Новости александрийская православная церковь

"Русская православная церковь глубоко опечалена информацией о решении александрийского патриарха Феодора признать Епифания Думенко в качестве руководителя Православной церкви Украины", — сообщил "Интерфаксу" замглавы синодального Отдела. Надежду на то, что Александрийская церковь пересмотрит единоличное решение патриарха Федора о признании раскольнической Православной церкви Украины, выразил Московский патриархат Русской Православной Церкви. Поводом для решений Синода стало то, что патриарх Александрийский и всей Африки Феодор признал раскольническую православную церковь Украины (ПЦУ) и внес имя ее главы Епифания Думенко в диптих.

В Александрийской церкви прекратили поминать патриарха Кирилла

В Оттоманской империи греческая Александрийская церковь во многом сохранила своё значение благодаря тому, что султаны наделяли всех подвластных им патриархов правами этнархов лидеров нации [9]. Посетивший в 1657 году Египет русский монах Арсений Суханов сообщал, что в Каире «постоянно живут 600 православных арабов и греков». Александрийская церковь почти не имела собственных доходов в Египте и потому постоянно находилась в тяжёлом финансовом положении и жила только благодаря поддержке других Восточных патриархов и помощи православных государств, прежде всего, России [2]. Первым из Александрийских пап побывал в России патриарх Паисий , принимавший участие в Соборе 1666—1667 годов, низложившем патриарха Никона [9]. Во время восстания против наполеоновских оккупационных войск, занявших Египет в 1798 году, толпы мусульман громили христианские кварталы, убивая их жителей [2]. Александрийская церковь в XIX веке[ править править код ] Положение христиан улучшилось лишь в период правления паши Египта Мухаммеда Али 1805—1848. Он взял курс на самостоятельность Египта, восстановил порядок в стране и, будучи человеком прагматичным, веротерпимым, заботясь о доходах казны и развитии промышленности, покровительствовал христианским общинам. Так, после начала греческой революции 1821 года, когда по всей Османской империи шли христианские погромы, Египет был единственным регионом, где власти сумели этого не допустить. Пользуясь предоставленными хедивом льготами, в Египет перебралось много семей греческих купцов. Переселялись в Египет также православные арабы из Сирии и Ливана [10].

В 1830—1840-х годы наблюдатели оценивали численность православной общины Египта в 2-5 тысяч человек, включая проживающих в стране иностранных подданных. Большинство православных жили в Каире , Александрии и Дамиетте , незначительные общины существовали в Розетте араб. Рашид и Суэце [2]. Численный рост православного населения и его растущее благосостояние не могли не сказаться на положении Александрийской патриархии. Стали открываться школы, благотворительные учреждения. В 1856 году был освящён построенный на средства общины кафедральный Благовещенский собор в Александрии. К середине XIX века усилиями преуспевающих бизнесменов у греков были созданы общественные организации — общины и благотворительные учреждения. Эти общины были совершенно новым явлением в общественной жизни крупных городов, где на протяжении столетий единственной легитимной общественной организацией православного населения была Александрийская православная церковь, которая, несмотря на стеснённость в средствах, старалась выполнять не только чисто церковные, но и социальные функции, например, поддерживать бедных. С появлением общин, которыми руководили энергичные и социально активные люди, эта традиционная монополия Церкви была оспорена.

Трения между Патриархией и общинами начались из-за соперничества за руководство благотворительными учреждениями. Затем общины стали претендовать и на участие в делах самой Патриархии [8]. С ростом паствы и благосостояния Александрийской церкви усилилась её независимость от Константинопольской патриархии. При патриархе Иерофее II были учреждены несколько епископских кафедр, что позволяло самостоятельно поставлять епископов и избирать патриарха. В 1866 году патриарх Никанор был избран уже в Египте, а не в Константинополе [10]. При слабых наследниках Мухаммеда Али, во второй половине XIX века, Египет превратился в полуколонию европейских держав и был оккупирован британскими войсками в 1882 году. Строительство дорог, каналов, перерабатывающих предприятий, рост внешней торговли привели к наплыву из-за рубежа большого числа технических специалистов, торговцев и предпринимателей. Среди иммигрантов было много православных греков и сирийцев , заполнивших важные социальные ниши бизнес, издательское дело, журналистика, образование. К началу XX века православная община главным образом за счёт иммиграции насчитывала уже около 100 тысяч человек 63 тысячи греков, остальные — арабы.

Клир Александрийского патриархата на тот момент насчитывал помимо Патриарха два митрополита и 50 клириков [2]. Александрийская церковь в XX и XXI веках[ править править код ] Реформатором церковной жизни в Александрийской церкви стал патриарх Фотий 1900—1925 ; при нём Александрийская церковь начала выпускать свои печатные издания, в том числе периодические. В начале XX века началась иммиграция малоазийских греков и православных арабов в Египет, в результате чего к 1930 году православные византийской традиции составляли в стране около 150 тысяч человек [9].

После краткого заявления патриарх попросил священника зачитать сообщение о признании ПЦУ, в котором говорится, что в минувшем месяце иерархи выступили за признание синодального томоса Константинопольского патриарха об «автокефалии» украинской церкви и внесении ее в диптих. Молитвенное поминовение глав Поместных Православных Церквей в соответствии с их местом в диптихе — перечне Поместных Церквей — является признанием Поместной Церкви и воплощением единства Православной Церкви. Ранее в пятницу патриарх Феодор во время литургии впервые помянул Епифания Думенко как предстоятеля «новой церкви» Украины.

Экзархат за неполный год набрал мощные обороты и уверенно движется вперед. Мы будем только усиливаться, расширяться и укрепляться", - подчеркнул митрополит Леонид.

В частности, члены Синода отметили признание патриархом Феодором раскольнической группировки лиц, не имеющих благодати священства и отлученных от Церкви раскольническая т. На основе этого, а также исходя из укорененного в канонах и традиции общепризнанного принципа неподсудности клириков одной автокефальной Церкви суду другой автокефальной Церкви, Синод постановил «считать решение Синода Александрийского Патриархата об «извержении из сана» Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида и все иные подобные решения в отношении клириков Русской Православной Церкви не имеющими канонической силы и недействительными».

Русская Православная Церковь

  • Обсуждение (3)
  • Смотрите также:
  • Александрийская церковь сообщила в Константинополь о недовольстве экзархатом РПЦ в Африке - ТАСС
  • Международная деятельность

Экзарх Африки прокомментировал решения Александрийской Православной Церкви

Потому что Русская Церковь не просто стала «автокефальной», но была возведена в статус патриархии вместо Римского Патриархата, чтобы восстановить Пентархию. К тому же это Деяние имело место не в 1589 году, когда тогдашний Патриарх Константинопольский Иеремия II попытался действовать самочинно, но в 1593 году на Всеправославном Соборе! Однако, сознавая неканоничность своих действий, а также факт превышения своих прав на что решился под политическим давлением , едва вернувшись в Константинополь, в мае 1590 года он созвал Собор, в котором принимали участие Патриархи Антиохийский и Иерусалимский вместе с девяносто пятью архиереями. Этот Собор признал за Русской Церковью статус пятого по чину Патриархата[13]. Но тогдашний Патриарх Александрийский Мелетий Пигас, краса и гордость Крита и Православия, новый Фотий периода после раскола[14], великий в то время отец и учитель Церкви, как человек весьма чуткий в отношении канонических вопросов, нисколько не раболепствовавший перед «Вселенским» как иные его, да, соотечественники, но ни в коем случае ни настоящие преемники! В своем письме к Патриарху Константинопольскому Иеремии в 1591 году он писал, что возведение митрополии в статус Патриархии относится к компетенции не Патриарха если он, конечно, не следует тактике папизма , а Собора и, более того, Вселенского, то есть Всеправославного, и только такой способ известен Церкви, а потому созыв такого Собора необходим, потому что ни один патриарший престол не подчиняется никакому иному[15]! И в самом деле, Патриарх Константинопольский Иеремия II, который повел себя не как тиран Папа, но, как смиренный православный Патриарх, послушался голоса канонической правды, выражением которой стал достойный и не раболепствующий Патриарх Александрийский святой Мелетий Пигас, и согласился в 1593 году созвать Всеправославный Собор. Следовательно, полномочиями предоставлять «автокефалию» или возводить в ранг «Патриархата» обладает только Всеправославный Собор с участием пяти канонических Патриархов при условии, конечно, что никто из них не был обвинен в ереси.

Поминовение Патриарха Московского и всея Руси в АПЦ было прекращено «после многомесячного игнорирования и молчания патриарха Московского Кирилла на письменные протесты Патриарха Александрийского по поводу отзыва его «экзархических органов» из Африки».

В ответ на это митрополит Леонид указал, что более чем исчерпывающий ответ Патриарху Феодору по этой теме был дан 5 марта 2022 Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, и опубликован на сайте Московского Патриархата. Епископ или клирик одной автокефальной Церкви неподсуден суду другой автокефальной Церкви», — заявил экзарх. Патриарх Кирилл 5 марта направил Патриарху Феодору письмо, в котором заявил, что не получил от него аргументов в пользу признания раскольников из Православной Церкви Украины и не признает канонических прещений наказаний в адрес главы и клириков Африканского экзархата РПЦ.

