Российская практика" и "Эмоциональный интеллект в сложных коммуникациях". Они станут первыми участниками образовательного проекта «555», разработанного по методике развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков». Программы по развитию эмоционального интеллекта на западе внедряются для всех школьников и успешно там работают.
Актуальность развития эмоционального интеллекта: Понимание и преимущества
Главная Блог Эмоциональный интеллект: для чего он нужен и как его развивать Эмоциональный интеллект: для чего он нужен и как его развивать Эмоциональная грамотность — один из ключевых навыков человека будущего. Успехи в работе и благополучие в других сферах жизни напрямую зависят от умения понимать свои эмоции и управлять ими. Научиться этому можно, развивая свой эмоциональный интеллект ЭИ. Поговорим о нем подробнее в этой статье. Определение понятия Исследователи и создатели теоретической базы эмоционального интеллекта Питер Сэловей и Джон Д.
Мэйер дают ему такое определение: «Способность отслеживать свои и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию, чтобы управлять собственными мыслями и действиями» Peter Salovey, John D. Mayer, «Emotional Intelligence», 1990.
В случае обновления или редактирования, вам будут высланы новые версии. Не получается оплатить! Нужен другой вариант оплаты. Напишите мне на почту: info burevaya.
Есть и другая реакция — я понимаю, что готов двигаться дальше. Эмоциональный интеллект неслучайно относится к тому, что называют soft skills, гибкими навыками. Он не привязан конкретно к профессиональным умениям, а как бы сквозной, помогает в их развитии. Человек благодаря эмоциональному интеллекту начинает себя развивать, в том числе в социальном плане. Такой человек не стесняется обратиться за помощью. Готовность к более серьезным проектам, мотивация погрузиться в них — это все тоже дополнительный эффект от развития эмоционального интеллекта. Каким образом различаются эмоциональные интеллекты у разных возрастов? В чем особенность развития эмоционального интеллекта у детей? Очень важно начать развитие эмоционального интеллекта в детском возрасте — тогда у нас будет экологичное общество. Сразу у ребенка нет навыка управления эмоциями. Но момент их распознавания, принятия, особенно родителями, мамой, происходит буквально с рождения. Эмоциональная сфера нам дана для того, чтобы мы адаптировались в этом мире. Не случайно все психологи говорят про важность первого года жизни, про принятие эмоций, про то, в какой атмосфере ребенок воспринимает этот мир. Будет ли он для него враждебным или принимающим, где себя можно спокойно чувствовать? Эмоции, движения, речь — три кита гармоничного развития. У Института физиологии им. Павлова про это есть огромное количество материала. На первом этапе мы закладываем базу. Фактически речь идет про эмоциональный интеллект родителей, даже скорее мамы, потому что она чуть больше связана с детьми. Дальше мы помогаем ребенку отделять свои эмоции, понимать их. Мы говорим: «Эта эмоция может быть как мячик». Есть огромное количество практик: нарисуй, слепи, раскрась те или иные эмоции. Причем важно, чтобы ребенок раскрашивал их в те цвета, которые он сам считает нужным — мы ему не навязываем. Так закладывается этап, когда ты можешь отделять эмоцию от себя и ею управлять. Как мячик ты можешь бросить, так и эмоцию ты можешь откинуть подальше. К пяти годам дети уже прекрасно могут работать с формулировкой. Даже с трех лет родители пробуют говорить языком эмоционального интеллекта: «Я чувствую, потому что я хотел», «Ты чувствуешь, потому что ты хотел». Например, ребенок расстроился, потому что у него отняли машинку. Реакция очень многих родителей будет: «Тихо, не плачь, все хорошо». Какое тут хорошо. Я всегда родителям говорю: «Вот вы идете по улице, у вас телефон отняли». И вам говорят: «Ничего, все хорошо». Я прямо представляю их реакцию в этот момент: «Вообще нехорошо». Правильнее будет сказать: «Ты сейчас расстроен, потому что машинку отняли. Ты хотел бы с ней играть дальше». Так мы помогаем ребенку осознать, что с ним сейчас произошло, какая этому причина, и что бы он