Ураза – мусульманский пост, который длится 30 дней. Пост, с точки зрения верующих, диетой не является. Но прежде чем поститься, необходимо учесть рекомендации врачей. Пост подразумевает отказ от продуктов животного происхождения: мяса, рыбы, яиц, масла, молока и пр. Все эти продукты заменяются растительной пищей, которая богата клетчаткой, витаминами, полезным растительным белком.
Как поститься без вреда для здоровья
Как поститься без вреда для здоровья - ТАСС | Пост – это источник телесного здоровья, при условии, конечно, соответствующего к нему отношения. А пост беременной женщины – это залог здоровья и ее будущего ребенка». |
Великий пост: польза и вред для здоровья | Польза поста для здоровья: о пользе питания в пост, развенчание мифов о посте, постная пища с точки зрения медицины. |
Что происходит с организмом, когда вы поститесь | | Соблюдать Великий пост намерены 13% россиян. |
Зачем и кому нужен пост? Неужели так важно, что именно я ем? - Православный журнал «Фома» | «Пост помогает избавиться от лишних килограммов – можно стать намного стройнее». |
Как правильно поститься, кому пост вреден и другие советы диетолога | 11 марта начался Великий пост, который продлится до 27 апреля. Как поддержать организм во время воздержания, рассказывает врач высшей категории, эксперт по питанию Марина Астафьева. |
Как поститься без вреда для здоровья
Здоровье. 7 марта начинается Великий пост — самый строгий из всех. Пост для пациентов больниц и клиник Как уже упоминалось ранее, пациенты освобождаются от поста. Приближается Великий пост, который предшествует празднованию Пасхи. Стоит ли поститься детям и в чем смысл 40-дневных ограничений, рассказали священник и гастроэнтеролог. Православный пост — это осознанные и добровольные ограничения, которые накладывает на себя человек. Пост помогает научиться подчинять желания разуму и воле, а разум и волю — слову Божию. Приближается Великий пост, который предшествует празднованию Пасхи. Стоит ли поститься детям и в чем смысл 40-дневных ограничений, рассказали священник и гастроэнтеролог.
Великий пост. Что важнее — аскеза или молитва?
Посмотрите на учителя, работающего на полторы ставки. Другие профессии, где имеются нервно-психические нагрузки, напряжение. В таких ситуациях белок нужен для работы мозга. Студенты, конечно, не все и не везде учатся интенсивно, но, например, в медвузах большая нагрузка, сложные предметы, много расходуется энергии. Беременные женщины, кормящие матери. Уже неоднократно и врачами, и православными священниками говорилось о важности молочной, белковой пищи для них.
А есть случаи, когда человек вообще поститься не может — служит в армии, на подводной лодке. Или лежит в больнице, ему принесли сосиску — и нет выбора. Кому-то, допустим, родственники или друзья передали что-то постное, это хорошо, а для большинства людей выбора нет. Есть и другие случаи необходимости — тюрьма. Список ситуаций можно расширить — школьная столовая, детский сад — здесь нет оснований делать трагедию по поводу нарушения поста.
А бывает, когда человек, особенно в возрасте, чувствует себя плохо без стакана кефира, например. Чувствует себя как больной, лежит, встать не может. Такая немощь тоже извинительна. Конечно, гипотетически, можно купить высококачественные постные продукты, но на это нет ни сил, ни денег… Белок, картошка и каша — Белок важен, как можно обходиться без него во время поста? Белок — это нервная деятельность, мышцы, иммунитет, кроветворение, дыхание, ферменты.
Здоровый человек или обладающий средним здоровьем с умеренной нагрузкой вполне месяц-два, а некоторые и всю жизнь, могут обходиться растительным белком. Стоит обратить внимание на то, что сейчас за счет современных технологий, глобализации есть большой рынок разных видов пищи. Это помогает многим, служит своего рода палочкой-выручалочкой, например, соевые продукты, морепродукты. Они позволяют недорого и полноценно питаться. Качественная пища — это совсем необязательно дорогостоящий изысканный деликатес.
Пожалуйста, бобовый суп-пюре — стоит копейки, добавьте пряности, зелень. Очень вкусно и полезно. Фасоль, чечевица, орехи, арахис. А бобовые или гороховые пасты, хумус? Можно дома самим приготовить: недорогой горох, разваривается.
Можно в духовке запечь, подержать в холодильнике и потом взбить на миксере. Да, это растительный белок, и его особенность в том, что ценность меньше, усвояемость ниже, его надо почаще есть, чтобы обеспечить поступление в организм. Чем полезно разнообразить стол? Питание это не только энергия, калории, как раз калорий достаточно и в куске сахара, и потребность в калориях мы перекрываем, нехватки в них мы не испытываем. Но есть нехватка других элементов — например, клетчатка, хорошие масла, белки.
Тушеные, печеные овощи, свежие фрукты. Всегда можно найти разумный подход, найти качественные и недорогие продукты. Еще раз подчеркну, что не нужно зацикливаться на чисто диетической стороне поста. Пост — это другой статус, другая литургия, другие молитвы, весь церковный устав меняется. Витамины и БАДы во время поста «Даже приходя в аптеку, мы должны понимать, что пришли не только в медицинское, но и коммерческое учреждение».
Стоит ли это делать? Это могут быть самые разные вещи — от полезных и жизненно необходимых до вредных, поэтому здесь нужен разумный подход. Я бы осторожно относился к тем продавцам, которые уж очень давят на психику, когда слишком много эмоций, слов в описании чудо-продукта. Эмоций много, а информации мало. Нередко пишут в аннотации: биодобавка сделана по древнейшему рецепту старцев или древних монахов, скажем.
Опять же много слов, но ничего конкретного. Потом надо смотреть на цену.
Польза поста с научной точки зрения Опубликовано 14. Все мусульмане мира встречают этот месяц с особым благоговением, ведь по сути он дает верующим новые силы, оживляет и укрепляет их духовный мир. Считается, что этот месяц дарует человеку единство в семье, счастье, изобилие, целомудрие и спокойствие, поэтому его всегда с нетерпением ждут. Некоторые начинают к нему готовиться заранее, за несколько месяцев.
В Таджикистане — относительно небольшой мусульманской стране, к Рамазану относятся с большим почтением. Все от мала до велика радуются наступлению этого священного периода. Еще за несколько месяцев люди начинают обсуждать между собой когда он наступит, как его будут встречать и так далее. В течение месяца таджики с большим воодушевлением соблюдают пост, помогают нуждающимся, бодрствуют по ночам, читая молитвы и Коран, просят Всевышнего простить их грехи. Почему Рамазан считается благословенным? Предписания ислама гласят, что в этом месяце Всевышний с честью и славой встречает своих рабов.
В Священном Коране говорится: «Рамазан - это месяц, в котором был ниспослан Коран, чтобы наставить человека на верный путь». Исламский пророк сказал: «Месяц «Раджаб» 7-ой месяц года по лунному календарю - это месяц Всевышнего, месяц Шаъбан 8-ой месяц года по лунному календарю - мой месяц, а месяц Рамазан - это месяц моих последователей». Ещё он сказал: «О народ! Месяц Всевышнего пришел к вам с благословениями, милостью и прощением, месяц, который превосходит для Бога каждый другой месяц, а его дни, ночи и часы превосходят все остальные дни, ночи и часы. Это месяц, когда Вы обращаетесь к Всевышнему, совершаете благодеяние, ваши души обретают покой в молитвах, а ваш сон - в поклонении. В нем ваши благие дела будут приняты и молитвы услышаны Всевышним...
Это лучшие часы - когда Всевышний прощает своих рабов». Толкование слова «Рамазан» Слово «рамазан» означает «обострение жары». В переводе с арабского оно означает «сжигать». Поскольку в это время прощаются человеческие грехи, этот месяц называется Рамазаном. Исламский Пророк сказал по этому поводу: «Однако яд Рамазана — это яд грехов». Поэтому месяц получил такое название, означающее сожжение грехов.
Рамазан - название одного из лунных месяцев, и единственного лунного месяца, упомянутого в Коране. В течение этого месяца были ниспосланы такие священные книги, как Коран, Евангелие, Библия и Псалом.
Это и обычная капуста, и брокколи, цветная капуста, кабачки, баклажаны, помидоры, корнеплоды — свекла, например. Источник белка, который чуть хуже усваивается, чем животный, но в пост — хорошее подспорье для полноценного питания. Важный принцип для питания в пост — разнообразие. Морепродукты допустимость в пост лучше уточнить у своего духовника. Помним и про такой источник белка и омега-3 полиненасыщенных жирных кислот, как мидии, креветки, кальмары. Этих и других «гадов морских» лучше брать в замороженном виде если нет доступа к свежим или охлажденным, конечно , а вот консервов стараемся избегать. Помним золотое правило: потребление больше 5 гр.
Источник полезных жиров, белка, многих минеральных веществ и витаминов. Берем и грецкие орехи, и миндаль, кешью, кедровый орех, фундук. Тут, правда, стоит помнить, что орехи — продукт очень калорийный, если на них налегать, можно выйти из поста поправившимся на пару размеров. Однако 30 — 40 гр. В пост можно позволить себе и чуть больше. Растительные масла.
Используйте время в период поста с пользой, переосмыслите ваши ценности, проанализируйте свой рацион, количество и качество пищи, которую вы едите. Прохождение поста поможет вам сократить свои порции в будущем, так как ваше желудок уменьшится в размерах. Поверьте, ваш организм скажет вам огромное спасибо в конце за то, что вы его не нагружали тяжелой пищей. Спокойствие — залог успеха!
Соблюдение поста — это своего рода покаяние, а так же осознанный отказ от всевозможных пищевых стимуляторов. Пожалуй, будут лишними нравоучения о том, что все наши болезни берутся от нервов, об этом нам говорят постоянно. Понять это можно, так как мы живем в непростое время, и постоянные нервные потрясения входят в повседневную норму. К сожалению, крайне проблематично оградить себя от всех ежедневных стрессовых воздействий. Как бы вы себя не настраивали, нервничать будете в любом случае и чтобы вы ни делали. А каждая эмоциональная неустойчивость, страх и переживания только ухудшают и без того неважное наше положение. Чтобы ликвидировать излишки нервных потрясений, многие люди начинают искать выход в чрезмерном употреблении алкоголя, кофе, энергетиков и прочей гадости. Женщины часто начинают активно есть сладкое, пытаясь «заесть» все свои проблемы и нервные переживания. Но ведь множество людей делает вышеперечисленные вещи ежедневно. Кофе в неограниченных количествах под шоколадку или пироженку, а вечером пивка под сигаретку, чтобы расслабиться после тяжелого трудового дня.
Как видите, на правильное питание не остается времени. И в результате получается печальная картина: молодежь выглядит как люди предпенсионного возраста с темными кругами под глазами. Подобный образ жизни очень сильно портит нашу нервную систему, губительно отражается на здоровье и существенно снижает запас жизненной энергии. День 8-15: привыкание К третьему этапу поста вы уже должны заметить, что тело привыкло к голоданию. Доктор Разин Маруф, консультант по анестезии и интенсивной терапии в больнице Адденбрукс в Кембридже, считает, что в этом есть и другие преимущества. Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Если употреблять слишком много калорий, тело не сможет бороться с заболеваниями и восстанавливаться «В повседневной жизни мы часто получаем слишком много калорий, а это может помешать организму выполнять некоторые его функции, как, например, восстановление. И этот дисбаланс корректируется во время поста, позволяя телу распределить внимание на разных своих функциях», — говорит он. День 16-30: детоксикация Ко второй половине поста организм полностью адаптируется. В этот период ваш толстый кишечник, печень, почки и кожа проходят через процесс детоксикации. Правообладатель иллюстрации Dr Razeen Mahroof Image caption Доктор Разин Маруф из клиники Адденбрукс в Кембридже считает, что длительный и регулярный пост — не самый лучший способ похудеть «На данном этапе функциональность органов должна выйти на максимальный уровень работоспособности.
Память и концентрация могут улучшиться, и у вас может появиться больше энергии», — объясняет Маруф. Такое случается, когда тело начинает действительно серьезно голодать и поэтому берется за «поедание» мыщц. Это происходит во время длительного и регулярного голодания в течение многих дней и недель», — продолжает он. Это уберегает от потери мышечной массы», — указывает врач. Кому рекомендуется периодически устраивать постное питание Людям, страдающим от лишнего веса и ожирения Если у вас вышеуказанная проблема, то соблюдение поста поможет вам частично решить проблему лишнего веса. Конечно, без дополнительных физических нагрузок вам не обойтись, но диета поможет вам сделать тот самый старт, без которого вам никак не обойтись. Кроме того, постная диета позволит вам вернуть ваш привычный вес, и вы его сохраните надолго, так как не подвергаете свой организм стрессу. Людям со слабой иммунной системой Если у вас ослабленный иммунитет, часто болеете и хватаете постоянно простуду, то постная диета именно для вас. Людям, страдающим от нехватки веса Если у вас болезненная худоба, то вам представляется уникальная возможность наладить метаболизм и дать своему организму временную передышку. Читайте также: Что такое проскомидия о здравии: значение и порядок совершения обряда Людям с заболеваниями желудочно-кишечного тракта В случае каких-либо проблем с ЖКТ, вы всегда сможете перейти на постное питание, так как легкая и здоровая пища будет способствовать восстановлению работы кишечника и желудка.
Из каких продуктов брать белок во время диеты? Многие не осведомленные люди, могут воспринять пост в штыки, мотивируя это тем, что без белка никак нельзя.
Пост как лекарство: что происходит с организмом постящихся
Великий пост – это время для духовного очищения путем отказа от различных продуктов. Если вы решите соблюдать пост, важно делать это не в ущерб здоровью. Истинный пост представляет собой единение поста духовного и поста телесного.
Влияние религиозного поста на здоровье человека
Великий пост и психология постящегося. Пост вреден для здоровья? Современный взгляд на пост: ограничения ради духовности. Пост подразумевает отказ от продуктов животного происхождения: мяса, рыбы, яиц, масла, молока и пр. Все эти продукты заменяются растительной пищей, которая богата клетчаткой, витаминами, полезным растительным белком. От чего воздержаться в пост, решайте сами. Хотя религиозный пост зачастую используется верующими как период большого духовного роста, не следует забывать, что это время одновременно можно использовать и для улучшения состояния здоровья.
Постимся на здоровье. Чем полезна постная пища и какие у нее преимущества?
Пост и здоровье сердца. Наиболее важное преимущество поста заключается в том, что голодание также полезно для здоровья сердца, то есть у человека улучшается работа сердечно-сосудистой системы. Пост – это практика аскетизма, во время которой человек освобождается от дурных помыслов и намерений, воздерживаясь от привычных грехов и пороков. Пост хотя бы на какое-то время прерывает эти негативные процессы. Повторюсь: с медицинской точки зрения, если человек соблюдает наши традиционные святые посты, это очень положительно сказывается на его самочувствии, на его здоровье. Пост и здоровье. Многие сторонники постов в качестве контраргумента утверждают, что животный белок можно равноценно заменить на растительный: рапс, сою, бобовые.
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
Из своего рациона вы должны полностью исключить пищу животного происхождения: яйца, рыбу, птицу и всю молочную продукцию. Как правильно поститься Чтобы оздоровить свое тело, давайте определимся с основными условиями, которые помогут нам достигнуть намеченной цели: Умеренное питание! При соблюдении любого поста вы должны быть умеренными в еде. Чтобы подготовить себя к этому, вы должны морально быть готовы к ущемлению своих желаний. Смысл поста, не в обделении себя самыми вкусными продуктами навсегда.
Стоит понимать, что это временная мера, для улучшения своего здоровья. Используйте время в период поста с пользой, переосмыслите ваши ценности, проанализируйте свой рацион, количество и качество пищи, которую вы едите. Прохождение поста поможет вам сократить свои порции в будущем, так как ваше желудок уменьшится в размерах. Поверьте, ваш организм скажет вам огромное спасибо в конце за то, что вы его не нагружали тяжелой пищей.
Спокойствие — залог успеха! Соблюдение поста — это своего рода покаяние, а так же осознанный отказ от всевозможных пищевых стимуляторов. Пожалуй, будут лишними нравоучения о том, что все наши болезни берутся от нервов, об этом нам говорят постоянно. Понять это можно, так как мы живем в непростое время, и постоянные нервные потрясения входят в повседневную норму.
К сожалению, крайне проблематично оградить себя от всех ежедневных стрессовых воздействий. Как бы вы себя не настраивали, нервничать будете в любом случае и чтобы вы ни делали. А каждая эмоциональная неустойчивость, страх и переживания только ухудшают и без того неважное наше положение. Чтобы ликвидировать излишки нервных потрясений, многие люди начинают искать выход в чрезмерном употреблении алкоголя, кофе, энергетиков и прочей гадости.
Женщины часто начинают активно есть сладкое, пытаясь «заесть» все свои проблемы и нервные переживания. Но ведь множество людей делает вышеперечисленные вещи ежедневно. Кофе в неограниченных количествах под шоколадку или пироженку, а вечером пивка под сигаретку, чтобы расслабиться после тяжелого трудового дня. Как видите, на правильное питание не остается времени.
И в результате получается печальная картина: молодежь выглядит как люди предпенсионного возраста с темными кругами под глазами. Подобный образ жизни очень сильно портит нашу нервную систему, губительно отражается на здоровье и существенно снижает запас жизненной энергии. День 8-15: привыкание К третьему этапу поста вы уже должны заметить, что тело привыкло к голоданию. Доктор Разин Маруф, консультант по анестезии и интенсивной терапии в больнице Адденбрукс в Кембридже, считает, что в этом есть и другие преимущества.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Если употреблять слишком много калорий, тело не сможет бороться с заболеваниями и восстанавливаться «В повседневной жизни мы часто получаем слишком много калорий, а это может помешать организму выполнять некоторые его функции, как, например, восстановление. И этот дисбаланс корректируется во время поста, позволяя телу распределить внимание на разных своих функциях», — говорит он. День 16-30: детоксикация Ко второй половине поста организм полностью адаптируется. В этот период ваш толстый кишечник, печень, почки и кожа проходят через процесс детоксикации.
Правообладатель иллюстрации Dr Razeen Mahroof Image caption Доктор Разин Маруф из клиники Адденбрукс в Кембридже считает, что длительный и регулярный пост — не самый лучший способ похудеть «На данном этапе функциональность органов должна выйти на максимальный уровень работоспособности. Память и концентрация могут улучшиться, и у вас может появиться больше энергии», — объясняет Маруф. Такое случается, когда тело начинает действительно серьезно голодать и поэтому берется за «поедание» мыщц. Это происходит во время длительного и регулярного голодания в течение многих дней и недель», — продолжает он.
Это уберегает от потери мышечной массы», — указывает врач. Кому рекомендуется периодически устраивать постное питание Людям, страдающим от лишнего веса и ожирения Если у вас вышеуказанная проблема, то соблюдение поста поможет вам частично решить проблему лишнего веса. Конечно, без дополнительных физических нагрузок вам не обойтись, но диета поможет вам сделать тот самый старт, без которого вам никак не обойтись.
Почему не рекомендуют строго поститься пожилым В пожилом возрасте следует внимательно относиться к своему здоровью, поддерживать и укреплять его, полноценно и сбалансировано питаться. К этому возрасту, как правило, вырабатывается определенный режим питания, пищевые предпочтения. Резкий отказ от привычного питания для неподготовленных людей может стать стрессом для организма и спровоцировать обострение хронических заболеваний или добавить новых. Как пожилому человеку подготовить свой организм к посту? Приучать себя поститься следует постепенно, начиная с одного-двух постных дней в неделю, обращая внимание на состояние здоровья в этот день, чтобы подготовить организм к более длительному пощению. Если все-таки решение о соблюдении длительного православного поста принято, то нужно грамотно подойти к подготовке — за несколько дней до начала поста изучить и продумать список продуктов и блюд, чтобы максимально обезопасить себя от ухудшения здоровья, упадка сил, постепенно переходя на крупы, фрукты и овощи. В период поста пожилым людям желательно минимизировать активные физические нагрузки, так как из-за низкой калорийности блюд во время поста, организму просто негде будет брать сил.
Как мы знаем, растительная пища богата микроэлементами, клетчаткой, витаминами, белками и в принципе может заменить животную пищу на какой-то период, но пожилым людям необходим кальций, содержащийся преимущественно в молочных продуктах и мясе для укрепления костей, железо — его дефицит в течение длительного срока может привезти к анемии, животные жиры и жирные кислоты, необходимые для работы головного мозга, усвоения необходимых организму микроэлементов. Ограниченный режим питания может быть вреден для организма. Поэтому, во избежание серьезных проблем со здоровьем во время поста лучше, как и рекомендует церковь, отказаться от одного вида продуктов, например мяса, либо сократить продолжительность поста. А если состояние здоровья все-таки ухудшилось, то необходимо и вовсе отказаться от поста, вернувшись к привычному образу жизни и питанию. Людям, которым по состоянию здоровья назначено лечебное питание, не следует менять диету самостоятельно, а можно лишь подкорректировать, но с учетом всех рекомендаций врача.
Эти строгие ограничения являются очень полезными для постящегося, так как душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержанным в пище Прп. Авва Пимен Великий. Христианский пост в советский период нашей истории многократно подвергался нападкам и нареканиям. В настоящее время положение изменилось.
Для уже давно постящихся людей не встает вопрос о пользе поста, а вот у новоначальных таких вопросов, как правило, возникает много. Главный из них — не наносит ли себе вреда постящийся, ограничивая себя в тех или иных привычных продуктах питания? Попытаемся ответить на эти вопросы, а для этого окунемся в мир растительных продуктов и расскажем о них. Белки являются необходимым строительным материалом для всех органов и тканей нашего организма, структурными компонентами всех наших клеток. Однако содержание белков в них ниже, чем в продуктах животного происхождения. Пищевая ценность белков сои также не уступает мясным продуктам. В целом, растительные белки фасоли могут полностью заменить белок мяса. Орехи и грибы также являются важным источником белка в пост. Грибы содержат также экстрактивные вещества, способствующие выделению пищеварительных соков.
В составе грибов имеются витамины и минеральные соли.
Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях. И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение.
Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни"... Игумен Никон Воробьёв : В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения.
Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел ecи жертвы — дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен.
Почему искушения во время поста усиливаются Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения. Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы: 1 подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом, 2 духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, - и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство. Иоанн Кронштадтский: "Если бывает радость на небесах об одном грешнике кающемся Лк.
И как много содействуют этой их радости священники, тщательно, отечески исповедующие своих духовных чад! Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенной силой свирепеют во время поста и с особенной лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенной силой стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии. Kто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения Таинства Покаяния?
Время Четыредесятницы — время борьбы, подвигов против врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами. Таково оно должно быть по смыслу Церкви. Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его Словом Божиим.
Kто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни". На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. Соблюдение поста христианином — не добродетель, но долг послушания Богу.
А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Макарий Оптинский: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь Мф.
То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать. Это не есть добродетель, но долг. За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание».
Однажды одна дама в разговоре со святителем Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. Святитель ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала! А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец.
Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь — пустяки, неважная вещь! Феофан Затворник: "Где же это нашли такой устав о посте? Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним.
Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты. Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок. Бедный пост!
Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то?
Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом — не мало, но, как говорит о себе апостол Павел, «в пощениих многащи», и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует.
Нарушением поста потерян рай — подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Св. Церковь сердобольная, разве мачеха нам?
Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе.
Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг.
Мало-мальски у кого западет забота о душе — сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение.
Уж где чрево пишет законы, там бог — чрево. Кому бог — чрево, тот враг Креста Христова. Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога".
Иоанн Кронштадтский: "Kто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей от невоздержания и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне постясь сорок дней и ночей , тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности?
Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Kак не хотеть!
Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков праведность и мир и радость во Святом Духе Рим. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия 1 Kор. Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь?
Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему?
Возможно ли работать Богу и маммоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть? Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным?
Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питью и прочим земным благам? Kак же после этого говорить, что есть скоромное в посте не важно?
Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него". Амвросий Оптинский: О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «за неверствие ваше» Мф.
Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся; Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни» Мк. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т.
Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом. Иоанн Златоуст: «Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом… Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост; познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому-то и сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения.
Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост. И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь.
Рассуждение в деле поста Святые отцы учат, что нужно, обязательно соблюдая пост, держаться среднего, умеренного, царского пути, не уклоняясь ни налево, в самовольные послабления, ни направо, в неумеренные подвиги, из которых вместо пользы возникают самомнение, высокоумие, гордость, прельщение нерассудительного и несмиренного подвижника. Пост должен соответствовать и физическим силам христианина, не подрывать здоровье, а разумным ограничением способствовать победе над плотскими и душевными страстями и укреплению смиренного воззрения на себя. Амвросий Оптинский: "Описываешь, как прежде в подобном случае пост тебе помог, и просишь благословить тебе взяться опять за то же, если брань не отойдет.
А у тебя пост соединен с высокоумием и преслушанием: какая же может быть от того польза? При слабом твоем здоровье безрассудные и самочинные подвиги могут только до конца расстроить тебя и сделать ни к чему не потребною, а от брани можешь получить облегчение только смиренным покаянием и смиренным призыванием помощи Божией, при послушании и умеренном воздержании. Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания.
Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. Готовясь к причастию, должна употреблять кроме болезни пищу без масла; накануне причастия, после повечерия, ничего не вкушается.
В другие дни, после всенощной, здоровые и крепкие также не должны ничего вкушать, а слабые и немощные да соображаются с своею немощью: если могут, пусть потерпят, а если не могут, пусть вкушают мало и смиряются за это и за немощных и неисправных себя считают". Макарий Оптинский:... Спрашиваете: как проводить сей святой пост в отношении пищи?
Если согласно с Типиконом, то находите, что для N. На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно, и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу. Но надобно иметь рассуждение, которое святые отцы называют "око некое души и светильник".
Сие учит человека оставлять безмерие и путем царским шествовать... Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление. Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут и пребывают через то в бездействии, ответа не дадут за опущение.
А которые обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав, нежели сухоядение. Дело другое, когда говеете, т. В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: "кроме немощи"; и не есть ли это немощь, когда тело изнеможет от поста и неспособно будет к исполнению важных обязанностей?
О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Иоанн Кассиан Римлянин: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило; поелику не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост силою не одной души, как прочие добродетели. И потому, поелику он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и силою тела, то … различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа.
Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь». Феофан Затворник: «Закон постничества такой — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила». Диадох: «Об изгнании излишнего воздержания, чтоб тело оставалось крепким для подвигов духовных.
Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием делает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою м. Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа».
Игнатий Брянчанинов : "Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его".
Иоанн Златоуст говорит для тех, кто не может воздерживаться от пищи так строго, как это предписано Уставом Великого поста: "Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол.
Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей.
А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них , когда не будем пользоваться врачевством поста". Феофан Затворник: "С постом!
Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно. Не слишком налегайте. Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать.
Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями. Малая кривость там большою угрожает бедою.
Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни.
Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать.
И то у вас постоянно великий пост. Ввиду сего зла пощение ваше не могу назвать добрым. Приведите его в меру.
В текущую Пятидесятницу держите стол по уставу или применительно к нему. И на все последующее время облегчите пост. Вам такой совершенно не нужен.
Мне вас очень жаль; но говорю так о посте не из жалости, а по уверенности, что вам от него пользы особенной нет, а самопрельщение близко — беда великая и превеликая! Кто против поста? Пост — одно из первых дел монаха и христианина.
Но против поста неумеренного нельзя не восставать. Этот пагубен. Только пустую молву возбуждает вне и тщеславие внутрь.
Всегда так и бывает. Стань ударять на внешние подвиги, тотчас в гордыню духовную попадешь. А врагу-то и надодь.
Ну, матушка, подбавь, подбавь. И матушка из всех сил! Думает, что Богу угождает, а на деле врага потешает и чирей тщеславия раздувает и расширяет.
Пишу вам все сие несладкое ради опасности, в коей находитесь. Хочу направить на умеренный пост, который бы держал вас в смиренных чувствах. А то вы не знать куда залетите.
Об этом с кем хотите потолкуйте, все то же скажут. Покривить свое внутреннее неразумным внешним не долго, а опять его наладить как следует — не вдруг наладишь. Само же пощение благословенно.
Меньше есть да меньше спать — хорошее дело. Все же в меру надо. И к тому же душу должно ограждать глубоким смирением.
Со святым постом поздравляю. Благослови вас, Господи, провесть его душеспасительно. Да смотрите, здоровья не расстройте.
He покормишь лошадку — не повезет. Конечно, надо желать, чтоб начатое вами никогда не изменялось и обратилось в закон жизни. Подвиги телесные тем сподручны нам, что тело ко всему может привыкнуть.
Пока не привыкнет, кричит, а когда привыкнет, замолчит. Вот и предел трудов над телом. Тело — раба послушная, но надо его вышколить.
Ну школьте, только в меру. Труд же над душою конца не имеет. Относительно поста действуйте с полною свободою, применяя все к главной цели.
Когда приутяжелить, когда приоблегчить можно, смотря по нужде. Пост не цель, а средство. Лучше не связывать себя в сем отношении неизменным постановлением, как бы узами: а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления, но и без жестокости, доводящей до изнеможения".
Послабления поста Согласно 69-му Правилу апостолов для «немощных», то есть слабых здоровьем, разрешается послабление поста. Как поясняет святитель Филарет, митрополит Московский, это дозволительно, потому что «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».
Многое зависит от степени болезни и крепости здоровья человека. Вот какие советы дает святитель Феофан Затворник: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит.
Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки. А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь».
Никакого нет греха употреблять в пост, когда того требует состояние здоровья". Не должно привязываться даже к святым правилам, а держать себя в отношении к ним с полною свободою, распоряжаясь ими разумно. Не беда, если и еще что прибавите, только не в угоду плоти, а по нужде".
И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья». В книге «Древние иноческие уставы» описывается следующий случай. В монастыре преподобного Пахомия два монаха, по болезни, дошли до истощения и попросили мяса.
Ухаживающие отказали им по той причине, что монахи не должны есть мясо. Когда преподобный Пахомий узнал об этом, то отругал ухаживающих и для восстановления телесных сил больных накормил их мясом. Если пост сильно истощает организм больного человека, то, конечно же, необходимо поддержать его пищею.
Если достаточно употребление в пищу рыбы, или, скажем, молочных продуктов, то дальше не нужно послаблять. Если необходимо мясо, тогда оно будет уже лекарством. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная».
Известно, что великие подвижники и Божии угодники относились к посту не по-фарисейски и не как к самоцели. Они пользовались им, как средством. Если человек болеет и ему для поддержки телесных сил необходима рыба или скоромная пища, — то принятие их не будет нарушением поста.
Если поставляется целью чисто внешнее, буквенное его соблюдение, не учитывающее состояния здоровья, — то это ложное понятие о посте, фарисейское. Нужно не буквально, по-книжнически и фарисейски, исполнять церковные постановления, а постигать их дух". Игнатий Брянчанинов : Св.
Исаак Сирский в 10-м слове говорит: "… да не простреши ноги твоея выше силы, да не отнюдь празден будеши". Этот премудрый совет великого наставника монашествующих вполне может быть приложен Вам; потому что воздержанием, несоответствующим силам Вашим, Вы можете привести себя окончательно в слабость, лишитесь церковной службы и обществу Вашему, которому теперь приносите некоторую услугу, будете служить обременением.
Пост — это не диета: врачи о пользе поста
11 марта начался Великий пост, который продлится до 27 апреля. Как поддержать организм во время воздержания, рассказывает врач высшей категории, эксперт по питанию Марина Астафьева. Можно ли похудеть во время поста. Пост – это не только религиозная обязанность, но и польза для здоровья. Пост для пациентов больниц и клиник Как уже упоминалось ранее, пациенты освобождаются от поста. На протяжении многих лет проводились исследования, которые позволили оценить влияние поста на человека и его здоровье в целом.