В России стартовал пилотный проект по созданию системы непрерывной подготовки кадров для производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем.
Глобальная программа развития беспилотников будет запущена в 2024 году
Национальный проект "Беспилотные авиационные системы", разработанный по поручению президента, должен быть утвержден 1 сентября 2023 года. Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) заработает с начала 2024 года, об этом сообщили в секретариате первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова. Национальный стандарт Российской Федерации – «Беспилотные авиационные системы. «В сумме должно быть пять федеральных проектов, которые составляют национальный проект развития отрасли беспилотных авиационных систем. С 1 января 2024 года в России запустился национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС). В рамках мероприятия участники обсудили реализацию нового национального проекта по беспилотным авиационным системам (БАС), старт которого назначен на 1 января 2024 года.
Беспилотные авиационные системы (БАС) должны соответствовать высоким стандартам безопасности
Также в этот день вице-премьер РФ указал, что российские образцы беспилотников находятся на уровне мировых, а некоторые и выше мирового уровня. По его словам, некоторые отечественные производители двигателей пользуются спросом и за рубежом. При этом он уточнил, что, несмотря на это, работа в отрасли БАС предстоит очень большая. Белоусов отметил, что в настоящее время правительство заканчивает разработку национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем.
Будут использоваться и композитные материалы, в частности углеродные, стеклянные волокна, а также термореактивные смолы для изготовления деталей фюзеляжей БПЛА. Ключевым элементом экосистемы станет федеральный центр беспилотных авиационных систем, расположенный в индустриальном парке «Руднево». Для эффективной работы вблизи индустриального парка будет создана особая зона свободных полетов площадью более 100 гектаров и до 500 метров высотой. Это будет полноценный испытательный полигон для тестирования БПЛА. Деятельность резидентов федерального центра сконцентрируется на разработке и создании новых моделей БПЛА различного назначения, совершенствовании авионики и внедрении технологий искусственного интеллекта. На базе центра объединятся ведущие российские разработчики и производители БПЛА и цифровых геоинформационных платформ. Это будет способствовать сокращению отставания от мировых лидеров отрасли и снизит зависимость от импорта критических технологий.
Основное ядро — это беспилотники. Лучшие предприятия страны размещаются здесь, начиная от стартапов, лабораторных исследований, опытно-конструкторских разработок и заканчивая уже серийным производством», — заявил Сергей Собянин. В числе первых резидентов — ООО «Аэромакс», одна из ведущих компаний отрасли. Производственный комплекс площадью более девяти тысяч квадратных метров, оснащенный современным оборудованием, включает участки композитных технологий, сварки, сборки и окончательной окраски. В частности, предприятие выпускает гражданские беспилотные авиационные системы вертолетного типа SH-450 грузоподъемность — 100 килограммов, дальность полета — 500 километров, время полета — шесть часов и SH-750 грузоподъемность — 300 килограммов, дальность полета — 600 километров, время полета — пять часов , предназначенные для грузоперевозок и полетов в сложных метеоусловиях. У них высокая степень сопротивляемости ветровой нагрузке, они оборудованы противообледенительной системой. На площадке «Руднево» компания «Аэромакс» работает над созданием новой модели гражданского грузового беспилотного вертолета SH-3000.
Он будет весить более трех тонн и сможет поднимать в воздух до тысячи килограммов полезной нагрузки. Беспилотной техники с подобными показателями взлетной массы и грузоподъемности в мире еще не существует. В планах компании — разместить производственные мощности еще в трех корпусах «Руднева», всего общая площадь составит около 28 тысяч квадратных метров, и увеличить объемы выпуска БПЛА. Инвестиции в реализацию проекта составят 5,4 миллиарда рублей, будет создано свыше двух тысяч рабочих мест. В начале апреля компания открыла поиск кадров — идет набор высококвалифицированных инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, инженеров по эксплуатации воздушных судов, а также внешних пилотов. До 2030 года компания «Аэромакс» планирует выпустить около 2500 гражданских беспилотных воздушных судов. В ближайшее время в «Рудневе» начнут работу: — ООО «Беспилотные авиационные системы» — настройка, испытание и тестирование беспилотных авиационных систем; — ООО «Сибирская навигационная компания» — проектирование и производство беспилотных летательных аппаратов; — ООО «Московский завод БПЛА» — производство и испытания беспилотных летательных аппаратов; — ПАО «Газпромнефть» — центр беспилотных технологий промышленного назначения, в том числе для тестирования инноваций, разработки новых решений и программных продуктов; — центр компетенций БАС МГТУ имени Н.
