Памирцы проживают в высокогорной области Бадахшан, которая разделена между четырьмя государствами: Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Китая. В учебниках нет фамилий русских офицеров, которые в XIX веке организовывали на Памире пограничную службу, но в любом кишлаке знают, кто такие Ионов, Кивикэс. Исмаилизм 5:22 Памир и Памирцы 7:25 Памирцы история происхождения 9:56 Почему Памирцев не удалось покорить? 4. Кто такие памирцы? ГБАО населена памирскими народностями, родственными таджикам, но имеющим собственные языки и свою этническую идентичность. Исмаилизм 5:22 Памир и Памирцы 7:25 Памирцы история происхождения 9:56 Почему Памирцев не удалось покорить?
«Не люблю эту страну. И народ тут не очень». Боец Чоршанбе будет изгнан из России?
Кто такие ПАМИРСКИЕ ТАДЖИКИ?! Происхождение НАРОДА! 📹 11 видео | Памирцы проживают в высокогорной области Бадахшан, которая разделена между четырьмя государствами: Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Китая. |
Что значит Памирец? Ответы на вопрос: 23 | Статья сможет разъяснить, кто такие памирцы, и почему их принято считать отдельным этносом. |
Pamir Daily | Актуальные новости Памира | Кто они такие? Памирцы не попадают в мировые новости, не борются за независимость, не стремятся создать собственное государство. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. |
Памирцы: самый загадочный народ СССР
Если в плане материальной и духовной культуры памирцы благодаря тысячелетним взаимным контактам значительно сблизились друг с другом, то изучение их языков показывает, что разные памирские народы вышли из как минимум четырёх древних восточноиранских общностей. Эскалация репрессий в отношении памирцев вынудила некоторых людей оказаться на передовой украинского конфликта. Чоршанбе Новости Мигрант Снг Таджикистан Памир Казахстан Россия Москва Митинг Драки Срочно Экстренно Свободу Чошанбе еще. По словам блогера, он — памирец, представитель иранского народа, населяющего высокогорные области Таджикистана. Памирцы — совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша, разделённого между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем.
📹 Похожие видео
- Введён запрет на традиции памирского народа
- Памирцы кто они
- Памирцы - самый загадочный и один из самых дискриминируемых народов на земле
- Территория проживания
Памирские активисты обратились к Рустаму Эмомали: «Мир в ГБАО находится под угрозой»
Семейные традиции Отношения к семье и браку позволят понять, кто такой памирец. Что за нация и каковы ее традиции, сможет рассказать семейный уклад. Наиболее древний вариант семьи основывался на принципе патриархальных отношений. Семьи были большими. В их главе стоял старейшина, которому все беспрекословно подчинялись. Так было до появления товарно-денежных отношений. Семья стала моногамной, сохраняя патриархальные традиции. Так продолжалось до установления ислама. Новая религия легализовала превосходство мужского пола над женским. По законам шариата мужчина имел преимущества и права в большинстве случаев, например в делах наследования. Муж получал законное право на развод.
При этом в горных районах, где женщины принимали активное участие в сельском труде, их положение было более свободным.
Памирцев разделяют на северных и южных. Среди первых наиболее многочисленной национальной группой являются шугнанцы, их насчитывается более 100 тысяч человек. Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям. Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше. Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе — самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами.
Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей. Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья. Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае — уйгурский. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров 1004-1088 гг. Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма. Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов.
Я родился Памирцем и умру как Памирец у нас своя культура свои языки, Памирский дом с много вековой культурой ,Памирская национальная одежда... Пишу сейчас на одном из языков Памира для своих Памирцев... Вродар ат яхзинен аборе дизга видео ен цавнинет хо бегамаф ху накли аруд вет нивишет бас баш нумте арчаяф аруд сатуле кихт лак фамен машам яст ат дизга карораф та маш цанифам софта бесам.... Ответить Абдураим Рузадоров - 12. Одно из самых ранних описаний Памира можно найти в дневниках китайца Сюань-Цаня, который проходил его в качестве буддийского паломника летом 642 года. Но Европа узнала о существовании Памира гораздо позже — в XIII веке, после издания дневников венецианца Марко Поло, который посетил его в 1270 году, пройдя вместе с другими купцами по Шелковому пути. Его воспоминания казались настолько невероятными, что долгое время ставились под сомнение. И только сейчас можно удивляться, с какой поразительной точностью он описал все то, что видел. Само толкование слова «Памир» до сих пор вызывает многочисленные споры: одни считают, что оно произошло от сокращения слов «упа-Меру», то есть «страна над Меру», божественной горой индийцев, местом обитания бога Шивы, обозначающей центр Вселенной она упоминается в индийской поэме «Махабхарата», VI век до н.
Между тем, спустя три недели после завершения митинга ситуация в Хороге остается напряженной. Как сообщает «Азия-Плюс» со ссылкой на представителя группы-44 Худжамри Пирмамадова, власти не выполняют обещаний убрать из города все блокпосты и восстановить интернет. Доступ к сети восстановили только в трех отдаленных районах ГБАО, в Хороге и близлежащих районах интернета по-прежнему нет. Вместо обещаний устранить военных на блокпостах, напротив, произошло их усиление. Народ в напряжении и хочет снова выйти на митинг, но мы их сдерживаем. Мы надеемся, что Рустами Эмомали отреагирует на наше обращение и ситуация будет стабилизирована, — говорит Пирмамадов. По его словам, больше всего обстановку нагнетает местное управление Госкомитета национальной безопасности ГКНБ , которое отправляет повестки участникам митинга и заставляет снимать телесюжеты и передачи, в которых протестующих обвиняют в преступлениях. Люди и так напряжены из-за усиления военного присутствия в области и отсутствия интернета.
В Таджикистане признали экстремистским издание Pamir News
Однако с проникновением в районы расселения горных таджиков товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая еще в той или иной мере патриархальные отношения. С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено многоженство и право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени ее участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, ее положение было относительно более свободным. Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца.
У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство. Следующим этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают скрываться от своей новой родни. В течении года собирается и уплачивается отцу невесты весь калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом, натуральный характер. Брак матрилокальный Кисляков 1951: 7-12.
В качестве следов матрилокальности брака остается обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 для, а затем возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь. Пещерева 1947: 48 Традиционная пища В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки лапша, клецки, болтушка , в дробленном виде для густой или жидкой каши , бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко. Чай и молоко пили мало, молоко берегли детям, а чай могли позволить себе только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq — кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» — каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне.
Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают. Пещерева 1947: 48 Традиционные занятия Земледелие, скотоводство Основное занятие горных таджиков- земледелие высокогорного типа при искусственном орошении в сочетании с животноводством. В крестьянском хозяйстве имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы. В высокогорных районах, как исключение, можно было встретить яка, называемого «кутас». Скот не отличался хорошим качеством, был мало вынослив, низкоросл. Годовой цикл ухода за скотом разделялся на два основных периода: зимнее нахождение скота в кишлаке, в хлеву и пастьба скота на летних пастбищах, вдали от кишлака, далеко в горах.
Между этими основными периодами вклинивались два других коротких периода, падающих на весну и осень, когда скот свободно бродил по еще незасеянным или уже сжатым кишлачным полям или отгонялся на скудные травяные участки вблизи кишлака. Быки и ослы весной на пастьбу не выгонялись, так как в этот период они нужны были в кишлаке для земледельческих работ. Кисляков 1949: 38-39 Области расселения горных таджиков отличаются крайним малоземельем. Большую часть земель занимают так называемые бросовые земли ледники, скалы, крутые склоны, нагромождения камней. Ирригационная система своеобразна: от магистрального оросительного канала спуск воды осуществляется серией водопадов или сбросов. Из них вода по каналам отводится на вспаханные поля и оросительные борозды.
Моногарова 1972: 52 Традиционные промыслы Домашние промыслы- главным образом обработка шерсти, выделка тканей, узорное вязание из цветной шерсти длинных носков, кошмоваляние, обработка дерева, ручное женское гончарство, охота, изготовление ювелирных украшений, кузнечное дело. Обработкой шерсти занимались женщины, взбивали шерсть тетивой специального небольшого лука и пряли на ручном веретене, а также на прялке обычного среднеазиатского типа. Тканье было традиционным мужским занятием. Ткани для одежды ткали на горизонтальном стане. Из шерсти коз и яков обычно зимой мужчины ткали полосатые безворсовые ковры, для этого употреблялся верткальный ткацкий стан. Кошмы выделывали преимущественно женщины.
Развита была обработка рога, особенно диких козлов. Из рога изготовляли рукоятки для ножей, гребни. Религия С древнейших времен хозяйственная деятельность горных таджиков, отражает специфику очень сложных экологических условий.
Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Памира были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних памирцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в. Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами, тюрками, китайцами, арабами, монголами, Тимуридами и др. Фактически до XIX в. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи. Языком межнационального общения в Горно- Бадахшанской автономной области является таджикский.
Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья. Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае — уйгурский. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров 1004-1088 гг. Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма. Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз молятся всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам. История народа Однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев нет. История этого этноса насчитывает более двух тысячелетий. Учитывая принадлежность жителей Бадахшана к европеоидной расе, некоторые исследователи склонны полагать, что памирцы — потомки древних ариев, оставшиеся в горах во время индоевропейской миграции и впоследствии смешавшиеся с местным населением. Впрочем, каких-либо исторических доказательств этой теории нет. По мнению большинства специалистов, несколько восточно-иранских племен перебрались на Памир отдельно друг от друга и в разное время. Интересно, что их ближайшими родственниками были легендарные скифы — древний этнос, создавший в VII-IV веках до нашей эры огромную империю, простиравшуюся от Крыма до Южной Сибири. Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада.
Через несколько часов его выпустили. Вскоре после этого его вызвали на допрос в Прокуратуру. Снова его оскорбили и унизительно обошлись с ним, но на этот раз физического насилия не было. Через несколько недель его снова допросили КГБ. Он покинул страну, опасаясь, что одно из служб безопасности в любой момент может задержать и привлечь его к ответственности. Уважаемые общественные деятели памирской диаспоры, политические активисты и другие инакомыслящие были принудительно возвращены или тайно выданы из Российской Федерации в сотрудничестве с российскими службами безопасности и задержаны сразу после прибытия в Таджикистан. В течение нескольких месяцев после мая 2022 года многим памирцам в России, выражавшим политическое инакомыслие или добровольно участвовавшим в общественной деятельности памирской диаспоры, неофициально угрожали насильственным возвращением со стороны сотрудников таджикских или российских служб безопасности. Многим памирским беженцам грозила депортация из ряда стран Европы и других стран, где они искали международной защиты. Вернувшись в Таджикистан, многие члены семей памирских беженцев неоднократно подвергались посещениям и угрозам со стороны таджикских служб безопасности по поводу местонахождения членов их семей за границей. Страны, насильно возвращающие памирцев в Таджикистан, нарушают принцип невыдворения, краеугольный камень международного права в области прав человека и права беженцев, который запрещает перевод кого-либо в место, где он может подвергнуться преследованиям или другим серьезным нарушениям прав человека. Насильно возвращенным в Таджикистан памирцам грозят произвольные задержания, пытки и другие виды жестокого обращения, насильственные исчезновения и несправедливые судебные разбирательства. Риски для граждан Таджикистана, на которых нацелены власти и которые были принудительно возвращены в Таджикистан, видны на примере Абдуллохи Шамсиддина. Несмотря на многократные предупреждения о риске задержания и пыток в Таджикистане, 18 января 2023 года Германия депортировала его в Таджикистан. Он является этническим таджиком и тесно связан с несколькими лидерами оппозиционной партии Исламского возрождения Таджикистана. По прибытии в Таджикистан его подвергли принудительному исчезновению, а затем, как сообщается, содержали в одиночном заключении сотрудники КГБ. Amnesty International провела интервью с двумя лицами, которые были допрошены различными службами безопасности во время или после подавления в мае 2022 года, но не были арестованы и могли покинуть страну, а также с пятью лицами, которые были задержаны или допрошены до мая 2022 года.
Памирец что за нация. Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции
Рушанцев в три раза меньше. Сарыкольцев почти 25 тысяч человек, а язгулямцев причисляют к малочисленным народностям. Основную часть южных памирцев составляют ваханцы, их примерно 70 тысяч человек. А сангличцев, ишкашимцев и мунджанцев намного меньше. Все эти люди относятся к памиро-ферганской субрасе — самой восточной ветви европеоидной расы. Среди памирцев много светлых и голубоглазых людей. У них продолговатые лица с прямыми носами и большими глазами. Если и встречаются брюнеты, то со светлой кожей.
Антропологи считают, что к представителям памиро-ферганской субрасы ближе всего жители европейских Альп и Средиземноморья. Жители Бадахшана говорят на языках восточно-иранской группы индоевропейской семьи. Впрочем, для межнационального общения они используют таджикский язык, на нем же ведется обучение в школах. В Пакистане памирские языки постепенно вытесняет официальный урду, а Китае — уйгурский. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров 1004-1088 гг.
Этот творческий человек стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма. Религия заметно отличает памирцев от соседей-суннитов. Исмаилиты совершают намаз молятся всего лишь два раза в день, тогда как таджики и узбеки делают это пять раз в день. Поскольку памирцы не соблюдают пост в священный месяц Рамадан, их женщины не носят паранджу, а мужчины позволяют себе пить самогон, то соседние народы не причисляют этих людей к правоверным мусульманам.
Младший брат Чоршанбе выступает в российских промоушенах.
Чорш всегда хотел постоять за себя, поэтому не пропускал ни одной тренировки в зале. В 2016 году Чоршанбе вместе с тренером Амраном Мусифшоевым переехали в Россию. Чоршанбиев был убежден, что в другой стране его карьера быстро пойдет в гору. Пресс-конференции с его участием часто заканчивались потасовками. Летом 2020 года в противостоянии между Чоршанбиевым и Михаилом Долгополовым уроженец Таджикистана неоднократно нарушал правила по ходу боя и побывал в нокдауне.
В итоге судья отдал победу Долгополову. Чорш попросил реванш, который пока так и не состоялся. Помимо выступлений в мире поп-ММА, Чоршанбе отметился боями в профессиональных лигах. В этом поединке Чоршанбе унял «внутреннего зверя» и дрался дисциплинированно, победив соперника по очкам. Судьи не выявили победителя, объявив ничью.
В этом случае промоушен предлагает бойцам провести дополнительный раунд, чтобы выявить победителя. Однако Солонин отказался, так как Чоршанбе нанес ему несколько запрещенных ударов по затылку. В декабре 2020 года Чорш должен был подраться с Хейбати, однако «Памирец» не смог выступить из-за травмы. По всей видимости, болельщики еще долго будут ждать этой битвы. Боец слишком часто нарушал правила дорожного движения и разжигал межнациональную вражду.
В декабре прошлого года Чоршанбиев не смог предъявить российское водительское удостоверение при задержании, у него не было страховки, а машина принадлежала другому человеку. По прилету в Таджикистан спортсмена сразу же задержали работники спецслужб.
Издавна, вероятно ещё задолго до иранизации, горы Памира были одним из основных поставщиков лазурита и рубина для древнего мира. Тем не менее жизнь древних памирцев оставалась весьма замкнутой. Изоляция памирцев оказалась прерванной начиная с II в.
Многочисленные попытки завоевания Памира мировыми империями Сасанидами, тюрками, китайцами, арабами, монголами, Тимуридами и др. Фактически до XIX в. Граница по р. Пяндж между Афганистаном и Бухарой, а в дальнейшем и СССР по сути прошла «по живому», разделив памирские народы по берегам реки и прервав внутридолинные связи. Языком межнационального общения в Горно- Бадахшанской автономной области является таджикский.
В обращении подчеркнуто, что «толерантный народ Бадахшана» всегда поддерживал политику главы государства, хотя в ГБАО всегда были самые высокие цены на продукты, ГСМ и электричество и самые худшие дороги в стране. Мир и спокойствие, единство таджикского народа, целостность государства, которые Лидер нации, президент Эмомали Рахмон достиг с большими сложностями, в ГБАО сегодня находятся под угрозой. В связи с этим мы, миролюбивый народ Бадахшана, обращаемся к вам с надеждой, что, используя все свои знания и влияние, вы возьмете ситуацию в Хороге под свой строгий контроль и окажете нам свою поддержку», — сказано в обращении активистов. Между тем, спустя три недели после завершения митинга ситуация в Хороге остается напряженной. Как сообщает «Азия-Плюс» со ссылкой на представителя группы-44 Худжамри Пирмамадова, власти не выполняют обещаний убрать из города все блокпосты и восстановить интернет. Доступ к сети восстановили только в трех отдаленных районах ГБАО, в Хороге и близлежащих районах интернета по-прежнему нет. Вместо обещаний устранить военных на блокпостах, напротив, произошло их усиление. Народ в напряжении и хочет снова выйти на митинг, но мы их сдерживаем.
Кто такой Мухаммад Розик из Рушана и почему о нем помнят вот уже 140 лет
многие путают их с таджиками. группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный Бадахшан), разделённого между Таджикистаном, Пакистаном, Китаем (юго-запад Синьцзян-Уйгурского автономного района), Афганистаном. Обращение, выложенное на портале Pamir Daily News вечером 19 декабря, зачитал Фаромуз Иргашев, руководитель группы переговорщиков от участников митинга 25-28 ноября (так называемой группы-44). Главная» Новости» Чоршанбе чоршанбиев последние новости. От него я впервые услышала о том, что жены памирцев приезжают к мужьям в Москву, беременеют, оставляют ребенка в Памире бабушками и дедушкам, а сами возвращаются к мужьям в Москву.
Pamir Daily | Актуальные новости Памира
Нет вы не правы Мехрубон не один милиционер в Москве незнает кто такой Памирец все мы таджики для него а в посольстве в Москве не один Памирец не работает. загадка Средней Азии. От него я впервые услышала о том, что жены памирцев приезжают к мужьям в Москву, беременеют, оставляют ребенка в Памире бабушками и дедушкам, а сами возвращаются к мужьям в Москву.
Планета сверхлюдей: почему «крышу мира» называют еще и «подножием смерти»
Более того, не только племена Таджикистана (как те же памирцы), но и ряд афганских народностей причисляет себя к этносам Памира. Дети Памирских народов Памирские таджики («гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики) группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный Бадахшан), разделённого между Таджикистаном, Пакистаном, Китаем (юго запад Синьцзян. — А эти тоже, — машет рукой Абдумамад, — кто на стройке, а кто по квартирам ремонт делает. Лишь очень немногие из памирцев находят работу по специальности в Москве, рассказывает Карамшо Мамаднасимов. Новости технологий» Происшествия» Руслан Бобиев из Москвы — кто он, биография, что он сделал. Дети Памирских народов Памирские таджики («гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики) группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный Бадахшан), разделённого между Таджикистаном, Пакистаном, Китаем (юго запад Синьцзян. Таджик женился на Африканке таджикская свадьба кто такие памирцы туйи точики таджикский танец.
Кто они - эти памирцы ?
Асфальт на тракте — явление редкое. Машины, проезжающие по грунтовым серпантинам, поднимают клубы пыли, в которой задыхаются туристы, путешествующие на велосипедах, мотоциклах и — редко — пешком. Пару раз мы проезжали небольшие кишлаки, где женщины кутались в некое подобие хиджабов. Мамлюк ответил: «Наши женщины паранджу не носят. А если и закрывают лицо, то исключительно в целях защиты от пыли, не по религиозным соображениям». Хорог, административный центр Горно-Бадахшанской автономной области, порадовал плодами цивилизации: гостиничные номера с кондиционером, Wi-Fi. Мы заказали два айс-кофе. Далер уступил порцию мне, и пять минут спустя я пил теплый черный кофе без каких-либо признаков льда... После окончания филологического факультета мог остаться в Москве, но решил приехать обратно в родной город. И если честно, то возвращался я, не видя каких-либо перспектив.
Было лишь желание переломить ситуацию». Вместе с друзьями Далер создал молодежную организацию, сейчас в ней около четырехсот волонтеров. Далер стучался тогда во все правительственные двери. В итоге его организации даже выделили вертолет, чтобы доставить в район бедствия груз. И снился мне залитый солнцем город-сад, где царят закон и справедливость, где основной ценностью является человеческая жизнь... Хорог — Мургаб Путь в Мургаб лежит через долины, окруженные суровыми горами. Зимой температура здесь опускается до минус 60 градусов Цельсия. Сильные ветра заметают дороги непролазными сугробами, и машины часто застревают. Электричество в гестхаусе «У Ибрагима» отсутствовало — деревянные столбы электропередачи, как неприкаянные покосившиеся мачты, топорщились по всему поселку.
Через открытую дверь кухни было видно, как дочь и жена хозяина постоялого двора, суетясь, по очереди закидывают в топку куски кизяка. На печи в кастрюле кипел суп, но есть совсем не хотелось. Голова раскалывалась, подташнивало, сердце учащенно билось. Я умылся водой из рукомойника, обустроенного на дворе. Особо не помогло… «Если почувствуете признаки горной болезни: головная боль, тошнота, аритмия, — обязательно сообщайте», — сказал за столом Диловар. Легкая паника змеиным клубком зашевелилась на дне живота: нам еще два дня здесь быть — продержаться бы… В этот момент у меня зазвонил телефон, и я вышел во двор. Помнишь, как на нас смотрели в ветклинике…» Головная боль не стихала. Сон в таком состоянии представлялся единственным спасением. Я зашел в свою комнату, которую делил с другим участником поездки.
Пахло сыростью, где-то под потолком скреблись мыши. Одеяло было неподъемным: его будто набили песком или сухим цементом.
Этническая группа или национальность? Анализ экспертов Pamir Daily News обратилось к специалистам из памирской диаспоры, чтобы они разъяснили вопрос этнической и национальной принадлежности памирцев. Представляем вниманию читателей анализ этой группы. Министр юстиции Таджикистана Музаффар Ашуриён «Если не удалось доказать отсутствия насилия в отношении памирцев, то может получиться отрицать их существование», — так со стороны выглядит логика ятимовских ботов, которые последнюю неделю неустанно засоряют ленты таджикского сегмента социальных сетей. К этой кампании успели присоединиться и так называемая часть «интеллигенции» памирского народа, голос которой, от привычного молчания в тяжелые времена потерял всякую значимость. Это приблизительная часть умозаключений, которые используются в антипамирской риторике.
Судя по всему, многие ненавистники существования памирских этносов либо до конца не понимают значение терминологий «нация» и «этническая группа», либо осознанно провоцируют искусственный конфликт. Попробуем вкратце разобраться в несостоятельности этих утверждений с моральной и правовой точки зрения. Вместе с тем памирцы являются носителями уникальных языков, самобытной культуры и конфессиональных особенностей, являются коренным населением на своей территории и будут предпринимать все законные шаги по защите и сохранению своей самобытной культуры и автономии. С моральной и правовой точки зрения выходцы из ГБАО являются самостоятельными этническими группами, которые идентифицируют себя как памирцев и идентифицируются населением Таджикистана как «помири» или памирцы. Более того, это право закреплено в Конституции Таджикистана, где ГБАО выделена отдельной главой, в которой подчеркиваются наличие культурных и исторических особенностей. Всеобъемлющее определение и характеристика статуса и особенности региона приведены в преамбуле Конституционного Закона Республики Таджикистан о Горно-Бадахшанской Автономной Области, «Горно-Бадахшанская автономная область, являясь составной и неделимой частью Республики Таджикистан, обладает особыми географическими условиями, уникальными культурными, духовными и языковыми ценностями» Именно принцип неделимости, признания и сохранения культурной, духовной и языковой уникальности лежать в основе создания автономии, и именно соблюдение этих принципов и требуется от правительства Республики Таджикистан, ни больше и ни меньше. Правовые основания для предоставления автономии группам меньшинств — это международно признанный механизм, с помощью которого выполняется обязательство государства предоставить право на самоопределение своим народам.
У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство. Следующим этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают скрываться от своей новой родни. В течении года собирается и уплачивается отцу невесты весь калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом, натуральный характер. Брак матрилокальный Кисляков 1951: 7-12. В качестве следов матрилокальности брака остается обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 для, а затем возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь. Пещерева 1947: 48 Традиционная пища В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки лапша, клецки, болтушка , в дробленном виде для густой или жидкой каши , бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко. Чай и молоко пили мало, молоко берегли детям, а чай могли позволить себе только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq — кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» — каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают. Пещерева 1947: 48 Традиционные занятия Земледелие, скотоводство Основное занятие горных таджиков- земледелие высокогорного типа при искусственном орошении в сочетании с животноводством. В крестьянском хозяйстве имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы. В высокогорных районах, как исключение, можно было встретить яка, называемого «кутас». Скот не отличался хорошим качеством, был мало вынослив, низкоросл. Годовой цикл ухода за скотом разделялся на два основных периода: зимнее нахождение скота в кишлаке, в хлеву и пастьба скота на летних пастбищах, вдали от кишлака, далеко в горах. Между этими основными периодами вклинивались два других коротких периода, падающих на весну и осень, когда скот свободно бродил по еще незасеянным или уже сжатым кишлачным полям или отгонялся на скудные травяные участки вблизи кишлака. Быки и ослы весной на пастьбу не выгонялись, так как в этот период они нужны были в кишлаке для земледельческих работ. Кисляков 1949: 38-39 Области расселения горных таджиков отличаются крайним малоземельем. Большую часть земель занимают так называемые бросовые земли ледники, скалы, крутые склоны, нагромождения камней. Ирригационная система своеобразна: от магистрального оросительного канала спуск воды осуществляется серией водопадов или сбросов. Из них вода по каналам отводится на вспаханные поля и оросительные борозды. Моногарова 1972: 52 Традиционные промыслы Домашние промыслы- главным образом обработка шерсти, выделка тканей, узорное вязание из цветной шерсти длинных носков, кошмоваляние, обработка дерева, ручное женское гончарство, охота, изготовление ювелирных украшений, кузнечное дело. Обработкой шерсти занимались женщины, взбивали шерсть тетивой специального небольшого лука и пряли на ручном веретене, а также на прялке обычного среднеазиатского типа. Тканье было традиционным мужским занятием. Ткани для одежды ткали на горизонтальном стане. Из шерсти коз и яков обычно зимой мужчины ткали полосатые безворсовые ковры, для этого употреблялся верткальный ткацкий стан. Кошмы выделывали преимущественно женщины. Развита была обработка рога, особенно диких козлов. Из рога изготовляли рукоятки для ножей, гребни. Религия С древнейших времен хозяйственная деятельность горных таджиков, отражает специфику очень сложных экологических условий. Многие из традиционных верований и обрядов, возникших в глубокой древности, связаны с богом, покровителем земледелия — «Бобои Дехкон». Мухиддинов 1989: 5-7 В настоящее время в основном исмаилиты. Литература Андреев М. Андрианов Б. Гинзбург В. Горные таджики: материалы по антропологии таджиков Каратегина и Дарваза. Кисляков Н.
Из-за этого многие мусульмане не признают в памирцах правоверных. Семейные традиции Отношения к семье и браку позволят понять, кто такой памирец. Что за нация и каковы ее традиции, сможет рассказать семейный уклад. Наиболее древний вариант семьи основывался на принципе патриархальных отношений. Семьи были большими. В их главе стоял старейшина, которому все беспрекословно подчинялись. Так было до появления товарно-денежных отношений. Семья стала моногамной, сохраняя патриархальные традиции. Так продолжалось до установления ислама. Новая религия легализовала превосходство мужского пола над женским. По законам шариата мужчина имел преимущества и права в большинстве случаев, например в делах наследования. Муж получал законное право на развод.
ПАМИ́РСКИЕ НАРО́ДЫ
Pamir Inside | По словам эксперта, многие памирцы живут в страхе возвращения к жестокому конфликту времен гражданской войны в Таджикистане 1992–1997 годов. |
«Не люблю эту страну. И народ тут не очень». Боец Чоршанбе будет изгнан из России? | новости Центральной Азии. Кто живет над облаками? |
Ответы : Кто такие Памирцы | Верховный суд Таджикистана признал экстремистским и запретил деятельность в республике интернет-издания Pamir News, сайт СМИ заблокирован, сообщили в Генпрокуратуре республики. |
Смотрите также
- Памирские народы — Рувики: Интернет-энциклопедия
- Где стояли первые?
- Домен припаркован в Timeweb
- Руслан Бобиев — что он сделал
Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков
это народ, проживающий в горных регионах Центральной и Южной Азии, на территории восточного Памира и вдоль горной цепи Гиндукуша. Обращение, выложенное на портале Pamir Daily News вечером 19 декабря, зачитал Фаромуз Иргашев, руководитель группы переговорщиков от участников митинга 25-28 ноября (так называемой группы-44). Но, к сожалению, это продолжалось недолго, в середине 1896 года на Западном Памире появились чиновники бухарского эмира. Про Памир и не только История Политика Культура Экономика События ↪Присоединяйтесь скачав Telegram Присылайте новость/фото/видео/аудио на: @PamirNews_bot Send news/media Анонимность гарантирована! Памирцы — совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша, разделённого между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем. Обращение, выложенное на портале Pamir Daily News вечером 19 декабря, зачитал Фаромуз Иргашев, руководитель группы переговорщиков от участников митинга 25-28 ноября (так называемой группы-44).