Второстепенные роли Польши на дебатах в ЕС и НАТО. Польша и Германия к июлю текущего года сформируют силы быстрого реагирования в Евросоюзе. Кто может попасть в Эстонию, Латвию, Литву и Польшу в 2024 году. Членами Европейского союза (ЕС) являются 27 государств Европы. Каждое государство-член является участником учредительных договоров союза и, таким образом. С пятидесятых годов двадцатого века существует Европейский союз, объединивший на сегодняшний день 27 стран западной и центральной Европы.
Польша собралась покинуть Евросоюз
отмечает министр сельского хозяйства Польши Роберт Телус. Польша может выйти из Евросоюза, если в стране не сменится власть на ближайших выборах, считает лидер польской оппозиции, бывший премьер-министр страны Дональд Туск. Министр сельского хозяйства Польши Роберт Телус заявил, что Варшава точно не согласится на вступление Украины в Евросоюз, если не будет решен вопрос экспорта украинского зерна.
Польша ― извечная проблема Европы
Страны Европейского союза на карте. Европейский Союз (ЕС) – это уникальное экономическое и политическое объединение 27 европейских стран, которые сформировали «общий рынок», в первую очередь, обеспечивающий свободное передвижение товаров и людей. Правящая в Польше партия «Право и справедливость» (PiS), несмотря на весь её евроскептицизм, едва ли будет добиваться выхода Варшавы из Европейского. Польское законодательство продолжает дискриминировать ЛГБТ+: люди, живущие в однополых отношениях, являются чужаками в глазах закона, Польша не обеспечивает детям из радужных семей базовую безопасность", — комментирует Аннамария Линчовска из KPH.
Польский министр юстиции Збигнев Зебро заявил, что страна постепенно теряет суверенитет в Евросоюзе
Из-за продолжительного конфликта предыдущего польского правительства и Еврокомиссии по поводу судебной реформы выплаты Варшаве по линии EU RRF были приостановлены. Ситуация изменилась в декабре 2023 г. Туск представил пакет реформ, который затрагивал в том числе судебную систему страны. Тогда же Еврокомиссия одобрила перевод Польше 5 млрд евро из фонда REPower EU, который является частью Инструмента восстановления и устойчивости и предназначен для финансирования реформ, направленных на переход к «зеленой энергетике» [vi]. Наконец, 15 апреля 2024 г. Варшава получила 6,3 млрд евро по линии инициативы восстановления и устойчивости — крупнейший единоразовый платеж из фондов ЕС за двадцать лет членства Польши в интеграционном объединении [vii]. Это произошло после того, как новое правительство Польши обязалось выполнять решения Суда ЕС и уважать верховенство законодательства Евросоюза [viii]. Полученные средства планируется потратить на государственную программу по замене источников электроэнергии в домохозяйствах, проведение высокоскоростного интернета в труднодоступных районах и инвестиции в транспортную инфраструктуру [ix]. На первый взгляд, положительная динамика в отношениях Варшавы и Брюсселя в последние полгода демонстрирует, что проблема получения общеевропейских средств для Польши кажется решенной. Тем не менее, реализация Инструмента восстановления и устойчивости на данный момент продвигается с трудом: за два с половиной года до конца действия программы странам-членам выделено менее половины безвозмездных средств и около трети льготных кредитов [x].
Полная реализация запланированных реформ и всех инвестиционных проектов требует времени, поэтому далеко не все меры, указанные в национальном плане восстановления Польши, могут быть воплощены в жизнь до декабря 2026 г. По оценкам польской консалтинговой компании CRIDO, наименее вероятна реализация реформ в области здравоохранения, вложения в которые оцениваются в 4,5 млрд евро [xi].
Началась постепенная интеграция экономик республики и других европейских государств. Следующий важный этап на пути Польши в Евросоюз — выражение согласия Европейской комиссии на переговоры с Польшей и еще 5 странами о вступлении в ЕС 16 июля 1997 г. В результате переговоров анализировались многие показатели, которым должна соответствовать страна-участница. Переговоры были окончены 13 декабря 2002 года на заседании Совета Европы в Копенгагене. Логичным следствием стало подписание 16 апреля 2003 г.
Схватка идет, результат будет известен через несколько лет», - отметил политолог. При этом Корейба объяснил, какие цели у Польши в этой «схватке». Поэтому ЕС видится, как экономическое объединение без политической интеграции, сегодняшний уровень которой — это максимум, а лучше бы сдать назад и ограничить полномочия европейской бюрократии. Цель нынешнего противостояния с точки зрения Польши — поставить четкие рамки тому, на что Еврокомиссия может влиять, а на что нет, что останется к компетенции национального правительства. Цель в том, чтобы распределить полномочия», - заключил собеседник «Радиоточки НСН». В минувшие выходные в Польше тысячи людей, испугавшихся возможного выхода страны из Евросоюза, вышли на улицы на акции протеста, чтобы выразить несогласие с решением КС этой страны.
Напомним, ранее российская сторона обнародовала архивные документы , свидетельствующие о массовых расправах, издевательствах, грабежах и насильственном изгнании немецкого населения в Польше после разгрома гитлеровцев. Кроме того, накануне в МИД РФ потребовали от польских властей найти и наказать вандалов, надругавшихся над захоронением советских воинов-освободителей в городе Зумбрув.
Как Польша попала в Евросоюз? Хронология событий и краткие итоги.
А вот ни на чем не основанные чванство, позерство и высокомерие поляков раздражают всех соседей Польши. Но сами поляки этого явно не понимают, если надеются, что в случае дальнейшего размежевания Евросоюза по принципу «двух скоростей» или даже его развала Польша сможет выступить в качестве лидера стран «второй скорости». Именно с ними, может быть за вычетом Румынии, она успела уже испортить отношения по той или иной причине. Думается, Брюссель, скорее всего, ограничится мерами экономического воздействия на Польшу за ее выходку. Это, безусловно, скажется не только на материальном положении поляков, но может привести к приходу к власти оппозиционных партий, признающих действующие в ЕС юридические нормы. Усиление противоречий и выход Польши из ЕС имел бы для него негативные экономические последствия из-за потери крупного польского рынка, а также способствовал бы ускорению уже наметившегося распада Евросоюза. Неординарное решение польского Конституционного суда, инициированное правящей партией «Право и справедливость», заметно обострило внутриполитическую борьбу в стране и активизировало оппозиционную нынешней власти «Гражданскую платформу». Председателя партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского оппозиция обвиняет в желании вывести Польшу из Евросоюза. Со своей стороны, ПиС заявляет, что не намерена добиваться выхода Польши из ЕС, но лишь стремится реформировать Европейский союз. Серьезное беспокойство поляков вызывает диктат Брюсселя не только в области права, но и энергетики. ЕС требует от Варшавы закрыть угольную шахту «Туров» на границе с Чехией, руководствуясь экологическими соображениями.
Если последнее сделано не будет, Европейская комиссия грозит Польше ежедневным штрафом в 550 тыс. Правда, не совсем ясно, как ЕС будет настаивать на выполнении этого решения в условиях острого энергетического кризиса и возвращения многих стран к использованию угля на ТЭС. На том основании, отмечают в Чехии, что работа шахты лишает чешских фермеров воды и наносит значительный вред окружающей среде на польско-чешской границе. Возникшие противоречия с Чехией, считают в Польше, настолько серьёзны, что Варшава не исключает отказа премьера Матеуша Моравецкого от участия в заседаниях Вышеградской группы, если там будет участвовать Чехия. Как бы там ни было, но даже после завершения энергетического кризиса реальные экологические проблемы, вызванные существенным использованием в польской энергетике угля и связанных с этим экономических санкций со стороны ЕС из-за растущих цен на разрешения по выбросам СО2, а также компенсаций за загрязнение окружающей среды , вынудят Польшу к трансформации ее энергетической системы с постепенным переходом на газ. Диверсификация поставок газа — основа нашей безопасности», — заявил заместитель министра климата Польши Яцек Оздоба. При этом власти Польши сугубо по политическим мотивам стремятся осуществлять поставки газа не из России или Германии. Они уже отказались от продления долгосрочного контракта с «Газпромом» Ямальское соглашение после его завершения в 2022 году. Именно последний энергетический кризис в Европе показал, что нереально надеяться на свободный рынок СПГ и уповать на норвежский газ в условиях общего энергодефицита в Европе. А Baltic Pipe с трудом удается заполнить газом и на 30 процентов из-за нехватки газа на месторождении.
Что в этом случае остается делать Польше?
И политические силы, связанные с Туском, прилагают максимум усилий для того, чтобы каким-то образом сместить «Право и справедливость». В таких условиях приходится максимально использовать страхи тех, кого не устраивает многолетнее правление этой партии. Между тем нынешний оппозиционный Качиньскому избиратель настроен проевропейски. Для него пребывание в рамках Европейского союза — это благо, в том числе для либерально и социал-демократически настроенных граждан. Иными словами, чтобы в Польше не установилась авторитарная власть, чтобы под контроль не были поставлены все СМИ», — объяснил Кувалдин. Как следствие, один из самых больших страхов этого электората состоит в том, что Польша покинет Евросоюз. Однако, как полагает Кувалдин, скорее всего, Туск просто пугает своих избирателей, чтобы они пришли на участки и проголосовали. Эксперт объяснил, что, с одной стороны, «Право и справедливость» — это партия, которую отличает евроскептицизм.
Она пытается отстоять самостоятельность польского правительства от регулирования со стороны Брюсселя. Идеологи этой партии называют ЕС силой наднациональной бюрократии, которая хочет подчинить национальные государства, лишить их идентичности, а Брюссель считает проводником германских интересов.
Партия Зёбро резко критикует политику Брюсселя по отношению к государствам-членам.
Опрос несколько противоречит данным Польского экономического института, который предоставил информацию об экономической теории правительству Варшавы, которое в своем отчете в конце апреля оценило поддержку членства в ЕС среди поляков как рекордно высокую. Данные показали тенденцию к росту, особенно за последние три года, подчеркивает институт.
Данная процедура была запущена под обоснованным предлогом нарушения Польской республикой принципов верховного права. Помимо данного фактора, Евросоюз беспокоит радикальная позиция Польши в отношении антикоммунистической и антииммигрантской политики, так как нынешняя Европа солидарна в вопросе отношения к беженцам. Однако Польша отказывается выполнять установленную ЕС квоту по приему мигрантов. Это приводит к неутешительным выводам, а именно к возможности дальнейшего ухудшения отношений между Варшавой и Брюсселем и даже выходу сразу нескольких стран из ЕС.
В настоящее время многим кажется, что, вступив на такую дорогу, страна обеспечила себе спорный путь. Возникает вопрос: возможно ли, что Польша выйдет из Евросоюза? Последние из достижений Польши как страны Евросоюза привели к тому, что страна стала проводником американской политики на европейском континенте, вследствие чего варшавские политики получили реальный шанс занять лидерство в Европе. Естественно, данные амбиции отрицательно воспринялись в Брюсселе, как и резко отстаивающие свою точку зрения польские представители. Недавно стало известно о том, что Еврокомиссия подготовила план, который позволит лишить Польшу предоставляемой денежной поддержки Европы, причем реализовать его будет возможно в обход установленных европейских процедур. Говоря подробнее о данном способе лишения Польши дотаций из Европы, следует отметить, что его непосредственным автором стал комиссар ЕС по бюджету и человеческим ресурсам Гюнтер Эттингер.
Раскрывая подробности данного плана, следует напомнить, что после нашумевших событий, произошедших в Украине в 2014 году, Варшава вступила на путь колоссальных успехов. После прихода к власти Дональда Трампа и стартующего открытого конфликта между Берлином и Вашингтоном, Польше пришла грандиозная идея о «захвате власти в ЕС» и управлении им в интересах Америки. Учитывая все это, польская элита заняла лидирующие позиции по вопросам, касающимся политики, направленной против России, что стало существенным плюсом в ее незаменимости для Соединенных Штатов Америки. И ведь действительно, при благоприятных для поляков обстоятельствах Польша могла бы рассчитывать на поддержку Вашингтона. В том случае, если бы данную схему удалось реализовать и получить необходимую политическую поддержку со стороны Америки, вполне реально было бы рассчитывать на помощь в борьбе с Берлином за статус фактического лидерства. Естественно, данные планы вызывали сильнейшее недовольство Германии, так как именно она является самым крупным источником финансирования бюджета ЕС.
Амбиции Польши касались перехвата лидирующих позиций в Евросоюзе путем запроса у Германии репараций на дополнительные проекты. Германия оказалась в затруднительном положении, поскольку не могла обойти стороной требования Польши. Несмотря на это, урезать финансирование Польши не представлялось возможным без непосредственного согласия самой Польской Республики. За цикл длиной в семь лет Польская республика, являясь страной ЕС, получила примерно 117 млрд. Естественно, против себя при таких условиях никто не пойдет, а попытки лишить Польшу права голоса в ЕС на данный момент не были осуществлены, в первую очередь, из-за активного сопротивления правительства Виктора Орбана. Но, наконец, необходимое решение было найдено именно Гюнтером Эттингером, и, как известно, оно уже имеет поддержу со стороны Европейской комиссии.
Суть данного плана заключается в направлении внимания не на корректировку суммы, а на изменения правил контроля за использованием бюджетных средств. Данная корректировка не требовала голосов всех стран ЕС, а значит, изменения могут быть приняты даже без учёта мнения некоторых стран, в особенности тех, которые придерживаются излюбленного правила выкачивания денег из Германии. Ключевым моментом плана Эттингера является привязка выплат средств Евросоюза к соблюдению неких «демократических норм». Таким образом, доступ к бюджету Евросоюза будет зависеть от «идеологической чистоты», являющейся приоритетной оценкой при принятии решения о размерах предоставляемых средств. Говоря простым языком, ситуация будет выглядеть так: в тот момент, когда члены ЕС начнут отклоняться от берлинских приоритетов, они автоматически будут нарушать установленные демократические нормы. Что в свою очередь приведет к отказу в финансировании.
Подведя итоги членства Польши как страны ЕС, невозможно не заметить положительные стороны. Евросоюз оказал существенную помощь стране, обеспечивая за счет своего бюджета стабильную экономику, развитие сельского хозяйства, экспорт, импорт и общее поднятие уровня жизни населения.
В Германии подняли вопрос об приостановке членства Польши в Евросоюзе
Диалога не получилось. Эта история началась в марте, когда в Конституционный суд обратился премьер-министр Матеуш Моравецкий. Он написал запрос на 130 страницах, но суть его формулируется в одном предложении — что для Польши главнее: свои законы или европейские?
Повод для такого запроса дал сам Европейский суд. Он решил, что реформа национальной судебной системы, которую провела у себя Польша, нарушает законы ЕС. В таком случае, Республика Польша не может функционировать как независимое демократическое государство, что противоречит Основному закону нашей страны», — заявила председатель Конституционного суда Польши Юлия Пшилебская.
Это решение Конституционный суд принял почти единогласно: из 14 голосов 12 «за». Верховенство у национальных законов, а не у норм ЕС, даже несмотря на то, что Польша — член Европейского Союза. Реакция евровластей последовала мгновенно.
Снижение, тем не менее, идёт так медленно, что в июне Польша все равно стала рекордсменом ЕС по росту цен за год. При этом в Прибалтике цены снижались более активно, хотя ещё недавно инфляция в тех странах была выше, отмечает польское издание. Читайте также: "Ведомости": Минфин предложил "фронтально сократить"...
И я всегда вспоминаю эту беседу, когда сталкиваюсь с информацией о характере отношений Польши с ее соседями. Что же касается отношения к России поляков, то оно всегда настолько одиозно-однообразное, что у нас на него просто перестали обращать внимание. Трудно избавиться от ощущения, что все проблемы современной Польши уходят корнями в ее не такое уж далекое «имперское» прошлое. Тогда, в 1569 году, Королевство Польское объединилось с Великим княжеством Литовским. Это объединение стало именоваться Речью Посполитой. С учетом большого количества народностей это государственное образование условно можно назвать своеобразной мини-империей.
А ее специфический политический режим принято называть «шляхетской демократией». Просуществовала эта «империя» лишь до 1795 года, когда и была разделена между Россией, Пруссией и Австрией. Следует отметить, что уже к середине XVIII века Речь Посполитая стала все больше зависеть от России, которая даже могла влиять на избрание польских королей. Так, последним ее правителем по настоянию императрицы Екатерины Великой в 1764 году был избран ее бывший фаворит Станислав Август Понятовский. Тем не менее «имперские» замашки поляков в отношении входивших в состав Речи Посполитой народов сохранились до наших дней. А ведь именно они и чрезвычайно обострили ситуацию в той «империи» и в значительной мере ускорили и облегчили ее раздел соседними странами. Беда, когда история ничему не учит политиков! Как известно, с 2004 года Польша является членом Евросоюза. Ее положение там в условиях все большего разделения ЕС на Старую Европу Европу первого сорта, или «первой скорости» и страны Восточной Европы второго сорта, «второй скорости» является довольно двусмысленным.
Первой из всех восточноевропейских стран она вступила в Евросоюз и получила от него максимальное количество помощи. Видимо, из-за этого Польша уже почти свыклась с мыслью о своей причастности к коренным европейским странам. Однако начавшийся в ЕС по инициативе «большой тройки» Брюсселя, Берлина и Парижа процесс размежевания союза на страны «первой» и «второй» скорости поставил поляков в довольно двусмысленное положение. Стало понятно, что Старая Европа не рассматривает Польшу в качестве подобной а значит, и равной себе ни в политическом, ни в экономическом плане. И у нее есть для этого все основания. Однако это трудно признать и принять полякам, сохраняющим со времен Речи Посполитой имперские амбиции и стремление подминать под себя соседей. В условиях начавшегося размежевания Евросоюза что может означать и начало его полного развала политические партии Польши активно приступили к поиску места своей страны в этом процессе.
Польша — антилидер по числу машин на въезде в ЕС. Как дела на границе в середине недели
Однако сторонники той и другой линии явно недооценивают отношение европейцев как Старой, так и Восточной Европы к подобным планам. И здесь сказывается хроническая неспособность польских политиков прогнозировать развитие политической ситуации и ее последствий, а также готовности сложить все яйца в одну корзину. И в обоих случаях проиграла, настроив против себя демократов в США и социал-демократов в Германии. Как бы там ни было, но у Польши нет никаких шансов оказаться в Евросоюзе в компании стран «первой скорости». И этому явно не способствовала выходка руководства правящей партии «Право и справедливость». Конституционный суд Польши по запросу премьер-министра страны Матеуша Моравецкого признал три положения Лиссабонского договора, на основе которого существует ЕС, несовместимыми с польской Конституцией. В решении суда утверждается, что «Европейский союз вступает в новый этап, в котором органы Европейского союза действуют вне пределов полномочий, предоставленных Республикой Польша». В то время как Берлин и Париж видят ЕС скорее как федеративное государство, в котором политические и судебные решения Евросоюза являются обязательными для отдельных стран объединения: «Все решения Европейского суда являются обязательными для властей всех государств-членов, включая национальные суды. И она пообещала, что в ближайшее время будет определена реакция Еврокомиссии на действия Варшавы.
Вероятнее всего, Польшу накажут финансово. Однако за такое решение должны проголосовать все другие члены ЕС. Но его точно не поддержит Венгрия, у которой имеются схожие с Польшей проблемы в отношениях с Евросоюзом и, похоже, имеются договоренности с Польшей о взаимной поддержке в таких ситуациях. Другие восточноевропейские страны, например Чехия, Словакия и Словения, вряд ли поддержат Польшу. Они заинтересованы в сохранении с ЕС нормальных отношений по экономическим и политическим соображениям. И у них есть разногласия с Брюсселем только по миграционным проблемам. А вот ни на чем не основанные чванство, позерство и высокомерие поляков раздражают всех соседей Польши. Но сами поляки этого явно не понимают, если надеются, что в случае дальнейшего размежевания Евросоюза по принципу «двух скоростей» или даже его развала Польша сможет выступить в качестве лидера стран «второй скорости».
Именно с ними, может быть за вычетом Румынии, она успела уже испортить отношения по той или иной причине. Думается, Брюссель, скорее всего, ограничится мерами экономического воздействия на Польшу за ее выходку. Это, безусловно, скажется не только на материальном положении поляков, но может привести к приходу к власти оппозиционных партий, признающих действующие в ЕС юридические нормы. Усиление противоречий и выход Польши из ЕС имел бы для него негативные экономические последствия из-за потери крупного польского рынка, а также способствовал бы ускорению уже наметившегося распада Евросоюза. Неординарное решение польского Конституционного суда, инициированное правящей партией «Право и справедливость», заметно обострило внутриполитическую борьбу в стране и активизировало оппозиционную нынешней власти «Гражданскую платформу».
Польша получила доступ к единому рынку ЕС с более чем 500 млн клиентов, а также имеет к своему крупному внутреннему рынку в 38 млн клиентов. Польша создала систему стимулов как внутренних, так и источников ЕС для поощрения иностранных инвестиций. Как видим эти цифры одного порядка с приростом ВВП Польши. Здесь также важно учитывать ущерб, причиненный Украине Россией в результате аннексии Крыма и оккупации Донбасса. А также деньги, украденные из Ощадбанка Украины.
При этом самое крупное скопление наблюдается возле польского пункта пропуска «Кукурыки» «Козловичи» — более 800 фур. Чтобы попасть в страны Евросоюза на легковом автомобиле, тоже нужно отстоять очередь. Антилидером по числу легковушек на границе также является польское направление: в КПП «Тересполь» «Брест» находится 190 машин.
Чтобы присоединиться, государство должно соответствовать экономическим и политическим требованиям, известным как Копенгагенские критерии , которые требуют от кандидата демократического правительства свободного рынка с соответствующими свободами и институтами и уважения верховенства права. Расширение Союза также зависит от согласия всех существующих членов и принятия кандидатом существующего свода законов ЕС, известного как acquis communautaire.
КС Польши утвердил приоритет национального закона над европейским
Варшава усиливает европейскую ксенофобию. Польша в рамках Евросоюза будет противостоять централистским тенденциям, которые рано или поздно могут разрушить его, заявил премьер Моравецкий. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий признал, что Евросоюзу нужно отказаться от централизации,чтобы выжить. Об этом сообщает «РИА Новости» со ссылкой на речь премьера в парламенте страны. Вслед за Венгрией заблокировать путь Украине в ЕС пригрозила Польша. Конфликт Польши с Евросоюзом накалился до такой степени, что грозит перерасти в военное столкновение. Польша постепенно приходит к потере суверенности в Евросоюзе.