Идея создания ракет, способных выходить на гиперзвуковую скорость, отнюдь не нова.
Гиперзвуковая ракета «Кинжал» пробивает любую защиту
Испытания межконтинентальной баллистической ракеты с маневрирующими на гиперзвуковой скорости блоками. Внимание Запада привлекло успешное испытание гиперзвуковой ракеты «Циркон», которое провели Военно-морские силы РФ. Необходимо вспомнить, что обычно сверхзвуковые крылатые ракеты летят на скорости 2‒3 Маха. Система перехвата гиперзвуковых ракет SkySonic способна устранять ракеты, которые летят со скоростью в 10 раз быстрее скорости звука. 3M22 «Циркон» — российская гиперзвуковая противокорабельная ракета, разрабатываемая «НПО машиностроения». Принята на вооружение 4 января 2023 года. Дальность полета гиперзвуковой ракеты – до Америки.
Что известно о российском и американском гиперзвуковом оружии
Об этом в начале ноября 2021 года в рамках совещания по оборонной тематике сообщил Владимир Путин. В ходе тестирования она точно, в полном соответствии с заданием, поразила как наземные, так и морские цели из подводного положения и с надводных кораблей. Уже со следующего года эти ракеты начнут поступать на оснащение Военно-морского флота России», — подчеркнул президент. Позднее стало известно, что российские военные провели не менее 12 успешных запусков новой ракеты как с надводного корабля, так и с подводной лодки. Универсальное оружие В разговоре с RT директор Музея войск ПВО в Балашихе, военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что на сегодняшний день нет средств обнаружения и перехвата гиперзвуковых ракет, подобных «Циркону». Но даже если такую ракету можно было бы обнаружить, то с момента её обнаружения до попытки взять на сопровождение зенитно-ракетным комплексом работное время пройдёт, и цель уже будет поражена», — пояснил эксперт. Такой диапазон применения делает ракеты универсальным оружием, которое в состоянии поразить любой объект на максимальной дальности, которая заложена в характеристики «Циркона», — рассказал военный эксперт. Он добавил, что в дополнение к установке этих ракет на надводных кораблях ВМФ России оснащение «Цирконами» многоцелевых подлодок «Ясень-М» станет прорывом с точки зрения обеспечения обороны страны, так как ракеты смогут наносить удары по целям в глубоком тылу вероятного противника. Скорость полёта «Циркона» настолько велика, что её сложно будет засечь не только в полёте, но и в момент запуска, сказал в разговоре с RT военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин. Может быть зафиксирован момент пуска, однако эта информация ничего не даст, так как без направления и скорости нельзя будет просчитать её траекторию.
Во время полёта «Циркон» не сможет засечь ни одно средство слежения, не сможет перехватить ни одно средство ПРО. Это наше достижение, которое неподвластно ни одному противнику», — заключил эксперт. Ошибка в тексте?
Судя по всему, скорость орудия составит от 6. Обсудить Таким образом, расстояние около 1,600 км ракета пролетит примерно за 10-12 минут, сообщает The Drive. При этом, по данным издания, в числе первых боевых транспортных средств, которые оснастят новинкой, значатся стратегические бомбардировщики B-52H Stratofortress.
По словам Рослякова, «Циркон» с высокой точностью может поражать движущиеся цели, в частности, отдельные объекты из группы целей. Если нам надо выбрать какой-то корабль из ядра либо корабль охранения, то при формировании задания мы заложим, что надо уничтожить именно эту цель. То, что мы заложим, она и уничтожит. При этом не важно, движется корабль или нет. Всё зависит от количества запущенных ракет: надо будет — хоть десять кораблей уничтожим», — подчеркнул офицер, уточнив, что ракетный комплекс предусматривает залповую стрельбу. Она принципиально отличается от других российских и зарубежных ракет морского базирования значительно большей скоростью полёта. Долгое время «Циркон» был одним из наиболее закрытых проектов российского оборонно-промышленного комплекса, и тактико-технические характеристики ракеты не предавались огласке. В феврале 2019 года их частично раскрыл Владимир Путин в своём послании Федеральному собранию. Президент сообщил, что скорость полёта «Циркона» составляет около 9 Махов, а дальность — свыше 1 тыс. Он уточнил, что ракета может поражать как морские, так и наземные цели. Также по теме Вдоль рельсов: удастся ли Японии создать электромагнитную пушку для борьбы с гиперзвуковым оружием Минобороны Японии намерено заняться разработкой электромагнитных пушек, способных противодействовать гиперзвуковым ракетам. Об этом... Позднее о характеристиках «Циркона» стало известно чуть больше. Так, в конце февраля 2022 года в эфире программы «Вести недели» на канале «Россия 1» командир фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» капитан 1-го ранга Игорь Крохмаль сообщил, что ракета может поражать цели на расстоянии до 1,5 тыс.
