Новости бажов юбилей 2024

27 января 2024 года отмечается 145-летие со дня рождения Павла Петровича Бажова, уральского писателя, фольклориста и журналиста. В Белинке отпразднуют юбилей Бажова — Полевской ИнтернетВ январе 2024 года 85-летний юбилей отмечает книга Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». Смотрите также. 27.01.2024 В этот день писатель детский отмечает юбилей! 27 января 2024 года исполняется 145 лет со дня рождения русского писателя и фольклориста Павла Петровича Бажова.

В 2024 году исполняется 145 лет со дня рождения Павла Бажова

  • ЧАРОДЕЙ МАЛАХИТОВЫХ БЫЛЕЙ | ЦБС Г.О. ЩЕРБИНКА В Г. МОСКВЕ | Дзен
  • В 2024 году исполняется 145 лет со дня рождения Павла Бажова
  • К ЮБИЛЕЮ НЕОБЫКНОВЕННОГО СКАЗИТЕЛЯ
  • На Урале к юбилею Бажова показали оперу, кино и мультфильм - Российская газета
  • Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию / / Независимая газета

Бажов жив: в Екатеринбурге празднуют 143-летие «сказителя земли уральской» (ВИДЕО)

Главная» Новости» День рождения бажова в 2024 году. В 2024 году отмечается 145-летие со дня рождения Павла Петровича Бажова — уже 27 января. Главная» Новости» Павел бажов юбилей. 2024 год объявлен годом Бажова. 27.01.2024 В этот день писатель детский отмечает юбилей! 27 января 2024 года исполняется 145 лет со дня рождения русского писателя и фольклориста Павла Петровича Бажова.

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Всего Бажовым написано 56 сказов, в основе которых, по утверждению автора, «быль с элементами сказочного». Школьники ответили на вопросы викторины «В глубинах гор», совершили виртуальную прогулку по музею П. Бажова в Сысерти, ознакомились с выставкой «Сокровища малахитовой шкатулки», на которой были представлены не только книги, но и настоящие камни, самоцветы и руда, добываемые на Урале. Почти все его произведения есть в нашей библиотеке.

Затем был дополнен сказами «Ключ-камень», «Живинка в доме», «Сказы об оружейниках». Наследие Бажова включает 56 сказов, которые переведены на 100 языков мира.

По сказам писателя на театральной сцене поставлены спектакль «Серебряное копытце», балеты «Каменный цветок», опера «Сказ о каменном цветке», опера-сказ «Малахитовая шкатулка» сняты художественные фильмы «Каменный цветок», «Тайна зелёного бора», мультфильмы «Медной горы хозяйка» и «Подарёнка». К концу жизни Павел Петрович Бажов зарекомендовал себя не только как талантливый писатель, но и как общественный деятель, он стал для свердловчан безусловным духовным авторитетом. С 1940 года Павел Петрович Бажов возглавлял Свердловскую писательскую организацию. Знаковым событием стало празднование 70-летнего юбилея писателя 28 января 1949 года, которое проходило в концертном зале Свердловской филармонии.

Народные сказки Павел Бажов собирал на протяжении всей жизни. Они стали интересовать его ещё в юности, когда он учился в семинарии и во время летних каникул с целью сбора фольклора отправился на Урал. Использование материалов сайта согласуется с администрацией учреждения.

Разработка и дизайн сайта muzkult.

Талант в нём проявился уже в детстве, и школу он закончил в числе лучших учеников. На протяжении 6 лет Павел Бажов был преподавателем русского языка в женском училище при монастыре. Одна из его учениц впоследствии и стала его женой, подарив ему семерых детей.

Правда, выжили лишь четверо из них. Их уже перевели на десятки языков мира, причём множество переводов состоялось ещё при жизни автора.

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

После 1917 года занимался преподавательской, журналистской и литературной деятельностью. Первая книга "Уральские были" вышла в 1924 году, первое издание ставшей впоследствии знаменитой "Малахитовой шкатулки" состоялось в 1938 году.