Баумана — центр научно-исследовательских разработок в области авиационных систем, а также другие компании. Кроме того, на базе федерального центра беспилотных авиационных систем планируется организовать: — лабораторно-исследовательский центр для проведения аэродинамических и цифровых испытаний существующих и перспективных технологий беспилотников; — центр коллективного пользования для размещения опытного и мелкосерийного производства, реверс-инжиниринга, макетирования и прототипирования; — учебно-методический центр, где будут готовить высококвалифицированных специалистов, в том числе операторский и технический персонал, формировать кадровый резерв для проектирования беспилотников; — центр анализа и обучения, который будет оценивать бизнес-модели использования беспилотников, а также займется разработкой лучших практик; — высокотехнологичный колледж беспилотной авиации — филиал колледжа имени Н. Годовикова, который сможет ежегодно выпускать не менее 350 специалистов отрасли БАС. В «Рудневе» также планируется проведение национального чемпионата в сфере проектно-конструкторских решений в режиме соревнований «Кибердром», в которых ежегодно принимают участие свыше пяти тысяч школьников и студентов страны. Таким образом, будет создана инфраструктура для привлечения талантливой молодежи начиная со школьного возраста. Тестирование беспилотников в реальных условиях «Руднево» — не единственная московская площадка развития беспилотных авиационных систем. Здесь проходят испытания отечественного наземного оборудования по контролю и мониторингу беспилотных воздушных судов.
Кроме того, ведется работа по разработке экспериментально-правовых норм и оснащению территории необходимым оборудованием. Это позволит столичным инновационным компаниям в безопасном режиме тестировать свои технологии и бизнес-модели. Более 30 компаний уже подали заявки на работу в Зеленограде. Присоединиться к проекту можно, подав заявку на платформе Московского инновационного кластера. Кроме того, Правительство Москвы проводит тестирование технологий беспилотных авиационных систем на базе полигонов в Московской, Тверской и Белгородской областях. Поддержка инновационного бизнеса При поддержке городских властей в кластере «Ломоносов» — открытом в январе 2023 года флагмане инновационного научно-технологического центра Московского государственного университета имени М. Ломоносова «Воробьевы горы» — был собран пул разработчиков БАС.
Здесь локализуют свои конструкторские бюро 12 компаний-резидентов. Малые и средние компании в сфере БАС также могут претендовать на получение грантов Правительства Москвы на покупку оборудования.
А поддержкой производителей займется Белоусов". Путин: "Предложения бизнеса должны найти свое отражение в национальном проекте по развитию беспилотной авиации" Уже за полночь, на завершающем совещании Андрей Белоусов изложил президенту свое видение темпов дальнейшего развития отрасли. В 2023 году государство сделает заказ производителям на 4,4 млрд рублей и закупит эту технику. На период следующего бюджетного цикла с 2024 по 2026 год размер госзаказа составит 92 млрд, на период до 2030 года - 200 млрд. Предположительно, остальные покупатели закажут продукции не менее, чем на 800 млрд, так и получится тот триллион, который озвучил Путин. К 2026 году планируется выпускать ежегодно 18 тысяч БВС, не считая сверхлегких. Владимир Путин дал правительству следующие поручения.
Первое - необходимо снимать устаревшие административные, регуляторные, другие барьеры. Здесь прежде всего речь идет об устаревших регуляторных правилах", - добавил президент. Второе - деятельность беспилотной авиации возможна только в цифровой среде, потому нужно шире внедрять созданные с применением российского программного обеспечения и технологий цифровые платформы. Третье - формирование кластерных площадок производства беспилотных авиационных систем и наземной инфраструктуры для них. Примером является создаваемый в Москве индустриальный парк "Руднево". Важнейшее условие развитие отрасли - это формирование спроса на отечественные беспилотники, прежде всего за счет государственного заказа и стимулирования гражданского заказа. К данным тезисам президент добавил: "Предложения бизнеса, которые прозвучали сегодня, и которые он сформулирует в дальнейшем, должны найти свое отражение в национальном проекте по развитию беспилотной авиации. Предстоит широко задействовать беспилотные авиасистемы для освоения, развития наших огромных пространств, в том числе для быстрой доставки продовольствия, медикаментов, оказания почтовых и других востребованных социальных услуг". Кроме того, по словам Владимира Путина, "в ближайшие годы беспилотные авиасистемы должны в значительной степени взять на себя контроль состояния промышленных объектов, трубопроводных систем, линий электропередачи, практически всей критически важной инфраструктуры, вести мониторинг лесов.
Все это делается уже отчасти, но в небольшом и слишком скромном размере, а возможности здесь колоссальные". Например, в таких, как сельское хозяйство. И конечно, полностью поддерживаю прозвучавшее со стороны наших компаний предложения, чтобы уже со школы ребята могли учиться управлять, собирать, конструировать дроны.
Из них на закупку федеральными органами исполнительной власти и их подведомственными организациями БАС и услуг с их использованием в рамках госзаказа на период до 2030 года планируется направить в 2024 году 493,3 млн рублей, в 2025 году - 986 млн рублей и в 2026 году - 184,6 млн рублей. Кроме того, на компенсацию части стоимости летного часа беспилотных авиационных систем на период 2024 - 2026 годов планируется выделять по 467 млн рублей ежегодно и на компенсацию части затрат, связанных с предоставлением скидки покупателям БАС, в этот же период по 441,4 млн рублей. На финансирование федпроекта "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и их комплектующих" с 2024 по 2026 годы планируется направлять по 7,7 млрд рублей ежегодно.
Триллион на беспилотники
- Развитие новой для России отрасли - БАС
- Фонд НТИ выделит 30 млрд рублей на поддержку создателей коммерческих БПЛА
- Правительство развивает отрасль беспилотных авиационных систем
- Новый национальный проект «Беспилотные авиационные системы»
- РЭО получил поддержку на облеты полигонов в рамках федпроекта по беспилотникам
- В России утвердили национальный проект "Беспилотные авиационные системы" – Москва 24, 06.01.2024
Список статей
- На «Архипелаге 2023» представили модель федерального проекта «Кадры для БАС»
- Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем заработает с начала 2024 года
- Беспилотные авиационные системы получат отдельную программу стандартизации
- С 2024 г. нацпроект по развитию беспилотников в России должен заработать в полную мощность
- Шойгу анонсировал создание научно-производственного центра БПЛА в Минобороны РФ
- новый национальный проект "Беспилотные авиационные системы"
Развитие беспилотной авиации
- Развитие новой для России отрасли - БАС
- Авторизация
- Регионам необходимо разработать программы развития беспилотных авиасистем к 1 октября 2023 года
- Беспилотные авиационные системы получат отдельную программу стандартизации
Путин поручил создать в 11 регионах центры поддержки производства и испытаний БПЛА
По-моему этого маловато". Дрон сделает фермера счастливым О перспективах применения беспилотников в сельском хозяйстве президенту рассказал генеральный директор ООО "Агримакс Аэро" Максим Чижов: "Мы выходим на поле с беспилотниками, когда трудно или невозможно применить обычную технику. Дрон - отличный инструмент, чтобы удобрять почву, поливать, сеять, обрабатывать растения различными растворами. Дрон может сделать фермера счастливым. Но фермерских дронов у нас производится мало, стоят они дорого. А на использование иностранных дронов трудно получить разрешение от службы сертификации, Росавиации и местной власти".
По мнению предпринимателя и инженера, требуется финансовая поддержка как для фермеров, чтобы они могли покупать дроны, так и для производителей, чтобы имели возможность продавать летающие опрыскиватели в лизинг. Производить нужно 5-10 тысяч летающих беспилотников сельхозназначения в год, это не фантастика. В Китае на полях работают 200 тысяч дронов", - констатировал Чижов. А поддержкой производителей займется Белоусов". Путин: "Предложения бизнеса должны найти свое отражение в национальном проекте по развитию беспилотной авиации" Уже за полночь, на завершающем совещании Андрей Белоусов изложил президенту свое видение темпов дальнейшего развития отрасли.
В 2023 году государство сделает заказ производителям на 4,4 млрд рублей и закупит эту технику. На период следующего бюджетного цикла с 2024 по 2026 год размер госзаказа составит 92 млрд, на период до 2030 года - 200 млрд. Предположительно, остальные покупатели закажут продукции не менее, чем на 800 млрд, так и получится тот триллион, который озвучил Путин. К 2026 году планируется выпускать ежегодно 18 тысяч БВС, не считая сверхлегких. Владимир Путин дал правительству следующие поручения.
Первое - необходимо снимать устаревшие административные, регуляторные, другие барьеры. Здесь прежде всего речь идет об устаревших регуляторных правилах", - добавил президент. Второе - деятельность беспилотной авиации возможна только в цифровой среде, потому нужно шире внедрять созданные с применением российского программного обеспечения и технологий цифровые платформы.
И все это при помощи технологий, которые ускоряют и оптимизируют процессы. Помимо проекта «Стимулирование спроса на отечественные БАС» члены комиссии утвердили такие федеральные проекты, как «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС», «Кадры для Беспилотных авиационных систем», «Перспективные технологии для БАС», «Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих». Следует отметить, что также РЭО уже приступило к созданию своей информационной системы по хранению, визуализации и обработке данных, получаемых с БАС, удаленному запуску беспилотников, установленных в дронопортах», — отметил заместитель генерального директора по цифровизации РЭО Алексей Буров.
