Юрий Гагарин перед полетом в космос. Кадр из документального фильма «Первый рейс к звездам». 108 минут, которые Юрий Гагарин провел в космосе на корабле «Восток», изменили мир и положили начало целой исторической эпохе.
Первому полету человека в космос 60 лет!
Рекорды советской космонавтики не ограничивались пилотируемыми полетами: Алексей Леонов 18 марта 1965 года стал первым человеком, вышедшим в открытый космос в полёте корабля «Восход-2». 16 июня 1963 г. на космическом корабле «Восток-6» совершила полёт первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Рекорды советской космонавтики не ограничивались пилотируемыми полетами: Алексей Леонов 18 марта 1965 года стал первым человеком, вышедшим в открытый космос в полёте корабля «Восход-2». Первый полет в космос сделал Юрия Гагарина, наверное, самым знаменитым человеком на этой планете, космонавт посетил множество стран, ему вручали ордена и ключи от городов, прием в его честь устроила английская королева.
От Алматы до Гаваны: как реагировали жители Земли на первый полет Гагарина в космос - фото
Первый полет в космос сделал Юрия Гагарина, наверное, самым знаменитым человеком на этой планете, космонавт посетил множество стран, ему вручали ордена и ключи от городов, прием в его честь устроила английская королева. Первый полет человека в космос подразумевал много проблем и трудностей. После первого полёта в космос Юрий Гагарин стал не просто кумиром и самым главным гостем во всех странах мира. Смотрите видео онлайн «Полет Гагарина в космос поминутно» на канале «РБК» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 12 апреля 2023 года в 17:52, длительностью 00:02:24, на видеохостинге RUTUBE. Осуществление полёта человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством».
Первый полёт человека в Космос был совершен 63 года назад
Собаки-космонавты со своим потомством Это был не последний запуск с пассажирами в виде собак. Но именно благодаря ему ученые пришли к выводу, что нахождение живого существа на орбите Земли в течение определенного времени не вызывает каких-либо патологий. Почитать обо всех пушистых героях можно здесь. Формирование отряда Теперь, понимая, что человек может выдержать полет в космос, возник другой вопрос: кого отправить? Медики утверждали, что полететь должен специалист по авиационной медицине. Инженеры настаивали на полёте конструктора космической техники. Но выбор остановили на летчиках истребительной авиации: они имеют хорошую физическую подготовку, обладают разносторонним образованием, что позволяет выполнять разные роли при полёте. Параметры были следующими: возраст до 35 лет, рост до 175 см, вес до 75 кг по другим данным рост не больше 170 см, вес не больше 70 кг, не старше 30 лет. При первичном отборе были просмотрены 3461 человек.
Для первичной беседы — 347. По результатам первичной беседы и амбулаторного исследования для прохождения дальнейшего исследования в Москве были допущены 206 кандидатов. Полностью все этапы проверки прошли 29 человек. В первый отряд космонавтов взяли 12 человек и добрали ещё 8 в течение нескольких месяцев. Проверялась психологическая подготовка: кандидаты проводили по несколько суток в сурдокамерах. Влияние таких камер на человека непредсказуемо. Один из испытуемых рассказывал, что камера крутится вокруг своей оси. К сожалению, для одного из кандидатов данное испытание стало последним.
Самым молодым из отряда космонавтов был Валентин Бондаренко. На момент зачисления ему было 23 года. В конце ему разрешили снять медицинские датчики. Протерев места их крепления ваткой, смоченной спиртом, он неосторожно выбросил его и попал на раскаленную электроплитку. Огонь практически мгновенно распространился в на всю камеру из-за повышенной концентрации кислорода. Открыть быстро камеру не получалось из-за пониженного давления.
Особого внимания заслуживает корабль-спутник из серии «Восток», на котором и был совершен первый полет Гагарина в космос. Сам аппарат выводится многоступенчатой ракетой-носителем, от которой он должен отделиться, достигнув нужной высоты. Корабль состоял из двух частей: кабины, в которой расположены системы обеспечения жизнедеятельности и пульт управления, и второго отсека с тормозным двигателем и прочими приборами. В кабине находится кресло, в которое встроена катапульта, отделяющая его от корабля.
Помимо этого, кресло снабжено запасом провианта и медикаментов, рацией и даже спасательной лодкой на случай вынужденной посадки на воду. Как известно, оболочка корабля, находящегося в плотных слоях атмосферы, нагревается до невероятной температуры, поэтому была предусмотрена специальная система термозащиты корпуса, а иллюминаторы сделаны из жаропрочного стекла. Можно сказать, что средство доставки первого космонавта на орбиту было абсолютно технологически революционным для своего времени. А вопрос его безопасного возвращения был продуман до мелочей.
Информация была распространена по всем каналам агентства. После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. Попробуем представить, что же происходило в этот день в городе Балашове и районе, какие чувства испытывали наши земляки - балашовцы, узнав о полете первого человека в космос. Многие жители города и района, как и большинство граждан Советского Союза, узнали о событии сразу из сообщения ТАСС, которое прозвучало по радио в 10 час.
Это сообщение в живой записи приняли и сотрудники редакции газеты «Балашовская правда». Сегодня мы можем лишь догадываться, в каком темпе выпускался этот номер. Корреспондент рассказывает: «Необычная картина наблюдалась и в городской типографии. Прямо около плоскопечатных машин, с которых слетали пахнущие свежей краской газетные листки, стояла бригада почтальонов городской конторы связи. И уже когда на землю спускались апрельские сумерки, начальник отдела доставки Н. Илясова немедля отправляла своих вестников счастья и новостей к подписчикам центральной части города. Свежую газету в этот вечер получили многие жители улиц Ленина, Сталина до революции улица Троицкая, в октябре 1961г. В почтовые ящики этот номер не опускался.
Стук в дверь квартиры: «Вам газета. Экстренный выпуск! В номере газеты, наряду с официальными сообщениями о полете, поздравлением Ю.
Береговой произвёл 28 боевых вылетов, из которых 15 раз водил группы от 6 до 9 единиц и все разы точно выводил на цель». В это время Георгий Тимофеевич был заместителем командира эскадрильи 90-го гвардейского штурмового полка. В соответствии с той же характеристикой данным подразделением с марта по сентябрь было «уничтожено 158 автомашин с разными грузами, 27 танков противника, сбито в воздушном бою летчиками и стрелками 3 самолёта противника, уничтожено 4 артбатареи, взорвано 2 склада с боеприпасами, 13 повозок с разными грузами». К концу войны Георгий Береговой в воинском звании гвардии капитана стал командиром эскадрильи с огромным боевым опытом и множеством наград. В частности, приказом от 14 января 1945 года он был награждён орденом Отечественной войны I степени. В разделе также представлены документы из личного дела фронтовика и лётчика-испытателя Марка Галлая. Хотя он не посещал орбиту планеты, в первом отряде космонавтов он стал инструктором-методистом по пилотированию космических кораблей.
Его боевой путь начался в июле 1941 года, когда он стал лётчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы. Он участвовал в боевых действиях по отражению ночных атак немецких бомбардировщиков на столицу. Впоследствии он сам воевал в бомбардировочной авиации. Например, в наградном листе от 11 марта 1942 года с представлением его к ордену Красного Знамени написано: «…как всесторонне развитый лётчик, быстро освоил тактику бомбардировочной авиации; в начале летал ведомым, а в последнее время — ведущим». В его характеристике от декабря 1946 года отмечается: «За отличное выполнение боевых заданий награждён двумя орденами Красного Знамени, медалью «За оборону Москвы» и имеет благодарность товарища Сталина». После войны майор Марк Галлай стал испытывать новый советский реактивный самолет. Большую роль в подготовке космонавтов к первому полёту сыграл другой участник Великой Отечественной войны — Николай Каманин. Войну он встретил в должности командира 4-й авиационной бригады Среднеазиатского военного округа. Согласно служебной характеристике от 31 июля 1941 года Каманин «…за время командования авиабригадой проявил себя достаточно волевым командиром, свои знания может передать подчинённым». С июля 1942 года и до окончания войны он находился на фронте.
Российские космонавты впервые в 2024 году вышли в открытый космос
Прежде чем стать первым в космосе, Гагарин прошел отбор из трех тысяч кандидатов. Первый полет человека в космос состоится не раньше 2017 года. Легендарный первый полёт человека в космос, осуществлённый 12 апреля 1961 года — великое событие не только для СССР и его правопреемницы России, но и для всего мира.
Первый в космосе: как мир отреагировал на полет Юрия Гагарина - фото
Гордо они стояли на сцене и с воодушевлением говорили о том, что их «лучшие годы были потрачены на великое дело». Для этих героев честь «быть последней ступенью государственного контроля за качеством техники», запустившей в космос первого в мире человека. К поздравлениям инженеров «Востока» присоединилось и молодое поколение, а именно сегодняшние космонавты «Роскосмоса». Очевидно, развитие космоса в России сегодня находится в надежных руках. Тема освоения космоса в его понимании смежна с темой патриотизма и памяти о великих подвигах: «С этой памятью вы найдете дорогу верную. И пока мы помним — мы будем жить! В 1945 году Советский Союз пришел в состояние разрухи после одержанной победы над фашизмом, однако уже в 1961 году он отправил в космос первого человека в мире.
Выпускающие редакторы хватались за голову, пытаясь хоть чуть- чуть разнообразить тон поступающих от зарубежных собкорров ТАСС заметок. Примечательно, что первым журналистом, написавшим о Гагарине, тоже был тассовец. В середине 50-х годов Евгений Иванов, впоследствии заместитель генерального директора ТАСС, работал в Саратове в областной комсомольской газете. Он выпустил репортаж "Один день на аэродроме", одним из героев которого стал учащийся индустриального техникума, член местного аэроклуба Юра Гагарин, совершивший тогда свой первый самостоятельный полет на Як-18. В своей книге "Дорога в космос" космонавт Ч 1 признался, вспомнив ту публикацию: "Первая похвала в печати многое значит в жизни человека".
Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:53 на 106-й минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное. Запуск первого космонавта планеты Юрия Гагарина стал возможен во многом благодаря Сергею Павловичу Королеву - одному из основных создателей советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигуре в освоении человеком космоса, основателю практической космонавтики. За подготовку первого полёта человека в космос С. Королёв был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда. Вслед за первым полётом Ю. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле "Восток-2" был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять - скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4", пилотируемых космонавтами А. Николаевым и П. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь.
Международный день полета человека в космос ежегодно отмечается на глобальном уровне, чтобы напомнить о важном вкладе космической науки и техники в повышение благосостояния государств и народов. В ООН приветствуют стремление человечества сохранить космическое пространство для мирных целей.
Они могли быть на месте Гагарина. Пять историй о первом отряде космонавтов
Наконец старт состоялся. Обо всем этом уже вскоре было объявлено по радио, телевидению, в газетах, и весь мир узнал имя героя — Герман Степанович Титов. Но для меня, моих коллег по работе он был просто Гера — молодой, стройный старший лейтенант, всегда приветливый, с красивой волнистой шевелюрой. Я никогда не забуду то утро 6 августа перед стартом. Гера, облаченный в кажущийся со стороны довольно неуклюжим оранжевый космический «костюм», садится в голубой автобус. А я стою около МИКа — монтажно-испытательного корпуса второй площадки Байконура, и шепчу как заклинание: «Вернись живым! Новость о том, что космонавт благополучно приземлился возле селения Красный Кут — не так далеко от места посадки Гагарина, — встретила восторженно. Тогда все вокруг, кто находился на Байконуре, чувствовали себя счастливыми. Мы не подвели! Он никогда не отказывался встретиться с нами — членами общественной организации участников подготовки первых пилотируемых полетов, — 12 апреля, в наш святой день празднования очередной годовщины полета Ю. Таких встреч было несколько.
Запомнился приезд Титова к нам в ОКБ в 1963 году — в день 60-летия академика Алексея Федоровича Богомолова, главного конструктора радиотехнических систем для обеспечения космических исследований и полетов. На память в моем домашнем архиве сохранилась фотография, сделанная тогда. А еще не забуду, как за праздничным столом Герман со смехом рассказывал о забавном эпизоде, связанном с завершением его легендарного полета. Перед самым приземлением на парашюте Титов открыл забрало шлемофона. Но лишь позднее понял, что делать этого не стоило. Когда космонавт уже коснулся ногами твердой опоры местом посадки оказалось поле , налетел порыв ветра и потянул парашют в сторону.
И они рассказывали, что испытывали высотные скафандры. И вот американцы взяли фамилии людей из этой группы, и выдали их за космонавтов.
Но вопросы остались. Что на самом деле произошло с Владимиром Ильюшиным? Он в 1959 году установил мировой рекорд высоты полета на самолете, о нем очень много писали. И вот он в 1960 году неожиданно пропадает из виду. Все было просто: 8 июня 1960 года он попадает в автоаварию по пути из Москвы в Жуковский, и долгое время лечился. Ему в этом году присвоили звание героя Советского Союза, и он приходил на костылях на вручение. И, видимо, кто-то увидел, и пошли сплетни, что он неудачно слетал в космос. Хотя он сам всегда это опровергал" - вспоминает Симонов.
Юрий Гагарин в Большом Кремлевском дворце, 1961 год. Его друзья услышали об этом в эфире зарубежной радиостанции. А ты живой? Я слышал, ты умер" — "Нет, говорю, живой! Кирюшин из тех, кто делал все, чтобы космонавты не погибли. Более 20-ти лет он официально значился то простым лаборантом, то механиком при институте космической медицины. Только в начале 1990-х стало возможно вслух говорить о его работе, и он получил звание героя России. Бог знает, что может случиться: может, молнию оторвет, может, шлем, а может, и голову", - пояснил Кирюшин.
Трагедий среди испытателей не счесть, двенадцатикратные перегрузки и экстренное катапультирование выдерживают не многие. Частая травма — перелом позвоночника. До последнего никто не знает, как поведет себя человек в космосе. Считается, что в состоянии невесомости он просто сойдет с ума. У Гагарина вся панель управления кораблем заблокирована. Код находится в специальном конверте, невменяемый пилот не сможет его расшифровать. До последней минуты успех полета под вопросом. Но как можно развивать такую новую отрасль как космонавтика, не проводя экспериментов с людьми?
Это невозможно, поэтому, несмотря на всякие международные акты, у нас была группа испытателей, которая этим занималась", - рассказал Евгений Кирюшин. Вадим Лукашевич написал не одну книгу о космонавтике. Он считает, что американцы, распространяя слухи о советских неудачных запусках, не хотели принизить достижения страны Советов. Наоборот, их пугала такая информация. В период холодной войны они пристально следили за русскими. Вплоть до того, что бы не сказали, откуда стартовали. Мы стартовали с Тюо Тама, а сказали, что с Байконура, а это сотни километров в сторону. И американцы узнали место старта по баллистическим расчетам, посмотрев откуда взлетела ракета.
Гагарин - первый человек в космосе, но по правилам международной ассоциации, для того, чтобы зарегистрировать рекорд, он должен был взлететь в корабле, и сесть в корабле.
Ивановский , отвернув гайки с замков, запирающих люк, поправил специальный электрический контакт прижима крышки, сигнализирующий о нормальном закрытии люка, и вновь запер люк. Позже Ивановский вспоминал: Заметил, что Юрий, чуть приподняв левую руку, внимательно смотрит на меня в маленькое зеркальце, пришитое на рукаве, и тихонько насвистывает мотив песни: « Родина слышит, Родина знает… » [33] Титову объявили, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. Фамилия человека, который первым покинет планету, теперь известна окончательно — Гагарин.
Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур ; позывной Гагарина был «Кедр» [29]. При старте Ю. Гагарин произнёс ставшее знаменитым « Поехали! Почтовая марка Азербайджана, 2011 Траектория полёта «Восток-1».
Ракета-носитель « Восток » проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма таймера , но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой апогей оказалась на 100 км выше расчётной. В случае отказа тормозного двигателя сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять, по разным оценкам, от 20 до 50 дней [13] [14] [15]. На какой-то момент после взлёта полностью пропала связь с кораблём — из-за помех, возникших от огромной скорости ракеты [34] Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах.
Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв её, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру — главному научному советнику президента Кеннеди. Предстоял доклад президенту — русские опередили американцев. На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом.
Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон [29]. Спуск и посадка[ править править код ] В 10:25:34 МСК , после облёта земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка ТДУ. В конце полёта ТДУ конструктора Исаева проработала успешно, но отключилась на секунду раньше из-за закончившегося горючего [36] , в результате чего автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков.
В результате корабль получил вращение со скоростью 1 оборот в секунду, продолжавшееся в течение 10 минут до входа в атмосферу [31]. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека [29]. Спуск происходил по баллистической траектории как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и « Восход » , то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки — температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов, а сама кабина начала потрескивать [36].
Крышка, отделившаяся на высоте 7 километров, падала на Землю отдельно, без парашюта. На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался , после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно [29] по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток». После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух при надевании скафандра вытяжной трос открытия клапана попал под оболочку скафандра и дополнительно был прижат ремнём привязной системы , так что Гагарин чуть не задохнулся [15] [13] [29]. На высоте 3 км раскрылся дополнительный парашют; сначала он вывалился, не раскрывшись, однако порыв ветра наполнил его [29].
Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в поле, в 1,5-2 километрах от берега [15] [14] [13] [37] [38]. Погода была отличная. Небольшая облачность, солнце, ветерок.
И когда надо мной раскрылся парашют и я ощутил крепкие стропы — запел! Запел во весь голос, что называется — на всю Вселенную: «Родина слышит, Родина знает, где в облаках её сын пролетает…» [39] [40]. Из-за сбоя в системе торможения Гагарин приземлился не в запланированном месте, а в Саратовской области , недалеко от села Смеловка.
Следящая антенна бортовой системы радиоуправления Разработки РКС помогли вывести корабль «Восток-1» на орбиту НИИ-885 ныне АО «Российские космические системы», РКС разработал аппаратуру радиотехнической, автономной и радиотелеметрической систем управления ракеты-носителя «Восток», которая 60 лет назад доставила на орбиту корабль-спутник с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным.
Ракета-носитель «Восток» создавалась на базе ракеты Р-7, которая стала первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой, прошедшей успешные испытания. Позднее на базе боевой Р-7 было создано семейство ракет-носителей, которые внесли существенный вклад в освоение космоса. Для успешного выполнения задачи ракетам необходима была эффективная и надежная система управления. Важность такой системы и определила то, что в Совете главных конструкторов по ракетной технике, который возглавлял Сергей Королев, из шести его членов два отвечали за создание системы управления.
Это были Михаил Рязанский и Николай Пилюгин. В НИИ-885 работы с самого начала велись по трем направлениям: автономные системы управления ракет, радиосистемы управления и радиотелеметрические системы. Усилитель-преобразователь сигналов слежения бортовых антенн С 1952 года в НИИ-885 работали два базовых подразделения: комплекс 1 во главе с главным конструктором автономных систем управления, главным инженером НИИ-885 Николаем Пилюгиным и комплекс 2 под руководством главного конструктора радиосистем управления, директора института Михаила Рязанского. Точность полета ракеты в основном определялась возможностями системы управления.
В начале 1950-х годов считалось, что инерциальные автономные системы без радиокоррекции не способны обеспечить приемлемую точность. Например, отклонение боевой части ракеты Р-7 без применения радиоуправления могло достигать десятков километров. Поэтому применялись и автономная, и радиосистема управления. Пеленгационная антенна системы локационного наведения наземных антенн В рамках подготовки и проведения первого пилотируемого полета в космос Юрия Гагарина НИИ-885 создал аппаратуру системы управления и телеметрии ракеты-носителя.
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос
Эта "мелкая", по словам Каманина, заминка стоила нервов и вошла в историю того дня во множестве пересказов и почти легенд. А как было на самом деле? У входа в лифт. Ответ "Кедра" - "Чувствую себя превосходно". Казалось, что все идет согласно графику подготовки, как было еще вчера при "контрольном прогоне"… Слесари-монтажники Н. Селезнев, В. Шаповалов и В. Морозов проводили заключительные операции на спускаемом аппарате - закрывали люк. И вдруг доклад: "Нет КП-3! Нет КП-3!
На центральном пульте управления в защищенном бункере, куда стекалась вся техническая информация, не засветился один из транспарантов, который должен сигнализировать о штатном закрытии люка прижиме крышки в спускаемом. Сигнала нет - стартовая готовность корабля не набирается… Все, кто это понимал, замерли в тревожном ожидании... Сергей Королев принимает решение: открыть люк спускаемого аппарата, найти, устранить неисправность и повторно установить крышку. Как поняли меня? Кедр: Понял Вас правильно. Люк открыт, проверяют сигнализаторы. Заря-1 Королев : Ну, отлично, хорошо. Главный конструктор на связи с первым космонавтом. Фото: ТАСС Опытные, натренированные руки сумели открыть и снова закрыть тридцать замков на крышке люка, проверить ее на герметичность специальным приспособлением - "присоской" и установить теплозащиту люка.
Все с облегчением вздохнули, когда из пультовой по громкой связи услышали доклад: "Есть контакт КП-3! Из мемуаров Бориса Чертока: "Только приехав на ИП, я узнал, что все же после посадки Гагарина в аппарат произошло ЧП: на пульте в бункере не загорелся транспарант, удостоверявший закрытие входного люка корабля. Повторное открытие и закрытие люка с проверкой концевого контакта быстро проделали Ивановский и монтажник Морозов. Со временем за неимением других замечаний, требовавших героизма стартовой команды, сей эпизод, постепенно обрастая драматизирующими деталями, вошел в устные и эпистолярные воспоминания о запуске первого человека в космическое пространство. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим". Кедр: Пока не дали. Заря-1 Королев : Понятно, это же музыканты: пока туда, пока сюда, не так-то быстро дело делается, как сказка сказывается, Юрий Алексеевич.
Кедр: Дали про любовь. Заря-1 Королев : Дали музычку про любовь? Это толково, Юрий Алексеевич, я считаю. Юрий Гагарин в корабле при отрытом люке. Объявляется 50-минутнаяя готовность, Королев по связи сообщил Гагарину, что все идет согласно графику. По двадцатиминутной готовности Н. Каманин и П. Попович спустились в бункер и сообщили, что у Гагарина пульс - 64, дыхание - 24. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты.
К старту готов", - я пошел раздеваться. Быстро снял скафандр, гермошлем, комбинезон, надел "земную" одежду и отправился на пункт связи. Здесь собрались мои товарищи космонавты и можно было по трансляции слушать переговоры Земли с Юрием в ходе подготовки машины к старту. В динамике раздался уверенный, с оттенком шутки голос Гагарина…". Чем жила в день старта Юрия Гагарина и накануне родина его дублера Германа Титова? Номера "Алтайской правды" за 9 , 11 и 12 апреля 1961 года. В последний раз до полета записаны медицинские данные Юрия Гагарина. Следует команда: "Минутная готовность! Она пройдет, и управление ракетой будет передано автоматике.
В тишине звучат одна за другой команды руководителя стартовой службы А. Кириллова: "Ключ на старт! Всего на 50 миллиметров приподнялась многотонная, объятая пламенем конструкция, а фермы пусковой установки автоматически расходятся, оставляя стартующую ракету и корабль наедине с собой. От нарастающего гула двигателей бункер дрожит, у людей закладывает уши. Старт ракеты с первым пилотируемым космическим кораблем "Восток" под управлением космонавта Юрия Гагарина на космодроме Байконур. Из дневника генерала Каманина: "Старт прошел отлично. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально".
Сейчас полетим в район приземления. Самолет плавно оторвался от бетонки, набрал высоту. Мы не отходим от установленного здесь репродуктора, слушаем, что происходит в эфире. По сообщениям из космоса мы улавливаем детали и подробности, понятные только тем, кто непосредственно готовился к подобному полету". Из дневника генерала Каманина: "На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: "Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная". Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался. В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королев, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости.
Все облегченно вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту. Из мемуаров Бориса Чертока: "Теперь быстро на "двойку". Там уже идут переговоры с Гагариным. Слышимость отличная. Быков сияет. Его "Заря" впервые говорит из космоса голосом живого человека. Космический корабль "Восток-1" с космонавтом Ю. Гагариным на борту отделился от третьей ступени ракеты-носителя и вышел на орбиту вокруг Земли. Юрий Гагарин открыл гермошлем, ослабил фиксацию скафандра в кресле-ложементе и, получив большую свободу для рук, начал вести радиотелефонную и телеграфную связь, диктовал и записывал на планшет, выполняемые аппаратурой корабля, свои ощущения и то, мог видеть в иллюминатор.
Космический корабль вошел в тень Земли. Борт корабля "Восток-3А". Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Корабль вышел на орбиту - широкую космическую магистраль. Наступила невесомость - то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К. Сначала это чувство было необычным, но я вскоре привык к нему, освоился и продолжал выполнять программу, заданную на полет. Но организм быстро приспосабливается к нему, испытывая исключительную легкость во всех членах. Что произошло со мной в это время? Я оторвался от кресла, повис между потолком и полом кабины. Переход к этому состоянию произошел очень плавно.
Когда стало исчезать влияние гравитации, я почувствовал себя превосходно. Все вдруг стало делать легче. И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Они ничего не весили. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакрепленные предметы тоже парят, и наблюдаешь их, словно во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот... А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке. Невесомость не сказывается на работоспособности человека.
Все время я работал. Следил за оборудованием корабля, наблюдал через иллюминаторы, вел записи в бортовом журнале. Я писал, находясь в скафандре, не снимая гермоперчаток, обыкновенным графитным карандашом. Писалось легко, и фразы одна за другой ложились на бумагу бортового журнала. На минуту забыв, где и в каком положении я нахожусь, положил карандаш рядом с собой, и он тут же уплыл от меня. Я не стал ловить его и обо всем увиденном громко говорил, а магнитофон записывал сказанное на узенькую скользящую ленту. Я продолжал поддерживать радиосвязь с Землей по нескольким каналам в телефонных и телеграфных режимах. Из дневника генерала Каманина: "Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград расчетная точка посадки корабля для данной орбиты была южнее Сталинграда на 110 километров.
Юрий Гагарин принял пищу и воду. Это не вызвало особых проблем и развеяло худшие предположения о том, как отреагирует на это организм человека в состоянии невесомости. Поведения космонавта показывало, что человек в условиях орбитального космического полета сохраняет работоспособность, рассудок и способность к осмысленным действиям. Обед с собой. Набор продуктов питания для первых космонавтов СССР. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "В 9 часов 51 минуту была включена автоматическая система ориентации. После выхода "Востока" из тени она осуществила поиск и ориентацию корабля на Солнце. Лучи его просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма!
Как на полотнах художника Николая Рериха! Пролетая в районе мыса Горн, я передал сообщение: - Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно. Я сверился с графиком полета. Время выдерживалось точно. Такую скорость трудно представить на Земле. Я не чувствовал во время полета ни голода, ни жажды. Но по заданной программе в определенное время поел и пил воду из специальной системы водоснабжения. Ел я пищу, приготовленную по рецептам, разработанным Академией медицинских наук.
Кушал так же, как в земных условиях; только одна беда - нельзя было широко открывать рот. И хотя было известно, что за поведением моего организма наблюдают с Земли, я нет-нет да и прислушивался к собственному сердцу. В условиях невесомости пульс и дыхание были нормальными, самочувствие прекрасное, мышление и работоспособность сохранялись полностью. В мой комбинезон были вмонтированы легкие, удобные датчики, преобразовывавшие физиологические параметры - биотоки сердца, пульсовые колебания сосудистой стенки, дыхательные движения грудной клетки - в электрические сигналы. Специальные усилительные и измерительные системы обеспечили выдачу через радиоканалы на Землю импульсов, характеризующих дыхание и кровообращение на всех этапах полета. Так что на Земле знали о моем самочувствии больше, чем знал об этом я. С момента отрыва ракеты от стартового устройства управление всеми ее сложными механизмами приняли на себя разумные автоматические системы. Они направляли рули, заставляя ракету двигаться по заданной траектории, управляли двигательной установкой, задавая необходимую скорость, сбрасывали отработанные ступени ракеты. Автоматика поддерживала необходимую температуру внутри корабля, ориентировала его в пространстве, заставляла работать измерительные приборы, решала много других сложных задач.
Вместе с тем в моем распоряжении находилась система ручного управления полетом корабля. Стоило только включить нужный тумблер, как все управление полетом и посадкой "Востока" перешло бы в мои руки. Мне пришлось бы еще раз уточнить по бортовым приборам местоположение стремительно несущегося над Землей "Востока". А затем надо было бы рассчитать место посадки, ручкой управления удерживать ориентацию корабля и в нужный момент запустить тормозную установку. Сейчас всего этого не требовалось - автоматика работала безотказно. Все обдумали и взвесили ученые".
Это не случайность. Это закономерность, рождённая ещё в сентября 1917 года. Хочется работать с удвоенной энергией, чтобы своим трудом множить славу нашей великой Родины». Эти взволнованные слова целый день звучали в поликлинике». О своих впечатлениях «Белгородской правде» рассказал студент педагогического института — сообщение о полёте в космос он услышал во время лекции. Сбылась мечта всех миролюбивых народов мира. Дорога в космос отрыта. Минута напряжённого молчания. Каждый из нас был поражён этой вестью. Потом раздались радостные возгласы.
До сих пор подробности его гибели остаются не до конца выясненными. Чего опасались советские ученые при запуске корабля? Безусловно, больше всего ученые боялись за жизнь и здоровье первого космонавта. Нужно сказать, что полет проходил полностью в автоматическом режиме, а сам Юрий Гагарин выступал в роли пассажира. Однако советские психологи, не предполагая, как именно человек может повести себя в столь необычных условиях, допускали, что космонавт может потерять контроль над собой и захочет сам вести корабль.
Из динамиков раздалось знаменитое гагаринское «Поехали! С трепетным волнением всматривался я в этот новый и непривычный для меня мир, стараясь всё разглядеть и запомнить. В иллюминаторы виднелись удивительно яркие и холодные звёзды. До них было ещё далеко — ой как далеко! Космонавт номер один поддерживал связь с Землёй и контролировал работу систем управления кораблём. В 10:02, на 55-й минуте полёта, ТАСС распространил сообщение о первом полёте человека в космос. Причём речь в нём шла не о старшем лейтенанте, а о майоре Гагарине. Кадр из документального фильма «Советы в космосе» РИА Новости По словам Александра Железнякова, на завершающей стадии полёта возникли технические трудности. Вот эта неприятность заставила поволноваться конструкторов, которые находились на Земле и не могли вмешаться. Гагарин тоже испытал не самые приятные минуты своей жизни. К счастью, всё закончилось благополучно. Пусть и с опозданием, но разделение отсеков состоялось. Только из-за нештатного разделения посадка произошла с отклонением», — рассказал эксперт. Спускаемый аппарат приземлился в районе Саратова, возле деревни Смеловка. Возвращение Юрия Гагарина из первого космического полёта вызвало во всём мире небывалый восторг и воодушевление. Юрий Гагарин — первый человек, побывавший в космосе globallookpress. Я жил далеко в горах, и там тоже все ликовали. Хотели узнать, что такое космос, зачем полетел, как полетел», — вспоминает заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. По словам историка авиации Николая Бодрихина, первые празднования никому даже не пришлось специально организовывать. Я это запомнил.
Сообщение ТАСС
- Первый полёт человека в Космос был совершен 63 года назад
- Левитан: первый полёт человека в космос! listen online. Music
- Юрий Гагарин: «Я чувствовал себя хорошо...» (Комментарий к Главному полёту ХХ века)
- 12 апреля – Международный день полета человека в космос | Новости ООН
- Юрий Гагарин
- 60 лет первому полету человека в космос!
"Поехали" вместе: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах
На тот момент никто не имел четкого представления о том, как будет проходить спуск космического аппарата через плотные соли атмосферы. Увидев в иллюминаторе огонь, охвативший обшивку корабля в результате его трения об атмосферу, Гагарин предположил, что корабль на самом деле охвачен пожаром и поэтому, это его последние секунды жизни. Первое такое впечатляющее зрелище увидел именно Гагарин. Люди, которые летали в космос уже после него, были готовы к такому «рядовому» моменту полета. Возвращение из космоса Капсула, которая только что вернулась на Землю На космических кораблях «Восток» не была предусмотрена посадка космонавтов внутри спускаемого аппарата, поскольку у них не было двигателей мягкой посадки, которые обеспечивают безопасное приземление. Кроме того, специалисты опасались «заваривания» люка под воздействием высокой температуры 3-5 тысяч градусов в плотных слоях атмосферы.
К слову, обшивка корабля «Восток-1» действительно местами сильно оплавилась. На высоте 7 километров над поверхностью земли в соответствии с планом полета Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. Нехватка кислорода для космонавта Не самое удобное рабочее место космонавта Из-за проблем в системе торможения корабля «Восток-1» Гагарин приземлился не в изначально запланированной области в районе космодрома Байконур, а на 1000 км западнее, в Саратовской области, неподалеку от Энгельса, к северо-западу от села Смеловка. Посадка первого космонавта также могла закончится трагично. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, кислород в герметичный скафандр Гагарина стал подаваться не сразу.
Проблема оказалась в клапане подаче воздуха. Последней проблемой в этом полете оказалось место посадки. Был риск, что Гагарин упадет в воду Волги. Космонавту помогла хорошая предполетная подготовка. С помощью парашютных строп он ушел от реки и приземлился в 2 километрах от берега.
Шнурки Гагарин Стать настоящего космонавта. Первого посланника человечества в Космос Пожалуй, одним из самых запомнившихся событий, связанных с Гагариным после его успешного полета в космос, стал случай со шнурками. Первоначально никто не планировал торжественной встречи Гагарина в Москве с участием руководства страны. За Гагариным в Куйбышев прилетел самолет Ил-18. В аэропорту «Внуково» Юрия Гагарина ожидал грандиозный прием.
Огромная толпа народа, журналисты. Самолет подрулил к центральному зданию аэропорта. Спустили трап… И вот, первый в мире космонавт, советский человек майор Юрий Гагарин широко шагает по ковровой дорожке от трапа самолета к установленной у кромки взлетного поля правительственной трибуне. Передача транслируется в прямой телеэфир. За ним смотрят миллионы людей.
А тут — шнурок развязался! Эта бытовая деталь только добавила народной любви к Гагарину. Между тем Сергей Хрущёв, сын Никиты Хрущёва, присутствовавший на той церемонии, уверяет, что шнурки у Гагарина были в порядке. Советского героя космоса подвели подтяжки для носков.
Это событие — колоссальный шаг для всего человечества, открывший людям управляемое исследование космоса. Традиции праздника В честь праздника в регионах проводятся многочисленные мероприятия, показы фильмов, образовательные программы. В этот день принято чествовать ученых, инженеров, конструкторов, летчиков-космонавтов и всех тех, кто имеет отношение к космической отрасли. В некоторых странах проводится акция под названием «Юрьева ночь», названная так в честь Юрия Гагарина, призванная рассказать и показать как можно больше об исследовании космоса и подтолкнуть молодые поколения на новые открытия. Дети же в День космонавтики запускают в небо модели ракет, сделанные своими руками, посещают планетарии, где узнают о строении солнечной системы, и примеряют на себя скафандр. Несмотря на то, что с каждым годом первый полет человека в космос все дальше от нас, важно помнить, какая огромная работа была проделана, чтобы это совершилось.
И сегодня в космической отрасли трудятся сотни тысяч людей, сделав полеты в космос реальностью. Продолжить далее Как стать космонавтом Многие из нас мечтали в детстве стать космонавтами. Кто-то потом забывал свою страсть, а кто-то до сих пор надеется бороздить просторы вселенной. Сегодня требования к космонавтам стали немного проще, чем те, что были к первооткрывателям.
Улицы в жилом городке комбината плащевых тканей названы ул.
Энтузиастов, ул. Полет человека в космос нашел отражение в творчестве наших поэтов — земляков: М. Зюбин, Б. Караев, посвятили этому событию свои стихи, и, конечно же, Н. Его стихотворение было опубликовано в газете «Балашовская правда» от 12 апреля 1961 года.
Балашовцы связали свою судьбу с авиацией задолго до знаменательного события 1961 года. В 1930 году в городе начала действовать 3-я объединенная школа пилотов и авиатехников гражданского воздушного флота, которая и положила начало истории Балашовского летного училища. Балашовцы «болели» авиацией. Молодежь любила прыгать с парашютной вышки, расположенной на городском стадионе ныне территория слюдокомбината, до этого Преображенская площадь , со стадиона «Локомотив» взлетали планеры, а мальчишки бегали на летное поле посмотреть, как прыгают с парашютом курсанты школы авиатехников. В то время, когда Ю.
Гагарин совершал свой космический полет, в Балашовском высшем военном авиационном училище лётчиков за информацией о его полете внимательно следили курсант 1 курса Г. Сарафанов и курсанты 2 курса В. Зудов и В. В Балашовском летном училище всегда заботились о подрастающем поколении.
Президент Соединенных Штатов Джон Кеннеди поздравил СССР, при этом выразив с сожаление, связанное с отставанием американской космонавтики от советской. Какой была мировая реакция на полет Юрия Гагарина в космос, смотрите в фотоленте. Москвичи на балконах и крышах домов приветствуют героя.