Автор сказов — один из главных писателей нашего края, а его творчество неотделимо от местного фольклора. Отец уральской мифологии создал неповторимый мир, где обитают волшебные существа и случаются чудеса. Именно этим он завоевал народную любовь и признание. Совместно с историком и автором статей портала «Культура Урала» Татьяной Мосуновой мы собрали самые интересные факты из его биографии. Родился в бедной семье и с юных лет зарабатывал на хлеб Бажов был единственным ребенком в небогатой семье рабочего Петра Васильевича.

Мама будущего писателя Августа Степановна выполняла частные заказы по рукоделию. В девять лет его отдали учиться в духовное училище. Правда, причиной такого выбора стала не чрезвычайная набожность родителей, а, скорее, практическая сметка: обучение в семинарии было дешевле, чем в другом учебном заведении. В автобиографии Бажов так описал свою молодость: — Последние три года мне пришлось зарабатывать на содержание и учебу, а также помогать матери, у которой к тому времени сильно испортилось зрение. Работа была разная. Чаще всего, конечно, репетиторство, мелкий репортаж в пермских газетах, корректура, обработка статистических материалов, а летняя практика порой бывала по самым неожиданным отраслям вроде вскрытия животных, павших от эпизоотии. Для него это оказался счастливый жребий: он влюбился в свою ученицу Валентину Александровну, с которой вскоре создал крепкую многодетную семью.

С ней он прожил 38 лет. Для меня эту тропу в жизни проложила моя жена Валентина Александровна, которая взяла на себя все житейские заботы и тяготы, которые так осложняют жизнь.

Собственно, именно так, как, помнится, земная любовь простой русской девушки однажды победила волшебную силу хозяйки Медной горы.

Долгие годы Бажов занимался народным фольклором, сбором легенд, сказов и других устных народных творений, передавшихся на Урале из поколения в поколение. И придавал Павел Петрович этой деятельности огромное значение. Либо это его желания, мечты, либо отзвук каких-то давно прошедших событий, либо попытка по-своему объяснить недоступные ему тайны природы, а иногда все вместе.

Дело литератора, фольклориста — отыскать это зерно, правильно понять, объяснить его. Сказки не для одной забавы складывались. В настоящей, нефальсифицированной, сказке обязательно есть народная мудрость и скрытый смысл, по-ученому — подтекст».

Подробно изучал он и известную Азов-гору, всегда занимавшую видное место в устном народном творчестве Урала. В старину именно через Азов шла тропа в Сибирь. А во временна Грозного этот путь связывал Сибирь с Уфой.

По этой тропе двигалась и камско-чусовская вольница. Несомненно, что видимый издалека профиль Азова был приметным пунктом на этом историческом пути через завоеванные, но не освоенные еще земли, покрытые дремучими лесами и таившие на каждом шагу немало опасностей. Вероятно, на Азове некоторые из удальцов находили себе и временный приют.

Все это в результате и порождало новые сказания и легенды об этой знаковой горе. Безусловно, интересно и само ее название — Азов, более характерное для южных земель России, нежели для Урала. Разумеется, что Бажов, будучи художником тонким и вдумчивым, всю жизнь посвятив собиранию народных дум и сказов, равнодушно пройти мимо Азов-горы не мог.

На материале преданий об Азове он построит один из самых первых своих сказов — «Дорогое имячко».

Хотя сказать, что детей воспитывали в строгости уж точно нельзя. Отношения в семье были самые нежные. С раннего детства писатель мечтал о большой семье и однажды мечта воплотилась. В семье воспитывалось три дочери: Ольга, Елена и младшая Ариадна и сын Алёша. Для поклонников творчества Бажова его сказы — это особый волшебный мир, где можно встретить Серебряное копытце и Великого Полоза, где обязательно расцветет Каменный цветок и заиграет всеми гранями таланта мастеров Хрустальный лак. И чтобы побывать там, достаточно открыть и вновь перечитать сборник произведений Павла Петровича.

На Урале состоится премьера короткометражного фильма о Бажове в январе 2024 года

В 2024 году отмечается 145-летие со дня рождения Павла Петровича Бажова — уже 27 января. Юбилей Бажова отмечается в 2024 году различными мероприятиями и акциями в России и за рубежом. 27.01.2024 В этот день писатель детский отмечает юбилей! 27 января 2024 года исполняется 145 лет со дня рождения русского писателя и фольклориста Павла Петровича Бажова. Главная» Новости» Павел бажов юбилей. В 2024 году исполняется 145 лет со дня рождения замечательного писателя, публициста, фольклориста и автора сказов – Павла Петровича Бажова.

Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове

Главная» Новости» Юбмлей книги 2024 бажов. 25 января 2024 года в Библиотеке имени Н. В. Гоголя для учащихся начальных классов, в рамках проекта БиблиоШкола, состоялись литературные чтения, посвященные 145-летию со дня рождения Павла Петровича Бажова. 27 января 2024 года исполнится 145 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова (1879−1950), чьи творения увлекают и детей и взрослых долгое время. Главная» Новости» Юбмлей книги 2024 бажов.

Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова

Ну а после выхода в свет «Малахитовой шкатулки» интерес к Азов-горе тем более повысится. Несколько позже на горе начнут работать уже профессиональные археологи, которым на ней посчастливится сделать и ряд важных научных открытий, подтверждавших неоднократно высказываемые Бажовым предположения о исторической ценности этой знаменитой горы со столь странным для тех мест названием. По воспоминаниям современников, Бажов был необычайно трудолюбивым человеком. Писательством он занялся, работая в газетах, а первая его книга «Уральские были» вышла из печати в 1924 году, в то время, когда он служил в редакции екатеринбургской «Крестьянской газеты». В последующие годы им будут написаны и подготовлены для опубликования книги «К расчету», «Пять ступеней коллективизации», «Бойцы первого призыва», «Формирование на ходу», «Зеленая кобылка». А с 1936 года начнут публиковаться и его первые сказы: «Дорогое имячко», «Про Великого Полоза», «У караулки на Медной горе». Они, эти три первые сказа, положат начало и прекрасной «Малахитовой шкатулке», состоявшей уже из четырнадцати сказов и увидевшей свет тремя годами позже. К концу же своей жизни Бажов в общей сложности напишет свыше сорока сказов, составивших, по существу, основное его литературное наследие. Практически одновременно с «Малахитовой шкатулкой» Бажов писал и книгу для детей «Зеленая кобылка», вышедшую отдельным изданием в 1940 году.

В издательстве посмеялись над оконфузившимся рецензентом. Я, действительно, молодой детский писатель. Первые шаги в детской литературе делаю. Кроме Колдункова, у Павла Петровича был еще ряд псевдонимов: Осинцев, Старозаводский, Деревенский и, наконец, Чипонев, что означало: читатель поневоле. Этим псевдонимом он подписывал свои рецензии, как правило, резко обличительные». Конечно, Бажов не кривил душой, когда говорил о том, что стал детским писателем. К детям он относился трепетно, с огромной отцовской любовью и ему было, о чем им в своих книгах поведать. Любила его и детвора, зачитывавшаяся «Малахитовой шкатулкой» и другими произведениями писателя.

К 145-летию со дня рождения Павла Бажова 27 января 2024 Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова Имя русского советского писателя, фольклориста, публициста, журналиста, автора всемирно известных «Малахитовой шкатулки» и «Уральских сказов» Павла Бажова, 145-летний юбилей со дня рождения которого приходится на 27 января текущего года, к счастью, не забыто и в наши дни. Его в народе помнят, книги, написанные им, по-прежнему охотно читают, обсуждают, переиздают. Хотя, конечно, не такими тиражами, как в советское время, когда произведения писателя можно было найти в любой библиотеке огромной страны, да и в домашних книжных собраниях они у многих наших сограждан также имелись. Как-то Бажова в Свердловске решил навестить известный русский советский писатель, журналист, общественный деятель Борис Полевой, впоследствии вспоминавший: «Вместо могучего, плечистого бородача встречает нас в полутьме прихожей небольшой, сутуловатый старичок с реденькой бородкой, в поношенной, уютной домашней куртке, с трубкой, привычно зажатой сложенными в горсть прокуренными пальцами. Из мягкой рамки шелковистых седин смотрит открытое русское лицо. Бажов глядит на собеседника чуть исподлобья, из-под седых приспущенных бровей, но взгляд у него доброжелательный, ласковый.

Когда он улыбается незаметной под усами улыбкой, к глазам сбегаются живые и веселые морщинки, и от них, как это ни странно, лицо как-то вдруг свежеет и будто бы даже молодеет. Он ведет в кабинет, который сейчас вот почему-то хочется назвать лабораторией. И в самом деле — комната, наполовину занятая книжными шкафами, вспоминается именно как лаборатория, где этот мудрый старик переплавлял драгоценную руду народных сказок, легенд и пословиц в свои небольшие произведения, где филигранно оточена каждая строка. Все в этой комнате связанно с неугомонной творческой деятельностью старого уральского литературного мастера: и сборники его сказов, изданные на всех европейских и многих восточных языках, и богатая библиотека по истории края, и коллекции минералов, образцы руд, в разное время преподнесенные Бажову рабочими, инженерами, почитателями его таланта, и чернильница, искусно сделанная специально для него камнерезами из черного змеевика, и даже стулья, на которых мы сидим. И из этих его сказов встает во всей красоте и мощи обобщенный образ рабочего-уральца, смелого, умного человека, художника своего дела, неутомимого новатора и творца». Оставил он потомкам и свои сказы, бажовские сказы — часто называемые по имени того, кто и придал этим самоцветам устного народного творчества ювелирную огранку, собрал и обобщил их, философски осмыслил, ввел в большой литературный мир, воспринявший эти удивительные творения восторженно. Уроженец поселения Сысертский завод Екатеринбургского уезда, сын рабочего, выпускник Екатеринбургского духовного училища и Пермской духовной семинарии, работавший учителем русского языка и литературы, служивший уездным комиссаром просвещения, ответственным редактором и секретарем редакции ряда газет, а также главным редактором журнала «Уральский современник», Бажов самую известную свою книгу, чудесную «Малахитовую шкатулку», принесшую ему известность, отмеченную в 1943 году Сталинской премией второй степени, напишет в шестьдесят лет.

Не поздно ли? Да, поздновато, тем более что проживет он после ее издания всего одиннадцать лет, бывших, пожалуй, в творческом отношении для него самыми плодотворными. Почему же так поздно написал Бажов, этот невысокого роста, с большой окладистой бородой уральский сказочник, свое лучшее произведение?

Журналист и историк знакомит читателей с малоизвестными фактами биографии Павла Петровича, размышляет о символизме его произведений.

Федосов руководит музеем Бажова в Полевском. Летом выйдет уже третья его книга о самом именитом уральском писателе - на этот раз в серии "Жизнь замечательных людей". И еще одно необычное событие, приуроченное к юбилею Бажова: в Уральском геологическом музее оцифровали самоцветы и знаковые изделия из камней, в том числе настоящую малахитовую шкатулку. Сложнее всего было создать 3D-модели прозрачных кристаллов, но студенты Горного университета справились и с этой задачей.

Изображения экспонатов планируют загрузить в Сеть, чтобы полюбоваться богатствами наших недр могли люди из любой точки мира. В Музее писателей Урала представлены личные вещи Бажова.

В 18:00 сегодня в Камерном театре под аккомпанемент оркестра B-A-C-H прозвучат популярные и малоизвестные сказы уральского писателя Павла Бажова, а также письма членов его семьи. Отметим, к 143-летию Павла Петровича краеведы создали маршрут по бажовским местам для самостоятельных путешествий. Он включает в себя 14 объектов, расположенных в разных городах и селах Свердловской области: это Екатеринбург — Сысерть — Полевской — гора Азов — Косой Брод — Мраморское — Камышлов. Чтобы самостоятельно проехаться по бажовским местам, путешественникам достаточно скачать в Play Маркет или App Store мобильное приложение «Куда», созданное краеведческим фондом «Наш Урал».

ЧАРОДЕЙ МАЛАХИТОВЫХ БЫЛЕЙ

К 145-летию со дня рождения Павла Бажова 27 января 2024 Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова Имя русского советского писателя, фольклориста, публициста, журналиста, автора всемирно известных «Малахитовой шкатулки» и «Уральских сказов» Павла Бажова, 145-летний юбилей со дня рождения которого приходится на 27 января текущего года, к счастью, не забыто и в наши дни. Его в народе помнят, книги, написанные им, по-прежнему охотно читают, обсуждают, переиздают. Хотя, конечно, не такими тиражами, как в советское время, когда произведения писателя можно было найти в любой библиотеке огромной страны, да и в домашних книжных собраниях они у многих наших сограждан также имелись. Как-то Бажова в Свердловске решил навестить известный русский советский писатель, журналист, общественный деятель Борис Полевой, впоследствии вспоминавший: «Вместо могучего, плечистого бородача встречает нас в полутьме прихожей небольшой, сутуловатый старичок с реденькой бородкой, в поношенной, уютной домашней куртке, с трубкой, привычно зажатой сложенными в горсть прокуренными пальцами. Из мягкой рамки шелковистых седин смотрит открытое русское лицо.

Бажов глядит на собеседника чуть исподлобья, из-под седых приспущенных бровей, но взгляд у него доброжелательный, ласковый. Когда он улыбается незаметной под усами улыбкой, к глазам сбегаются живые и веселые морщинки, и от них, как это ни странно, лицо как-то вдруг свежеет и будто бы даже молодеет. Он ведет в кабинет, который сейчас вот почему-то хочется назвать лабораторией. И в самом деле — комната, наполовину занятая книжными шкафами, вспоминается именно как лаборатория, где этот мудрый старик переплавлял драгоценную руду народных сказок, легенд и пословиц в свои небольшие произведения, где филигранно оточена каждая строка. Все в этой комнате связанно с неугомонной творческой деятельностью старого уральского литературного мастера: и сборники его сказов, изданные на всех европейских и многих восточных языках, и богатая библиотека по истории края, и коллекции минералов, образцы руд, в разное время преподнесенные Бажову рабочими, инженерами, почитателями его таланта, и чернильница, искусно сделанная специально для него камнерезами из черного змеевика, и даже стулья, на которых мы сидим.

И из этих его сказов встает во всей красоте и мощи обобщенный образ рабочего-уральца, смелого, умного человека, художника своего дела, неутомимого новатора и творца». Оставил он потомкам и свои сказы, бажовские сказы — часто называемые по имени того, кто и придал этим самоцветам устного народного творчества ювелирную огранку, собрал и обобщил их, философски осмыслил, ввел в большой литературный мир, воспринявший эти удивительные творения восторженно. Уроженец поселения Сысертский завод Екатеринбургского уезда, сын рабочего, выпускник Екатеринбургского духовного училища и Пермской духовной семинарии, работавший учителем русского языка и литературы, служивший уездным комиссаром просвещения, ответственным редактором и секретарем редакции ряда газет, а также главным редактором журнала «Уральский современник», Бажов самую известную свою книгу, чудесную «Малахитовую шкатулку», принесшую ему известность, отмеченную в 1943 году Сталинской премией второй степени, напишет в шестьдесят лет. Не поздно ли? Да, поздновато, тем более что проживет он после ее издания всего одиннадцать лет, бывших, пожалуй, в творческом отношении для него самыми плодотворными.

Почему же так поздно написал Бажов, этот невысокого роста, с большой окладистой бородой уральский сказочник, свое лучшее произведение?

Новая власть поставила Павла Петровича руководить комиссариатом просвещения. Бажов с красногвардейцами. Возможно, это обстоятельство спасло ему жизнь. Пытаясь пробиться к семье, Павел Петрович попал в плен, чудом бежал. Вот тогда судьба сделала его нашим земляком, пусть и ненадолго. История с Бажовым обросла легендами и вымыслами. Доподлинно известно только то, что будущий автор «Уральских сказов» весной 1919 года бежал с Урала, где редактировал красноармейскую газету.

Высадился в Барабинске. Но там было неспокойно, и он перебрался в Каинск ныне Куйбышев. В уездной управе вновь объявившемуся учителю предложили Бергуль — «край света, коренной урман». В то время это было село из 100 дворов, основанное кержаками. В Бергуле Бажов под фамилией Кирибаев прожил три месяца, где работал учителем. Бажов добрался в лютый мороз сильно простывшим, лечили его народными средствами: напарили в бане до потери сознания, затем в снег вынесли. Позже местные жители вспоминали его с теплотой: «Учителем он был строгим, но справедливым». Затем судьба занесла его в далекий Казахстан.

Оттуда Павел Петрович сумел отправить весточку жене, и Валентина Александровна с тремя детьми перебралась к мужу. Семья воссоединилась. В Усть-Каменогорске Бажов стал заведующим информационным отделом военно-революционного комитета, председателем уездного комитета коммунистической партии, редактором газет «Известия» и «Советская власть». Также он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности. Но душа рвалась на Урал, в родные и дорогие сердцу края. Однако возвращение на Урал оказалось настоящим испытанием: по дороге ослабленный малярией Бажов перенес тиф. В родной город он приехал в тяжелом состоянии. Врачи делали неутешительный прогноз — «не жилец».

К тому же семью ждал еще одни «сюрприз»: пока Бажовы отсутствовали, новая власть предоставила их дом другим жильцами. Сам Павел Петрович умел жить очень скромно, но не мог позволить, чтобы его родные и близкие ютились в одной комнате именно такие условия проживания в собственном доме предложила им советская власть. Больших усилий стоило Бажову отсудить собственный дом. Началась новая жизнь в Свердловске ранее Екатеринбург. Бажов был редактором и журналистом в местных газетах, критиком и рецензентом. Кроме того, Павел Петрович помогал краеведческому музею, консультировал молодых учителей, читал лекции детям. Стараясь быть в гуще событий, работал в отделе писем, который был переполнен посланиями крестьян. Сельским жителям порой не на что было рассчитывать, кроме помощи прессы, неравнодушных журналистов, готовых рассказать об их бедах и горестях.

Задачей Бажова было сделать так, чтобы никто из обратившихся в газету не остался без внимания и помощи. В Свердловске советская власть поставила перед Бажовым и еще одну задачу — сбор рабочего и крестьянского фольклора как достояния русской культуры. Началась кропотливая работа, которая приносила Бажову большое удовольствие. Он любил родные края и был рад своим творческим командировкам. В 1924 году вышла первая книга очерков — «Уральские были». Но не всегда все было гладко в жизни писателя. Работать Бажову приходилось в непростое для страны время. После двух доносов некоего Кашеварова в 1933 и 1937 годах Бажов был исключен из партии и уволен из издательства, в котором работал.

Но так случилось, что и его «недоброжелатели» объявлены вскоре врагами народа, их арестовали и расстреляли.

Собственно, именно так, как, помнится, земная любовь простой русской девушки однажды победила волшебную силу хозяйки Медной горы. Долгие годы Бажов занимался народным фольклором, сбором легенд, сказов и других устных народных творений, передавшихся на Урале из поколения в поколение. И придавал Павел Петрович этой деятельности огромное значение. Либо это его желания, мечты, либо отзвук каких-то давно прошедших событий, либо попытка по-своему объяснить недоступные ему тайны природы, а иногда все вместе. Дело литератора, фольклориста — отыскать это зерно, правильно понять, объяснить его. Сказки не для одной забавы складывались. В настоящей, нефальсифицированной, сказке обязательно есть народная мудрость и скрытый смысл, по-ученому — подтекст». Подробно изучал он и известную Азов-гору, всегда занимавшую видное место в устном народном творчестве Урала.

В старину именно через Азов шла тропа в Сибирь. А во временна Грозного этот путь связывал Сибирь с Уфой. По этой тропе двигалась и камско-чусовская вольница. Несомненно, что видимый издалека профиль Азова был приметным пунктом на этом историческом пути через завоеванные, но не освоенные еще земли, покрытые дремучими лесами и таившие на каждом шагу немало опасностей. Вероятно, на Азове некоторые из удальцов находили себе и временный приют. Все это в результате и порождало новые сказания и легенды об этой знаковой горе. Безусловно, интересно и само ее название — Азов, более характерное для южных земель России, нежели для Урала. Разумеется, что Бажов, будучи художником тонким и вдумчивым, всю жизнь посвятив собиранию народных дум и сказов, равнодушно пройти мимо Азов-горы не мог. На материале преданий об Азове он построит один из самых первых своих сказов — «Дорогое имячко».

Александр Пушкин в сугробе на Черной речке. Николай Гоголь, зябнущий у камина на Никитском бульваре. Николай Первый, проигравший Крымскую войну, в легком мундире на ледяном плацу. Александр Второй, которого террористы в его собственной столице травят, как зайца на снегу. Лев Толстой, умирающий от воспаления легких на станции Астапово. Николай Второй в Ипатьевском доме, в обществе доктора Боткина и лакея Труппа. Боги тяжести В сказе «Богатырева рукавица» изображены окаменевшие исполины-богатыри: «Они, конечно, на людей походили, только сильно большие и каменные...

За старшего у этих каменных богатырей ходил один, по названью Денежкин. У него на ответе был стакан с мелкими денежками из всяких здешних камней да руды. Стакан, понятно, богатырский — выше человеческого росту, много больше сорокаведерной бочки. Сделан тот стакан из самолучшего золотистого топаза... Возьмет богатырь такую денежку, потрет с одной стороны — и сразу место, с какого та руда либо камень взяты, на глазах появится... До капельки видно, в котором месте руда залегла и много ли ее... Долго так-то богатыри жили, потом стареть стали.

Покличет их старшой, а они с места сдвинуться не могут. Кто сидит, кто лежмя лежит, вовсе камнями стали, богатырского оклику не слышат. И сам Денежкин отяжелел, мохом обрастать стал». Эпоха была принудительно-оптимистической, и нагнетание хтонического ужаса было бы избыточным. Ужасов хватало и в повседневной жизни. В то же время уральские титаны изображаются не без оглядки на советских вождей. Вожди обладают чудесной прозорливостью.

Вожди, по заветам марксизма, ставят во главу угла экономические отношения отсюда говорящая фамилия богатыря Денежкина. Вожди носят теллурические имена и прозвища: Сталин, Молотов, Каменев, Свердлов, «железный Феликс» Дзержинский, «железный нарком» Каганович. В то же время образы вождей всячески утепляются. Сталин изображается как отец народов и податель плодородия — в окружении детей, женщин и цветущих садов. Калинин, формальный глава государства — «всесоюзный дедушка». Похожая история случилась с «титанами Возрождения». Это сиятельное Возрождение так застит взоры, что заставляет забыть, кто такие титаны: подземные боги, архаические, жестокие и кровожадные.

Титаны величественны — но на свой нечеловеческий лад. О гуманизме тут можно говорить только в плане борьбы с небесными силами посредством мобилизации умозрительного и символического человека. А судьба отдельного и конкретного человечишки никому не интересна. Медицинский градусник бесполезен в металлургии, рынок сметается одним идеологическим чихом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий