3. Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское богатство». Кто такой Челкаш? Челкаш — это персонаж фольклора и литературы, часто упоминаемый в русских народных сказках и загадках.
Челкаш: образ и характеристика Челкаша
Научная работа по литературе на тему:>(По рассказу М.Горького >) | Значение слова ЧЕЛКАШ. «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Короленко. |
Челкаш — Википедия с видео // WIKI 2 | Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское. |
Челкаш: что это значит и каково его сленговое значение | Кто такой Челкаш? |
Характеристика образа Челкаша в рассказе «Челкаш» | При его поддержке «Челкаш» был впервые опубликован в 6 номере журнала «Русское богатство» 1895 года. |
Горький Максим - Челкаш
Главный герой рассказа М. Горького «Челкаш» выделяется из толпы людей своей независимостью. Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился. В ранних рассказах М. Горького преобладают герои, которых можно назвать «сильными личностями». Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское. Рассказ о том, как опытный контрабандист, преступник и пьяница Челкаш идет «на дело» с молодым крестьянином Гаврилой.
«Челкаш» М.Горький
Челкаш и гаврила кто достоин уважения почему. Анализ произведения «Челкаш» М | Подробную характеристику главных и второстепенных героев повести Челкаш читайте в этой статье. |
Краткое содержание: «Челкаш» | Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское. |
Почему Челкаш стал вором: история и причины | Челкаш видел, что в его окружении преуспевают только те, кто когда-то попал на преступный путь. |
Краткое содержание: «Челкаш» - ReadRate | Одним из наиболее ранних романтических произведений Горького принято считать его рассказ «Челкаш». |
Характеристика Челкаша в рассказе Горького "Челкаш", образ, описание
В какой-то степени ему становится даже жалко паренька, чья жизнь оказалась в его цепких «волчьих лапах». II глава Гришка и Гаврила отправляются на дело, выходят в море на лодке. Челкаш очень любит море, оно привлекало вора своей мощью и ощущением свободы. А вот Гавриле в лодке было немного не по себе, парень вел себя боязливо.
Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь от борта судов о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах.
Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день.
Страх спутника забавлял Челкаша. Гаврилу всё ещё терзали сомнения и в добросовестности мероприятия. На рыбалку ли они едут?
Он спрашивает у Челкаша, где же снасти? Вор отговорился, что снасти на корме. Ему стало неудобно лгать этому наивному парню.
Челкаш грубо осек собеседника. Мол, не твоё дело, тебя наняли чтобы грести, вот и греби. Раздались крики.
Это охрана. Челкаш требует у спутника грести быстрее и говорит, что если бы их догнали, им бы пришел конец. Гаврила окончательно удостоверился в том, что ввязался в темное дело и пожалел о том.
Никаких денег Гавриле было уже не надо. Он просит нанимателя отпустить его, но Гришка не внемлет его просьбе, Гаврила тихо всхлипывает. Челкаш велит ему «не ныть» и молчать, коли он «жив быть хочет».
Тем временем подельники подплывают к молу, где возвышалась гранитная стена. Гаврила по указке Челкаша ведет лодку вдоль стены. Челкаш велит остановиться, перехватывает весла и забирает у Гаврилы котомку, в которой у парня лежал паспорт, чтобы боязливый напарник не сбежал.
Челкаш исчез из виду, проник через стену, в лодку посыпались тюки с награбленным товаром. Теперь напарникам оставалось «проплыть у чертей меж глаз» и дело будет сделано. Гавриилу не оставляет страх, он выполняет все приказы Челкаша, желая поскорее завершить дело и никогда больше не видеть Гришку, забыть всё как страшный сон.
Парень гребет что есть мочи. Лодка беззвучно подплывает к кордонам. Гаврила собирается звать на помощь, но не успевает открыть рот, как перед его взором предстает «огромный огненно-голубой меч».
Перепугавшись, Гаврила ложится на дно лодки. Челкаш бранится на него, шипит, поднимая напарника. То, что увидел Гаврила, — всего лишь свет корабельного фонаря.
Подельникам удалось остаться незамеченными. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, так сильно запуганным им и превратившимся в его раба. Он смотрел, как старался Гаврила, и ему стало жалко, захотелось ободрить его.
Гришка Челкаш рассказывает Гавриле, что им за ночь удалось срубить немалый куш — целых 500 рублей. Гаврила вспомнил о своей деревенской жизни и стал мечтать о том, какое доброе хозяйство можно справить на вырученные деньги. Подельники начинают беседу о сельской жизни.
Гаврила по-другому стал смотреть на своего хозяина, увидел в нём не вора, а такого же крестьянина, как он. Челкаш вспоминает о своей прошлой жизни. Он повествует о детстве, о родителях.
Оказывается, Челкаш сам из крестьян, отец его был первым богатеем на селе. Когда-то у него была красавица жена, он служил в армии гвардейцем, отец был горд за него. Гаврила жалеет своего спутника, который «добровольно отлучился от земли» и понес за эту отлучку наказание.
Самолюбие Гришки было задето, он почувствовал раздражение, поскольку ни во что не ставил своего напарника и любил ощущать превосходство. Воспоминания о прошлом, о деревне вызвали в нём чувство одиночества, оторванности от той жизни, с которой он был связан своими корнями. Шлюпка причалила к судну, где подельников уже ждали.
Их радушно приняли на судне, забрали товар и уложили спать. III глава Наступило утро. Пока Гаврила спал, Челкаш переоделся в другую одежду, «немного потертую», но крепкую.
Она преобразила вора, так что напарник едва узнал его. Страх Гаврилы пропал, он понимает, что работать с Челкашом — дело прибыльное, и готов ещё быть его пособником. Вместе они на лодке возвращаются на берег.
Да ведь это — как тебе сказать? Из-за какой корысти?.. Ничего… Это можно… — Стой!
А как душу-то загубишь?.. Напарники делят добытое ночью, Челкаш честно «отстёгивает» Гавриле оговоренную долю. Ему причиталось 40 рублей.
Парень с жадностью распихивает деньги по карманам. Обладание деньгами «одурманило» Гаврилу, ему хочется иметь больше, чем он получил, к тому же значительную часть «заработка» Челкаш оставил себе. Гаврила стал слезно просить Челкаша отдать все деньги ему, так как простому крестьянину они нужнее, чем вору.
Он сможет на них наладить хозяйство. Гришка был удивлен тем, насколько жаден оказался этот «безобидный» на первый взгляд паренек. Со злобой он достает деньги из кармана и бросает в Гаврилу бумажки.
Жри… — крикнул он, дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу. Челкаш отметил, что и сам хотел дать Гавриле больше, так как он его разжалобил. Гаврила не мог нарадоваться исходу — он теперь богат.
На радостях парень признается, что подумывал избавиться от Челкаша, ударить его веслом и утопить в море, а всю прибыль забрать себе. Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!..
Едем мы сюда… думаю… хвачу я его — тебя — веслом… рраз!.. Кто, мол, его хватится? И найдут, не станут допытываться — как да кто.
Не такой, мол, он человек, чтоб из-за него шум подымать!.. Ненужный на земле! Кому за него встать?
Тот хотел вырваться и убежать. Между ними завязывается ожесточенная драка. Вор отобрал у Гаврилы награбленное и двинулся прочь.
Гаврила бросил ему вслед увесистый камень, угодив прямо в голову.
Уже в 1898 году книга Горького была выпущена в двух томах. Героем рассказа стал босяк, сосед по палате, с которым писатель познакомился, когда попал в больницу в 1891 году. Творчество Горького соответствовало жанру реализма, но имело черты раннего романтизма, то есть отмечалось смешивание двух литературных направлений: признаки обыденной жизни бродяги, живая речь, общественные проблемы указывают на реализм; образы природы моря , индивидуализм главного героя являются чертами романтизма.
Горький привнес новое направление в русскую литературу — социальный реализм. Оно и сюжетом, и лексикой значительно отличается от работ известных авторов, таких как Толстой и Чехов. Произведение Горького было раскритиковано из-за того, какому слою оно было посвящено. Эксперты в своих очерках посчитали, что писатель несправедливо возвеличил социальную группу, которую нельзя назвать самой благородной из существующих.
Композиция рассказа Рассказ «Челкаш» содержит вступление и 3 главы. Вначале описывается морской порт. Горький показывает читателям окружающую главных персонажей среду. Тут, на фоне огромных кораблей, шумной атмосферы, люди, словно муравьи, беспорядочно передвигаются по территории.
В первой главе рассказа писатель дает представление о главном герое, Челкаше. Автор знакомит с характеристикой человека, который известен всему порту и пользуется уважением со стороны людей, несмотря на то, что он является находчивым вором. Здесь же случается связка: читатель знакомится с новым действующим лицом — Гаврило. Вторая глава раскрывает главного героя еще больше, описывая его внутренний мир.
Но не только Челкаш показывается перед читателями, здесь же происходит кульминация, проявляется характер Гаврило, автор раскрывает нутро обоих персонажей. Описанием морских волн, которые смыли за собой следы недавнего конфликта, автор завершает повествование. Таковы особенности композиции рассказа «Челкаш». Анализ произведения также предполагает изучение других важных аспектов, в частности, имеющего в нем место конфликта.
Описание конфликта В рассказе встречается несколько конфликтов, которые детально раскрывают тематику. Первый — между человеком и научным прогрессом. История берет начало именно с этого момента. Продвижение в науке, как многие полагают, должно было подарить комфортную жизнь людям, помочь избавиться от трудностей настолько, насколько это возможно, однако автор не разделяет эту мысль.
Он размещает по сюжету огромные роскошные пароходы рядом с бедными работниками, обслуживающими их. Прочие конфликты: Бродяжничества и крестьянства. По тексту совершенно разные люди, несмотря на отличие, находят друг в друге роднящие их качества. Челкаш замечает в Гаврило человека, мечтающего о свободе, а тот, смотря на своего знакомого, видит обычного крестьянина.
Разное прошлое этих двоих не позволяет прийти к согласию.
Вера в Бога для них — также фактор ограничения их свободы. Челкаш, вор и пьяница, олицетворяет у Горького «свободного человека». Для Гаврилы же понятие «свобода» ассоциируется с деньгами, что и делает его в глазах Челкаша «жадным рабом». Собственное отношение к свободе возвышает романтического героя в своих глазах и наполняет «жалостью и ненавистью» по отношению к «рабу». Но Гаврила «раб» считает Челкаша ненужным на земле. Таким образом, идея сверхчеловека у Горького преломляется по-русски: с одной стороны, это понимание «человеческого превосходства», с другой — понимание ненужности таких людей. Вывод Челкаш — романтический герой со своими моральными ценностями.
Он лишён такого качества, как жадность. Может испытывать жалость и сочувствие: вначале он по-отечески жалеет молодого парня, попавшего «в его волчьи лапы», но затем, узнав его получше, испытывает к нему чувство брезгливости. Главный герой рассказа М. Горького «Челкаш» выделяется из толпы людей своей независимостью. Он живет одним днём, не привязан ни к чему и ни к кому. Нет у него привязанности и к деньгам — он с лёгкостью отдаёт всю выручку напарнику. Любит природу, особенно море, которое символизирует для него настоящую свободу. Но глубину своего падения Челкаш всё-таки осознаёт: он старается не вспоминать о своем прошлом, потому что эти мысли угнетают его и не дают покоя, разъедая душу.
Образ Челкаша идеализирован писателем. Несмотря на то, что ему присущи многие положительные черты характера, всё-таки он остаётся тем, кем является — вором. Писатель В.
Ведь и я говорю, что, мол, там раньше… — Поди ты!.. Али портной?.. Ишь ты! Что же, ловишь рыбу?.. Здешние рыбаки не одну рыбу ловят. Больше утопленников, старые якорья, потонувшие суда — все! Удочки такие есть для этого… — Ври, ври!.. Из тех, может, рыбаков, которые про себя поют: Мы закидывали сети Да по амбарам, по клетям!.. Слыхал… — Нравятся? Как же!.. Ничего ребята, вольные, свободные… — А что тебе — свобода?.. Ты разве любишь свободу? Сам себе хозяин, пошел — куда хошь, делай — что хошь… Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй знай, как хошь, бога только помни… Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня. Жить — надо. А как? Пойду я в зятья в хороший дом. Кабы выделили дочь-то!.. Нет ведь — тесть-дьявол не выделит. Ну, и буду я ломать на него… долго… Года! А кабы мне рублей ста полтора заробить, сейчас бы я на ноги встал и — Антипу-то — накося, выкуси! Хошь выделить Марфу? Не надо! Слава богу, девок в деревне не одна она. И был бы я, значит, совсем свободен, сам по себе… Н-да! Думал было я: вот, мол, на Кубань-то пойду, рублев два ста тяпну, — шабаш! Ан не выгорело. Ну и пойдешь в батраки… Своим хозяйством не исправлюсь я, ни в каком разе! Парню сильно не хотелось идти в зятья. У него даже лицо печально потускнело. Он тяжело заерзал на земле. Челкаш спросил: — Да ведь — куда? Сказал тоже!.. В нем этот здоровый деревенский парень что-то будил… Смутно, медленно назревавшее, досадливое чувство копошилось где-то глубоко и мешало ему сосредоточиться и обдумать то, что нужно было сделать в эту ночь. Обруганный парень бормотал что-то вполголоса, изредка бросая на босяка косые взгляды. У него смешно надулись щеки, оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. Он, очевидно, не ожидал, что его разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно. Оборванец не обращал больше на него внимания. Он задумчиво посвистывал, сидя на тумбочке и отбивая по ней такт голой грязной пяткой. Парню хотелось поквитаться с ним. Часто это ты запиваешь-то? Хочешь сегодня ночью работать со мной? Говори скорей! Чего заставлю… Рыбу ловить поедем. Грести будешь… — Так… Что же?
Краткое содержание рассказа “Челкаш”, анализ произведения
Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился. Книги из ролика и любые другие на ЛитРес со скидкой 20% по промокоду YOUTUBE: % на первую покупку на десятки тысяч топовых книг п. «Челкаш» — первое произведение Максима Горького, напечатанное в журнале «Русское богатство» в 1895 году (№ 6) при содействии В. Г. Короленко. Поэтому между ними произошла ссора: Челкаш не выдержал такого издевательства над его (Челкаша) мировоззрением.
Горький Максим - Челкаш
Одним из наиболее ранних романтических произведений Горького принято считать его рассказ «Челкаш». Челкаш назвался рыбаком и пригласил Гаврилу с собой править лодкой, пока Гришка будет рыбачить. Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, в чем успех одного из рассказов сборника – “Челкаш”, кто такие “босяки”, в чем они видели красоту и истину своего бытия. При его поддержке «Челкаш» был впервые опубликован в 6 номере журнала «Русское богатство» 1895 года. Челкаш повеселел; он тихо посвистывал сквозь зубы и, засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки.
Челкаш. Краткое содержание
В 1901 г. В 1902 г. Николай II отменил присвоение звания, так как за неблагонадежным академиком был установлен полицейский надзор. В 1903 г. С 1903 г. Андреевой, актрисой Художественного театра. В 1905 г. Лениным, вступил в партию большевиков, занимался пропагандой революционных идей.
В 1906 г. Там им было создано множество произведений. После возвращения в Россию работал с редакциями газет «Правда» и «Звезда», занимался издательством журнала «Летопись». В 1917 г. Горький стал редактором газеты «Новая жизнь». Газета была популярным ежедневным изданием, в котором часто печатались злободневные очерки Горького с резкой критикой деятельности большевиков. Эти статьи станут потом основой единственной в своем роде книги «Несвоевременные мысли».
В июне 1918 г. Лениным газета будет закрыта. Горького стали называть «изменником революции», дезертиром и клеветником. Сталин, угрожая писателю, напомнил, что революцией было низвергнуто немало «громких имен», и что Горького «потянуло к ним, в архив». Горький выступил против насилия и диктатуры большевиков, октябрьские события называл не революцией, а разрушением. Он стал «буревестником», который не принял бури. В 1921 г.
В 1928 г. В 1931 г. Скончался 18 июня 1836 г. Урна с прахом писателя установлена в Кремлевской стене. В творчестве Горького принято выделять несколько этапов: ранний период, революционные годы с 1905 г. Самоучка из народа стал всемирно известным писателем уже благодаря произведениям своего раннего периода. Начинал Горький как писатель-романтик.
Герои ранних произведений Максима Горького позиционируются как исключительные личности, выделяющиеся из серой массы толпы. Одиночество для таких людей является естественным состоянием, общество с его мещанскими низменными интересами ими отвергается. Они же отвергнуты и не поняты окружающими их людьми. Эти герои родственны природной стихии, символизирующей свободное начало, ничем не сдерживаемое и не ограниченное. Краткое содержание рассказа «Челкаш» Композиционное значение экспозиции. Главная тема рассказа Рассказ «Челкаш», написанный летом 1894 г. В основу сюжета легла история, услышанная молодым писателем в лечебнице города Николаева.
Там он находился на лечении после драки с сельскими мужиками. Горький пострадал, заступившись за женщину, над которой издевались. Соседом по палате оказался одесский босяк. История, рассказанная босяком, запомнилась. Однажды Максим Горький поделился ею с писателем В. Короленко, который дал совет написать рассказ. После публикации рассказа Короленко написал о нем положительную рецензию.
Так история из жизни изгоев общества стала сюжетом одного из лучших рассказов Горького. Экспозиция [2] играет особую роль в композиции рассказа «Челкаш». В ней значительное место отведено пейзажной зарисовке морского порта. Мутное от песчаной пыли небо похоже на сероватую вуаль, из-за которой не видно отражения солнца на морской глади. Морские волны, захламленные и вспененные, закованы гранитом набережной гавани, подавляются бортами и килями тяжеловесных судов. Шум прибоя не слышен из-за гудков пароходов, грохота вагонов, дребезжания телег, звона якорных цепей и криков портовых грузчиков. Все эти звуки представляются, как гимн Меркурию — богу торговли.
В портовом пространстве пыльные, жалкие, оборванные и потные людишки с тяжеловесными тюками на спинах противопоставлены величественным, блестящим на солнце торговым судам с огромными железными чревами, которые грузчики заполняют многочисленными товарами, чтобы добыть себе скудный кусок хлеба. Люди смотрятся ничтожными созданиями по сравнению с созданными ими же «железными колоссами», презрительно гудящими, свистящими и шипящими. Созданное людьми их же «поработило и обезличило». В экспозиции автор подводит к главной теме рассказа: «Человек — это творец, ставший рабом». К полудню, когда работавшие с раннего утра грузчики собрались обедать, в порт приходит еще заспанный Гришка Челкаш, разыскивая своего напарника Мишку. Всему портовому люду известно, что Челкаш — вор.
В сутолоке порта Челкаш, чувствуя себя уверенно, собирается на новое дело, и очень расстроен, что Мишки не будет рядом. Челкаш встретил Гаврилу, познакомившись, они разговарились по душам, Гришка входит в доверие… Поделиться аудиокнигой.
Крестьянин от ужаса, что он наделал, побежал приводить в чувство своего напарника. Когда Гришка пришел в себя, то забрал себе сотню, остальное отдал Гавриле. Они разошлись в разные стороны. Теперь, ознакомившись с содержанием рассказа, мы можем произвести анализ произведения «Челкаш». Герои: Челкаш и Гаврила Дух романтики и связи с природой пронизывает все ранние произведения М. Челкаш свободен от законов общества. Он вор и бездомный пьяница. Длинный, костлявый, сутулый, он похож на степного ястреба. Настроение Челкаша отличное — ночью будет заработок. Гаврила — крепкий деревенский парень, возвращается домой. Он не заработал денег на Кубани. Настроен он уныло. Горький подробно описывает мысли каждого из них, прежде чем они договорятся о разбое ночью. Челкаш — гордая натура, вспоминает свою прежнюю жизнь, жену, родителей. Его мысли перескакивают на забитого деревенского парня, которому он может помочь. Главный герой безмерно любит море. В его стихии он чувствует себя свободным, и мысли о прошлом там его не беспокоят. Мы рассматриваем героев рассказа «Челкаш» Горький. Анализ произведения без их характеров не будет полным. Гаврила Не таков Гаврила. Моря, темноты, возможной поимки он безмерно боится. Он труслив, алчен.
Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Слышно было злое скрипение зубов и робкое пощелкивание какими-то костяшками. У Челкаша хищная худоба, а также горбатый, хищный нос и прицеливающаяся, зоркая походка: "Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал. Своим воровским ремеслом он зарабатывает довольно крупные суммы, но эти деньги у него, судя по всему, не задерживаются: "... Он любит отпускать колкие смешки и шутки: "Но он, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко. Так, когда у вора не оказывается денег, он без проблем обедает в долг в трактире: "... Нервы Челкаша привыкли к потрясениями: "Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления... Его привычные к потрясениям нервы уже успокоились.
Челкаш — кто это и что означает это слово
Они заходят в трактир, им подают все в долг. Тот, кто казался жуликом, вызвал у Гаврилы уважением тем, что он известная личность и к нему относятся с доверием. Захмелевшего парня Гришка уложил в тени спать, почувствовав себя господином, думает о том, что в его власти сделать с жизнью этого человека что угодно. Глава II Ночью, украв лодку, они поплыли на дело. Челкаш любил море, в котором отражаются на глади огоньки фонарей. Читайте также: Читать онлайн Благость. Набоков Владимир Владимирович. В море ему представлялось, что душа очищается от житейской скверны, и он становится лучше. Гавриле, сидящему на вёслах, в море боязно, он шепчет молитву. Трясущийся от страха, он стал умолять отпустить его. Доплыв до места, Челкаш отбирает у него паспорт, чтобы не сбежал, и исчезает в темноте пристани.
Стало еще страшнее одному в темноте и зловещей тишине, и он обрадовался возвращению хозяина, который спустил в лодку какие-то тюки. На обратном пути, проходя возле кордонов, море осветил луч прожектора, показавшийся Гавриле огненным мечом. Испугавшись, он бросил весла и прижался к дну лодки, но после ударов и ругани Челкаша вновь стал грести. Гаврила был опустошен и подавлен. Гришка, радуясь удачной добыче, завел разговоры о деревенской жизни, что может себе теперь позволить Гаврила. Тот слушал и пожалел этого человека, шатающегося, отлученного от земли, задев его самолюбие. Челкаш вспомнил свое прошлое: деревню, семью и почувствовал одиночество. Сбыв товар на каком-то судне, они легли спать. Увидев огромные деньги, Гаврила падает в ноги, просит отдать их, ведь он знает, на что их применить. Чувствуя свое превосходство, Челкаш отдал деньги Гавриле, но, услышав признание, что тот в море помышлял его убить и утопить, отнимает деньги и хочет уйти.
Гаврила швыряет вдогонку камень и попадает в голову вора. Испугавшись, что чуть не убил, кинулся бежать, но вернулся, стал приводить Челкаша в чувство, просить прощения. Очнувшегося Гришку взбесило, что Гаврила отказывается от денег, и он сует ему их в лицо. С трудом поднявшись, пошатываясь, Гришка уходит, а Гаврила, собрав деньги и перекрестившись, направился в другую сторону. Композиция Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция — утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка — поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий — попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация — ссора между ворами; развязка — Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит. В развязке наиболее ярко проявляется то, чему учит автор. Особенность композиции произведения М. Горького «Челкаш» — обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря.
Характеристика главных героев Сравнивая телосложение, лица, взгляд в описаниях внешности героев, можно сделать вывод, что это герои-антиподы. Весь облик Гришки Челкаша говорит о том, что он человек далекий от изнурительного повседневного труда. У него руки вора с длинными и цепкими пальцами, острый, оценивающий взгляд, крадущаяся походка, автор описывает его следующим образом: «длинный, костлявый, немного сутулый». Его сутулость происходит от непроизвольного желания быть менее заметным. Читайте также: Вирджиния Вулф - Миссис Дэллоуэй. На маяк сборник Челкаш — босяк, вор и пьяница. Он не признает моральные устои и закон, у него нет никаких привязанностей. Хотя он с тоской вспоминает свою прошлую жизнь в деревне. Но влекла его вольная жизнь, и он все бросил. Он способен любоваться красотой природы, у него одухотворенная натура.
Челкаш выделяется из обезличенной толпы своей независимостью, чувством собственного достоинства. Заметно его отношение к деньгам он без сожаления расстается с ними, презрительно швыряет эти бумажки пресмыкающемуся перед ним Гавриле. Деньги никогда не сделают его рабом. Он сильная и свободная личность. Автор сравнивает его с хищником, старым травленным волком, ястребом. Но он одинок, как говорит Гаврила, никому такой не нужен, никто из-за него не будет поднимать шум. Оттого в финале неясно, как сложится будущее героя, уходящего нетвердой походкой. Сущность Гаврилы Челкаш оценивает с первого взгляда по его виду. По выражению лица — простоват, судя по косе, бережно обмотанной, крепким рукам, загоревшему лицу и лаптям крестьянин, работавший на сенокосе. Гаврилу Гришка называет теленком, мякишем, тюленем, что определяет его характер.
Гавриле недоступно эстетическое наслаждение, он не замечает красоты окружающего мира. Он приземленный «жадный раб».
При отсутствии альтернативных возможностей и перспектив на лучшую жизнь, Челкаш может ощущать, что ему нечего терять и что воровство является единственным путем выживания. Это создает внутреннюю дилемму между моральными принципами и прагматичными соображениями. В конечном счете, отсутствие альтернатив и ощущение безысходности могут побудить Челкаша к принятию решения о становлении вором, несмотря на возможные последствия.
Потеря нравственных ориентиров Потеря нравственных ориентиров играет значительную роль в формировании личности и мировоззрения каждого человека. Когда Челкаш оказался без нравственных ориентиров, это превратилось в одну из основных причин, побудивших его к воровству. Нравственные ориентиры — это социально-психологические нормы и ценности, которые определяют правильные и неправильные поступки. Они формируются в обществе и включают общепринятые правила морали и этики. Когда эти ориентиры теряются, человек чувствует себя потерянным и становится более склонным к негативным поступкам, таким как воровство.
Для Челкаша потеря нравственных ориентиров произошла по ряду причин. Прежде всего, его окружение было избитым и коррумпированным. Он вырос в неблагополучной среде, где правила и законы не имели значения. Это сильно повлияло на его воспитание и мировоззрение. Вторым фактором, способствующим потере нравственных ориентиров, стало отсутствие альтернативных путей самоутверждения.
Челкаш видел, что в его окружении преуспевают только те, кто когда-то попал на преступный путь. Он не видел других возможностей достичь успеха и сделать карьеру. Наконец, мы не можем проигнорировать психологический аспект потери нравственных ориентиров у Челкаша. Низкая самооценка и недостаток веры в себя играли роль в его решении стать вором. Воровство давало ему ощущение власти и контроля, которого ему так не хватало в повседневной жизни.
Таким образом, потеря нравственных ориентиров является одной из важных причин, которая привела Челкаша к воровству. Отсутствие стабильности и гидов в моральном плане оказали серьезное отрицательное влияние на его решения и поступки.
Отсутствие альтернатив также играло роль в формировании его психологического состояния. Челкаш не видел других возможностей для улучшения своей жизни, кроме как через воровство.
Он чувствовал себя запертым в круге безысходности и решил использовать криминальные методы, чтобы выбраться из него. Потеря нравственных ориентиров также способствовала его скольжению в мир воровства. Челкаш оказался в среде, где моральные принципы были искажены, и это повлияло на его взгляды на правильное и неправильное. Постепенно, у него сглаживаются границы между честным и нечестным поведением, и он начинает придерживаться своих собственных аморальных принципов.
Каждый из этих факторов вносит свою лепту в формирование психологического аспекта воровства Челкаша. Это сложный процесс, которому, возможно, предшествовали и другие факторы и события в его жизни. Все это вместе привело к тому, что Челкаш стал вором и не видит других вариантов выхода из своих проблем. Низкая самооценка Низкая самооценка происходит из различных факторов.
Во-первых, Челкаш был подвержен постоянной критике и унижению со стороны окружающих. Его успехи и достижения всегда недооценивались, а его ошибки и недостатки подчеркивались. В результате, Челкаш начал верить в свою бесполезность и ничтожность. Во-вторых, Челкаш часто сравнивал себя с людьми, имеющими более благополучную жизнь.
Он видел, как другие достигают успеха и получают признание, в то время как он сам оставался незамеченным и непризнанным. Этот постоянный контраст между его собственными неудачами и успехами других только еще больше усиливал его низкую самооценку. Кроме того, Челкаш не видел никаких перспектив развития и реализации своих способностей. Он не имел возможности получить образование или найти достойную работу, которая позволила бы ему чувствовать себя уверенно и успешно.
Это также вызывало у него чувство беспомощности и отчаяния. В итоге, низкая самооценка Челкаша приводила его к постоянному чувству неудовлетворенности и желания изменить свою жизнь.
Проблема духовной свободы человека - основная тема всех произведений Горького. Борьба человека с самим собой и с обществом, то есть духовный рост человека и отношение его с окружающими.
Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос... Задача Гаврилы была проста - грести. После "ходки" Челкаш отдал Гавриле гораздо больше, чем обещал.
Но Гаврила попросил всю выручку и признался, что даже хотел убить Челкаша. Завязалась драка. Гаврила камнем разбил голову своему работодателю. Потом вернулся и попросил прощения.
Челкаш ответил: "ничего".