списал. И это очень странно». Регина Исхакова, работала учителем в Набережных Челнах: «Поскольку я учитель-предметник, я только в начале года заполняла рабочую программу. И только в конце четверти заполняла отчет. В основном бумажная волокита выпадает на долю классных руководителей». Фото: Салават Камалетдинов Алия Вагизова, учитель русского языка и литературы: «В связи с ковидными ограничениями все стало еще тяжелее. Каждый день я должна заполнять журнал санитарной обработки, журнал проветривания, журнал посещаемости учеников, бумажный журнал, электронный.
Я каждое утро заполняю гугл форму, где по пунктам расписываю: кто заболел, кто просто не пришел. Еще составляю список тех, кто питается. И плюс сдаю это и в бумажном варианте. Каждый день столько работы! А сколько это бумаги? Мне никто не дает денег на бумагу и на краску для принтера». По этому пункту мнения разделились. Одни говорят, что «новеньким» дают слабые классы и плохие кабинеты.
Другие, наоборот, благодарят старших коллег за поддержку. Борис Антонов: «Когда учителя работают вместе около двадцати лет и вместе воспитывают новые поколения, готовят к ЕГЭ и прочее, то они становятся очень дружны. В сельской школе всегда готовы отозваться и прийти на помощь. В городской я такого не наблюдал - мне казалось, что отношения сводились к взаимной ненависти и перекладыванию ответственности. Я не знаю, с чем это связано. Самому любопытно». Регина Исхакова: «Сразу скажу, что нет предвзятого отношения к молодым специалистам. Очень много педагогов готовы подсказать и помочь при обращении.
Хорошие завучи, грамотно координируют работу. Если кому-то что-то от меня нужно, то мне потом помогут и наоборот. Но это не долг. Просто бескорыстная помощь». А у нас дети уже стоят на учете ПДН подразделения по делам несовершеннолетних — прим. И это в 4 классе! Игорь Сабиров: «Нужно учитывать специфику школы, в которой я нахожусь, и того климата, в котором я вырос. Школа — это место геронтократии.
Если говорить откровенно, многие приходят в школу и оказываются в шоке. Например, к ним могут относится хуже просто потому, что они просто красивее своих более взрослых коллег. Если мужчина работает преподавателем, то все его рассматривают как будущего человека из администрации. И это лично меня раздражает. Привилегии нужны только неполноценным. А если ты уже являешься учителем, то это уже доказывает твой характер». Устаревшая программа На эту проблему в основном жалуются учителя русского языка и литературы. Школьники, может быть, любят читать, но только не «Слово о полку Игореве».
Регина Исхакова: «Мне не нравится, что за рамки рабочей программы выходить нельзя и учебники по русскому языку и литературе довольно плохие. В них информация, которая детям совершенно не интересна. Например, та же древнерусская литература, которой дети не увлекаются совсем, они ее не читают». По словам учительницы, директор гимназии собрал экстренное совещание и назвал поэтов «врагами народа». Работа «дворником» Иногда учителей заставляют красить заборы и убирать листья не только в родной школе, но и, например, в городских парках. А когда начинается учебный год, преподавателей отправляют на городские мероприятия. Алия Вагизова: «Уроки я не заменяла. Зато ходила на разные непонятные мероприятия.
И как классного руководителя меня без конца «дергают».
Необходимость быть конформистом В школе только очень сильные и независимые натуры могут не быть конформистами и удерживаться на своем месте. Увы, я не такая. Я не могу противостоять администрации, когда категорически не согласна с каким-то ее решением или распоряжением. Я не борец. Но и роль конформиста мне дается с трудом. Она в моем понимании не сочетается с самоуважением. Мне тошно от необходимости заискивать перед завучем, чтобы потом дали нужную мне нагрузку не больше 28 часов , мне тошно от того, что я должна проводить классные часы на темы спущенные сверху и обязательные к исполнению , которые мне неинтересны и противоречат моим принципам, мне тошно от постоянной показухи и погони за местом в рейтингах. Я этот список могу продолжать долго. И каждый раз мне приходится делать непростой выбор: прогнуться и в итоге себя презирать или проигнорировать, а потом расхлебывать последствия?
