Подробнее о том, что разрешается есть во время Великого поста, — в инфографике ТАСС.
Что такое Типикон, в чем суть и зачем он нужен современному мирянину
Примерно за неделю постепенно откажитесь от кисломолочной еды. После Пасхи на протяжении этого же срока возвращайте ее. Мясо вводите не сразу, со второй недели после поста. Поначалу ешьте нежирное, например птицу, желательно отварную, приготовленную на пару или запеченную.
Если после строгой «диеты» резко навернете порцию жирной, напичканной специями и соусами свинины, ваш ЖКТ не обрадуется. Строгого поста придерживаются только священнослужители. Обычный человек, который ежедневно ходит на работу, а вечером в спортзал, не обязан жестко поститься.
Моральное поведение и чистота мыслей гораздо важнее. Более того, главное мерило строгости поста — здоровье! Кому точно не нужно соблюдать все правила: беременным и кормящим женщинам; людям с заболеванием ЖКТ или диабетом; онкобольным; тем, у кого есть хронические болезни; пожилым.
Что касается пищевой составляющей поста, то, в отличие от Восточной церкви, на Западе больший акцент был сделан на времени и количествах принятия пищи. Первоначально допускалась лишь одна трапеза, каковая могла начаться только с наступлением вечера. Однако уже достаточно рано мы впервые находим упоминание об этом у Сократа Схоластика [ источник не указан 4030 дней ] стала быть терпимой практика разрешения поста в «девятый час», то есть, в три часа дня. Постепенному приближению времени обеда способствовало ещё и то, что канонические часы Девятый час, Вечерня и т. Девятый час означал, без сомнения, три часа дня, однако служба девятого часа могла читаться сразу после шестого, который соответствовал полудню. Подобным же образом и вечерня, после которой полагалась трапеза, служилась всё раньше и раньше, пока, наконец, не было официально признано, что вечерня в великий пост может служиться в районе полудня как оно и было в Католической Церкви вплоть до литургических реформ середины XX века.
Таким образом, хотя в XI веке ещё объявлялось, что принимающие пищу до наступления вечера нарушают великий пост, уже в XIII веке такой обычай стал вполне общепринятым. Дальнейшим послаблением явилось введение вечерних лёгких трапез, т. В таком виде одна полная трапеза и два небольших перекуса этот тип поста именуемый собственно «постом», в отличие от «воздержания», о котором пойдёт речь далее просуществовал до наших дней, хотя и требуется официально лишь для нескольких дней в году. Что же касается ограничений на качество пищи, то есть воздержания, то здесь долгое время также существовали значительные ограничения, хотя они и не доходили до такой строгости, как в Православной церкви. К первоначальному и повсеместному запрету на мясо позже прибавились запреты на lacticinia, то есть молочные продукты. Причём, в отличие от поста, воздержание не отменялось и в воскресные дни великого поста.
Исключения, всё же, допускались, и часто давались диспенсации , разрешающие вкушать lacticinia при условии совершения какого-нибудь благочестивого дела. В Германии такие диспенсации были известны, как Butterbriefe, считается, что благодаря им там было построено несколько церквей. Одна из колоколен собора Нотр-Дам во французском Руане по этой же причине раньше называлась La Tour de Beurre то есть «масляная башня». Позднее, однако, большинство запретов были сняты, так что к началу XX века сохранялся лишь запрет на употребление мяса по пятницами и в некоторые другие дни года. В 1966 году Папа Павел VI в своём Motu proprio «Paenitemini» ввёл новые правила поста, сохранив запрет на мясо по пятницам, из дней же строгого поста оставил обязательными только два: в Пепельную Среду и Великую Пятницу. Разумеется, подобные правила следует рассматривать, как минимум, который не препятствует желающим брать на себя дополнительные ограничения не обязательно связанные с пищей на этот период.
Кроме того, многие традиционалисты соблюдают дореформенный пост, который, применительно к Великому посту, выражается обычно в посте шесть дней в неделю кроме воскресений и дополнительно в воздержании в пятницу и не везде в субботу.
На литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея с частью из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Последний раз поется 136-й псалом "На реках Вавилонских". В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Что можно есть Название недели "сыропустная" произошло от словосочетания "сыр отпускаю". В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца. Мясные продукты уже запрещены. В этот день пекут блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками.
Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники. Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как подготовиться к Великому посту Рекомендации священников Перед тем, как начать поститься, необходимо взять благословение у священника, рассказал председатель миссионерского отдела Казанской епархии, священник Александр Ермолин. По его словам, священник подскажет, какие правила следует соблюдать в каждом отдельном случае. Например, для людей со слабым здоровьем пост может быть менее строгим. Например, это касается ситуаций, когда человек отправился в санаторий на лечение, находится в военном училище или тюрьме. В таком случае тоже следует получить благословение", — подчеркнул Ермолин.
Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не превосходить себя", — объяснил Авдюгин.
В отличие от обычной Литургии на этой службе не освящаются Святые Дары, а используются Дары, уже освященные в предыдущее воскресенье. Литургия Преждеосвященных Даров начинается с вечерни. Уже одно это показывает, в какое время эта служба должна совершаться. По Уставу время вечерни не оговаривается определенно, но привязывается к заходу солнца и длине службы.
По Типикону вечерня начинается в основном с 13 до 17 часов. То есть Причащение в будние дни Великого поста совершается вечером для увеличения времени евхаристического воздержания, для усиления великопостного подвига. Как это может выглядеть для нас? Человек молитвенно готовится накануне и с утра к Причащению, идет на работу, где, не вкушая еды и не испивая воды, держит память, что сегодня приобщится Святым Тайнам, соединится со Христом. Весь рабочий день: в общении с коллегами, в транспорте, на улице — он живет ожиданием Литургии.
И наконец наступает благословенный вечер, где он с «верою и любовию» приступает к тому, чего ждал весь день. Когда мы причащаемся с утра в воскресенье, ночь субботы служит как бы неким буфером, который смывает все ощущения и мысли дня предыдущего, и мы приходим в храм «с чистого листа». Когда же причащаешься вечером — сохранить себя незапятнанным от недостойных мыслей, слов и поступков в течение дня становится настоящим подвигом воздержания. Сложилась совершенно не уставная практика служения Преждеосвященной Литургии утром — по образцу непостных дней К сожалению, почти повсеместно сложилась совершенно не уставная практика служения Преждеосвященной Литургии утром — по образцу непостных дней. Богослужение начинается с утра часов в 8 и заканчивается около полудня.
При этом «вычитываются» одно за другим несколько богослужебных последований [2] , которые по Уставу нужно служить в разное время. Правда, если делать, как рекомендует Устав, то придется приходить в храм четыре-пять раз [3]. Тогда каждое богослужение будет длиться час-два. Это не так утомительно и позволяет человеку внимательно молиться. Однако мирянин не имеет возможности приходить в храм четыре раза в день.
Поэтому и сложился не совсем верный подход: сгромоздить все в одну кучу и служить. Выход простой: раз у нас не монастырь, то можно опустить часть последований, не заниматься «вычиткой», от которой в голове прихожан начинает звучать лишь одна молитва: «Когда же это все закончится? В этом случае причащаться в будние дни Великого поста смогут не только пенсионеры, но и рабочие после завершения трудового дня. В некоторых храмах так и делают. Я с ходу могу назвать несколько мест в Минске и Москве [5] , где практикуют вечерние Литургии.
Уверен, что такие храмы есть и в других городах. Свет Христов просвещает всех - возглас на Литургии Преждеосвященных Даров Мне обычно возражают, что не все в состоянии до вечера не есть и не пить. На это, во-первых, можно заметить словами протоиерея Андрея Ткачева , что Литургия Преждеосвященных Даров — собственно не для немощных и слабых, для таких есть суббота и воскресенье. Во-вторых, как я уже говорил, время вечерни четко не обозначено, и если на приходе большая часть пожилых людей, не обязательно ее начинать в 17:00. Я начинал службу на своем сельском приходе в 3 часа дня — снисходя к немощи моих бабушек, и причащались все!
В этом случае Причастие совершается около 5 часов вечера. Особенно мудро поступают настоятели на больших приходах, когда благословляют раз в неделю служить Преждеосвященную Литургию утром, и раз — вечером. Так действительно учитываются желания всех прихожан. Вечерняя служба с Причащением — это нечто необычайное! Стоит хоть раз побывать на ней, чтобы понять это.
Недаром в торжественные дни Устав предписывает совершение именно такого богослужения. Например, в Рождественский сочельник если он выпадает на будний день начало вечерни с Литургией святителя Василия Великого — в 1 час дня С.
Читайте также
- Как правильно поститься?
- Когда начинается Великий пост
- ПОСТ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА ПО ТИПИКОНУ.
- Лекция № 15. Тема: Богослужение будних дней Великого поста. 49 глава Типикона. Утреня
- Рекомендуем
- Можно ли есть морепродукты во время Великого поста?
Великий пост в 2024 году
Рядом с этими правилами находятся и предписания о посте. Вот что я хочу сказать: если вы не монах этого мужского монастыря, никто не смеет вам предъявлять строгость их постного устава. Великий пост — общецерковное дело. Если вы православный человек, вы обязаны соблюдать Великий пост, то есть предаваться вместе со всей Церковью особым духовным упражнениям, связанным с подготовкой к Пасхе Крестной и Пасхе Воскресения. При этом никто не смеет требовать от вас соблюдения буквы Типикона.
Вы должны сами найти для себя возможную меру поста. Труд по самостоятельному поиску этой самой меры — дело непростое и требует времени. Первые три поста — учебные. Хотя в моем случае оказалось, что первые двадцать пять постов были учебными, и я не могу поручиться, что освоил предмет.
В нашей Церкви я наблюдаю явление, которое меня глубоко огорчает. Назову его так — заложники совести. Такими заложниками является большинство русских православных людей. Они не знают, им никто не рассказал, что Типикон — это, на самом деле, памятник литургической мысли и регулирует он нашу церковную жизнь весьма условно.
К созданию нового современного Типикона, понятного и логичного, наша Церковь, видимо, не готова. Но многие просто и не слыхали о такой книге. Точно также мы путаем богомыслие с самокопанием, наглость с простотой, забитость и трусость со смирением, жестокость с благочестивой ревностью, самодурство с духовничеством. В юности я очень любил эпиграфы, и к этому разговору у меня тоже был припасен один из Венечки Ерофеева.
Все болезни нашей церковной жизни в одном предложении: «Все должно быть медленно и неправильно, чтобы не возгордился человек, чтобы он был грустен и растерян». Это не Православие. Православие — религия Пасхи, радости и полноты жизни. А я все чаще встречаю православных, которые признаются, что были бы счастливы никогда не слышать о Церкви.
И это не из лености и небрежения, а от простого недоразумения, которое можно и нужно устранить. Быть православным не значит быть виноватым. Поститься не означает стать заложником совести. Пост — это честь быть причастным всецерковному подвигу.
Как быть? Простым верующим — посмеяться над своими страхами и взять на себя труд самим «изваять» свой устав поста, ориентируясь на Типикон. Да-да, я не оговорился, Типикон — книга святая и полезная, и если он рекомендует своим типиконным монахам сухоядение, значит, и нам следует этот день как-то выделить и отметить.
Нынешние сроки этих постов для 1-го — 1 нед. Великого поста, для 2-го — неделя Пятидесятницы, для 3-го — 3-я неделя сентября, для 4-го — 3 неделя Адвента — Рождественского поста окончательно определены при папе Григории VII [900]. Основу для этих постов положил папа Каллист 217—222 г.
Воздержание в гастрономическом плане предполагает полное отречение от мясных и молочных продуктов, от яиц, рыбы и по будням — от растительного масла. В первые два дня Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи. Устав, который дается в Типиконе — это срединная модель нашего поста.
Вместе с духовником а не самостоятельно человек определяет, как ему поститься — более или менее строго. Послабление поста разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим и так далее — Церковь находит для человека много оправдательных моментов. Однако важно помнить, что определять и соблюдать меру поста мы с вами должны по совести. Что запрещается в Великий постСогласно монастырскому уставу, на котором основываются традиции поста Русской Православной Церкви, в Великий пост нельзя есть пищу животного происхождения мясные и молочные продукты, яйца, рыбу — кроме двух дней и употреблять алкогольные напитки разрешается немного вина в определенные дни , не во все дни Великого поста можно даже растительное масло. Для мирянина не монаха монастырские правила могут оказаться непосильными, поэтому стоит вместе со священником определить степень своего пищевого поста в соответствии с состоянием здоровья, обстоятельствами и образом жизни. В Великий пост нельзя венчаться, так как в этом время супругам рекомендовано воздерживаться от близости. Верующим мужу и жене полезно и в это время ограничивать свою супружескую близость ради усиленной молитвы и поста. Ведь пост не сводится только к гастрономическим ограничениям. По слову святителя Иоанна Златоуста, поститься должны не только уста, но "и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело".
Телесный пост — это лишь первая, вспомогательная ступень в постном делании. Важнее, как постится душа. Основа Великого поста — это его духовная составляющая. Этот период церковного года, называемый также "весна духовная", — время обновления, очищения души, приближения к Богу через молитву и покаяние. На пути к Господу нельзя быть злыми и раздражительными, обижать и осуждать близких, превозноситься над ними, гордиться своими "постными успехами". Все это обесценивает усилия и лишь отдаляет от Христа. Нужно ли его брать благословение перед тем, как начать поститьсяБлагословением на пост для нас для всех является день Прощеного Воскресенья, когда православные, собравшись в храме просят прощения друг у друга и у священства за вольные и невольные обиды. Пост и покаяние — это наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними, по слову Самого Христа. Особое же благословение нужно брать не на сам пост, а на то чтобы его нарушить по тем или иным объективным причинам, например по болезни.
И потому те, кто не может поститься в полной мере, в Прощеное Воскресенье испрашивают у духовенства благословения на послабление поста. Когда больному человеку разрешается не соблюдать постБольные иногда могут быть освобождены от поста: "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не поститься во святую Четыредесятицу перед Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен.
Если вы думаете, что Никон канонизирован, вы сильно ошибаетесь. Хотя, на самом деле, это не так уж и важно. А вот что важно, так это понять сам принцип постной дисциплины, чтобы раз и навсегда разобраться в этом вопросе и бросить винить себя в том, чего нам никто не предъявлял.
Для кого писал свои правила Никон Черногорец? Для монахов. Для монахов какого монастыря? Если вы наберетесь терпения и откроете Типикон, по которому якобы живет Русская Православная Церковь, вы найдете там массу правил, относящихся к жизни неизвестного мужского монастыря. Там, в частности, сообщается о том, когда следует отставлять жезлы на богослужении, как трудиться на общих послушаниях, где получать одежду, как себя вести на трапезе.
Рядом с этими правилами находятся и предписания о посте. Вот что я хочу сказать: если вы не монах этого мужского монастыря, никто не смеет вам предъявлять строгость их постного устава. Великий пост — общецерковное дело. Если вы православный человек, вы обязаны соблюдать Великий пост, то есть предаваться вместе со всей Церковью особым духовным упражнениям, связанным с подготовкой к Пасхе Крестной и Пасхе Воскресения. При этом никто не смеет требовать от вас соблюдения буквы Типикона.
Вы должны сами найти для себя возможную меру поста. Труд по самостоятельному поиску этой самой меры — дело непростое и требует времени. Первые три поста — учебные. Хотя в моем случае оказалось, что первые двадцать пять постов были учебными, и я не могу поручиться, что освоил предмет. В нашей Церкви я наблюдаю явление, которое меня глубоко огорчает.
Назову его так — заложники совести. Такими заложниками является большинство русских православных людей. Они не знают, им никто не рассказал, что Типикон — это, на самом деле, памятник литургической мысли и регулирует он нашу церковную жизнь весьма условно. К созданию нового современного Типикона, понятного и логичного, наша Церковь, видимо, не готова. Но многие просто и не слыхали о такой книге.
Точно также мы путаем богомыслие с самокопанием, наглость с простотой, забитость и трусость со смирением, жестокость с благочестивой ревностью, самодурство с духовничеством. В юности я очень любил эпиграфы, и к этому разговору у меня тоже был припасен один из Венечки Ерофеева. Все болезни нашей церковной жизни в одном предложении: «Все должно быть медленно и неправильно, чтобы не возгордился человек, чтобы он был грустен и растерян». Это не Православие. Православие — религия Пасхи, радости и полноты жизни.
Типикон и инжир
Он продолжается две недели — с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Понедельник, среда, пятница — сухоядение. Вторник, четверг — горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день праздника Преображения Господня 19 августа разрешается рыба. Если праздник Успения Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то устав разрешает рыбу. Рождественский пост 28 ноября — 6 января В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. В народе он назывался также Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного апостолу Филиппу. Этот пост установлен для того, чтобы нам достойно подготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем. Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая 19 декабря.
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то уставом разрешается рыба. После дня памяти святителя Николая и до предпразднства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпразднство устав запрещает есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье — пища с маслом.
В последний день перед Великим постом отмечают Прощеное воскресенье. Великий пост — главный пост года. Его установили в память о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. Цель поста — подготовка к празднованию Пасхи В 2023 году первый день поста приходится на понедельник, 27 февраля, за семь недель до Пасхи. Последний выпадает на субботу, 15 апреля.
Сырная седмица Масленица Последняя неделя перед Великим постом — Сырная седмица. В народе ее называют Масленицей. По церковному уставу в Сырную седмицу из животной пищи можно есть только молочную пищу, яйца и рыбу. Сырная седмица исключает всякую неумеренность в еде, так как в этот период необходимо готовиться к ограничениям, которых придется придерживаться во время Великого поста. На Сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В постные дни, среду и пятницу, не служится Литургия. В эти дни слабели сословные, имущественные, должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные, странники, нищие», — добавил иеромонах Иов Гумеров.
К Святой Четыредесятнице присоединяется еще и Страстная седмица последняя неделя перед Пасхой. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы и пост Страстной седмицы», — рассказал иеромонах Иов Гумеров. Период поста делится на: Святую Четыредесятницу пять седмиц и пять дней ; Лазареву субботу; Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье ; Страстную седмицу длится шесть дней, на седьмой наступает Пасха — Светлое Христово воскресение. Суть Великого поста У многих пост ассоциируется в первую очередь с ограничениями в пище и некоторых действиях, которые должен выдержать человек. Однако на самом деле суть заключается в очищении тела и души от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу. В IV-V веках тех, кто не соблюдал Великий пост, отлучали от церкви на некоторое время Вероучение говорит, что видеть свои грехи — это не обыкновенная способность человека, а дар Божий. И в пост люди становятся способными к восприятию дара. Пост для верующего — время, когда можно ослабить тело воздержанием и сделать душу более восприимчивой к общению с Богом.
В эту неделю православные чтят победу в иконоборчестве. Особое почтение воздают византийской императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после их запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы. Он объяснил связь между Богом и миром. Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. В это время поклоняются кресту. Четвертая неделя — преподобного Иоанна Лествичника.
Его суть хорошо раскрывает протоиерей Александр Шмеман: «Аскетический пост состоит в сильном сокращении пищи, так, чтобы постоянное состояние некоторого голода переживалось нами как память о Боге… Этот аскетический пост вместо того, чтобы ослаблять, создает в нас известную легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту». Евхаристический пост — полный отказ от пищи и питья перед Причащением. В период Великого поста усиливается не только аскетический пост, но и евхаристический. И в богослужении это проявляется в первую очередь тем, что Причащение совершается далеко за полдень. И главное великопостное богослужение, которое специально для этого создано, — Литургия Преждеосвященных Даров. В отличие от обычной Литургии на этой службе не освящаются Святые Дары, а используются Дары, уже освященные в предыдущее воскресенье. Литургия Преждеосвященных Даров начинается с вечерни. Уже одно это показывает, в какое время эта служба должна совершаться. По Уставу время вечерни не оговаривается определенно, но привязывается к заходу солнца и длине службы. По Типикону вечерня начинается в основном с 13 до 17 часов.
То есть Причащение в будние дни Великого поста совершается вечером для увеличения времени евхаристического воздержания, для усиления великопостного подвига. Как это может выглядеть для нас? Человек молитвенно готовится накануне и с утра к Причащению, идет на работу, где, не вкушая еды и не испивая воды, держит память, что сегодня приобщится Святым Тайнам, соединится со Христом. Весь рабочий день: в общении с коллегами, в транспорте, на улице — он живет ожиданием Литургии. И наконец наступает благословенный вечер, где он с «верою и любовию» приступает к тому, чего ждал весь день. Когда мы причащаемся с утра в воскресенье, ночь субботы служит как бы неким буфером, который смывает все ощущения и мысли дня предыдущего, и мы приходим в храм «с чистого листа». Когда же причащаешься вечером — сохранить себя незапятнанным от недостойных мыслей, слов и поступков в течение дня становится настоящим подвигом воздержания. Сложилась совершенно не уставная практика служения Преждеосвященной Литургии утром — по образцу непостных дней К сожалению, почти повсеместно сложилась совершенно не уставная практика служения Преждеосвященной Литургии утром — по образцу непостных дней. Богослужение начинается с утра часов в 8 и заканчивается около полудня. При этом «вычитываются» одно за другим несколько богослужебных последований [2] , которые по Уставу нужно служить в разное время.
Правда, если делать, как рекомендует Устав, то придется приходить в храм четыре-пять раз [3]. Тогда каждое богослужение будет длиться час-два. Это не так утомительно и позволяет человеку внимательно молиться. Однако мирянин не имеет возможности приходить в храм четыре раза в день. Поэтому и сложился не совсем верный подход: сгромоздить все в одну кучу и служить. Выход простой: раз у нас не монастырь, то можно опустить часть последований, не заниматься «вычиткой», от которой в голове прихожан начинает звучать лишь одна молитва: «Когда же это все закончится? В этом случае причащаться в будние дни Великого поста смогут не только пенсионеры, но и рабочие после завершения трудового дня. В некоторых храмах так и делают. Я с ходу могу назвать несколько мест в Минске и Москве [5] , где практикуют вечерние Литургии. Уверен, что такие храмы есть и в других городах.
Свет Христов просвещает всех - возглас на Литургии Преждеосвященных Даров Мне обычно возражают, что не все в состоянии до вечера не есть и не пить. На это, во-первых, можно заметить словами протоиерея Андрея Ткачева , что Литургия Преждеосвященных Даров — собственно не для немощных и слабых, для таких есть суббота и воскресенье. Во-вторых, как я уже говорил, время вечерни четко не обозначено, и если на приходе большая часть пожилых людей, не обязательно ее начинать в 17:00. Я начинал службу на своем сельском приходе в 3 часа дня — снисходя к немощи моих бабушек, и причащались все! В этом случае Причастие совершается около 5 часов вечера. Особенно мудро поступают настоятели на больших приходах, когда благословляют раз в неделю служить Преждеосвященную Литургию утром, и раз — вечером.
В праздник же ради утешения положено вкушать вино. Но мы в обычной жизни не причащаемся каждый день, и потому в эти дни пост у нас более строгий. А что плохого в том, чтобы готовить себе еду на растительном масле и в другие дни? Таков церковный устав. Каждый человек сам выбирает свою жизнь, сам решает, следовать ли церковному уставу или нет. Почему наш устав таков? Мысль проста: чем меньше мы будем думать о еде, ее приготовлении, тем больше будем думать о Боге. Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. Печеную картошку добавили уже мы в России, чтобы хоть как-то поддержать свои слабые силы. В жаркой Палестине можно съесть горсть изюма или дюжину фиников, а нам в холодной России, чтобы поддержать силы, требуется еда посущественнее. Это в нашу-то холодную зиму? Почему нельзя пить горячий чай? Там так и указано — «неподогретое питье» по понедельникам, средам и пятницам… — В Типиконе такого нет. И в календаре Патриархии такого нет. Эти придумки — благочестивая традиция русского народа. И я не советую верующим руководствоваться подобными календарями. Давайте не путать благочестивые традиции народа с церковным уставом. Если брать церковный устав, то там вообще полагается вкушать пищу лишь раз в день — вечером. И все! И лишь в субботу и воскресение едят два раза. А в праздники — три. Подчеркну еще раз: принимать «неподогретое питье» — это благочестивая традиция русского народа. И подобных традиций, не совпадающих с церковным уставом, у нас немало. Часто они возникают из-за путаницы, недопонимания церковных текстов. К примеру, сказано в уставе: на первой седмице «пиемши квас» и «едимши варение с укропом». И русский человек, видя слово «квас», наливает себе любимый русский напиток. Хотя на самом деле имеется в виду не именно напиток квас, а сквашенное питье. И «укроп» — это не трава, которую мы добавляем к картошке, а… кипяток, то есть «едим вареную пищу с кипятком». И когда на первой седмице предлагается «едимши хлеба с укропом», то, как вы теперь поняли, предлагается есть хлеб с кипятком, своего рода хлебную похлебку. А так, конечно, пост в разных странах учитывает особенности климата и национальных традиций. Приведу вам такую историю. Один греческий архимандрит сказал, что Великим постом можно пить пиво каждый день, вино в уставные дни, а водку нельзя совсем. Вы думаете, это указание можно перенести на русскую почву? От нашего пива можно быстро захмелеть, а греческое пиво совсем не похоже на наше традиционное пиво, оно невероятно легкое, пьется как вода, и в нем алкоголя не больше, чем в нашем квасе. Греки пьют свое пиво, как мы с вами пьем квас. И по поводу пить «неподогретое питье» повторюсь: руководствуйтесь только календарем Патриархии. Великим постом верующий может пить как квас, так и горячий чай. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо? Все остальное — по человеческим и финансовым возможностям. К примеру, в некоторых случаях можно молочное, но кому? И только с разрешения духовника. В свое время Патриарх Алексий II всем учащимся разрешил в пост есть творог и молоко. Даже семинаристам. Кстати, в семинарии Великим постом разрешается и рыба. Но благочестивые семинаристы ее не едят, а те, кто послабее, вкушают. Если бы мы с вами были святы, вопросы еды нас так не волновали бы. Вот вам еще одна история из патерика. Однажды святые старцы пришли в гости к местному царю, и царедворцы решили над ними подшутить — подали им на обед мясо. Святые старцы его съели, и царедворцы начали над ними насмехаться: «Как же так? Вы святые, а едите мясо». На что старцы ответили, что они не ведали, что едят мясо, и были уверены, что им подали овощи. Для человека святого абсолютно все равно, что есть. Сам он мясо не выберет, а если ему подсунут, то он и не заметит, что съел мясо. Хочу подчеркнуть один важный момент: для поста еда — не главное. Она вообще не важна! Вопрос: для чего мы постимся? Едим мы что-то или не едим — это нас не приближает к Богу и не отдаляет от Него. Еда — это только средство, а не самоцель.
Типикон и инжир
Мариино стояние (в Типиконе – Четверток Великого канона) – так называется утреня четверга 5‑й седмицы Великого поста (служится, обычно, в среду вечером). Здесь есть и «месяцеслов» — аналог нашего современного календаря, — и правила служения служб Великого Поста и Пасхального периода, а также главы, посвященные всему спектру возможных вариантов соединения служб. Великим постом, как и на протяжении всего остального года, отцы и братья ежедневно совершают поминовение поданных имен. Великий пост, предшествующий празднику Светлого Христова Воскресения — Пасхе — в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая. Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния. Типикон — отправная точка. Например, мы знаем, что первые три дня Великого поста нужно полностью воздерживаться от пищи.
Великий пост в 2024 году
Типикон и инжир / | Все же остальные посты имеют обоснование не в канонах, а в типиконе и только со временем стали иметь общецерковную практику. |
Типикон и инжир | Первая неделя Великого поста такая же строгая, как и в вышеуказанных уставах. |
«Неправильно проведенный пост приведет к надрывно встреченной Пасхе» - | В 2023 году Великий пост отмечают с 27 февраля по 15 апреля включительно. |
О необходимости поста | Святитель Василий Великий предостерегает: «Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи. |
Что разрешается есть в Великий пост
За несоблюдение Великого поста священнослужители лишались сана, а миряне отлучались от Причастия. В 2023 году Великий пост отмечают с 27 февраля по 15 апреля включительно. Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне. В Великий четверг 2 мая 2024 года богослужения архиерейским чином – Часы, Изобразительны, Вечерня, Литургия совершатся в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Кирова.
Что такое Типикон, в чем суть и зачем он нужен современному мирянину
расскрываем кратко содержание и значение Устава церкви для православных и историю создания. Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния. Нарушившим Великий Пост хотя бы вкушением рыбы, кроме положенных двух Праздников, Типикон возбраняет Причастие в Святую Пасху и предписывает еще две недели покаяния. В 49 главе Типикона, посвященной богослужению Великого поста и подготовительных недель к нему говориться об этой седмице: «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Что говорит Типикон об Апостольском посте? – Telegraph | В первый день Великого поста, а также в страстную Пятницу Типикон предписывает полностью воздерживаться от пищи. |
Особенности поминовения Великим постом | Великий пост делится на две основные части – Четыредесятница (40 дней) и Страстная седмица. |
Почему не постимся? | С понедельника после Недели всех святых начинается Петров пост, установленный в честь первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня. |
Постное письмо № 15. Заложники совести
Подробнее о том, что разрешается есть во время Великого поста, — в инфографике ТАСС. Великий Пост. 1-я неделя Великого Поста — Торжество православия. С понедельника после Недели всех святых начинается Петров пост, установленный в честь первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня. Первый, второй и четвертый день Великого поста по Типикону держат строгий пост. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.