Новости замерзает ли восточно сибирское море

Восточная часть Восточно-Сибирского моря. окраинное море Северного Ледовитого океана у северо-восточных берегов Азии, между Новосибирскими островами и островом Врангеля. Восточно-Сибирское море, омывающее северные берега России на Востоке, при всей своей мелководности буквально замораживает. Ледовая обстановка в Восточно-Сибирском море по-прежнему остаётся сложной.

Замерзает ли восточно сибирское море. Все об акулах

В результате климатических изменений в центре Сибири образуется огромное море. Восточно-Сибирское – сравнительно небольшое море. 1.1. Физико-географическое положение Восточно-Сибирского моря Восточно-Сибирское море расположено между Новосибирскими островами и о. Врангеля.

 Восточно-Сибирское море.  Восточно-Сибирское море Восточно сибирское море замерзает или нет

Восточно-сибирское. 7-8 месяцев ледяного плена; Чукотское. То же самое – с ноября по май море замерзает. Ангара не замерзает у своего истока, ближе к Иркутской ГЭС она покрывается льдом, а ниже бьефа вновь течёт, как летом. Восточно-Сибирское море — Восточно Сибирское море, окраинное море Северного Ледовитого океана, между Новосибирскими островами и островом Врангеля. Ангара не замерзает у своего истока, ближе к Иркутской ГЭС она покрывается льдом, а ниже бьефа вновь течёт, как летом. ВОСТОЧНО – СИБИРСКОЕ МОРЕ—окраинное море Северного Ледовитого океана в Советской Арктике между Новосибирскими о-вами и о-вом Врангеля. 22 июля в Восточно-Сибирском море образовалась сложная ледовая обстановка.

Восточно-Сибирское море - East Siberian Sea

Климат Восточно-Сибирского моря — полярный морской, но с признаками континентальности. Самая крупная из впадающих рек — Колыма — за год дает около 130км3 воды, а вторая по величине река — Индигирка — 60 км3 воды в год. Все остальные реки за это же время вливают в море примерно 350 км3 воды. Вследствие мелководности и отсутствия глубоких желобов, выходящих за северные пределы Восточно-Сибирского моря, подавляющую часть его пространств от поверхности до дна занимают поверхностные арктические воды. Постоянные течения на поверхности Восточно-Сибирского моря образуют слабо выраженную циклоническую циркуляцию.

В Восточно-Сибирском море наблюдаются правильные полусуточные приливы. Их вызывает приливная волна, которая входит в море с севера и движется к побережью материка. Фронт ее вытянут с северо-северо-запада на восток-юго-восток от Новосибирских островов к острову Врангеля. Годовой ход уровня характеризуется максимально высоким его положением в июне — июле, когда имеет место обильный приток речных вод.

В летний сезон очень ярко выражены сгонно-нагонные явления, при которых колебания уровня часто бывают — 60см. В устье реки Колыма и в проливе Дмитрия Лаптева они достигают максимальных для всего моря величин — 2,5м.

На острове Четырёхстолбовой до 1995 г. Общая протяжённость термоабразионных берегов в Восточно-Сибирском море составляет около 1800 км, причём на долю континентального побережья вместе с островом Айон приходится около 1200 км, остальные 600 км - это берега восточной части архипелага Новосибирских островов. Потепление климата в Арктике, по-видимому, приведёт к тому, что в береговой зоне Восточно-Сибирского моря увеличится длительность воздействия на берег морского волнения, с двух месяцев в настоящее время до четырёх месяцев в будущем, а это значит, что время действия процесса термоабразии возрастёт за счёт этого фактора как минимум вдвое.

В результате на крутых откосах береговых обрывов, во много раз усилится процесс оплывания грунта. Катастрофические размывы берегов, при которых отступание береговой линии достигнет десятков и сотен метров в год, обеспечат поступление в море огромных объёмов осадочного материала, который при трансгрессии и штормовых нагонах будет выноситься на шельф. Большая часть дельт рек Индигирки, Алазеи и Колымы сложена отложениями береговых баров, собственно аллювиальные илистые наносы распределяются в виде узких полос вдоль рукавов. Устье реки Б. Куропаточья - низменная отмелая плоская равнина, сложенная легко перемещаемыми илистыми наносами.

Отступание берега происходит со скоростью 1. Быстро освобождающие наносы занимает арктический циркумполярный вид — бескильница ползучая, на чуть возвышенных местах к ней присоединяется осока обёртковидная и звездчатка приземистая. Вне зоны максимального засоления отмечаются большие по площади сообщества с дюпонцией малоцветковой, арктофилой рыжеватой и осокой галечниковой. Маршевых зон высокого уровня, с уже сформированным почвенным горизонтом, в дельте реки Б. Куропаточья не наблюдается.

К востоку от дельты Колымы располагается сложный выровненный берег, состоящий из чередующихся отрезков термоабразионно-солифлюкционных и коренных абразионных берегов и низких аккумулятивных участков с пляжами и ветровыми осушками. Перед абразионным берегом растительности нет, ввиду того, что грязевые потоки с берега полностью занимают обнажающийся пляж. В тех местах, где имеется низкая осушка, она незначительно зарастает бескильницей ползучей, опять же с примесью осоки и звездчатки, но очень часто эти группировки «стираются» или морским льдами, наползающим на берег, или смываются грязевыми потоками с крутых берегов. На отрезке от мыса Шелагского до залива Нольде типичны высокие абразионные склоны, на берег поступают обломочные продукты, обычны галечные пересыпи с группировками гонкении овальнолистной и злака - волоснеца волосистого. На мысе Аачим отмечен участок термоабразионно-солифлюкционного берега, между мысом Биллингса и мысом Аачим в море впадает довольно большая река Пегтымель, её дельта относится к дельтам выдвижения, освобождающиеся песчаные наносы зарастают дюпонцией малоцветковой, засоление почвы незначительное.

Мелководность Восточно-Сибирского моря, жёсткие и динамичные фоновые условия и глинистые грунты предопределили бедность видового состава и низкую численность всех компонентов биоты его акватории. Флора цианобактерий или синезелёных водорослей, которые начинали эволюцию жизни на Земле, представлена исключительно континентальными видами, развивающимися в устьях рек. Число их невелико: в водной толще и на литорали Восточно-Сибирского моря наличествует всего восемь видов этих организмов, и самым распространённым является род Носток, колонии которого можно встретить и в более южных регионах [3]. Водоросли-макрофиты, которые создают систему биотопов для разнообразных биоценозов, в арктических морях растут в диапазоне глубин от 0 до 30 м, а в большинстве арктических районов из-за мутности воды этот пояс не очень большой. Несмотря на довольно представительный состав ихтиофауны, Восточно-Сибирское море по данному параметру значительно уступает расположенному восточнее Чукотскому морю 112 видов , где высока доля арктическо-бореальных и бореальных видов, проникающих через Берингов пролив [6], [9].

Ихтиофауна пресных и морских вод бассейна Восточно-Сибирского моря насчитывает 69 таксонов видового и подвидового рангов. В фауне представлены две крупные группы, различающиеся образом жизни, характером размножения и географией происхождения: 1. Больше всего видов в родах: сиг — 6, голец — 4. Такие проходные рыбы, как горбуша, чавыча являются сезонные мигрантами и не образуют самостоятельных стад. Малоротая корюшка, навага, полярная треска, полярная камбала, арктический голец, пелядь — тоже не очень многочисленны и редко попадают в уловы.

Фауна морских рыб представлена 33 видами из 23 родов, основные представители — морской окунь, терпуг, керчак сем рогатковых , бельдюга — донная рыба, предпочитающая глубины от 100 до 300 м. Больше всего видов в родах ликод 6 и липарис 3 , которые являются типичными донными, малоподвижными рыбами, питающимися преимущественно некрупными ракообразными креветками, крабами и не имеющими промыслового значения.

От берега они могут отгоняться к северу ветрами с материка. Льды дрейфуют в северо-западном направлении в результате циркуляции воды под воздействием антициклонов у Северного полюса.

После ослабления антициклона область циклонического круговорота увеличивается и в море поступает многолетний лёд. Солёность моря различна в западной и восточной частях моря. В восточной части моря у поверхности она обычно составляет около 30 промилле. Речной сток в восточной части моря приводит к снижению солёности до 10-15 промилле, а в устьях крупных рек почти до нуля.

Около ледяных полей солёность увеличивается до 30 промилле. С глубиной солёность повышается до 32 промилле. Флора и фауна Белые медведи, обитающие во льдах Чукотского моря, относятся к одной из пяти генетически различающихся популяций этого вида. Также обитают тюлени, моржи, киты.

Из рыб — дальневосточная навага, хариус, арктический голец, полярная треска.

Неглубокими проливами соединяется с соседними морями и Тихим океаном. Климат муссонный, на севере часты туманы. Отличается большим видовым разнообразием рыб. Моря Атлантического океана Моря Атлантического океана, омывающие берега России, — Балтийское, Чёрное и Азовское — глубоко вдаются в сушу внутриматериковый тип , их связь с Атлантическим океаном сравнительно слабая и осуществляется через другие моря и мелководные проливы. Там практически отсутствуют приливы. Множество рек приносят большое количество пресной воды. По этой же причине в холодные зимы в прибрежных частях они замерзают. На климат морей решающее влияние оказывает западный перенос воздушных масс.

