Более других преуспели в этом бухарские евреи, предпринявшие попытку связать разбросанные по нескольким континентам общины в единую организацию. Это уже 20-й съезд Всемирного конгресса бухарских евреев. Это уже 20-й съезд Всемирного конгресса бухарских евреев.
Абдулазиз Камилов принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев
Еврейская свадьба в Бухаре. Экспонат выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Еврейский музей и центр толерантности, Москва. Фотография предоставлена организаторами Бухарские евреи.
Это повлияло на их поведение и за пределами региона. Так, в Израиле прибывшие в первые две волны алии существовали некоторое время как закрытые этнические группы. Первая бухарская алия, хотя и жертвовала деньги благотворительным учреждениям сефардов и ашкеназов, жила изолированно в созданном ею иерусалимском квартале Реховот, ныне Шхунат На-бухарим. Затем к ней присоединилась и вторая алия бухарских евреев. Они сочетались браками внутри общины, устраивали отдельные синагоги, совместно отмечали еврейские праздники и соблюдали другие традиции. А покидавшие квартал и на новых местах в основном селились компактно. Лишь через несколько десятилетий они начали постепенно ассимилироваться с другими еврейскими этническими группами. Когда в 1970—1990-х годах прибыли третья и особенно четвертая алия, то "старожилы" обнаружили у приехавших родственников совершенно иную ментальность. Поэтому попытки обеих сторон объединиться для решения вопросов культурного наследия, образования и адаптации вновь прибывших пока не дали желаемых результатов. Вместе с тем бухарские евреи последних волн алии почти не объединяются с организациями репатриантов-ашкеназов из СССР, несмотря на то что у тех из них, кто вырос в Центральной Азии, язык общения в основном русский. Причины такого положения кроются в ментальных различиях обеих этнических групп. Бухарские евреи двух последних волн, как когда-то представители их первых двух волн алии, сочетаются браком в своей общине, строят отдельные синагоги, вместе соблюдают еврейские традиции в форме, принятой ими в Центральной Азии. Даже между третьей и четвертой волнами алии есть отличия. Представители последней волны менее религиозны, несмотря на то что многие из них соблюдают национальные традиции, к тому же они более образованные. Среди них намного больше кандидатов и докторов наук, немало писателей, певцов, танцоров, музыкантов, художников. Репатрианты же предыдущих волн были в основном торговцами и ремесленниками. Так как падение общественного статуса у бухарских евреев последней волны проходит более резко, чем у прибывших прежде, то они острее переживают эмиграционную депрессию и кризис, связанный с разрушением традиционного семейного уклада. Еще в последней четверти XX века в традиционной большой семье бухарских евреев, живших в Средней Азии, стариков, возглавлявших кланы, сменили более образованные представители этих семей, часто занимавшие важные государственные должности. С переездом в Израиль и США семейные лидеры утратили свой профессиональный статус, потому многие из них потеряли и прежний высокий семейный авторитет. Кстати, в Израиле процесс адаптации бухарских евреев проходит легче, чем в США: в первом случае образ жизни более похож на тот, который они вели в Средней Азии. В 1999—2000 годах, после безуспешной попытки провести в кнессет свою партию "Лев", многие бухарские евреи сделали шаг в сторону религиозной партии "ШАС", поддержав ее на парламентских выборах 1999 года. В результате успеха этой партии их молодой лидер Амнон Коэн стал членом кнессета, а многие объединения бухарских евреев стали получать материальную помощь благодаря усилиям "ШАС". Под ее влиянием у нее есть отделения по всей стране в жизни репатриантов последней волны религия стала занимать более весомое место. Однако со второй половины 2000 года в этой среде весьма активно заявляет о себе религиозная организация "Ор-Авнер". Всего за шесть месяцев под ее крылом во многих городах были созданы религиозные общины двух последних волн. Объединение бухарских евреев Израиля и всех их общин, обосновавшихся в разных странах, в единую организацию с разветвленной структурой увенчалось созданием Всемирного конгресса бухарских евреев, учредительный съезд которого состоялся в торжественной обстановке 26 ноября 2000 года в Иерусалиме. Работа съезда проходила в пяти секциях. Выступавшие говорили на иврите, бухарско-еврейском и русском языках. На заключительном общем заседании съезд утвердил структуру конгресса, во главе которого стали президент, председатель и пять заместителей президента — президенты конгрессов в Израиле, Австрии и Германии, Северной Америке, Центральной Азии, России. На последующей ступени иерархии заняли место дирекция конгресса и президентский совет, куда были назначены 50 человек, в основном предприниматели.
На съезд прибыли более 1000 раввинов со всего мира. В присутствии главного сефардского раввина Израиля Шломо Амара, главного раввина всемирной бухарской общины Пинхаса Хакоэна Рабина, главного раввина Узбекистана и Центральной Азии Давида Гуревича и многих других влиятельных религиозных деятелей, президент Всемирного Бухарского Конгресса Леви Леваев вручил стипендии восьмистам лучшим ученикам, посвятившим себя изучению Торы, на общую сумму более полмиллиона шекелей. Г-н Леваев пожелал студентам успехов и рассказал, что, поскольку Конгресс считает поддержку образования среди молодежи одной из своих важнейших задач, было решено выделить определенную сумму в качестве стипендии ученикам ешив. С той же преданностью в сердце мы открыли сеть учебных заведений Ор Авнер и, в результате нашей работы, мы видим здесь свыше тысячи ученых молодых людей, представляющих бухарскую общину", — сказал в своем выступлении Лев Леваев.
Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана. Сегодня в результате массовой миграции из традиционных мест проживания большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США. Однако на всех этапах своей истории и в различных интеграционных процессах, несмотря на внешние влияния в разных странах, бухарские евреи сумели сохранить свою уникальную культуру, свои особые обычаи и обряды, верность иудаизму. Презентация именно этого феномена — сохранение собственной идентичности и культурного своеобразия в контексте культур окружающих народов на протяжении всего исторического пути бухарских евреев — станет главной темой выставки. Кураторы: Григорий Казовский, Борис Хаймович.
Виртуальный хостинг
- Г.Хидоятов: Бухарские евреи - кто они и откуда пришли в Благородную Бухару?
- Бухарские евреи обратились к Шавкату Мирзиёеву с жалобой на Юлдуз Усманову - , 22.05.2021
- Выставка об истории и культуре бухарских евреев открылась в Москве
- Выставка об истории и культуре бухарских евреев открылась в Москве
- Бухарские евреи обратились к Шавкату Мирзиёеву с жалобой на Юлдуз Усманову - , 22.05.2021
В Москве открылась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
Спустя время кто-то из них вернулся, был второй Храм, но многие евреи так и не возвратились в Израиль, а остались в других странах. История бухарских евреев отчасти связана с историей персидских — они стали настоящим оазисом аутентичной, самобытной еврейской жизни и традиций в Центральной Азии. Сложно представить другой пример народов, который за 25000 лет, живя вне своей родины, смог бы так сохранить воспоминания о своем происхождении. Для бухарского еврея в XXI веке, живущего в Нью-Йорке, Вене, Иерусалиме или где-то еще, совершенно очевидно, что его предки — Авраам, Исаак и Иаков, он прослеживает свою родословную вглубь тысячелетий. И это понимание гораздо шире нашей выставки, это наша жизнь. Потому что обстоятельства, через которые прошли евреи, не располагают к разговорам о вечности, но эта история бухарских евреев дарит надежду — все пройдет, а традиции, культура, имена, все то, что составляет цивилизацию этого малого субэтноса, сохранятся навсегда». На выставке представлено около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично. Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. Ядром проекта стали различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они легли в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья.
Сергей Устинов, основатель и директор Музея истории евреев в России: «Я благодарю Еврейский музей и Центр толерантности за инициативу и реализацию масштабного проекта выставки, в создании которой мы также принимали самое непосредственное участие… Когда мы создавали Музей истории евреев в России, было принято решение, что для его более качественного обогащения мы будем ездить по местам, где раньше проживали евреи, чтобы успеть сохранить следы исчезающих культур. Всего мы осуществили порядка двух десятков экспедиций, четыре из которых были как раз в Центральную Азию, где проживали бухарские евреи. Кому-то может показаться, что экспонаты, представленные на выставке, ничем не отличаются от предметов быта жителей Узбекистана, которые можно приобрести на местном базаре, но хочу заверить, что все они — часть быта семей бухарских евреев, которые мои коллеги Григорий Казовский и Борис Хаймович привезли из экспедиций. В чужой среде евреи всегда так или иначе мимикрировали, принимали внешний вид тех народов, где им приходилось жить. Мимикрировали, но не ассимилировали.
