Данный праздник у татар олицетворяет приход весны, а также начало нового годового цикла. Как правило, наурыз отмечается в день весеннего равноденствия, а именно 21 марта.
Курбан-байрам – 2023: все о главном мусульманском празднике в Татарстане
Мы не согласны с этим. Обязательно проведем», — сказал руководитель республики. Он также напомнил о проведении акций «Георгиевская лента» и «Красная гвоздика». Следите за самым важным в Telegram-канале «Татар-информ.
Потом вышла замуж за татарина и как-то мы оба не стеснялись на Пасху съесть кулич, так как никто из нас не держал пост. Хотя в семье моего мужа все верующие люди и никогда даже не подумали бы купить на Пасху кулич.
В этом году хотела даже кулич сама испечь А потом мы с мужем переехали в свой дом. Отчетливо помню, как я в первую Пасху в нем смутилась, когда в нашу дверь постучались две девочки и спели мне стишок про праздник. Я сразу вспомнила, как мы с подругой также ходили по ее соседям. А у меня тогда даже не было крашеного яйца в доме, чтобы дать этим девочкам. С того года мы с мужем красим яйца, чтобы раздавать таким ребятам в праздник.
Я знаю, что некоторые наши знакомые-мусульмане просто не открывают детям двери в Пасху. Для меня это дико. Аллах учит принимать любого.
Ее суть заключалась в том, что двое участников пытались повалить друг друга на землю с помощью полотенца или широкого кушака. Победитель получал ценный приз, например живого барана.
Во время Сабантуя также поднимали гири и штанги, перетягивали канат и палки, балансировали на подвешенном в воздухе бревне, взбирались на высокий гладкий столб. Были и шуточные соревнования, например гонки с полными ведрами на коромыслах, скачки в мешках, бег с яйцом на ложке, которую надо удержать зубами. Кроме того, на празднике выступали чтецы, певцы и танцоры. А вечером проводились игрища для молодежи: юноши и девушки пели песни, водили хороводы и танцевали. По старинной примете, первая встреча на Сабантуе сулила паре долгую и счастливую семейную жизнь.
Как правило, в этот праздник готовят: татарский плов на баранине с добавлением томатной пасты или любых овощей; перемяч — пирожки с мясом, особенностью которых является отверстие сверху булочки; баранину, фаршированную яйцами, сливочным маслом и специями; бэлиш с уткой и рисом в мясном бульоне; чак-чак — десерт из обжаренных кусочков теста, залитых жидким медом. Сабантуй: современные тенденции и популярность До XX века Сабантуй в разных районах отмечали по-разному, но в начале столетия он постепенно стал национальным праздником с едиными традициями. В наши дни его отмечают с тем же размахом, что и в старину, но некоторые обряды претерпели изменения. Современный Сабантуй — это праздник, сочетающий в себе и традиции народа, и различные нововведения. В некоторых населенных пунктах праздник начинается с молитвы, читаемой муллой.
При этом Сабантуй не является религиозным праздником. Кроме того, на праздник начали награждать передовиков труда и победителей в конкурсах профессий. Также появились новые виды состязаний: шахматы, велоспорт, армреслинг, волейбол, соревнование на ходулях и другие. В Татарстане современный Сабантуй проводится в три этапа.
С заходом солнца пост прерывается.
Рамадан является месяцем особого благочестия и к пяти обязательным молитвам добавляется ещё одна вечерняя молитва. Пост Рамадан является обязательным для всех совершеннолетних мусульман. От поста могут быть освобождены больные люди, а также беременные и кормящие. Однако и освобожденным все же придётся держать уразу, в удобное время, после выздоровления или при других обстоятельствах. Ураза-байрам День завершения уразы Рамадан.
Этот день важно отметить в кругу близких людей. Как правило, вся семья собирается за одним большим столом, поздравляют друг друга, дарят подарки, угощаются национальными татарскими блюдами. Безусловно одной из важных традиций ураза-байрам является выплата милостыни Закят-аль-Фитр. Милостыня может быть отдана в виде продуктов или денег в пользу наименее обеспеченных и обделенных семей. Главным атрибутом Ураза-байрам выступает переполненный от блюд стол.
