В израильской пустыне археологи нашли новые доказательства существования развитого общества во времена библейского царя Соломона. Чтобы стать царём Израиля, необходимо убрать ещё одно препятствие – клерикалов. Слабевшему Давиду пришлось собрать израильский народ и перед ним провести миропомазание Соломона, провозгласить его царем. Во времена великого царя Соломона израильское государство наладило политические, экономические и культурные связи с ближними и дальними державами.
Царь Соломон: мудрый правитель Израильского царства
Первый царь Израиля – Сеул, цари Израиля Давид и Соломон – это те цари, которые правили единым Израильским государством. Царь Соломон вошел в историю как выдающийся правитель, живший в Х веке до нашей эры. Соломон: Американские консерваторы: США осталось безумствовать два года, Библейской версии всемирной истории объявлен «шах!», У потомственных либералов всё «в шоколоде»: дочурка экс-вице-премьера стала министром культуры.
Цари Израиля. Саул, Давид, Соломон — правители Израильского царства XI-X веков до н.э.
В израильской пустыне археологи нашли новые доказательства существования развитого общества во времена библейского царя Соломона. سليمان Сулайман) — легендарный правитель Израиля и Иудеи, третий царь еврейский, царь Израильско-Иудейского царства в 965-928 до н. э., в период наивысшего его расцвета. Прочтенные найденные древние притчи и легенды о Соломоне говорят о том, что он являлся третьим и самым величайшим царём Израильского народа.
Кто такой царь Соломон в Библии?
- Литература
- Соломоново кольцо и Ковчег Завета
- Поделиться
- Царь Соломон - биография и история царя Израиля
Царь Соломон
И сказал ей царь: не бойся; что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился. Саул испугался и пал на землю.
Волшебница подошла к нему, предложила хлеба, после уговоров царь согласился и женщина заколола ему телёнка, испекла опресноки. Поев, Саул удалился. На следующий день в битве сыновья Саула — Ионафан, Аминадав и Малхисуа были убиты, а сам царь покончил с собой 1Цар. Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила Саул у Аэндорской волшебницы. Николай Николаевич Ге.
Холст, масло. Царствовал 40 лет ок. Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого по мужской линии , согласно иудейским библейским пророчествам, выйдет Мессия, что уже осуществилось, согласно христианскому Новому Завету, где подробно описано происхождение Мессии — Иисуса Христа от царя Давида.
Слёзы брызнули из её глаз. Отдайте живого! Только не убивайте мальчика! Другая презрительно посмотрела на соперницу и хмыкнула: — Пусть не достанется ни мне, ни тебе. Царь жестом остановил палача, который уже готовился занести меч над несчастным младенцем: — Отдайте живое дитя той женщине, которая просила за него!
Она — его мать. С рыданиями мать приняла на руки сына, прижала его к груди, сначала стала целовать его, потом бросилась к ногам Соломона… Вторая же женщина вспыхнула, поняв, что просчиталась, поджала губы и быстро вышла из дворца. Разумеется, Соломон не собирался убивать ребенка. Вы же понимаете, что он отдал страшный приказ палачу лишь затем, чтобы увидеть, как поведут себя женщины. И всё получилось именно так, как царь предполагал! Люди, стоявшие у трона, восхищённо перешёптывались: — Как мудр наш царь! Многие цари повиновались ему, приносили дары, многие царства входили или мечтали войти под покровительство царя Соломона. Через его земли проходили торговые пути: купцы и торговые караваны пополняли казну Израиля.
В результате Соломон накопил очень много сокровищ. С соседями своими царь сумел наладить самые дружеские отношения, и это тоже помогало стране богатеть. Всем, кого взял под свое крыло великий властитель, было хорошо. Все жили в мире и спокойствии, как говорили — «каждый под своим виноградником и под своей смоковницей». А знаете, кстати, почему так говорили? Дело в том, что виноград и смоковница это дерево ещё называют инжир тогда росли почти в каждом дворе и были символами благополучия и достатка, ведь они приносили плоды, благодаря которым хозяева были сыты и могли заработать. Мудрость царя Соломона являлась народу не только в справедливом суде, нужных законах и мирной жизни. Был ещё один удивительный талант у израильского царя: он сочинял песни!
Откуда же у государя могли взяться такие способности? От отца. Вспомним: великий царь Давид когда-то был пастухом. Он пас свои стада и сочинял песни. Позже, когда Давид стал царём, занятие своё он продолжил — слагал стихи, псалмы, посвящал их Богу… И в истории Церкви остался как царь-псалмопевец. Сын Давида, Соломон, перенял способности отца. Тысячу и ещё пять песен сложил мудрый царь Соломон! О чем они были?
Обо всём, что его окружало. И обо всём, что он сам чувствовал, думал, понимал … О растениях — от ценного ливанского кедра до травы иссопа, которая растет из стены. О животных и птицах. О пресмыкающихся и рыбах… Но главное — о людях, их поступках, их желаниях, их душах. А еще Соломон складывал притчи! И изрёк, то есть произнес этих притч аж три тысячи! Целая книга притчей Соломона входит в Священное Писание. Они напоминают поучения, советы, правила жизни.
И многие из них наверняка приходилось слышать и вам, даже если вы и о Соломоне прежде не знали. Ведь мудрые слова эти переписывались и передавались из уст в уста поколениями людей, и некоторые из фраз даже стали пословицами. Мы говорим: «Не рой другому яму — сам в неё попадешь! Или многие, наверное, слышали выражение «Не оскудеет рука дающего». А вот что писал Соломон: «Дающий нищему не обеднеет». Нам сейчас может показаться, что это очень простые и всем известные мысли. Но вспомним, что Соломон жил три тысячи лет назад! Тогда его высказывания многим казались чем-то невероятным!
Оказывается, врага можно не только победить, убить, прогнать, но и… накормить! Оказывается, если ты не пройдешь мимо нищего, незнакомого тебе человека, не обратив на него внимания, не отвернёшься от него брезгливо, не ударишь его просто так, потому что можешь, а подашь милостыню, окажешь помощь, то ты совершишь благо, угодное Богу! Храм Соломона Главное дело жизни царь Соломон совершил в расцвете своей славы, на четвёртом году своего царствования. Он стал строить в Иерусалиме, на горе Мориа, первый в истории человечества храм Единому Богу. Почему Единому? На протяжении долгой истории человечества немало народов были язычниками — верили, что богов много. И обустраивали для своих кумиров и божеств места, где можно было им поклоняться. Так что храмов — языческих — было достаточно и до Соломона, а вот первый на земле храм Единому Богу начал строить именно он.
Отец, желавший появления в Израиле этого храма, перед смертью передал Соломону все планы и чертежи. Даже утварь храма, все его сосуды, лампады, украшения, светильники тоже были подробно прорисованы. Давид успел заготовить для храма много серебра и золота, а также медь и железо. Всё было тщательно подготовлено, оставалось только воплотить задуманное в камне, дереве и золоте.
С евреями начали считаться их великие соседи — Египет и Вавилон.
Первые цари — Саул и Давид, мало известны широкой публике. Даже у верующих людей воспоминания о Давиде сводятся к его бою с Голиафом, зато о Соломоне знают практически все. Легендарный царь, попросивший у бога не славы и богатства, а мудрости, прославился в веках. Упоминания о нем существуют не только в иудейских или христианский текстах, но и во многих произведениях, не имеющим древнееврейского происхождения. Историчность Соломона до сих пор подвергается сомнению.
Официальная наука считает, что нет никаких подтверждений его жизни в археологических летописях, а всё что есть — это лишь фольклор, верить которому нельзя. Но одно дело, если отталкиваться только от древнееврейского фольклора, и совсем другое, рассматривать творчество народов, с евреями никак не связанными. И тут возникает масса интересного, поскольку упоминание о Соломоне есть не только у евреев. Мало того, внутриеврейская политическая борьба во взгляде «со стороны» освещается таким образом, что практически полностью подтверждает библейские тексты. Уже сама по себе история прихода Соломона к власти настолько необычна, что даже кажется абсолютно неправдоподобной.
Предшествующие ему цари Саул и Давид пришли к власти посредством «помазания на царство» пророком Самуилом. Но, следует понимать, что фактически речь шла о том, что они получили разрешение править у клерикальной верхушки того времени. И собирательный образ «пророка Самуила» есть не что иное, как решение духовных лидеров древнееврейских кланов. Когда Саул стал им неугоден, он вместе со всеми тремя наследниками пал в битве у Гальбоа, а царём сделался Давид, никаких наследственных прав на престол не имевший. Даже его происхождение из колена Иуды не совпадало с Сауловым — из колена Вениамина.
Но, жрецы не ошиблись с выбором. Давид был настолько лоялен к ним, что построил им в Иерусалиме храм правда, храм был небольшим строением, местом хранения Скинии — священной реликвии иудеев и всячески поощрял все религиозные дела. Правил он долго, почти 40 лет, и казалось, что всё и дальше будет прекрасно и замечательно. Но, вот на сцену вышел наш герой, Соломон.
После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота Третья Книга Царств, 10: 14.
Впоследствии история о царице Савской обросла многочисленными легендами вплоть до предположений о её любовной связи с Соломоном. Христианские правители Эфиопии считали себя происходящими от этой связи см. Соломонова династия. Считается, что Соломон покончил с полутысячелетней враждой евреев и египтян , взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона Третья Книга Царств, 9:16. Конец царствования[ править править код ] Согласно Библии, Соломон имел семьсот жён и триста наложниц 3 Цар. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам её родной земли.
За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона так как Давиду было обещано благоденствие страны и при его сыне.
ЦАРЬ СОЛОМОН, ЦАРЬ ИЗРАИЛЯ
Мудрый израильтянин сделал выгодные пошлины для караванов, не ущемляя интересы соседей, а также он не отличался воинскими доблестями, предпочитая вести дипломатические переговоры. Соломон положил конец вражде между египтянами и евреями, когда женился на дочери фараона, а также имел хорошие отношения с правителем Финикии. Первый храм, построенный им во имя Бога, имел внутри Ковчег Завета со скрижалями Моисея, но также он показывал богатства страны. На постройку здания были выделены драгоценные металлы с редкими породами деревьев, а обычным людям приходилось только терпеть и выполнять приказы царя, желающего воздвигнуть для себя новый дворец. Мудрость не смогла спасти человека от восхищения своими успехами, так как кроме несметного состояния он был любим подданными и соседями. Царь не смог устоять перед искушением, создавая чудеса роскоши в своих покоях, что вызвало недовольство людей. Его характер стал жестким, бедняки не могли платить огромные налоги, а покоренные племена стали поднимать восстания, да и казна постепенно стала уменьшаться. Это не остановило человека, имевшего 700 супруг вместе с 300 наложницами, так что без религиозной подоплеки причин для разрушения страны было достаточно. После смерти Соломона его наследник Ровоам не хоте менять ситуацию в лучшую сторону, сделав жизнь подданных невыносимой. Тогда Израиль был разделен на отдельные части, потому что правители не смогли понять, что нужно сохранить единство территории.
Ученые не могут найти доказательств реального существования могучей страны, павшей из-за тщеславия и недальновидности своих лидеров. Сегодняшние раскопки радуют их многими интересными артефактами, но данная тема заводит экспертов в тупик.
Куда могло деться кольцо Соломона? Стоит сказать, что кольцо пропадало как минимум однажды еще при жизни Царя. Рассказывают, будто мифический зверь Асмодей, известный как Царь Демонов, украл кольцо и бросил его в море. По другой версии, его бросил в море сам Царь, так как надпись «Все проходит и это пройдёт» не утешала его больше, и горе его было так велико, что он не мог с ним справиться. Финал у историй, впрочем, схож.
Рыба проглотила кольцо, ее поймал рыбак, и она была такой крупной и хорошей, что ее подали к королевскому столу, и разрезав ее, Соломон нашел свое кольцо.
Дружба с царём Хирамом и тесное торговое взаимодействие царств способствовали заключению союза с Тиром 3 Цар. В целом Соломон преуспевал в сохранении целостности царства и в предотвращении войн. Разветвлённые международные политические связи были закреплены многочисленными браками царя. Выделяются лишь два внешних врага, отложившиеся от Соломона на границах его царства - Адер Идумеянин и Разон, царь Дамаска. Господство над сирийскими царствами и над Заиорданьем обеспечивало контроль над торговыми путями между Египтом, Месопотамией и Анатолией ; караванными путями, связывавшими оазис Тадмор ныне Пальмира с Аравией , и, возможно, над путём в Южную Аравию; сухопутными путями между Средиземным и Красным морями. Соломон принимал активное участие в товарообмене между северными и южными странами - в частности, в перепродаже коней и колесниц 3 Цар 10, 28 -29. Развилась собственная израильская морская торговля, базой для которой стал порт Ецион-Гавер. Внутреннее устройство царства было упорядочено. Продолжилось создание административного аппарата, начавшееся в правление Давида.
Список чиновников Соломона включает писцов, дееписателя, военачальника, священников, царского друга, начальника над приставниками областными наместниками , начальника над царским домом и начальника над податями 3 Цар 4,1 -7. Всё государство, за исключением удела Иуды , было поделено на двенадцать областей, каждой из которых правил особый приставник наместник 3 Цар 4, 7 -19. Для защиты обширного царства было создано постоянное мобильное войско из 1400 боевых колесниц и 12 тысяч всадников; для коней и колесниц было сооружено 4 тысячи стойл 2 Пар 1, 14 ; 9, 25. Израильтяне при Соломоне, "многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились" 3 Цар 4, 20. Народ жил спокойно и в достатке, "каждый под виноградником своим и под смоковницею своею" 3 Цар 4, 25. Израиль достиг такого материального процветания, что золото и серебро в Иерусалиме были приравнены в цене простому камню, а кедры - к сикоморам 2 Пар. При этом на народ была наложена трудовая повинность 3 Цар 5, 13 , а оставшиеся в стране хананеи были обращены в оброчных работников и низовых надсмотрщиков. Царь-строитель Наиболее примечательными вещественными памятниками Соломонова царства стали его многочисленные постройки, важнейшей из которых был величественный храм Божий в Иерусалиме. Во исполнение Божия повеления и отцова завета, в 480 году по исходе евреев из Египта , на четвертом году своего царствования 3 Цар 6, 1 , Соломон предпринял построение храма. Строительные работы продолжались семь лет, в них было задействовано много десятков тысяч человек.
Когда труды по возведению храма были завершены, Соломон положил в его сокровищницы посвящённое Давидом серебро, золото и вещи, после чего созвал начальников народа для перенесения ковчега Завета с Сиона в храм 3 Цар 7, 51 ; 8, 1. Торжественно поместив ковчег на новом месте, царь благословил народ, возглавил его в молитве к Богу и в принесении жертвы 3 Цар. Господь принял и освятил новый храм. По окончании храма Соломон стал сооружать свой роскошный дворец, что заняло следующие 13 лет 3 Цар 7, 1. Он также воздвиг стену вокруг Иерусалима и дворец для своей жены-египтянки - дочери фараона, за счёт чего Иерусалим разросся к северу. Библейское повествование, подтверждаемое археологическими находками, также свидетельствует о строительстве гарнизонных городов, где стояло колесничное войско, и казематных городов на всей территории царства и, возможно, в приграничных областях в Хаммате 3 Цар 9, 17 -19; 2 Пар 8, 2 -6. Строились общественные здания, мощные городские стены, четырехколонные ворота - части этой градостроительной программы налицо в Гацоре , Мегиддо , Бефсамисе , Тель-Бет-Мирсиме , Газере. Оформилась характерная структура четырехкомнатного израильского дома, построенного из тесаного камня. Закат Соломонова царства Благоденствие Израиля при Соломоне было следствием благословения Божия, полученного царём в начале правления. Однако со временем преданность Творцу стала слабеть в сердце Соломона.
Когда по окончании строительства храма и дворца Господь явился ему во второй раз, в словах Божиих прозвучало грозное предостережение против поклонения чужим богам 3 Цар 9, 1 -9; 2 Пар 7, 11 -22. Но царь не устоял против соблазна и со временем впал в идолопоклонство, так как сердце его было развращено многочисленными иноплеменными женщинами, которых он полюбил. У царя было 700 жён и 300 наложниц - кроме царевны- египтянки , среди них были моавитянки , аммонитянки , идумеянки , сидонянки и хеттеянки , - и под их влиянием Соломон стал строить капища и совершать поклонения ложным богам - Астарте , Милхому , Хамусу и Молоху 3 Цар 11, 1 -10. Тогда Господь оповестил Соломона, что, за неверность царя Он отнимет у него царство.
Эта система названа системой без года восхождения, или пред-счетом. Именно эту систему использовали для царей Израиля: два года Охозии на самом деле были только одним полным годом, плюс часть последнего года его предшественника, а 12 лет Иорама были 11-ю полными годами и немного от его предшественника.
Вот так 14 становится равным 12: по системе израильтянин, Охозия и Иорам правили в течение 14 лет, а в соответствии с ассирийской системой, в которой считаются только полные года, они правили в течение 12 лет, как и написано в хронике Салманассара III. Почему цари Израиля использовали египетскую систему? Вспомним, что первый царь Северного царства, Иеровоам I, был в изгнании в Египте см. Теперь, когда мы знаем какая система использовалась для счета годов правления царей Израиля, мы можем рассчитать годы от Ахава назад к Иеровоаму I. Если мы будем учитывать только полные года царей, перечисленных в Библии, то есть, вычитая единицу из указанных чисел, то получим в сумме 78 полных лет. Даты царей Иудеи дают тот же результат, если учитывать, что в Иудее использовали систему с годом восхождения.
Почему годы двойные? Сегодня мы считаем год с середины зимы до середины следующей зимы с января по декабрь , но народ древнего Ближнего Востока, считал с весны до весны от Нисана до Адара по еврейскому календарю или с осени до осени от Тишрея до Элула по еврейскому календарю. Таким образом, древний год частично захватывает два наших года. Эта неоднозначность существовала еще в древние времена, поскольку соседние царства начинали год в разное время. Так, год в царствах Израиля и Иудеи начинался в разное время; год в одном царстве, следовательно, захватывал два года в другом ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно сезонов начала нового года в обоих царствах. Имея три различных начала года весной и осенью в древние времена и зимой в наше время и два способа подсчета лет правления царей пред-счет и пост-счет , стоит ли удивляться, некоторой сложности в расчете древних дат?
Чтобы еще больше запутать ситуацию стоит отметить, что египетские годы считались от лета к лету и, поскольку в египетском календаре не было високосных годов, начало сдвигалось на день за каждые четыре года. По египетским источникам также можно определить даты царствования Соломона. До 664 г. Его два предшественника, Шабатака и Шабака, царствовали в сумме в течение 25 лет, что возвращает нас к 715 г. Перед ними была XXII династия, состоящая из десяти царей, основанная грозным Шешонком I библейским Сусакимом , который вторгся в Иудею на пятом году правления Ровоама 1 Цар 14:25-26; 2 Паралипоменон 12:1-9 и в Израиль, что запечатлено в памятной надписи Шешонка. Можно рассчитать годы правления десяти царей династии Шешонка; они добавляют по крайней мере 227 или, что более вероятно, 230 лет.
Причина неоднозначности в том, что неполный год царя может быть как коротким, например, два месяца, так и длинным, например, десять месяцев. В течение нескольких веков это приводит к расхождению в несколько лет. Таким образом, начало правления Шешонка приходится на 945 до н. Мы также знаем , что Шешонк провел палестинскую кампанию в 20 или 21 год своего правления: стела в Силисиле установленная в его 21 год, сообщает, что сразу же по возвращении он начал масштабное строительство, которое включало обширный двор, большие ворота в Бубастисе и огромную триумфальную сцену в Карнакском храме Амона в Фивах. Шешонк внезапно умер, и эти великие произведения остались незавершенными. Только триумфальная сцена была завершена; ворота были построены, но их украшение едва началось; колонны дворовых портиков остались неоконченными.
Обратим внимание, как хорошо согласуется дата, полученная из египетских источников с датой, полученной независимо из ассирийских источников.
Царь Соломон – миф или реальность
Зато, считают ученые, разгром Гезера можно соотнести с походом фараона Шешонка I в Х в. до н.э. В том же Ветхом завете рассказывается, что фараон отбил город у филистимлян, сжег дотла, а потом подарил царю Соломону — на свадьбу с его, Шешонка, дочерью. утверждал царь Соломон. Первая арабо-израильская война началась сразу же после провозглашения независимого Израиля. Власти Израиля предполагают, что Международной уголовный суд (МУС) намеревается выдать ордера на арест высокопоставленных чиновников из-за ситуации в секторе Газа.
Царь Соломон – миф или реальность
Святые предупреждали что строительство этого храма - одно из главных знамений того, что рогатый близ есть, при дверях. В этой связи вспоминается пророческая икона Авеля-Тайнавидца, на полях которой указано время прихода православного Царя - 21 сентября 2024 года. По войне зело престрашней, то есть третьей мировой ядерной войне, на пороге которой мы сегодня находимся. А придёт он как известно в противовес рогатому мировому лидеру.
События развиваются очень стремительно, как и говорил отрок Вячеслав.
История царицы Савской наполнена описаниями величия царя Соломона, его богатства и мудрости, великолепия и славы царского двора и самого царя. Поездка царицы Сабы в Иерусалим была описана в Ветхом Завете, целью ее стало желание женщины выяснить, так ли мудр и добр Соломон, как о нем говорят. Для этого правительницей были подготовлены хитроумные загадки содержание их, впрочем, рознится от предания к преданию , и только получив на них верные ответы и разъяснения, царица была удовлетворена: «Я не верила слухам, но теперь пришла и своими глазами вижу — мне не рассказали и половины!
Александр Андреевич Иванов.
Бумага, наклеенная на бумагу и на картон, масло. На библейский сюжет. Эскиз неосуществлённой картины. Поступила в 1926 г. Иванова в 1877 г.
Государственная Третьяковская галерея Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила. Дмитрий Никифорович Мартынов 1826-1889. Ульяновский художественный музей Рассказ об Аэндорской волшебнице содержится в Первой книге Царств глава 28. В ней повествуется, как после смерти пророка Самуила войска филистимлян собрались на войну с Израилем. Слуги нашли женщину-волшебницу в Аэндоре и Саул, сменив царские одежды на простые, взял с собой двух человек и ночью отправился к ней.
Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне? И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе?
Царь Саул соединил эпоху судей с эпохой царей, приготовив путь для другого Божьего помазанника, который стал прародителем Мессии. Гора Гильбоа, Хеврон, усыпальница пророка Самуила, гробница Давида и горница апостолов Христа, — в этом выпуске программы «Машина времени» мы отправимся в путешествие по самым значимым местам, где цари вершили историю, участвуя в великом плане Всевышнего. Как, некогда скромный и добросердечный, талантливый управленец, Саул превратился в обезумевшего правителя, боящегося людей и потери своего трона?
Святыня трех религий
Еврейский культурный центр - Статьи | Знаменитая встреча царицы Савской с израильским царем Соломоном, как гласит 10 глава Третьей книги Царств, произошла около трех тысяч лет назад в Иерусалиме. |
Визит царицы Савской к Соломону запечатлели золотые монеты Израиля | Новости монет | Золотой Запас | Сын царя Давида, Соломон стал третьим правителем объединенного Израильского царства. |
Также рекомендуем
- Царствование Соломона /
- Когда царствовал Соломон?
- План Соломона или как мелкий племенной иудейский божок Вселенским богом стал...
- Археологи обнаружили дворец царя Соломона в Гезере | GNC NEWS — Христианские новости
Царствование Соломона
Соломон — третий еврейский царь. Смерть Соломона. Распад Иудейского царства | Образ царя Соломона нередко можно увидеть на иконах, которые отражают этот сюжет – сошествие во ад. |
Новости мира: стало известно об опасениях Израиля возможной выдачей МУС ордера на арест Нетаньяху | «Копи царя Соломона» были собственностью израильтян – выяснили археологи из Израиля. |
Израильские археологи нашли храм «несогласных» времен царя Соломона | Израиль нанес удар по объектам военизированной шиитской организации «Хезболла» в Ливане. |
Соломон, царь Израильский
Минобороны Израиля заявило о поражении инфраструктуры «Хезболлы» в Ливане | Соломоне, которого в христианстве и исламе признают пророком. |
Новости мира: стало известно об опасениях Израиля возможной выдачей МУС ордера на арест Нетаньяху | Главная» Новости» Храм соломона новости. |
Пророчество Соломона | Источники NYT рассказали, что в Израиле опасаются возможного ордера МУС на арест Нетаньяху и других израильских чиновников за действия в секторе Газа. |
Что случилось с кольцом Соломона после его смерти и где оно сейчас?
Соломон: Американские консерваторы: США осталось безумствовать два года, Библейской версии всемирной истории объявлен «шах!», У потомственных либералов всё «в шоколоде»: дочурка экс-вице-премьера стала министром культуры. Соломон и тирский царь Хирам создали «хубур» — торговое товарищество (Elat, 1979, 539), в результате чего тирийцы получили возможность использовать израильский порт Эцион-Гебер на Красном море для торговли с (Эфиром, расположенным. Царь Давид сделал его наследником престола и по его смерти Соломон стал царем Израильским.
ЗАВЕТ. ЦАРЬ СОЛОМОН И ЛЕНЬ
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Царь Соломон воздвиг его в Х веке до н. э., в период расцвета Израильского государства, и Храм стал главной святыней евреев. Соломон — царь, который построил храм. Долго правил народом Израиля царь Давид, который когда-то был простым пастушком, а потом стал великим властителем. Первая арабо-израильская война началась сразу же после провозглашения независимого Израиля. Вопреки всему, что известно о царе Соломоне, источником его легендарного богатства оказалось совсем не золото и не серебро.
Царь Соломон – миф или реальность
Умение творить разные чудеса. Силу, превосходящую все человеческие возможности. Здоровье и даже… бессмертие! Вот вы бы что попросили? Но я — отрок малый и раб Твой среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить, ни обозреть. Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро, и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? Какие удивительные речи для молодого человека! О чем же попросил молодой царь у Господа? О мудрости! Не о золотых монетах, не о власти над всеми народами, а об умении отличать плохое от хорошего! Он признал, что неопытен, что слаб, и умолял Бога сделать так, чтобы его царствование не принесло его народу зла.
Очень понравились Господу слова молодого царя! И сказал Бог: — За то, что ты просил этого, не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить, Я сделаю по слову твоему. Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе. Великий дар! Мудрое и разумное сердце! Да такое, каких прежде не было! Но это были не все слова милостивого и щедрого Бога. И не все Его дары. Он сказал Соломону ещё кое-что! Я даю тебе и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои.
И если будешь ходить путём Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу дни твои. Вот так! Оценив скромность и умеренность в желаниях Соломона, Бог пообещал ему во много раз больше, чем тот просил! И богатство, и славу, и долголетие! Когда царь проснулся, то сначала не мог понять, были ли слова Бога, которые он сейчас слышал, лишь сном, навеянным собственными его желаниями и мыслями, или жизнь его теперь действительно изменится? Но вскоре стало понятно, что слова Бога сбываются в точности и во всей полноте к удивлению самого Соломона и всех вокруг. Слух о мудрости Соломона, о великом разуме и миролюбии молодого властителя быстро разошелся по всей земле. Имя его было на устах у всех окрестных народов. Чтобы услышать мудрые рассуждения царя, со всех концов света шли в Израиль люди. К нему на суд приходили те, кто не знал, как разрешить какую-то сложную задачу или спор, зная, что Соломон рассудит по правде, по справедливости.
И вот однажды к нему во дворец явились две женщины — да-да, те самые, о которых шла речь в начале нашего рассказа. С печальным делом обратились женщины к Соломону! Обе жили в одном доме и даже спали в одной комнате. В одно время они родили сыновей. Но ночью один из малышей умер. Теперь женщины не могли решить, кому принадлежит второй, живой ребёнок, чей он сын. Это мой ребёнок! Это мой сын! Её ребенок умер ночью, она взяла себе моего, а взамен подложила мне мёртвого младенца! Мой сын жив!
Вот он перед вами! А твой умер ночью — ты сама случайно придавила его, а теперь хочешь взять себе моего, живого!.. Царь привстал с трона: — Замолчите обе! А теперь, — обратился он к слугам, — принесите мне меч. Женщины замерли, не зная, чего ждать. Может быть, царь разгневался и решил казнить их обеих? Затихли и слуги. В тишине слышался лишь треск факелов и тоненький писк маленького мальчика, лежавшего на пелёнках у подножия царского трона. Соломон передал заточенный меч палачу. Пусть каждая из них, — он указал на женщин, — заберёт свою половину.
На этих словах одна из пришедших покачнулась, упала на колени, закрыла лицо руками. Слёзы брызнули из её глаз. Отдайте живого! Только не убивайте мальчика! Другая презрительно посмотрела на соперницу и хмыкнула: — Пусть не достанется ни мне, ни тебе. Царь жестом остановил палача, который уже готовился занести меч над несчастным младенцем: — Отдайте живое дитя той женщине, которая просила за него!
Под врагами Господа здесь нельзя разуметь личных врагов Давида, которые, как напр. Семей, видели в нём своевольного похитителя Саулова престола, убийцу, беззаконника и кровопийцу, которому за все это Господь отмщает возмущением против него сына его, Авессалома 2Цар. Враги Господа, несомненно, те, которые смотрят на Давида, конечно неискренно, как на царя, поставленного Богом на место Саула, и именно как на мужа по сердцу Божию 1Цар. Пока жизнь Давида была безупречна, они вынуждены были силою вещей признавать превосходство его пред Саулом и мириться с определением Божиим.
Совершение Давидом двойного преступления развязывает им языки, дает возможность унижать Давида, этого мужа по сердцу Божию, и, так как основанием его избрания в цари служило его нравственное соответствие воле Божией, злословить тем Иегову, возведшего его на престол. Глубокое и искреннее раскаяние Давида было, конечно, небезъизвестно народу и сглаживало первоначальное сильное и неприятное впечатление; но прежнюю любовь народа к царю, первую связь первого с последним оно все-таки ослабило и этим ослаблением воспользовались ловкие и лично недовольные Давидом люди для своих целей. Так и связь политического разъединения в Израиле с его большим или меньшим упадком в религиозно-нравственном отношении подтверждается историею его до Соломона. Следовательно, по указанию истории, политическое разъединение в Израиле до Соломона стоит в связи не только хронологической, но и причинной с внешним покоем его и большим или меньшим религиозно-нравственным его упадком. Царствование Соломона, к концу которого стало заявлять о себе опять всегда присущее Израилю стремление к разъединению и по завершении которого произошло разделение еврейского царства, заключает в себе оба вышеуказанные условия и даже в высшей степени. Условия к такому его характеру заключаются и в предшествующей истории Давида и в мудрой политике самого Соломона. Давид широко раздвинул пределы израильского государства, относительно крепко держал в своей власти подчиненные народы 2Цар. Последние мирные годы его царствования должны были еще более усиливать страх и уважение по отношению к нему со стороны подчиненных народов, что сознает и что выражает в одном из своих псалмов и он сам 2Цар. Недовольные зависимостью отдельные лица из них должны были ожидать его смерти, чтобы можно било предпринять что-нибудь в пользу своего народа с надеждою на успех 3Цар. Смерть Давида действительно пробуждает в них розовые надежды.
Обычное явление на востоке и, между прочим, в тех странах, на которые Израиль распространял теперь свое господство, что смерть царя, их покорителя, служит как бы сигналом к восстанию покоренных. Причина этого заключается отчасти в слабой зависимости их от своего повелителя. Обыкновенно этот последний довольствуется изъявлением покорности и обещанием дани со стороны побежденных; иногда только или после сильного сопротивления или же по вторичном усмирении в покоренную страну назначается от победителя такой или иной его представитель и, конечно, с большим или меньшим военным отрядом. Таким образом, со смертью царя-покорителя как бы сама собою прекращалась зависимость покоренных. Новый царь потребует, конечно, покорности и себе. Но будет ли и он также счастлив на войне, как и его предшественник? Неопределенность и желательная возможность отрицательного ответа на этот вопрос и сообщают покоренным решимость и силу сбрасывать с себя рабское ярмо по смерти своего поработителя. Нечто подобное проявляется или готово проявиться и по смерти Давида. В некоторых более решительных личностях из покоренных стран смерть Давида действительно пробуждает смелость восстать на защиту своей родины. Момент этот представляется им тем более благоприятным, что за смертью Давида последовала вскоре и смерть Иоава, его славного и страшного для врагов военачальника 3Цар.
Быть может, небезызвестно было им и о внутренних беспорядках при воцарении Соломона. В силу всего этого на окраинах израильского царства, покоренных Давидом, частию происходят, частию готовы вспыхнуть восстания. Идумейский царевич Адер, вынужденный бежать из своей родины при Давиде, теперь, услышав о смерти его и Иоава, возвращается в нее 3Цар. На севере Разон, бывший подданный Адраазара, царя сувского, становится начальником шайки, водворяется в дамасской Сирии и делается противником Израиля во все дни Соломона 23—25. В неприязненное отношение становится к Соломону и царство Емаф-Сува, к северу от ливанских гор, царь коего приветствовал некогда Давида, чрез своего сына, с победою над Адраазаром, своим врагом, и тем как бы поручил себя его покровительству 2Цар. Но Соломон завоевывает Емаф 2Цар. Охранные войска, поставленные по всей Идумее еще Давидом 2Цар. На Разона Соломон, кажется, не обращает надлежащего внимания, но и он в первое время Соломона, быть может, не особенно его беспокоит: Соломон ведет торговлю с заевфратскими государствами и для споспешествования ей строит в пустыне между Дамаском и Евфратом город Фадмор, 2Пар. Разон овладевает даже Дамаском и утверждается в нем 3Цар. Эти беспокойства на границах могли ослаблять в глазах народа впечатление от могущественного царствования Соломона в прежнее время и, при других условиях, пробуждать или усиливать недовольство его против царя.
Таким образом, царствование Соломона, несмотря на эти беспокойства, все-таки по преимуществу царствование мирное. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и каждый под смоковницею своею, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона 3Цар. Потребности, вызываемые стремлением сохранять мир государства, стоящего во главе подчиненных государств Но мир государства могущественного, стоящего во главе многих других подчиненных, требует большого напряжения сил именно со стороны господствующего народа. Подчиненные народы никогда не несут ига по доброй воле; по-видимому, и охотно они склоняют свои головы лишь пред силою, когда видят, что, по пословице, плетию обуха не перешибешь. Поэтому народ-повелитель вынужден употреблять со своей стороны все для того, чтобы быть или казаться в глазах покоренных народов могущественным народом. Народная мощь проявляется в силе военной и, преимущественно у восточных народов, в блеске царского двора. Сила военная, готовая подавить тотчас же всякое мятежническое восстание, не позволяет покоренным и мечтать о свободе; а внешний блеск и величие царского двора наполняют сердца побежденных невольным благоговением пред особою царя-повелителя и его народом. He подобные ли мотивы — показать народу-соседу свою мощь и чрез то поохладить его на случай возможной с его стороны притязательности заставляют и нынешних народных правителей выставлять напоказ иноземцам дисциплину и численность своих войск в церемониальных смотрах и парадах? И кто скажет, что эти средства не достигают своей цели даже в настоящее время и у народов Европы? Нужно думать, что организация войска, его состав и порядок отправления им действительной службы, заведенные Давидом 1Пар.
Войско состояло у Израиля до Давида из одной пехоты. В войне с Адраазаром, царем сувским, Давид захватывает колесницы и коней колесничных, подрезывает жилы последним, но и оставляет из них для ста колесниц 2Цар. Потребность в них ощутилась, несомненно, с расширением границ израильского государства за пределы Палестины на народы, боевую силу коих составляли по преимуществу всадники и колесницы 2Цар. Соломон заводит у себя тысяча четыреста колесниц с принадлежащими к ним конями 291 и двенадцать тысяч коней для всадников 3Цар. К этой боевой силе, которую он может передвигать туда и сюда, по требованию нужды, он присоединяет значительное число укреплений, силу государства, так сказать, неподвижную. Он укрепляет стенами Иерусалим, восполняя тем укрепление его, сделанное Давидом и ставшее теперь недостаточным, и строит целый ряд крепостей в своей стране, которые должны охватывать ее наподобие пояса 3Цар. Вид сильной столицы и других крепостей в стране внушительно говорит о силе государства. А перечень укрепленных Соломоном городов показывает, что при укреплении их руководила им не одна страсть к грандиозным постройкам, но и действительное намерение укрепить страну: все они расположены на важных пунктах страны и почти все играют важную роль в военной её истории; достаточно указать на Мегиддо, лежавший в изреельской равнине, часто бывавшей театром военных действий в Палестине, на Гацор Асор, Нав. Но главное своё внимание Соломон обращает на возвеличение внешнего блеска преимущественно своей столицы и своего двора. Исполняя завет отца, но, быть может, превосходя его предначертания в богатстве и роскоши их исполнения, Соломон строит великолепный храм Иегове в Иерусалиме.
О великолепии его можно судить уже по тем громадным заготовлениям, какие были сделаны для его построения Давидом 1Пар. К этим заготовлениям со стороны отца Соломон прибавляет много со своей стороны 3Цар. Храм Соломонов поражал впрочем, не столько величиною, сколько «своим изяществом и беспримерным богатством украшений и всей внутренней обстановки». Впрочем, «если вспомним, что он построен был на горе, что вершина этой горы, искусно обделанная и укрепленная исполинскими каменными постройками, имела вид тоже как бы здания, над которым, как венец, возвышалась изящная фигура святилища с его стройною может быть мраморною башнею, с величественными медными колоннами пред притвором и с балюстрадами дворов террасообразно опоясывавших его подножие, — то должны будем признать, что и храм Соломонов имел могущественный, поразительный вид». Кроме всего этого он разбил роскошные сады и рощи Еккл. Провел для города и садов водопроводы и пруды, остатки которых сохранились ещё и доныне в двух часах пути от Иерусалима в Етаме. Их было двести большого размера по шестисот сиклей весу около десяти фунтов и триста меньшего размера по триста сиклей весу 3Цар. Все сосуды для питья и еды во дворце были из золота; из серебра, говорится, ничего не было; потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что 3Цар. Украшения из золота перемешивались с украшениями из драгоценной слоновой кости. Сады оживлялись и украшались присутствием обезьян, павлинов и, вероятно, других редкостных четвероногих и птиц.
Сокровища Соломона умножались, по обычаю древности, дарами подвластных ему царей и разнообразились подарками царей независимых, приезжавших к нему в гости. Они состояли в сосудах, в одеждах, в оружии и благовониях ст. Кони и мулы, находившиеся тоже в числе подарков от царей, вероятно, были редкостные и употреблялись для выезда самим Соломоном, причем конечно были соответствующие остальной обстановке экипажи. Колесницы военные получались из Египта за шесть сот сиклей серебра каждая ст. И для торжественных царских выездов получались колесницы вероятно оттуда же за большие деньги. Пышность восточного царя немыслима без громадного количества женщин. Уже Давид не устоял против силы обычая и имел более семи жен и несколько наложниц. Соломон же, любитель пышности, дошел в этом отношении до чудовищной крайности: у него было семьсот жен и триста наложниц 3Цар. Все они были тщательно подобраны из людей, видных собою, богато и изящно одеты и размещены в особо устроенных для них жилищах. Они поразили видом своим царицу Савскую 3Цар.
Для услаждения своего слуха и слуха своих гостей Соломон имел хоры певцов и певиц и массу музыкантов, игравших на разных инструментах Еккл. Многочисленный двор Соломонов потреблял громадное количество съестных припасов, простых и изысканных. Каждый день требовалось 30 коров лучшей пшеничной муки 73 четверти и 5 четвериков и 60 коров обыкновенной муки, 10 волов откормленных, 20 обыкновенных из стад и 100 овец. К этому присоединялись в более ограниченном количестве, как лакомства, олени, серны, дикие козы, и откормленные птицы» 3Цар. И нельзя отрицать того, что это могущество государства, этот необыкновенный блеск столицы и двора производили свое впечатление на соседние народы, возбуждая уважение к израильскому народу, благоговение к его царю и изумление пред ним. Цари иноземные приходят не только послушать мудрости Соломона, но и видеть его дела и богатство 3Цар. Счастливым образом с этим внешним блеском царства соединяется необыкновенная мудрость царя, или лучше эта последняя служит преимущественным основанием первого. Слух о необыкновенной мудрости Соломона распространяется гораздо шире, чем весть об его богатстве и роскоши, и привлекает еще более посетителей, свидетельствующих о своем уважении и благоговении и внешними подарками. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян. Он был мудрее всех людей...
И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его 3Цар. Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростию. И все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. И они подносили ему, каждый от себя, в дар: сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год» 3Цар. Царствование Соломона, таким образом, одно из самых могущественных и блестящих царствований, и если не самое могущественное, то самое блестящее в Израиле. Повинности, наложенные Соломоном на народ для удовлетворения этим потребностям. Насколько тяжелы эти повинности? Но это могущество и этот блеск царствования, распространяющийся далеко вокруг, возбуждая всюду изумление, требуют, повторяем, большого напряжения сил и прежде всего со стороны самого господствующего народа. Могущество и блеск царства не могут быть созданы усилиями одного кого-либо, хотя бы и мудрейшего и могущественнейшего. Ему может принадлежать лишь организаторская и руководственная деятельность, а тяжелая работа выполнения должна лежать на других, и именно работа, прежде всего, строго регулированная и постоянная.
В частности большое войско отвлекает большое число людей от семейного очага и обычных занятий и подвергает их всем беспокойствам подвижной жизни. Многочисленные постройки требуют множества рабочих рук и значительных расходов. Расходов же требует и пышность двора. Как удовлетворяет Соломон этим потребностям? Военную силу он берет из Израиля 3Цар. Рабочую силу он находит в живущих доселе среди Израиля ханаиеях. Еще Давид назначает пришельцев, находившихся в земле израильской, очевидно хананеев, в каменотесы, «чтобы обтесывать камни для построения дома Божия» 1Пар. Соломон берет из них для работ 153,600 человек, включая сюда и начальников из них же 3Цар. Он посылает их на Ливан. Можно думать, что именно работа вне пределов израильского государства, на которую неудобно было употребить хананеев, причина, по крайней мере, на первых порах, того, почему он прибегает к рабочей силе самих евреев.
Как бы то ни было, Соломон делает со своей стороны все возможное для облегчения их работы и, быть может, примирения с нею. Эти 30,000 евреев работают не все целый год, a по очереди в количестве 10,000, так что один месяц работает один десяток тысяч, другой месяц — другой десяток тысяч и т. Этим они отличались от рабочих из хананеев, которые не имели этого преимущества. Ha основании обоих, указанных выше, различий, можно думать, что, по мысли священных писателей, не только «сыны израилевы в противоположность хананеям не мыслились лишенными по самому рождению прав свободного человека, прав даже на высшие и почетные должности», 299 но, что Соломон делал различие между теми и другими и в способе отправления ими и в самом характере назначаемых им работ. Определить с точностью, в чем именно состояло это различие, трудно. Но различие должно быть полагаемо. Доходы эти действительно велики. Дееписатель говорит, что Соломон получал ежегодно 302 в общем 666 талантов золота, и в этот счет не входили еще пошлины от мелких и крупных торговцев, подарки от царей или шейхов пограничных областей сирийско-аравийской пустыни, которые, не будучи формально подданными, старались обеспечить для себя благорасположение и покровительство со стороны Соломона, и наконец, те подати натурою, которые начальники 12-ти областей должны были доставлять для двора 3Цар. Но как ни велики его доходы, все-таки расходы его так громадны, что он терпит иногда недостаток в оборотном капитале и вынужден обращаться к займам и к уплате их даже с пожертвованием государственного достояния 3Цар. А так как города, уступленные Хираму в уплату долга, не понравились последнему и были им возвращены 3Цар.
Как именно? Но несомненно, что, кроме вышеуказанной повинности — поставлять известное число людей для работ, народ израильский обязан был доставлять известное количество муки и мяса для царского двора, и ячменя и соломы для коней и мулов царских 3Цар. Трудно сказать, насколько тяжело ложатся на народ все эти повинности. Действительно ли они сами собою, своею собственною тяжестью давят народ и тем самым возбуждают его к недовольству против царя, или же причина этого недовольства не столько в них, в их тяжести, сколько в чем-либо другом? По взгляду священного дееписателя, насколько можно заключать о нем из описания царствования Соломона, указанные выше повинности не могут быть рассматриваемы, как меры слишком стеснительные и обременительные для народа. Можно даже заключать, что некоторые из них способствовали его благосостоянию. Так относительно воинской и рабочей повинностей, очевидно в похвалу Соломона, дееписатель замечает, что он, Соломон, не делал сынов израилевых работниками наравне с хананеями , но «они были его воинами, его слугами, его вельможами, его военачальниками и вождями его колесниц и его всадников» 3Цар. После описания другой повинности, которая отнимает у народа для царя часть его дохода и, по-видимому, может служить к обеднению его, дееписатель выставляет ее, напротив, некоторым образом, как меру, способствовавшую развитию народного благосостояния. Такие прямые выражения о благосостоянии и счастьи Израиля при Соломоне, вставленные в рассказ об одной из повинностей, в которых думают видеть гнет царствования Соломонова на народ, едва ли понятны при таком взгляде на эти повинности. Естественнее мысль о том, что по крайней мере та повинность, в рассказ о которой вставлены замечания о благосостоянии Израиля, так или иначе, более или менее способствовала этому благосостоянию.
По крайней мере, нельзя отрицать того, что сам дееписатель, один из Израиля, смотрит на эту повинность именно с этой точки зрения. Начальники областей, обязанные в известные сроки доставлять содержание для двора, естественно должны были, насколько могли, заботиться об усилении производительности вверенных им округов, предпринимать и указывать разные меры для этого, заботиться о сбережении получаемого от земли и т. Все это само собою должно было влиять на улучшение экономического состояния жителей. Тяжелы или не тяжелы взносы в казну, мы не можем судить по тому, сколько они должны были взносить. Тягость взноса определяется не количеством его самого в себе, а отношением его таким или иным к производительности страны; судить же об этой последней мы не можем за неимением для этого данных. И если не желаем оставаться в полной относительно этого неопределенности, то должны доверять вышеприведенному взгляду священного писателя на отношение повинности к благосостоянию Израиля. Правда, эта цифра рабочих из евреев и это облегчение их работы относятся к первому времени построения храма. Обыкновенно предполагают, что с течением времени, когда страсть Соломона к постройкам разгоралась более и более, он, в привлечении рабочих к труду, позабыл уже различие между евреями и рабочими-хананеями и употреблял первых наравне с последними. Но и этот случай, нужно думать, впрочем, не единственный, не выходит из границ вышеуказанного различия в работах евреев и хананеев. Держась этого различия 2Пар.
Главные причины народного недовольства и возмущения в конце царствования Соломона Но если так, если прямых налогов на народ не было, если другие повинности не лежали слишком тяжело на народе и некоторые из них способствовали даже улучшению благосостояния его, если между израильтянами и хананеями проводилось заметное различие, если вообще царствование Соломона «отличалось от предыдущих бурных времен продолжительным глубоким миром и поражало плодами этого мира — быстрым развитием благосостояния, процветанием торговли, искусств и громадным скоплением богатств в столице», то, как объяснить возмущение Иеровоама против Соломона, предполагающее, во всяком случае, недовольство народа против него, и затем прямую жалобу народа на тяжкое иго, которое наложил на него Соломон 3Цар. Объяснение заключается, по нашему мнению, прежде всего именно во внешнем мире государства, которого мира не могли нарушить и проявившиеся в конце царствования Соломона беспокойства на границах, и в благополучии народа до конца его царствования. Мы уже видели, как в прежнее время в более спокойные совне и счастливые внутри периоды истории Израиля проявлялось в нем большее разделение. Дух этого разделения не мог, судя уже по всей прошедшей истории, не проявиться и даже в более сильной степени и теперь, в самое спокойное и счастливое царствование. К тому же оно представляло и довольно поводов к этому именно для Израиля. В прежнее время спокойный совне, он всецело отдавался себе и жил так, как ему хотелось. К такой именно жизни только для себя клонились без сомнения симпатии народа и в это мирное время. Но теперешнее время, даже более мирное, чем какое-либо другое прежде, требовало от народа напряжения, постоянного бодрствования и притом по указу власти. А подчинение чужой воле без особенной, настоятельной и ясно сознаваемой нужды, как мы видели уже из характеристики семитов, не в духе евреев. Повинности тяжелы для еврейского народа не своею материальною тяжестью, а тяжело, необычно для него то, что и в мирное время он должен жить под контролем и даже состоять на службе в войске и особенно на работах.
Независимый, свободный, даже повелитель других народов, он между тем сам как бы свой собственный раб или раб своего государя, несет его тяжкое иго. Свободные евреи, по-видимому, никак не могли помириться с теми подневольными работами, которые им приходилось выполнять по воле царя. В тоже время они должны были под наблюдением царских чиновников высчитывать свои достатки, чтобы известную часть из них отправить в Иерусалим к царю. Очень возможно, что и ближайшие к народу исполнители царской воли не всегда стояли на высоте своего призвания и еще более возбуждали недовольство народа. Таким образом и произошло то, что сами по себе не особенно тяжелые повинности Соломона ложились на народ, или лучше народ считал их тяжелым бременем, и они возбуждали его недовольство. О размерах недовольства народа против Соломона судить трудно. Но нельзя не заметить того, что возмущение выходит из колена Ефремова 3Цар. Величие дома Давидова из колена Иудина не могло ему нравиться. Ещё менее приятно ему усиливать его господство своими, так сказать, руками, укрепляя его столицу 3Цар. Неудивительно, что недовольство и возмущение появляются, прежде всего, в этом колене.
Но именно выступление этого колена против Соломона всего менее может доказывать, будто царствование его стало невыносимо тяжелым для народа, будто он «озлобил против себя большую часть своих подданных». Но как было бы ошибочно от прежнего возмущения колена Иудина, а потом и всего Израиля против Давида заключать об его деспотизме, так, думаем, не вполне справедливо и от возмущения Иеровоама против Соломона и даже от отпадения десяти колен от дома Соломонова заключать к деспотизму Соломона, как причине того и другого. Правда, по смерти его израильтяне прямо высказывают жалобу на тяжкое иго и жестокую работу, которые наложил на них Соломон, и облегчение их ставят условием для признания Ровоама царем. Но «жалоба эта, справедливо говорит Бер, выходит из уст общества, возбужденного, носившегося с мыслию об отделении, ревнивого к Иуде»; «жалоба из таких уст и при таких обстоятельствах не может иметь значения верного истине, беспристрастного исторического свидетельства, если не будет других чисто исторических свидетельств».
Храм был выполнен в форме большой постройки, которая была обращена на восток. Лучи восходящего солнца проникали в храм и освящали центральную часть вместе с алтарем, создавая у жителей Мозы эффект присутствия божества. Святилище было не монотеистическим, а языческим. В помещении храма найдены особые сосуды, не характерные для иудаизма фигурки животных, а также керамические статуэтки людей в простых одеждах и с вьющимися волосами. Эти фигурки похожи на находки в поселениях язычников-филистимлян на берегу Средиземного моря. Таким образом, можно говорить об иноземном культурном влиянии, которое филистимляне оказывали на древнеизраильских «несогласных» в окрестностях Иерусалима, считают израильские исследователи.
Однако пока речь идет лишь о предварительных выводах. В этот период Израилем правил знаменитый своей мудростью царь Соломон. Его правление описано в Библии. Он был особенно близок к Богу и стал героем не только библейского повествования, но и целых книг. Его перу принадлежат вошедшие в христианский канон «Песнь Песней» и любимая многими поколениями философов «Книга Экклесиаста».
Мудрого царя однажды пристыдил муравей, которого он во время одного из своих полётов поднял с земли, посадил на руку и спросил: есть ли на свете кто-либо более великий, чем он, Соломон. Муравей ответил, что считает себя более великим, т. Соломон разгневался, сбросил муравья и закричал: «Знаешь ли ты, кто я? Но муравей ответил: «Знаю, что ты сотворён из ничтожного зародыша Авот 3, 1 , поэтому ты не вправе слишком возноситься».
Устройства трона царя Соломона подробно описывается во Втором Таргуме к книге Эстер 1. Согласно Второму Таргуму, на ступенях трона находилось 12 золотых львов и столько же золотых орлов по другой версии 72 и 72 один против другого. К трону вели шесть ступеней, на каждой из которых находились золотые изображения представителей царства животных, по два разных на каждой ступени, один напротив другого. На верхушке трона находилось изображение голубя с голубятником в когтях, что должно было символизировать владычество Израиля над язычниками. Там же был укреплён золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других — имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура по другой версии — Хаггая. Над подсвечником находился золотой кувшин с маслом, а ниже — золотая чаша, на которой были выгравированы имена Надава, Авигу, Эли и двух его сыновей. При помощи механического приспособления трон перемещался по желанию Соломона. Согласно Таргуму, все животные при помощи особого механизма протягивали лапы, когда Соломон поднимался на трон, чтобы царь мог на них опереться. Когда Соломон достигал шестой ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло.
Затем большой орёл надевал ему венец на голову, а остальные орлы и львы поднимались наверх, чтобы образовать тень вокруг царя. Голубь спускался, брал из ковчега свиток Торы и клал его на колени Соломону. Когда царь, окружённый Сангедрином, приступал к разбору дела, колёса офаним начинали вертеться, а звери и птицы испускали крики, приводившие в трепет тех, кто намеревался дать ложные показания. В другом Мидраше рассказывается, что при шествии Соломона на трон животное, стоявшее на каждой ступени, поднимало его и передавало следующему. Ступени трона были усыпаны драгоценными камнями и кристаллами. После смерти Соломона египетский царь Шишак завладел его троном вместе с сокровищами Храма Млахим I, 14, 26. После смерти Санхерива, покорившего Египет, троном вновь завладел Хизкиягу. Затем трон последовательно доставался фараону Нехо после поражения царя Йошии , Невухаднецару и, наконец, Ахашверошу. Эти правители не были знакомы с устройством трона и потому не могли им пользоваться.
Мидраши описывают также устройство «ипподрома» Соломона: он имел три фарсанга в длину и три в ширину; в середине его были вбиты два столба с клетками наверху, в которых были собраны разные звери и птицы. При постройке Храма Соломону помогали ангелы. Элемент чуда сказывался повсюду. Тяжёлые камни сами поднимались наверх и опускались на надлежащее место. Обладая даром пророчества, Соломон предвидел, что вавилоняне разрушат Храм. Поэтому он устроил особый подземный ящик, в котором впоследствии был скрыт ковчег завета Абарбанель к Млахим I, 6, 19. Посаженные Соломоном в Храме золотые деревья приносили плоды каждый сезон. Деревья завяли, когда в Храм вошли язычники, но они вновь расцветут с пришествием Машиаха Йома 21 б. Дочь фараона принесла с собой в дом Соломона принадлежности культа идолопоклонников.
Когда Соломон женился на дочери фараона, сообщает другой Мидраш, с неба сошёл архангел Гавриэль и воткнул в морскую пучину шест, вокруг которого образовался остров, на котором впоследствии был построен Рим, покоривший Иерусалим. Йосе бен Халафта, который всегда «принимает сторону царя Соломона», полагает, однако, что Соломон, женившись на дочери фараона, имел единственной целью обратить её в еврейство. Существует мнение, что Млахим I, 10, 13 следует толковать в том смысле, что Соломон вступил в греховную связь с царицей Савской, родившей Невухаднецара, который разрушил Храм см. Другие же вовсе отрицают историю о царице Савской и предложенных ею загадках, а слова малкат Шва понимают как млехет Шва, царство Савское, покорившееся Соломону В. Талмуд, Бава Батра 15 б. Основанием служат слова Коэлета 1, 12 , где он говорит о себе как о царе Израиля в прошедшем времени. Он постепенно опустился с вершины славы в низины нищеты и несчастья В. Талмуд, Сангедрин 20 б. Предполагают, что ему вновь удалось овладеть троном и стать царём.
Сверг Соломона с трона ангел, принявший образ Соломона и узурпировавший его власть Рут Рабба 2, 14. В Талмуде вместо этого ангела упоминается Ашмадай В. Талмуд, Гитин 68 б.