Большинство александрийских богословов также использовали греческий язык [4]. С середины III века Александрийский епископ носит почётный титул папы. Впервые его использовал Иракл Александрийский. До возвышения Константинополя Александрия была главным христианским центром на Востоке. С 451 года за Александрийским епископом утвердился титул патриарха. Александрийский патриархат стал третьим по значению после Рима и Константинополя [2] [5]. Ко времени правления святителя Афанасия Александрийского относится знаменательное событие: около 330 года Александрийская Церковь простёрла свою юрисдикцию за пределы Римской империи — в Аксум , куда был поставлен епископом святой Фрументий. Позже христианство распространилось и в других, соседних с Египтом областях, в частности, в Нубии и Аравии. Возникшие автономные Церкви, Эфиопская и Аравийская, находились в канонической зависимости от престола апостола Марка. Разделение Александрийской церкви после Халкидонского собора[ править править код ] Александрийская Церковь, имевшая свою богословскую школу, в разное время возглавлявшуюся великими Отцами Церкви , стала последовательной сторонницей монофизитской христологии. Отказ Александрийского патриарха Диоскора I 444—451 признавать диофизитское учение папы Римского Льва привело в 451 году к созыву Халкидонского собора , где по требованию папских легатов Диоскор был осуждён и низложен. Низложение патриарха Диоскора обезглавило александрийскую делегацию, однако, стало формальным поводом для отказа александрийцев подписываться под вероопределениями собора. При серьёзной оппозиции Александрийской церкви Халкидонскому собору, имперской властью в ней был поставлен патриарх-халкидонит Протерий. Он был свергнут восставшими александрийцами, как только город покинули имперские войска. На место Протерия был поставлен патриарх-антихалкидонит Тимофей II Элур , что привело к конфликту с константинопольскими властями и дало начало расколу единой Александрийской церкви на две параллельные церкви: нехалкидонитскую и халкидонитскую [2]. Пока во всей Византии не могли определиться с принятием или отвержением Халкидонского собора, разделение не имело национальных признаков. Императоры временами пытались силой насадить халкидонизм в Александрии, ссылая патриархов нехалкидонитов и ставя на их место халкидонитов, временами пытались примирить противоборствующие стороны, как это было при издании энотикона Зенона. Когда халкидонизм окончательно укрепился в империи, отношение к собору перешло из богословской плоскости в политическую, став индикатором лояльности императору ромеев. После этого в Александрийской церкви сформировалось халкидонитское ядро местной, относительно небольшой греческой диаспоры. Так сложилась основа для формирования этнически обособленных Александрийских церквей — греческой халкидонской и коптской нехалкидонской [2]. В период арабского господства и крестовых походов[ править править код ] Арабское завоевание Египта 638 год положило конец соперничеству греческих халкидонитских и коптских нехалкидонитских пап двух Александрийских церквей. Александрийский Папа Кир умер ещё до капитуляции Александрии весной 642 года , а избранный его преемником Петр IV покинул Египет вместе с византийской армией и скончался в Константинополе около 654 года. После него преемство греческих Александрийских патриархов прервалось более чем на 70 лет [2]. В 731 году при халифе Хишаме , достаточно благосклонно относившемся к немусульманам, православным Египта было позволено восстановить их кафедру Александрийского патриарха. Папа Косма , хотя и был в прошлом малограмотным ремесленником, сумел добиться у халифа возвращения многих церквей, перешедшим к коптам после ухода византийцев [2]. При халифе аль-Мутаваккиле 847—861 христианам пришлось пережить тяжёлое гонение. Были разрушены многие церкви, запрещалось совершать Богослужения и Таинства [2] [6]. К X веку произошла арабизация православной общины Египта, у неё сложилась собственная арабоязычная литература, самыми яркими представителями которой были Патриарх Евтихий II и историк X—XI веков Яхья Антиохийский , первую половину жизни проведший в Египте. Этническое самосознание египетских мелькитов халкидонитов было весьма размыто, однако заметно, что они не отождествляли себя ни с ромеями-византийцами , ни тем более с арабами. Распространёнными самоназваниями этой общины были термины «христиане мелькитские», «мелькиты александрийские» и т. Большинство Александрийских Патриархов VIII — начала XI века происходили из земель, находившихся во владении халифата, и были слабо связаны с греко-византийской культурой [2].

Мы хотим от наших партнеров такой же ответственности и такого же доброго отношения. Не высокопарных слов и каких-то заявлений, но если вы что-то обещали — делайте, потому что за вами стоят миллионы, миллионы людей», — подчеркнул архиепископ. Напомним, что прошлой осенью Александрийский патриарх признал ПЦУ, созданную в конце 2018 года Константинопольским патриархатом при поддержке тогдашних украинских властей. После этого Священный Синод Русской Православной Церкви подтвердил невозможность поминовения имени Патриарха Александрийского Феодора в диптихах, а также молитвенного и евхаристического общения с ним.

Еще 15 священников Александрийского Патриархата перешли в юрисдикцию Русской Православной Церкви

По предварительным данным в Русской православной церкви 3 года уже как не поминают имя Александрийского патриарха. Отметим, что титул Блаженнейшего Александрийского патриарха носят три главы различных христианских церквей. На заседании Синода, проходящего в Каире, было принято решение лишить митрополита Клинского Леонида его духовного сана.

Они продолжали клеветать на Патриарха трем императорам, сыновьям св. Константина, утверждая, что именно он является причиной беспорядков в Александрии: он проявил себя жестоким иерархом, продал зерно, выделенное ему Константином II для вдов Ливии и Египта, и вернул себе Патриарший престол без согласия на то Церкви. Юлия I , убедив его признать избрание Писта.