В основном это вещи конца XIX — начала XX века, собранные в экспедициях и хранящиеся в Музее истории евреев в России, с которым готовили выставку. Но, кроме того, экспонаты из Этнографического музея, Фонда Марджани и частных собраний.
Когда во второй половине XVIII века возникли Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства, на территории этих государств бухарская еврейская община была самой многочисленной. Предположительно еврейский квартал в Бухаре появился еще двумя столетиями раньше. В конце XIX века Бухарский эмират попал под протекторат завоевывавшей Среднюю Азию России, когда потом на эти территории пришла советская власть, в 1920-м арестовали и расстреляли последнего еврейского калонтара старосту, занимавшегося вопросами управления, суда и ведавшего сбором податей , общины ликвидировали, а имущество тех, у кого было что забрать, национализировали. На сделанном Прокудиным-Горским в Самарканде снимке за столом сидит учитель в окружении мальчишек. У двоих из представленных меховые шапки.
Участники побывали в Эрмитаже, Петропавловской крепости, съездили на экскурсию в город Пушкин. Торжественная часть состоялась в Мраморном зале Этнографического музея. Для гостей играл симфонический оркестр «Таврический». Посмотрите на лица гостей!
Кажется, эти люди умеют получать удовольствие от жизни!
Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана.
Сегодня в результате массовой миграции из традиционных мест проживания большая часть бухарских евреев оказалась в Западной Европе, Израиле и США. Однако на всех этапах своей истории и в различных интеграционных процессах, несмотря на внешние влияния в разных странах, бухарские евреи сумели сохранить свою уникальную культуру, свои особые обычаи и обряды, верность иудаизму. Презентация именно этого феномена — сохранение собственной идентичности и культурного своеобразия в контексте культур окружающих народов на протяжении всего исторического пути бухарских евреев — станет главной темой выставки.
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
Через десять лет в Бухаре не останется ни одного еврея. Так что история пребывания евреев в Узбекистане может закончиться точно таким же финалом, как и в Афганистане. Большинство бухарских евреев пожилого возраста уедут к своим детям в США или Израиль, а еврейская молодёжь не видит здесь возможности создать семью. Основная проблема, как я уже говорил, для молодых бухарских евреев — это дефицит невест.
Немногочисленные еврейские девушки Бухары к моменту совершеннолетия оказываются сосватаны за своих соплеменников из США и Израиля. Дело в том, что живущие там бухарские евреи с удовольствием женятся на еврейских девушках Узбекистана, считая их более воспитанными на основе традиционных семейных ценностей и более скромными, чем их ровесницы, живущие, например, в Бостоне, Нью-Йорке или Иерусалиме. Сами мужчины из числа бухарских евреев США и Израиля отмечают, что бухарско-еврейские девушки испытывают на себе «тлетворное влияние западной культуры», в результате чего отходят от наших патриархальных традиций.
Поскольку бухарские евреи строго придерживаются этноконфессионального принципа при создании семьи невеста должна быть только бухарской еврейкой , это затрудняет возможность нашим парням в Узбекистане жениться. В итоге молодые евреи, не видя перспективы создать семью в Узбекистане, уезжают в США или Израиль, где женятся, а после интеграции в новых странах при поддержке местных бухарско-еврейских общин забирают своих родителей к себе на постоянное место жительства. Ну и как мы сможем создать семью при таком ограниченном выборе, при том, что девушки, как правило, уже все на выданье и засватаны за живущих за рубежом женихов?
И, понятное дело, молодые еврейки Бухары отдают предпочтение женихам из США или Израиля, потому что жить в Узбекистане из-за сложной социально-экономической ситуации они явно не хотят. Да и американские и израильские женихи, как правило, не бедные люди. И что тогда остаётся делать молодым бухарским евреям?
Искать невесту в США или Израиле. Но какая девушка из этих стран захочет переехать жить в Узбекистан?! Поэтому и молодые бухарские евреи уезжают в США или Израиль, где женятся на тамошних бухарских еврейках.
Страна и мир 09 марта 2023 В Москве открылась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» В Москве в Еврейском музее при участии Российского этнографического музея открылась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Это образцы народного искусства, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, исторические документы и фотографии. Именно они легли в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи.
Основная причина такого возвращения — трудность адаптации к жизни западного государства и ностальгия по своим родным местам. Однако количество вернувшихся несопоставимо меньше количества уехавших навсегда. Через десять лет в Бухаре не останется ни одного еврея. Так что история пребывания евреев в Узбекистане может закончиться точно таким же финалом, как и в Афганистане.
Большинство бухарских евреев пожилого возраста уедут к своим детям в США или Израиль, а еврейская молодёжь не видит здесь возможности создать семью. Основная проблема, как я уже говорил, для молодых бухарских евреев — это дефицит невест. Немногочисленные еврейские девушки Бухары к моменту совершеннолетия оказываются сосватаны за своих соплеменников из США и Израиля. Дело в том, что живущие там бухарские евреи с удовольствием женятся на еврейских девушках Узбекистана, считая их более воспитанными на основе традиционных семейных ценностей и более скромными, чем их ровесницы, живущие, например, в Бостоне, Нью-Йорке или Иерусалиме. Сами мужчины из числа бухарских евреев США и Израиля отмечают, что бухарско-еврейские девушки испытывают на себе «тлетворное влияние западной культуры», в результате чего отходят от наших патриархальных традиций. Поскольку бухарские евреи строго придерживаются этноконфессионального принципа при создании семьи невеста должна быть только бухарской еврейкой , это затрудняет возможность нашим парням в Узбекистане жениться. В итоге молодые евреи, не видя перспективы создать семью в Узбекистане, уезжают в США или Израиль, где женятся, а после интеграции в новых странах при поддержке местных бухарско-еврейских общин забирают своих родителей к себе на постоянное место жительства.
Ну и как мы сможем создать семью при таком ограниченном выборе, при том, что девушки, как правило, уже все на выданье и засватаны за живущих за рубежом женихов? И, понятное дело, молодые еврейки Бухары отдают предпочтение женихам из США или Израиля, потому что жить в Узбекистане из-за сложной социально-экономической ситуации они явно не хотят. Да и американские и израильские женихи, как правило, не бедные люди. И что тогда остаётся делать молодым бухарским евреям? Искать невесту в США или Израиле.
Среди них — образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: с помощью них будет создана инсталляция жилища бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Практически все экспонаты являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию.
В Еврейском музее открывается выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
Так как падение общественного статуса у бухарских евреев последней волны проходит более резко, чем у прибывших прежде, то они острее переживают эмиграционную депрессию и кризис, связанный с разрушением традиционного семейного уклада. Еще в последней четверти XX века в традиционной большой семье бухарских евреев, живших в Средней Азии, стариков, возглавлявших кланы, сменили более образованные представители этих семей, часто занимавшие важные государственные должности. С переездом в Израиль и США семейные лидеры утратили свой профессиональный статус, потому многие из них потеряли и прежний высокий семейный авторитет. Кстати, в Израиле процесс адаптации бухарских евреев проходит легче, чем в США: в первом случае образ жизни более похож на тот, который они вели в Средней Азии. В 1999—2000 годах, после безуспешной попытки провести в кнессет свою партию "Лев", многие бухарские евреи сделали шаг в сторону религиозной партии "ШАС", поддержав ее на парламентских выборах 1999 года. В результате успеха этой партии их молодой лидер Амнон Коэн стал членом кнессета, а многие объединения бухарских евреев стали получать материальную помощь благодаря усилиям "ШАС". Под ее влиянием у нее есть отделения по всей стране в жизни репатриантов последней волны религия стала занимать более весомое место. Однако со второй половины 2000 года в этой среде весьма активно заявляет о себе религиозная организация "Ор-Авнер".
Всего за шесть месяцев под ее крылом во многих городах были созданы религиозные общины двух последних волн. Объединение бухарских евреев Израиля и всех их общин, обосновавшихся в разных странах, в единую организацию с разветвленной структурой увенчалось созданием Всемирного конгресса бухарских евреев, учредительный съезд которого состоялся в торжественной обстановке 26 ноября 2000 года в Иерусалиме. Работа съезда проходила в пяти секциях. Выступавшие говорили на иврите, бухарско-еврейском и русском языках. На заключительном общем заседании съезд утвердил структуру конгресса, во главе которого стали президент, председатель и пять заместителей президента — президенты конгрессов в Израиле, Австрии и Германии, Северной Америке, Центральной Азии, России. На последующей ступени иерархии заняли место дирекция конгресса и президентский совет, куда были назначены 50 человек, в основном предприниматели. По замыслу президента конгресса Л.
Леваева, дирекция будет проводить непосредственную работу, главные цели которой — организация религиозного образования бухарских евреев, создание и координация деятельности их синагог, социальная поддержка, удовлетворение культурных запросов, в частности создание музея, поддержка общинных театров и газет. Кстати, несколько таких газет и журналов в Израиле выходило еще в конце 1950—1970-х годов, а в 1990-х их было свыше десяти, но настоящее время остались только две газеты: "Менора" и " Бухарская газета". Первая существует в основном благодаря поддержке Л. Леваева и имеет религиозное направление, а вторая — светское издание, призванное удовлетворить духовные потребности интеллигенции общины, она уделяет больше внимания общеизраильским проблемам, выходит в основном на русском языке, лишь с отдельными страницами на бухарско-еврейском. Ее издатель — Овадья Фатахов, глава вышеупомянутой партии "Лев". Хотя в "Меноре" больше публикаций на иврите и бухарско-еврейском, она также использует в качестве основного русский язык. А в конце 1950—1970-х годов периодические издания общины выходили в основном на бухарско-еврейском с отдельными заметками на иврите.
Таким образом, в этой периодике за минувшее десятилетие значительно увеличилась доля русского языка, что отражает его усилившуюся роль в жизни бухарских евреев, прибывших из Центральной Азии. Пытаясь сохранить свое этническое и семейное наследие, бухарские евреи в Израиле и в других странах в последнее десятилетие весьма активно занялись изданием книг на русском, бухарско-еврейском и иврите. В этом они, видимо, опережают другие неашкеназские еврейские этнические группы из бывшего СССР. Большая часть таких публикаций часто очень ограниченными тиражами посвящена истории семей. Число этих книг превысило 50. Однако Израиль занимает первое место и по количеству изданий о поэзии, истории и фольклоре бухарских евреев. В 1990-х таковых вышло несколько десятков.
Первыми эмигрантами были бухарские евреи из Западной Европы и Израиля.
Курзин и другие. Их творчество, а также экзотический образ Востока, необычный уклад жизни, красочные одежды оказались созвучными творческому темпераменту молодой художницы. Темами её картин становятся базары, чайханы, улочки старого города. Для исследователей узбекистанского искусства показателен так называемый бухарский цикл художницы.
Обаятельны и значительны образы горожан в традиционных национальных костюмах. Художница создает образ длинными мазками, отбрасывая лишнее, добиваясь исключительной цветосилы и воплощая характерные национальные черты. Вклад Разумовской Ю.
Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел. С середины XIX века они заняли видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана.
Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. XIX в. Бекасаб тканье из шелковых и хлопковых нитей , ситец, тесьма. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они лягут в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья.
В Израиле закончился съезд Всемирного конгресса бухарских евреев
На выставке будет представлено порядка 200 экспонатов, некоторые типы которых никогда ранее не экспонировались. Среди них — образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: с помощью них будет создана инсталляция жилища бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья.
Тэги: еврейский музей , выставка , бухарские евроеи , средняя азия , история , бухарская община О бухарских евреях рассказывают в том числе используя музыкальные инструменты. Фото агентства «Москва» В проекте «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», который в Еврейском музее сделали кураторы Григорий Казовский и Борис Хаймович, объединено около 200 предметов — от религиозной утвари до одежды и архивных документов. В основном это вещи конца XIX — начала XX века, собранные в экспедициях и хранящиеся в Музее истории евреев в России, с которым готовили выставку. Но, кроме того, экспонаты из Этнографического музея, Фонда Марджани и частных собраний. Когда во второй половине XVIII века возникли Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства, на территории этих государств бухарская еврейская община была самой многочисленной.
Предположительно еврейский квартал в Бухаре появился еще двумя столетиями раньше. В конце XIX века Бухарский эмират попал под протекторат завоевывавшей Среднюю Азию России, когда потом на эти территории пришла советская власть, в 1920-м арестовали и расстреляли последнего еврейского калонтара старосту, занимавшегося вопросами управления, суда и ведавшего сбором податей , общины ликвидировали, а имущество тех, у кого было что забрать, национализировали.
Я указал на закрытие единственной еврейской школы, о чем Гейдар Алиев не знал. В итоге мы договорились, что школа продолжит работу. Помимо этого, мы попросили землю для строительства новой школы, на что Гейдар Алиев охотно согласился. На пресс-конференции он публично выразил свою поддержку. Когда мы возвратились в синагогу, нам высказали опасения в связи с перспективой закрытия еврейской школы.
Я пообещал, что Гейдар Алиев будет с нами зажигать свечи на Хануку, однако, к сожалению, он умер за пять дней до праздника. На похоронах Ильхам Алиев, его сын, пообещал выполнить все обещания отца, за что мы ему благодарны», — отметил Л. Борис Кандов, президент Конгресса бухарских евреев в США и Канаде, отметил представительность собрания лидеров еврейских общин на территории Азербайджана и поблагодарил Льва Леваева за поддержку в создании образовательных и культурных учреждений.
В одной из них выставлены свадебная простыня чойшаб, желтое полотнище с цветастым орнаментом, обрывающимся со стороны ног: считалось, что, будь композиция замкнута, это могло бы помешать счастью молодоженов и, в частности, продолжению рода. Бухарских евреев как этнолингвистическую группу на выставке представляют через дом, костюм, свадьбу, профессии, синагоги помимо утвари здесь показывают изданную в Польше таблицу шивити, или, как пишут в зале, лубок с популярным и в синагогах, и в домах сюжетом о жертвоприношении Исаака и магию с амулетами, — параллелью всему этому тянется линия таймлайна, обозначающая вехи общинной жизни в Средней Азии.
Тексты и архивные источники не менее важны, чем декоративно-прикладное искусство, хотя именно оно через эффектную инсталляцию с бухарским домом с резными дверями, колоннами и резным потолком, с развешанными возле всего этого яркими бухарскими халатами в экспозицию втягивает. Сколь бы ни казались похожими эти одежды на традиционные среднеазиатские, в них есть существенные отличия. Например, именно бухарские евреи в отличие от местных мусульман многое шили из шелка: шелк и ввозили, и изготавливали в самой общине, а у каждой женщины должно было быть шелковое платье. Знаменитые синие ткани, ценившиеся и мусульманами, красили только в еврейской общине живописные «Красильщики» Елены Коровай из Нукусского музея, которых нет на нынешней выставке, но привозили в 2017-м в Пушкинский музей, отражают как раз этот обычай. А расцветки тканей с доминантой желтого и зеленого цветов или с рисунком в клетку использовались именно бухарскими евреями: среди развешанных в музейном лобби халатов есть один в желто-зеленую клетку.
Еврейский музей представляет выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»:
В общей сложности, диаспора насчитывает около 200 000 бухарских евреев, которые сейчас проживают преимущественно в Израиле и США. Конгресс бухарских евреев России и СНГ выражает свои глубокие соболезнования всем родным и близким покойного. В проекте «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», который в Еврейском музее сделали кураторы Григорий Казовский и Борис Хаймович, объединено около 200 предметов.
Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»
Впервые история и культура бухарских евреев показана как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Министр иностранных дел Узбекистан Абдулазиз Камилов 13 февраля принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций". Это уже 20-й съезд Всемирного конгресса бухарских евреев. Конгресс бухарских евреев России и СНГ выражает свои глубокие соболезнования всем родным и близким покойного.
Вернутся ли бухарские евреи в Таджикистан?
В Петербурге состоялся съезд бухарских евреев | Те, кто уже посетил выставку, отмечают: сейчас, с учетом развития современных технологий, экспозиция — хороший повод на примере бухарских евреев напомнить о по-настоящему. |
Вернутся ли бухарские евреи в Таджикистан? | С 3 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». |
В Петербурге состоялся съезд бухарских евреев | С 1 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». |
Путь бухарских евреев: от ювелиров до меценатов, из Азии в Америку | Словосочетание «бухарские евреи» закрепилось за членами общины потому, что до завоевания Россией Средней Азии значительная часть общины жила на территории Бухарского ханства. |
Еврейская панорама :: 5 (107) Май 2023 :: «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | В проекте «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», который в Еврейском музее сделали кураторы Григорий Казовский и Борис Хаймович, объединено около 200 предметов. |
Коканд – один из центров поклонения бухарских евреев в Узбекистане
Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата. Словосочетание «бухарские евреи» закрепилось за членами общины потому, что до завоевания Россией Средней Азии значительная часть общины жила на территории Бухарского ханства. С 3 марта по 3 сентября 2023 года Еврейский музей и центр толерантности совместно с Музеев истории евреев России представил выставку «Бухарские евреи: на пер. Торжественное открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций», состоялось 2 марта 2023 года.