хотел сделать. То же самое мы говорим про себя: «Я расстроена, потому что ты раскидал вещи, а я хотела бы, чтобы в комнате был порядок, как мы с тобой договорились». Это звучит лучше, чем «у тебя вечно в комнате беспорядок», согласитесь. На самых ранних этапах важно, чтобы дети считывали наше состояние. Это опять про честность и про развитие эмоционального интеллекта у себя. Дальше мы помогаем детям научиться понимать, что я не равно эмоция, отделять эмоцию от себя и распознавать ее у других. Дети иногда это делают намного лучше, чем взрослые. Потом идут их причины. На следующем этапе включаются элементы саморегуляции — они учатся ловить звоночки, что я сейчас начинаю злиться или я сейчас заплачу. Не зажимая все в себе, ребенок понимает, как экологично выразить и гнев, и страх, и слезы, когда попросить помощи, когда выйти из комнаты, постучать по подушке, и так далее. Это влияет и на лучшее понимание себя, и на взаимодействие с другими. Как должны выглядеть на практике первые шаги по прокачке своего эмоционального интеллекта для тех, кто никогда раньше этим не занимался? С эмпатией есть лайфхак — надо больше общаться и саморефлексировать. Можно честно проговорить: «Мне кажется, ты сейчас немножко встревожена» или «Мне кажется, ты сейчас взволнован. Могу я что-то сделать? Или: «Мне кажется, ты сейчас очень воодушевлен, давай продолжим разговор». Я призываю говорить это не только в отношении сложных эмоций, иначе через какое-то время на слова «мне кажется» у людей выработается нервный тик, потому что это будет означать, что сейчас озвучат что-то сложное. Можно для практики пойти в кафе, посмотреть на людей вокруг и подумать, какие у них сейчас эмоции. Кто в задумчивости, а кто встревожен? Можно даже подойти и проверить свою гипотезу, но необязательно. Саморефлексия — тоже базовый навык. Есть прекрасная практика, называется «неделя эмоций». Вы фиксируете в телефоне или в блокнотике — кому как больше нравится — три-четыре раза в день свои эмоции. Что я сейчас чувствую? Скорее всего там не одна эмоция, а целый коктейль. Еще очень важный момент: в каком положении находится мое тело? Этой триады будет достаточно, чтобы за неделю выйти на другой уровень понимания, что происходит с собой. Так ты начнешь видеть, что, оказывается, я тут зажат, а тут я волнуюсь. Тогда можно начать управление. Вторая практика, которую я всем рекомендую, в том числе в отношении детей, — практика эмоциональной гигиены. Она очень здорово возвращает в «здесь и сейчас», и никакие антидепрессанты тогда не понадобятся. Делать это нужно в безопасной среде. Две минуты после того, как вы сели в машину или зашли в метро, троллейбус, останавливаемся и переключаем наши сенсорные системы. То есть мы внимательно смотрим вокруг, обращаем взор на каждый нюанс, каждый кирпичик на асфальте — детали проявятся просто за счет того, что мы целенаправленно концентрируем наше внимание на визуальных образах. Потом закрыли глаза — включаем слух. Оказывается, птицы поют, где-то вдалеке люди, шум машин. Потом вдох — почувствуем ароматы. Можно выпить в этот момент глоточек воды, и вы этим глотком напьетесь больше, чем иногда несколькими стаканами, потому что будет прочувствовано состояние.
Ирина Вячеславовна, что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональным интеллектом называется умение человека распознавать эмоции и чувства, понимать желания, намерения и мотивы других людей, а также свои собственные. Развитый эмоциональный интеллект позволяет управлять эмоциями, как своими, так и чужими. Почему так важно развивать эту способность? Ещё в 1872 году Чарльз Дарвин в своём труде «Выражение эмоций у людей и животных», указывал на значимость внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации. Способность к эмпатии помогает адаптироваться в социуме, находить общий язык с окружающими. Понимание своих чувств и эмоциональных проявлений других людей, умение выражать чувства и управлять эмоциональной сферой способствуют более высокой адаптивности человека, его эффективности в общении и профессиональной либо иной деятельности. Когда можно начинать работу в этом направлении?
