Новости 23 февраля ингуши и чеченцы

Депортация чеченцев и ингушей началась 23 февраля 1944 года. В районе Назрани 23 февраля состоялся траурный митинг, посвященный 68-годовщине выселения ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию.

Почему 23 февраля для Ингушей и Чеченцев НЕ ПРАЗДНИК???

78 лет назад, 23 февраля 1944 года, чеченцы и ингуши, подверглись репрессиям сталинского режима. Ардахар) депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. Государственный Комитет Обороны Товарищу Сталину С 23 по 29 февраля выселены и погружены в ж/д эшелоны 478,479 человек, в том числе 91,250 ингушей.

"Не те чеченцы". Семья Ташухаджиевых

23 февраля 2021, 12:02. В Ингушетии и Чечне 23 февраля прошли митинги в память о 77-й годовщине депортации ингушей и чеченцев в Казахстан и Среднюю Азию. Депортация ингушей и чеченцев с территории Чечено-Ингушской и Дагестанской АССР в Среднюю Азию и Казахстан длилась с 23 февраля по 9 марта 1944 года.

Новости по теме

  • Геноцид Ингушей и Чеченцев 23 февраля 1944 года - YouTube
  • Post navigation
  • Baurjan • Чечевица-1944, или Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля
  • НОВОСТИ. BEST:

В Чечне День защитника Отечества совпал с 58 годовщиной депортации чеченцев и ингушей

Недавно узнала, что 23 февраля в чечне день траура. Правда ли, что они не отмечают 23 февраля??? В 1944 году чеченцы и ингуши были обвинены в сотрудничестве с немецкими войсками. В качестве репрессивной меры было избрано переселение этих народов в республики Средней Азии. Было это 23 февраля по 9 марта. Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 02:00 по местному времени и завершилась 9 марта 1944 года. Операция началась по кодовому слову «Пантера» , которое было передано по радио.

Пионерами и школьниками, взявшими шефство, было собрано для госпиталей почти 27 тысяч рублей, 14 650 книг, 25 музыкальных инструментов, 242 настольные игры, 413 комплектов постельного белья, тысячи ручек и карандашей и многое другое [38]. Сельские труженики принимали активное участие в дополнительных сборах в фонд обороны. В 1941 году колхозники Сунженского района сдали тысячи центнеров зерновых и семян подсолнуха, более 1500 голов скота. За тот же период колхозники селения Алхан-Юрт сдал 105 голов скота, 600 центнеров сена, 100 центнеров зерна. На 10 января 1942 года колхозниками республики было внесено 458 центнеров мяса, 1435 центнеров картофеля, 13 центнеров овощей, 189 центнеров подсолнуха, 854 центнера зерна и т. В 1942 году в Галанчожском и Шатойском районах , где якобы шли восстания , колхозы досрочно выполнили государственный план по производству животноводческой продукции. При попытках ограбления колхозов бандиты нередко встречали отпор со стороны колхозников. Однако в результате перестрелки с местными жителями она потеряла убитыми и раненными до половины своего состава. Также погибли четыре местных жителя. Факты организованного сопротивления колхозников не были единичными: 23 колхозника были награждены грамотами Президиума Верховного Совета ЧИАССР за активное участие в борьбе с бандитизмом [40].

В 2000-х годах были рассекречены документы НКВД, сообщающие о серьёзном вкладе некоторых религиозных деятелей и сотен рядовых мюридов в борьбу с немецкими диверсантами [40]. Депортация состоялась, когда вермахт был отброшен на сотни километров от Кавказа, и, следовательно, явилась не военной необходимостью, а откровенно карательным актом. По мнению историков, обвинить в прямом предательстве целый народ, в глаза не видевший немцев, было для советского руководства непростой задачей. Поэтому официальным обвинительным мотивом и поводом для их депортации в этом случае стало «…активное и почти поголовное участие в террористическом движении, направленном против Советов и Красной Армии» [41]. Фальсификация данных[ править править код ] Некоторые источники ставят под сомнение достоверность официальных цифр, связанных с депортацией и её обоснованием, поскольку они разнятся в разных документах разных организаций. Кроме того, в этих документах отмечается тенденция подгонять цифры под заранее запланированные результаты [42]. А НКВД в своих документах намерено искажало факты и выбивало признания в преступлениях с представителей депортированных народов. Более того, оно занималось подгонкой фактов уже накануне и во время депортаций. Василий Иванович Филькин , который в годы войны занимал должность секретаря Чечено-Ингушского обкома КПСС и был членом « тройки » по борьбе с бандитизмом, утверждал, что данные НКВД и его сотрудников о количестве банд и бандитов не заслуживают доверия. За подобные утверждения в 1970-е годы его лишили должности заведующего кафедрой истории КПСС [43].

Вновь прибывшее начальство быстро исправило статистику в соответствии с пожеланиями руководства. Новые показатели стали одним из оснований для депортации балкарцев [44]. По документам НКВД, в ходе депортации чеченцев и ингушей было изъято более 20 тысяч единиц огнестрельного оружия, что плохо стыкуется с тем фактом, что при этом было арестовано всего лишь около 2 тысяч человек. Объясняется это расхождение тем, что органы НКВД брали заложников, которых отпускали только после сдачи родственниками задержанных оружия, которое покупалось у тех же сотрудников НКВД. В результате одно и то же оружие могло быть продано и сдано многократно [45]. В своей справке заместитель наркома государственной безопасности Богдан Захарович Кобулов писал: «В марте 1942 г. Дукуваха Абдурахманов и Явус Ахмадов называют эти утверждения «политической фальшивкой», поскольку фактически в республике было зафиксировано, по их данным, 4579 случаев дезертирства, и, соответственно, не могло быть такого числа бандитов [46]. Николай Фёдорович Бугай и его ученики А. Гонов, А. Хунагов и другие пытаются оправдать депортацию народов СССР.