Вариант — дать бой — мной не рассматривается: не умею. Чаще всего прогибаюсь. А потом веду сама с собой нескончаемые разговоры о совести, чести, порядочности, принципах. Они выматывают, конечно, но существенно страшнее прогибаться, подстраиваться, лицемерить и не испытывать никакого дискомфорта от этого. Я считаю, что у меня пока еще есть шанс остаться порядочным человеком. Почему невозможно работать не в школе 1. Это моя профессия Мне нравится моя профессия. У меня получается быть учителем. Я получаю огромное удовольствие и повод к гордости за саму себя, когда за 7 лет из несмышленого пацана, который делает по три ошибки в каждом слове, мне удается вырастить человека, получающего 90 баллов на ЕГЭ по русскому языку. Я радуюсь, когда получается урок.
Как выжить учителю на 13000 рублей?! Всё чаще задумываюсь об уходе. И скорей всего это скоро произойдёт! В первый же день работы мне настоятельно порекомендовали подписаться на два платных педагогических журнала! И заметив, что на них подписаны все коллеги, я не могла остаться в стороне. Обратила внимание, что с каждым месяцем всё больше и больше трачу деньги на саму работу. То плакаты, то бумага, то картридж для принтера, то ручки, то чей-то день рождения и тд и тп. Еще один раздражающий фактор — во всём виноват учитель.
Даже если тебя не было на месте происшествия, спросят всё равно с тебя! Самое важное — отсутствие личной жизни! Сколько раз мне приходилось ради школы отменять различные свои дела и встречи! Всё это и многое другое нарастающим снежным комом катится на меня. Я уже на грани и готова написать заявление! Однако, к сожалению, система образования не уступает первенство в текучке кадров никаким другим рабочим сферам. В школах, в основном, остаются опытные учителя с закалкой, но за ними ли будущее российского образования?
Алия Вагизова - учительница русского языка и литературы. Преподает в одном из городов Татарстана. Планирует поменять работу. Юлия Иванова - учительница английского языка. Преподавала в онлайн школе. Сейчас работает в обычной средней школе. Мы изменили имена наших собеседников, чтобы они не попали под каток репрессий, как это уже не раз случалось с учителями из российских школ. Поводы находились разные: от фотографий в купальнике до танца живота. Также можно вспомнить недавнюю историю учительницы из Санкт-Петербурга Серафимы Сапрыкиной, которую вынудили уволиться из гимназии после урока, посвященного стихам Введенского и Хармса. Учителя, о которых мы рассказываем, работают в совершенно разных школах. Одни преподают уже не первый год, другие только закончили университет. Но почти все они говорят об одних и тех же проблемах. Истории наших героев помогут понять, что происходит в школах, где учатся наши дети. Маленькая зарплата. Если верить Росстату, учителя зарабатывают хорошо. В Казани они в среднем получают 48 тысяч рублей в месяц. Осторожно, сейчас будет длинная таблица зарплат. Но, будем честны, методика расчетов Росстата вызывает много вопросов. Ведомство складывает зарплаты всех учителей и делит их на число всех специалистов. В статистику попадет и зарплата учителя из какой-нибудь Международной школы, и преподавателя из обычной средней школы. Еще Росстат учитывает все доплаты и компенсации. Крупные гранты хорошо поправят общую статистику, но получат их всего несколько человек. Либо выплаты получат все или почти все, но это будет разовая поддержка. Молодой учитель вряд ли заработает среднестатистические 50 тысяч рублей, даже если будет работать в две смены. Преподаватели, которых мы опросили, получают в месяц не больше 30 тысяч рублей. Минимальная ставка учителя - 18 часов в неделю. Но чаще они ведут по 25-30 уроков в неделю. Плюс классное руководство и кружки - без них молодой учитель не заработает в месяц и 30-ти тысяч. Мы попросили одного из наших героев прислать расчетный лист по зарплате. В месяц он получает 27 тысяч рублей при ставке 26 часов в неделю. Еще 3 тысячи рублей ему доплачивают за кружок робототехники. Конечно, у молодых учителей еще нет квалификационных категорий и прочих регалий, за которые доплачивают. Чтобы их получить, нужно проработать в школе много лет, а обеспечивать себя и семью нужно уже сейчас. Дело не только в том, что учителям каждый день приходится заполнять несколько журналов и списков, особенно если он ведет классное руководство. Школа хочет знать о каждом шаге учеников, как будто боится, что с ребенком что-то случится, а спрашивать будут с учителей, завучей и директоров. Еще одна причина, почему учителей просят заполнять бесконечные отчеты, заключается в том, что так чиновники пытаются контролировать уровень знаний школьников и что-то планировать. Правда, получается плохо. Вот что говорят наши герои о том, сколько документов им приходится заполнять почти каждый день. Борис Антонов, преподает в сельской школе: «Учитель берет на себя очень многие обязанности - начиная от сельсовета или исполнительного комитета если это город и заканчивая классным руководством. Он следит не только за успеваемостью детей, но и за тем, сколько у ребенка сестер, братьев. Это все надо прописать, кому-то отчет отправить, чтобы кто-то еще отчет отправил. Бесконечное количество отчетов. Наша система образования не имеет адекватного мониторинга. Государство — Левиафан. Оно стремится поглотить все, что есть. И выходит очень смешно. Фото: Владимир Васильев Мы пишем отчеты о том, в каких жилищно-бытовых условиях живут люди. И это никак не связано с педагогикой. И мы почти не пишем отчетов о морально-нравственном состоянии детей, о том, что у них есть какие-то проекты, какие-то успехи. Это никому не интересно.