Что мы делаем
- Эмоциональный интеллект как способ мотивации к учебе
- Эмоциональный интеллект: навык будущего для работы и жизни
- Помог выжить как виду
- Софья Шматова
- Family Tree - 4 практики развития эмоционального интеллекта на каждый день
- Что есть что: разберемся с понятиями
О нетрадиционных средствах развития эмоционального интеллекта
Они станут первыми участниками образовательного проекта «555», разработанного по методике развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков». В этой статье мы обсудим важность эмоционального интеллекта для групп и рассмотрим 25 мероприятий по развитию эмоционального интеллекта, которые помогут развить наши навыки и создать более позитивную рабочую среду. Занимается практикой развития лидеров и формирования управленческих команд для реализации digital-проектов с 2007 года. это приложение для развития эмоционального интеллекта с помощью практики.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
А для проработки этой области в лагере существует и активно развивается проектная деятельность. Это работа над конкретной задачей с конкретным результатом, на который направлены все ресурсы проектной группы, в том числе и эмоциональные. На конкурсной ли основе или ради достижения результата, дети так или иначе находятся в ситуации где «общественное выше личного», где приходится подстраивать свои эмоции для того, чтобы сработать в команде и не «выпасть» из неё, где испытываешь радость, когда выдаёшь интересную идею и направляешь всю внутреннюю работу на поиск этой идеи. Дети, которые систематически участвуют в проектной деятельности — командной или индивидуально — в конце концов имеют более развитые навыки самомотивации. Эмпатия является, пожалуй, самым важным качеством для работы вожатого. К сожалению, развитой эмпатией обладает далеко не каждый вожатый, однако с опытом этому учатся.
А как же быть с детьми? Психологи расходятся во мнениях, является ли эмпатия врождённым качеством, однако едины во мнении, что его можно и нужно развивать в детях с самого раннего возраста. Помимо различных «бытовых» способов, которые используются и в лагере, такие как «оказать помощь товарищу по комнате», «поддержать расстроенного ребёнка» или «настроить на преодоление страхов или комплексов», есть и вполне методичные инструменты для развития эмпатии. Во-первых, это помощь старших отрядов младшим. В каких-то лагерях этот инструмент интегрирован в общелагерную деятельность как система наставничества, где-то это появляется по мере необходимости и перерастает в «кружок помощников вожатых», но практически в любом лагере это есть и это прекрасно со всех сторон: подростки проявляют эмпатию, помогая малышам, и не только прибрать свои вещи или заплести косички, но и разобраться с конфликтными ситуациями или просто снять тактильное напряжение.
Для младших детей — это пример проявления эмпатии, которые они бессознательно перенимают и транслируют в будущем на своих близких. Во-вторых, это мероприятия под кодовыми названиями «день добрых дел», «Тимуровские отряды» — программы имеющие в себе цель непосредственное развитие в детях стремления понять, какие трудности или проблемы испытывают другие люди и помочь им в этом. Казалось бы, от «чистосердечной» эмпатии далековато, ведь помогают как правило «за конфетку» баллы, подписи и так далее , но в развитии эмоционального интеллекта всё, что связано со взаимодействием с другими людьми, пусть и игровым — это инструмент. Да, ситуация надуманная, но ведь эмоции — настоящие! Они испытывают радость от благодарности, удивление от неожиданного проявления чувств, смятение от похвалы… Вечером ребята проговорят эти эмоции на огоньке и закрепят внутри себя новую причинно-следственную связь: проявил эмпатию — получил радость.
И наконец, поддержание взаимоотношений и управление чужими эмоциями. Область куда более глубокая, которая и прорабатывается в лагере на другом уровне. Это сюжетно-ролевые и трансформационные игры, коммуникативные тренинги, которые проводятся уже под контролем психологов. Здесь примеряя на себя порой несвойственные для себя роли, ребёнок отрабатывает определённые ситуации в которых нужно убедить, договориться, понять с кем сотрудничать, а кого опасаться, чью позицию занять или как переманить на свою сторону как можно больше людей. Здесь вступают в действие и убеждение и манипуляция, и проявление наигранного равнодушие: все возможные приёмы для воздействия на людей с целью достижения своей цели.
В современной науке давно положительно решен вопрос о тесной связи рационального познания, мышления и оценки. Очень точно терминологически этот феномен выражен понятием «эмоциональное мышление», которое методологически разработал В. Эмоциональное мышление — это процесс, содержанием которого является потребность выражения эмоций, связанных с квалификационной деятельностью человека.
Все, что представляет для нас интерес, вызывает эмоцию. В процессе эмоционального мышления все, что представляет интерес для человека, подвергается оценке. Оценочная деятельность определяет языковую эмоциональность и сама является одним из видов оценки.
Таким образом, для совершенствования эмоционального интеллекта необходимо развития эмоционального мышления. Большинство книг про эмоциональный интеллект так или иначе связаны с лидерством сегодня это очень популярная тема. Идея в том, что лидеры — люди с развитым эмоциональным интеллектом.
И вот почему. Во-первых, развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей. Во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, «читать их как книгу».
А это значит — находить нужных людей и эффективно взаимодействовать с ними. Силу лидерства используют по-разному: либо манипулируют людьми, либо вместе делают одно большое дело. Я говорю не про ценности лидера, здесь идея в другом.
Независимо от своих намерений он может достигать результатов силами многих людей, что повышает вероятность успеха лидера по сравнению с одиночкой. Вот почему лидеру не обязательно иметь высокий IQ. Его EQ позволяет ему окружать себя умными людьми и использовать их гениальность.
Работа над своим эмоциональным интеллектом В отличие от IQ, уровень которого во многом определен генами, уровень эмоционального интеллекта EQ развивается в течение всей жизни человека. Развитие эмоционального интеллекта — самая сложная работа, с которой встречались люди. Но именно эта работа дает наибольшие результаты, именно она повышает личную эффективность.
Существуем множество методик развития эмоционального интеллекта психологические, манипулятивные, построенные на НЛП и многие другие. Большинство их используются в ходе подготовки психологических тренингов. Автор предлагает свою собственную методику развития эмоционального интеллекта, используя средства анализа лирического текста.
Муром» показал рост заболеваемости среди медицинских работников со стажем более 20 лет, связанная с психосоциальными факторами. У врачей и средних медицинских работников отмечаются субъективные ощущения усталости и переутомления. Особенно большая нагрузка регистрировалась в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID -2019.
Установлено, что у сотрудников, имеющих признаки СЭВ, часто возникают конфликты; усматриваются изменения в сторону снижения лояльности сотрудников и пациентов к больнице; увеличиваются жалобы; наблюдается рост текучести кадров; возрастает отток пациентов и много усилий уходит на удержание лояльных пациентов; снижается имидж лечебного учреждения. Муром» проводится научно-практическая работа развития эмоционального интеллекта среди руководителей различных звеньев, а в дальнейшем и всего медицинского персонала, апробация комплексной программы обучения для повышения уровня ЭИ, а также рассматриваются возможные мероприятия для снижения эмоционального выгорания, обеспечивающих сохранение здоровья медицинских работников, через развитие способностей ЭИ. Муром» и определить долю медицинских работников с симптомами СЭВ; 3.
Дети иногда это делают намного лучше, чем взрослые. Потом идут их причины. На следующем этапе включаются элементы саморегуляции — они учатся ловить звоночки, что я сейчас начинаю злиться или я сейчас заплачу. Не зажимая все в себе, ребенок понимает, как экологично выразить и гнев, и страх, и слезы, когда попросить помощи, когда выйти из комнаты, постучать по подушке, и так далее. Это влияет и на лучшее понимание себя, и на взаимодействие с другими. Как должны выглядеть на практике первые шаги по прокачке своего эмоционального интеллекта для тех, кто никогда раньше этим не занимался? С эмпатией есть лайфхак — надо больше общаться и саморефлексировать.
Можно честно проговорить: «Мне кажется, ты сейчас немножко встревожена» или «Мне кажется, ты сейчас взволнован. Могу я что-то сделать? Или: «Мне кажется, ты сейчас очень воодушевлен, давай продолжим разговор». Я призываю говорить это не только в отношении сложных эмоций, иначе через какое-то время на слова «мне кажется» у людей выработается нервный тик, потому что это будет означать, что сейчас озвучат что-то сложное. Можно для практики пойти в кафе, посмотреть на людей вокруг и подумать, какие у них сейчас эмоции. Кто в задумчивости, а кто встревожен? Можно даже подойти и проверить свою гипотезу, но необязательно.
Саморефлексия — тоже базовый навык. Есть прекрасная практика, называется «неделя эмоций». Вы фиксируете в телефоне или в блокнотике — кому как больше нравится — три-четыре раза в день свои эмоции. Что я сейчас чувствую? Скорее всего там не одна эмоция, а целый коктейль. Еще очень важный момент: в каком положении находится мое тело? Этой триады будет достаточно, чтобы за неделю выйти на другой уровень понимания, что происходит с собой.
Так ты начнешь видеть, что, оказывается, я тут зажат, а тут я волнуюсь. Тогда можно начать управление. Вторая практика, которую я всем рекомендую, в том числе в отношении детей, — практика эмоциональной гигиены. Она очень здорово возвращает в «здесь и сейчас», и никакие антидепрессанты тогда не понадобятся. Делать это нужно в безопасной среде. Две минуты после того, как вы сели в машину или зашли в метро, троллейбус, останавливаемся и переключаем наши сенсорные системы. То есть мы внимательно смотрим вокруг, обращаем взор на каждый нюанс, каждый кирпичик на асфальте — детали проявятся просто за счет того, что мы целенаправленно концентрируем наше внимание на визуальных образах.
Потом закрыли глаза — включаем слух. Оказывается, птицы поют, где-то вдалеке люди, шум машин. Потом вдох — почувствуем ароматы. Можно выпить в этот момент глоточек воды, и вы этим глотком напьетесь больше, чем иногда несколькими стаканами, потому что будет прочувствовано состояние. Это занимаем всего одну-две минуты — как зубы почистить. Всю информацию, в том числе эмоциональную, мы воспринимаем либо из внешней среды, либо интероцепцией [способность воспринимать внутренние сигналы тела — прим. Фактически мы так прочищаем себя.
Зубы чистим мы два раза в день, а некоторые после каждого приема пищи. С этой практикой надо поступать так же? Точно так же, минимум два раза в день, а лучше после каждой встречи, после каждых переговоров. Сейчас мы много работаем с врачами над темой выгораний. Мы их прямо тренировали, чтобы после каждого пациента они проводили такие минутные практики —эффект выгорания практически уходит. Есть еще одна практика — уже в отношении управления. Как только мы такой блок проработали в отношении себя, дальше его надо проработать в отношении других.
Вот тут поможет моя любимая практика. Поначалу она звучит странно. Называется «Намерение всегда позитивно». Суть в том, что нам надо понять, хотя поначалу это сложно признать, что намерения всех людей всегда позитивны. Многие сперва не верят, как по Станиславскому. Действия и поступки людей могут быть просто ужасные, отвратительные. Давайте рассмотрим пример, с которого мы начали.
Руководитель раздражается на сотрудника, может быть, даже повышает на него голос — действие неправильное. Не отвратительное, но все равно деструктивное. Некоторые подумают: «Что тогда, всех прощать, пусть дальше делают ошибки, опаздывают, тупят? Понятие позитивного намерения вовсе не означает, что мы должны все прощать, но оно позволяет нам не уйти в ответное эмоциональное раздражение, а вовремя распознать причину поступков другого человека. Например, человек сдал отчет с ошибками. Это классический кейс, который мы разбираем почти на всех МВА программах. Какие есть позитивные намерения в том, чтобы сдать отчет с ошибками?
Начинаем искать. Первое — он хотел его сделать вовремя, поэтому торопился. Но его намерение было позитивно — сдать отчет вовремя. Вторая гипотеза — он хотел все успеть. Вот во многих компаниях, и это не секрет, есть свои задачи, то есть ты готовил этот отчет, а тут прибежал начальник и сказал: «Вот это срочно сделай». Возможно, человек недостаточно умеет управлять этими составляющими. Но его позитивное намерение было — успеть сделать все.
Третье позитивное намерение —человек хотел выспаться или посидеть вечером с друзьями. Это суперпозитивное намерение, но только в отношении себя. В соответствии с тремся этими гипотезами наши действия будут абсолютно разными. Если мы просто взбесимся на человека, накричим, сами этот отчет переделаем, то он не научится правильно работать, не поймет, в чем глобальная причина. Ситуация скорее всего повторится, мы потратим свои ресурсы — этот сценарий нас не устраивает. Раздражение показывает, что этой ситуацией нужно заняться — оно действует как сигнал. В первом сценарии мы садимся с этим работником и просто разбираем ситуацию.
Но обязательно произносим: «Спасибо, что сдал отчет. Я понимаю, что ты старался сделать его вовремя. Это очень ценно».
Актуальность развития эмоционального интеллекта: Понимание и преимущества
Курс развития эмоционального интеллекта может состоять из следующих блоков работы. Короткий ролик о программе по развитию социального и эмоционального интеллекта у детей как ключевого навыка XXI века. это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные.
Почему эмоциональный интеллект важнее обычного и как его развить
Дети иногда это делают намного лучше, чем взрослые. Потом идут их причины. На следующем этапе включаются элементы саморегуляции — они учатся ловить звоночки, что я сейчас начинаю злиться или я сейчас заплачу. Не зажимая все в себе, ребенок понимает, как экологично выразить и гнев, и страх, и слезы, когда попросить помощи, когда выйти из комнаты, постучать по подушке, и так далее. Это влияет и на лучшее понимание себя, и на взаимодействие с другими. Как должны выглядеть на практике первые шаги по прокачке своего эмоционального интеллекта для тех, кто никогда раньше этим не занимался? С эмпатией есть лайфхак — надо больше общаться и саморефлексировать. Можно честно проговорить: «Мне кажется, ты сейчас немножко встревожена» или «Мне кажется, ты сейчас взволнован.
Могу я что-то сделать? Или: «Мне кажется, ты сейчас очень воодушевлен, давай продолжим разговор». Я призываю говорить это не только в отношении сложных эмоций, иначе через какое-то время на слова «мне кажется» у людей выработается нервный тик, потому что это будет означать, что сейчас озвучат что-то сложное. Можно для практики пойти в кафе, посмотреть на людей вокруг и подумать, какие у них сейчас эмоции. Кто в задумчивости, а кто встревожен? Можно даже подойти и проверить свою гипотезу, но необязательно. Саморефлексия — тоже базовый навык.
Есть прекрасная практика, называется «неделя эмоций». Вы фиксируете в телефоне или в блокнотике — кому как больше нравится — три-четыре раза в день свои эмоции. Что я сейчас чувствую? Скорее всего там не одна эмоция, а целый коктейль. Еще очень важный момент: в каком положении находится мое тело? Этой триады будет достаточно, чтобы за неделю выйти на другой уровень понимания, что происходит с собой. Так ты начнешь видеть, что, оказывается, я тут зажат, а тут я волнуюсь.
Тогда можно начать управление. Вторая практика, которую я всем рекомендую, в том числе в отношении детей, — практика эмоциональной гигиены. Она очень здорово возвращает в «здесь и сейчас», и никакие антидепрессанты тогда не понадобятся. Делать это нужно в безопасной среде. Две минуты после того, как вы сели в машину или зашли в метро, троллейбус, останавливаемся и переключаем наши сенсорные системы. То есть мы внимательно смотрим вокруг, обращаем взор на каждый нюанс, каждый кирпичик на асфальте — детали проявятся просто за счет того, что мы целенаправленно концентрируем наше внимание на визуальных образах. Потом закрыли глаза — включаем слух.
Оказывается, птицы поют, где-то вдалеке люди, шум машин. Потом вдох — почувствуем ароматы. Можно выпить в этот момент глоточек воды, и вы этим глотком напьетесь больше, чем иногда несколькими стаканами, потому что будет прочувствовано состояние. Это занимаем всего одну-две минуты — как зубы почистить. Всю информацию, в том числе эмоциональную, мы воспринимаем либо из внешней среды, либо интероцепцией [способность воспринимать внутренние сигналы тела — прим. Фактически мы так прочищаем себя. Зубы чистим мы два раза в день, а некоторые после каждого приема пищи.
С этой практикой надо поступать так же? Точно так же, минимум два раза в день, а лучше после каждой встречи, после каждых переговоров. Сейчас мы много работаем с врачами над темой выгораний. Мы их прямо тренировали, чтобы после каждого пациента они проводили такие минутные практики —эффект выгорания практически уходит. Есть еще одна практика — уже в отношении управления. Как только мы такой блок проработали в отношении себя, дальше его надо проработать в отношении других. Вот тут поможет моя любимая практика.
Поначалу она звучит странно. Называется «Намерение всегда позитивно». Суть в том, что нам надо понять, хотя поначалу это сложно признать, что намерения всех людей всегда позитивны. Многие сперва не верят, как по Станиславскому. Действия и поступки людей могут быть просто ужасные, отвратительные. Давайте рассмотрим пример, с которого мы начали. Руководитель раздражается на сотрудника, может быть, даже повышает на него голос — действие неправильное.
Не отвратительное, но все равно деструктивное. Некоторые подумают: «Что тогда, всех прощать, пусть дальше делают ошибки, опаздывают, тупят? Понятие позитивного намерения вовсе не означает, что мы должны все прощать, но оно позволяет нам не уйти в ответное эмоциональное раздражение, а вовремя распознать причину поступков другого человека. Например, человек сдал отчет с ошибками. Это классический кейс, который мы разбираем почти на всех МВА программах. Какие есть позитивные намерения в том, чтобы сдать отчет с ошибками? Начинаем искать.
Первое — он хотел его сделать вовремя, поэтому торопился. Но его намерение было позитивно — сдать отчет вовремя. Вторая гипотеза — он хотел все успеть. Вот во многих компаниях, и это не секрет, есть свои задачи, то есть ты готовил этот отчет, а тут прибежал начальник и сказал: «Вот это срочно сделай». Возможно, человек недостаточно умеет управлять этими составляющими. Но его позитивное намерение было — успеть сделать все. Третье позитивное намерение —человек хотел выспаться или посидеть вечером с друзьями.
Это суперпозитивное намерение, но только в отношении себя. В соответствии с тремся этими гипотезами наши действия будут абсолютно разными. Если мы просто взбесимся на человека, накричим, сами этот отчет переделаем, то он не научится правильно работать, не поймет, в чем глобальная причина. Ситуация скорее всего повторится, мы потратим свои ресурсы — этот сценарий нас не устраивает. Раздражение показывает, что этой ситуацией нужно заняться — оно действует как сигнал. В первом сценарии мы садимся с этим работником и просто разбираем ситуацию. Но обязательно произносим: «Спасибо, что сдал отчет.
Я понимаю, что ты старался сделать его вовремя. Это очень ценно».
Профессиональный тьютор, эксперт диагностики и развития ЭИ, консультант в гештальт-подходе Татьяна Киселева Кандидат психологических наук. Профессиональный тьютор развития эмоционального интеллекта.
Очень понравился опыт работы с песочницей. Это наглядный способ взглянуть на ситуацию со стороны. В тёплой, дружественной атмосфере пролетел день. До скорой встречи 23 октября на тренинге "Мы вместе: эмоциональные рецепты тёплых отношений" «Ребята, давайте жить дружно»; Так я раньше говорила себе и уходила от конфликта или ссоры. Для меня такое поведение было обычным. Да и сами слова : конфликт, ссора я боялась и не принимала их. А зачем их принимать? И почему я вступала в конфликт? А что на самом деле спровоцировало меня на ссору? Вот именно сегодня на практикуме « Как горячие ссоры превратить в тёплый разговор» я осознала глубину и смогла выстроить цепочку именно тех факторов которые и проводят к конфликту. Оля, я Благодарю тебя за такой интересный подход. Песочница, как инструмент - помощник в понятии того, что происходит со мной в момент ссоры. Это очень Мощно и Полезно!!! Сегодня я поняла очень простую истину, что каждый раз я вступала в конфликт именно с собой!!!
Практически в каждом классе есть главный «ботаник», учившийся только на отлично, чья дальнейшая жизнь, казалось, должна была стать непрерывным триумфальным шествием. Однако после получения красного диплома престижного вуза он, на удивление многим, оказывался не у дел. Зато беспросветный двоечник, с трудом окончивший школу, возглавил крупную компанию или просто стал известным и уважаемым человеком в своей области деятельности. Однако ученые убеждены: в борьбе за достижение профессиональных высот решающую роль играет не везение и не аналитические способности, а совсем другие характеристики и умения. Рождение нового Q В 1990 году американские психологи Питер Саловей и Джон Майер в своем труде «Эмоциональный интеллект» Emotional Intelligence пришли к выводу, что вопреки традиционному противопоставлению, эмоции и интеллект плотно переплетены и тесно взаимодействуют. От того, насколько продуктивно такое взаимодействие, и зависит успех человека во многих сферах его жизни. Это неуловимое соединение эмоций и разума ученые назвали эмоциональным интеллектом. По их мнению, «эмоциональный интеллект — это такой тип социального интеллекта, который использует способность мониторинга своих собственных эмоций и эмоций других людей для того, чтобы использовать эту информацию при управлении собственным мышлением и действиями. Люди, обладающие высоким уровнем эмоционального интеллекта EQ , способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей». Идею Саловея и Майера развил и популяризировал психолог Дэниел Гоулмен. Основная идея работы Гоулмена довольно проста: существуют различные виды интеллекта, в том числе эмоционального, который может помочь человеку в различных сферах жизни. С точки зрения ученого, это иной способ быть умным, выражающийся в том, как человек обращается с самим собой и выстраивает взаимоотношения c другими. Автор выделяет четыре основных составляющих эмоционального интеллекта: самосознание self-awareness , самоконтроль self-management , эмпатия empathy и навыки отношений relationship skills. Анализируя эти качества, исследователь приходит к выводу о решающей роли EQ в жизни каждого. Личность с высоким ЕQ инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все проблемы. Характерный признак хорошо развитого эмоционального интеллекта — доброжелательность. Обладатель высокого EQ приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности. Человек с низким ЕQ — полная противоположность. Он часто агрессивен и конфликтен, плохо контролирует свои сиюминутные желания и мимолетные импульсы, неуверен в себе, недоволен жизнью, не стремится к самосовершенствованию, не знает, чего хочет, не способен выразить свои чувства и не желает понимать чувства окружающих. Он нередко испытывает беспокойство, сожаление, чувство вины, холоден, замкнут, с трудом идет на контакт. У такого индивида шансы достичь успеха, по мнению Гоулмена, практически равны нулю.
Как развивать эмоциональный интеллект у себя и своего ребенка и зачем это нужно
Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку. Развив свой эмоциональный интеллект, вы будете намного увереннее чувствовать себя даже в общении с трудными людьми, вами будет нелегко манипулировать. Концепции эмоционального интеллекта возникли, отражая единство эмоциональных и аффективных процессов развития личности индивида. Речь о развитии эмоционального интеллекта ведется уже несколько лет, однако именно в России прогресс в данном направлении слабый.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
Развитие эмоционального интеллекта – это тренд, который, как и свойственно всем веяниям, быстро подхватили многие лагеря и сделали это основой своей педагогической программы. Человек с развитым эмоциональным интеллектом видит не только поведение других людей, но и его причины, умеет отделять личные ощущения от фактов, не дает эмоциональным порывам влиять на дело, а также не зависит от настроения других людей. Распознавание эмоций и использование силы эмоционального интеллекта сейчас важнее, чем когда-либо.
4 драйвера развития эмоционального интеллекта
- Читайте также
- Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
- Онлайн - конференция "Эмоциональный интеллект: практики применения"
- Эмоциональный интеллект.
- Эмоциональный интеллект как способ мотивации к учебе
Развитие эмоционального интеллекта как тренд в современной психолого-педагогической практике
В модели эмоционального интеллекта Гоулмана, который популяризировал понятие EQ, выпустив в 1995 году книгу, пять составляющих. Конференция служит просвещению и популяризации практики развития эмоционального интеллекта и открыта для участия всех желающих. Развивая эмоциональный интеллект через осознание своих эмоций, рефлексию и саморегулирование можно эффективно преодолевать сложные ситуации и, следовательно, вести более полноценную и счастливую жизнь.