Были проблемы и с топливом — при сверхзвуковой скорости потока в двигателе оно должно было успеть прореагировать с воздухом. Подходящих вариантов имелось немного, почти все они были не самыми разумными. Например, пентаборан — одно из опаснейших веществ на земле. Оно не только крайне токсично, но и воспламеняется при почти комнатной температуре. А значит, пришлось бы создавать эффективную систему охлаждения на борту серьёзно нагретого самолёта, и весила бы она слишком много. Проект пассажирского гиперзвукового самолёта от Bell По сути, единственный реальный метод получить работоспособный гиперзвуковой аппарат в то время — это построить ракету с крыльями, которая могла бы летать по прямой, эдакую увеличенную версию Х-15. Именно по этому пути собирались пойти в ЦРУ. Спутники-шпионы в то время были ещё не самого лучшего качества, фотографировали плохо и ждать плёнок с орбиты приходилось долго. Потому в рамках программы Isinglass ЦРУ попыталось создать ракетный разведчик со скоростью 20 М, способный преодолевать даже ПВО, использующую ядерные боеприпасы. Но проект оказался слишком долгим, дорогим и сложным. ЦРУ не устраивал ни срок разработки — минимум десять лет, — ни размах привлечения к разработке сторонних фирм, из-за чего о секретности не могло быть и речи. Реконструкция возможного внешнего вида разведчика Isinglass фото: Джузеппе де Чиара Эпоха «Авроры» Все 70-е годы работы над гиперзвуком не прекращались, но финансирование на них выделялось по остаточному принципу. В 80-е из-за развития технологий снова пошли серьёзные разговоры о постройке гиперзвуковых самолётов. Казалось, что благодаря появлению новых материалов и компьютеров, способных рассчитать сложные формы гиперзвуковых аппаратов, препятствий для гиперзвука почти не осталось. Военные инициировали работы над гиперзвуковым разведчиком, бомбардировщиком и самолётом ПРО. Схожие работы велись и в СССР. Проект гиперзвукового перехватчика ПРО Фареро-Исландского рубежа Программа NASP имела больше гражданскую направленность, но результаты её работ должны были использовать и в военных проектах. В рамках программы планировалось построить самолёт Х-30 — проблемы с его стоимостью во многом и привели к закрытию NASP Несмотря на весь оптимизм, скоро стало ясно, что создание больших пилотируемых гиперзвуковых аппаратов, по сути, невозможно. ГПВРД даже не были нормально испытаны; тепловые нагрузки по расчётам хоть и не превышали таковые у «Шаттла» , но использование знаменитой «плиточной» теплозащиты было невозможно. Серьёзные вопросы вызывали взлёт и посадка таких аппаратов. Один из многочисленных советских проектов гиперзвуковых самолётов — Ту-360 Интересно, что шум, поднятый вокруг гиперзвука в 80-е, привёл к появлению одного из самых известных авиационных мифов.
