США отправили на Луну сверхтяжелую ракету SLS в рамках миссии «Артемида». Успешное приводнение завершает сложную и отложенную миссию «Артемида-1». НАСА полностью готово для полета на Луну: Миссия «Артемида I» выполнима. Ракета NASA SLS разработана таким образом, чтобы развиваться, поэтому различные миссии могут быть выполнены сначала на Луну для миссий Артемиды. Из-за проблем с финансированием, технических сложностей и судебных исков миссия «Артемида-3» (Artemis-3) отправится на Луну в 2025-м, а не в 2024-м, как планировалось ранее.
NASA назвало состав первого с 1972 года лунного экипажа
Кроме того, эта дата является своеобразным экватором 25,5-дневной миссии "Артемида-1", во время которой Orion вышел на дальнюю ретроградную орбиту нашего спутника, выйдя за. Планируется, что «Орион» в тестовом беспилотном режиме совершит полет к Луне в рамках миссии Artemis 1 («Артемида-1») и будет находиться на ее орбите несколько недель. А миссия «Артемида 3», запланированная на 2025 год, предполагает высадку астронавтов на Луне. Миссия NASA «Артемида-1» передала на Землю первые снимки из космоса. Первый полет лунной миссии «Артемида» подходит к концу.
К Луне и обратно. Всё о миссии Artemis I и лунных планах NASA
Завершена миссия “Артемида-1” (англ. Американское космическое агентство NASA после многочисленных задержек успешно запустило сверхтяжелую ракету миссии "Артемида-1", направляющуюся к Луне, передает Там же отмечается: «Артемида-1» — первая из серии все более сложных миссий, которая должна пройти в автоматическом режиме. В рамках тестовой миссии "Артемида 1" космический корабль Orion в непилотируемом режиме должен направиться к Луне и пробыть на орбите несколько недель. Лунная миссия Артемида I завершена. Орион вернулся на Землю. Главные научные новости недели.
Программа «Артемида»: как спустя полвека земляне, возможно, возвратятся на Луну
Из похожих букв у специалистов NASA собрать миссию «Артемида» тоже не получалось. На первом этапе миссии планируется осуществить полеты без экипажа и с экипажем вокруг Луны, а затем высадить астронавтов на естественный спутник Земли. Миссия «Артемида 3», запланированная на 2025 год, предполагает высадку астронавтов на Луне. "Артемида 1" – первая из миссий в рамках программы NASA по возвращению на Луну. В ходе тестовой миссии программы NASA «Артемида-1» космический корабль Orion отправится на орбиту Луны, где проведет несколько недель. Запуск миссии «Артемида-1» был отложен из-за возникших технических проблем, сообщает CNBC.
Миссия «Артемида 2024»: NASA готовит огромную ракету, чтобы доставить людей на Луну
Экипаж "Артемиды-2" не сможет наслаждаться своей миссией так долго; вторая лунная экспедиция "Ориона" продлится чуть более 10 дней. Последние новости» Спорт» Великое лунное возвращение: НАСА объявило имена астронавтов миссии «Артемида II». В 20:40 по московскому времени капсула "Орион" миссии "Артемида-1" совершила посадку в Тихом океане, недалеко от Калифорнии. Соединенные Штаты планируют обеспечить возвращение своих астронавтов на Луну в рамках программы "Артемида" (Artemis) в 2025 году. Первый полет лунной миссии «Артемида» подходит к концу.
NASA запустило лунную миссию «Артемида»
По техническим же причинам не удалось совершить и вторую попытку запустить корабль 2 сентября. Но на самом деле даже без неисправностей очень трудно добиться соблюдения сроков запуска с мыса Канаверал, и всё из-за его расположения. Как рассказал Лайфу источник в космической отрасли, старты там очень зависят от погодных условий. Они приходят 2 сентября и ждут у моря погоды, — посетовал он. Изначально эту площадку выбрали для космических пусков из-за её относительно близкого расположения к экватору: чем ближе к экватору, тем больше центробежная сила от вращения Земли помогает ракете подняться в небо. Соответственно, тем меньшая тяга двигателей нужна для поднятия одного и того же груза.
Но, с другой стороны, мыс Канаверал расположен близко к океану, что и создаёт его "метеозависимость". Дело в том, что в случае нештатной ситуации ракетная ступень или космический корабль упадут в воду. И если это не дай бог, конечно случается, то очень важно, какова в этот момент сила ветра, высота волны.
Кубсат LunIR вышел на связь, но его сигнал оказался слабее, чем предполагалось. Когда люди вернутся на Луну? Итак, SLS и Orion продемонстрировали свою «профпригодность».
Когда же нам ожидать обещанного возвращения людей на Луну? По концепции она напоминает знаменитый полёт Apollo 8, осуществлённый под Рождество 1968 года. В ходе миссии Artemis II корабль Orion, на борту которого будут четыре астронавта трое от NASA и один от Канадского космического агентства , облетит Луну по траектории свободного возврата и затем спустится на Землю. В общей сложности полёт продлится десять дней. Но при всём желании экипаж Artemis II не оставит отпечатки своих ног в реголите. Да, Orion может доставить людей к Луне.
Но чтобы добраться до её поверхности, нужен отдельный спускаемый аппарат, аналогичный лунному модулю Apollo. Им станет Starship HLS — модификация корабля Starship, предназначенная для доставки людей и грузов на Луну принципиальное отличие от базовой версии — отсутствие теплозащиты. Starship HLS будет выводиться на околоземную орбиту, дозаправляться прямо в космосе и затем лететь к Луне. Там он состыкуется с космическим кораблём Orion или с окололунной станцией Gateway , после чего астронавты перейдут на его борт и затем высадятся на Луну. Примерно так выглядит план миссии Artemis III. В её ходе Orion доставит на южный полюс Луны двух астронавтов, которые проведут там несколько дней.
NASA подчёркивает, что одним из участников высадки станет первая женщина на Луне. Пока что миссия Artemis III назначена на 2025 год. Впрочем, уже сейчас очевидно, что NASA вряд ли удастся выдержать эту дату. Несмотря на ряд эффектных атмосферных тестов, на счету Starship пока что нет орбитальных полётов. Даже если такой полёт состоится в ближайшее время и завершится успехом, маловероятно, что к 2025 году SpaceX успеет довести новый корабль до ума, создаст его отдельную лунную модификацию и проведёт необходимое беспилотное испытание с посадкой на Луну. Скорее всего, дата запуска Artemis III сдвинется ещё как минимум на несколько лет.
Недавно NASA решило подстраховаться. Осенью 2022 года организация объявила о запуске конкурса, победитель которого получит право построить второй спускаемый аппарат для нужд программы Artemis. Так что, если с одним из них возникнут проблемы или его строительство слишком затянется, у NASA останется резервный вариант. В прошлом подобная тактика была с успехом опробована при создании частных кораблей для доставки людей на МКС. Корабль CST-100 Starliner от компании Boeing, считавшийся заочным лидером состязания, до сих пор не отправил ни одного человека в космос, а вот Crew Dragon уже несколько лет с успехом летает, возя на орбиту как астронавтов NASA, так и частных клиентов. Создание двух конкурирующих лунных аппаратов было изначальным намерением NASA.
Однако из-за финансовых ограничений организация не смогла сразу получить необходимые деньги и потом ограничилась лишь одним контрактом для SpaceX, предложившей наименьшую цену. Более того, это решение спровоцировало скандал. Компания Blue Origin её заявка была у многих фаворитом даже подала на NASA в суд, требуя отменить результаты конкурса.
Начались разработки ракеты и корабля.
Но достаточного финансирования программа не получила. Первый запуск был запланирован на 2016 год. Но и этот план реализовать не удалось. Только в 2017 году после утверждения президентом США Дональдом Трампом новой программы по высадке астронавтов на Луну «Артемида», использующей наработки прошлых лет, дела пошли.
Эта глобальная программа предусматривает не только первую с 1972 года высадку человека на Луну, но и создание на окололунной орбите посещаемой станции «Гейтвей» Lunar Gateway -- форпоста для исследования Луны, строительства базы вблизи Южного полюса спутника для всестороннего исследования и, возможно, для добычи лунных ресурсов, а также, в дальнейшем, для подготовки полета на Марс. Наука«Бунт планет» в Солнечной системе произошел гораздо раньше, чем считалось Сроки начала полетов по этой программе многократно переносились. По последнему графику, который пока выполняется, в 2022 году осуществлен полет миссии Artemis I. Полет длился 25 суток 10 часов 55 минут 10 секунд.
В течение 10-суточного полета корабль с экипажем облетит Луну. Посадка не предусмотрена. Все четверо имеют опыт двух космических полетов. Экипаж "Артемиды II" 30-суточный полет «Ориона» в 2025 году с четырьмя астронавтами по программе Artemis III предусматривает высадку двух астронавтов на поверхность Луны на посадочном модуле Starship HLS от компании SpaceX, с которым «Орион» должен состыковаться на окололунной орбите.
Еще один месячный полет намечен по программе Artemis IV на 2027 год. В этот раз высадка на Луну будет проводиться после предварительной стыковки с лунной орбитальной станцией Lunar Gateway, на которой астронавтов будет ожидать лунный посадочный модуль Starship HLS от компании Илона Маска. Программой предусмотрены два выхода астронавтов из посадочного модуля на поверхность Луны. В ее составе предполагается жилой модуль Surface Habitat.
В этом модуле 2 астронавта смогут работать на Луне около месяца или 4 астронавта более короткий срок.
Как оказалось, это стало серьезной проблемой для всех остальных проектов в дальнем космосе, включая миссию космического телескопа «Джеймс Уэбб», — ресурсов системы связи перестало хватать на всех. В NASA знали, что «Артемида» нагрузит сеть дальней космической связи — агентство организовало модернизацию некоторых антенн и добавило две новые в январе 2021 года и марте 2022 года.
Но времени на коммуникацию по-прежнему мало. Связи с «Джеймсом Уэббом» может не быть до 80 часов — это примерно три с половиной дня. Ученые работающие с «Уэббом», обычно отправляют команды в обсерваторию стоимостью 10 млрд долларов примерно раз в неделю, и нерегулярные сообщения особой угрозы миссии не представляют.
Программа «Артемида»: как спустя полвека земляне, возможно, возвратятся на Луну
Первый искусственный объект на Луне "Данные изменения приведут к тому, что миссия "Артемида - 2", которая является первой пилотируемой миссией, должна будет потенциально иметь в качестве даты запуска май 2024 года", - сказал он, комментируя развитие событий в рамках упомянутой программы. NASA весной 2019 года объявило, что программа высадки астронавтов на Луну "Артемида" включает три этапа.
Капсула благополучно приводнилась в Тихом океане и вскоре была подобрана специальным судном. Давайте разбираться. Трансляция приводнения Как появился Orion История космического корабля Orion восходит корнями к разработанной ещё в середине 2000-х весьма амбициозной космической программе Constellation. Эта программа, созданная в ответ на катастрофу шаттла Columbia, должна была заложить фундамент развития американской пилотируемой космонавтики на десятилетия вперёд. Основными задачами Constellation стали завершение строительства МКС и возвращение людей на Луну не позднее 2020 года с последующими полётами на Марс. Для этого предполагалось построить абсолютно новую линейку ракет-носителей, а также пилотируемый космический корабль, который стал бы преемником легендарного Apollo. Он получил название Orion. Однако Constellation развалилась из-за технических проблем, недостаточного финансирования и последствий мирового экономического кризиса.
В 2009 году программу отменили по распоряжению новой администрации Барака Обамы. Одним из немногих уцелевших элементов программы стал как раз Orion — к тому моменту NASA уже потратило на его разработку значительные средства. Кроме того, сохранение Orion помогло задобрить тех, кто критиковал решение об отмене Constellation. Таких людей было довольно много, и они заявляли, что Америка лишает себя будущего в космосе. Но хоть Orion и выжил правда, его подвергли существенной переработке по сравнению с изначальным проектом , долгое время оставалось непонятным, куда именно он теперь полетит. Изначально аппарат позиционировался как универсальный корабль, предназначенный и для доставки людей на околоземную орбиту, и для полётов в дальний космос. Когда снабжение МКС было отдано на откуп частным компаниям, единственным предназначением Orion остались пилотируемые межпланетные миссии. Во времена Обамы в недрах NASA разрабатывался проект астероидной миссии, в рамках которой Orion должен был посетить небольшой астероид. Но когда кресло в Овальном кабинете занял Дональд Трамп, эти планы немедленно отправились в мусорное ведро.
Вместо них объявили о запуске новой космической программы Artemis, основная цель которой — возвращение людей на Луну с намерением создать там постоянную базу. К счастью для NASA, Artemis удалось пережить очередную смену власти в Белом доме, что позволило продолжить разработку нового космического корабля. Как устроен Orion Корабль Orion состоит из капсулы экипажа и служебного модуля. Капсула экипажа оснащена теплозащитой и рассчитана на пребывание четырёх астронавтов в течение 21 дня свободного полёта без стыковки с другими кораблями или орбитальными станциями. Масса капсулы составляет 10,4 тонны, объём обитаемого пространства — 9 м3. В нём находятся двигатели, запасы воздуха и воды, а также аккумуляторные батареи и солнечные панели. Длина служебного модуля составляет 4 метра, диаметр — 4,1 метра 19 метров с учётом раскрываемых панелей солнечных батарей , масса в заправленном состоянии — около 15 тонн, из которых порядка 9 тонн составляет топливо для бортовых двигателей. Корабль оснащён системой аварийного спасения экипажа в виде установленной на головном обтекателе специальной твердотопливной ракеты. В случае аварии она должна «выдернуть» Orion и увести его на безопасное расстояние.
После выхода на орбиту спасательная ракета отстреливается. На сайте NASA можно скачать 130-страничный Reference Guide , в котором подробно рассказано про строение аппарата и миссию Artemis Долгая дорога к Луне Любая энциклопедия гласит, что первый испытательный орбитальный полёт Orion состоялся в 2014 году. Однако есть несколько но. В 2014 году на орбиту отправилась лишь капсула экипажа.
Это сделано, чтобы провести ремонтные и тестовые работы перед стартом.
В ходе предстартовой диагностики специалисты протестируют все системы, проверят результаты ремонта и отсутствие утечек, а также протестируют систему на стравливание при резком запуске и правильность проведения предварительного наддува Это уже далеко не первый перенос. Ещё 29 августа возникли проблемы водном из четырёх двигателей, который не охладился до нужной температуры из-за утечки водорода. Тогда проблему удалось устранить, но старт перенесли на 3 сентября.
Миссия завершится проверкой способности "Ориона" безопасно вернуться на Землю. Космический корабль совершит точную посадку в пределах видимости спасательного корабля у побережья мексиканского штата Нижняя Калифорния. Инженеры НАСА удостоверились, что ураган "Николь" не нанёс космическому кораблю и его начинке значительных повреждений. Однако он всё же сорвал с корпуса часть слоя герметика. Кеннеди 4 ноября 2022 года и пережили там бурю. Несмотря на все опасности, руководство агентства решило не убирать ракету стоимостью более четырёх миллиардов долларов США со стартового стола. Запуск миссии изначально планировался на февраль 2022 года, но затем его неоднократно переносили : из-за технических неполадок и неблагоприятных погодных условий. После успешного завершения этой миссии НАСА перейдёт к следующим этапам пилотируемых исследований дальнего космоса. Также позднее планируется, что астронавты приступят к строительству и испытаниям систем на орбите Луны , необходимых для последующих миссий на её поверхности.
NASA показало, как космический корабль «Орион» полетел к Луне - видео миссии Artemis I
Предполагалось, что он будет в двух вариантах — пилотируемом и грузовом. Но о разработке грузового пока ничего неизвестно. Корабль состоит из двух модулей: многоразового командного для размещения экипажа до 6 человек, который разрабатывается американской компанией Lockheed Martin, и одноразового сервисного от европейской Airbus Defence and Space. Корабль оснащен четырьмя панелями солнечных батарей, автоматической системой сближения и стыковки. На сервисном модуле установлен один маршевый двигатель AJ10, восемь двигателей R-4D-11 и шесть модулей двигателей системы реактивного управления. Обитаемый объем командного модуля 9 куб. В нем азотно-кислородная атмосфера, по составу близкая к земной, но с пониженным давлением. Предусмотрен туалет для использования в длительном автономном полете. Мониторы и цифровые системы управления во многом заимствованы у самолета Boeing 787. Приземление командного модуля предусмотрено парашютным способом, как резерв — посадка на воду.
Пару лет назад НАСА провело конкурс на разработку этого модуля. Его выиграла компания SpaceX Илона Маска. Потому был проведен повторный конкурс в результате которого начато финансирование работ компании конкурента Маска за звание самого богатого человека на Земле Джефа Безоса Blue Origin по созданию другого варианта посадочного модуля - Blue Moon. Но Безос обещает создать этот модуль не раньше 2029 года. Так что срок высадки на Луну в 2025 году вызывает большие вопросы. Основная причина возможного переноса срока посадки с 2025 на 2026 или на 2027 год - сложность создания лунного посадочного модуля Starship HLS. Дело в том, что посадочный аппарат от Илона Маска весом 1300 тонн для сравнения, лунный модуль комплекса «Аполло» для высадки на Луну также двух астронавтов, имел массу всего лишь 13,9-16,5 тонн — меньше почти в 100 раз! Доставляться к Луне он должен ракетой Super Heavy, которая тоже еще ни разу не выходила в космос.
Полет Orion миссии «Артемиды-1» к Луне рассчитан на 37 дней, после чего аппарат должен вернуться на Землю, где-то в воды Тихого океана. На борту корабля на орбите Луны побывают три манекена, оснащенные датчиками, способные фиксировать нагрузки и уровень радиации - эта информация поможет подготовить к полету ракеты с людьми на борту. В ходе миссии с борта корабля Orion, по данным НАСА, также планируется запустить несколько кубсатов - малых искусственных спутников.
Потрачены огромные деньги, строительство сопровождалось многолетними скандалами, но вот он, межпланетный корабль — лежит на складе, гораздо больше и тяжелее легендарного «Аполлона». И миссия «Артемида» стала чуть более реальной. Да, именно в таком порядке. Ведь изначально предполагалось построить лунную орбитальную станцию LOP-G на орбите Луны и её же использовать для посадок на лунную поверхность. Удобно же: полетели на Луну, передохнули на станции, сели в давно уже пристыкованный к ней посадочный модуль — и вперёд, бегать по лунной поверхности, втыкать флаги, говорить заранее заготовленные речи. И всё это году в 2030-м, когда станция уже будет готова. А тут внезапное правительственное требование «к 2024 году высаживаться и все силы на это бросить». В NASA пораскинули мозгами, вытащили на стол картофелины и стали тактику высадки придумывать. Но никак не получалось. Вроде можно было бы станцию LOP-G не достраивать, собрать всего пару модулей на лунной орбите и использовать хотя бы так. Но и на это времени нет. Ещё и Boeing никак не успевают ракету SLS сделать: проблемы на каждом этапе деньгами заткнуть не получается, сроки ползут, и вообще — ничего хорошего. Ракета SLS опаздывает изо всех сил, но как же мы без Boeing.
Товарищ Джордж-Буш младший, шутки про которого в современном интернете сродни анахронизму, показывающему что тебе как минимум под сорокет - подписал пакет документов "О развитии космической деятельности США после завершения строительства МКС". Анонс произошёл на основе ранее опубликованного президентом плана «Vision for Space Exploration», который цитирую: с - "... В вышеупомянутом документе NASA предписывалось завершить первичное строительство МКС к 2010 году, и после того как основные задачи, стоящие перед космическими челноками, будут завершены, программа «Шаттл» должна быть свёрнута. Испытания этого "относительно простого" транспортного средства должны были начаться к 2008 году, что по времени более чем достаточно, чтобы довести его до рабочего состояния к тому моменту, когда «Шаттл» выполнит свои последние полёты, связанные со сборкой МКС. А теперь можете вспомнить когда был первый полёт российской "Ангары" и американского "Ориона" 2014 год. Вы видите их серийные экземпляры? И я нет, а они уже давно должны летать. На китайцев тоже особо не заглядывайтесь, их базовый модуль "Тяньхэ" от орбитальной станции "Тяньгун-3" уже лет шесть как должен болтаться по орбите. Но он улетел только этой весной. Перенос сроков вправо - бич практически у любого промышленника в любой отрасли. Белый дом пришёл к пониманию, что космический челнок был неудачным экспериментом, который не только стоил жизни четырнадцати американским астронавтам, но и потреблял слишком много средств и ресурсов. Сказано - сделано, и от светлых голов американской космонавтики пришёл ответ под названием "Constellation Program", стартовавшая в 2005 году. Она состояла из двух разных ракет-носителей, одна из которых предназначалась для космического корабля с людьми, а вторая — для тяжёлых грузов к луне. Ну и конечно там был "Орион". По сути это единственная вещь, которая в неизменном виде осталась от программы "Созвездие" к миссиям "Артемида". К сожалению новые Лунные планы разбились об традиционные задержки и перерасход средств. Основная проблема заключалась в том, что новая программа не снимала финансовую нагрузку по запускам челноков и эксплуатации МКС, а накладывалась сверху к текущим расходам, что создавало огромную нагрузку для агентства. В 2009 году был испытательный полет Ares I-X, прототипа ракеты-носителя, предназначенной для доставки капсулы «Орион» с людьми на низкую околоземную орбиту. Пуск не орбитальный, вторая ступень была макетом, а первая - это твердотопливный ускоритель, сильно переделанная версия шаттловского. Неполноценный Ares I-X стал символом того, насколько всё шло медленно. Да ещё и самого корабля тогда не было, до его запуска на Delta-IV Heavy оставалось целых пять лет. Кстати, я же не сказал ничего про цифры. Стоимость программы оценивали в 230 млрд. Это в баксах 2004-го. То есть можно сверху в нынешних ценах ещё 30 процентов накидывать. В том же 2009 году - в Белом доме заседал уже новый президент Барак Обама, и, как это часто бывает при смене администрации, новое руководство решило сократить расходы и оптимизировать отрасль. Отчёт по текущему положению дел, сделанный для президента Обамы, гласил, что завершение программы «Созвездие» обойдётся как минимум в 150 миллиардов долларов, и даже в этом случае возвращение на Луну или полет на Марс в обозримом будущем маловероятен. За год до того, как космический челнок должен был совершить свой последний полет. Чтобы вы понимали весь цимес. Вообще такая ситуация продолжилась и после отмены программы шаттлов, NASA всё десятилетие постоянно сталкивалось с нерешительностью политиков. И в будущем эта картина вряд ли поменяется, она уже давно стала локальным мемом среди людей, болеющих космосом. В поисках более современного и гибкого подхода к доставке грузов и членов экипажа на низкую околоземную орбиту администрация Обамы предприняла решительные шаги для вовлечения коммерческих операторов в операции НАСА. Вот это решение было годным. Именно благодаря CDD - SpaceX и стала тем, кем является теперь, со всеми этими Старлинками, Старшипами, планами по высадке людей на Марс и многоразовыми ракетами. В 2010-ых годах всё продолжало идти по накатанной, деньги улетали частникам в карманы, агентство вставляло им палки в колёса из-за требований к безопасности, шло сражение между администрацией и конгрессом, а в России шутили про батуты.
Миссия «Артемида 2024»: NASA готовит огромную ракету, чтобы доставить людей на Луну
Соревнования приурочили к 27-й годовщине нейтралитета Туркменистана. В центральном парке Кишинева проведут благоустройство. Зеленая зона расположена у Кафедрального собора, сообщает «Комсомольская правда. Первый этап работ подразумевает установку систем орошения, восстановление общественного освещения и столбов, монтаж видеонаблюдения, ремонт фонтанов. Отмечается, что подготовка и согласование всех работ заняли около двух лет, поскольку сквер у Кафедрального собора имеет статус памятника архитектуры.
Можно сказать, что это первый в истории космонавтики пассажирский аппарат но пока еще без людей на борту , который улетел настолько далеко от Земли. При этом на внешнюю оболочку этого космического корабля воздействовала температура 2800 градусов Цельсия — это половина температуры на поверхности Солнца.
После прохождения через земную атмосферу, капсула медленно опустилась на поверхность Тихого океана при помощи трех больших парашютов. В течение многих лет тысячи людей участвовали в этой миссии, которая вдохновляет мир работать вместе, чтобы достичь новых космических берегов. Космический корабль «Орион» опускается на воду при помощи трех парашютов После приводнения, капсулу «Ориона» окружили вертолеты — на ее поверхности не было ни одного видимого повреждения. Также к аппарату приплыл военный корабль «Портленд», экипаж которого долгое время тренировался вызволять тяжелый груз из воды. Но специалисты подняли корабль из воды только спустя пару часов, потому что это было необходимо для сбора данных о температуре внутри капсулы и ряда другой информации. После поднятия капсулы на борт, его перевезут в калифорнийский штат Сан-Диего для извлечения находящихся внутри манекенов со встроенными датчиками.
Корабль рассчитан на шесть человек и позволяет поддерживать жизнедеятельность в течение трех недель, однако в рамках миссии «Артемида-2» к Луне направится только четыре человека. Она способна выводить на орбиту 95 тонн полезной нагрузки.
В итоге 16 ноября 2022 года SLS наконец-то взлетела. Запуск прошёл без каких-либо проблем. Ракета успешно отправила Orion к Луне. Поэтому NASA не стало рисковать и сажать астронавтов на борт неопробованного корабля. Их место заняли манекены, оснащённые датчиками уровня перегрузок и излучения. Программа полёта была по максимуму забита тестами и манёврами, призванными проверить работу систем Orion во всех возможных ситуациях. Кораблю потребовалось пять дней, чтобы достичь Луны. В этот момент Orion успешно выполнил манёвр, который позволил ему выйти на дальнюю ретроградную орбиту ДРО. Она пролегала на значительной дистанции от Луны: в апогее корабль удалялся от спутника на 70 000 километров, при этом двигаясь в направлении, противоположном движению Луны вокруг Земли. Инженеры выбрали эту орбиту из-за её гравитационной устойчивости, позволяющей снизить расход топлива. В общей сложности Orion провёл на ДРО пять дней. Там он побил установленное ещё в 1970 году достижение миссии Apollo 13 по максимальному удалению космического корабля от Земли новый рекорд Orion составил 430 000 километров. А камеры на корпусе корабля сделали ряд эффектных групповых портретов Луны и Земли. За время пребывания Orion в гостях у Луны не обошлось без технических накладок. Так, однажды ЦУП на 47 минут потерял сигнал корабля. Полёт обошёлся без значительных проблем, двигатели корабля оказались экономичнее, а солнечные батареи вырабатывали больше энергии, чем предсказывали расчёты инженеров. Выполненная во время него коррекция курса направила Orion к Земле. Шесть дней спустя капсула корабля благополучно приводнилась в Тихом океане, сделав отличный предпраздничный подарок NASA. Что символично, возвращение Orion состоялось в 50-ю годовщину посадки Apollo 17, последней на сегодня пилотируемой лунной экспедиции. Вместе с Orion в космос отправился и попутный груз. Речь о флотилии из десяти экспериментальных кубсатов кубов-спутников , призванной выполнить целый ряд задач — от изучения космической погоды до поиска льда на Луне. Не всем из этих аппаратов сопутствовал успех. Последние две потери стали особенно обидными. Первый не сумел выполнить манёвр и не вышел на орбиту вокруг Луны. Впрочем, инженеры всё ещё надеются, что сумеют реанимировать его двигательную установку, что позволит со временем выполнить научные задачи миссии. Кубсат LunIR вышел на связь, но его сигнал оказался слабее, чем предполагалось. Когда люди вернутся на Луну? Итак, SLS и Orion продемонстрировали свою «профпригодность». Когда же нам ожидать обещанного возвращения людей на Луну? По концепции она напоминает знаменитый полёт Apollo 8, осуществлённый под Рождество 1968 года.
Программа «Артемида»: как спустя полвека земляне, возможно, возвратятся на Луну
Из-за силы гравитации спутника аппарат выйдет на глубокую ретроградную орбиту, на которой будет находиться около шести дней. В NASA подчеркивают, что в случае успеха Orion побывает дальше, чем любой корабль, созданный для пилотируемых полетов. В целом в аэрокосмическом агентстве возлагают большие надежды на «Артемиду-1» и сравнивают ее с миссиями «Аполлонов», благодаря которым человек высадился на Луне.
Об этом сообщает НАСА. Космический корабль находился в районе обратной стороны Луны, не видной с Земли, когда на некоторое время включился маршевый двигатель. В результате «Орион» максимально сблизился с поверхностью спутника, после чего начал отдаляться от неё, чтобы через несколько дней выйти на заданную орбиту. Манёвр проходил в автоматическом режиме, поскольку корабль находился на обратной стороне Луны и был недоступен для наблюдения с Земли.
Несмотря на то, что это первый запуск без экипажа и без людей на борту, на борту есть «астронавт» для сбора данных об ускорении и вибрации - коммандер Муникин Кампос. Коммандер Муникин Кампос - манекен-мужчина, ранее использовавшийся в вибрационных испытаниях Ориона. Во время полета манекен займет кресло командира, одетый в тот же скафандр, который будут носить астронавты Артемиды во время путешествия на Луну. Манекен оснащен двумя датчиками излучения и имеет дополнительные датчики под подголовником и за сиденьем для записи данных об ускорении и вибрации на протяжении всей миссии.
Инженеры уже занимаются их устранением. В частности, речь идет о пневматических линиях, которые пострадали от остаточных выбросов твердотопливных ускорителей SLS. Система подачи газообразного азота должна была смыть эти остатки, но она включилась с задержкой. Также были выведены из строя лифты в башне мобильной пусковой установки, однако один из них уже восстановлен. Запуск миссии «Артемида-2» в настоящее время назначен на конец ноября 2024 года. Ожидается, что она повторит схему первого полета, но на этот раз на борту корабля будут находиться астронавты. Выявленные проблемы не помешают реализации этих планов.