Поделиться
- Бывший учитель честно — о том, почему ушел из школы - 8 сентября 2023 - 14.ру
- Московские новости
- Почему учителя увольняются из школ: реальные истории российских педагогов - 5 сентября 2023 - 74.ру
- Педагоги боятся работать в школе
- Корреспондент mosaica.ru поговорила со школьными учителями и теми, кто выбрал онлайн-формат
Учителя стучат друг на друга, а дети качают права: педагоги назвали истинные причины побега из школ
Есть родительский комитет, который всем заправляет. Родители сами решают, куда и сколько денег потратить. Я туда не лезу. Каждый месяц родители скидываются примерно рублей по 200 на канцтовары, разные грамоты, медали и другие нужды. Есть те, кто принципиально не хочет сдавать деньги. Тогда другие родители "раскидывают" затраты на несколько человек, чтобы дети не остались без подарков на праздники и без грамот. Тяжело работать не столько с детьми, сколько с родителями. Если они приходят с претензиями, я показываю, рассказываю и объясняю, откуда такие оценки.
Без криков и истерик. Есть такая поговорка: "От осинки не родятся апельсинки". Очень хорошо её начинаешь понимать, когда приходишь работать в школу. На самом деле, не столько детей надо воспитывать, сколько родителей. Им под сорок лет, мне двадцать пять, а я их чему-то учу. Относятся родители ко мне нормально, как к педагогу, а не как "к девочке". Бывает, что приходят и говорят: "Нам надо пять!
Но ребенок не работает на "пять"! А им очень надо. Они пытаются задобрить тебя, начинают что-то приносить, говорить. Надо "пять" и всё. А то как же так: мама училась на "пять", папа учился на "пять", а ребёнок что - тупой? Я своим детям всегда говорю, отметки - не показатель. Рассказываю, что у меня и тройки были.
Кто-то дружит с математикой, кто-то - с гуманитарными науками. Нельзя быть идеальным во всем. Есть дети, которые ничего не понимают ни в русском, ни в математике, зато они "рукастые". В одном классе у меня учился ребенок, который всегда писал и рисовал очень мелко, но четко и красиво. Слепил мне пингвина в два сантиметра ростом в шапочке и смокинге. Наверное, будет ювелиром. А другие предметы у него по нулям.
Иногда детей просто трясет от того, что дома их будут ругать за плохие оценки. Не двойку страшно получить, страшно, что мама дома отругает. Большая проблема - это бумажки. Какие-то отчёты совсем не нужны. Каждый день надо подавать кучу бумаг в министерство. У нас есть обычный журнал и электронный. Записи в них дублируются.
Министерство спустило приказ - делаем, чтобы не получить "по голове". С детьми я как раз-таки не устаю. Устаю с бесконечными бумажками и тетрадками. Проверять сложно - каждый день минимум 54 тетради. Мой рабочий день сейчас начинается в 11 утра вторая смена , а заканчивается в 10 вечера, когда проверю все тетрадки. Домой их брать не хочу, пусть работа остается на работе. У меня пока нет семьи и детей, поэтому спешить особо некуда.
Я могу позволить себе задерживаться на работе. Кроме тетрадок, надо ещё заполнить обычный журнал, электронный, написать отчёт, заполнить "молоко", которое детям по программе от "Единой России" выдают в младших классах. В конце каждого месяца ты подсчитываешь, сколько молока выпил каждый ребенок, а также общее количество на весь класс. Если что-то не сходится - сидишь и ищешь, где и что ты потеряла. В идеале учитель должен каждый вечер ещё и писать конспекты на следующий день. Но, положа руку на сердце, могу сказать, что мы делаем это не всегда. Приходишь после школы и хочется просто лечь на кровать и лежать.
Сил уже ни на что нет. Иногда тетради не успеваю проверять. Дети относятся к этому с пониманием. Иногда во время отпуска. Я не привлекаюсь, потому что работаю летом на площадке. А на экзаменах штрафы, жёсткие правила, вплоть до увольнения. Не туда посмотрел, не то сделал.
Все боятся, всем страшно. А отказаться нельзя. Я снимаю квартиру, и даже тысяча рублей лишней для меня не будет. Мой оклад - десять тысяч, всё остальное - стимулирующие выплаты. Получаю около 20 тысяч, но приходится очень много работать. Я веду подготовительные классы, например. Кто-то занимается репетиторством.
У меня на это просто нет времени. Стимулирующая часть выплачивается по результатам портфолио. Учитывается динамика класса, результаты учебы, грамоты, участие в конкурсах и олимпиадах, научные конференции детей, мои конференции и так далее. С детьми мне повезло. Может быть, я к ним так отношусь, что у нас хорошие отношения? Есть, конечно, и гиперактивные дети. За ними не уследишь.
Учитель ответственен за детей, пока они на территории школы. Я своим всегда говорю: "Закончились уроки, берете рюкзаки и бегом в парк, в сквер". Сейчас зима, около школы лёд, его дворник рубит на куски. И вот они этими булыжниками друг в друга кидаются. Я им рассказываю, что всё это не шутки: кто-то себе что-то сломает, а учителю потом в тюрьме сидеть. Недавно девочка бежала по лестнице и подвернула ногу. А у меня в классе 28 человек, я просто физически не могу за всеми уследить!
В инклюзивном образовании есть свои плюсы и минусы. В моём классе есть слабовидящий ребёнок. У него катаракта на оба глаза. Мама долго думала, что "само пройдёт". Мы направляли этого ребенка в специальную школу для слабовидящих детей, там особая программа и подход. Но мама возмутилась и сказала: "Мой ребёнок - не дебил, он не будет там учиться". Ну какой родитель захочет признать, что у его ребенка проблемы?
Мы с этой семьёй боремся не потому, что мы плохие, а из-за того, что у ребёнка падает мотивация, ему сложно учиться, ему трудно, неинтересно. Он сидит на первой парте и ничего не видит. А мы сами не знаем, как работать с такими детьми - у нас же нет специальных педагогов. Инклюзивное образование - хорошая идея, которая не доведена до конца. Если в школе есть дети, которым нужен особый подход, то обязательно должно быть и специальные коррекционные педагоги. Я приняла решение поработать в Саратове ещё какое-то время и переезжать на Дальний Восток. Там зарплата больше раза в три, но и жизнь дороже.
Учителя получают минимум шестьдесят тысяч, плюс неплохие деньги можно заработать на репетиторстве. В нашем регионе очень маленькие зарплаты. Если у вас семья и вы вдвоем работаете, получаете хотя бы тысяч 30 на каждого, то уже реально взять ипотеку. Одному тяжело, конечно. Молодых педагогов надо обязательно стимулировать! Нагрузка большая, бумажек много, а денег мало. Марина, 21 год.
Пол года работала в школе учительницей английского языка Моя "карьера" учителя началась с практики в одном из лицеев Саратова. Это была проверка для меня: смогу я работать или нет. Моя мама - учительница, и несколько лет назад я думала, что тоже буду работать в сфере образования. В лицее во время практики я столкнулась с давлением со стороны учительницы, уроки которой я заменяла. Ей не нравилось всё: как я хожу, смотрю, говорю. Она гнобила меня при детях, не разрешала присутствовать на уроках старших классов. Однажды она грозным "преподавательским" тоном сказала мне: "Ты никогда не станешь учителем, зачем тебе вообще всё это надо?
А ещё она очень поверхностно относилась к детям и не давала им никакой возможности проявить себя.
В бедных субъектах, как правило, выделяется мало денег на образование, школы едва выживают, престиж профессии падает. Там и управление системой хромает: например, в Астраханской области система образования уже «не саморегулируется, а самоизолируется и от власти, и от общества», говорит собеседник издания. За три года там поменялся уже третий министр, педагоги говорят, что чувствуют себя ненужными. Вместо окрыляющей работы с детьми педагоги сталкиваются с бюрократией и волокитой, признает Общественный уполномоченный по вопросам детского национального контента Наталья Локтева. Педагоги вынуждены заполнять бесконечные отчеты, и время, которое можно потратить на внеклассные мероприятия или совместное творчество, уходит на перебирание бумажек. Когда молодой неопытный педагог все же приходит работать в школу, то ему навязывают все и сразу — и классы, где нет учителя по предмету, и классное руководство, и еще какую-то дополнительную активность. Учитель иногда просто морально не готов к этому. Новичок нередко остается с проблемами один на один, так как пропагандируемый государством институт наставничества не работает: коллеги тоже перегружены, у них огромные классы по 35-40 человек.
Но при этом параллельно с гособразованием развивается рынок частных школ, онлайн-проектов, которые предлагают меньший объем работы и более высокую заработную плату. Конечно, молодежь выберет последнее, объясняет член Ассоциации семейных школ Анастасия Колпакова. Потерянное на отчеты и бюрократию время фактически никак не оплачивается, говорит учитель русского языка и литературы, лауреат конкурса «Учитель года» Андрей Журбин. Андрей Журбин, лауреат конкурса «Учитель года — 2023»: — Если утрировать, то яйца дорожают гораздо быстрее, чем растет зарплата учителя. Если мы слышим про доходы педагогов, то зачастую это спекуляция.
Парламентарий привела данные Министерства просвещения России, согласно которым за последние семь лет число уволившихся педагогических работников выросло на треть: с 142 тыс.
Она добавила, что в России работает 1 млн 347 тыс. Анна Скрозникова рассказала, что чаще всего из школ уходят учителя начальных классов. Депутат уточнила, что хуже всего с увольнениями дела обстоят в Астраханской области, Адыгее, в Ленинградской области, Ингушетии и Карачаево-Черкесии. Также поясняется, что «трактовка официальной статистики про уволившихся 193,5 тыс.
Собеседница считает, что изменить ситуацию с кадрами в лучшую сторону может достойная заработная плата, снижение информационной нагрузки и работы с документацией, уважение к педагогу и его труду.
Второй учитель, с которой мы пообщались, к проблеме высокой нагрузки добавила и то, что приходится вести другие предметы. Педагоги старшего поколения не особо привечают молодых специалистов, как и родители, и сами дети. Постоянно отвлекаются на телефоны, говоря, что мой предмет им в жизни не пригодится. Первое время я пыталась бороться, сейчас закрываю глаза на эти безобразия — свои нервы дороже, - с грустью подчеркнула учитель географии и биологии. Формат не для всех Сейчас становятся более популярными онлайн-школы и репетиторство.
Кто больше не может выдерживать работу в обычной школе, уходят в эти форматы преподавания. Победитель областного этапа конкурса «Учитель года - 2020» Елена Файрушина считает, что онлайн-формат подойдёт не всем учителям. Кому-то важно общение с коллегами, контакт с детьми не через монитор компьютера. Однако назвала личные объективные причины ухода из государственной школы в онлайн. В школе у тебя помимо уроков есть классное руководство и много других активностей, которые не вмещаются в рамки рабочего дня.
Приходилось выбирать: качественно подготовиться и провести уроки или качественно заполнить отчёты, планы, электронные дневники. Говорят, что бумажная работа сокращена для учителей, однако я этого на себе не ощущала. Сейчас я свободна от бумажной работы, проверок. И на онлайн-урок приходят дети, чтобы понять конкретную тему - нет лишних разговоров, никто ни на что не отвлекается, как это обычно бывает на уроках в школе. Однако Елена отмечает, что, конечно, есть свои особенности в онлайн-школе.