МиГ-31 выпустили гиперзвуковые «Кинжалы», а крылатые ракеты постоянно меняют курс, неся хаос
Ракета "Фаттах": характеристики, скорость и дальность полета | МиГ-31К с макетом гиперзвуковой ракеты «Кинжал». |
От «Икса» до гиперзвука: какие ракеты есть у России и в чем их особенность | «Авангард» двигателя не имеет, он приобретает гиперзвуковую скорость от ракеты-носителя, от которой впоследствии отделяется. |
Гиперзвуковое оружие. Что это такое и почему его все так боятся? | Первый запуск гиперзвуковой ракеты "Циркон" произошел в октябре 2020 года. |
ВКС Ирана показали гиперзвуковую ракету «Фатх-2». Что о ней известно | Заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко сильно сомневается в том, что у китайцев испытания гиперзвуковой ракеты дойдут до боевых образцов в обозримой перспективе. |
Гиперзвук: недостижимая мечта авиации
Невероятная скорость ракеты «Авангард» раскрыта в ходе испытаний. ВИДЕО | Высокая скорость, маневренность и технологии малой радиолокационной заметности делают российскую гиперзвуковую ракету "Циркон" одной из самых эффективных боевых систем на планете. |
Гиперзвуковую ракету протестировали в Пентагоне | Самая быстрая ракета в мире принадлежит российскому гиперзвуковому планирующему кораблю «Авангард» с максимальной скоростью до 27 Маха (32.200 15 км/ч) при полете на околоорбитальной орбите. |
США получили гиперзвуковые ракеты | Еще один критик российской гиперзвуковой ракеты, инженер Андрей Горбачевский в разговоре с «Новой газетой» утверждает, что на подлете к цели скорость у «Авангарда» уже будет ниже гиперзвуковой — в том числе из-за маневрирования. |
Мощный удар по целям на Украине: поражены энергетические объекты (ФОТО, ВИДЕО) | Русская весна | В отличие от баллистических ракет, траектории которых после запуска не меняются, гиперзвуковые планеры могут менять направление полета на высоких скоростях. |
Сверхдальняя гиперзвуковая крылатая ракета ВВС даёт преимущества России перед США
Гиперзвуковое оружие. Что это такое и почему его все так боятся? | Капитал страны | Гиперзвуковые ракеты «Циркон» от самого запуска до поражения цели поддерживают гиперзвуковую скорость, которая делает её крайне быстрой и тяжело отслеживаемой для врага. |
Более 10 махов: российские оружейники увеличат скорость ракет | Гиперзвуковые ракеты на сегодняшний день являются действительно страшным оружием, так как лишены недостатков межконтинентальных баллистических ракет. |
Ракета “Циркон”: история создания и тактические характеристики
Затем наступила длительная пауза. Возобновились испытания в марте 2021 года. Однако прежнюю рекордную скорость достичь не удалось. К тому же непонятно, как обстоят дела с управляемостью ракеты, с перегрузочной способностью, то есть с динамикой маневрирования, с точностью наведения на цель. Так что неясно, когда же в результате испытаний и доработок ВВС США получит долгожданную и работоспособную гиперзвуковую ракету. И когда завершатся испытания «Остроты».
В заключение необходимо сказать, что ракеты, создаваемой в МКБ «Радуга», еще нет, но уже выбраны для нее носители. Их пока два. Ракетоносец Дальней авиации Ту-22М3М. И бомбардировщик фронтовой авиации Су-34. Ее создает тоже МКБ «Радуга».
Известно лишь, что она будет развивать скорость 6 М и иметь дальность порядка 1500 км. То есть это будет более дальнобойная ракета. И, судя по всему, она имеет более высокую степень готовности, чем «Острота». Военное обозрение.
Из открытой печати известно, что опытные образцы нового изделия уже проходили испытания с воздушного носителя. Эксперты полагают, что крылатая ракета Х-95 будет иметь похожие с ракетой Х-101 Х-102 характеристики по дальности, но гиперзвуковую скорость. Очевидно, что эта ракета будет иметь как обычное, так и термоядерное оснащение. Таким образом, гиперзвуковая авиационная ракета Х-95 со сверхдальним радиусом действия способна свести к нулю все потенциальные возможности даже самых современных систем ПВО и ПРО противника, как существующих, так и перспективных. Характеристики крылатой ракеты Х-95 позволят не только резко повысить эффективность боевого применения стратегических бомбардировщиков ВКС РФ, но и уровень стратегического ядерного сдерживания России в целом. Кстати, «приземление» крылатой ракеты Х-95, т. Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен. Будьте всегда в курсе главных событий дня.
Тут надо сразу отметить, что все данные российской и американской гиперзвуковых ракет совершенно секретны. Причем в значительной степени это делалось без всякой необходимости. Так, еще в 1970-х годах западные военные эксперты пришли к выводу, что в военной технике реально секретны только две вещи: технология изготовления оружия и предполагаемая тактика его применения в условиях войны. Ну а траектория полета любой ракеты или космического аппарата легко фиксируется техническими средствами не только сверхдержав, но и малых стран. Характерный пример: изменение орбиты и траектории американского космического аппарата многоразового действия Х-37В в США строго засекречены. Российские военные их прекрасно знают, но молчат, как партизаны. А об эволюциях Х-37В в космосе весь мир узнает благодаря любителям-астрономам. Как бы то ни было, говорить о гиперзвуковых аппаратах мне приходится только по данным открытых СМИ. С 1 декабря 2017 года десять истребителей МиГ-31К несут опытно-боевое дежурство в Южном военном округе и выполняют воздушное патрулирование над акваториями Черного и Каспийского морей. Каждый истребитель несет «аэробаллистическую» ракету «Кинжал» Х-47М2. Дальность полета ее составляет 2 тыс. Высота полета 25—50 км. МиГ-31К поднимается на высоту 12—14 км и разгоняется до скорости 2 М. Ряд источников утверждают, что ракета «Кинжал» представляет собой модернизированную твердотопливную ракету 9М723 «Искандер-М». Официальная дальность полета — 500 км, но ряд авторов считают, что сия цифра называется, чтобы комплекс 9К720 вписывался в формат Договора о РСМД, ныне расторгнутого США. У «Искандера» система наведения на начальном и среднем участке полета инерциальная, а на конечном работает оптическая головка самонаведения. Данные СМИ о головке самонаведенияв в «Кинжале» разнятся — то есть неизвестно, является ли она оптической или радиолокационной. Судя по всему, при подлете к цели скорость боевой части «Кинжала» перестает быть гиперзвуковой и составляет от 2 М до 3 М. Что известно о «Цирконе» В марте 2016 года РИА «Новости» сообщило о начале испытаний противокорабельной крылатой ракеты «Циркон» — со ссылкой на неназванного «высокопоставленного представителя ВПК». В феврале 2017 года «Интерфакс» со ссылкой на «источник, знакомый с ситуацией», сообщил о планирующихся на весну того года испытаниях «Циркона» с морского носителя. В апреле 2017 года сообщили об успешном испытании ракеты, однако не уточнялось, когда и с какой платформы был проведен запуск. Первое достоверное испытание новой ракеты с морского носителя было осуществлено в январе 2020 года с борта фрегата «Адмирал Горшков» из акватории Баренцева моря по наземной цели на военном полигоне, на дальность более 500 км. По официальным данным, «Циркон» поразил плавучую мишень на дальности 450 км. Максимальная скорость «Циркона» на испытаниях составила 8 М, максимальная высота полета — 28 км. Очередной успешный пуск «Циркона» был произведен 25 ноября 2020 года в Белом море с борта фрегата «Адмирал Горшков». Цель поражена на расстоянии 450 км. В полете «Циркон» разогнался до скорости 9 М. Четыре пуска — с борта «Адмирала Горшкова», еще три — с атомной подводной лодки К-560 «Северодвинск». Из числа этих пусков два будут завершать программу летно-конструкторских испытаний. Другие пуски проведут в рамках государственных совместных испытаний.
Срок эксперт Центра военно-политической журналистики Владимир Орлов, назвал очень коротким, нам надо двигаться дальше, в том числе создавать противогиперзвуковое оружие уже сейчас и времени очень мало. Вот об этом сегодня и поговорим и что создается, что уже теоретически может сбить гиперзвуковую ракету.
Летит глобально, перехватить нереально: российское оружие Судного дня
На гиперзвуковой скорости кинетическая энергия ракеты настолько высока, что ее будет достаточно, чтобы уничтожить определенные классы целей даже без использования заряда. Заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко сильно сомневается в том, что у китайцев испытания гиперзвуковой ракеты дойдут до боевых образцов в обозримой перспективе. По информации источника РИА Новости, опытные образцы изделия Х-95 уже испытывались с воздушного еские характеристики новой авиационной ракеты не приводятся, однако известно, что гиперзвуковая ракета Х-47М "Кинжал" имеет скорость до 12 Махов и.
Летит глобально, перехватить нереально: российское оружие Судного дня
Испытания новой малогабаритной гиперзвуковой ракеты «Острота» должны начаться в 2022 году. Гиперзвуковая ракета «Циркон» будет принята на вооружение Военно-морского флота России. Заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко сильно сомневается в том, что у китайцев испытания гиперзвуковой ракеты дойдут до боевых образцов в обозримой перспективе.
Три российские ракеты наводят ужас на мир
Зато — сверхзвуковой: максимальная скорость ожидалась в 2,8 Маха. Это на 1 тыс. км/ч быстрее, чем скорость серийной российской гиперзвуковой ракеты «Кинжал». Оригинал взят у vladimir_krm в В России испытали гиперзвуковую ракету Российские разработчики провели испытания новой гиперзвуковой противокорабельной ракеты Циркон. По информации источника РИА Новости, опытные образцы изделия Х-95 уже испытывались с воздушного еские характеристики новой авиационной ракеты не приводятся, однако известно, что гиперзвуковая ракета Х-47М "Кинжал" имеет скорость до 12 Махов и. Американская гиперзвуковая ракета в ходе испытаний развила скорость в пять раз больше, чем скорость звука. Гиперзвуковую ракету «Циркон» невозможно обнаружить существующими средствами ПВО из-за её высокой скорости и применении технологий «стелс».
Сверхдальняя гиперзвуковая крылатая ракета ВВС даёт преимущества России перед США
По мнению экс-руководителя НАСА , бывшего первого заместителя главы Пентагона по исследованиям и разработкам Майкла Гриффина , именно наличие гиперзвуковых планирующих аппаратов теперь дает России и Китаю преимущество перед США. Он добавляет, что обладание подобными системами вскрывает ужасающее соотношение затрат Москвы и Пекина на производство ракет, которые могут уничтожить американский авианосец, к стоимости самого корабля. Они запускают ракеты стоимостью, может быть, несколько миллионов долларов или даже десятки миллионов долларов каждая, но всего двух или трех из них достаточно, чтобы уничтожить авианосец [ценой в десять миллиардов] Майкл Гриффинбывший замглавы Пентагона Наличие на вооружении гиперзвуковых крылатых ракет полностью меняет соотношение сил на морях и океанах. И гарантированного способа борьбы с ними у стран Запада все еще нет, хотя гонка вооружений в этой сфере идет с середины прошлого века. Столетняя мечта В разгар Второй мировой гитлеровская Германия принялась за создание оружия, способного пересечь Атлантический океан и бомбить США. Ни один бомбардировщик того времени не мог преодолеть такое расстояние, но это не остановило нацистское руководство. Я был бы чрезвычайно счастлив обладать таким бомбардировщиком, который наконец заткнул бы рот высокомерной Америке», — говорил Герман Геринг в 1938 году. С решением этой задачи пришел австрийский инженер Ойген Зенгер, который с середины 1930-х вместе с женой Ирен Брендт работал над частично-орбитальным бомбардировщиком-космолетом Silbervogel «Серебряная птица».
Перенося до шести тонн бомб, «Серебряная птица» могла долететь до США всего за несколько минут, разбомбить центр города, после чего приземлиться в Японии. Впрочем, «Серебряная птица» так и не взлетела: проект закрыли к началу 1942 года, как и многие другие перспективные разработки нацистской Германии, переключившейся на производство более привычного оружия. В 1944 году его пытались воскресить как «оружие возмездия», но, поскольку создание подобного изделия было не под силу науке того времени, дальше чертежей работа не продвинулась. После войны Зенгер, как и другие ученые вермахта, стал работать на Западе — во Франции , Англии и Швейцарии , однако уже в 1957-м вернулся в Германию, где создавал ракетные двигатели. Его идеи, лежавшие в основе Silbervogel, не пропали даром: основатель тяжелого ракетного машиностроения нацистской Германии генерал-майор вермахта Вальтер Дорнбергер и ракетостроитель Крафт Эрике начали работу над гиперзвуковым оружием, но уже для США. В то время американцы хотели создать способ доставки ядерного оружия, против которого были бы бессильны любые системы обороны. Для этого предложили использовать беспилотные и пилотируемые гиперзвуковые летательные аппараты, одним из которых стал ракетоплан X-15, похожий на немецкую ракету Фау-2.
Параллельно подобными исследованиями занимались и в СССР. Уже в 1946 году в Союзе планировали реализовать наработки «Серебряной птицы». Главный маршал авиации Константин Вершинин утверждал, что «при успехе проекта наша страна получит в руки страшное и неотразимое оружие». Несмотря на то что США к тому моменту уже отказались от X-20, Советский Союз планировал построить собственный орбитальный самолет, выводимый в космос гиперзвуковым носителем-разгонщиком. В рамках этой программы было проведено семь успешных пусков дозвукового прототипа орбитального самолета МиГ-105, причем испытатели положительно отзывались о машине. Но гиперзвуковые самолеты так и остались экспериментом, поскольку большие перегрузки, создаваемые ракетными двигателями, предъявляли экстремальные требования к организму человека. Тем не менее технологии, полученные в ходе подобных исследований, позволили США и Советскому Союзу создать баллистические ракеты с ядерными боеголовками, способные перемещаться в 20 раз быстрее звука.
К тому же эти разработки продвигали вперед и гражданскую космонавтику. К примеру, созданные для проекта «Спираль» жаростойкие материалы использовались при строительстве легендарного «Бурана». Однако после разрядки и снижения напряженности в мировой политике проекты гиперзвукового оружия, казалось, снова отложили — чтобы вернуться к ним лишь в начале нового тысячелетия. Поводом для активизации работ стала атака «Аль-Каиды» запрещена в России 11 сентября 2001 года на Нью-Йорк, заставившая США вновь обеспокоиться созданием систем, которые могли бы в считаные минуты уничтожать угрозы по всему миру. Новый виток Воспользовавшись ситуацией, 13 декабря того же года Соединенные Штаты в одностороннем порядке вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны. Россия не оставила эти действия без реакции и возобновила разработку вооружений, которые могли бы обходить современные и будущие системы ПРО. Именно так появилось российское, а потом и китайское гиперзвуковое оружие.
Ракетный блок межконтинентальной баллистической ракеты МБР , способный маневрировать для уклонения от противоракет противника, в СССР задумали еще в 1980-х.
На военно-технической выставке «Корпуса стражей Исламской революции» Ирана, где присутствовал президент Ибрагим Раиси и командующий КСИР генерал Хоссейн Салами, была представлена твердотопливная высокоточная гиперзвуковая ракета «Фаттах» Fattah , что вызвало ожидаемую реакцию в мировой прессе. Так, в феврале 2022 года, по случаю 43-й годовщины иранской революции, Иран представили баллистическую ракету средней дальности «Хейбар Шекан» которая поражет цели на расстоянии в 1450 км с боеголовкой в 500 кг и скоростью 4-5 Махов сверхзвуковая.
Испытания первого опытного образца, запускаемого с подвески стратегического бомбардировщика В-52, начались в 2010 году. Третьи испытания, состоявшиеся в 2013 году, были признаны успешными. Ракета развила скорость 5,1 М, пролетев за 6 минут 425 километров. Затем наступила длительная пауза. Возобновились испытания в марте 2021 года. Однако прежнюю рекордную скорость достичь не удалось.
К тому же непонятно, как обстоят дела с управляемостью ракеты, с перегрузочной способностью, то есть с динамикой маневрирования, с точностью наведения на цель. Так что неясно, когда же в результате испытаний и доработок ВВС США получит долгожданную и работоспособную гиперзвуковую ракету. И когда завершатся испытания «Остроты». В заключение необходимо сказать, что ракеты, создаваемой в МКБ «Радуга», еще нет, но уже выбраны для нее носители. Их пока два. Ракетоносец Дальней авиации Ту-22М3М. И бомбардировщик фронтовой авиации Су-34. Ее создает тоже МКБ «Радуга». Известно лишь, что она будет развивать скорость 6 М и иметь дальность порядка 1500 км.
В качестве дополнения к ним, конечно, могут быть добавлены еще и наземные цели. Однако теперь нужно создавать и комплексы, для которых задача прорыва ПВО, усиленной комплексами радиоэлектронной борьбы, будет ключевой. И такого рода комплексы скоро появятся. Это будут маневренные авиационные ракеты, которые запускаются с авиационных носителей из состава фронтовой и бомбардировочной авиации. И работать они будут по наземным объектам. Что для них окажется в приоритете? Наши авиационные комплексы получат свой гиперзвуковой арсенал. Он станет своего рода эволюционным развитием тех систем, что мы уже имеем на вооружении.
Примерно так же в свое время получили развитие лазерные комплексы, которые сейчас у нас входят как дополняющая часть в противовоздушную оборону. По-другому гиперзвуковые скорости, пожалуй, и не назовешь. И это в принципе очень правильно потому, что освоение технологий, к которой мы шли почти 50 лет, понятное дело, оказалось очень затратным. Теперь эти затраты должны себя оправдать. И оправданными они могут быть только в качестве надежного защитника российского суверенитета. И пламенный мотор Одним из моментов, на который специалисты, рассказывая о гиперзвуковых новинках, обращают внимание, это двигатели ракет, изготовленные в Тураевском машиностроительном конструкторском бюро «Союз» из корпорации «Тактическое ракетное вооружение». В частности, речь идет о так называемом «изделии 71» — прямоточном воздушно-реактивном двигателе ракеты «Острота». Почему разработку «изделия 71» отмечают отдельно и в чем ее принципиальное отличие от предыдущих?
До недавних пор гиперзвуковые скорости обеспечивали исключительно ракетные двигатели. Еще в советские времена конструкторы, которые двигали вперед авиационные технологии на основе проводимого моделирования, утверждали, что нужно создавать прямоточный двигатель. То есть такой, который работает за счет набегающего потока воздуха. Далее воздух, попав во входное устройство, проходя через различные камеры — сгорания, форсажа, — раскручивается, создает соответствующие потоки, благодаря чему тяга движка увеличивается, и он получает возможность толкать изделие с гиперзвуковой скоростью. Поэтому у нас при создании двигателя для гиперзвуковых комплексов в первую очередь и пошли по пути ракетной технологии. Только потом, когда на этой основе получили результаты успешных испытаний новых изделий с технологией управляемого гиперзвукового полета, когда появились новые материалы — вся эта экспериментальная база способствовала продвижению уже более сложной авиационной технологии. Дальше за счет различных контуров, лопаток скоростной поток на выходе увеличивается. То есть на входе он как бы немного затормаживается, чтобы не сорвать пламя, а затем увеличивается.
Потому у обычных авиационных турбореактивных двигателей был предел скоростей. Он колебался в районе 3—4 чисел Маха. А дальше нужно было совершить прорыв. И наши конструкторы его совершили. У нас теперь появился детонационный двигатель, испытания которого прошли в 2019—2020 годах. Это стало как раз той самой необходимой компонентой для создания прямоточного двигателя, на который больше не действуют прежние скоростные ограничения. Кстати, тогда же было сразу заявлено, что он будет использоваться в гиперзвуковых технологиях. Почему именно прямоточный воздушно-реактивный двигатель?
У ракетного двигателя это обычно можно сделать два раза. Допустим, в начале лететь на малой скорости, а потом резко ее увеличить до гиперзвуковой. У этого двигателя есть такие режимы полета.
США провели первое успешное испытание гиперзвуковой ракеты «Стрела»
На ракете установлено 10 боевых блоков, каждый — по 750 килотонн в тротиловом эквиваленте (в сумме мощность заряда — больше полумиллиона «хиросим», 8 мегатонн). И у них минимальное подлетное время — они летят с гиперзвуковой скоростью. Испытания американских гиперзвуковых ракет пока находятся на стадии неудачных прототипов. – При этом ракета, летящая с гиперзвуковой скоростью, превышающей скорость звука в десять раз, еще и осуществляет маневрирование на всех участках траектории полета». Гиперзвуковой летательный аппарат (ГЗЛА) 4202 предназначен для установки вместо традиционных боеголовок на перспективные межконтинентальные баллистические ракеты. Испытания новейшей гиперзвуковой ракеты «Циркон» продолжатся в этом году на мишенях, имитирующих авианосцы и стратегические объекты.