Официально ЗСФСР (до 13 декабря 1922 года ― Федеративный Союз Социалистических Советских Республик Закавказья) была образована 12 марта 1922 года на конференции в Тбилиси, в которой участвовали представители ЦИК трёх республик. Ликвидация Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики. Известно, что вопрос об упразднении ЗСФСР был поставлен на июньском (1936 г.) Пленуме ЦКВКП(б) при обсуждение проекта новой конституции Союза. Буквенная аббревиатура от Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. С 13.12.1922 Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР).
Сегодня день рождения несуществующего уже Советского Союза
С 13.12.1922 Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР). Упраздненная Закавказская социалистическая федеративная советская республика (ЗСФСР), включавшая в себя Грузию, Абхазию, Армению и Азербайджан. в 1936-1937 годах, а также в начале 1950-х, середине 1970-х и начале 1980-х годов. ЗАКАВКАЗСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА (ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических Советских Республик Закавказья), государство, связанное тесным военным. Закавказская СФСР.
Мамед Аракелов: Дежавю: Третья попытка Закавказской федерации
Война закончилась в июле 1992. Согласно Дагомысскому соглашению, в республике были размещены трехсторонние российские, грузинские и южноосетинские силы по поддержанию мира, основу которых составил российский батальон. В Абхазии причиной конфликта являлись прежде всего противоречия в отношении статуса Абхазии в рамках Грузии. Абхазия была автономной республикой в составе Грузинской ССР, но, когда Грузия добилась независимости и к власти пришел радикальный националистический режим Звиада Гамсахурдиа, Абхазия начала жаловаться на то, что Тбилиси посягает на ее автономию и требовала равного с Грузией статуса в рамках свободной конфедерации. Грузинская сторона отвергла эти требования, опасаясь, что они будут лишь первым шагом к независимости, отсоединению Абхазии, и в августе 1992 года грузинские войска и военизированные формирования вошли в Абхазию. Абхазы при содействии национальных движений Северного Кавказа оказали ожесточенное сопротивление. К концу 1993 года большая часть грузинского населения Абхазии была вынуждена бежать. По некоторым данным, число беженцев превышает 200. Российские войска под эгидой Миротворческих сил СНГ, образованных в начале 1994 года, патрулируют линию прекращения огня.
Надо отметить, что проблемы Закавказья на этом не заканчиваются: на повестке дня все более накаляющиеся отношения между Тбилиси и армяно- и азербайджанонаселенными районами Грузии - Джавахети и Квемо Картли, где армяне и азербайджанцы в начале 1990-х годов поднимали вопрос о своем выходе из состава из страны и присоединении к соседним республикам. Иначе говоря, в Джавахети и Квемо Картли можно проследить "предконфликтную ситуацию", которая, при наличии определенных обстоятельств, может перерасти в открытое столкновение с целью сепаратизма или ирредентизма, как произошло в случаях с абхазским, юго-осетинским, а также нагорно-карабахским конфликтами. Заключение Надо отметить, что территориальные конфликты характерны не только для Закавказья. Национальные меньшинства, компактно населяющие приграничные регионы, везде представляют собой "фактор риска". Существует два основных вида таких противостояний: сепаратизм и ирредентизм. Американский профессор Дональд Горовиц дефинирует сепаратизм как "выход группы и занимаемой ею территории из-под юрисдикции государства, составной частью которого она является. Ирредентизм же есть объединение этнически родственного населения и его приграничной территории с родственным государством, которое готово их присоединить. За выходом из-под юрисдикции путем сепаратизма следует создание нового государства, а результатом ирредентизма является присоединение, аннексия определенной территории тем государством, которое выражает готовность присоединить ту или иную группу, но это не есть простая аннексия: в основе такой аннексии лежит этническое родство".
Молодые республики - Азербайджан, Армения и Грузия, во второй раз вставшие на путь независимости, во второй раз сталкиваются с проблемой пограничных, межэтнических конфликтов, в которых, в определенном соотношении, присутствуют обе составляющие: Армения откровенно не против присоединения к ней провозгласившего независимость Нагорного Карабаха, а Москва с молчаливым одобрением прислушивается к доносящимся из также декларирующих свою независимость Абхазии и Южной Осетии просьбам войти в состав РФ. А сложность закавказских конфликтов, как уже было сказано выше, усугубляется еще и тем, что перед их началом пограничные, оспариваемые территории не были моноэтничными, что позволяло конфликтующим сторонам делать утверждения об автохтонности собственных наций и спекулировать понятием "исторической справедливости" в решении фактически территориального вопроса. В результате погромов и военных действий произошло этническое размежевание, однако в данном контексте это вовсе не упростило, а наоборот, еще более усугубило ситуацию - к "справедливости" исторической добавилась "справедливость" по отношению к беженцам и насильственно перемещенным лицам. Будет ли сделана третья попытка? Некоторые политологи полагают, что на самом деле в Закавказье идут закономерные процессы. Конечно, можно с этим согласиться, но в XXI веке действуют несколько иные механизмы сдерживания, нежели в XVI, и сегодня схема дикого строительства государств "агрессия-война-победа-новые госграницы" не срабатывает. И те межгосударственные конфликты, которые не решаются за столом переговоров, грозят затянутся на долгие десятилетия, как сохраняющийся почти 30 лет в состоянии "ни войны, ни мира" кипрский или длящийся уже более 60 лет и перемежающийся перманентными вспышками насилия арабо-израильский конфликты. На сегодняшний день конфликты в Закавказье, в части военных действий, "заморожены" вот уже 12 лет, однако за время фактического прекращения огня решение этих проблем не сдвинулось с точки "замерзания".
Все предлагавшиеся до сих пор варианты урегулирования отвергались то одной, то другой, а то и обеими конфликтующими сторонами одновременно - территориальные претензии обосновывались взаимоисключающими аргументами. Не останавливаясь на общеизвестных предложениях урегулирования грузино-осетинского, грузино-абхазского и армяно-азербайджанского конфликтов, не приведших за эти 12 лет ни к каким результатам, хотелось бы взглянуть на сложившуюся ситуацию с несколько иной точки зрения - с точки зрения предметов конфликта, а именно принадлежности территорий и их администрирования, ибо в конечном итоге все упирается в это. Сделанный в первых главах статьи краткий обзор новейшей истории конфликтов Закавказья показывает, что в условиях отсутствия межгосударственных границ возникавшие межнациональные конфликты носили локальный, кратковременный и несущественный характер. Более того, они не становились непосильным бременем для поколений, превращая их в жертвы ненависти своих предков: народы, как минимум, 200 лет жили бок о бок, не разделенные ни границами, ни международными миротворческими силами. За этот период лишь один раз конфликт перешел в стадию войны в 1918-1920-х годах , да и то был быстро погашен советизацией Закавказья, то есть упразднением межгосударственных границ и установлением сильной наднациональной власти. И хотя политические элиты советских республик продолжали подковерную борьбу, все это не находило особого отражения в обществах - люди вместе жили, творили, созидали, заключали смешанные браки. На самом деле сегодняшняя ситуация в регионе мало чем отличается от ситуации 1918-1920-х годов. Разве что приостановлены военные действия.
Те же госграницы, то же столкновение геополитических интересов сверхдержав и разделительные линии, та же межнациональная вражда. Только продлилось все это не два года, как в начале XX века, а тянется долгие 12 лет и без видимых перспектив завершения на ближайшее будущее. Все предложения посредников основываются на существовании в Закавказье минимум трех независимых республик и не рассматривают возможности их объединения.
Азербайджанская сторона также имела свои исторические, географические и экономические аргументы. В Нагорном Карабахе азербайджанцы и курды представляли значительное меньшинство. По мнению азербайджанцев, произвольное выделение районов проживания армян и их присоединение к Армении будет угрожать географическому, экономическому и политическому единству региона. Сами армяне Карабаха не стали ждать итогов переговоров и приступили к созданию отрядов самообороны. Зависимость от азербайджанского правительства, в какой бы форме она ни проявлялась, армянский народ считает для себя неприемлемой, благодаря тому насилию и тому попранию прав, которому систематически подвергалось до самого недавнего времени со стороны азербайджанского правительства армянство везде, где оно связало свою участь с этим правительством из резолюции Карабахского национального совета С 1918 по 1920 год Карабах находился под формальным контролем Азербайджана, однако ситуация на месте оставалась напряженной.
Реальной властью на месте обладал Карабахский национальный совет и его вооруженные отряды. Периоды столкновений перемежались переговорами с назначенным из Баку губернатором Хосров-беком Султановым, в ходе которых периодически удавалось достичь соглашений о стабилизации ситуации. Но она всегда была временной, и реального компромисса, способного лечь в основу соглашений и определить стабильное будущее региона, все еще не было. Личное решение К 1920 году советская власть в России стабилизировалась, и большевистское правительство начало попытки восстановления границ распавшейся империи. Закавказье было одним из ключевых регионов, способных обеспечить советской России выход к южным морям и тем самым создать рынок сбыта и источник сырья для промышленности РСФСР. В апреле 1920-го коммунистам удалось свергнуть правительство Азербайджанской демократической республики АДР и установить советскую власть в Азербайджане. С этого момента началась подготовка советизации Армении. По инициативе Сергея Орджоникидзе 30 апреля новое правительство советского Азербайджана, считавшее Карабах своей территорией, предъявило Армении ультиматум с требованием прекращения военных действий и передачи населенных армянами провинций Карабаха и Зангезура Азербайджану.
При этом армянским большевикам пообещали, что после окончательной советизации Закавказья эти земли будут возвращены Армении. Фото: РИА Новости К концу года большевики установили советскую власть и в Армении, после чего азербайджанское руководство действительно объявило о передаче советской Армении Карабаха, Зангезура и Нахичевани. При этом азербайджанские лидеры сделали это под давлением общесоюзного руководства, в действительности же от реальной борьбы за эти территории они отказываться не планировали. Пока работала комиссия, в ряде населенных армянами районов начались мелкие восстания националистов, которые, однако, имели перспективу серьезно расшириться, так как в советской Армении проживало множество беженцев с территории соседней Турции, не имевших никаких средств к существованию и способных стать базой для восстания. При этом союзное руководство настояло на том, что карабахским армянам необходимо дать широкую автономию. Исследователи до сих пор не сходятся во мнении, почему было принято именно такое решение. Одни отмечают тот факт, что глава азербайджанской делегации Нариман Нариманов был куда энергичнее и упорнее в отстаивании своей позиции, чем армянские делегаты, не обладавшие харизмой и его ораторскими способностями.
Вскоре после этого Армения провозгласила независимость. При этом Нагорный Карабах Арцах , населенный преимущественно армянами, большевики передали Азербайджану. Грузия Грузия в 1918 году объявила о независимости, которая де-факто была признана Великобританией и ее союзниками. Борцы за независимость Грузии подняли восстание в 1924 году, но оно было жестоко подавлено. Азербайджан Азербайджан провозгласил независимость в мае 1918 года и смог несколько лет просуществовать относительно независимо при поддержке турок и британцев. После того, как и те, и другие ушли, а Красная Армия разбила соединения генерала Антона Деникина на Северном Кавказе, большевикам был открыт путь и на Южный Кавказ. В апреле 1920 года «красные» вошли в Баку. Украинская ССР Последние годы существования Российской империи были отмечены для Украины подавлением национального движения, когда власти закрывали местные издания и культурные учреждения, а видных украинских деятелей арестовывали и ссылали. После Февральской революции запреты были сняты, и национальное движение оживилось. Уже в марте в Киеве был создан представительный орган — Центральная Рада. Вскоре ее объявили верховным органом власти. Временное правительство в Петрограде признало Раду, как и право Украины на автономию. После Октябрьского переворота Рада отказалась признать власть нового режима над Украиной. В то же время большевики на съезде в Харькове объявили Украину советской республикой и сформировали собственное правительство. Вскоре после этого Красная Армия начала наступление на Киев, который смогла захватить на короткое время.
В 1918 году на обломках Российской империи образовалась Закавказская демократическая федеративная республика , которая располагалась на территории пяти губерний — Тифлисской, Кутаисской, Эриванской, Бакинской, Елизаветпольской; одной области — Карсской; и одного округа -Закатальского. В свою очередь понятие «Южный Кавказ», как синоним «Закавказья», стало широко применяться после распада Советского Союза, хотя первые попытки употребления этого термина относятся к периоду начала Первой мировой войны и распада Российской империи. Оно, как и понятие «Азербайджан» для Восточного Закавказья в пределах бывшей Российской империи , было предложено англичанами и подхвачено Турцией[источник не указан 265 дней]. Например, в 2007 году был открыт Южно-Кавказский газопровод. Но если понятие «Азербайджан» для Восточного Закавказья сохранилось в советский период и в Советском Союзе, то понятие «Южный Кавказ» не смогло вытеснить традиционное понятие «Закавказье». Пушкина, 2015 — С. Понравилась статья?
Создание СССР: как Ленин заложил атомную бомбу
В Нагорном Карабахе азербайджанцы и курды представляли значительное меньшинство. По мнению азербайджанцев, произвольное выделение районов проживания армян и их присоединение к Армении будет угрожать географическому, экономическому и политическому единству региона. Сами армяне Карабаха не стали ждать итогов переговоров и приступили к созданию отрядов самообороны. Зависимость от азербайджанского правительства, в какой бы форме она ни проявлялась, армянский народ считает для себя неприемлемой, благодаря тому насилию и тому попранию прав, которому систематически подвергалось до самого недавнего времени со стороны азербайджанского правительства армянство везде, где оно связало свою участь с этим правительством из резолюции Карабахского национального совета С 1918 по 1920 год Карабах находился под формальным контролем Азербайджана, однако ситуация на месте оставалась напряженной. Реальной властью на месте обладал Карабахский национальный совет и его вооруженные отряды. Периоды столкновений перемежались переговорами с назначенным из Баку губернатором Хосров-беком Султановым, в ходе которых периодически удавалось достичь соглашений о стабилизации ситуации.
Но она всегда была временной, и реального компромисса, способного лечь в основу соглашений и определить стабильное будущее региона, все еще не было. Личное решение К 1920 году советская власть в России стабилизировалась, и большевистское правительство начало попытки восстановления границ распавшейся империи. Закавказье было одним из ключевых регионов, способных обеспечить советской России выход к южным морям и тем самым создать рынок сбыта и источник сырья для промышленности РСФСР. В апреле 1920-го коммунистам удалось свергнуть правительство Азербайджанской демократической республики АДР и установить советскую власть в Азербайджане. С этого момента началась подготовка советизации Армении.
По инициативе Сергея Орджоникидзе 30 апреля новое правительство советского Азербайджана, считавшее Карабах своей территорией, предъявило Армении ультиматум с требованием прекращения военных действий и передачи населенных армянами провинций Карабаха и Зангезура Азербайджану. При этом армянским большевикам пообещали, что после окончательной советизации Закавказья эти земли будут возвращены Армении. Фото: РИА Новости К концу года большевики установили советскую власть и в Армении, после чего азербайджанское руководство действительно объявило о передаче советской Армении Карабаха, Зангезура и Нахичевани. При этом азербайджанские лидеры сделали это под давлением общесоюзного руководства, в действительности же от реальной борьбы за эти территории они отказываться не планировали. Пока работала комиссия, в ряде населенных армянами районов начались мелкие восстания националистов, которые, однако, имели перспективу серьезно расшириться, так как в советской Армении проживало множество беженцев с территории соседней Турции, не имевших никаких средств к существованию и способных стать базой для восстания.
При этом союзное руководство настояло на том, что карабахским армянам необходимо дать широкую автономию. Исследователи до сих пор не сходятся во мнении, почему было принято именно такое решение. Одни отмечают тот факт, что глава азербайджанской делегации Нариман Нариманов был куда энергичнее и упорнее в отстаивании своей позиции, чем армянские делегаты, не обладавшие харизмой и его ораторскими способностями. Другие считают, что подобное решение советского правительства было обусловлено желанием изменить границы с целью создания разделенных республик.
Перед войной Чиатурский марганец занимал на мировом рынке первое место по добыче и вывозу руды. С 1925 г.
Марганцевые месторождения известны также в районе станции Аджаметы — сел. Чхеери — и в Горийском уезде. Месторождения железных руд в Закавказье незначительны и имеют лишь местное значение. Наиболее известны Чатахское — вблизи Тифлиса и Дашкесанское — недалеко от Ганджи. Мало исследованные незначительные запасы свинца и цинка, а также и серного колчедана практического значения не имеют. Из других минеральных богатств укажем наиболее существенные: глауберова соль, поваренная соль, барит, алюминий, хромистый железняк, мышьяк и сурьма, самородная сера, кобальтовые руды, никель, литографский камень.
Исключительное место здесь принадлежит нефти. Запасы ее исчисляются приблизительно в 1,5 млрд. Нефть встречается также и в других районах Азербайджана, а также в Грузии — в Кахетии и в Гурии, но эти месторождения пока еще недостаточно исследованы. Залежи ископаемого угля сосредоточены в двух более крупных месторождениях: Ткварчельском и Тквибульском и в гораздо менее значительном — Гелатском, но общие их запасы не превышают 0. Запасы Ткварчельских копей, доступные для разработки, исчисляются а 150 млн. В настоящее время в эксплуатации находятся лишь Тквибульские месторождения; что же касается Тквлрчельского, то в силу неблагоприятных топографических условий оно пока не эксплуатируется.
Другие горючие материалы, как сланец и торф, вследствие незначительности их запасов и плохого качества практического значения не имеют. Но подсчетам проф. Эссена мощность водных сил Закавказья исчисляется в 3,2 млн.
Кроме того, в состав Президиума входили председатели Центральных исполнительных комитетов Азербайджана, Грузии и Армении и руководители некоторых ведомств республик. Союзный совет созывал по своему усмотрению пленум и выполнял фактически функции правительства федеративного союза Закавказских республик. В целях единого руководства всеми экономическими органами Советского Закавказья союзный договор предусматривал создание Высшего Экономического Совета. Для окончательного оформления Закавказской федерации как своеобразной формы советского государственного устройства понадобилось довольно значительное время. И действительно, в процессе становления федерации можно выделить три основных периода. Первый, по существу, еще дофедеративный период, когда были уже, однако, сделаны серьезные практические шаги к государственному объединению Закавказских республик, начинается с мая 1921 г. Начало второму периоду было положено в марте 1922 г.
В это время окончательно определились задачи Закавказской федерации. Третий период связан с созывом в декабре 1922 г. I Закавказского съезда Советов, когда федеративный союз трех республик преобразовался в Закавказскую федерацию. Согласно Конституции, верховным органом государственной власти Закавказской федерации являлся Закавказский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и матросских депутатов. Съезд Советов избирал Закавказский Центральный Исполнительный комитет. Закавказский ЦИК был высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом государственной власти в период между съездами Советов. Закавказский ЦИК избирал Президиум в составе 13 членов, в том числе трех председателей, по одному от каждой республики, которые поочередно председательствовали на заседаниях Исполнительного комитета. Еще до образования Закавказской федерации партийными организациями Азербайджана, Грузии и Армении в соответствии с принципами демокра- 30 "Сборник официальных документов по советскому государственному праву". В Азербайджане, Грузии и Армении существовали центральные комитеты коммунистических партий как руководящие органы партийных организаций соответствующих республик. Закавказская федерация показала на практике реализацию ленинской идеи экономического единства края.
Она сыграла роль политического центра по объединению экономических ресурсов Закавказья. Для разрешения жизненно необходимых задач Закавказской федерации была предоставлена широкая самостоятельность. Подъем экономического могущества Закавказского края и входивших в его состав советских республик во многом зависел от роста экономического могущества Союза Советских Социалистических Республик в целом и его государств-членов - в первую очередь РСФСР и Украинской ССР. Кроме того, и сами Закавказские республики - Азербайджан, Грузия и Армения - должны были, как республики единого экономического района, энергично помогать друг другу в подъеме народного хозяйства и укреплении социалистического уклада. Народам Закавказья пришлось строить основы социалистической экономики в чрезвычайно трудных экономических и политических условиях. Необходимо было наладить народное хозяйство, улучшить материальное положение рабочих и крестьян, поднять производительность труда. Ленин, проявляя заботу о трудящихся Закавказских республик, наметил первые планы развития хозяйства края. Он писал: "Сразу постараться улучшить положение крестьян и начать крупные работы электрификации, орошения. Орошение больше всего нужно и больше всего пересоздаст край, возродит его, похоронит прошлое, укрепит переход к социализму"32. Ленин лично руководил экономической помощью краю, возрождением его национальных республик.
Примером заботы со стороны В. Ленина служат его многочисленные телеграммы и письма, которые он адресовал руководителям национальных республик Закавказья, наркомам и уполномоченным. Особое внимание В. Ленин обращал на систематическое снабжение Азербайджана, Грузии и Армении продовольствием. Поставьте этот вопрос для специального обсуждения Совтрударм.
Объединение Закавказья, согласно БРЭ, было вызвано необходимостью предотвращения националистических выступлений и восстановления экономических связей между Грузией, Азербайджаном и Арменией, разрушенных в ходе Гражданской войны в России, и упрощения управления Кавказа государственным руководством. Административно-территориальное деление Государство имело федеративное государственное устройство и подразделялось на несколько республик: Азербайджанская Социалистическая Советская Республика, в неё входят Нахичеванская Автономная Советская Социалистическая Республика и Нагорно-Карабахская автономная область, Социалистическая Советская Республика Армения, Социалистическая Советская Республика Грузия, в неё входят Социалистическая Советская Республика Абхазия, Аджарская Автономная Советская Социалистическая Республика и Юго-Осетинская автономная область. Армянская ССР — 880 500 чел.
О создании ЗСФСР.
6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял резолюцию о заключении договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении в Союз Советских Социалистических Республик. 12 марта 1922 года закавказские республики свели, наконец, в одну федерацию и появилась Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика[2] (Закавказская Федерация[3][4], ЗСФСР; до 13.12.1922 называлась Федеративным Союзом Социалистических Советских Республик Закавказья[1]) — союзная республика в составе. С 13.12.1922 Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР).
Образование Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР)
Социалистическая Советская Республика Абхазия (сокращённо ССР Абхазия, ССРА; абх. Советтә Социалисттә Республика Аҧсны, ССР Аҧсны; 4 марта 1921 — 19 февраля 1931) — бывшая независимая советская социалистическая республика. В Закавказье была провозглашена федеративная советская республика, в 1922 году ставшая одним из учредителей СССР. 6 октября 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял резолюцию о заключении договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении в Союз Советских Социалистических Республик. Закавказская Социалистическая Федеративная Советская РеспубликаЗакавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика — федерация Азербайджанск. Делегаты 1-го Закавказского съезда Советов (Баку) — представители ЦИК Азербайджанской ССР, ЦИК Армянской ССР и ЦИК Грузинской ССР — учредили Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику, существовавшую с 12 марта.
Существовала ли закавказская социалистическая федеративная советская республика
Сталин в то время отстаивал и не отстоял план включения Грузии, Армении и Азербайджана а также Нахичевани, Карабаха, Аджарии и Абхазии в состав Советской России на правах автономий. Первым первым секретарем местной партогранизации стал Серго Ордженикидзе по иронии - он занимал ту же позицию, что и Сталин, то есть был противником создания ЗСФСР и обвинялся Лениным в "великороссийском шовинизме". Последний первый секретарь - Лаврентий Берия.
После поражений белых армий Деникина и Колчака зимой 1919—1920 годов англичане лишились сильных союзников и начали поддерживать закавказские республики, но было уже слишком поздно.
В 1920—1921 годах в Азербайджане, Армении и Грузии силы 11-й Красной армии установили советскую власть. Зачем Советам окраины? Ответ на этот вопрос был дан в статье Сталина «Политика Советской власти по национальному вопросу в России», опубликованной в «Правде» 10 октября 1920 года.
Сталин как главный советский специалист по национальному вопросу в стиле катехизиса отмечал: «Центральная Россия не может долго держаться без помощи окраин, изобилующих сырьем, топливом, продуктами продовольствия. Окраины России, в свою очередь, обречены на неминуемую империалистическую кабалу без политической, военной и организационной помощи более развитой центральной России». Главным экономическим ресурсом Закавказья являлась бакинская нефть, которую можно было сравнительно легко транспортировать по железным дорогам и далее через черноморские и каспийские порты.
Именно транспортная инфраструктура и торговые цепочки были объединены в первую очередь. Среди местного населения тут же поползли слухи о возвращении к старым царским порядкам.
Там прошёл митинг. В состав 11-й армии в разное время входили: 9-я, 14-я, 18-я, 30-я, 32-я, 34-я, 39-я, 49-я, 50-я и 28-я Горская стрелковые, 1-я Особая, 7-я Самарская, 12-я, 18-я и 21-я кавалерийские дивизии и другие соединения и части. Армия успешно действовала в районе Царицына 1919 г. Баку апрель 1920 г.
В период с июля 1920 по май 1921 гг. В конце мая 1921 г. До революции у армян уже веками не существовало собственной государственности. Асканаз Георгиевич Карапетян родился в армянской крестьянской семье в Эриванской губернии Российской империи: «Хорошо помню вступление 11 Красной Армии в Эривань. Армянский народ с большим ликованием встретил воинов освободителей. Я был назначен командиром особого конного отряда, в задачу которого входила ликвидация банд буржуазных националистов — дашнаков.
Вскоре нам пришлось вести бои с контрреволюционными силами в горных районах, расположенных недалеко от Эривани.
В уголовном производстве сформирована следственная группа, проводятся неотложные следственные и другие оперативные действия с целью выяснения обстоятельств дела и круга лиц, участвующих в деле», — говорится в сообщении СК. В ведомстве призвали военнослужащих соблюдать требования воинского устава и не поддаваться на провокации. Фактически это означает переход под контроль Азербайджана четырех сел, которые были в составе Азербайджанской ССР, а с 1990-х годов находились под контролем Армении. После этого в Ереване и в Тавушской области проходили акции протеста.