В первой лекции лингвист Максим Кронгауз рассказал о том, чем человеческий язык отличается от языков животных и может ли обезьяна считать себя человеком.
Главное сегодня
- Комментарии (1)
- Языки обезьян и людей похожи. Вот о чем говорит новое исследование
- Как проходил эксперимент
- Навигация по записям
- Эксперимент на обезьянах дал новые подсказки об эволюции их языка
Ученые расшифровали язык обезьян
Сейчас идентифицировано более 80 жестов гоминид, часть из которых у разных видов — общие. Люди, несмотря на близкое родство с шимпанзе и бонобо, жесты обезьян использовать, судя по всему, перестали. Но, возможно, мы просто слишком замаскировали это: тот факт, что мы жестикулируем ничуть не меньше в совершенно разных контекстах, может усложнять поиск нужных жестов в нашем репертуаре. Также недавнее исследование показало , что дети, которые еще не умеют говорить, могут использовать около 50 жестов из репертуара обезьян. Возможно, жесты других гоминид все еще доступны нам — хотя бы отчасти. Ученые проанализировали данные 5656 участников, которые посмотрели 20 коротких видео, где обезьяна показывает какой-либо жест, и выбрали значение этого жеста из четырех предложенных вариантов.
Участников случайным образом разделили на две группы: одна смотрела только видео с жестами, другая видела также краткое описание контекста — всего по одной строке. Каждое видео сопровождалось простой иллюстрацией жеста, которая помогала понять, что происходит на видео неопытный зритель не всегда определяет это с первого раза — примеры таких иллюстраций можно посмотреть здесь. Всего было 40 видео с жестами шимпанзе и бонобо, и каждая группа увидела по 20. Исследователи выбрали 10 наиболее распространенных типов жестов, значение которых было уже известно как у шимпанзе, так и у бонобо.
Изучение 5000 аудиозаписей вокала шимпанзе, обнаружило новый и более сложный язык обезьян Немецкие ученые детально изучили около 5 тыс. Результаты исследований повергли в шок! Оказывается, у приматов существует гораздо более развитый язык общения, чем предполагалось ранее, сообщает potokmedia.
Профессор Фишер сказал по этому поводу: «Беспилотники сбивают их с толку, ведь они раньше этого не видели, поэтому обезьяны начинают предупреждать всю группу». Некоторые другие ответы на тестовые угрозы группы экспертов были более драматичными. В какой-то момент манекен леопарда привлек сердитого павиана, который напал на него, заставив укрыться в замаскированном убежище.
По словам ученых, понимание оказалось гораздо лучше, чем ожидали. При этом знание контекста что именно делали обезьяны лишь немного улучшило результаты. То есть участники, которым не сообщали подробности, справлялись так же успешно. Показывая участникам эти видеоролики, мы обнаружили, что люди могут понимать жесты животных», — рассказывает доктор Кирсти Грэм, одна из авторов исследования. Авторы только строят предположения, чтобы объяснить это открытие.
Ученые открыли язык обезьян
- Переводчик с обезьяньего: британские учёные научились понимать язык жестов у шимпанзе
- Обезьяны придумали язык, состоящий из 6 слов
- ГРАММАТИКА БИБИЗЯНЕГО ЯЗЫКА – Telegraph
- Telegram: Contact @antropogenez_ru
- Максим Кронгауз о том, как научить обезьяну человеческому языку - Афиша Daily
- «Оттуда не возвращаются»
Переводчик с обезьяньего: британские учёные научились понимать язык жестов у шимпанзе
Так что изначально образ обезьяны позволял художникам иносказательно осуждать и высмеивать неблаговидные человеческие свойства. Отвечает лингвист Светлана Бурлак: «Обезьяны продемонстрировали поразительные умственные способности. Бонобо трясет ветку дерева — такой жест обезьяны обычно используют как призыв к совокуплению.
Оказывается, люди способны понять «язык» обезьян
В общей сложности было идентифицировано 12 различных типов структурированных коммуникаций приматов: хрюканье, пыхтение, уханье, лай, крики и прочее. Примечательно, что звуки из каждой группы голосовых вызовов, издаваемых шимпанзе, имели разное значение в зависимости от контекста использования. Ранее Yakutsk.
Например, верветки, или карликовые зелёные мартышки, обитающие в саваннах на востоке Африки, по-разному предупреждают друг друга в зависимости от вида угрозы. Если верветка видит леопарда, она издаёт особый крик, и те, кто её слышат, лезут на деревья.
Если верветка видит змею, она издаёт другой звук, и тогда все, кто её слышит, встают на задние лапы и замирают. Наконец, если верветка видит орла, то для него у неё есть ещё один сигнал тревоги, и те, кто его слышит, начинают беспокойно всматриваться в небо. Про разные тревожные крики верветок известно уже довольно давно, но до сих пор было не вполне понятно, как они сформировались: идёт ли речь о воспитании или же сигналы «Все на дерево! Чтобы понять, как у обезьян могут формироваться такие протоязыковые способности, исследователи из Немецкого центра приматов поставили эксперимент с зелёными мартышками Chlorocebus sabaeus, обитающими на западе Африки.
Это близкие родственники верветок, однако живут те и другие живут на разных краях африканского континента, и эволюционные пути обоих видов разошлись около 3,5 млн лет назад.
Анализ данных 5656 участников показал, что люди хорошо распознают обезьяньи жесты. Эти результаты важны для понимания эволюции коммуникации и речи. Человеческий язык нужен не только затем, чтобы передавать информацию, но и чтобы передавать смысл. Мы используем язык преднамеренно, в отличие от вокализаций других животных, которые нередко являются просто реакцией на какой-то определенный стимул вроде близости хищника или пищи — и не важно, есть вокруг сородичи, или нет. Мы можем выбирать, говорить или не говорить что-то, как и когда это делать.
Однако, по мнению ученых, было бы ошибкой полагать, что такая сложная форма коммуникации появилась у человека ни с того ни с сего. Все остальные гоминиды — орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо — говорить как люди не могут, но используют звуки и жесты примерно схожим образом. Они также ориентируются на адресата и перестают демонстрировать жест, когда другая обезьяна делает то, что от нее хотят. Сейчас идентифицировано более 80 жестов гоминид, часть из которых у разных видов — общие. Люди, несмотря на близкое родство с шимпанзе и бонобо, жесты обезьян использовать, судя по всему, перестали.
Другой авторитетный лингвист, Маркус Перельман, высказался на эту тему так: «Я бы сказал, что Коко использовала набор выученных жестов, чтобы эффективно общаться со своими опекунами о повседневной жизни. Многие жесты были основаны на языке амслен. Но нет — Коко определенно не освоила жестовый язык». В лучшем случае горилла могла применять некоторые жесты в определенных ситуациях, после того как ее стимулировал к этому тренер. Согласитесь, что это можно назвать скорее дрессурой, чем общением. Горилла Коко была не первым приматом, которого пытались научить говорить. Первые опыты в этом направлении начали проводиться еще в 1960-х годах. Тогда зоопсихологи использовали упрощенный язык жестов, включающий в себя наименее сложные понятия. Еще тогда выяснилось, что обезьяны, причем не только гориллы, но и орангутаны и шимпанзе, способны выучить некоторые жесты. Но уже тогда стало понятно, что использовать их на уровне человека животным не под силу. Профессор Грэм Тернер из Университета Хериот-Уатт уверен, что общение на любом языке жестов, не только на амслене, требует овладения очень сложной системой передачи информации. Если к жестовым языкам подходить именно так, то становится понятным, что обезьяны никогда не могли овладеть его грамматикой на уровне человека». Несмотря на скептическое отношение к заявлениям Франсин Паттерсон и ее коллег, все ученые, как один, признают, что Коко обладала неординарными для гориллы способностями.
Экспериментаторы из Шотландии показали, что люди с обезьянами могут говорить на одном языке
«Среди обезьян есть предрасположенные к алкоголизму и непьющие». Интервью с биологом Джиной Карал-оглы о том, зачем обезьян спаивают, заражают вирусами и вызывают у них. Шотландские исследователи обнаружили, что обезьяны способны к «словообразованию», присоединяя к «корню» «аффикс» (новый звук), меняя значение первоначального сигнала. Биологам удалось установить, что среди обезьян-игрунок нередко происходит заимствование характерных звуков, если две популяции обитают рядом и часто слышат друг друга. Поскольку гортань обезьяны находится намного выше, чем наша, учёные полагали, что в этом и заключается основная проблема.
Зоологи выяснили, что люди способны понимать язык приматов
Однако в предыдущих исследованиях не учитывались значения жестов у каждого конкретного вида обезьян. Ученые надеются, что дальнейшие исследования языка обезьян помогут узнать больше и о происхождении языка у человека. Филлип Шленкер, известный учёный из Нью-Йоркского университета, опубликовал исследование, в котором утверждает: у обезьян существует собственный язык общения, причём он даже. Это значительный прогресс в сравнении с тем, что Neuralink показала год назад, когда обезьяна играла в понг. В процессе хейзовских экспериментов выяснилось, что обезьяны, в отличие от нас, не используют движения губ и языка, издавая естественные для них звуки. Кажется, утверждая, что человек произошёл от обезьяны, покойный возмутитель спокойствия верующих Чарлз Дарвин всё же был прав.
Зелёным мартышкам помогли придумать новое «слово»
Попытки научить обезьяну человеческой речи известны как минимум с начала XX века. В 1913 году Надежда Николаевна Ладыгина-Котс приобрела маленького шимпанзе Иони, который прожил у нее полтора года, а затем умер от инфекции. Гораздо более интересны биографии гориллы Коко 1971-2018 и шимпанзе Уошо 1965-2007 , а также шимпанзе по имени Ним и прозвищу Чимпски 1973-2000 Коротко охарактеризуем языковое развитие каждого из этих приматов — в том числе, чтобы показать, в чем их сходство с Канзи и отличие Канзи от них. Уошо, Коко, Ним Уошо воспитывалась в человеческой семье у психологов Аллена и Беатрис Гарднеров, которые успешно научили ее американскому жестовому языку для глухонемых амслену. Такой подход был избран с целью исправить недостатки более раннего опыта, проведенного примерно 10 годами ранее — когда психологи Кит и Кэтрин Хейс пытались обучить человеческому языку шимпанзе Вики. Вики смогла освоить всего четыре слова, но это, вероятно, связано с отличиями в устройстве гена FOXP2 , который отвечает у человека за речевую деятельность, а у шимпанзе — нет. Кроме того, обезьяны с трудом осваивают контроль над дыханием, необходимый для связной речи, и не могут сравниться с человеком по подвижности губ. По оценке Гарднеров, Уошо самостоятельно овладела более чем 200 лексемами, причем, умела изобретать составные жесты самостоятельно придумывая названия для ранее незнакомых предметов. Опыт Гарднеров подвергся критике, которую психолог Герберт Террейс выразил как «Смысл увиденного понят человеком, а он приписывает эту способность обезьяне». Опыт, поставленный Гарднерами с Уошо, Террейс попытался повторить с шимпанзе по кличке Ним Чимпски — что прозрачно намекает на персону знаменитого лингвиста Ноама Хомского.
Ноам Хомский род. Ним не освоил синтаксических конструкций, хотя и выучил около 125 жестов. Вполне вероятно, что все дело в неверной постановке эксперимента — Ним был лабораторным животным, тогда как Уошо с раннего детства воспитывалась в человеческой семье. Значительно больших успехов в освоении человеческого жестового языка добилась горилла Коко. Она выучила около 1000 жестов, умела шутить, ругаться, выражать скорбь, легко изобретала новые понятия. Также она помогла освоить около 600 жестов самцу Майклу, вместе с которым жила с 1979 года. Здесь также отметим, что Коко целенаправленно обучали амслену с возраста около 1 года. Феномен Канзи Принципиальное отличие Канзи от всех вышеперечисленных особей заключается в том, что он научился языковому общению самостоятельно. Впрочем, отметим здесь и сходство Канзи с другими вышеупомянутыми обезьянами — он с самого раннего детства общался с людьми.
Он был приемным детенышем самки бонобо по имени Матата, которую обучали «йеркишу» - особой разработанной для обезьян системе символов, которые можно было нажимать на клавиатуре для составления слов и высказываний. В специальной литературе они называются «лексиграммами»; подробнее о знаковой системе йеркиш можно почитать здесь. Феномен Канзи заключался в том, что он по малолетству просто сопровождал Матату на занятия йеркишем. И, тогда как Матата испытывала огромные сложности с изучением этого языка, Канзи превосходно освоил его, просто находясь рядом, играя и дурачась. Известно более 13 000 предложений, которые он самостоятельно составил из лексиграмм. Кроме того, уже в одной из первых статей о Канзи, вышедшей в 1999 году, указано, что он обладает « рудиментарными синтаксическими навыками ». Предполагается, что Канзи можно сравнить с ребенком, страдающим специфическим расстройством речи SLI , и педагогическая работа с Канзи напоминает работу с такими детьми. Наиболее важный аспект, касающийся воспитания Канзи — как раз в том, что его никто специально не «натаскивал на язык». Напротив, Канзи воспитывался в человеческом обществе, где пользовался именно таким повышенным вниманием, которое получает ребенок с задержкой в развитии, если эту задержку удастся диагностировать достаточно рано.
Именно поэтому Канзи удалось развить лингвистические и когнитивные навыки, значительно превосходящие самые смелые ожидания о подобных способностях приматов. Итак, для демонстрации вполне человеческой языковой способности Канзи важно продемонстрировать, что он понимает и использует не только синтаксис, но и грамматику.
Но есть вещи, которые воспроизводятся тысячи раз уже на обработанном материале. Например, уже можно говорить о том, что русский язык скорее движется в сторону изоляции, а не в сторону аналитизма. Что флексии, выражающие грамматические значения — род, число, падеж, лицо глагола, те самые парадигмы, которые все мы мучительно осваиваем в школе,— в звучащей речи реализуются совсем не так, как на письме, или вовсе не используются. То есть люди в общении легко обходятся без падежей и рода? У всех разное образование, уровень речевой культуры. Но при любом уровне образования и культуры все говорящие страдают от одного и того же — от дислингвии, разложения языка.
Язык из средства выразительного раскрытия своего мира превращается в набор указательных местоимений. Мы не разговариваем, а показываем. Причем это есть и "интеллигентной" речи. Как бы. Таким образом. Исчезает слово не потому, что мы куда-то торопимся или экономим усилия хотя это тоже есть , но, главное, нам это вообще неинтересно, неважно. Языковая форма теряет свою культурную ценность. Получается, что нам не нужна роскошь выразительных возможностей нашего языка.
Понимаете, миссия языка состоит даже не в передаче информации, а объединении индивидуальных человеческих миров. В формировании согласия разных людей внутри одной культуры относительно мира. Язык — это их согласие. Чем лучше достигнуто это согласие, тем устойчивее культура. Как только согласие исчезает, мир рассыпается. Чем это опасно для культуры? Тем, что она будет неконкурентоспособна. Мир изменился, а в языке нет многих современных понятий и терминов, которые нужны человеку.
Вот он и вынужден руками показывать, а не называть. Просто люди не привыкли их использовать. А причина тут в том, на мой взгляд, что многие люди в детстве, у себя дома не слышали нормальной русской речи. И еще одна догадка: язык чувствителен... Чем больше в окружающей действительности вранья, тем человек испытывает меньший интерес к речи. Но то, что эксперимент заставил нас прийти к таким догадкам, это тоже результат. Наше косноязычие выразительнее в смысле всяких интонационных пауз — законных, незаконных: это одна из попыток противостояния парадной риторике. Язык с большим трудом преодолевает привычку ко лжи.
Это позволяло обезьянам общаться при помощи символов друг с другом, что намного интереснее, чем отвечать на дурацкие вопросы двуногих. Шимпанзе быстро приспособились использовать символы, чтобы передавать друг другу сообщения, и даже научились договариваться об их новых значениях. Когда им однажды дали новый фрукт, для которого на клавиатуре не было символа, каждый держал угощение перед экраном, демонстрируя другому, а потом один из шимпанзе выбрал символ на клавиатуре и нажал клавишу. Так обезьяны договорились о том, как в их языке будет обозначаться новый предмет. Всё это очень важно, поскольку именно так появляются новые слова и в человеческом языке.
Возникает новое понятие, и для его обозначения требуется новое слово. Если другие поддерживают его, слово приживается. В этом основа многообразия и гибкости человеческого языка, и в рамках своего, «символического», языка Шерман и Остин делали примерно то же самое. Интересно, что в этой ситуации шимпанзе использовали лингвистическую способность, которая, очевидно, никогда не проявляется у них в естественной среде обитания. Поворотным пунктом в работах с обезьянами стало обучение бонобо Канзи, родившегося в 1980 году.
Канзи был маленьким, когда его приёмная мама участвовала в эксперименте, в котором училась общаться с помощью символов. Каждый символ располагался в отдельном квадрате на экране компьютера или был прикреплен магнитом к обыкновенной доске, и мама Канзи должна была поддерживать беседу, указывая на символы. Дела шли не очень хорошо. За долгое время мама так никуда и не продвинулась. Внимание экспериментаторов перекинулось на малыша, который быстро выучил всю доску с символами.
Сегодня он не такой маленький каждый правильный ответ вознаграждался конфетой: немало килограммов было съедено за эти годы и без проблем использует в своей «речи» сотни символов и понимает разговорный английский по крайней мере не хуже двухлетнего малыша. Канзи быстро стал популярным как среди учёных, так и среди журналистов. Теперь он — ключевая фигура в маленькой группе, в которую входят обезьяны и исследователи. Они проводят множество совместных экспериментов и в повседневной жизни общаются при помощи доски с символами. Все опыты с Канзи тщательно задокументированы.
Экспериментаторы сделали всё возможное, чтобы избежать действия эффекта Умного Ганса. И лишь положив трубку, он приступал к выполнению задания. С ним в комнате находился человек в берушах, чтобы не слышать телефонного разговора , который наблюдал за тем, что делал Канзи, и записывал. Этот человек не знал, что именно поручено Канзи, и поэтому не мог ему подсказать, как подсказывали Умному Гансу. Например, Канзи попросили вымыть морковь на столе в кухне и положить её в миску в гостиной.
И бонобо безупречно справился с этим заданием. Канзи мог слушать инструкции по телефону и понимал, что на другом конце провода человек, — это выглядит не менее впечатляюще. Сохранилось множество историй о достижениях Канзи в повседневной жизни, более или менее задокументированных. Есть сведения, что Канзи смог зажечь костёр при помощи спичек и подбрасывал в него дрова, а потом приготовил на огне омлет. Бонобо мог изготовлять простейшие каменные орудия с острой кромкой и с их помощью перерезать верёвку.
Говорят, Канзи даже играл в компьютерную игру «Пакман». Бог с ним, с «Пакманом», но бонобо управлялся со всем, что, по нашим представлениям, умели делать австралопитеки, и со многим из того, что умел Homo erectus. С другой стороны, ещё никто и никогда не заставал шимпанзе в джунглях, пока тот жарил омлет или изготавливал каменный нож, не говоря уже о «Пакмане». И снова мы возвращаемся к тому, что у обезьян есть скрытые способности, которыми они не пользуются в дикой природе. Языковые таланты Канзи выходили далеко за рамки коммуникаций, которые мы можем наблюдать у диких шимпанзе.
Всё, начиная от решения дифференциальных уравнений до создания водородной бомбы и написания этой книги, — всё это человеческие способности, которые до поры оставались скрытыми и проявились только в наши дни. Альфред Рассел Уоллес, пришедший к идее эволюции и естественного отбора одновременно с Дарвином, много размышлял над проблемой «высших ментальных способностей» человека. Он пришёл к выводу, что естественный отбор не объясняет, как они возникли, и что здесь требуется качественно иное, духовное объяснение помимо того, что даётся в рамках естественных наук. Эта точка зрения жива по сей день среди религиозных эволюционистов. В рамках естественнонаучной картины мира подобные, казалось бы, ненужные способности могут быть рассмотрены как проявление более общей способности, которая использовалась нашими предками совершенно в других целях.
Естественный отбор не породил ни математиков, ни инженеров, зато дал жизнь биологическому виду, наделённому необыкновенной когнитивной гибкостью, высокоразвитой способностью решать все мыслимые проблемы, которые ставит перед ним жизнь. Именно эта способность развивалась у первобытных охотников и собирателей, поскольку позволяла им выживать не только в условиях естественной среды, к которой они были приспособлены изначально, но и в любых природных условиях, какие только мыслимы на нашей планете, — от арктической тундры до тропических атоллов. Этим, в частности, можно объяснить и то, почему некоторые из нас умеют решать дифференциальные уравнения. Дело вовсе не в том, что дифференциальное исчисление так волновало умы наших предков. Просто интеллект, который они сумели в себе развить, мы применили и к дифференциальному исчислению, когда это потребовалось.
Те же принципы работают и в отношении познавательных возможностей обезьян — куда более скромных, чем наши, — включая способность усваивать отдельные аспекты человеческого языка. Особо интересно, в том числе и для эволюции языка, что некоторые лингвистические способности наших ближайших родственников скрыты, то есть не проявляются в естественной среде обитания. Возможно, то же самое было и у наших с ними общих предков 5—10 миллионов лет тому назад. Между этими двумя эволюционными линиями должно было наметиться некое существенное различие, которое, в частности, может служить хорошим тестом для проверки разных теорий происхождения языка на правдоподобие. Этот тест на правдоподобие называют ещё «тестом шимпанзе».
Происхождение языка — одна из величайших загадок истории.
Для животных воспроизводили определенные звуки в разном порядке, чтобы увидеть, какой из них вызовет более сильный отклик. Обнаружено: шимпанзе не только связывали конкретные звуки с соответствующими значениями, но и понимали порядок слов и реагировали соответствующим образом в зависимости от того, какой звук был первым в последовательности. Ранее было замечено, что шимпанзе издавали два различных звука при виде змей и других опасностей в дикой природе. На первом этапе розыгрыша с фальшивой змеей ученые разместили поддельных змей рядом с шимпанзе. Пугая поддельной змеей, исследователи включали записи как «waa-barks», так и «alarm-huus».
Зелёным мартышкам помогли придумать новое «слово»
Однако на острове Тивай в Сьерра-Леоне, где нет ни одного леопарда, те же мартышки используют «Крак» как сигнализацию для любой угрозы, в том числе орлов. Следовательно, обезьяны различают корни и суффиксы, чтобы описать как природу угрозы, так и степень ее опасности. На материке исследователи обнаружили, что обезьяны Кемпбелла используют специфический «диалект»: они не только говорят «Крак» и «Хок», но и добавляют к ним окончание «у» для обозначения менее серьезных оснований для угрозы.
Из этого следует, что обезьяны различают корни и суффиксы, чтобы описать как природу угрозы, так и степень ее опасности. В ходе исследования ученые определили, что обезьяны Кемпбелла используют специфический «диалект»: они не только говорят «Крак» и «Хок», но и добавляют к ним окончание «у» для обозначения менее серьезных оснований для угрозы. Также они произносят «Бум», когда угроза уже прошла.
Знаменитый шимпанзе иногда бывал агрессивным и однажды напал на одного из своих учителей. По окончании исследования Чимпски был отправлен в приют для животных «Black Beauty Ranch», где о нем практически забыли. В некоторых источниках говорится, что за всю жизнь к нему пришли только пару раз. Одним из посетителей был профессор Герберт Террес, который принес еды и ушел. Другие источник пишут, что один из сотрудников все же время от времени заглядывал к шимпанзе, Чимпски радовался и пытался общаться с ним на языке жестов, требуя внимания. Ним скончался в 2000 году в возрасте всего 26 лет, это очень мало для средней продолжительности жизни шимпанзе. Вскрытие показало, что у него произошел сердечный приступ. Проект Терреса встретил жесткую критику в научном сообществе. Считалось, что успешность исследований во многом зависела от восторженных интерпретаций результатов.
Сами по себе животные с большим трудом запоминали слова и строили из них предложения. А иногда исследователей уличали в том, что они подсказывали обезьянам жестами, что нужно показывать. Амслен оказался для шимпанзе сложным языком, поэтому подобный эксперимент решили провести с гориллой Коко. В 1971 году Пенни Паттерсон начала работать в зоопарке Сан-Франциско с маленькой самкой гориллы. Изначально Коко не давала к себе прикасаться и обучать ее пришлось с помощью имитации - Пенни указывала на предмет и сама показывала его жестами до тех пор, пока горилла не выстроит связь между знаком и предметом. Со временем Коко подружилась с психологом и позволила ей прикасаться к себе и складывать пальцы в нужные жесты.
Эта птица, как мы уже заметили, идеально воспроизводит человеческую речь. Птицу зовут Алекс, и она много лет проходила обучение у Ирене Пепперберг. Алекс не просто знает много слов, он употребляет их так, будто понимает значение. Может ответить на множество вопросов о форме, цвете и количестве предметов. Если его спросить: «Сколько здесь зелёных мячей? А если Алекса спросить: «Что это там зелёное? Во всяком случае, знает множество понятий, обозначающих разные предметы, цвет, форму и количество. И его языковых способностей хватает на то, чтобы облечь эти понятия в слова. При этом Алекс так и не овладел языком настолько, чтобы уметь поддержать общий разговор на другие темы, нежели те, которым его специально обучали. Тем не менее достижения Алекса впечатляют. Особенно с учётом того, что речь идёт о существе, мозг которого размером с грецкий орех. Результаты многочисленных попыток научить других животных говорить чаще всего куда более скромные. Попугаи, пожалуй, демонстрируют в этом направлении лучшие способности и могут произносить слова почти как люди. Практически все эксперименты такого рода с обезьянами можно считать неудачными. Обезьяны не могут управлять своими «речевыми» органами настолько, чтобы воспроизводить человеческие звуки и складывать их в слова. Это относится и к шимпанзе, выросшим в человеческих семьях на правах приёмных детей вместе с человеческими «братьями» и «сёстрами». С другой стороны, язык совсем необязательно состоит из звучащих слов, тем не менее остаётся языком. И поскольку именно воспроизводить звучащую речь оказалось для обезьян непреодолимым барьером, попытки исследователей перекинулись на невербальные языки. В серии экспериментов, проводимых начиная с 1960 года, использовался язык жестов или различные искусственные языки, когда, к примеру, нажать на клавишу или указать на символ на доске означало произнести слово. И занятия с обезьянами при помощи этих подручных средств действительно были куда более успешными. Животные без проблем выучивались использовать некоторые «слова» и в правильном контексте. Шимпанзе Уошо 1965—2007 особенно отличилась в экспериментах с языком жестов. Идея была та же, что и с Гуа. Уошо выросла в человеческой среде, насквозь пронизанной языком. С той только разницей, что это был язык жестов. Уошо выучила несколько сотен жестов амслен — варианта языка для глухих, распространённого на территории США, — и правильно использовала их в нужных ситуациях. Кроме того, она могла соединить некоторое количество жестов в вполне разумное высказывание. Ещё один эксперимент с языком жестов подвёл черту под многими работами по этому вопросу. Его героем стал шимпанзе Ним Чимпски. Ним учился языку жестов тем же способом, что и Уошо, но скорее в лабораторной обстановке, где проводили много научных тестов, которые подтверждали его достижения. Этот эксперимент считается скорее неудачным. Ниму удалось выучить совсем немного жестов, и комбинировать их он практически не умел. Герберт Террас, ответственный за эту работу, сделал вывод, что у шимпанзе нет способностей к языку, не говоря о грамматике. Учёный упрекнул своих предшественников в том, что они были недостаточно объективны и трактовали результаты опытов чересчур оптимистично. В частности, указывал Террас, недостаточно учитывался эффект Умного Ганса. Хозяин Умного Ганса неплохо заработал на его талантах. Коню можно было задать любую арифметическую задачу, и он копытом выстукивал ответ. К примеру, на вопрос о квадратном корне из 25 раздавалось пять постукиваний. В конце концов нашёлся психолог, который с подозрением отнёсся к лошадиному гению и провёл с животным эксперимент, показавший, что Умный Ганс вообще не умеет считать, зато прекрасно считывает человеческие эмоции. Если вы задаёте вопрос, а лошадь начинает стучать, то вы невольно напрягаетесь, когда она приближается к правильной цифре. Умный Ганс всего лишь был наблюдательным: по выражению лица или позе вопрошающего он улавливал признаки напряжения или расслабления и в нужный момент прекращал стучать. Когда Умный Ганс не видел никого, кто знал бы правильный ответ, он не мог решить простейшей задачи и продолжал бить копытом, пока его не останавливали. В этом и заключается эффект Умного Ганса. Этот фактор необходимо учитывать и при обучении обезьян языку жестов, поскольку дрессировщик тесно общается с животным и может дать ему массу невольных подсказок, как получить вознаграждение. Чтобы оградиться от эффекта Умного Ганса, важно, чтобы в эксперименте у животных не было визуального контакта с теми, кто может неосознанно подсказать правильный ответ. До известного момента этот фактор практически не учитывался в опытах с шимпанзе, поэтому нельзя исключать, что, к примеру, Уошо действовал по тому же принципу, что и Умный Ганс. Только с Нимом Чимпски исследователи стали осторожнее, и результаты тут же ухудшились. Многие исследователи пришли к выводу о бесполезности лингвистических штудий с обезьянами. Многие, но не все. Горилла Коко обучалась языку жестов и достигала ещё более впечатляющих успехов, чем Уошо. По словам её тренера, на момент смерти в 2018 году Коко освоила свыше тысячи жестов и затейливо применяла их в повседневной жизни.
Есть контакт: люди без подсказок поняли больше 50% жестов шимпанзе
Кроме того, возможных комбинаций и звуков в нем, скорее всего, больше, чем удалось выявить. Ученые надеются, что дальнейшие исследования языка обезьян помогут узнать больше и о происхождении языка у человека.
По словам исследователей, это сходство говорит о том, что биологические основы подобного действия, впервые возникли у предка, общего для обоих видов. Полученные результаты могут заложить основу для корреляции сигналов тревоги со структурами в мозге или сегментах генома обезьяны в будущих исследованиях. Поделиться новостью:.
Им удалось выделить 390 уникальных вокальных последовательностей. Хотя и раньше было очевидно, что звуки, издаваемые шимпанзе, несут определенную информацию, такой широкий спектр вокализаций стал для ученых сюрпризом. Вокализации были как одиночными, так и объединялись в цепочки из нескольких и по-разному комбинировались.
Ухаживание заключается в удалении грязи и насекомых с шерсти. Бонобо и шимпанзе, как утверждают ученые, ближайшие существующие сегодня родственники людей. Авторы исследования Кирсти Грэм и Кэтрин Хобайтер выдвинули гипотезу, что жесты этих животных представляют из себя важную основу в эволюции человеческого языка. По мнению ученых, дети от одного года до двух лет используют больше 50 жестов из запаса обезьян. Поэтому можно предполагать, что люди, вероятно, унаследовали свое понимание основных особенностей жестов обезьян от предков. Исследователи показали 5656 участникам 20 обрезанных видеороликов с жестами бонобо и шимпанзе, но без ответов, которые эти жесты вызвали.
Антропологи открыли у шимпанзе сложный язык общения
Теперь процесс «повернулся вспять», и ученые решили посмотреть, понимают ли люди язык обезьян. Изучение 5000 аудиозаписей вокала шимпанзе, обнаружило новый и более сложный язык обезьян. жесты Новости России и мира обезьяны общение человек. Зоологи и лингвисты в результате многолетнего изучения языка мартышек Кемпбелла удалось выявить некоторые ключевые слова, которые приматы используют для общения между собой. Отсюда и вывод: ждать от обезьяны, выражаясь научным языком, «речевых конфигураций», все равно что пытаться исполнить хотя бы чижика-пыжика на милицейском свистке.
Переводчик с обезьяньего: британские учёные научились понимать язык жестов у шимпанзе
Глава МИД Финляндии извинилась перед Анкарой за слова министра финансов и главы ультраправой партии Риикки Пурры о «турецких обезьянах». Ученые открыли язык обезьян. Результаты новой научной работы были опубликованы в журнале Communications Biology. 14:30 Сходство человека и обезьяны, характер гамадрил, язык приматов Трудно быть самородком: кулибинские штучки Главные темы часа. В звуковых последовательностях, которые издают обезьяны гелада (Theropithecus Gelada), обнаружены закономерности, присущие человеческому языку. Зоологи решили выяснить, как в случае приближения орла обезьяны отреагируют на угрозу с воздуха. Ученые открыли язык обезьян. Результаты новой научной работы были опубликованы в журнале Communications Biology.