Впрочем, на Александрийском Соборе 338 г. Афанасия на престол ап. После смерти Писта противники Афанасия, осудившие его возвращение на Антиохийском Соборе кон. Эмесскому , но тот, опасаясь вражды александрийцев, не желавших др. Афанасия, отказался.

Кафедру принял Григорий Каппадокийский, к-рый, получив хиротонию в Антиохии, 23 марта 339 г. II 9, 10-11; Созомен. III 6. Его приезд, пришедшийся на Великий Пяток, сопровождался побоищем, устроенным воинами в александрийском храме св. Кирина память пострадавших во время этих событий отмечена в Римском мартирологе под 21 марта.

Патриарх Афанасий незадолго до этого скрылся из города и вскоре отправился на Запад под защиту имп. Правление Григория было отмечено жестокими преследованиями православных, избегавших церковного общения с новым иерархом. Эти преследования, вызвавшие отток правосл. Через 6 лет правления он был убит своими же сторонниками. После кончины Григория между 344 и 346 не осталось препятствий для возвращения свт.

Посетив своего покровителя имп. Константа и папу Юлия I, он отправился на Восток, получив от папы послание к жителям Александрии с подтверждением своих прав на престол. В Антиохии ему оказал великодушный прием имп. Констанций II, безуспешно пытавшийся уговорить Патриарха позволить александрийским арианам иметь особую Церковь. С возвращением свт.

Афанасия в Александрию 23 окт. Ариане были вынуждены устраивать свои собрания тайно; многие просили Патриарха простить им их заблуждения. В общении со свт. Афанасием находилось более 400 епископов христ. Для подтверждения решений, принятых в Сердике, Афанасий созвал в Александрии Собор 346.

В янв. Александрийские ариане воспользовались одним из выступлений Афанасия, оплакивавшего своего покровителя, чтобы скомпрометировать Патриарха в глазах Констанция II. Было даже сфальсифицировано сочувственное послание Патриарха узурпатору Магненцию. Испортить отношения императора с Афанасием в тот раз не удалось, однако постепенно Констанций вернулся к своим прежним предубеждениям против Патриарха, чему способствовали дворцовые интриги и эпизод с освящением Патриархом большой базилики в Кесарионе без предварительного одобрения императора. Ариан вдохновляло заступничество новой императрицы Евсевии и решения, принятые против свт.

Афанасия Арелатским окт. Осий Кордубский и папа Либерий , отказались анафематствовать Афанасия и были сосланы. Император приказал префекту Александрии лишить Патриарха привилегии распределять зерно в Египте, передав это право арианам. В нач. Феоны во время службы ворвались разъяренные воины дукса Египта Сириана и устроили побоище Римский мартиролог поминает пострадавших в этот день под 28 янв.

На послание александрийцев императору с сообщением о кровавом происшествии пришел ответ с одобрением действий Сириана. Вскоре посланный в Александрию комит Ираклий осуществил передачу храмов арианам. После этих событий Афанасий удалился в пустыню Фиваиды, где 6 лет скрывался в разных мон-рях. Епископом Александрийским ариане избрали каппадокийца Георгия , к-рый смог занять кафедру лишь при поддержке военного отряда Севастиана февр. Констанций II направил александрийцам послание с поздравлениями по поводу изгнания Афанасия и приезда нового архиерея.

Вступление Георгия на престол не могло принести церковного мира. Вскоре начались притеснения православных: их дома отдавались на разграбление, епископы и пресвитеры ссылались, диак. Евтихий был осужден на работы в рудниках, но умер по дороге. На Пятидесятницу Севастиан, сам бывший манихеем, жестоко разогнал собравшихся на кладбище православных, не желавших вступать в церковное общение с еретиками; многие претерпели мучения или были изгнаны из города ActaSS. Напряженность положения в Александрии усиливалась и из-за распространения при поддержке еп.

Георгия ереси Аэтия , выходца из Сирии, некогда обучавшегося в Александрии. Аэтий и его ученик Евномий выступали одновременно и против правосл. Ересь Аэтия была отвергнута К-польским Собором 360 г. В конце концов Георгий возбудил против себя негодование всего населения Александрии. В окт.

Дионисия, после чего Георгий был вынужден бежать к имп. Оправдывая свои действия, александрийцы отправили Ариминскому Собору 359 г. IV 17, ср. III 2. Попытки свт.

Афанасия тайно вернуться в город не увенчались успехом: следившие за ним представители власти вынудили Патриарха вновь покинуть Александрию, и неск. Через 3 года вернулся еп. Георгий 26 нояб. Юлиана , что послужило толчком к новым волнениям. Георгий, вздумавший разрушить святилище Митры, был схвачен возмущенной толпой, брошен в тюрьму и после долгих пыток растерзан 24 дек.

Юлиан в своем послании александрийцам простил им убийство епископа, вместо к-рого ариане попытались поставить некоего Лукия Сократ. III 3-4. Юлиана о возвращении всех ссыльных епископов, и 21-го числа того же месяца в город торжественно вернулся свт. Афанасий Hist. В авг.

Иоанна Предтечи из Палестины в Александрию Руфин. Но Юлиан Отступник не желал усиления влияния свт. Афанасия и издал проскрипционный эдикт против него: 24 окт. Афанасий вынужден был покинуть Александрию. Прошение александрийских христиан о возвращении их епископа лишь усилило ненависть Юлиана к Афанасию, о чем свидетельствует ответное послание императора.

По наущению того же Питиадора толпа язычников ворвалась в один из христ. Юлиана Hist. По вступлении на престол имп. Иовиана , приверженца Православия, стало возможным возвращение Афанасия. Сначала он отправился в Антиохию ко двору нового императора, к-рому направил догматическое послание с изложением Никейского Символа веры как единственно истинного.

Александрийские ариане со своей стороны послали к императору своего ставленника Лукия, пытаясь интриговать против Афанасия Hist. Их усилия остались безрезультатными: под покровительством императора свт. Афанасий вернулся в Египет. Но в нач. Римской империи стал Валент 364-378 , убежденный сторонник арианства.

Это повлекло за собой народные волнения, на к-рые городские власти ответили вооруженным захватом храма св. Дионисия, где обычно служил Патриарх. Афанасию удалось скрыться. Народное возмущение было настолько сильным, что Валент отозвал свой эдикт, и 1 февр. Афанасий вернулся в Александрию, не опасаясь более гражданских властей Hist.

Язычники, предавшие огню один из александрийских храмов 11 июля 366 , были наказаны. Попытка Лукия организовать беспорядки в городе в сент. К тому времени установились близкие отношения 2 великих святителей - Афанасия и Василия , незадолго до этого избранного епископом Кесарийским. В 371 г. Афанасий принял посольство Маркелла Анкирского , представившего на его суд Исповедание веры с осуждением савеллиан и ариан.

В 372 г. Патриарх вел борьбу с аполлинариевой ересью. Афанасий мирно отошел ко Господу. Афанасий назначил себе преемником Петра, его выбор был одобрен всем епископатом, клиром и народом. Начало правления Петра II пришлось на возобновление имп.

Валентом и префектом Татианом гонений на православных Руфин. Позднее префект Египта язычник Палладий во время Патриаршей службы ворвался с толпой язычников и евреев в храм св. Феоны и учинил погром. Ариане, воспользовавшись отсутствием Петра, при помощи Палладия возвели на кафедру Лукия, к-рого поддерживали Магн и Евзоий , известные противники Православия. Вступление Лукия на престол 375 сопровождалось преследованиями православных, описанными в одном из посланий Петра II: священников и монахов бросали в темницы, а затем ссылали на рудники, 11 епископов и 126 клириков были высланы в Палестину, многих православных осудили на смертную казнь Феодорит.

IV 22; Сократ. IV 20-22; Созомен. VI 19-20. Василий Великий направил с мон. Евгением послание правосл.

Арианам в период своего временного господства пришлось столкнуться с упорным сопротивлением православных. Моисея , к-рый по приезде в Александрию отказался принять поставление от Лукия, обвинив его в жестокости, и был рукоположен в горах правосл. Патриарх Петр II вернулся в Александрию после того, как Лукий был изгнан александрийцами, а покровитель ариан имп. Валент погиб в битве под Адрианополем 378. Вступивший в 379 г.

Феодосий I Великий был ревностным приверженцем Православия. В это время Александрийский Патриархат не миновали внутренние раздоры. Некто Максим Киник, сблизившись с Петром II Александрийским, стал при поддержке Патриарха претендовать на К-польский престол, на к-рый недавно был избран свт. Григорий Назианзин. Феодосий прогнал Максима из столицы, и тот, вернувшись в Александрию, стал угрожать Петру, но сам был изгнан из города как смутьян.

В 380 г. Петра II на Александрийской кафедре сменил Тимофей. Он построил в Александрии множество храмов и обратил в Православие немало ариан. Тимофей принимал участие в работе Всел. Собора запрещало епископам вмешиваться в дела чужих епархий; за Александрийским Патриархом закреплялся только диоцез Египет, включавший долину Нила, Ливию и Пентаполь.

Это, очевидно, было вызвано имевшей место попыткой Максима Киника утвердиться при помощи Петра Александрийского на К-польской кафедре в 4-м прав. Максим упомянут как никогда не бывший епископом и не являвшийся им на момент созыва Собора. Выдвижение на второе место после Рима быстро растущей новой столицы - К-поля прав. Это правило долгое время вызывало возражения Римских понтификов, обосновывавших значение церковных престолов не политической ролью городов, но древностью апостольских миссий. В послании отцов Аквилейского Собора 381 императорам содержались жалобы епископов на притеснения со стороны Павлина Антиохийского и Тимофея Александрийского и требование созвать большой Собор в Александрии, чтобы положить этому конец Mansi.

Однако обстоятельства воспрепятствовали осуществлению этого плана, и в следующем году состоялись 2 отдельных Собора: вост. Патриаршество Феофила 384-412 В нач. На всем протяжении этого столетия язычники оставались многочисленной и влиятельной силой и в Александрии. Юлиан Отступник попытался было вернуть престиж вере предков, издав в столице Египта эдикт 4 февр. В такой обстановке выступления александрийских христиан против язычества могли стоить им жизни Сократ.

III 2-3; Созомен. Сохранились сведения о христ. Феодосий Великий, не принимая суровых мер против виновных, все же приказал разрушить все языческие святилища - очаги беспорядков. В 389 г. Александрийский Патриарх Феофил с изволения императора превратил в христ.

После кровавого столкновения христиан и язычников по указанию императора 391 были закрыты александрийский храм Сараписа и святилище того же бога в предместье Александрии Канопе , где Патриарх основал мон-рь Покаяния. Патриаршество Феофила было отмечено не только борьбой с язычеством, но и противостоянием оригенизму. В 394 г. Иеронима Стридонского и св. Вскоре, однако, Патриарх изменил свое мнение, созвав в Александрии Собор против приверженцев идей Оригена, к-рых было немало среди противостоявших Патриарху нитрийских монахов 399.

Правление Феофила было омрачено его раздором со свт. Иоанном Златоустом , Патриархом К-польским 398-404. Среди близких Феофилу людей был свящ. Исидор, к-рого он прочил в К-польские Патриархи по смерти Нектария 397. Однако позже Исидор, осуждавший сребролюбие Феофила и его страсть к строительству, впал в немилость.

Изгнанный из Александрии, он нашел прибежище у Иоанна Златоуста в К-поле. Вместе с Исидором там же укрылись преследуемые со стороны Феофила четверо «долгих братьев». Вызванный в К-поль для объяснений, Феофил объединился с противниками Златоуста во главе с императрицей Евдоксией. Результатом был печально знаменитый Собор «У дуба» 404. Но в целом деятельность Патриарха Феофила заслужила признание: отцы Эфесского Cобора 431 называли его вместе с Афанасием Великим в ряду знаменитых учителей Церкви, а св.

Кирилла 412-444 По смерти Феофила в Александрии начались споры о преемнике: одни склонялись в пользу его племянника Кирилла , др. Избранный Кирилл, участвовавший в низложении свт. Иоанна Златоуста, долгое время отказывался вносить его имя в диптихи и решился на это лишь в 419 г. Исидора Пелусиота. Свое правление Патриарх Кирилл начал борьбой с расколом последователей Новациана : он закрыл их церкви в Александрии, конфисковал сокровищницы и лишил имущества их еп.

При свт. Кирилле в Менуф близ Канопа были перенесены мощи святых Кира и Иоанна из александрийского храма св. Однако в этой считавшейся священной местности, куда язычники, евреи, а иногда и сами христиане приходили за прорицаниями и исцелением, язычники продолжали собираться еще в кон. Патриархи Александрийские слева направо : свт. Кирилл, свт.

Афанасий Великий, свт. Иоанн Милостивый. XVI в. В правление свт. Кирилла при попустительстве городских властей имело место нападение иудеев на христиан 414.

Патриарху пришлось улаживать конфликт, что вызвало жалобу на его самоуправство префекта Александрии Ореста; впрочем, послание свт. Кирилла к императору решило дело в его пользу. На помощь христианам Александрии пришло 500 монахов из Нитрии; один из них, Аммоний, был схвачен властями и умер в заключении под пытками. Противостояние церковных и светских властей накаляло обстановку в городе. Жертвой одной из вспышек насилия стала Ипатия, математик и философ-неоплатоник, подозревавшаяся в том, что, будучи язычницей, настраивала Ореста против Кирилла 415.

Ее убийство группой фанатиков причинило немало скорби Патриарху и всей Церкви Сократ. VII 13-15. По свидетельству Пасхального послания свт. Кирилла ок. Важным делом свт.

Кирилла была борьба с ересиархом, Патриархом К-польским Несторием 428-431. Когда в Египте стали известны его высказывания, в к-рых просматривалась новая ересь, они вызвали волнения прежде всего в среде монашества. Патриарх Кирилл обратился к епископам и монахам с посланием, убеждавшим их в правомерности именования Пресв. Девы Богородицей, и одновременно потребовал от Нестория объяснений. Поскольку тот не внял предупреждениям, Кирилл подготовился к борьбе.

Наставив находившихся в К-поле александрийских клириков, он направил сообщение о сложившемся положении папе Целестину I, сопроводив его подборкой документов, в результате Несторий был осужден на Соборе в Риме авг. Кирилл, на к-рого папа возложил миссию по исполнению решения Римского Собора в случае упорства Нестория в ереси, созвал в Александрии Собор и по его решению направил Несторию послание с 12 «анафематизмами» 430. Вскоре в Эфесе был созван Всел. III Собор 431 , где под председательством свт. Кирилла, представлявшего также по поручению папы Римский престол, несторианство было осуждено, а Несторий низложен.

Впрочем, мир в Церкви не был окончательно водворен, поскольку произошел конфликт между свт. Кириллом и Патриархом Антиохийским Иоанном , к-рый, опоздав к открытию Собора, вместе с сир. Переговоры о воссоединении Церквей длились 2 года при участии имп. Феодосия II. В результате их Патриарх Кирилл подписал объединительный Символ веры и 23 апр.

Низложенный Несторий окончил свои дни в ссылке. Кирилл, проведя в мире последние годы жизни, преставился в 444 г. Собора 451 назвали его «безупречным защитником веры». Вскоре по его кончине АПЦ была ввергнута в ожесточенную борьбу партий, придерживавшихся различных воззрений на природу Христа, повлекшую губительные расколы - монофизитский, а затем монофелитский; начался период быстрого и глубокого упадка АПЦ. Патриарх Диоскор и зарождение монофизитства По вступлении на престол Диоскор послал в Рим апокрисиария Посейдония с известием о своем избрании.

Ответ папы, свт. Льва Великого , содержал рекомендации Александрийской кафедре придерживаться рим. Налицо было сближение 2 крупнейших кафедр, Рима и Александрии, недавно совместными усилиями победивших ересиарха, занимавшего К-польский престол. Но вскоре ситуация изменилась. В 448 г.

Осужденный К-польским Патриархом Флавианом Евтихий, ссылавшийся на авторитет свт. Кирилла, воспользовался сочувствием Диоскора и покровительством имп. В 449 г. К-польский Патриарх Флавиан был осужден, а его противник Евтихий оправдан. Скандальность Собора, решения к-рого принимались под давлением грубой силы, принесла ему дурную славу: он вошел в историю под данным ему папой Львом именем «разбойничьего».

Папа, к к-рому обратились осужденные, направил 13 июня 449 г. Римский Собор осудил решения Эфесского 29 сент. Вскоре, при следующем имп. Маркиане , состоялся Всел. На первом заседании папский легат возражал против самого присутствия Диоскора на Соборе; на третьем - александрийские представители диаконы Феодор, Исхирий, пресв.

Афанасий, мирянин Софроний свидетельствовали против своего Патриарха. Обвинения касались не только догматических ошибок Диоскора, ему вменялись в вину многие нестроения АПЦ. В итоге Диоскор был лишен кафедры, архиерейского достоинства и права священнодействовать, о чем было сообщено александрийским клирикам, прибывшим на Собор. Управление Александрийским престолом до поставления нового Патриарха было поручено эконому Хармосину и архидиак. II 18.

Отцы Халкид. Собора, отказав Диоскору в праве голоса и осудив ересь Евтихия, приняли также ряд важных решений, касающихся церковного устройства. Это, несомненно, сильно задевало интересы Александрийской кафедры, с древности занимавшей второе после Рима место. По стечению обстоятельств первым К-польским Патриархом, к-рому пришлось воспользоваться преимуществами нового положения, стал александриец Патриарх Анатолий 449-458 , занявший в свое время при поддержке Диоскора место низложенного свт. Это правило, принятое в отсутствие папских легатов, не было признано в Риме; папа Лев выступил против такого «унижения» Александрии, считая, что личная вина Диоскора не оправдывает утраты ею своего исконного второго места в иерархии церковных престолов.

Низложение Диоскора Халкид. Собором, подписанное 308 епископами, было подтверждено и епископами Египта. Указом имп. Маркиана он был сослан в Гангры Пафлагония , где и умер спустя 3 года. Но с ересью не было покончено.

Египтяне в значительной степени поддержали монофизитство - не столько по вероисповедальному убеждению, сколько по политическим мотивам. Собор стал восприниматься в Александрии как победа К-поля, а значит, победа имп. Об этом, возможно, говорит и пренебрежительное имя мелькиты т. Не признавшие решений Халкид. Собора егип.

К коптам принадлежало большинство крестьянского населения Египта, говорившего на языке, восходящем к эпохе фараонов; в эллинизированной Александрии они поначалу оказались в меньшинстве. Патриаршество сщмч. Протерия 451-457 Немалое число александрийцев продолжало поддерживать Диоскора и после его осуждения. Они отказывались при его жизни принимать др. Тем не менее по указу имп.

Маркиана в Александрии все же прошли выборы нового Предстоятеля, к-рым стал архипресв. Протерий, управлявший Александрийской кафедрой во время Халкид. Но до церковного мира было далеко: поставление нового Патриарха, к-рого поддержали всего 4 егип. По вступлении на престол Протерий направил папе Льву исповедание веры и получил в ответ ободряющее послание. Патриарх созвал в Александрии Собор, на к-ром был осужден свящ.

Тимофей II Элур , один из видных последователей Диоскора, имевший много сторонников, особенно среди монашества. Смерть имп. Маркиана 457 позволила Тимофею добиться успеха: 2 епископа-еретика, Евсевий Пелусийский и Петр Майюмский, рукоположили его во архиепископа Александрийского. Разъяренная толпа растерзала Патриарха Протерия во время службы в баптистерии храма св. Кирина; его тело было предано огню.