После тяжелого месяца запретов и воздержаний, люди получают возможность пить, есть все что захочется и когда захочется, исключая запрещенные в исламе продукты и алкоголь. Приступать к трапезе можно после прочтения коллективной молитвы. Жыен Старинный праздник в честь завершения полевых работ и начала сенокоса. Этот праздник идёт ещё из древности. Тогда праздник жыен отмечали в день приезда старшин с курултаев.
Со временем же традиция поменялась. В течение 3-5 дней каждая семья устраивала праздничные торжества с приемом гостей из соседних селений, деревень, округов. Гостей встречали богатым столом, при этом для каждых гостей стол накрывался заново.
Минниханов прокомментировал решение ряда регионов не проводить массовые события 9 Мая
Дата, на которую приходится рождение пророка Мухаммеда, точно неизвестна, а потому праздник было решено приурочить ко дню его смерти. У татарстанцев в апреле и мае будут дополнительные выходные дни. В Минтруда Татарстана разъяснили порядок отдыха в предстоящие праздники. По словам председателя исполкома Всемирного конгресса татар Даниса Шакирова, на 2023 год запланировано 388 Сабантуев в 59 регионах России и 37 странах мира.
Ураза-байрам в 2024 году: когда отмечается, история и традиции праздника, что можно и нельзя делать
Тем не менее Россия - это многонациональная страна, где дружно уживается и органично сочетается сразу несколько культур и религий. Особый интерес представляют татарские праздники. Они отражают нерушимую веру в единство Аллаха, а также любовь и уважение к самой Республике. Специфика татарских праздников Подавляющее большинство населения Республики Татарстан исповедует Ислам. Именно этот факт и определяет специфические особенности, которыми характеризуются татарские праздники. Рано утром мужчины и мальчики совершают намаз, после чего отправляются на кладбище, чтобы почтить память своих умерших родственников. Тем временем женщины занимаются приготовлением угощений. Раньше каждый религиозный праздник отмечался на протяжении нескольких дней, а потому с поздравлениями люди отправлялись к своим родственникам и просто соседям, а главное - к родителям если последние жили отдельно. На протяжении 2-3 суток столы ломились от яств, а потому каждый, кто входил в дом имел право угоститься.
Также раздавали еду беднякам и бездомным. В некоторых населенных пунктах эта традиция до сих пор сохраняется. Тем не менее отмечать праздник стали только через 300 лет после прихода данной религии. Дата, на которую приходится рождение пророка Мухаммеда, точно неизвестна, а потому праздник было решено приурочить ко дню его смерти. Это 12 число третьего месяца Исламского календаря. Казалось бы, тот факт, что праздник приурочен ко дню смерти пророка, должен задать некий траурный тон. Тем не менее это не совсем так. В Исламе дни рождения не принято отмечать громко.
Такие торжества, обычно, проходят тихо и скромно. А вот смерть воспринимается, как переход в вечную жизнь. Таким образом, эта дата отмечается в более торжественной атмосфере. Праздник весны - Навруз Байрам Рассматривая татарские праздники, нельзя обойти стороной Навруз Байрам. Мусульмане отмечают его с глубокой древности. Этот праздник приурочен ко дню весеннего равноденствия 20-21 марта. Праздник имел огромное значение для земледельцев. Кроме того, по мусульманскому календарю этот день является точкой отсчета Нового года.
На сегодняшний день культура Татарстана значительно преобразилась, а праздники приобрели новое значение. Так, Навруз Байрам символизирует дружбу и согласие между народами. В этот день принято ходить друг к другу в гости с самыми разными угощениями. Главным блюдом праздничного стола являются круглые лепешки из разных видов злаков и бобов, а также сумаляк блюдо из пророщенной пшеницы. Остальные блюда также приготовлены, преимущественно, из растительных продуктов, чтобы является символом плодородия земель. Современное значение праздника - это все-таки встреча Нового года, преимущественно в кругу семьи. Дети ходят по домам, читая стихи, за что получают конфеты и прочие угощения прослеживается аналогия с празднованием Старого Нового года у славян. Рамадан - начало поста Период с 27 мая по 25 июня приходится на священный месяц Рамадан по мусульманскому календарю.
На протяжении указанного периода верующие держат пост, который символизирует душевное очищение и поклонение Всевышнему. Кроме того, считается, что во время Рамадана значительно улучшается здоровье, придавая организму силы и жизненную энергию на весь последующий год.
Перед посетителями также выступили ведущие артисты и коллективы региона. Кроме того, на площадке была организована выставка народных художественных промыслов.
Почему так происходит? А что касается других татарских праздников с языческими корнями, они не получили такой поддержки на высоком уровне. Более того, еще в дореволюционное время их вытеснила мусульманская культура. Отношение к Сабантую тоже было неоднозначным. Просто в начале ХХ века, когда шло становление татарской культуры уже модернизированной формы, вспомнили и про Сабантуй — например, его проводили в городах. По сути, это привычное для того времени ярмарочное гуляние с некоторыми этническими особенностями. Я имею в виду соревнования типа скачек, курэша и т. Так сложилось, что Сабантуй активно поддерживался и в советское время, отсюда его прочная позиция в народном сознании и общественной жизни — Какие главные зимние татарские праздники вы бы выделили, как они отмечались и какова история их возникновения? Но традиции их празднования были во многом утеряны уже в конце XIX века из-за сильной исламизации повседневной жизни. Оба праздника связаны с солнечными циклами, с переходом от одной природной стадии к другой. Когда-то они сопровождались народными гуляньями, разными пожеланиями здоровья и хорошего урожая, угощениями и т. В принципе, все это очень схоже с началом Сабантуя, когда дети также ходили по домам и собирали подарки. Во время Нардугана встречались и ряженые. В некоторых регионах проживания татар на рубеже XIX—XX веков эти традиции начали перекликаться с празднованием Рождества или же Нового года.
Праздник проводится, когда солнце "рождается", то есть после зимнего солнцестояния в конце декабря или в январе. Во время праздника гадают на кольцах, проводят театрализованные представления с переодеваниями до неузнаваемости и с хождениями от дома к дому. У нократских татар дети ходят из дома в дом, распевая куплеты с "алкышами", благопожеланиями. Один из куплетов переводится так: Пусть будет счастливым для вас Новый год, Пусть пшеница и рожь хорошо растет, Корова пусть много молока дает И теленка пусть принесет. У татар-мишар в эти дни пекутся "бавырсак" сладкое кушанье и другие виды мучных изделий. Одно из гаданий называлось "Йезек салу". Молодежь собиралась поздно вечером в доме. Это были в основном девушки на выданье у рязанских татар иногда допускались и парни , одна из девушек шла к проруби и, зачерпывая ведром воды, несла ее в дом, не оглядываясь назад. Девушки опускали в воду свои кольца в некоторых деревнях - пуговицы и распевали гадательные куплеты. В это время самая молодая участница гадания вынимала кольцо. По содержанию песни определялась судьба хозяйки вынутого колечка. Многие народные обычаи очень интересны и достойны того, чтобы их возродить! Навруз Байрам - 21 марта, праздник весеннего равноденствия, ревнетюркский новый год.
Мусульманские праздники в 2024 году
Это было время передышки перед жаркой летней страдой. Сбор подарков проводился чаще молодыми парнями, где-то на лошадях, в других местностях пешком молодежь обходила дворы, возвещая о приближающемся Сабантуе и собирая дары. Как правило, большого разнообразия подарков не было, это были предметы женского рукоделия, отрезы, полотенца. Самым дорогим подарком были богато орнаментированные домотканые полотенца недавно вышедших замуж молодых женщин.
Женщина становилась полноправным членом этой общины, ведь зачастую брали в жены девушек из других деревень. Обрядовое домотканое полотенце было своеобразной визитной карточкой умений молодой женщины. Тканые и вышитые полотенца ценились очень высоко и были самыми дорогими дарами наравне с барашком, которого выделяли богатые члены общины.
Сбор подарков мог сопровождать гармонист с гармонью и тогда о переходе «сборщиков» подарков из дома в дом слышно было и на соседних улицах, звучали пожелания богатого урожая и удачного проведения Сабантуя в этом году. Во время обхода собирали сырые куриные яйца, которыми угощали во время Сабантуя участников состязаний. Основную часть праздника составляли состязания на майдане.
Главными из состязаний были скачки на лошадях, борьба на полотенцах, бег.
Представители субэтносов разговаривают на своих диалектах. Наиболее близкими являются речевые особенности народов Поволжья и Сибири. В настоящее время татарская письменность основана на кириллице. До этого применялась латиница, а в средние века основой письменности были арабские символы. Религия Подавляющее большинство татар — мусульмане, исповедующие ислам суннитского направления. Также встречаются православные христиане. Небольшая часть считает себя атеистами.
Название Самоназвание нации — татарлар. Ясной версии происхождения термина «татары» нет. Существует несколько версий этимологии этого слова. Основные из них: Корень тат, означающий «испытывать», плюс суффикс ар — «получающий опыт, советник». Производная от татувлы — «мирный, союзник». На некоторых диалектах тат обозначает «иноземец». На монгольском слово татари означает «плохо разговаривающий». Согласно двум последним версиям, этими словами называли татар другие племена, которые не понимали их язык, для которых они были чужеземцами.
Сабантуй Ежегодный праздник плуга, символизирующий окончание весенних посевных работ, до сих пор остается важной традицией татар. Сабантуй проходит во всех деревнях и городах Республики Татарстан. В этот день собираются вместе все родственники, независимо от того, насколько далеко они живут. Этот праздник любят и ждут дети. Кульминация татарского торжества Сабантуй — проведение соревнований, игр или скачки на лошадях. Также обязательно угощение — каша или по-татарски «боткасы».
Источник фото: Фаттахов Л. Никах Традиционная татарская свадьба не проходит без мусульманского обряда никах. Этот обычай проводится дома или в мечети в присутствии муллы. Традиционный праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: бялиш, кырт, губадья, чак-чак, корт, катык, перемячи. Жених надевает тюбетейку, невеста длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.
Поэтому на празднике почти нет командных состязаний, только единоличные, все подчинено цели развития индивидуальных качеств юноши. Военный смысл виден во всех конкурсах. Кочевники живут в степи и строят дозорные башни, на которые нужно быстро забираться, — на Сабантуе есть конкурс по лазанию на вертикальный столб; навыки карабканья на наклонный шест будут полезны при штурме крепостей, бой мешками на бревне имитирует бой всадников. Раскалывание палкой глиняных горшков — это репетиция битья черепов, а скачки тренируют навыки управления лошадью. Также на любом Сабантуе есть соревнования по поднятию гирь. Сейчас побеждает тот, кто поднимет гирю большее количество раз, хотя изначально система была как у пауэрлифтеров — нужно было поочередно поднимать камни разной тяжести, постепенно увеличивая вес. Этнографы говорят, что такая система сохранялась в деревнях вплоть до 1960-х годов. С появлением гирь смысл конкурса размылся, изначально же такой навык был необходим для быстрой зарядки камнеметов. Но центральное событие Сабантуя — борьба, а определение победителя — его кульминация. Многие спрашивают, почему победителю в борьбе корэш дают именно барана. Согласно исследованиям, прототюрки жили на Алтае, в местности, где водятся горные бараны. Наши предки были приверженцами тенгрианства — это не чистое язычество, а скорее монотеистическое верование, потому что в нем есть идея всевидящего небесного ока — Тенгри. В тенгрианстве распространено почитание горы как самой близкой к божеству точки на земле, и, соответственно, горного барана как божественного существа. В тот момент, когда батыр поднимает на плечи барана, он в глазах общины становится человеком, тождественным Богу. В позе мужчины с бараном на плечах замыкаются все мифологические и социальные мотивы Сабантуя. К слову, следы культа барана этнографы видят и в татарском орнаменте, распространенным мотивом которого являются завитые на манер рогов цветы и растения. Проводы зимы и правильная дата Сабантуй — важная часть в цепи традиционных празднеств земледельческого календарного цикла. Изначально он проводился до посевных работ. Посев для земледельца — судьбоносное время года, следовательно, перед ним нужно восхвалить Тенгри, и тут мы имеем дело с традиционной репродуктивной магией. Эта часть Сабантуя семантически сливается с другим важным татарским языческим праздником — Карга-боткасы. Он не так известен, хотя кое-где в деревнях его все еще проводят. Карга-боткасы дословно «каша для грача» — аналог Науруза, праздника, знаменующего конец зимы. Но Науруз — позднее приобретение татар, праздник пришел к нам из Ирана. У нас разные климатические условия, поэтому Науруз не всегда адекватно подходит к погодной реальности Поволжья.
Праздники народов россии татары
Видеоролик разработан студией этноТВ «Умникум» в рамках медиапроекта «ЭтноМир — детям».?Проект «ЭтноМир-детям» реализуется местной общественной организации. Особо чтимые мусульманские праздники татары называют арабским словом гает. Их, как и во всем мусульманском мире, два: Уроза гаете – праздник поста и Карбан гаете – праздник. Исламские праздники в Татарстане. | Мероприятия, Постоянные новости., Праздники, Татарский центр, Татары Марий Эл. 28 июня в праздник Ид аль-Адха в мечети пгт. Производственный календарь 2024 Татарстана с праздниками показывает актуальные выходные дни в Татарстане, все нерабочие праздничные дни 2024 года. По словам председателя исполкома Всемирного конгресса татар Даниса Шакирова, на 2023 год запланировано 388 Сабантуев в 59 регионах России и 37 странах мира.
Татарстанцам напомнили о рабочей субботе
Праздновать татарский народный праздник Сабантуй в 2023 году начнут с 10 июня, в столице региона он пройдет 24 июня. Специфика праздника «Навруз» у татар проявляется в существовании особого жанра фольклора – благопожеланиях Навруза (Нәүрүз бәетләре (такмаклары). Праздники Татарстана — официально установленные в Татарстане нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. Впервые праздник образования республики отметили в 1991 году — об этом объявили накануне, 29 августа, постановив также считать этот день нерабочим.
В Симферополе отметят крымскотатарский праздник Хыдырлез
После этого карту поместят в качестве экспоната в Национальный музей республики. Сегодня в Татарстане проживают люди 173 национальностей. Впервые в этом году в регионе пройдут Дни монгольских народов. Еще из новшеств - Дни национального единства в районах республики. Дом дружбы народов организует культурный десант, который с гастролями выезжает в разные города и села. Не секрет, что в деревнях доступ молодежи на концерты и в театры ограничен по сравнению с городской публикой. И теперь пушкинскую карту школьники смогут использовать на концертах такого вот культурного десанта. На это были выделены деньги из регионального бюджета, и в День России жителям мегаполиса устроят этносмотр. Деньги для районов - У нас в республике ежегодно проходят уникальные традиционные праздники разных народов, проживающих на территории Татарстана, - говорит министр культуры РТ Ирада Аюпова. И мы подумали, почему бы все это не объединить?
Минкульт РТ объявил конкурс и возродил традицию проведения Дней культуры муниципальных образований Татарстана. По словам Аюповой, с 31 марта по 30 сентября на 13 площадках в Казани каждый муниципалитет представит свою программу, где жители смогут познакомиться с культурным кодом местности через выступление творческих коллективов, выставки, а также презентации туристических маршрутов, национальной кухни и народных художественных ремесел. График, кто и когда будет демонстрировать свою этническую программу, опубликуют на сайте и в социальных сетях Министерства культуры РТ. Первое мероприятие пройдет 31 марта 2023 года в Доме дружбы народов, где будет представлен Лениногорский район. Победителю конкурса обещают хороший приз. Район становится местом реализации одного из федеральных или региональных культурных проектов, на который выделят три миллиона рублей.
В прошлом году празднования начались в те же даты. В Казани Сабантуй отмечали 19 июня. Его посетили 110 тыс.
Точкой отсчета были весенние условия для сева, готовность земли к севу яровых культур. Отсюда и название его — «Сабан туе» — «праздник плуга». Раньше Сабантуй проводили весной, предваряя посевные работы, праздник включал и обрядовые моменты продуцирующей магии, способствующей хорошему урожаю. В XX веке эти смыслы стали утрачиваться, Сабантуй отмечается в летнее время после проведения посевных работ, как завершающий этап в посевных работах. Готовиться к празднику начинали заранее: парни и мужчины выезжали лошадей, тренировались в скачках, особым обрядовым моментом был сбор подарков и яиц для борцов и наездников. Кульминацией праздника было проведение конных скачек, состязаний в беге, проверка ловкости в лазании по гладкому шесту и выявление самого сильного борца года. Сабантуй, как праздник всей общины, собирал и старых, и малых, и мужчин, и женщин. Это было время передышки перед жаркой летней страдой. Сбор подарков проводился чаще молодыми парнями, где-то на лошадях, в других местностях пешком молодежь обходила дворы, возвещая о приближающемся Сабантуе и собирая дары. Как правило, большого разнообразия подарков не было, это были предметы женского рукоделия, отрезы, полотенца. Самым дорогим подарком были богато орнаментированные домотканые полотенца недавно вышедших замуж молодых женщин.
Навруз - один из самых древних праздников земледельцев отмечается как начало нового хозяйственного года и весны. В Крыму чаще отмечают Навруз как праздник первой борозды. Этот праздник олицетворяет рождение нового дня, солнца, природы, уважение и любовь к земле, её дарам. В этот день в своих молитвах люди просят Бога о хорошем урожае, умножении стада, достатке и здоровья для всего живого на земле.
Праздники народов россии татары
И я очень благодарна им, что воспитали меня именно так — с принятием любой веры и уважением к любой религии. А потом сестра моей мамы Аниса апа вышла замуж за русского мужчину и Пасха пробралась уже к нам в дом. Чтобы не обижать семью и традиции своего мужа, тетя никогда не отказывалась отмечать православные праздники, которые было принято отмечать в его семье. В итоге на Пасху мы все вместе ели куличи, а на окончание хаджа кололи барашка. Думаю, это была больше дань традициям. Как вы понимаете, я с детства росла в такой среде. Потом вышла замуж за татарина и как-то мы оба не стеснялись на Пасху съесть кулич, так как никто из нас не держал пост.
Хотя в семье моего мужа все верующие люди и никогда даже не подумали бы купить на Пасху кулич. В этом году хотела даже кулич сама испечь А потом мы с мужем переехали в свой дом. Отчетливо помню, как я в первую Пасху в нем смутилась, когда в нашу дверь постучались две девочки и спели мне стишок про праздник.
Мордовский Балтай Происхождение праздника Балтай связывают с именем деда-отшельника или ведуна Балтая, жившего у родника в лесу у села Мордовская Кармалка, который однажды, чтобы позабавить детвору, нарядил себя кленовыми ветками и как медведь — хозяин леса прошел по деревне, заглядывая в каждый угол. Так появился праздник Балтай.
Праздник существует свыше 100 лет. В этот день мордва вспоминает своих предков, первыми переселившихся на эти земли, владычицу лесов Виряву и хозяина леса Медведя. В 2000 году Балтай получил статус республиканского праздника мордовской культуры и ежегодно отмечается в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района в первое воскресенье после Троицы. Во время праздника на ритуальной поляне собирается мордва, проживающая в Татарстане и других регионах РФ. По жребию среди участников праздника выбирают мужчин, которые будут «медведями».
Кленовыми ветвями обряжают медвежью семейку — «медведя», «медведицу» и «медвежонка». Участники праздника в мордовской традиционной одежде встают в хоровод и поют, в центре находятся приплясывающие «медведи». После ритуального хоровода «медведи» в сопровождении участников Балтая под старинные мордовские песни возвращаются в село и обходят все его улицы. Дети весело обливают друг друга водой, прося у Бога дождя. Обойдя село, участники процессии вновь водят хоровод вокруг «медведей», затем «раздевают» «медведей», стараясь выдернуть из их «шуб» кленовую веточку и овеять ею соседа со словами «шумбра чи», желая ему тем самым здоровья и счастья.
Каждый Балтай завершается богатым застольем и праздничными мероприятиями с участием различных мордовских фольклорных коллективов из Альметьевского, Бугульминского, Черемшанского, Лениногорского, Тетюшского, Камско-Устьинского и других районов РТ, городов Казань и Набережные Челны, а также из Мордовии и Самарской области. Удмуртский Гырдон Быдтон Название праздника происходит от удмуртского «завершение пахоты», иногда название переводят как «праздник каши». Он восходит к одному из праздников весенне-летнего цикла молений удмуртов о предстоящем урожае. Празднуется Гырдон Быдтдон в удмуртских селах издревле, обычно проводится после завершения весенней пахоты и сева яровых, в последние дни летнего солнцестояния, перед сенокосом. По поверьям язычников-удмуртов, их божок Вось поселяется в эту пору на лугах, и они молятся ему с просьбой ниспослать хороший урожай, готовят для него ритуальную кашу с мясом жертвенного бычка.
Классический Гырон быдтон продолжается несколько дней. В Республике Татарстан на республиканском уровне Гырон быдтон проводится с 1998 года: 1-й Гырон быдтон состоялся 13 июня в селе Кит-Озеро Бавлинского района. Постоянными местами проведения сельских и республиканских Гырон быдтон являются удмуртские села и деревни Агрызского, Балтасинского, Бавлинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского районов, места компактного проживания удмуртов в Татарстане. Обычно место проведения праздника делится на площадки: «Куно корка» для угощения приезжих гостей блюдами удмуртской национальной кухни; «Шулдыряськон» центральная площадка для выступления фольклорных и театральных коллективов; «Жук сион» для угощения желающих обрядовой кашей; «Усточикар» - «Город мастеров», для удмуртских мастеров национального декоративноприкладного искусства; «Гырон быдтон шудонъес» для детских аттракционов, спортивных соревнований, национальных игр и конкурсов и др. Во время праздника проводятся традиционные спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы: «Чеберина-чеберай», «Инвожо чеберай», «Айкай кизили» и другие среди девушек и «Усточи пияш» среди юношей.
Колорит празднику придают традиционные костюмы участников и гостей Гырон быдтон, народная кухня, национальные песни и инструментальная музыка удмуртов и других народов Республики Татарстан. Впервые в 2023 году на празднике в Кукморском районе Татарстана состоялся республиканский конкурс удмуртских семей «Шудо-буро удмурт семья», раньше в конкурсах выбирали самую яркую красавицу или молодца. Мордовский Валда Шинясь Праздник мордовской культуры солнцестояния был известен многим народам мира. Отмечали его примерно в одно и то же время. Многие народы издревле почитали в этот день богов плодородия, совершали ритуалы для защиты своих родных, обращали к высшим силам просьбы об урожае, приплоде скота, здоровье.
Солнце в течение нескольких дней до и после солнцестояния, с 20 по 23 июня склонения почти не меняет, его полуденные высоты в небе чуть ли неизменны. Отсюда и название - солнцестояние. С языческих времен этот день отмечается многими народами: славянскими, финно-угорскими, романскими и т. С распространением христианства у многих славянских народов ко дню солнцестояния и связанным с ним ритуалам был приурочен день рождения Иоанна Крестителя, откуда закрепились названия Иванов день, Иван-купальник, Иван Купала, Ян Купальны. И сегодня празднование этого дня приходится в ночь с 6 на 7 июля по православному и 24 июня по католическому календарю, а не в день астрономической даты солнцестояния.
Однако истинный день солнцестояния продолжает оставаться значимым для людей, которые верят в чудодейственную силу солнца. Считается, что это время максимального расцвета всех жизненных сил природы. Поклонение Солнцу являлось одной из важнейших составляющих и мордовского мировоззрения. В традиционных мифах эрзи и мокши Солнце представляется Верховным Богом. Культ Солнца отразился во многих обрядовых ритуалах свадебных, календарных праздниках , в бытовой традиции, украшениях.
К сожалению, в 1955 году народные праздники в русских селах в целях борьбы с религией были запрещены. Многовековая традиция «играть каравон» на Николу Вешнего была прервана на десятки лет и была восстановлена лишь в 1988 году. Таким образом, сельский праздник превратился во всероссийский фестиваль. В мае 2003 года было принято постановление Кабинета министров Республики Татарстан о проведении праздника Каравон. В том же году по Закону РТ «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан» он был включен в перечень официальных праздников в республике с указанием, что даты проведения татарского народного праздника Сабантуй и Каравона ежегодно устанавливаются Указом Раиса РТ. Тем самым празднику был придан статус общереспубликанского мероприятия. Праздник в селе Русском Никольском Лаишевского района уникален тем, что традиция «играть каравон» в первозданном виде сохранилась только там. К тому же, в селе еще живут не только свидетели, но и носители обряда. Ежегодно празднование открывается божественной литургией — как это здесь и велось исстари. После этого начинается красочный театрализованный музыкально-хореографический Пролог.
Завершается праздник общим хороводом, импровизированными песенными, частушечными, игровыми пятачками, конкурсами на Зеленой поляне. Символикой праздника Каравон является пылающее Солнце — символ жизни, тепла и доброты. В ходе праздника все фольклорные коллективы и отдельные исполнители выступают на сценических площадках, в селе устраивается историко-этнографическая выставка «Русское подворье», мастера народных промыслов и ремесел представляют свои изделия на Ярмарочной площади. В результате в Никольском и в Лаишевском районе стали возрождаться традиции декоративно-прикладного творчества. Марийский праздник Семык восходит к языческим традициям славянских и финно-угорских народов. Основная его идея — поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и быту. В старину на восьмую неделю после Пасхи, накануне Троицы, по окончании весенних полевых работ жители марийских сел и деревень выходили на луг, на священные огороженные места, зажигали поминальные свечи, приносили в жертву Керемету и другим божествам гнедую лошадь или жеребенка. Семык отмечали несколько дней: ходили в гости, пели и плясали под гусли и волынки; молодежь устраивала игры, проводила в этот день свадьбы. В настоящее время Семык — один из значимых праздников марийцев, который знаменует наступление лета. В Республике Татарстан в 2009 году Семык получил статус республиканского праздника: 1-й республиканский Семык состоялся 26 июня 2009 в селе Мари-Буляр Муслюмовского района.
Постоянными местами проведения сельских и республиканских праздников Семык стали марийские села и деревни Агрызского, Актанышского, Арского, Балтасинского, Елабужского, Кукморского, Мамадышского, Мензелинского, Муслюмовского, Менделеевского районов, места компактного проживания марийцев в Татарстане. Во время праздника проводятся традиционные спортивные соревнования и национальные игры, конкурсы «Марий патыр» для юношей и «Марий чевер удыр» для девушек. В 2023 году гостями мероприятия стали сотни человек из Татарстана и соседних регионов, в том числе из Свердловской области, Удмуртской Республики и Екатеринбурга. Мордовский Балтай Происхождение праздника Балтай связывают с именем деда-отшельника или ведуна Балтая, жившего у родника в лесу у села Мордовская Кармалка, который однажды, чтобы позабавить детвору, нарядил себя кленовыми ветками и как медведь — хозяин леса прошел по деревне, заглядывая в каждый угол. Так появился праздник Балтай. Праздник существует свыше 100 лет. В этот день мордва вспоминает своих предков, первыми переселившихся на эти земли, владычицу лесов Виряву и хозяина леса Медведя. В 2000 году Балтай получил статус республиканского праздника мордовской культуры и ежегодно отмечается в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района в первое воскресенье после Троицы. Во время праздника на ритуальной поляне собирается мордва, проживающая в Татарстане и других регионах РФ. По жребию среди участников праздника выбирают мужчин, которые будут «медведями».
Кленовыми ветвями обряжают медвежью семейку — «медведя», «медведицу» и «медвежонка». Участники праздника в мордовской традиционной одежде встают в хоровод и поют, в центре находятся приплясывающие «медведи». После ритуального хоровода «медведи» в сопровождении участников Балтая под старинные мордовские песни возвращаются в село и обходят все его улицы. Дети весело обливают друг друга водой, прося у Бога дождя. Обойдя село, участники процессии вновь водят хоровод вокруг «медведей», затем «раздевают» «медведей», стараясь выдернуть из их «шуб» кленовую веточку и овеять ею соседа со словами «шумбра чи», желая ему тем самым здоровья и счастья. Каждый Балтай завершается богатым застольем и праздничными мероприятиями с участием различных мордовских фольклорных коллективов из Альметьевского, Бугульминского, Черемшанского, Лениногорского, Тетюшского, Камско-Устьинского и других районов РТ, городов Казань и Набережные Челны, а также из Мордовии и Самарской области. Удмуртский Гырдон Быдтон Название праздника происходит от удмуртского «завершение пахоты», иногда название переводят как «праздник каши».
В старину сабантуй включал в себя череду обрядов. Дату праздника называли старики-аксакалы, и к нему было принято готовиться заранее. Например, в татарских поселениях девушки на протяжении нескольких месяцев расшивали узорами платки, полотенца, рубашки — призы для участников состязаний. Позже эти подарки собирали, проходя по деревне, молодые люди. Также незадолго до праздника по домам отправлялись дети: собирали крупу, масло и яйца, из которых под присмотром взрослых варили кашу в большом котле. Затем наступала очередь ребят постарше: они собирали яйца, заранее окрашенные в отваре луковой кожуры. В дом следовало заходить с пожеланием хорошего урожая, предваряя его фразой «Пусть легкой будет моя нога»: примета гласила, что это сулит благополучный год. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги устраивали угощение прямо в поле. Вторая часть праздника включала в себя скачки и другие состязания: бег, борьбу на кушаках. Соревновались не только в серьезных, но и в шуточных дисциплинах: в беге с яйцом на ложке, которую надо было удержать зубами, в гонках с полными ведрами на коромыслах, в скачках в мешке, а также в парной эстафете, связывая вместе ноги участников.