В июне 2023 года Правительство РФ утвердило Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года.
А пока полным ходом идет ремонт, в классах помимо ремонта нужно еще оформить в фирменном стиле проекта БАС. Денежные средства на ремонт выделены из бюджета города Козьмодемьянска. Кузнецов А.
В нашей области отобрано 18 учреждений, под каждое из них подготовлены планы зонирования и оснащения беспилотниками. Для полноценного функционирования центров и кружков будет организовано повышение квалификации педагогических работников. Будет разработано 20 различных учебных модулей с использованием цифрового образовательного контента для внедрения их в образовательные процессы.
Развитие новой для России отрасли - БАС
31 октября 2023, Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» Андрей Белоусов обсудил с регионами поэтапное открытие неба для использования беспилотников. Россия готовится к старту национального проекта по созданию беспилотных авиационных систем. Россия готовится к старту национального проекта по созданию беспилотных авиационных систем. Минфин переадресует почти 200 млн рублей из бюджета национального проекта «Экология» на новый нацпроект «Беспилотные авиационные системы».
Развитие отрасли беспилотной авиации в России
Фонд Национальной технологической инициативы (НТИ) может выделить 30 млрд рублей на поддержку выпуска готовых беспилотных коммерческих решений – об этом сообщил телеграм-канал "Беспилот" со ссылкой на директора по управлению проектами фонда Наталью Эрдем. По словам разработчиков, главным трендом беспилотной авиации является замена двигателей внутреннего сгорания на электрические. Михаил Мишустин на стратсессии по развитию беспилотных авиационных систем заявил о том, что национальный проект разработан и утвержден. Национальный проект "Беспилотные авиационные системы", разработанный по поручению президента, должен быть утвержден 1 сентября 2023 года. На реализацию национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем (БАС), о формировании которого в феврале 2023 года объявил президент России Владимир Путин, требуется более 500 млрд руб.
Кадры решают: как в России реализуется программа по развитию отрасли беспилотных авиасистем
А пока полным ходом идет ремонт, в классах помимо ремонта нужно еще оформить в фирменном стиле проекта БАС. Денежные средства на ремонт выделены из бюджета города Козьмодемьянска. Кузнецов А.
За «Кадры для беспилотных авиационных систем» будет отвечать Минобрнауки. Мы должны сформировать новые сегменты рынка, стимулируя использование систем и комплектующих российского производства. В период до 2030 года ожидаем рост емкости рынка до 180 тысяч.
БАС с достижением доли российского производства на уровне 70 процентов», — подчеркнул замглавы Минпромторга России. Участники стратсессии озвучили предложения о формировании сети научно-производственных центров в сфере БАС, создании специализированной системы сертификации, об использовании БАС в сельском хозяйстве, а также о возможности тестировать беспилотники на специальных площадках в крупных городах. Андрей Белоусов подчеркнул, что предложения отрасли будут отработаны при подготовке нацпроекта. Минпромторг уже провел определенные подготовительные мероприятия, есть понимание уровня локализации производства компонентов и двигателей. Сразу отмечу, что необходимо будет сделать отдельную программу по компонентам — аналогичную той, которая у нас есть по автокомпонентам», — отметил первый вице-премьер.
Предположительно, остальные покупатели закажут продукции не менее, чем на 800 млрд, так и получится тот триллион, который озвучил Путин. К 2026 году планируется выпускать ежегодно 18 тысяч БВС, не считая сверхлегких. Владимир Путин дал правительству следующие поручения.
Первое - необходимо снимать устаревшие административные, регуляторные, другие барьеры. Здесь прежде всего речь идет об устаревших регуляторных правилах", - добавил президент. Второе - деятельность беспилотной авиации возможна только в цифровой среде, потому нужно шире внедрять созданные с применением российского программного обеспечения и технологий цифровые платформы.
Третье - формирование кластерных площадок производства беспилотных авиационных систем и наземной инфраструктуры для них. Примером является создаваемый в Москве индустриальный парк "Руднево". Важнейшее условие развитие отрасли - это формирование спроса на отечественные беспилотники, прежде всего за счет государственного заказа и стимулирования гражданского заказа.
К данным тезисам президент добавил: "Предложения бизнеса, которые прозвучали сегодня, и которые он сформулирует в дальнейшем, должны найти свое отражение в национальном проекте по развитию беспилотной авиации. Предстоит широко задействовать беспилотные авиасистемы для освоения, развития наших огромных пространств, в том числе для быстрой доставки продовольствия, медикаментов, оказания почтовых и других востребованных социальных услуг". Кроме того, по словам Владимира Путина, "в ближайшие годы беспилотные авиасистемы должны в значительной степени взять на себя контроль состояния промышленных объектов, трубопроводных систем, линий электропередачи, практически всей критически важной инфраструктуры, вести мониторинг лесов.
Все это делается уже отчасти, но в небольшом и слишком скромном размере, а возможности здесь колоссальные". Например, в таких, как сельское хозяйство. И конечно, полностью поддерживаю прозвучавшее со стороны наших компаний предложения, чтобы уже со школы ребята могли учиться управлять, собирать, конструировать дроны.
Уверен, это, во-первых, ребят займет полезным, интересным делом, отвлечет от того, чем не надо было бы заниматься, а во-вторых, эта так называемая ранняя профориентация пойдет на пользу в конечном итоге и стране". Напряженный рабочий вечер в Руднево Путин завершил словами: "Беспилотные авиасистемы, как и целый ряд новых высокотехнологичных сфер, очевидно, будут одним из ключевых направлений в развитии России не только до 2030 года, но и далеко за горизонтом текущего десятилетия". Михаил Зубов.
С ее помощью правительство региона интегрирует федеральные и региональные меры поддержки, создаёт условия для взаимодействия разработчиков непосредственно с предприятиями. В прошлом году на развитие инновационных проектов привлечено 349 млн рублей федеральных средств. Это позволило поддержать 126 проектов молодых ученых и исследователей республики. По данным пресс-службы правительства РБ, в республике более 450 предприятий ведут инновационную деятельность, внедряя современные технологии в производство. Только за прошлый год выдан 351 патент на изобретения в различных областях.
В регионе реализуются научно-технологические проекты на общую сумму свыше 9 млрд рублей. Читайте нас:.
На инвестсабантуе в Сибае обсудили развитие беспилотной авиации
Решение проблемы ограниченных заказов, штучного и мелкосерийного производства возможно через реализацию роли базового заказчика, консолидирующего спрос на беспилотные авиационные системы и размещающего в производство, по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, укрупненные заказы на наиболее востребованные модели беспилотных авиационных систем, в том числе в рамках утвержденного государственного гражданского заказа. В период реализации Стратегии проектирование и развитие производств беспилотных авиационных систем, а также комплектующих изделий и компонентов должны основываться в том числе на признанных Российской Федерацией положениях международных стандартов в сфере поддержания летной годности беспилотных воздушных судов и авиационной электросвязи, установленных приложениями 8 и 10 к Конвенции о международной гражданской авиации. В настоящее время отмечается тенденция роста потребности во внедрении в систему планирования отрасли беспилотной авиации информационных технологий. Организации - участники рынка беспилотных авиационных систем в своей деятельности активно используют различные информационные технологии - производственные технологии, технологии работы с большими данными, технологии робототехники и сенсорики, технологии беспроводной связи и другие. Важно развивать технологии, обеспечивающие интеграцию беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство, включая вопросы развития бортовых средств и систем связи, обеспечивающих зависимое наблюдение и связь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения, а также технологии наблюдения и идентификации беспилотных воздушных судов. Обеспечение зависимого управления беспилотных авиационных систем и пилотируемых воздушных судов на основе анализа больших баз данных с помощью использования искусственного интеллекта является ключевым в решении задачи выполнения полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов в одном районе воздушного пространства без установления запретов и ограничений и, соответственно, интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации уже сформирован определенный задел: на крупных предприятиях внедрены производственные технологии, осуществляется полный цикл аддитивного производства некоторых комплектующих для беспилотных авиационных систем; активно внедряются технологии работы с большими данными в ИТ-компаниях для оптимизации и автоматизации процесса работы с данными; на предприятиях рынка беспилотной авиации используются технологии синтеза информационно-управляющих систем, технологии робототехники и сенсорики для планирования движения и управления беспилотными воздушными судами, получения и обработки сенсорных данных; российскими организациями наращиваются компетенции в сфере защиты данных при их беспроводной передаче, необходимой для эффективной эксплуатации беспилотных авиационных систем.