Балтийское море образовалось в четвертичное время. Во время оледенения прогиб на юге Балтийского щита покрывали материковые льды. После таяния ледника выходы кристаллических пород превратились в полузатопленные острова — шхеры. Береговая линия изрезана крупными и мелкими заливами. Куршская коса, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря Средняя глубина — 86 м, максимальная — 459 м. Летом верхние слои хорошо прогреваются, зимой существенно охлаждаются. Сильные и длительные по времени действия западные ветры повышают уровень воды в заливах нагонные явления , что ранее приводило к катастрофическим наводнениям. Животный мир моря довольно беден. Промысловое значение имеют салака, балтийская килька, треска.

Чёрное море расположено в глубокой впадине. Дно имеет ровную поверхность, глубины значительные: средние — 1 315 м, максимальная — 2 210 м. Северная часть мелководная, характерны многочисленные лиманы — заливы, образовавшиеся в результате затопления морем и устьями рек. Береговая линия слабо изрезана. Климат схож с климатом Средиземного моря — жаркое сухое лето и тёплая влажная зима. Характерна новороссийская бора — северо-восточный ветер, возникающий из-за особенностей рельефа Новороссийской бухты и северного склона Кавказа. Накопившийся у горной преграды холодный воздух обрушивается вниз к тёплому морю. Бора приводит к обледенению линий электропередач, дорог. Из-за льда нарушается устойчивость кораблей, они могут перевернутся и затонуть.

Через узкие проливы избыток воды сбрасывается в Средиземное море, а из Мраморного моря вливается более солёная и тяжёлая вода. Кислород в толще воды Чёрного моря распределён неравномерно. Поверхностный слой до глубины 150—200 м насыщен кислородом, и вся жизнь сосредоточена именно в этом слое. Глубже 200—225 м вода насыщена сероводородом и безжизненна. Азовское море — самое мелкое, самое маленькое по площади и объёму воды среди морей России. По двум последним показателям оно входит в десятку самых маленьких в мире. Средняя глубина — 8 м, максимальная — 14 м. Солёность в три раза меньше океанической, но на западе за Арабатской стрелкой в обширной морской лагуне Сиваш Гнилое море вода очень солёная. Это самое продуктивное море на единицу площади.

Каспийское море — крупнейшее в мире бессточное озеро. Его уровень на 27 м ниже уровня Чёрного моря. Котловина состоит из трёх частей: северная мелководная с глубинами 5—10 м, по характеристикам напоминающее Азовское море. Максимальные глубины средней части — до 800 м. Южная часть самая глубоководная — до 1 024 м. Берега низкие, плоские, с морскими террасами — плоскими ступенями, которые свидетельствуют о колебаниях уровня моря. Солёность воды понижена. Северная часть зимой может замерзать. Крупнейшее озеро нашей страны — Каспийское — из-за величины поверхности называют морем.

Оно относится к внутреннему бессточному бассейну Евразии. Самая большая часть морского побережья приходится на северную окраину страны. Располагаясь на шельфе, они, за исключением моря Лаптевых, имеют относительно малые глубины. Моря находятся в поясе арктического климата. С продвижением на восток климат становится более суровым, длительность сохранения ледяного покрова увеличивается.

10 фактов про Восточно-Сибирское море

Восточно-Сибирское море относится к типу материковых окраинных морей. Восточно-Сибирское море омывает берега Восточной Сибири и свободно сообщается с Северным Ледовитым Океаном. Восточно-Сибирское море, омывающее северные берега России на Востоке, при всей своей мелководности буквально замораживает.

Замерзает ли восточно сибирское море

Фото замерзшего озера Мойнаки. Не замерзают моря омывающие Россию. Состояние черного моря зимой. Замерзает ли черное море. Замерзший Байкал. Байкал зимой. Замерзший Байкал фото. Море зимой черное море. Берег черного моря зимой. В Сочи замерзло черное море.

Черное море замерзло Геленджик. Замерзшее Азовское море Мариуполь. Замерзаемость Азовского моря. Зимнее Азовское море. Набережная Бердянск Обледенение. Анапа море замерзло. Замерзшее черное море Анапа. Лед зимой. Азовское море замерзло 2022.

Черное море замерзло 2021. Мариуполь зима море. Баренцево море краткое сообщение. Белое море Торосы. Замерзшее белое море. Белое море заледеневшее. Тихий океан замерзает. Белое море зимой замерзает. Фильм море замерзло.

В 2012 году замерзло черное море. Черное море замерзло Одесса. Замерзшее море Владивосток. Замерзает ли море. Замерзшее море в России. Море вода зимнее. Морская вода зимой. Морская вода замерзает. Черное море заледенело.

Замерзшее море Фортштадт. Моря Северного Ледовитого океана. Климат Северо Ледовитого океана. Климат Северного моря.

Рельеф дна Море лежит на шельфе. В восточной части глубины доходят до 54 метров, в западной и центральной — 20 метров, к северу доходят до 200 метров эта глубина принята за изобату — границу моря. Максимальная глубина — 915 метров. Гидрологический режим Почти весь год море покрыто льдом. В восточной части моря даже летом сохраняются плавучие многолетние льды. От берега они могут отгоняться к северу ветрами с материка. Льды дрейфуют в северо-западном направлении в результате циркуляции воды под воздействием антициклонов у Северного полюса. После ослабления антициклона область циклонического круговорота увеличивается и в море поступает многолетний лёд. Солёность моря различна в западной и восточной частях моря. В восточной части моря у поверхности она обычно составляет около 30 промилле.

России принадлежат все берега Восточно-Сибирского моря, которое большую часть года покрывают льды. Спускаясь вниз по течению, они выходили к Таймыру. Затем волоком шли к Енисею и там, на его берегах, вели охоту. В 1644 году один из якутских казаков по имени Михайло Стадухин совершил плавание с целью исследования территорий. Он вышел с устья Лены с отрядом, прошёл по Индигирке, где построил судно, называемое кочем. Из устья Индигирки казак добрался до Колымы. Там Стадухиным и его отрядом был основан Нижнеколымский острог. Его помощник, Семён Дежнёв, пробрался сквозь восточную часть моря от Колымы до Анадырского залива в 1648 году, доказав, что через весь берег Восточно-Сибирского моря можно совершить сквозную навигацию. Им также по пути следования был основан город Анадырь — нынешний центр Чукотского автономного округа. Затем, во время проходящей здесь Великой Северной экспедиции, были подробно описаны материковые берега Восточно-Сибирского моря; открыты острова — Ляховские, Анжу, Новая Сибирь и другие. Арктический мореплаватель, небезызвестный Фердинанд Врангель, подробно описал побережье этого северного моря от самого устья Колымы до мыса Шелагинский в 1820 году, а через год, в 1821-м, с его помощью на карте появились Медвежьи острова. В сентябре 1875 года парусно-паровое судно «Вега», управляемое бароном Адольфом Эриком Норденшельдом, пересекло Восточно-Сибирское море. Барон стал первым мореплавателем, которому удалось пройти вдоль всего берега Азии по Северному морскому пути. Этот очень важный для России путь был проложен вдоль моря — его появление датируется 1932 годом. По Северному морскому пути проходят регулярные рейсы начиная с 1935 года. Кратчайший маршрут, соединяющий европейскую часть России с Дальним Востоком и называемый законодательством РФ как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация», которая находится в Арктике и проходит не только по Восточно-Сибирскому, но также и другим морям Северного Ледовитого океана, — все это Северный морской путь. Он представляет собой главную арктическую артерию России. Для освоения природных ресурсов значение такой важной коммуникации, как Северный морской путь, неоценимо. Это магистраль, способная повлиять на укрепление экономики не только ближних арктических регионов, но и всей страны. Отмечается повышенное внимание мировых регионов к ресурсам Арктики, но акватория пути принадлежит России, являясь единственным коридором для снабжения регионов Арктики товарами и продовольствием.

Так же эта отметка принята за границу моря — изобату. Наибольшая глубина достигает 915 метров. Гидрологический режим Практически круглый год Восточно-Сибирское море покрыто льдами. Даже в летний период в восточной части моря можно встретить многолетние плавучие льды. Вглубь моря от береговой линии их отгоняют ветры. Льдины дрейфуют в направлении на северо-запад. Это обуславливается циркуляцией воды от воздействия антициклонов ближе к Северному полюсу. Полностью отсутствует влияние теплых циклонов и течений. Соленость и температурный режим В разные сезоны температура воды этого региона Мирового океана практически не изменяется. Она держится на отметке в среднем равной -1,8 градусов по Цельсию. В летние месяцы к югу происходит повышение температуры воды в верхних слоях. Она поднимается до 5 градусов выше нуля. Наиболее максимальная температура зафиксирована в устьях впадающих в море рек. Она близка к отметке в 7 градусов по Цельсию. В восточной и западной частях моря соленость различается. В первой части содержание соли в воде около поверхности примерно составляет 30 промилле.

Сорок градусов мороза, но Ангара не замерзает: феномен сибирской реки

Система течений Восточно-Сибирского моря изучена слабо. Вблизи о. Лонга между о. Течение, идущее на север, вовлекается в Трансарктическое течение, поворачивая на северо-запад. Влияние приливных течений относительно невелико.

Фронт ее вытянут с северо-северо-запада на восток-юго-восток от Новосибирских островов к о. Так, на участке от Индигирки до м. Шелагского приливные колебания уровня почти не заметны. Сокращение материкового стока в августе ведет к понижению уровня на 50-70 см.

В результате преобладания нагонных ветров осенью, в октябре, происходит подъем уровня. В летний сезон очень ярко выражены сгонно-нагонные явления, при которых колебания уровня часто бывают 60-70 см. Максимальные высоты волн достигают 5 м, обычно их высота равна 3-4 м. Сильное волнение наблюдается главным образом в конце лета - начале осени сентябрь , когда кромка льда отступает к северу.

Западная часть моря более бурная, чем восточная. Температура воды на поверхности во все сезоны в общем понижается с юга на север. Вблизи устьевых участков верхний опресненный слой до горизонтов 10-15 м подстилают более соленые воды. В более глубоких районах на севере и на востоке моря на горизонтах 5-10 м, а местами 10-15 м соленость резко увеличивается, а далее плавно и немного повышается до дна.

В осенне-зимний сезон плотность воды выше, чем весной и летом. Однако эти различия невелики. Обычно плотность увеличивается с глубиной. Ледовый режим Восточно-Сибирское море - самое ледовитое из морей Советской Арктики.

С октября - ноября по июнь - июль оно полностью покрыто льдом. При этом он наиболее широко распространяется в западной, мелководной части моря и занимает узкую прибрежную полосу на востоке моря. На западе моря ширина припая достигает 400-500 км. Шелагского - 30- 40 км.

К концу зимы толщина припая достигает 2 м. С запада на восток толщина припая уменьшается. За припаем располагаются дрейфующие льды. На самом севере моря встречается многолетний арктический лед.

Преобладающие зимой ветры южных румбов часто относят дрейфующие льды от северной кромки припая. В результате этого появляются значительные пространства чистой воды и молодых льдов, образующие на западе Новосибирскую и на востоке Завранге-левскую стационарные заприпайные полыньи. Однако льды всегда встречаются к северу от полосы о. Флора и фауна Восточно-Сибирского моря качественно бедны по сравнению с соседними морями, главным образом из-за суровых ледовых условий.

В центральных районах встречаются холоднолюбивые солоноватоводные формы. Лов рыбы имеет местное значение. Богданов Д. Океаны и моря накануне XXI века.

Суховей Ф. Моря мирового океана. Океанографическая энциклопедия. Залогин Б.

Никифоров Е. Закономерности формирования крупномасштабных колебаний гидрологического режима Северного Ледовитого океана. Из-за сурового климата в Восточно-Сибирском море развилась своя жизнь. Здесь обитают только самые стойкие представители флоры и фауны, которые адаптировались к низким температурам.

В его водах встречаются такие же микроскопические фитоводоросли и организмы, которые встречаются в соседнем Лаптевом море. В основном встречаются диатомеи, время от времени появляются красные и бурые водоросли - в прибрежном районе западной части моря.

Оно находится в акватории Северного Ледовитого океана и является окраинным морем. Так же его климатические факторы обусловлены расположением за полярным кругом. Но в 1935 году по инициативе Русского географического общества оно приобрело современное название.

Площадь поверхности акватории равняется 944 600 квадратных километров. Физико-географические данные Восточно-Сибирское море с морем Лаптевых и Чукотским морем соединяется с помощью проливов. В центральной и западной части побережье значительно отлогое. К нему примыкают две низменности: Ниже-Колымская и Яно-Индигирская. Аккумулятивные участки, располагающиеся рядом с устьями рек, имеют чередование с термо-абразивными.

Первые местами довольно сильно усыпаны песчаными косами и небольшими островками. На восточной части береговой линии, недалеко от устья реки Колымы, к побережью выходит отрогами Чукотское нагорье. Встречаются участки со скалистыми обрывами, высотой до 400 метров. Вторые слабо изрезаны. Представляют собой обрывистый отступ, достигающий в высоту до 30 метров.

Встречаются прилегающие к отступу широкие полосы осушки из песка и ила. В Восточно-Сибирское море впадают всего две реки. Это Колыма и Индигирка.

Обское море зима. Обское море Новосибирск 2023.

Обское море зимой. Замерзшее черное море Анапа. Ледяной Покров Балтийского моря. Берингово море. Берингово море зимой.

Залив Азовского моря зимой. Ольхон Байкал зима. Ольхон Байкал зимой. Айс Лейкс. Замерзший финский залив.

Лед уходит. Морской лед в Карагинском заливе. Охотское море шторм. Охотское море Сахалин зима. Байкал и лед Байкала.

Озеро Байкал прозрачный лед. Озеро Байкал зимой лед. Озеро Байкал зима. Замёрзшее море в Евпатоии. Замерзшее море в Крыму.

Ледяной берег. Снежное море. Карское море и северно Ледовитый океан. Баренцево море и Северный Ледовитый океан. Ямал Карское море.

Северный Ледовитый океан Берингово море. Ледовая кромка Севморпути. Севморпуть ледовая обстановка. Северный морской путь ледовая обстановка. Блинчатый лед Байкала.

Голубой лед Байкала. Зимний Байкал Ольхон. Шторм на Ладожском озере. Шторм на финском заливе. Лед на финском заливе.

Ледяной залив. Черное море замерзает или нет. Северный морской путь ледоколы. Карское море Северный морской путь. Ямал корабль ледокол.

Медузы замерзли. Баренцево море Териберка. Баренцево море Мурманск Териберка. Териберка Баренцево море шторм. Мурманск Териберка океан.

Заледеневшее Каспийское море. Японское море Ледовый Покров. Японское море замерзает. Лед Байкала 2022. Большое Голоустное Байкал зимой пузырьки.

Метановые пузырьки на Байкале. Новороссийск Обледенение набережной 2012. Норд ОСТ зима Новороссийск. Обледеневшая набережная Новороссийск. Обледенение в Новороссийске 2021.

Мурманск берег Баренцева моря Териберка.

Лучше любой другой техники могли бы соответствовать этим требованиям антарктические колесные вездеходы, которые мы собрали для того, чтобы дойти до Южного полюса. Но прежде чем отправляться в путь, нужно было максимально повысить их надежность. То есть практически создать новую машину, которая вобрала бы в свою конструкцию весь положительный опыт наших вездеходов прежних моделей, только имела бы еще более высокие технические показатели и максимальную надежность. На таких машинах мы и намерены были предпринять попытку пройти кольцевой маршрут вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Надо сказать, что новые машины действительно удались. Серьезных проблем с техникой не было, а приключений, как можно было ожидать с самого начала, хватило бы не на один сценарий приключенческого фильма. Наш путь, общей протяженностью не менее 25 000 км, который получил название «Полярное кольцо», мы разбили на три этапа.

На первом этапе экспедиции, который проходил по побережью России от Ямала до Чукотки, за 50 дней путешествия было пройдено свыше 6 000 километров. Второй должен был соединить берега России с берегами Гренландии и Канады и пройти через точку Северного полюса. Третий, заключительный, этап запланирован на лето 2004 года: стартовав в канадском поселке Резольют-Бей, пройдя вдоль побережья Аляски и преодолев Берингов пролив, мы вновь финишируем на Чукотке. Чаунская Губа, остров Большой Роутан 11 мая 2002 года. Тридцать пятый день В этот день мы вышли из Тикси. Накануне целый день пришлось провести в автомастерских на погранзаставе — приводили в порядок машины. Пройдена уже большая часть маршрута, а за последние дни им досталось немало. Это и тяжелые торосы в районе острова Большой Бегичев, и настоящие песчаные бури в Оленекской протоке, и встречи с первой весенней водой.

В устьях небольших рек и ручьев под снегом скапливается вода, образуя большие наледи, а то и просто озера. И все же больше всего поразило нас то, что встретили мы в среднем течении Оленекской протоки на реке Лене. Река образовала здесь бесконечное количество песчаных отмелей, кос, островов, которые и являют собой ту, самую гигантскую, дельту реки Лены. Берега низкие. Не всегда удавалось понять, по льду мы движемся или по земле. С материка постоянно дуют ветра, набравшие силу на просторах Лены, их сила такова, что снежный покров не образуется. Какая-то плотная серая масса, срывая песок и мелкие камни с промороженных песчаных барханов-застругов, несется по дельте на север, в сторону Ледовитого океана. Воздух наполнен песком, который сечет лицо, руки, стучит по одежде, корпусам вездеходов.

Глаза невозможно даже приоткрыть. Песок набивается внутрь машины сквозь малейшие щели, образуя песчаные «сугробы» в самых неподходящих местах. Надолго запомнилась нам ночевка в районе озера Куогастах-Арыта. Снежно-песчаная буря совершенно лишила нас видимости. Машины просто скользят по ветру, не слушаясь руля, стоит только выехать на чистый лед. Нам едва удалось укрыться от ветра за обрывистым берегом мыса, вдающегося в русло, но и это не спасло. К утру машины завалило какой-то серо-коричневой смесью песка и снега. Страшно хочется пить.

Вчерашний ужин и сегодняшний завтрак — всухомятку. О воде из талого снега страшно даже подумать. Покинув остров Макар, движемся по побережью моря Лаптевых16 мая 2002 года. Сороковой день Покидаем остров Макар в Янеком заливе. Ничем особым от десятков других таких же в этих краях этот остров не отличается, но есть одна деталь, превратившая его в исключительно притягательную точку для всех радиолюбителей мира — ни один из них с этого острова в эфир еще не выходил. И хотя утверждать это сложно — здесь когда-то стояла полярная станция и работал маяк, но тем не менее факт выхода с него в эфир никем зафиксирован не был, да и сама международная островная радиолюбительская программа IOТА родилась гораздо позже, чем здешняя полярная станция. А по сему наш радист Юрий Заруба, присоединившийся к маршрутной группе в Нижнеянске, не мог скрыть своего восторга. В составе нашей команды — некоторые замены.

Вячеславу Государеву пришлось вылететь из Тигси в Москву. Причин было несколько, но одна из главных — спасать фотоархив и всю остальную информацию, накопившуюся в компьютере, который, наглотавшись гари и песка, «забыл» все пароли и ни в какую не хотел продолжать работать. В Нижнеянске к нам присоединился новосибирец Виталий Заруба, бессменный радист многих наших экспедиций. Вообще же Нижнеянск сегодня — это готовые декорации для фильма ужасов. Самые смелые фантазии режиссера, попытавшегося нарисовать брошенный город, вряд ли смогут соперничать с тем, что происходит с этим городом наяву. Мы подошли к нему глубокой ночью, при белесом сумеречном освещении. Первое, что мы увидели, — это какой-то старый высокий и совершенно бесконечный забор из колючей проволоки. Серые блоки двухэтажных домов с черными глазницами выбитых окон тянулись в глубь города, образуя мрачные улицы.

Повалившиеся фонарные столбы, оборванные электропровода, горы занесенного снегом хлама, брошенная техника. Мы остановились в поисках прохода сквозь забор, опоясывающий город с запада, переговариваясь друг с другом по внутренней радиосвязи. Неожиданно в разговор вмешивается возбужденный и хорошо мне знакомый голос Юры Зарубы, который дежурит на нашей частоте, зная, что мы на подходе к городу. С его штурманским сопровождением по радио мы медленно двинулись по ночному Нижнеянску. Вот улица Первомайская, вот центральная площадь с огромной надписью на одном из зданий — Бассейн «Умка», вот котельная, напоминающая своим видом 4-й блок Чернобыльской АЭС после катастрофы... Еще минут 15 путаного хода по городу, и мы встречаемся с Юрием, который ждал нас в общежитии, — это одно из немногих городских зданий, где есть вода, правда, в виде ржавого кипятка, текущего из всех кранов. Большая же его часть — вообще без тепла и воды. Но люди, вынужденные здесь выживать в полном смысле этого слова, удивительно отзывчивы.

Несмотря на горы собственных проблем, они находят возможность помочь нам и с жильем, и с небольшим ремонтом машин, и с заправкой. Узнали мы там и о совершенно диких, на наш взгляд, вещах. Где-то «наверху» было дано указание разбирать дома и все, что может пригодиться, для того, чтобы делать где-то неподалеку новый поселок для коренного населения. Среди бела дня подъезжали грузовики и куда-то вывозили то, что еще могло быть использовано для строительства. Нередко, в азарте, принимались за те дома, в которых еще жили русские, так что часто на дверях подъездов можно было увидеть надписи: «Не ломайте! Мы еще здесь живем! Потекло с крыш, снег напитался водой, ледовая корка раскисла. На выходе из города проехали мимо традиционной для советских времен «Доски почета».

Вырезанный из металла проржавевший профиль Ленина, красные от ржавчины знамена, оторвавшиеся от стенда и издающие на ветру зловещий скрежет. Сверху остатки надписи, призывающей претворять в жизнь решения какого-то съезда КПСС. По сторонам старались не смотреть, чтобы не видеть этой тягостной картины... Сорок восьмой день Бухта Амбарчик. Весна бурно вступала в свои права. Тундра стремительно освобождалась от снега, оживала. По берегам появились горы. При низком вечернем или утреннем освещении картины возникали просто фантастические.

Но воды с каждым днем становилось все больше и больше. И это немного беспокоило, ведь впереди был еще довольно долгий путь. Особенно трудно пришлось в устье Колымы. Вечером с трудом пробились к месту ночевки на острове Каменка. По набухшему снегу машины шли тяжело. Участки открытой воды казались более опасными, хотя это пока еще только верховая вода. Под ней все еще надежный лед. Со временем поняли, что идти по воде даже проще, но этот опыт пришел не сразу.

Вначале пришлось досыта намучиться в снежном «болоте». К востоку от устья Колымы знаменитая бухта Амбарчик, вся покрытая водой. Выбирать дорогу практически бессмысленно. Шли напрямик, курсом на какие-то строения в глубине залива. Как на зло отказали дворники. Ветровое стекло заливало водой. Горячий водяной пар от двигателя засасывался отопителем и заволакивал конденсатом стекла изнутри. Сидящий рядом фотооператор Афанасий Маковнев вынужден был сменить фото- и видеокамеры на большое махровое полотенце и непрерывно работать «дворником», протирая стекло хотя бы изнутри.

Минут через 40 подошли к берегу и стали искать место, где можно было бы подняться наверх. Вдоль берега торчали деревянные сваи — остатки причала, покосившиеся и рухнувшие бараки, фрагменты заборов из колючей проволоки, которые в три кольца опоясывали весь этот «город». С трудом нашли проход, вышли на дорогу, ведущую к трем зданиям, чудом сохранившимся в этом мертвом царстве. Проходим мимо скромного памятника, установленного в 1993 году в память о жертвах сталинских репрессий, погибших в лагерях Северной Колымы. Одни оставались здесь навсегда, других гнали дальше на восток. Сколько можно было продержаться в этих нечеловеческих условиях? Были ли те, кому удалось выбраться из этого ада живыми? В сохранившихся домах сейчас расположена полярная станция.

Четверо человек полностью оторваны от внешнего мира. Радиостанция вышла из строя, никакой другой связи нет. Из продуктов — одни консервы, грудой сваленные в углу большой кухни. Вода — из снега или льда. На ладан дышит какой-то древний дизель, питающий пока еще полярку электроэнергией. Единственный трактор не глушится никогда, так как запустить его после остановки механик уже не надеется. Наутро попрощались со всем населением «города» Амбарчик, взяли с собой какую-то коробку с метеодонесениями, чтобы передать ее в Певеке в Управление Гидрометслужбы, да еще какое-то письмо, из которого явно следовало, что продержаться полярники без внешней поддержки смогут совсем недолго. Пятьдесят второй день Пройдены последние сотни метров нашего 6 000-километрового маршрута.

Около четырех часов пытались выйти на берег с изъеденного солнцем и черного от песка, копоти и угля льда Певекского залива. К Певеку подошли рано утром. Ощущение было такое, что это — наш последний шанс выбраться на берег. Едва не влетев в открытую воду в районе котельной, чудом не потеряв провалившийся под лед прицеп около морпорта, по остаткам зимника поднялись по каменистому замусоренному берегу на дорогу, ведущую из порта в город. Последний ходовой день нашего непростого путешествия. Он оказался, пожалуй, одним из наиболее насыщенных событиями и впечатлениями. Задержка на полярной станции острова Айон едва не обернулась для нас серьезными проблемами. Все реки и ручьи, вздувшиеся от талых вод, превратились в бурные потоки, безжалостно кромсающие обрывистые берега глубокими оврагами.

Двигаться вдоль береговой кромки было практически невозможно. Под метровой толщей талой воды на каждом шагу нас подстерегали глубокие промоины с крутыми берегами, опасные топляки, вынесенные сюда во время ледохода, а то и просто следы пребывания человека в виде старых топливных бочек, брошенной техники и остатков каких-то металлических конструкций. Первое время мы все же пытались идти по берегу, но вскоре поняли, что нужно попытаться уйти от берега — лед еще достаточно мощный и выдержит наши машины без особых проблем, правда, в этом случае нам придется испытать свою технику на плавучесть не только в переносном, но и в прямом смысле. Связываем машины попарно и так, страхуя и помогая друг другу, уходим на несколько километров от берега. И вскоре уже свыклись с положением «водоплавающих», постепенно получая первый опыт движения по большим открытым пространствам. Машины держатся на плаву за счет водоизмещения шести больших колес. А так как специального движителя для воды не предусмотрено, то перемещаемся только за счет их вращения. В кабине вода доходила едва ли не до сидений.

Педали и аккумулятор — под водой, генератор на двигателе — тоже. Главным же было уберечь двигатели от попадания воды в воздухозаборники. Только отъехали от острова Айон, пытаемся выйти на более крепкий лед А потому перебираться из кабины на корму, чтобы двигатель был хоть немного выше, приходилось на ходу. Да еще встречный ветер так и норовил развернуть машины боком. Картина совершенно фантастическая, достойная кисти любого самого именитого мариниста. Жаль только, что нельзя было наблюдать эту картину со стороны... Но пришло время, когда все испытания остались позади. Мы — в большом и довольно ухоженном чукотском городе Певеке.

Впереди — долгий перелет до Москвы через всю Россию. Машины наши остались на Чукотке для работы в Государственном. К следующей весне нам предстояло сделать другие...

Восточно-Сибирское море

в краю вечного холода Даже тогда, когда Восточно-Сибирское море ненадолго высвобождается из ледяного плена, оно продолжает нести по волнам дрейфующие льды из полярных широт. 1.1. Физико-географическое положение Восточно-Сибирского моря Восточно-Сибирское море расположено между Новосибирскими островами и о. Врангеля. Восточно-Сибирское море — окраинное море Северного Ледовитого океана, расположено между Новосибирскими островами и островом Врангеля. Восточно-Сибирское море. Восточно-Сибирское море. Окраинное море Северного Ледовитого океана у северо-восточных берегов Азии, между Новосибирскими островами и о. Врангеля. Восточно-Сибирское море — Восточно Сибирское море, окраинное море Северного Ледовитого океана, между Новосибирскими островами и островом Врангеля. Выберите теги МЧС России и получайте персонализированную рассылку новостей, которая соответствует вашим интересам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий