Версия для печати 14 августа 2023 г. 11:19 4-8 августа 2023 года в Анкаве — христианском районе города Эрбиль (Курдский автономный район, Ирак) состоялись торжества в честь. Власти Ирака требуют от Швеции выдачи иммигранта, совершившего публичное сожжение священной Книги мусульман в Швеции. Некоторые из них держали в руках экземпляры Корана, портреты религиозных лидеров, а также флаги.
Между двумя ветвями ислама. Религиозные мотивы вызвали беспорядки в Ираке
Религия в Ираке | христианском районе города Эрбиль (Курдский автономный район, Ирак) состоялись торжества в честь открытия и освящения нового кафедрального собора апостолов. |
Ирак и Ислам | Как заявил в интервью "I NEWS" генеральный секретарь "Ассирийского демократического движения" (АДМ) Йонадам Канна, за последние пять лет в Ираке погибло более 1000 христиан. |
У вас нет бомбы? А если проверим?
- Курды и их религиозная принадлежность. Особенности веры езидов и бахаитов |
- Содержание
- Ирак. Курды в Ираке: численность, религия
- Российский институт стратегических исследований
Религия в Ираке - Religion in Iraq
Классический ислам: Очерк истории, 600-1258: Пер. История арабов и халифата 750-1517 гг. История ислама с основания до новейших времен: Пер. Екатеринбург, 2006. Он сосредоточил в своих руках всю полноту светской власти, назначив халифу фиксированное денежное содержание и сохранив за ним номинальный статус духовного главы суннитов. С этого времени главенство признавалось за тем из Буидов, кто правил в Багдаде. Эмир Адуд ад-Даула назначил везиром христианина Насира ибн Харуна и добился для него у халифа разрешения не только на восстановление, но и на строительство церквей и мон-рей. В этот период создавались новые, преимущественно имамитские интеллектуальные центры, напр. Дар аль-ильм Дом науки с большим книгохранилищем; восстанавливались и украшались гробницы Алидов в Эн-Наджафе и Кербеле. Была построена новая больница, где работали 24 врача и использовались самые передовые для того времени достижения медицины. Вход Господень в Иерусалим.
Миниатюра из Сирийского Евангелия из мон-ря Мар-Маттай. В условиях планомерного упрочения позиций Фатимидов в Сирии и успешной пропаганды крайнего шиизма создалась непосредственная угроза владениям Буидов - умеренных шиитов. Духовный авторитет суннитских халифов, в т. Аббасидов, рассматривался Буидами как необходимый противовес в борьбе с фатимидской опасностью. Начиная с 80-х гг. Халифы начали активнее вмешиваться в религиозно-политическую жизнь И. Под более жесткий контроль властей попали и христиане: с 987 г. Вмешательство халифа во внутренние дела Церкви приводило к тому, что престол первоиерарха периодически оказывался вакантным. Духовный глава зап. Резиденцией мафриана чаще всего служил г.
В 1-й пол. Багдад, охваченный суннитско-шиитскими смутами и вооруженными выступлениями городских низов айяров , нередко выходил из-под контроля офиц. В 1018 г. Оно было направлено прежде всего против умозрительного богословия и шиитских убеждений. В 1055 г. При сельджуках ведущую роль в управлении cтраной играло хорасанское чиновничество, усилиями к-рого была создана развитая бюрократическая организация. Наиболее заметными представителями хорасанцев были везиры аль-Кундури и Низам аль-Мульк. Под их патронатом возникли духовные уч-ща - медресе первое учреждено в Багдаде. Однако эта политика, стимулировавшая теологические споры с шиитами, приводила также к столкновениям между приверженцами различных правовых школ мазхабов и богословских направлений в суннитском сообществе. Торжество суннитской ортодоксии сказалось и на статусе иноверцев.
Низам аль-Мульк в «Книге о правлении» советовал не допускать к руководящим должностям не только христиан, иудеев, зороастрийцев, но и шиитов. При этом он ссылался на примеры Тогрула 1055-1063 и Алп-Арслана 1063-1072 и сетовал на несоблюдение подобных мер предосторожности при Малик-шахе 1072-1092. Монета династии Аббасидов. Британский музей, Лондон Монета династии Аббасидов. После смерти Малик-шаха, правление к-рого считается пиком могущества династии, началась затяжная междоусобица. На фоне деградации власти последних Сельджукидов возрос военно-политический авторитет Аббасидов. XII в. Аббасиды контролировали практически весь И. В области гражданской администрации халифа аль-Муктафи, как и его преемник аль-Мустанджид 1160-1170 , опирался на везирский род Бану Хубайра. Аль-Мустади 1170-1180 упрочил положение возродившегося халифата дружественными отношениями с правителем Египта Салах ад-Дином и ильдегизидскими правителями Азербайджана.
При халифе ан-Насире 1180-1225 в города И. В религ. В союзе с Айюбидами и Ильдегизидами он присоединил Хузестан и нанес смертельные удары ирак. Однако ему не удалось распространить свое влияние на cевер Двуречья, к-рым в 1127-1233 гг. Последовательная политика, ограничивавшая права иноверцев, в первую очередь христиан, сиро-яковитов и мелькитов, не стала помехой для увеличения числа их поселений на территории И. Особую выгоду от этого получили яковиты. Так, с 935 по 1345 г. В 1089 г. Тикрит был разрушен арабами во время мятежа против персид. Как следствие, мафриан Иоанн Салиба был вынужден переехать в Мосул.
Мафриан Дионисий 1112-1134 вернулся в Тикрит. В 1156 г. В 1152 г. В 1153-1155 гг. В его юрисдикции находились территории на востоке до Урмии и Тебриза, на юге до Багдада. Тебриз стал столицей при последних Аббасидах, туда же переехал мафрианат и, возможно, оставался там до 1264 г. Осада Багдада монголами. Миниатюра из рукописи. Мосул, но были остановлены у хребта Хамрин. Постоянные набеги монголов заставили халифа с согласия алимов объявить им джихад , вооружить жителей Багдада и провести дополнительную подготовку войска и добровольцев.
Аль-Мустасим 1242-1258 пренебрег приготовлениями предшественника, чем серьезно ослабил обороноспособность своих владений. В 1257 г. Первая армия, переправившись через Тигр у Тикрита, двинулась к Анбару, затем повернула на восток и разбила войска Аббасидов близ Дуджайля. Вторая достигла Басры. В февр. Хулагу-хан вошел в Багдад и казнил почти всех мужчин из рода Аббасидов, эмиров и сановников, за исключением везира шиита Муайяд-ад-Дина ибн аль-Альками и патриарха Церкви Востока, к-рые пытались договориться об условиях сдачи города. Двуречье вошло в состав нового улуса Вел. Монгольской империи, где правили потомки Хулагу - ильханы. В адм. Иране , Джазира управлялась из Мосула.
Эти отличавшиеся друг от друга и порой соперничавшие области находились под властью монг. Для монгольского периода в долине Тигра и Евфрата характерен упадок сельского хозяйства и экономики. XIII - сер. Христиане, как и ранее, в подавляющем большинстве принадлежали к Церкви Востока вост. Последние упоминания о мелькитской митрополии относятся к XII в. В 1264 г. Резиденцией мафриана стала Ниневия, было построено неск. Мар-Юханнан в Барталле 1285 и построены странноприимные дома. После того как в 1282 г. И хотя католикосу удалось вернуть расположение Газан-хана, изменить ситуацию в целом было уже невозможно.
Несмотря на дипломатические усилия Мар Ябаллахи III, зиммии оказались косвенно вовлечены в противоборство различных политических группировок хулагидской элиты и серьезно пострадали от гонений особенно жестоких в 1296-1297 и 1308-1310 , которые привели к значительному сокращению численности приверженцев сир. Церквей и к сужению зоны их расселения. После фактического распада Хулагуидского улуса в 1335 г. В 1401 г. Багдадом, почти не встретив сопротивления, овладели войска Тимура, уничтожив не только значительную часть жилых зданий, но и мечети с медресе. После недолговременного господства Тимуридов страна досталась вождю туркмен. Как реликты их гегемонии в И. Ирак Арабский: Бассорский эялэт в его прошлом и настоящем. Four Centuries of Modern Iraq. Сиасет-намэ: Книга о правлении везира XI ст.
Mesopotamia Iraq , 1600-1914. Baghdad, 1957; Atiya A. A History of Eastern Christianity. Средневековый Багдад: Нек-рые аспекты соц. X - сер. XIII в. The Arab Lands under Ottoman Rule, 1516-1800. Harlow GB ; N. До нач. XVI в.
Анатолии и Зап. В 1508 г. Новые власти ревностно насаждали шиизм. Шах совершил паломничество в Кербелу и Эн-Наджаф. Были снесены или осквернены захоронения почитаемых суннитами святых, в т. Абу Ханифы, а также казнили ряд суннитских суфийских учителей. Притеснениям подвергалось и христ. Наместником Сефевидов в И. Лучшие земли страны захватили кызылбаши, шииты по вероисповеданию,- группа тюркских племен, кочевавших на территории Ирана, Анатолии и Азербайджана в XV-XVI вв. Первыми проявили недовольство курдские беки, пользовавшиеся ранее широкой автономией.
В 1514 г. Месопотамии вспыхнуло восстание под предводительством знатных курдских родов, активное участие в котором приняли и христиане-ассирийцы. Повстанцы, выбив кызылбашей из ряда городов, дважды обращались с просьбой о защите к османскому султану Селиму I, к-рый в 1516 г. Ирак под свое покровительство. В 1529 г. В 1533 г. Двуречья и от бедуинских племен с заверениями преданности. Стремясь к поддержанию межконфессионального мира, османские власти пожаловали как суннитским, так и шиитским мечетям значительные вакфы. Сулейман торжественно посетил наиболее почитаемые суфийские святыни - мечеть шейха Абд аль-Кадира аль-Джилани, могилу Маруфа аль-Кархи и гробницы Алидов в Казимайне Эль-Казимии - места поклонения шиитов-имамитов. Восстановлен был и мавзолей Абу Ханифы.
Османы построили мощный флот, к-рый был необходим, чтобы сдерживать морскую экспансию португальцев, регулярно поддерживавших Иран в войне против И. Османо-сефевидские войны продолжались в 1548-1549 и 1554-1555 гг. Сефевиды потерпели поражение, и шах Тахмасп I признал И. Права османов на И. В 1621 г. Осажденные перебили всех находившихся в городе иранцев, а после захвата города воины шаха Аббаса истребили ок. В 1623 г. Аббас I вернул под свою власть также Мосул и Шахризор, но попытки завладеть Басрой 1624-1625 оказались безуспешными. К кратковременному периоду владычества в И. Сефевидов относится появление здесь арм.
Зохабский договор окончательно закрепил И. Граница, установленная по договору, практически полностью совпадает с совр. Османские власти переводили собственность племен в казенный фонд и передавали ее шейхам племен. Выборную должность шейха они стремились превратить в наследственную. XVIII в. Для управления немусульм. Главы религ. Особые отношения сложились у христиан с эмирами Курдистана. С течением времени ассирийцы-атурайя атурайе переняли у курдов клановый уклад жизни. Большая часть христиан входила в состав 6 племен: джилу, тхума, диз, баз, верхнее и нижнее тйари.
Во главе племени стоял малек, к-рый выбирался пожизненно с согласия католикоса. Ассирийцы, жившие в неприступных горах, т. Халдейский мон-рь Раббан Хормизда, Мосул. Новый католикос должен был избираться из семьи предшественника. В 1450 г. В 1551 г. Сулака вместе с 2 советниками-доминиканцами вернулся в Диярбакыр Амиду. Он вычеркнул имя Нестория из богослужебных книг и ввел отсутствовавшие у несториан таинства Миропомазания, Покаяния и Елеосвящения. Наименование «несториане» было заменено наименованием «халдеи». Он также рукоположил 2 митрополитов и 3 епископов.
В 1555 г. Сулака был убит. Преемником его был избран митр. Мар Авдишо, к-рый прибыл в Рим в 1562 г. Он отказался от участия в Соборе, но адресовал собравшимся исповедание веры, к-рое было зачитано на 22-й сессии Собора. Так появились 2 иерархии: традиционная наследственная, имевшая престол в монастыре Раббан-Хормизд, которую в 1551 г. В 1672 г. Кудшанис Кочанис. В 1681 г. В 1783 г.
В 1830 г. Несторианскому учению после нек-рых колебаний остались верны сироязычные горцы, за к-рыми со временем закрепилось название «ассирийцы» в узком смысле слова. Расширился во многом за счет христиан-ассирийцев и ареал проживания курдов, спустившихся с гор на равнины Месопотамии, в направлении Заху, Амадии и Акры. Необходимость отражать набеги номадов, атаки Ирана, а также ослабление контроля Порты создали условия для объединения долины Тигра и Евфрата под эгидой полусамостоятельных правителей. Начало этому положил султан Ахмед III 1703-1730 , в 1704 г. Позднее многие из мамлюков уже приезжали в И. К 1715 г. Унаследовавший его должность сын Ахмед-паша 1723-1747 продолжил политику отца и взял Керманшах 1723 и Хамадан 1724. Но в 1730 г. После смерти Ахмед-паши в 1747 г.
На протяжении 2-й пол. Добившись автономии, мамлюкские командиры подавляли бунты курдов и племени аль мунтафик и закрепили за собой Басру. Багдад был расчищен от руин, активно строились караван-сараи, медресе, поддерживалось развитие ремесел, в должном порядке поддерживались оросительные каналы. Большой канал. Ираке утвердились брит. Представительство брит. Сулейман-паша Великий тур. XIХ в. ОИК, противодействовавшая франц. Однако уже в 1810 г.
ОИК смогла возродить свои фактории в Багдаде и Басре, что означало окончательный крах франц. Власть мамлюков, однако, сохранилась еще на четверть века. В правление бейлербея наместник Дауд-паши 1817-1831 И. Дауд-паша объявил свои владения независимым «Счастливым Вавилонским царством». Из-за эпидемии лихорадки, а затем и бубонной чумы была уничтожена практически вся армия Дауд-паши. Во время наводнения столицу И. В июне 1831 г. В течение 20 лет месопотамские вилайеты оправлялись от последствий мора. В этот период кочевники составили ок. Племена И.
В рамках каждого племенного объединения ашира выделялось определенное число родов таифа. Пограничная линия между ирак. В Багдадском вилайете проживало 14 племен, крупнейшим из к-рых было бану-лам. Оно состояло из 24 родов, из к-рых 2 занимались разведением верблюдов и овец, а 18 не только разводили верблюдов, но и частично занимались земледелием, поддерживая сеть каналов, отводивших к полям воды р. Зависимость этого племени, обладавшего значительной военной силой, от османских властей выражалась в уплате багдадскому казначейству ежегодной откупной суммы, распределявшейся поровну между соплеменниками, жившими по левому и правому берегам Тигра. Конфедерация племен шаммар состояла из 2 частей по 9 родов в каждом. Шаммар-тога, населявшие левобережье Тигра - от Эль-Амары до Диялы, занимались в зависимости от рода как земледелием, так и разведением мелкого рогатого скота и верблюдов шейхи избирались исключительно из «чистых» бедуинов. Шаммар-джерба, кочевавшие между Мосулом и Багдадом и по берегам Хабура, являлись исключительно скотоводами. Номады Басрийского вилайета были представлены 11 племенами. К наиболее могущественным относились каб, осевшие в нач.
В 1841 г. Конфедерация племен аль мунтафик сложилась в нач. XVII в. Шейхи аль-мунтафик брали на откуп плантации финиковых пальм и пахотные земли правобережья Евфрата. Отдельные роды этого племени поставляли далеко за пределы Османской империи в частности, в Индию чистокровных скакунов. Сиро-яковиты Мосульского вилайета. В Мосульском вилайете, подразделявшемся на ливы санджаки Мосул, Киркук и Сулеймания, население было преимущественно оседлым, но отличалось этнической неоднородностью. Здесь сосуществовали курдские гергерийе и арабские амарат-анейза и руала конфедерации. Четыре из 8 таиф Шахризора входили в союз, возглавлявшийся «чистыми» бедуинами-кочевниками, до нач. В пограничной зоне между Османской империей и Ираном обитали и 11 таиф арабов-бильбас, к-рые в зависимости от ситуации прибегали к защите иран.
Сильнейшими из курдских объединений были джаф 24 таифы , делившиеся на 2 части - в Зохабе и Сулеймании. К 50-м гг. Перекочевывая на лето в иран. Особое место занимали территориальные объединения ассирийцев. Та их часть, что проживала на территории Мосульского вилайета в Амадии, Албаке, Махмудии , относилась к категории податных райяттов , населявшие более сев. Ассирийцы-райятты находились в прямой зависимости от курдских вождей и османских управителей и испытывали более тяжелый фискальный гнет, нежели практически независимые и управлявшиеся собственными владетелями-маликами ашираты, близкие по хозяйственно-культурному типу к соседним племенам курдов. Вместе с тем, поскольку на райяттов распространялась юрисдикция католикосов Церкви Востока резиденция к-рых с кон. Хаккяри , они должны были платить налоги и в казну Патриархата. Ассирийцы Сев. Ирака не знали племенного деления и группировались по селам с выборными старостами-мухтарами во главе; их утверждали наместники с правом сбора налога с односельчан.
Среди христиан ливы Мосул группы селений вокруг горы Маклуб с монастырем Мар-Маттай, а также Алкош и Заху преобладали сиро-яковиты, подавляющее большинство к-рых составляли крестьяне-издольщики, выплачивавшие в гос. Безземельные сиро-яковиты мигрировали на север, где пополняли число зависимых земледельцев курдских беков. Так, для окрестностей Амадии было характерно чересполосное проживание сиро-яковитов и ассирийцев, признававших над собой неформальную власть шейхов Барзани и Абди. В более выгодном положении находились халдеи, к-рые могли рассчитывать на заступничество католич. Курдские восстания, поддерживаемые иранскими войсками, представляли постоянную угрозу для И. Шатт-эль-Араб с Мухаммарой в обмен на отказ от притязаний на Сулейманию и нек-рые др. После отмены Османской империей в 1861 г. Процессия в день праздника Тела Христова в Багдаде. К 1868 г. Закон о всеобщей воинской повинности в Юж.
Ираке не применялся вплоть до 1870 г. Последовательным сторонником реформ был Ахмед Мидхат-паша 1822-1883 - губернатор Багдада и командующий 6-м корпусом 1869-1872. Своей основной задачей он считал окончательное уничтожение племенных смут. Кочевые и полукочевые конфедерации племен были обложены налогами и должны были поставлять рекрутов, что спровоцировало уже в 1-й год его губернаторства восстание, к-рое Мидхат-паша жестоко подавил. В соответствии с аграрным законом 1858 г. Выморочные земли распродавались с аукциона за сравнительно небольшую плату. Реализации подверглась и часть султанских имений. Владельцы крупных площадей мири тапу пользовались ими, получая от гос-ва, являвшегося верховным собственником, специальные документы тапу сенеди. Результатами такого аграрного переустройства стали, с одной стороны, расширение обрабатываемых площадей, с другой - их концентрация в руках бывш. Со временем бедуины и феллахи стали представлять недифференцированных по племенному признаку мелких частных землевладельцев или чаще безземельных арендаторов у крупных латифундистов.
По указанию Мидхат-паши было создано особое управление - «Оман-и османи», расширившее паровую навигацию по Тигру и организовавшее морские линии между Басрой, Стамбулом и Лондоном, для осуществления перевозок построили верфь в Басре и угольные склады в Маскате, Адене и Бушире. Паша планировал наладить добычу нефти в Мосульском вилайете, начал строительство Евфратской железной дороги, однако успел закончить только ветку Багдад-Казимайн 12 км. В 1869 г. Мидхат-паша подписал с иран. При нем были проведены в жизнь Законы о вилайетах 1864 и 1871 гг. Коренное население И. Мидхат-паша открыл начальную школу зап. После смерти Мидхат-паши большинство его начинаний продолжение не получили. Интенсивный ввоз европ. Наплыв дешевых фабричных товаров приводил к упадку ремесленного производства.
Но когда в эту священную книгу предварительно заворачивают продукт, являющийся с точки зрения этой религии табу — это откровенная умышленная провокация, указал политолог. Он добавил, что правоверный мусульманин не может в такой ситуации не броситься защищать священную книгу. Полный текст интервью можно прочитать здесь 29 июня 2023, 16:02.
Ее задержали 4 июня 2015 года на границе Турции с Сирией, где она, предположительно, собиралась присоединиться к боевикам ИГ. Девушку вернули домой, а в декабре 2016 года осудили на 4,5 года за попытку примкнуть к ИГ. Также известны случаи с Мариам Исмаиловой студентка Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, задержана 17 июня 2015 в Турции и Фатимой Джамаловой студентка педиатрического факультета Первого медицинского университета Санкт-Петербурга, улетела из Пулково в Стамбул. В СМИ также появлялись сообщения о двух студентках Белгородского государственного университета, пропавших 17 июня 2016 года. Позднее местные правоохранительные органы подтвердили, что одна из них была завербована экстремистами ИГ.
В декабре 2016 за вербовку в ИГ к 4 годам заключения приговорен бывший член неонацистской банды «Невоград» Кирилл Присяжнюк. ООН обвиняет «Исламское государство» в многочисленных преступлениях против гражданского населения.
Как передает в субботу новостной портал Shafaq news, это беспрецедентное по иракским меркам событие уже вызвало массу критики со стороны всех ветвей власти республики, ее политической и религиозной элиты. Созванная в Эрбиле Иракский Курдистан конференция под названием «Мир и восстановление» собрала порядка 300 делегатов и была организована базирующимся в Нью-Йорке Центром мирных коммуникаций, выступающим за нормализацию отношений между Израилем и арабскими странами. На нее, в частности, приехали эмиссары ряда суннитских и шиитских общин из Багдада, Мосула, Анбара, Бабиля и Салах-эд-Дина, племенные шейхи, представители интеллигенции и политических кругов страны, а также молодежные активисты, принимавшие активное участие в протестном движении 2019-2021 годов. Кроме того, участники встречи напомнили, что некоторые из них сражались против террористических группировок «Аль-Каида» и «Исламское государство» обе запрещены в РФ , и заявили, что выступают против «всех экстремистов, суннитских джихадистов и поддерживаемых Ираном шиитских милиций». Правительство Ирака в субботу уже заявило о «твердом неприятии этих нелегитимных встреч».
Протестующие сожгли Коран перед посольством Ирака в Дании
Об этом сообщило агентство Reuters. По его информации, акцию провела праворадикальная группа «Датские патриоты». В МИД Дании признали, что это было сожжение священной книги мусульман. Тогда за манифестацией также стояли «Датские патриоты».
Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. Управление cookie О массовом терроре в отношении христиан в Ира… О массовом терроре в отношении христиан в Ираке Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Трагические события, связанные с беспрецедентным террором со стороны боевиков, развязанным в отношении христиан Ирака, заставляют Русскую Православную Церковь вновь возвысить голос в их защиту. В Ираке до 2003 года проживало около 1,5 млн христиан. В июне 2014 года на севере Ирака началось наступление боевиков экстремистского движения «Исламское государство Ирака и Леванта» ИГИЛ , ранее известного по жестоким расправам с мирным христианским населением Сирии. С вторжением боевиков в город Мосул 6 июня 2014 года христиане, опасаясь преследований, стали массово покидать свои дома.
По данным информационного агентства AINA, все 45 христианских храмов Мосула были разрушены, разграблены или превращены в мечети. Из них 11 храмов полностью сожжены.
Директор Национальной разведки США Джеймс Клаппер оценил их численность в диапазоне от 20 до 31,5 тысяч человек, лидеры курдов называют число — в 200 тысяч человек. По данным СМИ, основной источник дохода ИГ — грабежи, разбойные нападения, вымогательства, торговля нефтью на черном рынке, получение выкупов за заложников. Также агентство ТАСС сообщило о финансировании группировки частными инвесторами из стран Персидского залива. В ответ на угрозу глава Чечни Рамзан Кадыров пообещал уничтожить террористов.
Также в июне 2015 года в Интернете появилось видеообращение, в котором заявлялось, что все подконтрольные «Имарату Кавказ» Кавказский эмират — исламистская террористическая организация, действующая на Северном Кавказе и ставящая своей целью создание независимого исламского государства боевики приносят присягу «Исламскому государству». Ломоносова 19-летней Варварой Карауловой Александрой Ивановой. Ее задержали 4 июня 2015 года на границе Турции с Сирией, где она, предположительно, собиралась присоединиться к боевикам ИГ.
Писатель Виктор Шкловский, бывавший в Урмии и общавшийся с ассирийцами, писал в книге «Сентиментальное путешествие», что Мар-Шимун лично участвовал в рейдах. Он и его епископы принимали участие в штыковых атаках и добивали пленных. Бежавших в Урмию ассирийцев Шкловский описывал так: «Жили изгнанные ассирийцы, голодали, грабили, возбуждая жгучую ненависть персов. Одетые в маленькие войлочные шапки, в штаны, широкие, как шаровары, сшитые из маленьких кусочков ситца и подвязанные выше щиколотки веревками, в цветном жилете, ходили они по базарам. Религия, которая связывала ассирийцев, уже давно ослабела и сохранилась только в форме противопоставления себя как христиан мусульманам». Мар-Шимун ездил в Тифлис, где встречался с Кавказским наместником великим князем Николаем Николаевичем. Великий князь обещал, что в случае успешного исхода мировой войны, ассирийцы смогут создать национальную автономию в районе Мосула.
Россия будет выступать гарантом их автономии подобные практики уже имели место: после начала революции в Китае в 1911 году Россия стала гарантом провозглашенных автономий Монголия и Урянхайский край на севере Китая. После Октябрьской революции русская армия в Урмии приняла решение о возвращении в Россию. Ассирийцы Мар-Шимуна и местные армяне просили русских оставить два полка в качестве ядра, вокруг которого сформировали бы христианские дружины. Но два полка взять было неоткуда — армия гнила, разлагалась, громила базары и от скуки убивала окрестных курдов. Бои в Мосуле На плато Тур-Абдин продолжались убийства оставшихся ассирийцев. Ассирийцы пытались сопротивляться: в некоторых деревнях вооруженным турецким войскам и курдским бандам отпор был дан буквально голыми руками. В документах Османской империи даже говорится о существовании так называемого «батальона мясников» под предводительством Джедвед Бея, который проводил операции по устранению безоружного нетурецкого населения. Тех, кого не убивали, турки перегоняли в концентрационные лагеря. Самые известные из них размещались возле селений Рас-эль-Айн и Дейр-эз-Зор, территория нынешней Сирии. Молодых девушек курды забирали себе — использовали их в качестве рабынь.
В книге «Умрет ли этот народ? Курды убили ее родителей, когда ей было 10 лет. Следующий год она вместе с другими халдейскими девочками ее возраста находилась в курдской деревне Зевида, где их насиловали местные мужчины. Следующие три года она была рабыней в семье турок в провинции Сиирт. Ее страдания закончились, когда она попала к родственникам, жившим в Стамбуле. После ухода разложившейся союзной армии из Персии в январе 1918 года ассирийцы, с ними остались некоторые русские офицеры, несколько месяцев обороняли Урмию от подступивших турок. В марте 1918 года курдский хан, глава одного из кланов, Исмаил-ага Симко предложил Мар-Шимуну примириться и совместно сражаться против османской армии. Мар-Шимун отправился на переговоры с ним. После беседы, когда патриарх вместе с советниками, двумя русскими офицерами, и охраной вышел из дома, их в спины с крыш расстреляли курды. Ружейные залпы сопровождались очередями из пулемета.
Мар-Шимун погиб. Ассирийско-армянским ополчением продолжал командовать полковник Кондратьев. Несмотря на отдельные успехи в боях против турок, ситуация для христиан на севере Персии постепенно ухудшалась. Турки уже заходили в кавказские области бывшей Российской империи. Ассирийцам и армянам нужно было искать сильного союзника. Поэтому они приняли решение идти к Багдаду — под покровительство англичан. Из Урмии вышли 250 тысяч человек. Их тяжелый переход из Персии в Ирак по дикой горной местности — один из самых драматичных эпизодов Первой Мировой. Воды не было. Двенадцать дней ели снег.
Лошади падали. Тогда отняли лошадей от старых мужчин и отдали молодым. Нужно было сохранить не людей, а народ. Потом оставили старых женщин. Потом стали бросать детей. Через месяц похода дошли до багдадской английской земли. И было народу в этот день двести три тысячи человек». За время геноцида 1915-1918 годов в Османской империи погибли не менее 500 тысяч ассирийцев. Сотни деревень и десятки ассирийских городов на плато Тур-Абдин обезлюдели. Те, кто выжил, бежали на территорию бывшей Российской империи — селились в Грузии, Армении, Москве и Петрограде — или в Ирак и Сирию под защиту англичан и французов.
Англичане и французы обещали ассирийцам автономию по итогам Первой мировой. Ассирийцы не получили никаких особых прав ни в оккупированном англичанами Ираке, ни во французском протекторате Сирия. Молодая Турецкая республика Мустафы Кемаля, прозванного «Ататюрком» «Отец турок» , вела откровенную националистическую политику. Никаких шансов у ассирийцев-беженцев вернуться на плато Тур-Абдин не было. Тех, кто пытался возвращаться, изгоняли. Выживших и оставшихся на территории Турции ассирийцев турецкие националисты объявили «турками-семитами». Никакого образования на национальном языке, никакой культурной автономии, никакого самоуправления для этнических меньшинств — «Ататюрк» создавал государство исключительно для турок. Следующее массовой убийство ассирийцев происходило при поддержке английской авиации. В начале августа 1933 года на севере Ирака ассирийские партизаны напали на иракскую армию. Была разгромлена военная часть иракцев, погибли 33 солдата.
Партизаны переправились через Тигр и скрылись в Сирии. Номинально Ирак являлся королевством — имел соответствующие атрибуты самостоятельного государства, включая армию. Но де-факто подчинялся Великобритании. Иракская армия при поддержке курдских племен и английской авиации устроила карательный рейд по ассирийским поселениям на севере королевства. Командовал операцией этнический курд и при этом арабский националист, генерал Бакр Сидки. С 7 по 16 августа иракская армия проводила массовые казни в городе Симел и ассирийских деревнях на севере Ирака. Арестованных вывозили в безлюдную местность и расстреливали. Тысячи местных жителей вынуждены были бежать в Сирию, которая находилась под властью французов. Всего в ходе карательной операции в августе 1933 года иракские военные убили 3 тысячи гражданских. Следующий эпизод геноцида ассирийцев — наступление боевиков «Исламского государства» на севере Ирака в 2014 году.
Как позже утверждали солдаты в интервью иракским медиа, они «получили приказ от вышестоящего командования». То же самое я слышал позже от мосульских журналистов, покинувших город и перебравшихся в другие регионы: из Багдада поступил приказ об отступлении. В Мосуле и на близлежащих военных базах были оставлены различные виды вооружений, включая, тяжелую бронетехнику, артиллерию, ракетные установки и ударные вертолеты. Только одних броневиков «Хамви» было брошено не менее 2300 единиц — это впоследствии признали иракские власти и их американские союзники. Город и оружие оказались во власти нескольких сотен боевиков ИГ. Тогда радикалы именовали себя «Исламское государство Ирака и Леванты». Бои в Мосуле В первых числах августа радикала выдвинулись на запад и на восток от Мосула. На западе их целью был езидский анклав Шангал, на востоке — ассирийские поселения Ниневийской равнины. Курдская пешмарга, которая обеспечивала безопасность в обоих регионах, отступила без боя. В Шангале происходили массовые убийства езидов, погибли не менее 5 тысяч человек.
Тысячи женщин и детей попали в рабство. Ассирйцы успели покинуть свои города и бежали в Айнкаву, Дохук, Сулейманию и другие города Иракского Курдистана. На Ниневийской равнине боевики ИГ не смогли захватить лишь Алькош. Местные жители, вооружившись, засели в горах над городом. С одним из командиров местных сил самообороны я потом общался — Ренан, он был снайпером. Молодой, ему, если не ошибаюсь, было меньше 25 лет, когда ИГ попыталось атаковать Алькош. С гор Ниневийская равнина просматривается, как на ладони. У радикалов не было шансов приблизиться к городу без серьезных потерь. Больше двух лет линия фронта находилась километрах в 15 к западу от Алькоша. Захваченные христианские святыни радикалы ИГ уничтожали.
Причем, снимали это на видео и выкладывали в интернет. По их мнению, разрушение церквей и монастырей — часть «джихада». Монастырь Мар Элиа, построенный в 595 году, террористы сравняли с землей в сентябре 2014 года. Католический собор в Мосуле был разрушен 24 апреля 2016 года. Всего в Ираке было уничтожено, переоборудовано в тюрьмы, штабы или тренировочные центры не менее 45 церквей и монастырей. ИГ уничтожало и памятники истории. Музей Мосула был разграблен. Радикалы уничтожали следы цивилизаций, которые существовали до ислама, существовали помимо ислама. В феврале 2015 года боевики ИГ атаковали ассирийцев на северо-востоке Сирии. Вдоль реки Хабур возле городка Тель-Тамар компактно расположены около 30 ассирийских сел.
Некоторые из местных жителей — потомки бежавших с плато Тур-Абдин во время геноцида 1915-1918 годов. Другие — потомки бежавших от резни 1933 года в Ираке. Вот на этих ассирийцев и напали радикалы. В начале марта того года я приехал в Камышлы. Меня интересовала автономия Рожава, которую сирийские курды вместе с союзными ассирийскими и арабскими организациями провозгласили на севере Сирии. Автономия делилась тогда на три анклава кантона : Африн, Кобани и Джазира. Камышлы являлся самым населенным городом кантона Джазира. Мне удалось договориться с местными властями и съездить в Тель-Тамар, где происходили бои. Там я увидел пример того, как курды и ассирийцы, враждовавшие на протяжении многих веков, вместе противостояли общему врагу — террористам ИГ. Как показало время, сирийские курды и их союзники, ассирийские и арабские формирования, оказались самым эффективным инструментом в борьбе против ИГ.
После месяца непрерывных, хотя и вялотекущих, боев они отогнали радикалов от Тель-Тамар при отступлении радикалы взорвали православную церковь Девы Марии в деревне Тель-Насри и продолжили гнать их дальше на запад и на юг. Ассирийцы, присоединившиеся к курдам отнюдь не все присоединились к ним, часть поддерживали президента Башара Асада и действовали совместно с правительственной армией , образовали Ассирийский военный совет АВС. В течение 2015 года несколько раз, весной 2016, летом 2016. Наконец, действительно началась 16 октября 2016 года. Она стала самой медиализированной битвой с начала XXI века. Правда, бои в «Старом городе» продолжались еще неделю. В августе и сентябре иракским военным удалось поймать боевиков ИГ, которые скрывались в старинных городских катакомбах. В сентябре была ликвидирована группа боевиков, которая пряталась в болотистой местности неподалеку от Мосула. В конце сентября я приехал в Ирак. Моей главное целью были — ассирийцы Ниневийской равнины.
В первых числах октября я поехал в город Бахдида, находившийся в той части Ниневийской равнины, которую контролировало федеральное багдадское правительство. Этот христианский город больше других — и христианских, и нехристианских — пострадал от ИГ на севере Ирака. Причина проста — Бахдида является центром иракского христианства в настоящее время. Такого количества церквей и монастырей нет ни в одном другом городе страны. Под холмом, на котором находились самые старые, VII века, постройки монастыря их боевики уничтожили, как многие захваченные христианские святыни , были выкопаны тоннели. Тоннели вели к выходам на наблюдательные посты и огневые позиции. Сегодня огневые позиции разрушены. Функции органов безопасности в Бахдиде теперь выполняет ассирийское ополчение «Части защиты Ниневийской равнины» ополченцы пользуются английской аббревиатурой NPU, Nineveh plain protection units, «Отряды защиты долины Ниневия», для обозначения своего формирования. Кроме Бахдиды NPU обеспечивает безопасность в близлежащем городке Карамлес, где проживают преимущественно ассирийцы, принадлежащие к Халдейской католической церкви, и городe Бартелла в 10 км к востоку от Мосула, там большинство населения так же составляют христиане — православные и католики ассирийцы. Бахдида — ассирийское название города.
У него есть еще два названия: арабское — Хамдания и турецкое Каракош. После того, как Ниневийская равнина стала частью Османской империи, у Бахдиды появилось турецкое название. В 1970-е годы власти Ирака, проводя политику принудительной арабизации, переименовали город в честь арабского племени Бану Хамдан, которое правило в Мосуле в Средневековье. И сегодня, чтобы объяснить таксисту туркоману или курды, куда вам надо, то лучше использовать название Каракош, а с арабским водителем — Хамдания. Бахдида один из старейших населенных пунктов на Ниневийской равнине. В Библии она упоминается под названием Ресен. В первой книге Моисея в главе 10 есть стих: «И Ресен между Ниневию и между Калахом; это город великий». До лета 2014 года «город великий» населяли около 60 тысяч жителей. Большинство из них — прихожане Сирийской католической церкви. Вторая по численности община — последователи Сирийской православной церкви.
Эта община значительно уменьшилась после американской оккупации Ирака в 2003 года — когда начались преследования христиан фанатиками-исламистами. До оккупации православные ассирийцы составлялись 30 процентов горожан. NPU взяли на себя функции по обеспечению безопасности ассирийского населения Ниневийской равнины с октября 2016 года, когда завершилось освобождение равнины от боевиков ИГ.
Тель-Авив готовит персам ядерный «Пурим»
Трагедия христиан Ирака. Под американскую диктовку 15 августа правительство Ирака собирается принимать конституцию, в которой ислам будет основой законодательства. Шиитский священник и главный религиозный лидер Ирака Муктада ас-Садр заявил о том, что после ухода своих коллег тоже готов сложить полномочия. Версия для печати 14 августа 2023 г. 11:19 4-8 августа 2023 года в Анкаве — христианском районе города Эрбиль (Курдский автономный район, Ирак) состоялись торжества в честь. «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ — от арабского al-Dawla al-Islamiya al-Iraq al-Sham) — международная исламистская террористическая организация, действующая. самое влиятельное духовное лицо шиитов Ирака - подтвердил в субботу после встречи с папой римским Франциском, что религиозные власти. И даже в это сложное время, встречаясь с министром по делам религий Ирака Абдель Мунейм Ахмед Салехом, мы обсуждали вопрос о возможности открытия прихода РПЦ в Ираке.
Число посетивших шиитские святыни в Ираке в дни Арбаин паломников превысило 21 млн
Ирак. Курды в Ираке: численность, религия | Министерство иностранных дел Ирака объявило о «мобилизации усилий» для проведения исламской конференции на высшем уровне для обсуждения последствий оскорбления. |
Press TV: Ирак пригрозил Швеции разрывом дипотношений в случае повторного сожжения Корана | «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ — от арабского al-Dawla al-Islamiya al-Iraq al-Sham) — международная исламистская террористическая организация, действующая. |
Ниневийские христиане: история христиан, живущих в мусульманском мире | Более 140 лет живут в Ираке и приверженцы веры бахаи, возникшей в рамках иранского (шиитского) ислама, но уже в XIX веке заявившей о себе как о "новой мировой религии". |
Ирак и Ислам
В орбиту иранского ислама вовлекается широкий круг российских муфтиев и богословов: встреча с шиитами Ирана и Ирака у иранского посла. "В Ираке Саддам Хусейн как-никак, но защищал христиан, а как только его убрали, настаивает архиерей. Заместитель главы МИД РФ Михаил Богданов обсудил ситуацию на Ближнем Востоке с представителем духовного лидера шиитов Ирака аятоллы Али Систани в России шейхом. По словам министра по делам религии Ирака – доктора Мохаммеда Абдулатифа Хмейеми, быть участниками открытия столь масштабной мечети — милость от Всевышнего. «Во время встречи мы вновь выразили обеспокоенность по поводу отзыва президентом Ирака республиканского указа о кардинале Луи Рафаэле Сако и халдейской церкви. Из-за хаоса и атмосферы террора в Ираке в 2014 году страну покинуло 125 тыс. христиан.
Встреча российских муфтиев с шиитами Ирана и Ирака
Религия в Ираке на момент 2015 г., когда более 95-98% населения исповедуют ислам. Мечеть в Ираке Иракское население жёстко разделено по национально-религиозному признаку. Конституция 2005 года формально гарантирует уважение религиозной свободы, однако вторая статья фактически устанавливает ислам в качестве государственной религии и основного. Жертвами взрывов в Ираке в среду стали 83 человека, 300 получили ранения.
Использованные материалы
- Религиозный туризм в Ираке страдает от антииранских санкций США | Вестник Кавказа
- Религия в Ираке - Religion in Iraq
- Христианство в Ираке до и после демократии
- Община езидов Ирака хоронила 104 жертвы резни ИГ
В Ираке религиозные партии одержали победу над искусством
Сотни демонстрантов окружили посольство Швеции в Ираке после акции с сожжением Корана. Главная Новости В миреВ Ираке разразился политический скандал после призывов о нормализации отношений с Израилем. Христиане Ирака считаются одной из старейших непрерывных христианских общин в мире. Некоторые из них держали в руках экземпляры Корана, портреты религиозных лидеров, а также флаги.