Статья автора «» в Дзене: Два главных события блистательной и трагической судьбы Всеволода Мейерхольда случились в феврале: 9 февраля 1874 года он родился, 2 февраля 1940-го погиб. А Всеволод Эмильевич Мейерхольд ко дню своего рождения — 28 января 1940 года — получил, наконец, копию своего обвинительного заключения. Здесь впервые Мейерхольд называет себя автором оформления, а художник а выступает как реализатор его плана.
Травля Мейерхольда
Мейрехольд усыновил Константина и Татьяну, ее детей от первого брака с Сергеем Есениным. Мейерхольд регулярно выезжал за границу, где гастролировал с театром, либо лечился. Осенью 1928 года Мейерхольд находился за границей. Вскоре в Москву полетели депеши, в которых он сообщал, во-первых, что заболел и по состоянию здоровья предполагает провести за границей целый год. А во-вторых, что он договорился о европейских гастролях ГосТИМа и просит разрешить театру турне по Германии и Франции. У Луначарского возникло подозрение, что Мейерхольд собирается покинуть Советский Союз.
И недоверие, которое высказал Луначарский, Мейерхольда оскорбило. Было очевидно, что ГосТИМ находился в опале. Высочайшая театральная культура его была очевидна, но ни от чего не спасала. Ощущение тревоги только подкреплялось тем, как безупречно работали в музее театра, как тщательно фиксировался процесс создания спектаклей, их пластический облик и пр. Февральского, М.
Коренева, А. Гладкова, фотоработы А. Они трудились словно в предощущении, что театр и его создатель погибнут, и останутся только музейные тени. ГосТИМ поставил 26 пьес. Большая часть из них принадлежала современным советским авторам: кроме пьес Маяковского, Файко, Эрдмана, Эренбурга, Олеши, Германа, были поставлены спектакли «Рычи, Китай!
Сейфуллиной и «Одна жизнь» Габриловича по романам Николая Островского в 1937 году. Тем не менее, театр был обвинен в отрыве от советской жизни и от советской литературы, в тяге к писателям, оказавшимся врагами народа, в противостоянии общему курсу на социалистический реализм. Подписать дежурный газетный отклик, приветствующий это решение, просили Немировича-Данченко, — тот отказался наотрез. Мейерхольд оказался среди тех деятелей русского искусства, которые поначалу с бурным восторгом приняли кровожадную жестокость большевистского террора. Однако год от года становилось все яснее, что послереволюционная жизнь покатилась в направлении противоположном ожиданиям.
Руководители искусства наставляли Мейерхольда, что ставить и как ставить. Помещения у театра не было. Строительство нового здания, которое должно было подняться на Триумфальной площади, с места не двигалось. Весной после провала спектакля по пьесе Маяковского «Баня», театр имени Мейерхольда выехал на гастроли за границу. Первым городом, где предстояло продемонстрировать достижения театрального искусства страны Советов, был Берлин.
В этом городе Мейерхольда сразу постигли два удара: сообщение о самоубийстве Маяковского и встреча с великим русским актером Михаилом Александровичем Чеховым, незадолго до этого покинувшим СССР. На свидание с Михаилом Чеховым Мейерхольд отправился со своей женой. Как вспоминал потом Михаил Чехов, он сказал Мейерхольду: «Вам не надо возвращаться в Москву, вас там погубят». Мы этого не потерпим! Многие из тех, кому стало известно о разыгравшемся скандале, осуждали Райх.
Но если вспомнить, что у Райх в Москве остались двое детей от брака с Сергеем Есениным, родители, сестра с сыном, а у Мейерхольда — две дочери и внуки, истерическую реакцию Зинаиды Николаевны можно было понять. Она тогда и предположить не могла, что через девять лет ее всемирно прославленного мужа арестуют и убьют на Лубянке, что муж ее дочери окажется в тюрьме, а Татьяна Есенина примчится в Москву с ребенком на руках искать спасения, что мужа ее сестры расстреляют, а сестра повесится, что, наконец, ее саму зарежут в квартире сотрудники НКВД. За Берлином последовал Париж. Выступления театра проходили со смешанным успехом. Из заграничного турне Мейерхольд и Райх возвратились с безрадостным настроением.
Ожидаемый триумф, по большому счету, не состоялся. Внешне все выглядело благополучно, но Мейерхольд ощущал, что на шее его все туже затягивается удавка. Он поставил спектакль по только что прогремевшему роману Николая Островского «Как закалялась сталь». После долгих перипетий с пьесой первый вариант не понравился Островскому, второй — поручили писать молодому киносценаристу Евгению Габриловичу , после бесконечных вымученных репетиций, спектакль все же сдвинулся с мертвой точки и премьера была приурочена к 20-летию Октября. На этот спектакль, названный «Одна жизнь», Мейерхольд возлагал все свои надежды.
Он творил вдохновенно и был уверен в успехе. На репетициях без конца говорил актерам о неистовом романтизме революции, который они должны воплотить на сцене. Будущий спектакль виделся ему не как иллюстрация к роману, а как поэма о героическом преодолении неслыханных трудностей, уготованных человеку судьбой, о торжестве таланта. Но спектакль «Одна жизнь» не увидел света рампы. После первого показа руководству Комитета по делам искусств, состоявшегося в ноябре 1937 года, от Мейерхольда потребовали «доработок».
После второго просмотра спектакль был запрещен. На другой же день в «Правде» была напечатана статья «Чужой театр», в которой Мейерхольд был назван режиссером «чуждым» советскому искусству. В январе 1938 года его театр закрыли. В эти трагические дни Станиславский не побоялся протянуть руку поддержки своему ученику и сопернику. Мейерхольд принял приглашение Станиславского, и перешел в его оперный театр.
Станиславский настоял, чтобы Мейерхольд получил место в его Оперном театре. Нового сотрудника поехал представить своей труппе он сам. Мейерхольд включился в репетиции «Риголетто» с начала марта. Потом отбыл с театром на гастроли. Телеграмма о смерти Станиславского застала их в Кисловодске.
Мейерхольд сказал потом Гладкову: «Мне захотелось убежать одному, далеко от всех и плакать, как мальчику, потерявшему отца». Станиславский сделал все, чтобы после его смерти Оперу принял бы Мейерхольд. Как главный режиссер Оперного театра имени К. Станиславского Мейерхольд и проходил по тюремным бумагам. В мае-июне 1939 года Мейерхольд разработал план выступления студентов института имени Лесгафа на параде физкультурников в Ленинграде.
Это была его последняя режиссерская работа. Последний и неожиданный триумф Мейерхольда был устроен ему на Первой всесоюзной режиссерской конференции. В его честь в зале гремели овации. Речь Мейерхольда стала его последним публичным выступлением.
Много позже, когда за плечами у Мейерхольда будут служба в раннем Художественном театре и главные роли в спектаклях Станиславского, работа в провинции и театре Комиссаржевской, блестящий успех на императорской сцене и великолепные постановки на советской, он встретится в Берлине с эмигрантом, великим артистом Михаилом Чеховым. На дворе 1930 год. Чехов говорит ему о своих предчувствиях, убеждает, что в Советской России он погибнет. Тогда Мейерхольд ответил, что его конец будет именно таким, и ему это известно, но в Союз он вернется из честности. Полюбить так, как любят обычные люди, великий режиссер тоже не мог. Его любовь должна была стать необыкновенно сильной, разрушительной, опасной... В молодости любовь заставила его изменить свою жизнь: в 1921 году в автобиографии, написанной для проводившей партийную чистку комиссии, он вспоминал о своей первой любви, девушке Маше, работавшей на фабрике Майергольдов: "Не рассказать в пяти строках той большой драмы, которая разыгралась в жизни моей в этот период половой зрелости, да и не нужно это знать комиссии по очистке партии... Летом 1921-го руководивший высшими режиссерскими мастерскими Мейерхольд полюбил свою студентку, дочь силезского немца, красавицу Зинаиду Райх. Она недавно развелась с Сергеем Есениным: брак продержался 4 года, потом Есенин ее оставил. Есенин сам спровоцировал разрыв: он попросил друга рассказать ей о любовнице, которой у него не было. А она много позже назвала их брак "самым главным и самым страшным", что было в ее жизни. От этого брака у Райх остались двое детей и последствия тифа, которым она заразилась от одного из них. После тифа женщина получила тяжелое нервное заболевание, дававшее о себе знать депрессиями, истериками, а то и полной потерей адекватности. У Райх и так был непростой характер, в эти дни жизнь близких превращалась в ад - ее приходилось привязывать к постели.
Сам Мейерхольд утверждает, что его отец « к этому времени имел громадный водочный завод и был очень богат, владея чуть ли ни целым кварталом домов…» Мать Мейерхольда была большой любительницей музыки, и в дом часто приходили известные пианисты, скрипачи, виолончелисты, и все дети в семье учились музыке. Его дед со стороны отца, помещик-лесопромышленник, был родом из Нижней Силезии Гроссглогау и женат на француженке, девице Доротее Рур. Предки со стороны матери были родом из Германии, но лет двести тому назад обосновались в русских остзейских провинциях. Образование - В 1895 году окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. Немировича-Данченко и в 1898 году его закончил. Карьера - В 1898 году вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. В МХТ за четыре сезона он сыграл 18 ролей.
Как удалось избежать того, что не помешали реабилитации Всеволода Эмильевича те, кто оставался в его врагах, продолжал считать его формалистом и так далее? Спасибо Ильинскому. Он мне… сказал: "Смотри, у него много врагов, многие не захотят, чтобы он воскрес… Но это все ерунда". Это Ильинский меня надоумил. И Бабанова. Благодаря им я точно знал противоборствующие стороны, знал врагов Мейерхольда и знал, как их подавить. Во-первых, из Театральной библиотеки, из ее закрытых фондов, было взято все ценное из напечатанного о Мейерхольде при его жизни с 1922 года. Недаром тесть сидел там, на Пушкинской, 8, несколько месяцев. Затем я закрылся Бахрушинским музеем: они дали полную раскладку каждого спектакля, поставленного Мейерхольдом после 1922 года, анализ всей работы его театра и даже его ленинградских постановок. Этот документ выглядел очень авторитетно. И, наконец, я располагал огромным числом писем от крупнейших деятелей культуры. И когда силы, не желавшие реабилитации Мейерхольда, возникли, они не могли уже ничего изменить. Михайлову официальное письмо о том, что В. Мейерхольд полностью реабилитирован. Министерство восприняло это известие как взрыв атомной бомбы. От министра тут же был звонок моему начальнику. Тот вызвал меня: "В чем дело? Ты в ЦК сообщил? Очень большую справку я составил. Те мужики, прокуроры-полковники, которые меня тогда подняли, они очень хорошо ко мне относились, научили, как эту справку строить. Приложил я к ней все имевшиеся материалы. Принес ее и все свои талмуды в ЦК, кладу на стол. Велели мне объяснить, на каких основаниях я провел реабилитацию. В ответ было сказано: "Так-то оно так, но вы делаете глупость". И еще было сказано, что я превысил свои права и полномочия. Пожурили меня строго, сделали выговор, сказали, что не дорос до Центрального аппарата. Но Верховный Суд — высшая инстанция, отменять его решение было бы нехорошо, посмотрели, посмотрели и сочли это нецелесообразным. После реабилитации Мейерхольда Эренбург на свой риск и страх собрал кого-то, кажется, в МГУ, и объявил о ней, но в печати впрямую ничего сообщено не было, над всем какое-то время довлело мнение Министерства культуры и соответствующего отдела ЦК". Понятно, что, если бы Ряжский, как ему рекомендовал начальник, обратился в ЦК КПСС до решения Верховного суда, с предложением отменить постановление о ликвидации театра, то на этом реабилитация была бы остановлена и отложена надолго. Ряжский, как видно из его воспоминаний, об этом догадывался, а скорее всего, был в этом уверен. И нарушил предписание. Поэтому его поступок, да и всю его работу по реабилитации Мейерхольда можно назвать "подвигом честного человека" такую характеристику дал Пушкин карамзинской "Истории государства Российского". Бывают времена и ситуации, когда быть просто честным человеком на своем месте — подвиг. Об одном из скромности умалчивает Борис Ряжский в своих воспоминаниях. Но об этом написала Мария Валентей: "Борис Всеволодович Ряжский был понижен в должности, и ему пришлось даже уехать из Москвы из-за того, что он посмел на свой страх и риск передать дело прямо в Верховный суд и не испросил предварительно одобрения в соответствующих кабинетах ЦК партии. Вернуться в Москву и найти работу ему было совсем не просто".
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Мейерхольд Всеволод Эмильевич биография
- Главный режиссер Императорских театров
- One moment, please...
- Всеволод Эмильевич Мейерхольд — биография режиссера | Биографии известных людей
- Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина - Российская газета
- Всеволод Эмильевич Мейерхольд
Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память
Партийная элита все меньше одобряла сатирические спектакли Мейерхольда. В 1930 году они запретили и убрали из репертуара «Баню» В. Маяковского, в 1932 году — постановку «Самоубийцы» Н. Эрдмана, которая находилась на стадии генеральной репетиции. Изменилось мнение и к «Мандату» Н. Эрдмана, а за ним и «Командарму 2».
Как следствие, Театр им. Мейерхольда был ликвидирован в начале 1938 года потому, что он «окончательно скатился на чуждые советскому искусству позиции и стал чужим для советского зрителя». Всеволод Мейерхольд. Благодаря усилиям своих потомков, был реабилитирован посмертно. Всеволод Мейерхольд смело экспериментировал и переворачивал традиционные представления о том, что такое театральное искусство.
Я попросил разрешения снять копию с ее письма, вложил машинопись в дело, а автограф на память себе оставил. Выходило, что вся художественная интеллигенция отозвалась на реабилитацию Мейерхольда, встала на защиту памяти гениального человека. Я находился под очень сильным впечатлением этого. Меня это окрыляло, я был уверен, что иду по верному пути". Никак нельзя сбросить со счетов, что тогда нужна была смелость, и немалая, требовалось мужество, чтобы в ответ на запрос Военной прокуратуры написать положительный отзыв о Мейерхольде. Ведь все это было еще до XX съезда, перелом происходил труднейший, все привыкли бояться, над каждым палка висела, Мейерхольда-то уже давно не было в живых, а они все работают, могло казаться, что карьера повисает на волоске. Поэтому хочется, чтобы сегодня люди читали эти письма, они характеризуют и Мейерхольда, и тех, кто их писал.
Это хождение за письмами — уникальный сюжет: несколько десятков людей с именами, не зная после ареста Мейерхольда в 1939 году ничего о его дальнейшей судьбе, узнавали от Ряжского страшную правду и пытались способствовать возвращению мастера театра в культуру. И все же страх был велик. Он виден, в частности, в том, что только 9 авторов писем, зная, что речь идет о реабилитации, осмелились употребить в своих текстах это слово. Положено писать представление в ЦК. А кто я такой, чтобы ко мне прислушались? Я по чинам всего-навсего старший лейтенант, мое представление обязательно направят на перепроверку, пойдет оно ходить по кругу, вся куча собранных материалов прахом полетит. Никому, думаю, не найти документов убедительнее тех, которые у меня собраны.
В них были ответы на все вопросы. Ясно, что Мейерхольд из богатой семьи, что не убежал от революции за границу. Перешел на сторону Советской власти. На юге белые даже приговаривали его к расстрелу, об этом мы достали белогвардейскую газету. О том, что он создал революционный театр, в свое время печатались книги, живы-здоровы работавшие с ним актеры, они давно народные-перенародные, а могли бы, как он, числиться во вредителях. Обвиняли Мейерхольда в том, что он враг Станиславского, но и здесь у меня есть ответ из книги самого Станиславского. Думал я, думал и решился.
Буду, решил, рисковать. И рискнул. Черт с ними со всеми, думаю, вынул из папки и порвал бумажку "Прошу переговорить" , которой начальник предупреждал, что сначала надо ставить вопрос об отмене решения о театре Мейерхольда, а потом уже о реабилитации его самого. Доложил дело по начальству. Начальство мне все подписало. Так, думаю, в прокуратуре проскочили, посмотрим, что будет в Верховном Суде. У меня в тот день шли три дела, мейерхольдовское я втолкнул в середину, и оно в тот же день прошло благополучно, Мейерхольд был реабилитирован".
Как удалось избежать того, что не помешали реабилитации Всеволода Эмильевича те, кто оставался в его врагах, продолжал считать его формалистом и так далее? Спасибо Ильинскому. Он мне… сказал: "Смотри, у него много врагов, многие не захотят, чтобы он воскрес… Но это все ерунда". Это Ильинский меня надоумил. И Бабанова. Благодаря им я точно знал противоборствующие стороны, знал врагов Мейерхольда и знал, как их подавить. Во-первых, из Театральной библиотеки, из ее закрытых фондов, было взято все ценное из напечатанного о Мейерхольде при его жизни с 1922 года.
Недаром тесть сидел там, на Пушкинской, 8, несколько месяцев.
Мейерхольда ученики и поклонники называли Мастером. Булгаковский Мастер носит шапочку с буквой М — и у Мейерхольда есть запоминающийся головной убор, запечатленный на одном из портретов. Мейерхольда», 1917 год, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. Автор возмущается непонятным футуристическим спектаклем и выдает злобную фразу, с которой нам, людям 21 века, все же трудно не согласиться: «Нет, это Мейерхольд поспешил родиться.
Не спорю. Очень возможно. Пускай — гений. Мне все равно. Но не следует забывать, что гений одинок, а я — масса.
Я — зритель. Театр для меня. Желаю ходить в понятный театр. А если будущего, то пускай, пожалуйста, Мейерхольд умрет и воскреснет в XXI веке. От этого выиграют все, и прежде всего он сам.
Его поймут». Современные режиссеры и актеры часто обращаются к наследию Всеволода Мейерхольда. Так что, оказавшись на спектакле в МХТ им. Чехова или Мастерской Петра Фоменко, Театре Олега Табакова или Большом театре, вы имеете высокие шансы встретить игру актеров, прошедших курс мейерхольдовской «биомеханики», или режиссуру, вдохновленную опытами Мейерхольда. Банк ВТБ сотрудничает со всеми перечисленными театрами и поддерживает создание новых постановок, в которых находится место и традициям классического театра, и наработкам авангардистов.
Через три недели после ареста мужа погибла жена Мейерхольда, актриса Зинаида Райх,— по неподтвержденной версии, она была убита сотрудниками НКВД. После этого в квартиру Мейерхольдов в Брюсовом переулке заселились два человека из аппарата Берии. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх, 1930 Конец его жизни был чудовищен, чудовищность эта зафиксирована документально — материалы следственного дела Всеволода Мейерхольда сохранились и изданы. Документы следственного дела В. Мейерхольда», изданной в 2022 году, собрано все то, что до этого десятилетиями публиковалось обрывками,— протоколы допросов, покаянные письма, следственные справки.
Страницы, свидетельствующие о боли и страхе, которые ему причиняли все эти месяцы перед расстрелом. Боль и страх заливают собою все, отменяют логику и смысл, порождая гротеск возводимой на себя — и на других — напраслины. Японский шпион, троцкист, враг народа, буржуазный выродок — все это уже неважно, Мейерхольд на все согласен, лишь бы получить передышку от побоев и издевательств. Повторять не вредно, а в некоторых случаях — обязательно: невозможно соизмерять свой ужас перед варварством и насилием с гениальностью или известностью жертвы. В истории сталинских репрессий нет и не может быть никакого особенного счетчика, никакого специального тарифа для Мейерхольда, Хармса, Мандельштама, Вавилова. То, что с ними произошло, не должно было произойти ни с одним человеком.
Ни со стрелочником, ни с инженером, ни с дворником. А случилось с сотнями тысяч. Из-за размеров дыры, которая образуется в общей материи жизни. Предательство Итак, летом 1939 года Мейерхольд исчез. Его не стало в реальной жизни огромного числа людей, которых он учил, раздражал, провоцировал, восхищал, воодушевлял, которым он просто-напросто давал работу. Он исчез для своих актеров, для критиков, для своей публики, для своих друзей.
Ни о каком расстреле в феврале 1940-го никто не знал — ходили лишь противоречивые слухи. Тот же Гладков пересказывает аккуратно, ничему особенно не веря: говорили, что в одной из Ленинградских тюрем и болеет. Что умер от заболевания печени, что сослан без права переписки. Сам Гладков не перестает надеяться увидеть Мейерхольда живым — до середины 1950-х. Предположительно 1930 Актеры, драматурги, художники, композиторы перестают упоминать спектакли Мейерхольда в своих биографиях — а в очень многих биографиях это главные спектакли, вычеркнуть их означает лишиться большой части жизни. Совершить предательство не только по отношению к нему, но и по отношению к себе.
В воспоминаниях самого Юрьева из рассказа о некоторых спектаклях исчезает режиссер, что превращает текст в сплошной конфуз в «оттепельном» переиздании, вышедшем после смерти Юрьева, редакторы тратят огромные силы на то, чтобы из его архива восстановить изначальный текст. Похожее происходит повсеместно. Эксцентрик Игорь Ильинский и герой-любовник Михаил Царев десятилетиями выходят на сцену суперконсервативного Малого театра, а часть зала постепенно сокращающаяся помнит, что оба они — мейерхольдовцы. Фигура умолчания — не иметь возможности назвать то, что знаешь,— увеличивает прореху. И в 1940-е, и в 1950-е, и в 1960-е, и в 1970-е, и в 1980-е любого человека в театральном мире да и вообще в мире искусства от Мейерхольда отделяли никакие не шесть рукопожатий, а едва ли одно. Но до 1960-х никто не говорил о нем публично, да и непублично немногие.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Биография
Его арестовали в Ленинграде чуть позже, а Зинаиду Райх действительно зверски убили в ту страшную ночь. Ее нашли в квартире, всю истерзанную ножами, с выколотыми, когда-то прекрасными черными глазами. Райх была мертва, а Мейерхольду оставалось жить, если пытки и муки Лубянских застенков можно назвать жизнью, еще семь месяцев… Февраль 1874 года выдался суровый. И вот, 10 февраля, в провинциальном городе Пензе, в семье винозаводчика Мейергольда, так тогда писалась эта фамилия, родился мальчик, получивший, согласно лютеранскому вероисповеданию, три имени: Карл, Теодор, Казимир. И этот мальчик еще не знал, что ледяной февраль, словно рок, будет преследовать его всю жизнь… Драгоценны строки, крохи воспоминаний об ушедших людях.
Замечательно, что эти люди были…жили, творили, зажигали души, будили фантазию и заставляли сладко замирать сердца при соприкосновении с искусством, имя которому — театр. Последние одиннадцать лет жизни Мейерхольда были насыщены до предела! Он был знаменит, он любил и был любим. На его репетициях и «показах» бывали Луи Арагон, Гордон Крэг, Юлиус Фучик и Бертольд Брехт… Секретарь и биограф Мастера, драматург Александр Гладков, писал о странном раздвоении Мейерхольда: первый казался недосягаемым, второй был прост и пленителен.
Первый вызывал восторг и стремление к подражанию, второго часто было мучительно и горько жалко. Но и тому и другому были свойственны бунтарство и мужество, потребность договаривать и четко формулировать свои мысли и желания. И сформировалась натура Всеволода Эмильевича еще в ранние юношеские годы, в самом начале жизни, начале творческого пути... Четырнадцати лет Мейерхольд переходит в православную веру и принимает имя согласно Святцам.
Теперь он не Карл, а Всеволод. Директор музея театрального искусства имени В. Мейерхольда в Пензе, Наталия Аркадьевна Кугель, рассказывала, о том, что существует легенда, что имя Всеволод Мейерхольд выбрал сам в честь своего любимого писателя Гаршина. Легенда была бы сама по себе неплохая, если бы Гаршин не так плохо кончил: он бросился в пролет лестницы… Ассоциация опасная… «Впрочем,- добавила Наталия Аркадьевна,- жизнь Мейерхольда постоянно наталкивалась на всякого рода роковые моменты».
Обстановка в их семье не способствовала безмятежному благоденствию. Отец, богатый винозаводчик, - человек крутой, своенравный, много пил, открыто содержал вторую семью. И дети из этой семьи, после смерти их матери, воспитывались незлобивой и тихой матерью Мейерхольда, Альвиной Даниловной. Внешности Эмилий Федорович был необычайной.
Из воспоминаний. Он выгнал из дома Федора, старшего сына, за то, что тот, против его воли, женился на актрисе; поднимал руку и на младших. Федор, старший сын, покончил с собой в подвале отцовского дома, повесившись на своем шарфе…. Мы иногда оставались по вечерам шить костюмы для домашних спектаклей, как это было при Мейерхольде, это наша дань традициям этого дома и этому человеку, но работники музея боялись задерживаться допоздна, так как складывалось впечатление, что в доме кто-то есть.
Мы даже вызывали наряд патрульных… Они, конечно, никого не обнаруживали, но ощущение «странного» дома все равно не проходило…и сейчас не проходит. К холодному воздуху, врывающемуся через открытые двери, примешивается запах лекарств. Тяжело болен отец Карлуши, то бишь Всеволода, Эмилий Федорович… Февраль 1892 года отнял у него отца, и тот же февраль впервые вывел его любительскую сцену в роли Репетилова в грибоедовском «Горе от ума». Решение было принято, и Мейерхольд в феврале бросает университет и поступает в Московский Художественный театр.
А позже, опять же в феврале, уйдя их МХАТа, в Петербурге возглавляет свою театральную студию под именем фантастического «доктора Дапертутто», гофмановского персонажа, носившего плащ алого цвета.
Они поженились и поначалу проживали на его жилплощади на Новинском бульваре, позже переехали в новую, просторную квартиру. У Зинаиды было два ребенка от предыдущего брака с Сергеем Есениным, Всеволод усыновил их. Политические устои режиссера В годы революции Мейерхольд вместе с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Альтманом прибыл в Смольный, выразив желание работать с новым правительством и приняв условия большевиков. После революционных событий Всеволод Эмильевич некоторое время пребывал в Крыму и на Кавказе, за этот период власть сменилась несколько раз. Мейерхольду пришлось пережить арест белой контрразведкой. Период 1920-1921 годов в биографии Всеволода Эмильевича Мейерхольда связан с деятельностью в Театральном отделе Наркомпроса. Театр имени Мейерхольда Весной 1918 года он поставил пьесу Блока "Незнакомка".
В этом же году в Санкт-Петербурге было введено понятие биомеханики как теории движений, и Всеволод Эмильевич стал использовать этот метод на практике. В 1921 году биомеханика Мейерхольда применялась для развития сценического движения. В 1920 году в Москве открылся Театр имени Всеволода Мейерхольда, с 1926 года действующий как государственный. Он был назван ГосТим. В эти же годы режиссер также занимался Театром революции. В 1928 году Мейерхольд отправился в деловую поездку за границу и задержался во Франции. В это же время за рубеж эмигрировали Чехов и Грановский, руководившие театрами в России. Всеволода Эмильевича также приняли за эмигранта и чуть не закрыли ГосТим.
Но режиссер успел вернуться вовремя и остановить действия ликвидационной комиссии по расформированию театра. В 1930 году ГосТим в зарубежных странах успешно дал ряд спектаклей. При выступлениях артистов зарубежные режиссеры обращали внимание на успешное применение биомеханики Мейерхольда система упражнений для физического развития актеров с целью выполнения на сцене поставленных задач. В это время Мейерхольд и повстречался с Михаилом Чеховым в Берлине, где у них состоялся разговор о возможности предстоящего страшного будущего режиссера.
ГосТиМ Государственный театр имени Вс. В 1922—1924 год Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию своего театра, руководил Театром Революции.
В 1928 году ГосТиМ едва не был закрыт: отправившись вместе с женой за рубеж — для лечения и переговоров о гастролях театра, Мейерхольд задержался во Франции, и, поскольку в это же самое время из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов, возглавлявший в то время МХАТ 2-й, и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский, Мейерхольд также был заподозрен в нежелании возвращаться. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр. В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом, — Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, в своих воспоминаниях рассказывал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь.
На вопрос мой — зачем? Мейерхольда» опубликован в газете «Правда» 8 января 1938 года. В мае 1938 года К. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти К. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра.
Продолжил работу над оперой «Риголетто». Арест и гибель 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Брюсовом переулке Москвы был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. Вскоре она была убита неустановленными лицами. В январе 1940 года Мейерхольд писал В.
Пока энергия бьет через край, свобода — главная цель, а мечты — реальны, безудержное желание действовать захлестывает, все пути открыты, а впереди весь мир. Объясняет Вадим Щербаков — театровед, заведующий Сектором изучения и публикации наследия В. Мейерхольда Государственного института искусствознания: — Всеволод Мейерхольд родился 28 января 1874 года по старому стилю. Когда страна перешла на новый стиль и велела гражданам прибавлять к старым датам 13 дней, он стал праздновать свой день рождения 10 февраля.
Впоследствии ему разъяснили, что для дат, относящихся к XIX веку, надо прибавлять не 13, а 12 дней, и, таким образом, его день рождения приходится на 9 февраля. Мейерхольд это принял к сведению, но решил не переносить еще раз заведенный порядок. То есть, зная о правилах переноса, он продолжал справлять рождение именно 10 февраля. Это стало семейной традицией. Навигация по записям.
Please wait while your request is being verified...
В 1898 году окончил училище и вместе с другими выпускниками О. Книппер, И. Москвин вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра.
В числе других событий февральской афиши: 3 февраля 16:00, 19:00 : медиации на Новой сцене им. Мейерхольда — проект Александринского театра, рассказывающий о возможностях пространства, о его прошлом и о том, какие идеи Мейерхольда определяют сегодняшние направления сценической площадки. Петербургский дом Мейерхольда» Основная сцена Александринского театра. Царское фойе ; 8 и 9 февраля: лекции театроведа и историка театра Вадима Щербакова в Медицентре Новой сцены им.
Мейерхольда — «Vivat Academia! Мейерхольд и МХТ» 8 февраля, 19:00 , «Чужой театр. Закрытие ГосТИМа» 9 февраля, 17:00. Вход свободный, по регистрации. Открытый разговор с участием искусствоведа Ивана Чечота, композитора Владимира Раннева, ьеатроведа и музыкального критика Дмитрия Ренанского Медиацентр Новой сцены им.
В спектакле соединились драма, опера и танец. Художник Александр Головин разработал систему занавесов, с помощью которых Мейерхольд регулировал глубину сценического пространства, «монтировал» сцены. Массовка насчитывала 250 человек. Более яркого и дорого спектакля Российская империя больше не видела.
Дело в том, что премьера «Маскарада» состоялась 25 февраля 1917 года. За стенами театра уже разворачивались события, которые вошли в историю под названием Февральской революции и привели к отречению Николая II от престола. Александр Головин. Занавес к спектаклю по драме М. Лермонтова «Маскарад», 1917 год, Государственный центральный театральный музей им. Уже в 1918 году к первой годовщине Октябрьской революции он поставил спектакль «Мистерия-буфф». Пьесу сочинил Владимир Маяковский, а сценографию и костюмы разработал Казимир Малевич. Актеров пришлось набирать по объявлениям, потому что артисты Александринки нового футуристического искусства не поняли и наотрез отказались играть. В 1919 году он приехал в Новороссийск, где жила его старшая дочь.
Здесь «красного» режиссера, работающего на большевиков, арестовали деникинцы. От военно-полевого суда и вполне возможной казни Мейерхольда спас композитор Михаил Гнесин: ему удалось затянуть рассмотрение дела, а там и «красные» пришли. А в 1940 году неизменно верного советской власти Мейерхольда обвинили в шпионаже и троцкизме и расстреляли. И еще 15 лет, пока режиссера не реабилитировали, ученики боялись упоминать его фамилию даже в переписке: писали просто букву М. Говорят, если бы не этот страх и замалчивание по цензурным соображениям, Мейерхольд был бы таким же общеизвестным брендом, как Станиславский. Биомеханика и другие театральные открытия Мейерхольда Мейерхольд придумал вещи, которые и сегодня не просто используются в театре, но до сих пор, спустя 100 лет, придают постановкам оттенок экспериментальности и нетрадиционности. Мейерхольд приучил зрителя к тому, что условность в театре — это норма, а актеров избавил от необходимости копировать жизнь, создавать ее иллюзию на сцене.
Его избивали резиновым жгутом по ногам и спине, били каждый день по незажившим ранам. Побои наносились с огромной силой, это подробно описано в его письме. Также режиссер признался, что никогда не был шпионом и не занимался контрреволюционной деятельностью. Заседание Военной коллегии состоялось 1 февраля 1940 года. Всеволода Эмильевича приговорили к смертной казни, а 2 февраля 1940 года расстреляли. Из других источников известно, что режиссера утопили в бочке с нечистотами. Перед смертью его обязывали оклеветать коллег по театральной деятельности, но он отказался. В результате ему сломали пальцы на руках и подвергли страшным пыткам. Тюремные заключения сильно подорвали здоровье и внешний вид Всеволода Эмильевича. В обвинительном заключении было указано, что Мейерхольд в 1934-1935 годах работал шпионом на английскую и японскую разведки, а также являлся участником троцкистской группировки. Памятные мероприятия, посвященные Мейерхольду После смерти режиссера и его политической реабилитации было проведено много мероприятий, чтобы почтить его память: открыт Театр доктора Дапертутто, проведены торжественные церемонии, основан музей и другие. Спустя много лет, в 1956 году, внучка Всеволода Эмильевича - Валентей Мария Алексеевна - добилась восстановления его прав с политической точки зрения. Она тогда не знала, при каких обстоятельствах погиб ее дед. Мария Алексеевна установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник им обоим с фотографией Всеволода Эмильевича. Лишь в 1987 году она узнала точное место, где похоронен ее дед - кладбище Московского крематория у Донского монастыря, в общей могиле захороненных невостребованных прахов. В той могиле покоятся 346 человек. Все были расстреляны и кремированы, а прах ссыпан в общую могилу. В феврале 1988 года Мария Алексеевна узнала и точную дату смерти Мейерхольда, тогда она сумела добиться права ознакомиться с делом. В 1955 году была утверждена комиссия по творческому наследию Всеволода Эмильевича.
Вся жизнь – театр
- Фортуна доктора Дапертутто. Всеволод Мейерхольд
- Сева и Зина. Роковая страсть Всеволода Мейерхольда
- Мейерхольд, Всеволод Эмильевич — Википедия. Что такое Мейерхольд, Всеволод Эмильевич
- Биография, история жизни, творчество, писатели, ЖЗЛ
Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда
биография, дата рождения. Всеволод Мейерхольд считался личностью пускай и одиозной, но крайне талантливой. В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью.
Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года в Пензе в лютеранской семье винозаводчика Эмиля Фёдоровича Мейергольда, выходца из старинного рода немецкого рода, и его жены, балтийской немки Альвины Даниловны. Мейерхольд работал ответственным руководителем и заведующим художественной частью (главным режиссером) в 1922-1924 гг. ольд Предлагаем читателю фактографическое исследование родословной великого театрального режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Краткая биография Всеволода Мейерхольда, ссылки на некоторые его работы (eng).
Всеволод Мейерхольд — биография
- Сообщить об опечатке
- Всеволод Эмильевич Мейерхольд — биография режиссера
- Всеволод Мейерхольд - новости, биографии, компромат и скандалы
- Сева и Зина. Роковая страсть Всеволода Мейерхольда
- Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память
Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда
1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров. Всеволод Мейерхольд — великий режиссер, новатор, реформатор сцены — до конца своих дней был предан единственной женщине, актрисе, которую сам же и создал, — Зинаиде Николаевне Райх. В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. 9 февраля исполняется 150 лет со дня рождения актера, режиссера, театрального деятеля Всеволода Мейерхольда.