Церковь празднует память сщмч. Протерия 28 февр. Он заместил епископские кафедры в Египте своими сторонниками.

Церковный суд признал их виновными по всем пунктам и постановил лишить сана. Сам о. Георгий Максимов канонические прещения и свое извержение из сана не признал и указывает, что Александрийский патриарх сам является злостным раскольником! Он ссылается на 2-е правила Антиохийского собора: «…Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто-либо из клира, окажется сообщающимся с отлученным от общения: да будет и сам вне общения церковнаго, яко производящий замешательство в чине церковном». Но как указывает православный публицист Станислав Минков на странное, но логически неизбежное следствие утверждения, что имеющий общение с отлученным до суда автоматически сам становится отлученным: «Если Константинопольский и Александрийский Патриархи отлучены в силу общения с отлученными раскольниками, то отлученными оказываются и предстоятели Церквей, не вступившие в общение с ПЦУ, но имеющие с ними общение например, Сербский и Болгарский патриархи. Но тогда отлученным оказывается и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, имеющий общение с этими патриархами, и все священнослужители РПЦ, поминающие на богослужении патриарха Кирилла, и все миряне РПЦ, причащающиеся у этих священнослужителей» [ 1 ].

Как бы то ни было, еще недавно о. Георгий Максимов утверждал, что старообрядцы не могли отделиться от новообрядческой церкви из-за исправления церковных книг и обрядов.

ВидеосправкаГероями нового выпуска спецпроекта интернет-издания Украина. В канонической УПЦ Московского патриархата назвали произошедшее грубым вмешательством государства в дела религии и призвали патриарха Варфоломея не идти на поводу у нынешних властей Украины. Председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил, что Московский патриархат разорвет евхаристическое общение с Константинопольской церковью в случае дарования им автокефалии раскольникам.

В РПЦ прокомментировали решение Александрийской церкви по патриарху Кириллу

Митрополит Клинский Леонид: Любые вердикты Александрийской Церкви в отношении духовенства Русской Православной Церкви будут канонически ничтожны. Своё решение греческий богослов Феодор II принял в связи «со вторжением Русской церкви в юрисдикцию Александрийской». Взаимоотношения Александрийской и Русской Православных Церквей в новейший период. В ноябре 2019 года Патриарх Александрийский Феодор признал неканоническую «Православную церковь Украины», созданную Константинопольским Патриархатом за год до этого. Высшая власть в Александрийской православной церкви принадлежит Священному синоду под председательством патриарха, в состав которого входят как епархиальные, так и титулярные митрополиты.

Современное положение АПЦ

  • Образование и Православие
  • Регистрация
  • Александрийский патриархат пошёл на обострение отношений с Русской церковью
  • Содержание
  • Ответный удар: Александрийская Церковь прекратила поминать Патриарха Кирилла

В Александрийской церкви прекратили поминать патриарха Кирилла

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ православная Поместная церковь, юрисдикция которой распространяется на Египет и Африку (2005). "Русская православная церковь глубоко опечалена информацией о решении александрийского патриарха Феодора признать Епифания Думенко в качестве руководителя Православной церкви Украины", — сообщил "Интерфаксу" замглавы синодального Отдела. Признают ли в Православии извержение из сана митрополита Леонида, совершенное Александрийской Церковью?

В РПЦ перешли священники Александрийской церкви с приходами

Мы также не исключаем, что кто-то из епископов Александрийского патриархата заявит о желании перейти в лоно Русской православной церкви», – цитирует РИА «Новости» митрополита. Священный Синод Александрийского патриархата решил прекратить поминовение имени Гундяева (патриарха РПЦ) во время литургии в ряду имен предстоятелей православных церквей, сообщает греческое агентство церковных новостей "Ромфеа". В Русской православной церкви будут вести переговоры с иерархами Александрийского патриархата, если они выразят несогласие с его решением, признавшего ранее украинских раскольников. Об этом в интервью РИА Новости сказал глава Отдела внешних церковных. Делитесь видео с близкими и друзьями по всему миру.

Смотрите также:

  • Александрийский патриархат на грани разрыва отношений с Коптской церковью из-за РПЦ
  • Александрийский патриарх выступил против отделения украинской церкви
  • Александрийская Православная Церковь
  • Об Александрийском Патриархате - «Остаётся только молиться о прекращении безумия»
  • Московский Патриархат

РПЦ больше не будет поминать в богослужениях главу Александрийской церкви

О том, как Александрийский Патриархат «отлучает от Церкви» русского епископа и африканского экзарха, о том, как православная Африка связана с событиями на Украине, и почему дело уже практически дошло до еще одного церковного раскола, выяснял. В недавнем окружном послании, которое опубликовал Патриарх Александрийский Феодор [1], к сожалению, утаивается правда. В письме главе Коптской Церкви Александрийский Патриарх выразил свое глубокое разочарование этим шагом, представляющим собой «прямое вмешательство в серьезные внутренние дела православной Церкви». Состоялась встреча председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви и главы Республики Мордовия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий