Так что, то, что лезгины трусливые, придумали просто те, кто их не долюбливает! Многочисленные лезгины, кто уезжают на заработки, в основном на север России, редко возвращаются обратно, они забирают свои семьи и оседают на чужбине. Лезгины — это народ, проживающий на территории Дагестана и южной части Азербайджана. Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгияр новости.
Дагестан под ударом: Россия, Азербайджан и лезгины
Лезгины — Википедия | При этом Фонд, имея в своем названии определение «Лезгины», исходит из понимания лезгин, как людей лезгинского мировоззрения, принадлежащих к этническим лезгинам и лезгиноязычным народам. |
Дагестан под ударом: Россия, Азербайджан и лезгины / Вагиф Керимов / ИА REX | история, язык, культура, религия и национальность, а также описание и фото внешности мужчин и женщин, жизни и быта, праздников и ритуалов. |
История народов России: лезгины | Лезгины — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. |
Лезги из Тагирджала
Главная» Новости» Последние новости лезгин. САМОЕ ЧИТАЕМОЕ. Лезгины утверждают, что за каждым выступлением этого эксперта следует видеть еще и проталкивание интересов пантюркизма. Считается, что само слово «лезгин» восходит к корню «лек», что значит «орел».
Лезгины: происхождение и этническая принадлежность
- Содержание
- Лезгины Азербайджана заявили о сильнейшей национальной дискриминации
- ЛЕЗГИНЫ — История России до 1917 года
- лезгины - Новости Дагестана
- ЛЕЗГИНЫ — История России до 1917 года
- Main navigation
Лезгины Азербайджана заявили о сильнейшей национальной дискриминации
Покажу 8 сочетаний, которые они носят чаще всего Нет, это не тельняшка с беретом, которые уже давно набили оскомину и абсолютно не вписываются в российские реалии. Есть формулы стиля гораздо интереснее, а что еще более важно — актуальнее. Если посмотреть на образ современной парижанки, то она выглядит собранно и стильно, но при этом излучает беззаботность. Хотя беззаботной их жизнь не назовешь, потому что каждая из них погружена в работу, ведет блог и собственные проекты. А помимо этого есть еще и семья с ребенком, которым тоже нужно внимание... Вопреки стереотипам, Монголия - в первую очередь горнодобывающая страна. Столица монгольских рудников - Эрдэнэт, 2-й по величине 107 тыс.
Большая часть, разумеется, в южном Дагестане. Но немало лезгин также в других регионах России. И в соседнем Азербайджане, где лезгины живут компактно уже не первый век. Кроме того, есть лезгинская община и в Турции. Лезгины с национальным флагом Лезгины с национальным флагом По религии лезгины - мусульмане, ислам они приняли еще от арабов как минимум 1300 лет тому назад. При этом почти все лезгины - сунниты. Кроме жителей Мискинджа Докузпаринского района Дагестана - шиитов. Сулейман Стальский - классик лезгинской и всей дагестанской литературы XX-го века Сулейман Стальский - классик лезгинской и всей дагестанской литературы XX-го века Внешностью лезгины относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы, но с некоторой примесью каспийского типа. Большинство лезгин - высокого или среднего роста, с темными или русыми волосами, широкими лицами, крепкого телосложения. У многих - зеленые глаза. Сулейман Керимов - самый известный и знаменитый лезгин России Сулейман Керимов - самый известный и знаменитый лезгин России Лезгины составляют одну из крупнейших общин самого древнего города России - Дербента.
Современная письменность базируется на основе кириллических знаков и содержит 45 букв. Национальный костюм Фото: Genetik. Её характеризует широкие рукава и традиционная вышивка. Часто на булушку нашивались монеты, бусинки и кораллы. На голову женщины надевали особый чепец — чутху. Важным элементом одежды также является платок, украшенный национальным орнаментом. Все женщины вне зависимости от статуса или возраста надевали шаровары. Внешний вид мужского костюма более сдержан. Суконный кафтан бешмет имеет как правило черный или темный цвет. Бешмет можно легко узнать по специальным пеналам на груди. Они использовались для хранения пороха в бою. Дополнялся мужской костюм белой рубахой и просторными шароварами.
Подавляющее большинство верующих лезгин исповедуют ислам суннитского толка. В российском кавказоведении до революции исследователи в этноним «лезгины» часто ошибочно объединяли все горские народы Дагестана. Причиной такого ошибочного названия послужила древняя Персия, войска которой при экспансии в Дагестан всегда, в первую очередь, сталкивались с лезгинами.
Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты
Входят в дагестанскую подгруппу нахско-дагестанской языковой семьи - то есть, родственники лакцев, аварцев, даргинцев. Но все же главная родня лезгин - это входящие вместе с ними в лезгинскую ветвь табасаранцы, агулы, рутульцы, удины и другие небольшие народы. Лезгинский язык с его просто бесконечным числом падежей считают одним из сложнейших на Кавказе. На письме лезгины используют кириллицу в России , или латиницу в Турции и Азербайджане. В прежние времена пользовались лезгины также арабским алфавитом, а еще прежде - особым собственным агванским письмом. Большая часть, разумеется, в южном Дагестане. Но немало лезгин также в других регионах России.
И в соседнем Азербайджане, где лезгины живут компактно уже не первый век. Кроме того, есть лезгинская община и в Турции. Лезгины с национальным флагом Лезгины с национальным флагом По религии лезгины - мусульмане, ислам они приняли еще от арабов как минимум 1300 лет тому назад. При этом почти все лезгины - сунниты.
Лезгины или, как называют они себя, лезгияр, принадлежат к коренным этносам Кавказа. На протяжении многих столетий этот народ развивался и укреплялся на своих территориях, становясь истинным олицетворением кавказских обычаев. Сегодня большинство лезгин проживает в Дагестане, однако их обычаи не смешались с традициями соседей. Напротив, столь успешное сосуществование позволяет обогащать культуру многих племён. Что же интересного может поведать история лезгин? И почему их называют самым необычным кавказским этносом?
Исторические аспекты Много столетий тому назад, в начале XIII века, несколько кавказских племён решили объединиться и создать собственное государство. Надо признать, что это им удалось, несмотря на множество трудностей. В итоге лезгины стали одним из доминирующих народов в регионе Лезгистан. Видя успехи этих людей, многие соседи желали подчинить их себе. Так, например, арабские завоеватели мечтали превратить лезгин в своих вассалов, однако из этой затеи ничего не вышло. Гордые «дети Кавказа» проявляли немыслимую отвагу и воинственность, давая отпор противнику. Когда на землях лезгин начинает распространяться ислам, народ принимает новую веру, однако это не означало, что люди превратились в служителей арабов. Уж слишком гордыми и непокорными всегда оставались лезгины. И, честно говоря, это причиняло немало беспокойства соседям.
Это разделение сохраняется и по сей день. Два трагических момента для Российской государственности 1917г. В эпоху социализма, с рождением новых государств лезгины сначала были поделены административными границами в пределах единого политического пространства СССР. С распадом СССР лезгины не по своей воле оказались в составе разных государств. Между "южными" и "северными" лезгинами установилась жесткая государственная граница. После распада СССР лезгинский народ попал под сильный прессинг, с одной стороны, вновь появившихся суверенных государств, а с другой - властно-экономических кланов. К сожалению, лезгинский народ не был готов к изменившейся политической системе. Руководству Российской Федерации, Республики Дагестан и Азербайджанской Республики не должна быть безразлична судьба лезгин, ибо от их благополучия во многом зависят взаимоотношения между нашими республиками и народами в целом. Руководству Республики Дагестан и Российской Федерации необходимо быть более последовательными и принципиальными в выполнении своих постановлений и решений по проблемам разделенного лезгинского народа и всего Южного Дагестана. Лезгины были и остаются одним из крупнейших этносов Кавказа. Численность лезгин по неполным данным составляет более одного миллиона человек. По данным переписи населения 2010 года на территории России проживало 476 228 лезгин. В Азербайджане лезгины — второй по численности народ, по переписи 2009 года зафиксировано 180300 чел. По данным независимых экспертов в Азербайджанской республике проживает около 700 тысяч лезгин.
Только так можно достичь идеального вкуса и аромата. Мясо в лезгинской кухне играет ключевую роль. Оно представлено в виде баранины, говядины, курятины и свинины. Наиболее популярным блюдом, содержащим мясо, является ламаджо — лезгинский пирог на дрожжевом тесте, который может быть наполнен мясом или овощным фаршем. Рис также широко используется в лезгинской кухне и может выступать как самостоятельное блюдо, так и компонент к плову или рисовой каше. В лезгинскую еду добавляют много специй, таких как чеснок, паприка, черный перец, кинза и кумин. Отдельно стоит упомянуть о сольной пасте масале , которая состоит из смеси сушеных трав и специй и служит для улучшения вкуса и аромата блюд. В обильном количестве используется гранатовая масса, которая часто добавляется в соусы и заправки. Она придает блюдам особый вкус и делает их более яркими. В лезгинской кухне очень популярными блюдами являются хачапури и пироги. Они готовятся из теста и начинки из сыра, картофеля, яблок и древесных орехов. Также в лезгинской кухне есть множество десертов на основе меда, фиников и варенья. Лезгины — их роль в культуре и стиле Лезгины — это традиционные штаны, предназначенные для мужчин и женщин. Они носятся во многих культурах и регионах, но для лезгинов они имеют особое значение. Появление лезгин является неотъемлемой частью истории лезгинского народа, который живет в горных регионах Кавказа. По традиции, лезгины были сделаны из кожи животных, отличались эластичностью и прочностью. Сегодня они изготавливаются из различных тканей, часто украшены вышивкой и нарядными элементами. Лезгины могут быть нескольких типов: узкие или широкие, с завышенной талией или низкой, длинные или короткие. На Кавказе лезгины украшаются орнаментами и вышивкой, которые отражают культуру и традиции лезгинского народа.
Известные лезгины. Кто такие лезгины и где их родина
[ О врагах лезгин ] | Черновик | Кто и зачем манипулирует настроениями лезгин? |
Лезгины - происхождение народа, где и как живут, фото | Лезгины – древнейший коренной народ Дагестанской Республики, чья территория являлась частью восточно-кавказской этнокультурной общности 5 века до нашей эры. |
Лезгины. История, культура, традиции | Входят лезгины в уникальную нахско-дагестанскую языковую семью, т.е по этой линии отдаленно родственны чеченцам. |
Будущее лезгинского народа в Российской Федерации | Кажется кто-то решил отомстить Месси за ранние подъемыЛибо у Саши просто приступ нежности. |
Лезгинский культурный журнал | Этот человек действительно один из величайших лезгин, с которым мне довелось общаться, и к сожалению он был единственным таким великим для меня. |
Лезгины в Дагестане: национальность и происхождение в мире
Лезгины утверждают, что за каждым выступлением этого эксперта следует видеть еще и проталкивание интересов пантюркизма. самобытный и исторический этнос c собственным языком, письменностью, жизненным укладом и традициями. Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгины в баку скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Главная» Новости» Последние новости лезгин.
История Лезгин
Один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а в будущем и государствами. Лезгины, история лезгин, дагестанские песни, лезгинские новости, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке, Лезгины в мире, Знаменитые Лезгины, Традиция. лезгины в баку скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Не исключено, что изначально миро(е)сами лезгины называли переселенцев из этого древнего нас. пункта. Новости ЛезгиЯр,Лезгины, история лезгин, кавказские песни, скачать лезгинские песни, дагестанские песни, Лезгины в Азербайджане, в России, в Европе, лезгины в Америке.
Лезгины: история и культура
Вот некоторые из них: Формирование лезгинской этнической группы Лезгины считаются одним из древнейших народов Кавказа. Их история насчитывает несколько тысячелетий. В процессе миграций и смешения с другими народами, лезгины сформировали свою уникальную этническую группу с собственным языком, культурой и традициями. Влияние ислама на лезгинскую культуру В 8-9 веках ислам проник на Кавказ и стал одной из основных религий в регионе. Лезгины приняли ислам и он стал неотъемлемой частью их культуры и образа жизни. Ислам оказал значительное влияние на лезгинскую музыку, танцы, архитектуру и обряды. Войны и конфликты на Кавказе Лезгины были активными участниками различных войн и конфликтов на Кавказе.
Они сражались за свою независимость и территориальную целостность. Одним из важных событий была Лезгинская война 1817-1864 годов, в которой лезгины сопротивлялись русскому завоеванию и сохраняли свою независимость. Советская эпоха и коллективизация В период советской эпохи лезгины, как и другие народы Кавказа, столкнулись с коллективизацией и принудительными изменениями в экономике и образе жизни. Это привело к социальным и экономическим изменениям в лезгинском обществе. Современное положение и национальное самоопределение В настоящее время лезгины стремятся сохранить свою культуру, язык и традиции. Они активно участвуют в политической и общественной жизни, борются за свои права и национальное самоопределение.
Лезгины также развивают свою экономику и туризм, чтобы привлечь внимание к своей культуре и привлечь инвестиции в регион. Эти и другие исторические события оказали значительное влияние на формирование и развитие лезгинского народа. Они помогают нам лучше понять и оценить их культуру и идентичность. Современное положение и сохранение идентичности лезгин В современном обществе лезгины сталкиваются с различными вызовами и проблемами, но они активно работают над сохранением своей идентичности и культуры. Язык и образование Одной из важных составляющих идентичности лезгин является их язык. Лезгинский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанских языков и имеет свою уникальную грамматику и лексику.
Однако, с течением времени, использование лезгинского языка снизилось, особенно среди молодежи. Для сохранения и развития языка проводятся различные мероприятия, такие как создание лезгинских языковых школ и классов, организация курсов и уроков по лезгинскому языку. Также проводятся культурные мероприятия, на которых активно используется лезгинский язык. Традиции и культура Лезгины гордятся своей культурой и традициями, и стараются сохранить их на протяжении поколений. Они активно участвуют в национальных праздниках, танцах, песнях и ритуалах. Традиционные костюмы, музыкальные инструменты и ремесла также играют важную роль в сохранении и передаче культурного наследия лезгин.
Организации и сообщества лезгин проводят различные мероприятия, такие как фестивали, выставки и концерты, чтобы показать богатство и красоту своей культуры. Также проводятся мастер-классы и тренинги по традиционным ремеслам и искусству.
И в предоставленной свободе выбора лезгинские самостийные настроения с очевидными темпами растут вовсе не в пользу России. По фактам исторического пребывания в составе Российской империи мы везде замечаем, что Россия к лезгинам относилась, скажем, не очень жестоко, как к другим народам края, но в то же время очень равнодушно и осторожно. В итоге лезгины, занимая стратегически самый важный регион на Южном Кавказе, так и не стали форпостом России и не смогли создать свою республику. Этого не допустило руководство России.
Такая «профилактическая работа» по предотвращению возможных нежелательных последствий для РФ среди лезгинского населения продолжается по сей день. Она проводится в форме одобрения политики, проводимой из Баку и Махачкалы против самой лезгинской идеи, целью которой является недопущение поднятия лезгин на политическую борьбу за свое будущее. Хотя лезгин относят к дагестанским группам языковой принадлежности, на самом деле по своим особенностям лезгины относятся не к дагестанским народам. Они представляют культурный мир ранней Кавказской Албании и позднего иранского Ширвана. Лезгины, по существу, мало участвовали в кавказских войнах против России. Они, в основном, были заняты борьбой против завоевателей с Юга.
Ареал исторического расселения лезгин ныне принадлежит им и заканчивается Дербентской крепостью — северной границей государства Кавказской Албании. Получается, что волею судьбы народ, имеющий свою обособленную культуру, язык, территорию и историю, оказался между наковальней и молотом. Свое спасение лезгины справедливо видят в создании Лезгинского административного субъекта в составе России, по аналогии с ранним Дербентским округом Российской Империи, а ныне - Южного Дагестана, куда входит Самурский округ с 10 административными лезгинскими районами, начиная от города Дагестанские огни до реки Самур. Факт остается фактом: лезгинский вопрос тушить не удастся, и он найдет свое решение в ином варианте расклада сил. Лезгинам, интегрированным в русскую и российскую культуру, хотелось бы, чтобы их вопрос был решен в Москве.
Что же интересного может поведать история лезгин? И почему их называют самым необычным кавказским этносом? Исторические аспекты Много столетий тому назад, в начале XIII века, несколько кавказских племён решили объединиться и создать собственное государство. Надо признать, что это им удалось, несмотря на множество трудностей. В итоге лезгины стали одним из доминирующих народов в регионе Лезгистан. Видя успехи этих людей, многие соседи желали подчинить их себе. Так, например, арабские завоеватели мечтали превратить лезгин в своих вассалов, однако из этой затеи ничего не вышло. Гордые «дети Кавказа» проявляли немыслимую отвагу и воинственность, давая отпор противнику. Когда на землях лезгин начинает распространяться ислам, народ принимает новую веру, однако это не означало, что люди превратились в служителей арабов. Уж слишком гордыми и непокорными всегда оставались лезгины. И, честно говоря, это причиняло немало беспокойства соседям. В старинных источниках до появления этнонима «лезги» этнос именовался «леками». Именно поэтому историки связывают лезгин с древним племенем, проживающим на территории Кавказа, которое имело такое же название — «леки». Кроме того, учёные склоняются к тому, что термин «лезгины» мог быть определением по отношению не к одному, а к нескольким кавказским племенам. В таком случае говорить о конкретном одном народе некорректно.
Генерал-майор Кулиев вёл 222 кавалерийский полк в конную атаку на врага. В танковых боях находился на огневых позициях артиллерии, способствовал успеху артиллеристов. Генерал-майор Кулиев вполне достоин награждения орденом Красного Знамени за выполнение персонального задания командования Сталинградским фронтом в борьбе с немецкими оккупантами и за проявленные при этом личное мужество и храбрость на поле боя». Государственные награды генерал-майора Я. Ратный боевой путь генерал-майора Я. Кулиева подробно отражён на страницах специально посвящённых ему двух книг: сборника воспоминаний «Генерал Якуб Кулиев» Ашхабад, 1970 год и военных мемуаров ветерана органов военной контрразведки подполковника в отставке А. Кибальникова «Огненные рубежи» Ашхабад, 1979 год. Кроме того, его имя озвучено на страницах военных мемуаров целого ряда советских военачальников и, в том числе: Маршала Советского Союза С. Учился в авиационном техникуме. Окончил Таганрогский аэроклуб. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939-1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. В составе 36-го истребительного авиаполка сражался на Северо - Кавказском фронте. К Сентябрю 1942 года командир 926-го истребительного авиационного полка 219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Закавказский фронт Капитан В. Эмиров совершил 170 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 7 самолётов противника. Сбил один из них, затем своим горящим самолётом таранил второй и погиб. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени дважды. После войны останки лётчика были перезахоронены в столице Дагестана Махачкале. Именем В. Эмирова названы одна из улиц города и судно Морского Речного Флота. В родном селе установлен бюст Героя. Гасанов Генрих Алиевич. Специалист в области судовой теплоэнергетики. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт 1935. Руководил созданием ряда судовых теплоэнергетических установок. Ленинская премия 1958. Сталинская премия 1942. Прошел путь от простого отходника до крупного революционера. Лезгинцев принимал участие в подготовке Октябрьского вооруженного восстания, штурма Зимнего дворца и ареста Временного буржуазного правительства. Сразу же после Октябрьского переворота в 1917 году была создана Всероссийская коллегия по формированию Красной Армии. В коллегию, руководящую тройку которой составляли Н. Подвойский, Н. Крыленко, К. Юранев, вошел и М. Он был назначен начальником финансового отдела. На заре Советской власти имя Михаила Лезгинцева, генерала армии, часто встречалось в постановлениях Совнаркома России, в которых на М. Лезгинцева возлагались ответственные задания, как главного военного финансиста страны. В эти годы М. Лезгинцев проявил себя как талантливый организатор, подлинный реформатор. Разработанные им в годы гражданской войны важнейшие принципы финансирования и снабжения войск, по признанию видных советских военных специалистов в этой области, сыграли свою роль в годы Великой Отечественной войны. По инициативе М. Лезгинцева были созданы первые военно-финансовые учебные заведения в стране. К их числу относятся Военно-хозяйственная Академия, Высшая военная и морская финансово-хозяйственная школа. Заманов Хаирбек Демирбекович. Единственный из военачальников-дагестанцев, кто в годы Великой Отечественной войны командовал стрелковой дивизией. Боевые действия соединения неоднократно отмечали в приказах Верховного Главнокомандующего И. Сталина, ему салютовала столица Родины Москва. К тому же поздней осенью и холодной зимой 1941-42 гг. Хаирбек Демирбекович, еще будучи командиром стрелкового батальона, участвовал в героической обороне столицы и в числе первых кадровых офицеров-дагестанцев был удостоен высокой правительственной награды -ордена Боевого Красного Знамени. Деятели науки, искусства и литературы Забит Ризванов Сулейман Стальский. Горький по праву назвал «Гомером XX века». В 1934 году выходит в свет «Избранные» С. Стальского и в этом же году ему присваивается почетное звание народного поэта Дагестана.
Лица России. Кумыки и лезгины
В процессе миграций и смешения с другими народами, лезгины сформировали свою уникальную этническую группу с собственным языком, культурой и традициями. Влияние ислама на лезгинскую культуру В 8-9 веках ислам проник на Кавказ и стал одной из основных религий в регионе. Лезгины приняли ислам и он стал неотъемлемой частью их культуры и образа жизни. Ислам оказал значительное влияние на лезгинскую музыку, танцы, архитектуру и обряды. Войны и конфликты на Кавказе Лезгины были активными участниками различных войн и конфликтов на Кавказе.
Они сражались за свою независимость и территориальную целостность. Одним из важных событий была Лезгинская война 1817-1864 годов, в которой лезгины сопротивлялись русскому завоеванию и сохраняли свою независимость. Советская эпоха и коллективизация В период советской эпохи лезгины, как и другие народы Кавказа, столкнулись с коллективизацией и принудительными изменениями в экономике и образе жизни. Это привело к социальным и экономическим изменениям в лезгинском обществе.
Современное положение и национальное самоопределение В настоящее время лезгины стремятся сохранить свою культуру, язык и традиции. Они активно участвуют в политической и общественной жизни, борются за свои права и национальное самоопределение. Лезгины также развивают свою экономику и туризм, чтобы привлечь внимание к своей культуре и привлечь инвестиции в регион. Эти и другие исторические события оказали значительное влияние на формирование и развитие лезгинского народа.
Они помогают нам лучше понять и оценить их культуру и идентичность. Современное положение и сохранение идентичности лезгин В современном обществе лезгины сталкиваются с различными вызовами и проблемами, но они активно работают над сохранением своей идентичности и культуры. Язык и образование Одной из важных составляющих идентичности лезгин является их язык. Лезгинский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанских языков и имеет свою уникальную грамматику и лексику.
Однако, с течением времени, использование лезгинского языка снизилось, особенно среди молодежи. Для сохранения и развития языка проводятся различные мероприятия, такие как создание лезгинских языковых школ и классов, организация курсов и уроков по лезгинскому языку. Также проводятся культурные мероприятия, на которых активно используется лезгинский язык. Традиции и культура Лезгины гордятся своей культурой и традициями, и стараются сохранить их на протяжении поколений.
Они активно участвуют в национальных праздниках, танцах, песнях и ритуалах. Традиционные костюмы, музыкальные инструменты и ремесла также играют важную роль в сохранении и передаче культурного наследия лезгин. Организации и сообщества лезгин проводят различные мероприятия, такие как фестивали, выставки и концерты, чтобы показать богатство и красоту своей культуры. Также проводятся мастер-классы и тренинги по традиционным ремеслам и искусству.
Политическое и общественное участие Лезгины активно участвуют в политической и общественной жизни, борются за свои права и национальное самоопределение. Они создают свои организации и сообщества, которые занимаются защитой интересов лезгинского народа и развитием региона.
Сегодня из всей системы семейных обрядов лезгин больше всего подверглись изменениям свадебные обычаи и обряды. Крайне редки такие формы заключения брака, как левират, сорорат, колыбельный сговор, умыкание и т.
В остальном в сельской местности современные свадебные обряды в целом сохраняют традиционность. Общинное управление и сельское судопроизводство у лезгин, как и у других народов Дагестана, были основаны на адате и шариате. Адатом решались уголовные и гражданские вопросы имущественные, преступления, связанные с воровством и др. По шариату решались главным образом все вопросы, касающиеся религии, семьи и брака, завещаний, наследования.
Существовал еще третейский суд, к которому прибегали очень часто. По общесельским вопросам созывался общий сход мужчин. В общественном быту большую роль играли различные календарные и религиозные праздники: Яран сувар Навруз-байрам , праздник цветов Цуьквер сувар, праздник черешни ПIинирин сувар, религиозные праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам и др. Однако в верованиях народа до наших дней можно проследить реликты ранних форм верований.
На довольно высоком уровне находилась народная медицина, которая была представлена двумя направлениями: бытовой, когда каждая семья владела элементарными познаниями в лечении членов семьи народными средствами, и «профессиональной», представленной джаррахами — лекарями. В своей лечебной практике джаррахи применяли разные методы: хирургию, терапию, психотерапию. Широко были известны имена народных лекарей Мирзы Али из с. Ахты, Шахбаза из с.
Испик, Табиба Магомы из с. Немаловажную роль играла гидротерапия. Широкой известностью пользовались лечебные свойства ахтынских серных источников, каракюринского озера для лечения суставных заболеваний и т. К концу XIX в.
В настоящее время почти во всех населенных пунктах лезгин имеются медицинские учреждения. По некоторым данным, лезгины пользовались письменностью со времен Кавказской Албании. В результате экспансии Сасанидского Ирана в Южном Дагестане появляется так называемая пехлевийская письменность. С проникновением в Дагестан ислама на территории лезгин, как и во всем Дагестане, широко распространяется арабская письменность.
В дальнейшем на основе арабской графики, путем приспособления с помощью системы дополнительных знаков к фонетическим особенностям местных языков у лезгин, как и у других народов Дагестана, создается так называемая аджамская письменность. Народное образование лезгин вплоть до конца XIX в. Центрами религиозного образования являлись «миски» мечети , которые имелись почти в каждом селении, а в центрах союзов обществ их могло быть несколько. Только в с.
Ахты насчитывалось 16 мечетей. С включением Дагестана в состав России начинается новый этап в истории просвещения лезгин. Он характеризуется появлением светских учебных заведений. К 1 января 1892 г.
Значительное развитие народное просвещение получает в годы Советской власти. В 1920-е годы в лезгинских районах открываются новые светские школы. В каждом селении были организованы пункты ликбеза, которые охватывали все взрослое население. С 1930 г.
Особое место в жизни лезгин занимал фольклор, который отличался богатством и разнообразием. Лезгинский фольклор в прошлом представлял собой своеобразную устную летопись, в которой народ воспроизводил свою историю, надежды и думы. Показателен в этом плане героический эпос, представленный в образах легендарных героев. Интересен, например, образ Шарвили — богатыря, защитника отечества, выразителя народного духа.
К эпическому жанру близки произведения «Къванцин гада» «Каменный юноша» , «Бахтавар» «Счастливый» , «Ашукьдин къуват» «Сила ашуга» и др. В устном народном творчестве лезгин представлены сказки, пословицы, поговорки и т. Они создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор. Своеобразен лезгинский вариант лезгинки.
Наука, образование Значителен вклад лезгин в образование. Из среды лезгин вышло немало выдающихся личностей. Заметный след оставил известный мыслитель-идеолог Магомед Ярагский духовный предводитель национально-освободительного и демократического движения горских народов Кавказа в XIX в. Научные идеи шейха Ярагского продолжил его сын Гаджи Абдурахман-эфенди Ярагский, дядя по матери известного ученого Гасана-эфенди Алкадарского.
Одним из крупных ученых Кюринского округа был Гаджи-Али-эфенди Рухунский, после смерти которого его место преподавателя местного медресе занял сын Абакар-эфенди. Эстафету научных изысканий Абакара-эфенди принял его сын Абдул-Гамид-эфенди. К числу известных ученых-арабистов относится Абдул-Хаким-эфенди — уроженец Самурского округа, который жил и работал в с. Он получил инвеституру от Магомеда Ярагского и стал наставником в тарикате накшибенди.
Знатоком арабских наук считался также сын Хакима-эфенди Молла Абдул-Гай. До конца своей жизни он занимался распространением знаний и наук в своем родном с. В числе ученых можно упомянуть Гаджи-Магомеда-эфенди, сына шейха Магомеда-эфенди. Видным арабистом — учеником шейха Магомеда Ярагского был Гаджи Амирали-эфенди из с.
Вершину лезгинской науки ученые историки связывают с именем Гасана-эфенди Алкадарского вторая половина XIX в. Кроме лезгинского, он владел русским, персидским и тюркским языками, прекрасно знал восточную литературу, сочинял стихи, знал физику, философию, изучению которых посвятил ряд лет под руководством ахтынского кадия Мирза-Али-эфенди. Научные трактаты Алкадарского по религии, философии не потеряли значения и в наши дни. Его эстафету продолжили Г.
Алкадарский, М. Гасанов и др. Значителен вклад лезгин в науку, образование в советское время. Организаторами образования и науки в Дагестане во второй половине XX в.
Абилов, Г. Аликберов, М. Омаров, М. Мерземетов, Г.
Магомедов, Н. Исмаилов, А. Юсуфов, Н. Ахмедов, Н.
Эмиров, И. Среди первых врачей и организаторов здравоохранения Дагестана достойное место также занимали лезгины. Это Рза Шихсаидов — первый нарком здравоохранения Дагестана, который окончил в 1916 г. Военно-медицинскую академию в Петрограде.
Первым наркомом земледелия республики также был лезгин — М.
Кому, какому народу она принадлежала? Толком неизвестно. Ни один археолог, как мне сказали, и пальцем не коснулся здешних глиняных сосудов, которые порой обнажает река. Выходит, в Тагирджале жили задолго до нашей эры. А не здесь ли вообще одно из первых поселений в Лезгистане? Чье это было поселение? Видимо, уже тогда была какая-то связь народов Кавказа с этими странами.
Пыльный проселок наконец подошел к аулу и замер на площади. Дальше дороги нет, только небо. За сто, двести, а может быть, и за тысячу последних лет в Тагирджале ничего не изменилось. Самому новому дому лет сто с лишним, не меньше. Дома будто вырастали из горы и сливались с горою. Низкие глиняные дома с ровными, гладкими крышами и окнами, обращенными во двор. Лишь несколько фруктовых деревьев было на весь аул. Деревьев нет и в округе.
Только кусты и камни. Ведь выше аула, за грядой, уже альпийские луга. Самые богатые на весь Лезгистан. За эти пастбища разворачивались кровопролитные сражения. Иногда все решалось просто: выпускали к реке коней, и чьи кони придут первыми на пастбище, значит, того и пастбища. Конечно, неизменно первыми приходили кони из Тагирджала. На следующий год опять вспыхивал спор, который решали уже кинжалы. Сейчас пастбища заброшены.
Да, бросили дети гор, как выражалось начальство, «неперспективные горы», переехали на перспективную равнину. А что не переехать? Раз у Советской власти не нашлось ни одного гвоздя, ни одного кирпича, чтобы за все время хоть что-то построить для Тагирджала. Сегодняшние заботы сделаны именно глухими, прежними руководителями. В результате опустошен Тагирджал, разорен Судур, брошены другие древние аулы... И чтобы утвердиться с 30-х годов и вплоть до 60-х, наместники народной власти заставляли лезги платить так называемый налог за оседлость, его платили в республике лица некоренной национальности, то есть не азербайджанцы. За проживание на родной земле с лезги брали деньги! Разве честь теперь что-нибудь стоит?
Так национальная политика готовила себе национальные кадры. Кадры, которые никому и не были нужны. Зачем они, если нет рабочих мест? Семьдесят лет кряду из страны лезги «утекают» мозги и руки. Здесь нет ни научных учреждений, ни современной промышленности. Зато есть талантливые ученые, квалифицированные инженеры и рабочие, которые нашли свою судьбу на стороне. Парни из Тагирджала, например, работают в химических цехах Сумгаита, на промыслах Тюмени и Баку. Правда, только второсортная работа, как правило, достается им.
Но даже не в этом мне видится беда. Вот что, на мой взгляд, самое страшное, самое невосполнимое. Но все это капля в море. Да воздаст ей Аллах добром... Не с капли ли начинается океан? Мы ходили по Тагирджалу, разговаривали с его редкими жителями. Время когда-то замерло здесь, а остановившись, перевернулось и потекло назад. Около развалин мечети в бурьяне валялся камень, похожий на брусок, Икрам-мюалим поднял его.
Смотрю, на шершавой поверхности что-то написано по-арабски. Это по-нашему. А по-вашему... Какой бестактный вопрос. Икрам-мюалим пропустил его мимо ушей, даже отвернулся, и нарочно громко поздоровался с женщинами, которые уже добрых полчаса обмазывали глиной крышу соседнего дома и во все глаза смотрели на нас. Я тоже поздоровался с ними и, чтобы выйти из неловкого положения, попросил разрешения посмотреть их прекрасный дом. Про такие дома писал Лермонтов, называя их саклей. Крошечные две комнатки, устланные коврами.
Пол, как положено, всюду глинобитный. На стенах фотокарточки, в рамках и без. Печей нет. Вернее, есть, в каждой комнате, но они тоже встроены в стену, и их будто нет. Печь в горах топят по-черному, и тогда открывают дырку в потолке. Потолок всюду прокопченный, низкий, он не похож на наш: вплотную уложенные жерди, сверху засыпанные землей, вот и весь потолок. Но в доме поразительная чистота. Будто приготовились к празднику.
Ни пылинки, ни соринки, пахнет теплым хлебом, шерстью и свежим овечьим сыром. К сакле примыкает сарай для скотины. Без скотины ни прежде, ни теперь в горах не прожить. Аи, а что делать? Другого ничего нет. Зеленовато-коричневые лепешки пополам с соломой прилеплены в аулах едва ли не ко всем заборам, к стенам сараев. А высушенное топливо люди складывают высокими штабелями, заполняя до краев свои тесные маленькие дворики... Таков здесь XX век...
На ночь меня приютил Ярохмедов Ярохмед, седеющий горец с чуть притухшими черными, очень выразительными глазами. Дом Ярохмеда построен, наверное, его дедом или прадедом. И с тех пор к нему не прикасалась рука строителя. Дом двухэтажный, с балконом, когда-то он был одним из лучших в Тагирджале. Первый этаж, как положено, для скотины. На втором живут, там есть и кунацкая, для гостей. Правда, у Ярохмеда очень современная кунацкая, заставленная: кровати, стол, стулья, диван. В горах мужчины уже не сидят на полу, облокотившись, как бывало, на мягкие подушки, не вытягивают в довольствии затекшие ноги.
Теперь в мусульманских домах разговаривать любят за столом. А что делать? XX век. Да вот бабушка и мать, оказывается, боятся ехать, говорят, душно им на равнине будет, особенно бабушке, за свои сто лет так и не выезжавшей из Тагирджала. Ходит по Тагирджалу и кричит на всех. Видит, мальчик лет семи ведет ишака и курит. Тогда дай сигарету и ишаку. И пошел дальше».
А самой большой шуткой, и самой глупой, лет сто назад была бы такая: «Скоро не будет лезгинских праздников». Честное слово, засмеяли бы, никто бы тогда не поверил, что внуки выбросят папахи, бурки, черкески своих дедов. Горячие горцы не догадывались о близком будущем. С остывшей кровью разве танцуют настоящую лезгинку? Ведь в селении целых семь! Есть пир, земля которого лучшее средство от зубной боли. Помогало лучше, чем иные нынешние лекарства. И сейчас нет-нет да и появится новая тряпочка у пира.
Значит, снова кто-то пришел просить помощи у Всевышнего. Значит, не забыты слова бабушек и дедушек о великих таинствах Тагирджала. Оно, конечно, помоложе Тагирджала, там нет замечательных пиров, но зато там хорошо видно Шахдаг, гору, покрытую снегом, ведь рядом главный Кавказский хребет, а это, каждый знает, уже серьезно. Но долго. По тропе и верхом. Другой дороги из Тагирджала нет. Когда-то эта дорога была вполне приличной, но и она заросла без людей: нам приходилось пригибаться, чтобы ветки не поранили лицо.
В городе и округе созданы все условия для нормальной работы общественной организации. Было бы желание, а оно у нас несомненно есть. Отмечу, что в учредительном собрании нашей организации приняли участие свыше ста человек. Несмотря на будничный день, мы получили значительную поддержку наших земляков. Естественно, активизация лезгин не прошла бесследно. Нам иногда приходится слышать, в особенности от представителей других дагестанских общин о том, что лезгины якобы объединяются против кого-то. В этой связи хочу подчеркнуть, что мы за созидание, мы ориентированы на защиту и развитие лезгинского языка, культуры, за сплоченность и дружбу всех народов. Лезгины являются одним из народов Дагестана и то, что мы дагестанцы — это у нас не кто не отберёт! Если каждый займётся собой, своей семьёй, а далее своим народом, то будет благо для людей и порядок! Сила в единстве! На самом деле мы уже разработали целый список проектов и акций. Часть из них уже реализована, в частности мы организовали ифтар для мусульман Нижневартовска в месяц Рамадан. Также мы планируем организовать преподавание лезгинского языка, благо детишек хватает, впоследствии вполне возможно эти занятия перерастут в местный аналог лезгинской школы. Также планируем провести лезгинский диктант. Лезгины города хотят видеть активность своей общины, поэтому уверен, что деятельность нашей организации будет востребована.
Традиции лезгинского народа
LEKIA LEZGISTAN : Лезгины и азербайджанцы, братья или враги? | Лезгины являются автохтонным народом Кавказа, традиционно проживающим на юге Дагестана, в котором являются третьим по численности народом и на севере Азербайджанской Республики, в которой лезгины по численности вторые. |
Древняя история лезгин - коренные народы Кавказа | журнал АЛАМ | самобытный и исторический этнос c собственным языком, письменностью, жизненным укладом и традициями. |
Лезгистан – миф или реальность? | ЛЕЗГИНЫ (самоназвание — лезгияр), народ в Дагестане (204 тыс. человек) и Азербайджане. |
Может быть Вам интересно...
- Численность и ареал расселения лезгинского народа
- Актуальное
- История народов России: лезгины
- Лезгины. История происхождения. Часть I: lezgins_history — LiveJournal
- Выдающиеся лезгины
Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты
«Новости ИА REGNUM на наш сайт поступают в он-лайн режиме уже более двух лет. Ханства были ликвидированы, лезгины волей царских чиновников оказались разделенными между двумя губерниями, а в будущем и государствами. Лезгины — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Лезгины являются четвёртым по численности народом Дагестана и первым по численности народом на его южной половине. Лезгины считают более радостным событием рождение сына, имя которому, как правило, дает кто-либо из старших родственников. Лезги́ны — дагестанский народ, один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в Южном Дагестане и северо-восточном Азербайджане.