Поскольку они не могут воспользоваться обвинениями, которые были развенчаны самим КГБ СССР в 1980-е годы, то они используют недомолвки, туманные намёки, выводы, никак не связанные с посылками и просто фальсификацию документов. Так, в одной из своих первых публикаций по депортации он приводит якобы текст телеграммы Л. Берии И. Сталину : Ознакомился с материалами по поведению балкарцев как во время наступления немецко-фашистских войск на Кавказе, так и после их изгнания… На самом деле эта телеграмма начинается так: В связи с предполагаемым выселением балкарцев с Северного Кавказа, я ознакомился с материалами об их поведении как во время наступления немецко-фашистских войск на Кавказе, так и после их изгнания… Таким образом, в документе скрыта ключевая часть фразы, чтобы подогнать его под нужную версию трактовки событий. В результате именно сфальсифицированный вариант документа попал во многие книги, посвящённые депортациям в СССР [47]. Излюбленным приёмом Н. Бугая и его учеников является изложение сводок НКВД с цифрами о высоком уровне бандитизма и дезертирства без указания национальности бандитов и дезертиров, с целью подвести читателя к мысли, что ими были представители депортированных народов [44]. Так, оправдывая депортацию корейцев , он говорит о бандитизме и дезертирстве в годы Второй мировой войны на Дальнем Востоке , откуда корейцы были поголовно выселены в 1937 году [43]. В качестве объяснения «предательству» депортированных выдвигается, например, благожелательное отношение к ним фашистов. Он ссылается на обращение Гитлера к своим подчинённым: На Кавказе, как нигде в другом месте России, адаты , мусульманские законы, шариат ещё крепко держат в руках большую часть горского населения в повиновении.

И это намного облегчает задуманную акцию. Горцы по натуре очень наивны и легкомысленны. С ними работать легче, чем с другими национальностями. Здесь Н. Бугай подменяет реальные события предполагаемыми намерениями Гитлера, не выясняя, насколько удачно ему удалось их реализовать.

Весной и летом 1957 на родину вернулись около 140 000 человек. Только их дома уже были заняты переселенцами из других регионов СССР.

Пригородный район Ингушетии был передан в состав Осетии. Люди хотели жить в тех домах, в которых они проживали до депортации. И большинству из них пришлось выкупать свои дома у людей, поселившихся в них после выдворения хозяев. По мнению большинства чеченцев своим возвращением они обязаны Хрущеву. Действительно, Каганович, Молотов и другие так называемые "сталинисты" выступали против возвращения репрессированных народов на историческую родину. Этих волков мы с трудом собрали из лесов, а вы хотите их вернуть... Хрущёв ответил: «И леса наши, и волки наши...

Это подтвердил и сам Берия во время процесса над ним в 1953 году. Но группа сразу же оказалась под полным контролем советских спецслужб. Она просуществовала в течение четырёх месяцев, пока НКВД не приняло решение о её ликвидации. Реальная численность банды другого известного противника власти Хасана Исраилова, включая внедрённых в её состав агентов НКВД, никогда не превышала 14 человек. Контакты между командирами немецких диверсионных групп и Исраиловым носили эпизодический характер и происходили только через сотрудников советских спецслужб, действовавших под видом нелегалов и выполнявших функции проводников и советников. По мнению ряда историков, ситуация с «широким антисоветским движением» в Чечено-Ингушетии являлась лишь масштабной игрой органов советской госбезопасности против германской разведки. В пользу этого объяснения говорит и тот факт, что руководители местных спецслужб, якобы поддерживавшие бандитов и резко критикуемые республиканскими партийными органами за бездействие, получали благодарности, ордена и чины от центрального руководства.

При попытках ограбления колхозов бандиты нередко встречали отпор со стороны колхозников. Однако в результате перестрелки с местными жителями она потеряла убитыми и раненными до половины своего состава. Также погибли четыре местных жителя. Факты организованного сопротивления колхозников не были единичными: 23 колхозника были награждены грамотами Президиума Верховного Совета ЧИАССР за активное участие в борьбе с бандитизмом. С 24 июня по 10 июля 1941 года более 17 тысяч жителей республики записались в народное ополчение, из них около 10 тысяч составляли вайнахи. Эти воинские формирования сражались на моздокско-малгобекском направлении. Помимо упомянутых, в республике также были сформированы 242-я горнострелковая дивизия, 16-я сапёрная бригада, 4-я маневренно-воздушная бригада, автобатальон, стрелковая маршевая дивизия, несколько резервных подразделений.

С ноября 1941 года в Грозном шло формирование 114-й Чечено-Ингушской кавалерийской дивизии. В дивизию записалось на 600 человек больше добровольцев, чем полагалось по штату. Однако завершить её формирование не удалось: в начале 1942 года был издан секретный приказ о прекращении призыва чеченцев и ингушей в действующую армию и о ненаграждении отличившихся бойцов из их числа.

Обмен огнем шел накоротке, так что попасть было немудрено и тем, и другим. В суматохе Магомед попытался выключить свет, и тут был ранен. А затем еще и еще, всего в него попало четыре пули — в ногу, шею, грудь и голову. Вся перестрелка была очень короткой. К моменту, когда к дому подошли военные, кто мог уже убежал, а во дворе остался труп Магомеда Цагараева. О том, сколько сообщников было у покойного Цагараева, данные противоречивы, но как минимум один из них был ранен, и пошел в больницу, назвавшись вымышленным именем, где его и захватили российские милиционеры.

Сообщается также о двух или даже трех других нападавших, смертельно раненных огнем Магомеда. Магомеда Ташухаджиева отправили сначала в городскую больницу, а затем вертолетом — в госпиталь Моздока, но шансов выжить у него уже не было. Его похоронили в селе Махкеты — родном селе отца в горах юго-восточной Чечни. Посмертно парню было присвоено звание Героя России. Отца похоронили там же. Ислам Ташухаджиев получил орден Мужества, закончил Суворовское училище и университет МВД, работал следователем, и его дальнейшая жизнь сложилась благополучно.

Как репрессии 1944 года повлияли на чеченский и ингушский народы?

Именно 23 февраля 1944 года в отношении вайнахов было совершенно страшное преступление - насильственное выселение чеченцев и ингушей с родных мест в Среднюю Азию. Так называемая операция "Чечевица". Чеченцы называют произошедшее Дохадар - т. Вернуться домой вайнахи смогли только через пятнадцать лет... Можно сколь угодно обвинять чеченцев и ингушей в попытке восстания против Сталина.

Однако вайнахские дети, женщины, старики депортированные в Казахстан и Киргизию тем февральским днем, уж точно не были ни в чем виноваты... Интересно, что в 1990-е и 2000-е годы 23 февраля в Чечне официально считалось Днем памяти и скорби.

Начавшаяся война еще больше усугубила эту сложную ситуацию.

Часть населения Чечено-Ингушетии открыто враждебно относилась к советской власти. По данным «Sciencespo» — научного издания, специализирующегося на изучении массовых убийств, геноцидов и местного сопротивления, некоторые жители ЧИАССР пытались установить контакт с немцами, как это сделали украинцы или русские. Несколько лидеров повстанческих группировок рассматривали наступление Германии как возможность получить автономию или даже независимость.

Однако немцы отказались принять их условия, и вайнахи прекратили все обсуждения. Официальные документы 1943-1944 годов свидетельствуют об обратном. В этих документах оценивается роль местного населения в остановке наступления немцев и сопротивлении захватчикам, которые в течение примерно двенадцати недель оккупировали только северо-запад республики, вся Чечено-Ингушетия оккупирована не была.

Фактически, многие ингуши и чеченцы служили в Красной Армии или принимали активное участие в партизанских движениях. Сотрудник факультета социальных наук Американского университета Ирака в Сулеймани и кандидат наук Джонатан Отто Поль, исследующий историю национальных меньшинств в СССР, склоняется к тому , что официальное обоснование советского руководства массовой высылки вайнахов как «За коллективную измену» имеет мало общего с реальностью и депортацию ингушей, чеченцев и балкарцев следует рассматривать как расовую дискриминацию и геноцид согласно интерпретации Международного права. Он также считает, что тезис о массовом сотрудничестве, сформулированный советским режимом для оправдания депортации, был всего лишь уловкой, мифом, изобретенным для оправдания сталинской национальной политики.

Но истинные причины депортации остаются спорными и неизученными, ввиду того, что в госархивах до сих пор не рассекречены документы об этом преступном акте. Но все же в своем исследовании Джанатан Отто Поль склоняется к тому, что причиной депортации стала непокорность этих народов и трудности с их советизацией. По его мнению, сталинский режим использовал войну как прикрытие и повод для того, чтобы наказать чеченцев и ингушей за их прошлое сопротивление и предотвратить любые их дальнейшие повторения в будущем.

Реабилитация Чеченцы и ингуши провели в ссылке долгих 13 лет, в течение которых многие погибли от холода и голода, а юридические права оставшихся в живых жестко нарушались. В 1957 году Никита Хрущев подписал указ о реабилитации жертв политических репрессий. Многие чеченцы и ингуши начали возвращаться на Родину.

Но и тут вайнахи оказались дискриминированы больше многих остальных депортированных, поскольку их административно-государственная реабилитация восстановление национальной государственности не была подкреплена реабилитацией территориальной восстановлением границ национальных автономий на момент депортаций.

На самом митинге собрались представители различных политических и общественных организаций и движений, а также простые люди, неравнодушные к исторической памяти своего народа. Многие из присутствовавших на митинге отметили, что подобного народного единения не наблюдали уже давно. Своей вступительной речью митинг открыл чеченский историк и политолог Джамбулат Сулейманов. Историк отметил, что митинг приурочен к трагической дате выселения народа, но также преследует своей целью объединение чечено-ингушских диаспор. Митингующие вспоминали о родных и близких, умерших по пути следования в места депортации, а также в годы выселения, и о том, что Российская Федерация должна нести ответственность за деяния сталинского тоталитаризма.

Я ребенок, меня можно было в туалет отвести, а женщин очень много погибло от разрыва мочевого пузыря. Стеснялись люди, стыд тогда еще был в законе». Из них старик и мальчик были заколоты штыками. В хуторе Амки Галанчожского района оставалось после переселения пять женщин-старух, которые по состоянию здоровья не могли следовать на пункты сбора. Рапорт начальника Галанчожского оперсектора Алексея Гранского заместителю наркома государственной безопасности Богдану Кобулову. В соседнем вагоне старушка умирала. И у нее был единственный сын. Она была, наверное, в беспамятстве и твердила, что хочет молока. На одной из остановок ее сын взял солдатский котелок и побежал на станцию. Где-то он купил это молоко. Я хорошо помню тот котелок, сейчас военные котелки вроде сплющенные, а тогда они были круглые, алюминиевые, белые. Мужчина был в полушубке, в левой руке у него был котелок. Поезд уже двинулся, и он бежал. Очень он старался догнать наш вагон. Дверцы вагона еще не были закрыты, в них стоял солдат, и я сквозь него видел, как этот человек бежит. И когда солдат понял, что мужчина нас уже не догонит, он выстрелил. Я помню, как плеснуло молоко, — очень часто мне это снится. И он растянулся на снегу. Это был рядовой случай. Бывали случаи смерти. Особенно много умирало людей, выселенных с гор. Это абсолютно вольные люди, их затолкали, как мух, в коробочку, и они не выдерживали. Медицинской помощи нам не оказывали, не было ни одного врача ни в одном вагоне. Но в отчетах НКВД санитарный час обозначался. На каждой станции, когда поезд на 15—20 минут останавливался, входили солдаты и проверяли, нет ли умерших. Люди скрывали, потому что надеялись предать тела земле по-человечески там, куда прибудут. У одного мужчины умерла мать, он положил ее к стенке, прикрыл одеялом, а сам лег к ней спиной — надеялся, что ее не найдут. Солдаты отобрали у него тело матери и выбросили в снег. С нами не нянчились: малейшее недоразумение и несогласие — расстрел. Конечно, везти трупы две-три недели невозможно. На больших станциях их сгружали на пол, а на малых, где не было помещений, родственники зарывали тела прямо в снег. Обязательно читали молитву, но уже потом, в поезде». Крайне неудовлетворительно проводится раздача скота, а розданный скот из-за отсутствия работы многие спецпереселенцы режут и продают. В ряде районов заготовка местных стройматериалов, строительство и ремонт жилдомов прекращены». От Челябинска 100 км. Мой отец был столяр по профессии. Он долго болел туберкулезом и впоследствии от этой болезни умер. Но работал он до последнего дня. От голодной смерти нашу семью и спасло то, что он был хороший мастер своего дела.

В Чечне и Ингушетии почтили память жертв депортации митингами и чтением молитв

26 февраля 2004 года Европейский парламент признал факт депортации чеченцев и ингушей актом геноцида. В феврале 1944 года указом Лаврентия Берии началась массовая депортация чеченцев и ингушей, операция носила название "Чечевица". Геноцид: 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию. весьма скорбная дата. Кроме того, глава Меджлиса отмечает, что 23 февраля "навсегда останется также черным днем в истории ингушского и чеченского народов".

23 февраля 1944 года советская власть депортировала сотни тысяч чеченцев и ингушей

Каждый человек всегда найдет оправдание собственным неблаговидным поступкам. Каждый способен простить самому себе даже чертовски гнусную подлость. А простив, постарается забыть. Останется только маленькое, расплывчатое, стертое временем пятнышко где-то в подсознании, которое когда-нибудь, спустя десятки лет, вдруг раскроется и начнет саднить с прежней силой. Примерно то же происходит с целыми народами.

Десятки, сотни тысяч умов, спаянные в единое целое коллективным бессознательным, с удовольствием вспоминают далекое героическое прошлое, мудрых правителей, благородных полководцев, великих творцов своей страны. И старательно забывают, переиначивают, ищут хоть крупицу положительного в неприглядных и страшных страницах собственной истории. Как-то не заладилось Отношения у чеченского и ингушского народов с советской властью складывались непросто. Впрочем, вряд ли можно было ожидать сердечной привязанности, помня о: карательных экспедициях русских войск в Чечню, длившихся с 1721 по 1783 год и сопровождавшихся сожжением целых аулов, взятием заложников из наиболее влиятельных чеченских семей, казнями и насильственным приведением населения к присяге на подданство России; ответной ненависти и массовых восстаниях против колонизации; совместном вооруженном восстании чеченцев, осетин, ингушей и кабардинцев против российских властей 1804 года; оттеснении чеченцев с плодородных равнинных земель в горы наместником Кавказа генералом Ермоловым; о других восстаниях, набегах, длившихся без значительных перерывов до марта 1920 года, когда войска Красной армии вошли в Грозный.

И уже в сентябре 1920 года началось массовое антисоветское восстание в горных районах Чечни и Северного Дагестана, подавленное Советской армией только в марте 1921-го. Весной 1923 года чеченцы разгромили избирательные участки, противясь навязыванию «своих людей» центральными органами на выборах в местные советы. На подавление этого мятежа была брошена дивизия НКВД. Еще более масштабная войсковая операция была проведена в августе 1925 с целью разоружения населения, пресечения грабежей и угона скота.

С 8 по 28 декабря последовала новая войсковая операция с участием подразделения ОГПУ. Это произошло из-за отказа чеченцев от поставки хлеба государству. Весной 1930 года антисоветское движение только усилилось, и снова потребовалось введение войск. В 1932 году коллективизация породила новое массовое восстание чеченцев, подавленное военными и закончившееся депортацией целых аулов.

Всего с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний от 500 до 5000 повстанцев и более 50 менее значимых. За этот период Красная армия потеряла там более 3500 своих бойцов. Очередное вооруженное антисоветское восстание началось в январе 1940 года. Причины депортации Привыкшие к постоянным стычкам с военными и веками оттесняемые с плодородных земель в горы более сильным противником чеченцы зачастую организовывали бандформирования, совершавшие набеги на близлежащие станицы.

Дополнительным поводом к силовой операции послужило массовое дезертирство.

Операция началась по кодовому слову «Пантера» , которое было передано по радио. Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинением со стороны местного населения. По официальным данным в ходе операции были убиты 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента» , изъято более 20 тыс. Скрыться в горах сумели 6544 человека. Всего к 9 марта было принято для конвоирования и отправлено 180 эшелонов по 65 вагонов в каждом, с общим количеством переселяемых 493 269 человек то есть в среднем по 2740 человек на эшелон. Властями были предусмотрены медицинское и продовольственное сопровождение эшелонов переселенцев. По пути следования эшелонов родилось 56 и умерло 1272 человека.

Действительно, Каганович, Молотов и другие так называемые "сталинисты" выступали против возвращения репрессированных народов на историческую родину. Этих волков мы с трудом собрали из лесов, а вы хотите их вернуть... Хрущёв ответил: «И леса наши, и волки наши... Это подтвердил и сам Берия во время процесса над ним в 1953 году.

Но группа сразу же оказалась под полным контролем советских спецслужб. Она просуществовала в течение четырёх месяцев, пока НКВД не приняло решение о её ликвидации. Реальная численность банды другого известного противника власти Хасана Исраилова, включая внедрённых в её состав агентов НКВД, никогда не превышала 14 человек. Контакты между командирами немецких диверсионных групп и Исраиловым носили эпизодический характер и происходили только через сотрудников советских спецслужб, действовавших под видом нелегалов и выполнявших функции проводников и советников.

По мнению ряда историков, ситуация с «широким антисоветским движением» в Чечено-Ингушетии являлась лишь масштабной игрой органов советской госбезопасности против германской разведки. В пользу этого объяснения говорит и тот факт, что руководители местных спецслужб, якобы поддерживавшие бандитов и резко критикуемые республиканскими партийными органами за бездействие, получали благодарности, ордена и чины от центрального руководства. При попытках ограбления колхозов бандиты нередко встречали отпор со стороны колхозников. Однако в результате перестрелки с местными жителями она потеряла убитыми и раненными до половины своего состава.

Также погибли четыре местных жителя. Факты организованного сопротивления колхозников не были единичными: 23 колхозника были награждены грамотами Президиума Верховного Совета ЧИАССР за активное участие в борьбе с бандитизмом. С 24 июня по 10 июля 1941 года более 17 тысяч жителей республики записались в народное ополчение, из них около 10 тысяч составляли вайнахи. Эти воинские формирования сражались на моздокско-малгобекском направлении.

Помимо упомянутых, в республике также были сформированы 242-я горнострелковая дивизия, 16-я сапёрная бригада, 4-я маневренно-воздушная бригада, автобатальон, стрелковая маршевая дивизия, несколько резервных подразделений. С ноября 1941 года в Грозном шло формирование 114-й Чечено-Ингушской кавалерийской дивизии. В дивизию записалось на 600 человек больше добровольцев, чем полагалось по штату. Однако завершить её формирование не удалось: в начале 1942 года был издан секретный приказ о прекращении призыва чеченцев и ингушей в действующую армию и о ненаграждении отличившихся бойцов из их числа.

В связи с депортацией представленные к медалям и орденам в том числе и Герои Советского Союза воины из Чечено-Ингушетии часто оставались без награды либо были награждены намного позже, зачастую посмертно. Звания Герой Советского Союза были удостоены 36 воинов из 147 представленных к званию уроженцев Чечено-Ингушетии, но только 6 награждённых были записаны чеченцами включая Мовлади Висаитова, удостоенного звания в 1990 году. В наградных документах Хаваджи Магомед-Мирзаев был записан татарином, Ирбайхан Бейбулатов — кумыком, Хансултан Дачиев — осетином, Ханпаша Нурадилов — азербайджанцем, национальность Абухаджи Идрисова вообще не была указана. После начала депортации представители репрессированных народов были демобилизованы из Красной Армии и направлены для работы в тыловых частях.

Однако некоторым участникам войны удалось сфабриковать новые документы и остаться в действующей армии после депортации. Будущий Герой Советского Союза, командир кавалерийского полка Мавлид Висаитов остался в войсках и был одним из первых, кто встретился с американскими войсками на Эльбе.

Мы ехали долго, было очень холодно, я заболела тифом. На наших глазах умирали люди, наши братья и сестры. Если кто-то умирал, его выбрасывали в пути, мужчин и стариков избивали. Это было страшное время. Когда наш состав остановился на одной из станций, нас заставили выйти и делали так, чтобы семьи не были вместе, отделяли. Мне удалось остаться с мамой. Мы остались на станции «Уш тобе», нас приняли местные жители, делились с нами самым дорогим — своим добрым отношением, нас никогда не обделяли». Из рассказа Чоки Шамсадова, дедушке 100 лет: «Загружали в вагоны и везли людей в неведении, мы не понимали куда мы едем.

Никто не учитывал наших адатов обычаев. Женщин сажали вместе со стариками и мужчинами. Мужчины не могли пойти в туалет и умирали от разрыва мочевого. Ну как бы они это сделали перед старейшинами? В Казахстане, я помню, выкинули нас около 80 человек в степи, где нас окружили казахские аксакалы и долгое время не могли подойти близко. Позже мы узнали, что казахов пугали, мол, везут к вам людоедов. Нас в тот день забрали в казахские семьи, так мы и остались тут», — рассказывает Чока Шамсадов.

Как-то не заладилось

  • ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
  • Как-то не заладилось
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
  • Об Академии
  • НОВОСТИ. BEST:

Новости по теме

  • НОВОСТИ. BEST:
  • Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»
  • Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»
  • 23 ФЕВРАЛЯ ДЕПОРТАЦИЯ ИНГУШЕЙ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Трагедия вайнахов: Чеченцы и ингуши благодарят казахский народ за помощь

23 февраля - день трагедии чеченцев и ингушей Депортация чеченцев и ингушей (операция «Чечевица») — депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССРи прилегающих к ней районов в Казахстан и Киргизию в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года.
Митинг в Страсбурге в память депортации чеченцев и ингушей — Викиновости Однажды на конференции в Норвегии, посвященной проблемам Чечни, оратор-чеченец начал бранить режим Дудаева.

23 февраля - день трагедии чеченцев и ингушей

Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года Однажды на конференции в Норвегии, посвященной проблемам Чечни, оратор-чеченец начал бранить режим Дудаева.
«Помним и не забудем». Хабиб почтил память депортированных чеченцев и ингушей Депортация чеченцев и ингушей началась 23 февраля 1944 года.

Почему 23 февраля для Ингушей и Чеченцев НЕ ПРАЗДНИК???

Чеченцы и ингуши при Советской власти жили зажиточно, в достатке, гораздо лучше, чем в дореволюционное время, в чём я лично убедился после четырёх месяцев с лишним нахождения на территории Чечено-Ингушетии. 23 февраля 2002, 22:02. В Чечне День защитника Отечества совпал с 58 годовщиной депортации чеченцев и ингушей. Командование федеральной группировки накануне этой даты не предпринимало особых мер безопасности. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Главная» Новости» Ссылка чеченцев сталиным 23 февраля. 23 февраля сегодня запомнилось большинству ингушей и чеченцев как день трагедии.

Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля

Реабилитация Чеченцы и ингуши провели в ссылке долгих 13 лет, в течение которых многие погибли от холода и голода, а юридические права оставшихся в живых жестко нарушались. В 1957 году Никита Хрущев подписал указ о реабилитации жертв политических репрессий. Многие чеченцы и ингуши начали возвращаться на Родину. Но и тут вайнахи оказались дискриминированы больше многих остальных депортированных, поскольку их административно-государственная реабилитация восстановление национальной государственности не была подкреплена реабилитацией территориальной восстановлением границ национальных автономий на момент депортаций. Иными словами, Чечено-Ингушетия была восстановлена, но не в том виде и не в тех границах, какой она была до депортации населения. Впоследствии это обернулось еще одной этнической чисткой ингушей, на этот раз в Пригородном районе Северной Осетии, который до депортации был ингушским. В Ингушетии, вопреки недовольству населения, на мемориале памяти и славы 23 февраля традиционно отмечаются две даты: День защитника Отечества и День памяти и скорби. На телевидении программы о депортации подвергаются жесткой цензуре, не приветствуются рассказы очевидцев о жестокости солдат Красной Армии и сотрудников НКВД к депортированным.

В 2018 году на митинге в Ингушетии во время выступления представителей общественных организаций на тему Дня памяти и скорби представители власти включили громкую военную музыку, но кто-то из толпы перерезал провода и общественники смогли продолжить выступление. В Чечне в 2011 году день памяти и скорби был перенесен с 23 февраля на 10 марта. Глава Чечни Рамзан Кадыров объяснил это тем, что республика должна отмечать государственные праздники России вместе с другими регионами, а президент Ассамблеи народов Кавказа Руслан Кутаев даже был осужден после выступления против запрета мероприятий ко Дню памяти и скорби. В 2014 году чеченским режиссером был снят художественный фильм о депортации чеченцев и ингушей «Приказано забыть», однако Минкульт России не выдал картине прокатное удостоверение, посчитав, что фильм разжигает межнациональную рознь. В феврале 2019 года одна из общественных организаций Ингушетии обратилась к депутатам Народного Собрания республики с просьбой инициировать перенос празднования Дня защитника Отечества с 23 февраля на другую дату и выйти с этой законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания России. Но инициатива осталась без ответа. В 1991 году был принят Закон о реабилитации репрессированных народов, который признавал право репрессированных на восстановление территорий и национально-государственных образований.

Однако этот закон не исполнен до сих пор. Точка зрения авторов публикаций не обязательно отражает мнение и позицию TRT на русском.

Более того, оно занималось подгонкой фактов уже накануне и во время депортаций. Филькин, который в годы войны занимал должность секретаря Чечено-Ингушского обкома КПСС и был членом «тройки» по борьбе с бандитизмом, утверждал, что данные НКВД и его сотрудников о числе банд и бандитов не заслуживают доверия. За подобные утверждения в 1970-е годы его лишили должности заведующего кафедрой истории КПСС[. Вновь прибывшее начальство быстро исправило статистику в соответствии с пожеланиями руководства. Новые показатели стали одним из оснований для депортации балкарцев[. По документам НКВД, в ходе депортации чеченцев и ингушей было изъято более 20 тысяч единиц огнестрельного оружия, что плохо стыкуется с тем фактом, что при этом было арестовано всего лишь около 2 тысяч человек. Объясняется это расхождение тем, что органы НКВД брали заложников, которых отпускали только после сдачи родственниками задержанных оружия, которое покупалось у тех же сотрудников НКВД. В результате одно и то же оружие могло быть продано и сдано многократно[.

В своей справке заместитель наркома государственной безопасности Б. Кобулов писал: «В марте 1942 г. Абдурахманов и Я. Ахмадов называют эти утверждения «политической фальшивкой», поскольку фактически в республике было зафиксировано, по их данным, 4579 случаев дезертирства, и, соответственно, не могло быть такого числа бандитов[. Операция «Чечевица» Подготовка Есть основания полагать, что подготовка к выселению началась весной 1942 года, когда была приостановлена мобилизация чеченцев и ингушей под предлогом якобы невозможности содержать их в частях горцы не ели свинину, а свиная тушёнка и жир были единственным мясным питанием красноармейцев в это время [55]. Бериио якобы массовых проявлениях бандитизма и дезертирства в республике, которая была одобрена последним. В Казахстане и Средней Азии началась подготовка к приёму спецпереселенцев. Для контроля над ними было создано 135 районных и 375 поселковых комендатур. Ставропольский крайком ВКП б с октября 1943 года готовил списки русских переселенцев в Чечено-Ингушетию. С лета 1943 года в Грозном собирались войска, хотя линия фронта уходила всё дальше на запад.

Прибывавшие войска НКВД переодевались в общевойсковую форму. Разведывательные самолёты совершали регулярные облёты горных районов. Для успокоения местного населения официально было объявлено о проведении масштабных учений в горных районах республики. Войска располагались в лагерях вблизи сёл. К населению обращались с просьбами по улучшению и строительству дорог. Население относилось к солдатам радушно. Например, мужское население Майстинского сельсовета не только добровольно доставило военные грузы к горным гарнизонам, но также «преподносит подарки, вкусную пищу и предложили обеспечить все гарнизоны дровами из собственных запасов». Берия прибыл в Грозныйи лично руководил операцией, куда под видом «учений в горной местности» была переброшена армия в составе 100 тысяч человек, включая 18 тысяч офицеров и до 19 тысяч оперативных работников НКВД, НКГБ и «Смерш». Некоторые офицеры были прикомандированы в Чечено-Ингушетию из самых отдалённых районов страны, например, ставший впоследствии печально известным комиссар госбезопасности 3-го ранга Михаил Гвишиани, бывший на тот момент начальником УНКВД по Приморскому краю. На следующий день он встретился с руководством республики и высшими духовными лидерами, предупредил их об операции и предложил провести необходимую работу среди населения.

Об этом Берия докладывал Сталину: Депортация и отправка эшелонов в пункты назначения началась 23 февраля 1944 года в 2:00 по местному времени и завершилась 9 марта того же года. Депортация сопровождалась немногочисленными попытками бегства в горы или неподчинения со стороны местного населения. Есть свидетельства о сожжении заживо до 700 человек в ауле Хайбах в Галанчожском районе, однако достоверность этого события оспаривается рядом историков.

Но есть основания полагать, что последствия транспортировки людей в скотских вагонах были значительно тяжёлыми. После выселения основной массы чеченцев и ингушей, из гор было вывезено 6544 чел.

На 15 апреля 1944 года на территории Грузинской ССР проживали 2741 чеченцев и 14 ингушей. Они также были отправлены в места ссылки основной массы чечено-ингушского населения. Таким образом, общая численность чеченцев и ингушей, подвергшихся выселению, к 1 маю 1944 составляла 505759 чел. Расскажите пожалуйста, с чем столкнулись чеченцы и ингуши в ходе самой высылки? Имели ли место трагедии наподобие Хайбаха, которые не получили огласки?

С первой же минуты начала выселения чеченцы и ингуши столкнулись с вопиющим беззаконием. Исполнители воли тиранов относились к своим жертвам как, мягко говоря, каратели, приводящие в исполнение приговор высшей власти. Бесспорно, были и случаи, когда отдельные офицеры, солдаты сочувственно, с состраданием относились к «наказанным», особенно к пожилым, женщинам и детям, немощным, больным. Но это единичные примеры. Хайбах — это страшная трагедия!

Она обнажила не только чудовищную жестокость диктаторского режима, но и уродство его слуг, исполнителей его воли, его стражей. Эту картину невозможно воспроизвести без содрогания, без жалости и скорбных слёз… Мне лично неизвестно, были ли подобные расправы. Однако есть архивные сведения о расстрелах невинных людей в отдельных районах Чечено-Ингушетии, и не только в высокогорных… В 2011 г. Можно сказать, что это сборник документальных источников. Не все сюжеты авторами разделов интерпретируются объективно, без предвзятости… Но в целом для думающего читателя, исследователя добротный материал для изучения страниц истории нашего народов, в том числе и трагических.

Кстати, здесь приводятся отдельные факты незаконных расстрелов «ни в чём не повинных граждан» См. По прибытии в места ссылки какие основные проблемы встали перед «спецпоселенцами»? Людей косили голод, холод, болезни, в т. Об этом свидетельствует официальная статистика. На 1 января 1945 г.

Детей до 16 лет……………………………………222713 чел. К этому времени с 21 марта 1944 года численность чеченцев и ингушей уменьшилась на 48061 чел. По данным на 1 января 1949 года убыль чечено-ингушского населения составила более 130 тысяч человек. Первое время местное население к ссыльным относилось, мягко говоря, недоброжелательно. Были разного рода эксцессы.

Чеченцы и ингуши в местах «спецпоселения» значительный период времени чувствовали себя незащищёнными. Таковыми они были: бесправные, под надзором комендатур, точнее — комендантов, главная функция которых — жандармская. В 1948 году государство объявило всех спецпоселенцев высланными на вечные времена. Жестокость отношения к ним усилилась. Когда иллюзии скорого возвращения на родную землю рассеялись, спецпоселенцы стали искать и находить способы и механизмы отстаивания своих прав.

Об этих нюансах достаточно объёмно написал казахский исследователь Жарас Акишевич Ермекбаев. Надо также отметить, что со временем и местное население изменило свое отношение к «наказанным народам». Казахи, киргизы, в районах компактного проживания которых создавались спецпоселения чеченцев и ингушей, стали всячески помогать невинно пострадавшим. До сих пор немало семей поддерживают не только дружеские, но и родственные отношения с представителями этих народов, в то трудное время подавших руку братской помощи нуждающимся. А нужда была во всём.

Положение изменилось практически сразу же после смерти тирана Сталина. Как 13 лет проживания на чужбине в тяжелейших условиях повлияли на народ?

Одними из первых в рядах Красной Армии оказывали сопротивление при вторжении фашистов на территорию СССР, вели ожесточенные бои, очищая от фашистской оккупации города Советского Союза. Но все это не ставилось властями во внимание в своем неуемном желании погубить свободолюбивый и гордый народ. Да смилостивится Всевышний Аллах над всеми погибшими в то трагическое время! С чеченского народа были сняты обвинения в предательстве, и наши предки смогли вернуться на Родину. Изможденные, потерявшие родных и близких, но сохранившие свою национальную идентичность, свою культуру, традиции и обычаи, веру во Всевышнего Аллаха, они начали жить заново, налаживая свою жизнь по крупинкам.

23 ФЕВРАЛЯ ДЕПОРТАЦИЯ ИНГУШЕЙ

Спикер парламента Ингушетии Махмуд Сакалов на презентации книги отметил, что издание книги на основании неопровержимых документальных источников о роли репрессированных народов в Победе в Великой Отечественной войне является знаменательным событием, значимость которого невозможно переоценить. Все наравне делили тяготы военного времени. Однако единение и мужество перед лицом смертельной опасности, массовый героизм и самоотверженность бойцов не были приняты во внимание тоталитарным режимом, когда начались массовые репрессии", - заявил Сакалов. По его словам, монография является масштабным и глубоким исследованием актуальных вопросов истории депортированных народов, говорится в сообщении на официальном сайте Республики Ингушетия.

В издании, вышедшем 6-тысячным тиражом, описываются судьбы представителей репрессированных народов, в частности, Георгия Ленгемаки - одного из создателей "Катюши", в последствии приговоренного к высшей мере наказания, легендарного пулеметчика Хампаши Нурадилова, Ширвани Костоева, получившего звание Героя России посмертно спустя много лет, передает "Северный Кавказ". Председатель Союза репрессированных народов Российской Федерации, инициатор создания книги Аркадий Горяев считает, что построение справедливого общества в России невозможно без реабилитации репрессированных народов. Реализация этого закона станет одним из основных вопросов, внесенных в повестку дня форума.

В работе съезда примут участие представители депортированных народов - карачаевцев, балкарцев, ингушей, чеченцев, калмыков.

Но кто станет слушать предателя, врага народа? Никто даже в сторону его не посмотрел. Не дав собраться, его увезли.

Бабуля мне рассказывала, как уже в дороге она молилась, чтобы среди выброшенных тел не оказалось ее матери, сестры или отца»,, — рассказывает «Газете. Ru» историю своей бабушки Асет Окуева. Вместе с ней были еще шесть девочек из Чечни, которых привез родной отец из-за того, что ему нечем было их кормить. Каждый день он приходил навестить своих детей.

Таус, пытавшаяся найти свою семью, тщательно расспрашивала мужчину. По велению судьбы оказалось, что отец шестерых девочек родом из ее села, и он обещал Таус найти ее родственников.

Хочу отметить, что сама постановка вопроса «За что выселялись народы? Правомерно ставить вопрос «Почему выселялись народы, в том числе чеченский и ингушский? В поисках ответа на этот вполне логичный вопрос ряд авторов выдвигают версии, которые заслуживают внимания. Но их анализ — задача академической аудитории. Как осуществлялась сама операция по переселению такого большого количества людей: чеченцев и ингушей? Подготовка операции, цинично получившей название «Чечевица», осуществлялась в строгой секретности и с тщательным учётом всех нюансов.

О всех перипетиях я говорить не буду, но отмечу, на мой взгляд, основные из них. Подготовка к выселению чеченцев и ингушей началась ещё ранней осенью 1943 года. Есть свидетельства, что первоначально планировалось чеченцев и ингушей переселить в регионы Сибири. В течение января 1944 года окончательно было решено выслать в Казахстан и Киргизию. Под видом подготовки проведения масштабных военных учений в горной местности республики перед её началом органами власти были поставлены задачи осуществить ремонт дорог, в первоочередном порядке - горных и высокогорных районов, провести переучёт населения, особо тщательно чечено-ингушского. В начале 1944 года в Чечено-Ингушетию стали прибывать оперативные сотрудники органов внутренних дел регионов СССР, особенно центральных, а также контингент внутренних войск. Республика была разбита на четыре оперативных сектора. Выселение началось ранним утром 23 февраля 1944 года.

Это была бесчеловечная чудовищная акция. Не вижу необходимости в деталях рассказывать о бесчинствах и издевательствах, которые творились исполнителями зловещей воли тирана Сталина над беззащитными людьми только из-за того, что они чеченцы или ингуши. О них многократно писалось и говорилось. Прием эшелонов со спецпереселенцами чеченцами и ингушами в Казахстане и Киргизии был закончен 21 марта 1944 года. Было госпитализировано 1070 человек. Это цифры из официальных источников. Но есть основания полагать, что последствия транспортировки людей в скотских вагонах были значительно тяжёлыми. После выселения основной массы чеченцев и ингушей, из гор было вывезено 6544 чел.

На 15 апреля 1944 года на территории Грузинской ССР проживали 2741 чеченцев и 14 ингушей. Они также были отправлены в места ссылки основной массы чечено-ингушского населения. Таким образом, общая численность чеченцев и ингушей, подвергшихся выселению, к 1 маю 1944 составляла 505759 чел. Расскажите пожалуйста, с чем столкнулись чеченцы и ингуши в ходе самой высылки? Имели ли место трагедии наподобие Хайбаха, которые не получили огласки? С первой же минуты начала выселения чеченцы и ингуши столкнулись с вопиющим беззаконием. Исполнители воли тиранов относились к своим жертвам как, мягко говоря, каратели, приводящие в исполнение приговор высшей власти. Бесспорно, были и случаи, когда отдельные офицеры, солдаты сочувственно, с состраданием относились к «наказанным», особенно к пожилым, женщинам и детям, немощным, больным.

Но это единичные примеры. Хайбах — это страшная трагедия! Она обнажила не только чудовищную жестокость диктаторского режима, но и уродство его слуг, исполнителей его воли, его стражей. Эту картину невозможно воспроизвести без содрогания, без жалости и скорбных слёз… Мне лично неизвестно, были ли подобные расправы. Однако есть архивные сведения о расстрелах невинных людей в отдельных районах Чечено-Ингушетии, и не только в высокогорных… В 2011 г. Можно сказать, что это сборник документальных источников. Не все сюжеты авторами разделов интерпретируются объективно, без предвзятости… Но в целом для думающего читателя, исследователя добротный материал для изучения страниц истории нашего народов, в том числе и трагических. Кстати, здесь приводятся отдельные факты незаконных расстрелов «ни в чём не повинных граждан» См.

По прибытии в места ссылки какие основные проблемы встали перед «спецпоселенцами»?

И многие, кто стеснялся делать это при всех, умирали от разрыва мочевого пузыря. Но, конечно, депортировать жителей горных районов, было гораздо сложнее. Хутора и аулы были сильно разбросаны по большой территории, а приказ от высшего руководства был однозначным: не оставлять на местах никого.

Потому одним из самых известных и трагичных решений стал инцидент, когда были сожжены и расстреляны 700 человек. По мнениям историков есть несколько версий причин выселения. По официальным данным НКВД, депортировали народы за сотрудничество с немецкими войсками и дезертирство. По другой версии, чеченцы и ингуши могли примкнуть к туркам в войне с фашистами и стать «пятой колонной» для Красной армии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий