В целом программа покорения Луны «Артемида» рассматривается экспертами как «запутанная», «чрезмерно сложная» и «неоправданно дорогая».
История советских «Луноходов»: один разбился, один замерз, один перегрелся
Все новости О погоде Наука и космос Природа Животные Авто Коронавирус. Специалисты Индийской организации космических исследований (ISRO) не могут возобновить связь с посадочным модулем «Викрам» и луноходом «Прагьян», совершившими посадку на Луне в рамках миссии «Чандраян-3». Главная задача миссии — отработка базовых технологий мягкой посадки в околополярной области и проведение контактных исследований Южного полюса Луны. Запуск «Луны-25» — в августе 2023 года. Фото: НПО Лавочкина / Космический центр «Восточный».
Догнать и перегнать: за чем летит «Луна-25»?
Решить данную проблему призвана помочь очередная лунная миссия НАСА в рамках программы «Artemis» («Артемида»), которая доставит на поверхность нашего спутника автономный луноход VIPER. Индийская организация космических исследований (ISRO) сообщила о завершении основной научной программы лунохода миссии «Чандраян-3» и его переводе в режим спячки. Макет космического аппарата «Луна-25» (Фото: Станислав Красильников / ТАСС). Запуск первой в истории современной России автоматической станции лунной программы «Луна-25» перенесли с 13 июля на август, следует из сообщения «Роскосмоса». В 2032-м планируется доставить на спутник Земли луномобиль (тяжелый луноход с возможностью передвижения космонавтов), а также вторую экспедицию, которая займется "апробированием средств передвижения по поверхности". В ноябре 2007 года Индийская организация космических исследований (ISRO) и Роскосмос подписали соглашение о совместной реализации лунной программы. Индийская организация космических исследований (ISRO) опубликовала в Twitter видео с выходом лунохода «Прагьян» на поверхность Луны.
Наши проекты
- Поиск воды на Луне
- Стали известны подробности запуска российского космического аппарата на Луну
- В освоении Луны могут принять участие возрожденные луноходы - Парламентская газета
- В освоении Луны могут принять участие возрожденные луноходы
- Аудио гид:
Лунные робособаки, дом-луноход и устойчивые бактерии на МКС
Уже в конце 1970 году «предприятиями-изготовителями приняты меры по повышению надежности диодов». Также в документе содержится свидетельство гибели «Лунохода-1»: «После 7 лунного дня при малой информативной мощности с борта передавалась только телеметрия, при нормальной передавалось телевидение и телеметрия. Фактически в сеансах связи это соотношение не превышало 200». В тексте документа содержится интересная информация о работе малокадрового телевидения. Несмотря на то, что эта система отлично показала себя и работала без сбоев, на практике был выявлен ряд конструктивных недостатков, которые необходимо было устранить к следующей миссии лунохода. Речь идет о высоте установки камер и необходимости использования бленды. Кроме того, разработчикам приборов для «Лунохода-1» пришлось столкнуться с еще одной проблемой: «Необходимо отметить, что коэффициент отражения лунной поверхности в зоне посадки «Луны-17» оказался значительно ниже определенного астрономическими способами с Земли, что уменьшало световую модуляцию видеосигнала и контраст изображения». Всего система малокадрового телевидения проработала на Луне 120 часов в течение 11 лунных дней. С учетом работы в ходе испытаний она наработала более 200 часов при ресурсе по техническому заданию — 150 часов в течение трех лунных дней. На Землю с Луны было передано свыше 20 тысяч кадров.
Фототелевизионная система, которая передавала на Землю знаменитые панорамы Луны, в целом также отработала хорошо. Небольшие проблемы возникли лишь с нарушением синхронизации одной из камер, а также вызванным низким коэффициентом усиления антенны ОНА длительным периодом передачи каждая круговая панорама передавалась как минимум 25 минут.
Масса машины по исходному проекту — 900 кг, диаметр по верхнему основанию корпуса — 2150 мм, высота — 1920 мм, длина шаси — 2215 мм, Колея — 1600 мм. Колёсная база — 1700 мм. Диаметр колёс по грунтозацепам — 510 мм при ширине в 200 мм. Диаметр приборного контейнера — 1800 мм. Гермокорпус «Лунохода» является основной частью конструкции и служит платформой для аппаратуры бортовых систем и её защиты от воздействия внешней среды. Гермокорпус выполняет также функции платформы для шасси и служит для крепления на нём элементов ходовой части. Корпус имеет форму перевёрнутого усечённого конуса с выпуклыми верхним и нижним днищем. С целью уменьшения массы корпус изготовлен из магниевых сплавов.
Верхняя поверхность корпуса используется как радиатор-охладитель системы терморегуляции, закрываемый на ночь крышкой с солнечной батареей для сохранения тепла.
Аппарат проработал до августа 2009 года. Вторая индийская лунная миссия «Чандраян-2» была отправлена 22 июля 2019 года: она предусматривала не только вывод аппарата на орбиту, но и мягкую посадку спускаемого модуля «Викрам», который должен был доставить на поверхность земного спутника небольшой луноход «Прагьян». Но 7 сентября того же года, когда «Викрам» находился на высоте 2,1 км над лунной поверхностью, связь с ним была потеряна, посадочный модуль разбился при ударе. Однако орбитальная станция «Чандраян-2» продолжает работу, вращаясь вокруг Луны. Теперь Индия хочет доставить на спутник Земли новый луноход.
В спящий режим ровер перевели в начале сентября, оживить его рассчитывали через пару недель, но возникли проблемы со связью. Прежде чем уснуть навсегда, луноход успел передать на Землю собранные данные. Ученые рассчитывают, что они «принесут фантастические результаты».
Российская лунная программа: когда и зачем мы полетим на Луну?
На таком модифицированном луноходе предполагалось иметь запас кислорода, разъёмы для шлангов лунного скафандра, место космонавта в виде небольшой площадки с пультом управления в передней части аппарата. Масса машины по исходному проекту — 900 кг, диаметр по верхнему основанию корпуса — 2150 мм, высота — 1920 мм, длина шаси — 2215 мм, Колея — 1600 мм. Колёсная база — 1700 мм. Диаметр колёс по грунтозацепам — 510 мм при ширине в 200 мм. Диаметр приборного контейнера — 1800 мм.
Гермокорпус «Лунохода» является основной частью конструкции и служит платформой для аппаратуры бортовых систем и её защиты от воздействия внешней среды. Гермокорпус выполняет также функции платформы для шасси и служит для крепления на нём элементов ходовой части. Корпус имеет форму перевёрнутого усечённого конуса с выпуклыми верхним и нижним днищем. С целью уменьшения массы корпус изготовлен из магниевых сплавов.
Конструктор Королёв с ухмылкой рассказывал, что каждому академику досталось по две бутылки отличного вина. Но следующие 11 запусков окончились неудачей. Могли ли виной быть диверсии? Американцы сейчас пишут, что уже после миссии "Луна-2" шпионы ЦРУ на несколько часов получили доступ к действующим макетам станций и сумели получить все наработки советских инженеров. Но тут кто чем хвастается. Советы — конструкторами, а США — кражей технологий. В 1966 году СССР наконец запустил на спутник Земли ещё четыре станции и приступил к подготовке отправки на Луну роботов. Создать то, чего ещё не было "Луноход-1". Работу поручили начальнику отдела новых принципов движения ВНИИ-100 конструктору Александру Кемурджиану, которому предстояло разработать вездеход на новых телеоператорных принципах управления, которые ещё не были созданы ни в СССР, ни в США.
По сути, предстояло создать первую в истории Земли автоматическую лабораторию для исследования другой планеты. Луноход состоял из корпуса и ходовой части. Восемь спицованных колёс, снабжённых дисковыми тормозами, были попарно объединены в блоки, вместо шин была металлическая сетка с титановыми грунтозацепами. Каждое колесо имело собственный привод и подвеску. Внутри корпуса находились система управления с гироскопами, средства связи, батарея, системы подогрева и охлаждения и научная аппаратура. Откидывающаяся верхняя панель имела солнечные батареи мощностью 1 кВт и должна была поддерживать батареи. Снаружи обвеска состояла из телекамер и антенн, телескопа, дозиметра, выносного блока аппаратуры "Рифма", прибора, оценивающего проходимость, и одометра, роль которого играло девятое колесо. Первые испытания вездехода проводили в 1968 году на Камчатке в районе вулканов Толбачик и Шивелуч.
Фото: Newsler. Как отметил Борисов, крушение «Луны-25» не остановит лунную программу России, кроме того, глава «Роскосмоса» заявил, что «не нужно делать из этого трагедию, нужно сделать выводы и продолжить работу в этом направлении». Отметим, что проект «Луна-25» был частью первого этапа российской лунной программы, которую утвердили в 2018 году. Первый этап предполагает исследование спутника Земли автоматическими станциями.
Аппарат, если все пойдет по плану, будет добираться до намеченного для исследований района в окрестности южного полюса Луны 10 суток, а по прибытии в течение года проводить исследования лунной экзосферы и грунта. Аппарат "Луна-25". Фото: Роскосмос Космический аппарат «Луна-25» — это первый российский лунный аппарат, который продолжает последовательность советских автоматических лунных станций. По предварительным расчетам специалистов, аппарат планируется посадить в окрестности Южного полюса Луны в точке, соответствующей 69-му градусу южной широты и 40-му градусу восточной долготы, недалеко от кратера Богуславский. Южный полюс Луны Фото: ru. Перелет космического аппарата к Луне должен занять от четырех с половиной до пяти с половиной суток. Долетев до лунной полярной орбиты, станция пробудет на ней три-пять суток, после чего совершит торможение и спустится вниз в район, предложенный учеными нашего института. Примечательно, что индийский аппарат «Чандраян-3» находится на пути к Луне уже с 15 июля, но орбита его рассчитана так, что посадка должна состояться на двое суток позже посадки нашей «Луны-25». Так что, если нам все удастся, Россия первой в истории космонавтики посадит своего «посланника» в полярном районе Луны. Желаем чтобы так же удачно сядет и индийский аппарат, два аппарата на поверхности будут разделять приблизительно 10 градусов восточной долготы.
Российская лунная программа: когда и зачем мы полетим на Луну?
Читайте последние новости дня по теме Луноход (космическая программа). Название «Луна-25» подчеркивает преемственность советской лунной программы. читайте, смотрите фотографии и видео о прошедших событиях в России и за рубежом!
История советских «Луноходов»: один разбился, один замерз, один перегрелся
Москва, Большой Саввинский пер. II; Адрес редакции: 119435, г.
Станция отработала на Луне отведенный для экспериментов лунный день, после чего возникли первые перебои со связью. Таким образом планировалось зарядить аккумуляторы от солнечных батарей, установленных на аппарате.
Специалисты отмечали, что «Викрам» и «Прагьян» не были подготовлены для работы после наступления лунной ночи. В частности, это связано с экстремально низкими температурами, которые могли привести к поломкам оборудования, в том числе чувствительных к этому аккумуляторов.
До отключения луноход успел исследовать рельеф спутника и проанализировать состав его грунта.
В начале сентября связь с луноходом прервалась.
В основном районе прилунилась бы лунная кабина с космонавтом. Основной режим посадки лунной кабины предполагался автоматическим — на радиомаяк лунохода. Если же при посадке основной лунный корабль получал повреждения, которые не позволили бы ему стартовать с Луны, то космонавт должен был воспользоваться одним из луноходов для поездки к резервной лунной кабине. Космонавт также мог использовать луноход как транспорт для себя и перемещаемого оборудования. На таком модифицированном луноходе предполагалось иметь запас кислорода, разъёмы для шлангов лунного скафандра, место космонавта в виде небольшой площадки с пультом управления в передней части аппарата. Масса машины по исходному проекту — 900 кг, диаметр по верхнему основанию корпуса — 2150 мм, высота — 1920 мм, длина шаси — 2215 мм, Колея — 1600 мм. Колёсная база — 1700 мм. Диаметр колёс по грунтозацепам — 510 мм при ширине в 200 мм.
Диаметр приборного контейнера — 1800 мм.
Лунные робособаки, дом-луноход и устойчивые бактерии на МКС
Индийские ученые оставили луноход «Прагьян» в режиме «вечного сна» | Поскольку луноход питается исключительно от солнечной энергии с батареей мощностью 450 Вт, а не с помощью удобного радиоактивного ядра, то и передвижение затруднено. |
Лунная программа России на ближайшие годы: что планируется - Российская газета | Все новости О погоде Наука и космос Природа Животные Авто Коронавирус. |
Луноход будет искать воду на южном полюсе Луны | 14 июля к Луне отправился индийский космический аппарат «Чандраян-3» (слово «чандраян» на санскрите означает «лунный корабль»). |
Освоение Луны: современные проекты России, Китая, США и других стран | «Луна-3» в павильоне «Космос» на ВДНХ. |
Космический аппарат - Луноход | Холдинг «Российские космические системы» к 45-летнему юбилею миссии «Лунохода-2» открыл для широкой аудитории отчет о работе систем связи автоматических станций «Луна-21» и «Луноход-2». |
Космические гонки США и СССР
- Индийские ученые оставили луноход «Прагьян» в режиме «вечного сна»
- Лунная программа: Сенсации приходят не только из Индии - у России есть хорошие новости
- Зачем трудились «Луноходы»?
- Легенда лунной программы: Какие задачи выполнили вездеходы на Луне и почему их запуск прекратили
Догнать и перегнать: за чем летит «Луна-25»?
Стали известны подробности запуска российского космического аппарата на Луну - МК | Чтобы выполнить эту задачу, в 2023 году аэрокосмическое агентство NASA отправит на Луну свой первый за последние 50 лет луноход. |
От «Лунохода-1» до «Луны-25»: о прошлом и будущем миссий к спутнику Земли // Новости НТВ | В ходе выполнения программы работы за 116 сеансов движения «Луноход-1» прошел расстояние 10 540 метров, что позволило детально обследовать лунную поверхность на площади 80 000 м². |
Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы | Astrolab разрабатывала свой ровер с учетом требований NASA для конкурса Lunar Terrain Vehicle (LTV) по разработке лунохода для будущих посадок Artemis. |
Роскосмос потерял лунную станцию, запущунную впервые за 47 лет, 21 августа 2023 года | В ночь на 11 августа Россия запустила межпланетную космическую станцию «Луна–25». |
Индийский луноход перестал выходить на связь с Землей
Первый луноход NASA будет искать воду на Луне в 2023 году | Все новости О погоде Наука и космос Природа Животные Авто Коронавирус. |
В освоении Луны могут принять участие возрожденные луноходы | Луноход работал в районе малоизученного Южного полюса Луны, собирал данные о рельефе, температуре и составе грунта. |
Луноход НАСА через два года отправится на поиски воды на южном полюсе Луны | Все новости О погоде Наука и космос Природа Животные Авто Коронавирус. |
Индийский луноход перестал выходить на связь с Землей | Лунная программа СССР — советская программа исследования Луны с помощью космических аппаратов. |
В российскую космическую программу включат тяжёлый луноход
Луноход-1 был первым из двух автоматических аппаратов, изучавших Луну в рамках советской программы «Луноход». Индийская организация космических исследований ISRO сообщила, что станция «Чандраян-3» успешно осуществила мягкую посадку на поверхность Луны. Ракета космического назначения «Союз-2.1б» с автоматической станцией «Луна-25». Новости. Выставка-форум «Россия». Макеты ракет, луноход и спутниковые системы: с чего началась Космическая неделя на выставке «Россия».
Роскосмос потерял лунную станцию, запущунную впервые за 47 лет
С ЦУП на Земле ему было приказано вернуться обратно по ранее пройденному пути, чтобы не потерять ход и не провалиться внутрь препятствия, которое аппарат не может преодолеть. ISRO показала на видео, что луноход «Прагъян» успешно преодолел первое серьёзное препятствие на поверхности Луны. Аппарат смог проехать далее за небольшой, но глубокий кратер, а также развернулся для зарядки батарей. Ролик длится чуть более 20 секунд, на нём луноход впервые съезжает по трапу посадочного модуля «Чандраян-3» на лунную поверхность, усеянную небольшими кратерами.
Индийский луноход «Прагъян» уже преодолел восемь метров по поверхности естественного спутника Земли, сообщила Индийская организация космических исследований. Аппарат успешно выкатился из своего перелётного модуля, спустился по специальной рампе на лунный грунт и совершил первые движения по поверхности. Луноход раскрыл солнечные батареи с помощью провода, подключённого к посадочному модулю «Викрам».
Как только все элементы аппарату будут готовы к работе, то он приступит к своей научной миссии. ISRO особо упоминает магний, алюминий, кремний, калий, кальций, титан и железо как элементы, за которыми будет «охотиться» луноход. В ISRO пояснили , что научные приборы на посадочном модуле включены и находятся в рабочем состоянии.
Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий. Материалы по теме.
Следует отметить, что в других источниках приводятся более реальные сроки первого пуска «супертяжа» — 2028—2030 годы. В конце 2027 г. Причем сам буксир запускается сверхтяжелой ракетой, а груз — «Ангарой—А5».
На период с 2028 по 2030 год запланирована программа «Луна — орбита». На естественный спутник Земли будет отправлен многоразовый лунный автоматический корабль МЛАК «Корвет», а на окололунную орбиту — танкер с топливом для его заправки. Зонд сможет доставить с поверхности на ПТК НП который будет находиться на окололунной орбите образцы грунта.
Существуют различные варианты программы, в частности предполагающие использование луноходов. Следующим этапом освоения Луны, после 2030 года, вероятно, станет строительство станции на окололунной орбите. Станция будет состоять из энергетического запуск в 2028 году , узлового 2029 год , жилого 2030 год и складского 2031 год модулей.
Режим функционирования мини—станции — посещение. Основные ее задачи: обеспечение комфортных условий жизнедеятельности космонавтов во время работы на орбите вокруг Луны и логистическое обеспечение лунных миссий. Начиная с 2037 года потребуется замена модулей станции, выработавших свой ресурс.
Долгожданные пилотируемые полеты с высадкой космонавтов на поверхность Луны запланированы также после 2030 года. Первые старты будут осуществляться по двухпусковой схеме с раздельным выведением связок из разгонных блоков и лунного взлетно—посадочного корабля, а также разгонных блоков и пилотируемого корабля. Если именно этот вариант будет утвержден, то российские космонавты впервые ступят на лунную поверхность через 15 лет после начала лунной программы и спустя 62 года после исторического полета Apollo 11.
Предусматривается один пилотируемый полет на Луну в год. С введением в эксплуатацию в 2038 г. PH сверхтяжелого класса грузоподъемностью 150——180 тонн полеты будут выполняться по однопусковой схеме с увеличением частоты до двух—трех в год.
Согласно Долгосрочной программе освоения дальнего космоса, параллельно с пилотируемыми экспедициями начнется развертывание в южной полярной области Луны так называемого «лунного полигона». В его состав войдут автоматические научные инструменты, телескопы, прототипы устройств для использования лунных ресурсов и т. Полигон будет включать в себя небольшую лунную базу — форпост.
Форпост предназначен для жизни экипажа во время краткосрочного до 14 суток пребывания на поверхности Луны. В состав форпоста, вероятно, войдут модули: энергетический запуск в 2033 году , узловой 2034 год , жилой 2035 год , лабораторный 2036 год и складской 2037 год. Модули создадут на основе опыта эксплуатации окололунной орбитальной станции.
Строительство большой лунной базы запланировано лишь на 40—е годы XXI века. Модульный состав базы будет аналогичен составу форпоста, но она будет обеспечивать жизнедеятельность космонавтов в течение большего срока и обладать повышенной радиационной защитой. В 2050—е годы на основе лунного опыта, а возможно, и лунных ресурсов, будет предпринят полет на Марс.
А до этого времени, до 2050 года, предполагается доставить грунт с Фобоса миссия «Фобос—Грунт—2», или «Бумеранг», уже заложена в ФКП 2016—2025 и намечена на 2024—2025 годы и Марса 2030—2035 годы , создать в точке Лагранжа сборочный комплекс для многоразовых кораблей, которые будут летать по трассе Земля — Марс, построить флот «ядерных буксиров» с электрической мощностью 4 МВт и выше. Создатели Долгосрочной программы предварительно оценили стоимость освоения Луны. По их расчетам, в период с 2014 года до 2025 года ежегодные затраты составят от 16 до 320 млрд руб суммарно за данный период будет потрачено порядка 2 трлн руб и будут определяться в основном расходами на создание кораблей, обитаемых модулей, межорбитальных буксиров и средств выведения.
В следующее десятилетие 2026—2035 годы , когда, помимо разработки и летных испытаний космических средств, задействованных в реализации лунной программы, начнется интенсивная эксплуатация космических систем, ежегодные затраты составят от 290 до 690 млрд руб пик нагрузки приходится на 2030—2032 годы — период первой высадки космонавтов на поверхность естественного спутника и начала строительства лунной орбитальной станции , а суммарные затраты за данный период — почти 4. Начиная с 2036 года и до 2050 года ежегодные затраты составят от 250 до 570 млрд руб суммарные затраты за данный период — порядка 6 трлн руб. Таким образом, общая стоимость программы с 2015 по 2050 год оценивается в 12.
Вопросы, вопросы... Впервые за много лет вынесена на утверждение в правительство законченная стратегия развития пилотируемой космонавтики на десятки! Вполне обоснованным выглядит и выбор Луны в качестве стратегической цели — ведь марсианская экспедиция без опоры на лунные ресурсы и лунный опыт превратится в рискованный одноразовый «флаговтык».
Луна или Марс? Главный вопрос, возникающий после ознакомления с новой российской космической стратегией, — это сроки. Есть опасение, что затягивание с реализацией лунного проекта приведет к тому, что у государства появится желание «выпрыгнуть из лунного поезда, который еле—еле ползет», и отменить программу.
В случае подобного негативного сценария ресурсы на разработку а возможно, и на создание «лунных средств» будут потрачены впустую. Странной выглядит и привязка программы к новому еще не реализованному относительно тяжелому 14—15 тонн в околоземном и 20 т в окололунном варианте космическому кораблю ПТК НП, для доставки которого на окололунную орбиту потребуется создание сверхтяжелой ракеты с грузоподъемностью 80—90 тонн на низкую околоземную орбиту. Несколько лет назад американская компания Space Adventures, занимающаяся продажей «туристических» мест на российских кораблях «Союз», с согласия РКК «Энергия» предложила интересную услугу — облет Луны.
Согласно представленной схеме полета, разгонный блок ДМ с пассивным стыковочным агрегатом выводится на низкую орбиту ракетой тяжелого класса «Протон—М», затем к нему на РН «Союз» стартует корабль с пилотом и двумя туристами. Корабль «Союз» стыкуется с разгонным блоком — и связка отправляется в облет Луны. Путешествие занимает 7—8 дней.
Конечно, полет на орбиту вокруг Луны намного сложнее облетной миссии, однако при использовании доработанного «Союза» вместо ПТК НП, а также кислородно—водородного разгонного блока КВТК для старта с околоземной орбиты и модернизированного «Фрегата» для торможения и разгона возле Луны орбитальную лунную экспедицию можно «вписать» в две ракеты «Ангара—А5». Конечно, стыковка с криогенным разгонным блоком на околоземной орбите является довольно рискованной операцией, однако подобное действие присутствует и в государственной стратегии двухпусковая облетная миссия на ПТК НП , и в предложениях Space Adventures. Таким образом, необходимость создания сверхтяжелой ракеты для полетов человека на орбиту вокруг Луны отнюдь не очевидна.
Использование такой ракеты переводит миссию из категории реальных планов ближайшего десятилетия в разряд «стратегии» со сроками осуществления «ближе к 2030—му». Найти коммерческие нагрузки для сверхтяжелого носителя будет или очень трудно, или попросту невозможно, а содержать сложную инфраструктуру ради двух лунных полетов в год — крайне расточительно. Любой финансовый или политический кризис а они случаются в России с регулярностью приблизительно раз в 8—10 лет поставит крест на подобном проекте.
Следует также отметить, что в предложенной программе наблюдается распыление сил: вместо создания лунной базы промышленность вынуждена будет заниматься то программой «Луна — орбита», то строительством лунной орбитальной станции, необходимость наличия которой обоснована крайне слабо. Недостатки лунной базы: — Требуется создавать посадочные платформы для доставки грузов и космонавтов на поверхность Луны; — Условия работы на поверхности планеты будут отличаться от условий на орбите, что потребует разработки принципиально новых жилых модулей; — Исследования лунной поверхности возможны только в окрестностях базы; — Относительно высокая стоимость развертывания и эксплуатации. Странно, что не имеющий аналогов в мире ядерный буксир с двигателями малой тяги крайне слабо представлен в долгосрочной программе освоения дальнего космоса.
В число таких компаний попали Moon Express, Astrobotic, FireFly, Masten Space и другие, пока ни одна из них не провела ни одного старта к Луне, но некоторые уже готовы и в ближайшие годы предпримут свои попытки лунных посадок. Для РФ «Луна-25» отражает стремление подчеркнуть статус космической державы и показать преемственность российской космонавтики и прежних советских успехов. Заявленные научные задачи миссии — поиск и изучение воды на Луне — также вполне актуальны и должны подчеркнуть передовое положение российской космической науки наравне с другими мировыми лидерами. Научная программа индийского Chandrayaan 3 не такая целенаправленная и включает в себя кратковременное исследование. Этот аппарат стартовал к Луне 19 июля, посадка в районе Южного полюса намечена на 23-24 августа. Но «Чандраян-3» способен работать только в условиях лунного дня, около двух земных недель.
Для Индии здесь важнее престиж в первенстве за покорение лунного приполярья, а не научные результаты. Так индийская космонавтика хотя бы на Луне опередит Китай, с которым у страны идет негласная космическая гонка. В результате: пока нельзя сказать, что вернувшийся интерес к лунным исследованиям — это какая-то скоординированная программа человечества. Каждая страна и каждая частная компания самостоятельно выбирает приоритеты и практические задачи. Скорее мы наблюдаем общую тенденцию в мировой космонавтике на доступность и снижение стоимости. Теперь для развивающихся стран, вузов и даже объединений энтузиастов становится проще запускать не только околоземные спутники, но и лунные станции.
Это все еще дорого и сложно, но уже гораздо доступнее, чем полвека назад.
Догнать и перегнать: за чем летит «Луна-25»?
И к середине 2010-х у Америки вернулся к ней интерес. Сначала NASA взялось за разработку окололунной посещаемой станции Gateway, а затем замахнулось на полноценное возвращение на Луну — в объявленной в 2017 г. Точнее будет сказать, что США заинтересовались Луной от ее безальтернативности: полеты на Международную космическую станцию стали слишком рутинными и не несут прежней амбициозности, а Марс слишком далек и сложен, поэтому осталась Луна. Сегодня для космонавтики США Artemis выступает самой амбициозной пилотируемой программой. В отличие от Apollo прошлого века ожидается, что в экипажи будут входить не только белые мужчины, но и женщины и мужчины с другим цветом кожи. Как видно из этого стремления, задачи у программы отнюдь не только научные, но и отражают текущие процессы в обществе США. В настоящий момент NASA уже провело летные испытания сверхтяжелой ракеты SLS и межпланетного космического корабля Orion и запланировало первый пилотируемый полет к Луне в следующем году. Но для высадки на поверхность еще необходимо разработать посадочный аппарат, который должен стать значительно больше и грузоподъемнее, чем полвека назад, и произвести новые скафандры. Но Китай значительно отстает в технологиях, и разработка сверхтяжелых ракет и кораблей в КНР находится на раннем этапе — там, где США находились около десяти лет назад. Согласно условиям конкурса, озвученным в 2007 г.
Заявку на конкурс отправили более 30 команд из разных стран, включая Россию. Сроки завершения конкурса неоднократно переносились, призовой фонд расширялся, но до финиша не дошел никто. Оказалось, что задача достижения поверхности Луны в несколько раз сложнее и дороже, чем ожидали организаторы.
Во время посадки система навигации «Лунохода-2» повредилась , поэтому членам управления миссией на Земле приходилось ориентироваться только на данные, полученные камерами — окружающую обстановку и положение Солнца. Тем не менее, за время работы с 18 января до 10 мая ровер прошел по разным оценкам от 39 до 42 км и установил рекорд по дальности перемещения вне Земли, который продержался более 40 лет. Только в 2014 или 2015 году в зависимости от оценки маршрута «Лунохода-2» марсоход Opportunity побил его.
Рекордсмены по расстоянию, пройденному вне Земли. Конструкция «Лунохода-2» почти не отличалась от своего предшественника, который был доставлен миссией «Луна-17» на спутник в ноябре 1970 года. Основное изменение: выносная камера, которая была размещена на уровне человеческого роста, чтобы упростить управление перемещениями ровера по поверхности Луны. Высота обоих роверов без учета выносной камеры составляла 135 см, а масса второго из них — 840 кг. Луноходы перемещались по поверхности спутника с помощью двух пар по четыре колеса, установленных вдоль корпуса длиной около 170 см и шириной около 160 см. Интересно, что каждое из колес оборудовано независимой подвеской, собственным мотором и тормозом.
Еще одно изменение, которое внесли разработчики по итогам первой миссии, система питания корабля. В отличие от своего предшественника, оборудованного кремниевой солнечной панелью, «Луноход-2» использовал арсенид-галлиевые элементы, которые производили до 1 кВт мощности. При этом атомное топливо использовалось для обогрева устройства во время лунной ночи, которая длилась 14 дней.
Вечерний 3DNews Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий. Материалы по теме.
Во-первых, в начале 2010-х годов в России хватало своих проблем: государство начало медленно поворачиваться лицом к отрасли, но хватало аварийных пусков. Во-вторых, наши после аварии своего аппарата «Фобос-Грунт» в 2011 году занялись работой над ошибками и решили перепроектировать лунный посадочный модуль. Индийскую сторону перенос сроков вправо не устроил, и в 2013 году стороны каждая пошли своей дорогой. Оптимизм индусов зашкаливал, и они решили, что их «Чандраян-2» полетит в 2017 году, потом пришлось еще дорабатывать аппарат без русских, потом еще. В итоге отправили в 2019 году его к Луне. Аппарат в сборе: орбитальный и посадочный модули, 2019 год. Чандраян-3 выглядит практически идентично. Посадочный модуль и мини-луноход. Тут сделаем небольшое отступление, ибо читатель уже интересуется, а где «Чандраян» под номером один?
А он был запущен в 2008 году как 1400-килограммовый спутник для исследования Луны с ее орбиты, успешно отработал там около года, сбросив на поверхность небольшой ударный зонд Moon Impact Probe 29 кг на поверхность спутника Земли. Но это была индийская разработка с бортовой аппаратурой из США и Европы.