Одним из критериев оценки степени развития рынка беспилотной авиации является наличие достаточного количества центров разработки и производства беспилотных авиационных систем. В настоящее время такая инфраструктура дополняется центрами компетенций - центрами инженерных разработок, центрами коллективного пользования, иными инновационно ориентированными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную и или научную деятельность, и др. Функции данных центров должны быть дополнены сопровождением текущих и перспективных проектов по локализации на территории Российской Федерации производства беспилотных авиационных систем, критических комплектующих изделий, по которым в первую очередь идентифицируется дефицит. Организациям отрасли беспилотной авиации также необходимы элементы инфраструктуры, такие как аэродромы, центры обеспечения полетов, взлетно-посадочные полосы, сертифицированные полигоны для испытаний, административные и жилые помещения. Информационная безопасность Область информационной безопасности, определяемая потребностями рынка беспилотной авиации Российской Федерации, не подлежит системной координации и или централизованному планированию. На сегодняшний день функционирование систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации по большей части основано на иностранных технологиях, реализованных преимущественно на зарубежном оборудовании и программном обеспечении.
Рост производительности и пропускной способности оборудования приводит к усложнению алгоритмов обработки данных и миграции их реализации из программной в аппаратную часть. В связи с этим существенно снижается эффективность применения наложенных средств защиты, повышается риск компьютерных атак. При этом необходимо отметить, что в настоящее время в информационном пространстве увеличивается не только число угроз компьютерной безопасности, но и усложняется их техническая структура, повышается скоординированность атак. Угрозы происходят в том числе от специальных служб иностранных государств, экстремистских и террористических организаций. Такие действия могут быть направлены на выведение полностью или частично из строя объектов беспилотной авиации, причинение ущерба государственному управлению, а также нарушение устойчивости экономики. Одним из способов обеспечения информационной безопасности в беспилотных авиационных системах является применение криптографических методов защиты информации.
При этом, несмотря на достигнутые успехи в разработке российских криптографических механизмов, предназначенных для защиты информации в беспилотных авиационных системах, а также на придание им официального статуса документов национальной системы стандартизации, их практическое внедрение зачастую ограничивается государственными информационными системами. Существенным фактором, препятствующим широкому внедрению российской криптографии, является то, что российские стандарты криптографии не представлены в международных стандартах телекоммуникационных протоколов. Системы управления и контроля за полетами беспилотной авиации, созданные на основе зарубежного оборудования, продолжают наследовать зарубежные механизмы защиты информации, тем самым не позволяют обеспечить требуемый уровень доверия даже за счет замены зарубежного оборудования российским: изменению, как правило, подвергается только программная составляющая, а не логика работы, заложенная в аппаратной части. Полноценную замену существующих технологий систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации "доверенным" оборудованием в ближайшее время произвести практически невозможно, в том числе из-за отсутствия высококвалифицированных кадров, осуществляющих научные исследования, разработку, внедрение и техническую поддержку современных и перспективных информационно-телекоммуникационных технологий. Положения и рекомендации, закрепленные в действующих нормативных документах, направленные на обеспечение информационной безопасности, требуют усиления внимания участников отрасли и совершенствования в части инструментов и способов практической оценки защищенности, а также экономических механизмов, стимулирующих ответственное поведение диспетчеров систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации. Важным аспектом устойчивого функционирования систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации также является заложенная при их проектировании физическая защищенность и структурная живучесть.
Таким образом, текущий уровень информационной безопасности, который отражается в том числе на перспективах развития отрасли беспилотной авиации в Российской Федерации, формирует следующие предпосылки: иностранное оборудование и программное обеспечение, используемые в беспилотной авиации, являются источниками серьезных угроз информационной безопасности; наложенные средства защиты информации в условиях низкого доверия к среде их функционирования не позволяют обеспечить высокую эффективность их использования; рост автоматизации и производительности оборудования в беспилотной авиации повышает роль информационной безопасности и усложняет ее обеспечение; дефицит кадров для научных исследований, а также отсутствие системы определения "доверенного" оборудования, электронной компонентной базы и программного обеспечения затрудняют переход систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации на российские "доверенные" разработки. Приоритетами в сфере обеспечения информационной безопасности в области беспилотных авиационных систем на период до 2035 года, обусловленными необходимостью обретения контроля над инфраструктурой беспилотных авиационных систем Российской Федерации, а также повышения ее надежности, безопасности и отказоустойчивости, достаточных для обеспечения национального суверенитета и устойчивого развития страны, должны стать: предотвращение несанкционированного контроля над функционированием систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; обеспечение бесперебойного и защищенного функционирования систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; обеспечение безопасной среды оборота достоверной информации в беспилотных авиационных системах. Для достижения обозначенных приоритетов в области информационной безопасности необходимо предпринять следующие шаги: усовершенствовать методическую и нормативную правовую базу с целью обеспечения информационной безопасности систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; создать технологические условия обеспечения информационной безопасности систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации, основанные на актуальных научных разработках; создать и внедрить средства и методы мониторинга и управления информационной безопасностью беспилотных авиационных систем. Механизмы для практической реализации обозначенных шагов сосредоточены в рамках следующих инициатив. Вызовы развития Беспилотная авиация функционирует в условиях воздействия вызовов внешней и внутренней среды, в том числе технологических, геополитических и экономических. Технологическая сфера характеризуется переходом к цифровой экономике и к стандартам Индустрии 5.
В геополитической сфере отмечается выраженная санкционная нагрузка на промышленность - ограничиваются не только прямые поставки готовой продукции, но и элементов компонентной базы, комплектующих и материалов, существенно ограничены или отсутствуют возможности трансфера зарубежных технологий. Все перечисленное усложняет реализацию бизнес-процессов отрасли беспилотной авиации. Экономические условия для участников отрасли проявляются в динамике потребительского спроса на непродовольственные товары, который подвержен снижению на фоне неопределенности. Возможности и риски развития отрасли беспилотной авиации Перспективы развития беспилотной авиации связаны как с возможностями, так и с рисками, которые учтены при формировании сценариев развития отрасли беспилотной авиации. Принципиальным вопросом является поиск и внедрение технических решений, обеспечивающих безопасное выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов, установление правил выполнения таких полетов. В настоящее время воздушное законодательство Российской Федерации позволяет выполнять одновременные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов в ограниченном воздушном пространстве.
Помимо вопросов организации безопасного воздушного движения существенными условиями для устойчивого развития рынка беспилотных авиационных систем в Российской Федерации являются создание современной инновационной инфраструктуры проектирования, производства, испытаний беспилотных авиационных систем, обеспечение текущего спроса на финансирование высокотехнологичных проектов в сфере беспилотных авиационных систем, подготовка высококвалифицированных кадров различной специализации для рынка беспилотных авиационных систем, развитие информационных технологий и совершенствование нормативно-правового регулирования производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Сложившиеся в 2020 - 2022 годах внешнеторговые условия дополнительно усложнили доступ к зарубежным технологиям, оборудованию и материалам, что затрудняет проектирование и реализацию отдельных производственных процессов. Вместе с тем стремительное расширение рынка беспилотных авиационных систем несет риски неправомерного использования беспилотных воздушных судов, а также результатов, полученных с их применением. Кроме того, с повышением интенсивности использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами растет и риск нанесения ущерба пилотируемой авиации, наземной инфраструктуре и гражданам. В целях минимизации этих рисков необходимо создание условий, обеспечивающих интеграцию беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации и предусматривающих наличие: средств инфраструктуры мониторинга и контроля за эксплуатацией беспилотных авиационных систем, средств противодействия противоправному применению беспилотных авиационных систем; информационных систем обеспечения полетов беспилотных авиационных систем, в том числе бортовых средств и систем связи, обеспечивающих постоянную двухстороннюю радиосвязь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения; интеграционных решений, предусматривающих взаимодействие с системами уполномоченных государственных органов, а также коммерческими информационными системами. Важным фактором развития системы образования по направлению беспилотных авиационных систем будет являться снижение административных барьеров, препятствующих повсеместному применению беспилотных авиационных систем, в том числе в рамках реализации программ дополнительного образования детей.
Цели, задачи, приоритеты и целевые индикаторы реализации Стратегии 1. Цель, ключевые направления и задачи развития беспилотной авиации Целью реализации Стратегии является создание в Российской Федерации новой конкурентоспособной на внутреннем и глобальном рынках отрасли российской экономики в секторах разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем и опционально пилотируемых систем, выполнения авиационных работ и воздушных перевозок, оказания услуг, обеспечения потребителей геопространственной информацией и аналитическими сервисами. Достижение указанной цели потребует введения мер финансового и нефинансового стимулирования промышленности и науки, определяющих эффективность разработок и перехода к производству беспилотных авиационных систем и их компонентов, в том числе тех, у которых есть импортные аналоги. Указанные меры также должны быть ориентированы на повышение уровня готовности общества к роботизации, перспективной аэромобильности и иным технологиям, необходимым для повсеместного применения беспилотных авиационных систем в Российской Федерации. Внедрение беспилотных авиационных систем в повседневную эксплуатацию потребует опережающего развития инфраструктуры взлетно-посадочных площадок, аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов, предоставляющих наземное и техническое обслуживание беспилотных авиационных систем, а также инфраструктуры для целей интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в районах и на маршрутах их применения. При этом необходимо обеспечить оптимальный баланс обязательных государственных требований, скорости и стоимости процедур их подтверждения, при котором безопасность полетов и авиационная безопасность будут поддерживаться на приемлемом уровне, а эффективность применения беспилотных авиационных систем способствовать ускоренному развитию рынка.
Учитывая разнообразие компетенций, применимых в отрасли беспилотных авиационных систем, система подготовки кадров в Российской Федерации должна содержать полный комплекс необходимых образовательных модулей с их включением в образовательные программы общего образования, дополнительного образования детей, среднего профессионального и высшего образования, а также соответствующую образовательную инфраструктуру, что в совокупности должно обеспечивать отрасль квалифицированными и мотивированными кадрами. Ключевыми направлениями развития беспилотной авиации являются следующие направления: "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", включающее создание конкурентоспособных российских беспилотных авиационных систем, принимая во внимание опыт и стандарты Международной организации гражданской авиации; "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих", в том числе в рамках создания крупных производственных центров, обеспечивающих разработку и внедрение новых технологий в области беспилотных авиационных систем; "Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем"; "Подготовка кадров для отрасли беспилотной авиации"; "Фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем". В соответствии с базовым сценарием целевыми значениями показателей развития отрасли беспилотной авиации к 2030 году являются: объем российского рынка беспилотных авиационных систем, выражающийся в прямом спросе, а также спросе на такие системы в рамках оказания услуг с учетом образовательных беспилотных авиационных систем в период 2023 - 2030 годов нарастающим итогом - более 1 млн. В рамках Стратегии предусмотрено создание системы подготовки специалистов для эксплуатации беспилотных авиационных систем, относящихся к категории авиационного персонала, в том числе лиц, эксплуатирующих беспилотные воздушные суда массой более 30 килограммов внешних пилотов , на базе сертифицированных уполномоченным органом в сфере гражданской авиации авиационных учебных центров. Достижение установленной цели и целевых значений показателей развития отрасли будет обеспечено за счет комплексного решения задач по ключевым направлениям развития отрасли. Мероприятия и целевые индикаторы реализации Стратегии Целевые индикаторы Стратегии достигаются в результате реализации национального проекта "Беспилотные авиационные системы" и мероприятий входящих в него федеральных проектов.
По ключевому направлению "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы" предусматривается формирование новых сегментов рынка с приоритетом использования российских беспилотных авиационных систем и комплектующих.
В рамках секции в режиме видеоконференцсвязи выступила заместитель Председателя Правительства Рязанской области Юлия Швакова. Спикер подчеркнула, что развитие беспилотных авиационных систем является приоритетным направлением на сегодняшний день. Мы включены в число десяти регионов, где будут созданы научно- производственные центры по беспилотным авиационным системам.
Ведется существенная работа по подготовке кадров. У нас, как и у Республики Башкортостан, имеются малозагруженные посадочные площадки. Реализация национального проекта позволит максимально эффективно использовать тот потенциал, который у нас имеется для беспилотной техники самых разных классов, - отметила Юлия Швакова.
Наибольший потенциал для применения беспилотников отмечается в сельском хозяйстве, строительном надзоре, создании геопространственных баз данных, а также доставке грузов в труднодоступные районы.
Сейчас они уже применяются для инспекции состояния энергосетей, что позволяет сократить сроки проверок в пять раз и снизить риск возникновения аварий в восемь раз. По поручению Президента РФ Владимира Путина разработана Стратегия развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года.
Эта работа предполагает три ключевых направления. Первое — подготовка кадров, второе — создание образовательных программ, и в эту работу уже активно включилось профессиональное сообщество.
Третье направление — оснащение школ и колледжей необходимым оборудованием», — приветствовал участников совещания первый заместитель Председателя Правительства России Андрей Белоусов. Министр просвещения РФ Сергей Кравцов отметил, что в регионах на базе колледжей будут созданы центры подготовки по обращению с беспилотными авиационными системами. Важно соединить в школе эту работу с такими предметами, как основы безопасности и защиты Родины и труд. В колледжах это направление необходимо тесно связать с проектом «Профессионалитет».
На гражданку. Мирные беспилотники за триллион рублей поменяют жизнь России
Управление беспилотными авиационными системами (по всем модулям компетенции) станет понятным после сборки квадрокоптера: летающего устройства с 4 пропеллерами. Минфин переадресует почти 200 млн рублей из бюджета национального проекта «Экология» на новый нацпроект «Беспилотные авиационные системы». Главное событие года по запуску новых рынков, инициатив и отраслей — беспилотные авиационные системы, биотех, креативная экономика. Владимир Путин на большом совещании по развитию беспилотной авиации заявил, что выполнение гражданского заказа должно быть основным для отрасли отечественных беспилотных летательных аппаратов, несмотря на их широкое применение в военной сфере.