– Что Мартин Бергау рассказал вам о «Марше смерти» в Янтарном?
Пальмникенский холокост
и их убивали на месте. Памятник жертвам «марша смерти» в поселке Янтарный Калиниградской области. Янтарный Памятник жертвам марша смерти 1945Подробнее. Руководитель Янтарного также принял участие в этом марше, собравшем 80 человек. Съёмки мемориального комплекса «Марш смерти» в посёлке Янтарный. Янтарный Памятник жертвам марша смерти 1945.
«Всем желающим мы сделали жёлтые звёзды»: в Янтарном хотят воссоздать «Марш смерти»
«Марши смерти» из концлагерей проходили как можно дальше от населенных пунктов, во избежание контактов заключенных с гражданским населением и побегов из колонн. Немногие, но всё же бывают в Янтарном на территории мемориального комплекса «Жертвам Марша смерти». Командующим маршем смерти был назначен обершарфюрер Фриц Вебер, начальником конвоя был унтершарфюрер Отто Кнотт. В Янтарном состоялся «Марш жизни», в котором приняли участие жители области.
Под Калининградом в память о жертвах Холокоста прошел «Марш жизни»
Затем у мемориала "Памяти жертв Марша смерти 1945 года", расположенном на берегу Балтийского моря, прошел траурный митинг. Этой дорогой в ночь на 1 февраля 1945 года фашисты прогнали тысячи евреев, которые были узниками концлагеря Штутгоф. Изнеможённые люди - женщины, дети, старики - шли колонной в 20-градусный мороз. Из семи тысяч человек до Пальмникена дошло около трех. Но и они были загнаны в море и расстреляны.
Там нацисты злодейски расправились с людьми. Тех, кто после "марша смерти" остался в живых, загоняли в ледяные воды Балтийского моря и расстреливали. Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
От посёлка Круглово до Памятника жертвам марша смерти 1945 года около ста человек прошли пешком тот же путь, что и невинные жертвы Холокоста. Сам же траурный митинг, несмотря на ненастную погоду, характерную для этого времени года, собрал несколько сотен человек разных национальностей и возрастов. На митинги присутствовала политическая элита региона, а также представители ряда иностранных государств, передает корреспондент ИА REGNUM с места события. Открыл мероприятие Главный раввин Калининградской области Давид Шведик, рассказавший чудовищную историю тех страшных событий: «Около семи тысяч человек колонной шли по направлению к этому месту. Им обещали, что их кораблём переправят на другую территорию.
Тех, кто падал по дороге сюда, расстреливали, тех, кто пытался сбежать, тоже расстреливали. Выжить удалось только пятнадцати. Когда их подвели к берегу, их по пятёркам начали загонять в море. Жертвы были почти раздетые, необутые, в большинстве своём это были женщины». Губернатор Калининградской области Николай Цуканов, выступая на митинге, отметил существующую опасность реабилитации нацизма в сегодняшнем мире: «Мы помним о сотнях тысяч красноармейцев, которые освободили Европу. И сегодня кто-то хочет переписать историю. На мой взгляд, это недопустимо. Мы с вами живём в области, которая рождена в победе.
Мы живём в области, которая символизирует единую и могучую Россию. Мы помним историю, мы помним трагедию и пока мы помним это, война не должна повториться.
Мы делали здесь все вместе. Кто больше, кто меньше — сказать невозможно. Помнить о пережитом кошмаре призывают поднятые к небу женские руки. Именно так увидел трагедию Холокоста скульптор Франк Майслер. Лица погибших изображены на гранитных стелах, обрамляющих монумент. На памятнике лишь лагерные номера, а вот на пирамиде постепенно появляются фамилии жертв.
И самое страшное, что до сих пор нет полного списка погибших в этой трагедии. У нас есть коллега, который занимается установлением и идентификацией имен, чтобы мы могли как можно больше установить жертв трагедии. Обращу ваше внимание на две нижние таблички. Махча и Рухча Мильнер. Это две сестры, их сестра Хения Пташник выжила и продолжила путь от Пальмикена до Пиллау. Освенцим, Бабий Яр, Пальмникен — это не просто географические названия. Каждое из них до сих пор заставляет сжиматься сердце любого человека. Сотни людей в траурную дату приезжают в Янтарный, чтобы принять участие в марше жизни, вспомнить безвинно погибших, зажечь свечу в память о тех, чьей кровью пропитан песок балтийского побережья.
История марша смерти в Пальмникен( ныне Янтарный)
Янтарный Памятник жертвам марша смерти 1945Подробнее. Трагедию, 75 лет назад разыгравшуюся около нынешнего поселка Янтарный, называют теперь «Маршем смерти» и считают последним актом Холокоста. Памятник жертвам трагедии в посёлке Янтарный Марш смерти оказался никому не интересен, кроме калининградских журналистов. 5 февраля 2017 г. в поселке Янтарный Еврейская община г. Калининграда организовала поминальную церемонию, посвящённую 72-й годовщине Марша смерти. и их убивали на месте.
Памятник жертвам Холокоста в Янтарном
К участию в мероприятии приглашаются все желающие почтить память жертв холокоста. Отправление автобусов — в 11. По вопросам участия обращаться по телефону 464-345.
Они погибали и от пуль, и от переломов, падая с обрыва в ледяную воду. Я видел, как тела погибших колыхались на волнах у берега, как живые. Среди льдин было разбросано много трупов…». По документам 32-й дивизии Советской Армии, освобождавшей Кенигсберг, протоколам допроса свидетелей из Центрального Управления Германии и воспоминаниям оставшихся в живых заключенных события развивались следующим образом. В связи с успешным наступлением Советской армии в направлении Кенигсберга немецкие власти решили ликвидировать еврейских узников из находившихся в этом районе перевалочных лагерей.
Здесь было около 7 000 узников: женщины - в основном из Лодзинского гетто и из Венгрии; мужчины — из Вильнюсского гетто. Он сообщил, что на территории янтарного завода в Пальмникене существуют большие штольни, в которых можно уничтожить людей при помощи газа, взрыва динамита или засыпки входов землей. Предложение Раша было принято. Отправление из перевалочных лагерей началось 15 января 1945 года. Начальнику конвоя обершарффюреру Францу Веберу подчинялись 25 солдат СС, а также более 150 вооруженных литовских и эстонских националистов. Марш смерти Это был настоящий марш смерти. Продуктов не дали никаких.
Стоял 25-градусный мороз. Стреляли по дороге в каждого, кто шел медленно, кто хоть на минуту ослабевал и падал. Чудом спасшаяся Гелина Маленцевич свидетельствует: «…мы двигались в колонне по пятеро в направлении Балтийского моря, свыше девяти тысяч человек, большей частью женщины. Это было 31 января 1945 года… По пути примерно триста мужчин предприняли отчаянную попытку — с голыми руками они бросились на эсэсовцев, но, естественно, были сразу перебиты из автоматов…» Число убитых в пути от Кенигсберга до Пальмникена составляет около 2 500 человек. Оставшихся в живых разместили в пустующем слесарном цехе шахты «Анна». Здесь Франц Вебер столкнулся с несогласием управляющего местными имениями господина Файербенда, майора резерва, использовать для уничтожения евреев местные штольни. Он ругал Вебера за то, что тот опозорил немецкий мундир уничтожением узников по дороге из Кенигсберга в Пальмникен.
А Вебер оправдывался, что стреляли в узников не немецкие солдаты, а литовские и эстонские наемники. К этому времени он получил письмо от командования СД в Кенигсберге , грозившее ему ответственностью за вмешательство в планы уничтожения узников. Файербенд покончил жизнь самоубийством. Смерть управляющего местными имениями послужила сигналом для начала акции уничтожения. Вот что рассказывает Анна Клиновска, одна из 14 спасшихся женщин. Кругом темно, мы не знаем, куда идем. Нас разделили на группы… Тем временем начало светать.
Я оглянулась — наша группа была последней, в ней было не более 30 женщин. Мужчин уже не было видно — их потопили первыми… Рядом оказался украинец из нашего лагеря. Он не был самым плохим человеком, подошла к нему, пала к его ногам и умоляла, чтобы не топил меня, оставил в живых. Но тут подскочил другой, схватил меня за шиворот и бросил в море. Вся наша группа оказалась уже в море. Рядом застреленные… Я лежала на льдине, на меня бросили убитую, они думали, что я мертва… Сознание моё работало, я решила не поддаваться смерти, хотя в первые минуты хотела утопиться, чтобы больше не мучиться…» Последние свидетели Анна Клиновска поднялась и начала переползать через трупы и нагромождение льда.
Его участники в 11 часов соберутся у братской могилы советских воинов в посёлке Русское и оттуда пройдут до Янтарного, где возложат цветы на мемориале памяти жертв Холокоста.
В конце января 1945 года из Кенигсберга в Пальмникен под конвоем эсэсовцев пешей колонной было отправлено 7 тысяч евреев, в основном женщин, свезенных в Восточную Пруссию якобы для эвакуации.
Большинство из них, истощенных и обессилевших, погибли во время перехода на 20-градусном морозе, остальные были расстреляны. В 1994 году на месте расстрела был установлен памятный мемориал с надписями на русском языке и иврите.
Янтарный/Пальмникен. Марш смерти в янтарном крае
Подписывайтесь на Калининград. Ru в соцсетях и мессенджерах! Узнавайте больше о жизни области, читайте только самые важные новости в Viber , получайте ежедневный дайджест главного за сутки в основном канале в Telegram и наслаждайтесь уютной атмосферой и фактами из истории региона — во втором телеграм-канале Нашли ошибку в тексте?
Его участники в 11 часов соберутся у братской могилы советских воинов в посёлке Русское и оттуда пройдут до Янтарного, где возложат цветы на мемориале памяти жертв Холокоста.
Военачальники в отряде короля никак не могли договориться друг с другом о тактике захвата Замланда. Они не имели сведений о расположении прусских крепостей, путях подхода к ним, и не знали, какими силами располагает противник. Никто не хотел повторить печальную участь христбургского комтура. Не обошлось без очередного предательства. В стане рыцарей появился прусский нобиль Гедуне Gedune.
Это имя было впервые упомянуто 7 февраля 1249 года в мирном договоре Тевтонского ордена с помезанами, вармийцами и наттангами. Гедуне выдал рыцарям расположение прусских отрядов и крепостей. Потом он сражался бок о бок с рыцарями и заслужил их похвалу. Когда же Гедуне вернулся в родное село, то обнаружил, что дом его разорен, а жена и дети убиты. Захватив Гирмов, крестоносцы сохранили название, преобразованное потом в «Гермау». С 1258 года, после выделения епископской доли земельных владений, территорией стал управлять Тевтонский Орден. Этот год и считается годом основания Гермау, ставшее основным плацдармом рыцарей в западной части Замланда.
Сопротивление местного населения в этих областях было не очень сильным, поскольку многим знатным пруссам тевтоны пожаловали лены и дали особые привилегии. Скорей всего после Первого восстания прусские дружины покинули свои земли, что дало возможность армии Отакара завоевать Самбию. Ещё до подавления очередного крупного восстания пруссов 1260 — 1272 гг. Есть сведения, что в Гермау сначала временно использовалась прусская крепость. Первым камеррарием по данным документов 1301 года был знатный прусс Лейкауте. Но какое отношение всё это имеет к названию посёлка «Русское»? Чтобы ответить на этот вопрос, нам понадобиться вспомнить имя русского учёного, историка, археографа, краеведа, автора работ по генеалогии, Василия Сергеевича Арсеньева, родившегося 140 лет назад 14 марта 1883 года в Софии в семье видного российского дипломата.
Василий Арсеньев автор статьи «О прусском происхождении Романовых», которая расставляет всё по своим местам в вопросе о реальности существования Гланды Камбилы, отца Андрея Кобылы, родоначальника многих боярских и дворянских фамилий, включая Романовых. Младший сын Андрея Кобылы Фёдор Кошка — московский боярин и дипломат — был близок к великому князю Московскому Дмитрию Донскому, а затем к его сыну Василию. Фёдор Кошка через своих многочисленных сыновей стал родоначальником дома Романовых и дворянских родов Шереметевых впоследствии графы , Яковлевых… родословные потомков Андрея Кобылы изучены достаточно хорошо. Споры ведутся о его предках. В 1687 году была составлена так называемая «Бархатная книга» — родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России. Вот в этой «Бархатной книге» и были зафиксированы сведения о выезде Андрея Кобылы «из Немец», из прусской земли. В том же XVII веке в одной из родословных появилась конкретизация этой легенды.
По ней некий князь Гланда Камбила, сын князя Дивона, потомок прусского короля Видевута, утомлённый в борьбе против Тевтонского ордена, выехал вместе со своим сыном и множеством подданных к великому князю Александру Ярославичу Невскому. Там он крестился с именем Иван, а его сын получил прозвище Кобыла, что объяснялось опиской писца. Ряд историков конца XIX века сомневались в достоверности родословной легенды о прусском происхождении Андрея Кобылы. Они с большей или меньшей определённостью высказывались за происхождение боярина Андрея из Новгорода, из Прусского конца. Отметим, что действительно была в Новгороде Прусская улица на Софийской стороне. Своё название она получила от пруссов, выходцев из Пруссии. Прусская улица многократно упоминалась в летописях.
Исследователь происхождения семьи Романовых Василий Арсеньев, оказавшийся как бы в тени славы своего младшего брата, русского религиозного мыслителя, поэта, культуролога, профессора Кёнигсбергского университета Николая Сергеевича Арсеньева, по крупицам собирал материал для исследования истории своего рода Арсеньевых. После издания в 1903 году фундаментального труда «Арсеньевы. Род дворян Арсеньевых, 1389—1901 гг. Арсеньев был признан одним из лучших генеалогов России. Василий Сергеевич занимался исследованием не только своего рода, он становится членом Историко-Родословного общества Москвы. Благодаря его опыту, энергии и организаторским способностям комиссия развернула свою деятельность, но… Революция 1917 года поставила крест на карьере Василия Арсеньева как чиновника. Научная деятельность также отошла на второй план.
Надо было выживать… Работал в различных учреждениях и переводчиком, и преподавателем, в конце концов был уволен по причине дворянского происхождения и перебивался случайными заработками. Не менее восьми раз его арестовывали. В 1929 году был он вновь арестован, приговорён к трём годам концлагеря и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Отсидев на Соловках три года, был освобождён, сотрудничал с издательством «Звенья», с Комиссией по устройству Центрального Литературного музея. В январе 1933 года был в очередной раз арестован по обвинению в «антисоветской агитации». Почему советская власть проявила такую необычную мягкость? Профессор Кёнигсбергского университета Николай Сергеевич Арсеньев выкупил своего брата у советской власти за доллары, заработанные преподаванием.
В январе 1934 года Василий Сергеевич выехал в Кёнигсберг с женой Ольгой Александровной урождённой Нарышкиной , племянником и невесткой Нарышкиными. Генеалог и историк, обладающий необыкновенной работоспособностью и эрудированностью, Василий Сергеевич Арсеньев оказался на свободе, ему удалось вывезти из СССР довольно много собранных материалов по генеалогии российских дворянских родов, с которыми можно было работать дальше. Одним из самых ревностных противников легенды об иноземном выезде Романовых как, впрочем, и вообще всех выездов являлся почтенный профессор Леонид Михайлович Савёлов — русский государственный и общественный деятель, генеалог, археограф, прозаик, мемуарист, коллекционер, основатель научной генеалогии в России, создатель и организатор нового направления в изучении развития общества, первый исследователь семейно-родовых и культурных традиций, изучавший механизм преемственности поколений, обеспечивающий многовековое самоотверженное служение Отечеству российских служилых родов. Пользуясь случаем, он просит проживающего в Кёнигсберге Василия Арсеньева разыскать в Восточной Пруссии сведения, могущие дать основания «Прусской» легенде. Василий Арсеньев в совершенстве знает немецкий язык, он может ознакомиться с трудами местных историков, он умеет работать с источниками в архивах. Первоначально мы читаем неутешительные строки: «Начну с того, что должен указать, что в Пруссии не существует никаких легенд и преданий об этом выезде и местные историки такового не знают». Учитывая, что после тевтонского завоевания население Пруссии полностью сменилось, можно предположить, что современным Арсеньеву немецким историкам и не интересно было знать о том, куда выехали в своё время пруссы-беглецы.
Но можно предположить и другое: после 1613 года немецкие историки сознательно уничтожили всё, свидетельствующее об исходе предка правящего в России дома Романовых из Пруссии, чтобы лишить русских царей повода претендовать в какой-либо форме на землю своих предков. Прецеденты были… Так, в своё время Московский царь Иван IV припомнил Ливонской конфедерации невыплату так называемой «Юрьевской дани» и начал в 1558 году Ливонскую войну, одним из итогов которой стала ликвидация Ливонского ордена. Другой пример: в созданном в начале XV века «Сказании о князьях владимирских» утверждается, что князь Рюрик был призван на Русь из Прусской земли. Он также нашёл в изученных источниках утверждения, что после неудачи восстания 20 сентября 1260 года разбитые пруссы из Эрмланда и Погезонии бежали «в леса в Россию к Александру Невскому, и равно и в Литву и разбитые в 1283 году в восстании судовийцы». Судовы — немецкое наименование племени ятвягов, которых следует отличать от пруссов, но которые близки им по происхождению. А ведь Василий Арсеньев нашёл сведения! Ленная грамота была написана на латыни, а затем переведена на немецкий язык, поэтому прусское имя Гланда было записано как Гландус.
Любопытно, что в этом источнике написано Кабилло, а не Камбила. Само собою просится перевести латинское «Kabillo» на русский как «Кобыла», так что ошибка писца вполне понятна. При подготовке и написании статьи Василий Арсеньев явно сам уверовал в происхождение дома Романовых из Пруссии, так как добавляет следующие рассуждения: «Наконец, относительно самой фамилии Романовы — не могло ли это имя, получившееся от предка Романа, нести в себе воспоминание о свойственном далёкой Прусской прародине названии святилища — Ромове, Ром, Романене, Роминтен, Ромейкен и т. Хотя в реальности тевтонские завоеватели так и не обнаружили святилища Ромове, эти интересные рассуждения Арсеньева можно принять к сведению. Леонид Савёлов вынужден был согласиться с истинностью утверждения о происхождении дома Романовых из Пруссии. Остаётся ответить на несколько дополнительных вопросов. Первый вопрос: по какой причине Гландус Кабилло, получивший от Тевтонского ордена ленную грамоту на владение имением Налабен, вынужден был бежать на Русь?
Вроде бы к 1283 году Тевтонский орден взял под полный контроль всю территорию Пруссии. Боевые действия против пруссов закончились. Те, кто воевал против власти Ордена, либо были убиты, либо бежали, либо подчинились Ордену. В данном случае выдача ленной грамоты подразумевает, что Гландус Кабилло подчинился власти Тевтонского ордена и получил определённые права. Он мог бы неплохо жить на территории Орденского государства. Его потомки, конечно, перешли бы на немецкий язык и стали бы немцами, неплохая перспектива… Однако Гланда Камбила отказался от столь прекрасного будущего и уехал на чужбину. Скорее всего, любое поражение или раскрытие заговора влечёт за собой подчинение, то есть предательство или уход, то есть бегство… Но куда?
Оно началось сразу после победы князя Александра Невского над Тевтонским орденом уточним, битва состоялась между отрядами Ливонского ордена, являвшегося отделением Тевтонского ордена в Ливонии на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Узнав о сокрушительном разгроме тевтонцев, пруссы немедленно восстали против своих поработителей. Сам Александр Невский в Пруссии не бывал, но его имя вдохновило восставших. Традиционно прусские вожди были разобщены, поэтому предводителем Первого прусского восстания 1242 — 1252 выбрали славянского князя — Святополка II Поморского 1216—1266. Святополк был правителем Восточного Поморья со столицей в Гданьске. Его владения вплотную примыкали к Пруссии с запада, поэтому он изначально имел какие-то особые отношения с прусскими вождями приграничных областей. Первое восстание длилось с переменным успехом в течение одиннадцати лет.
На этом Первое восстание завершилось. Тевтонцы продолжили завоевание Пруссии. Второе восстание началась 20 сентября 1260 года, то есть вскоре после поражения войск крестоносцев в битве со жмудинами на озере Дурбе. В этом сражении погибли ландмейстер Ливонского отделения Тевтонского ордена, орденский маршал и около 150 рыцарей ордена. Ко Второму восстанию присоединились все прусские племена, проживавшие между Вислой и Неманом, кроме помезан. Каждое племя избрало своего собственного вождя. Самбами командовал Гланда обратим внимание, о распространённости этого имени у прусских вождей, в источниках несколько раз упоминаются прусские вожди по имени Гланда , натангами — Геркус Монте, бартами — Дивон, вармийцами — Глаппе, погезанами — Ауттум, ятвягами — Скуманд.
Разобщённым пруссам опять потребовался вождь со стороны. Претензии на верховное командование восставшими обнаружились у литовского князя Миндовга, начавшего в августе 1261 года кампанию против ордена. Было также решено привлечь к войне в качестве союзников русских князей. Из-за слабой координации совместных действий их результат оказался скромным. Общего руководства у восставших пруссов так и не сложилось. Вожди отдельных прусских племён сражались и погибли по одиночке. Ещё в 1262 году в бою с немецкими рыцарями у залива Фрише-Нерунг близ Кёнигсберга, был сражён копьём вождь самбов Гланда его ни в коем случае не следует путать с Гландой Камбилой.
Вождь племени бартов Дивон воевал дольше и успешнее. Он захватил несколько замков Ордена, в том числе Бартенштайн. Он атаковал Мариенбург, Кульм, Христбург… Но в 1271 году при осаде замка Шёнензе в Кульмской земле Дивон был убит выстрелом из баллисты. Отметим для себя, что, судя по году смерти, Дивон вполне мог быть отцом Гландуса Кабилло, получившего в 1290 году от Тевтонского ордена ленное владение. А вот к вождю самбов Гланде он, конечно, отношения иметь не мог. Имя Дивон, кстати, происходит от славянского слова «диво» чудо. После гибели своего вождя многие барты бежали на восток, в земли, контролируемые Литовским княжеством.
Им была дана возможность поселиться в районе городов Гродно и Слоним, принадлежавших тогда Литве. Когда в 1277 году галицко-волынское войско попыталось захватить Гродно, оно столкнулось с наличием в рядах защитников города многочисленных пруссов и бартов барты почему-то были выделены отдельно , показавших свою отвагу. С большой степенью вероятности можно считать, что Гландус Кабилло был в числе этих беглецов, временно поселившихся в Гродно. Окончательно Второе прусское восстание выдохлось к 1274 году. Фактически в эти годы Тевтонский орден продолжил и завершил завоевание Пруссии, покорив племена надровов, скаловов и судовов ятвягов. В 1284 году тевтонцы начинают войну уже с Литвой. Летом этого года ландмейстер Конрад фон Тирберг совершил набег на Гродно и сжёг город.
В Гродно было обнаружено много бартов, бежавших из Пруссии. Пётр из Дусбурга особо отмечает, что в волости Гродно был убит тот самый барт, который во время Третьего вероотступничества взял в плен комтуров Христбурга и Эльбинга с их дружинами, а затем бежал из Погезании. Также Пётр из Дусбурга отметил, что два барта, некие Нумо Наум? По их просьбе всем бежавшим из Пруссии бартам и жёнам их было разрешено вернуться в Пруссию и поселиться в пустующей после разорения 1275 года области Погезания. Вполне вероятно, что в числе вернувшихся мог быть и Гландус Кабилло. Пётр из Дусбурга отмечает, что самбийский фогт Дитрих высказывал опасения, что это снисхождение к мятежникам приведёт к неприятностям. Итак, после 1284 года бежавшим в Гродно бартам было разрешено вернуться в Пруссию, в опустошённую Погезанию.
При этом знатные барты могли получить от Тевтонского ордена наделы и оформить их ленными грамотами. Какое-то время заняло переселение бартов в Погезанию, проверка их лояльности Тевтонскому ордену, оформление статуса прусской знати. Мы видим, что в 1290 году некий Гландус Кабилло должен был получить ленную грамоту на имение Налабен в приходе Петервальде возле города Мельзак. И вот здесь следует обратить внимание на то, что Пётр из Дусбурга упомянул в своей «Хронике земли Прусской» ещё про Четвёртое вероотступничество, на которое нынешние историки обычно внимания не обращают вовсе… На второй год после возвращения бартов из Гродно, как сообщает Пётр из Дусбурга, во время строительства замка Раганита с апреля 1289 года было раскрыто дело. Так как орденский хронист не назвал конкретных имён лиц, получивших «заслуженную кару», с большой уверенностью можно предположить, что они смогли скрыться. Надо понимать так, что Гландус Кабилло обязан был быть видным участником Четвёртого вероотступничества, а потому после получения известия о раскрытии заговора бежал. Ленная грамота, очевидно, так ему на руки выдана и не была.
Осталась пылиться в архиве. Бежать пришлось на восток, но уже не в Гродно. Вряд ли там приняли бы беженцев по второму разу. Один раз их приютили, а они обманули и вернулись во владения Тевтонского ордена, поэтому доверять им литовцы теперь не могли. Бежать надо было туда, где Тевтонский орден не достанет, и начинать жизнь на новом месте, без надежды вернуться в Пруссию. Бежать надо было на Русь! Надеемся, что ставшее в 1946 году Русское из Гермау настроило вас более внимательней перечитать тексты хроник Тевтонского ордена, а мы в свою очередь обращаем внимание и на имя русского историка Василия Арсеньева, и на его глубокое расследование о происхождении дома Романовых из Прусской земли.
Замок располагался на холме, окруженном с запада и юга болотом. Рядом с замком протекал ручей, на нем соорудили запруды и поставили мельницу. Образовавшийся каскад прудов прикрывал замок с севера и с востока. В 1330 — 1340 годах, несколько западнее прежних укреплений, был построен каменный замок. Рядом находился форбург. В южном флигеле располагались ремтер орденская кухня , замковая часовня, служебные и жилые помещения. В 1610 году флигель перестроили, превратив его в приходскую церковь.
Вход в замок находился западнее кирхи и вёл сначала в форбург. Полагают, что замок был однофлигельный, но не исключено, что он мог иметь еще несколько флигелей. Размеры флигеля — длина около 70 м и ширина около 18 м. К северной стене примыкал замковый двор с колодцем, окруженный тремя мощными стенами, соединяющимися с этой стеной. Замок сильно пострадал во время Тринадцатилетней войны между Орденом, Союзом Прусских городов и Польшей 1454 — 1466. Не имевший укомплектованного гарнизона, он в конце сентября 1463 года был захвачен и разрушен отрядом эльбингцев и поляков. Полностью его так и не восстановили.
Правда после заключения 16 октября 1466 года Торнского мира Гирмав ещё упоминается как замок. Большой нужды в его сохранении не было, а страна, обескровленная войной, не выделяла средства на его содержание. Гирмов теряет своё значение форпоста на Замланде, с которого началось уверенное продвижение Ордена в глубь языческой Пруссии. Как центр янтарного промысла — резиденция янтарного мастера, так называемая янтарная палата руководителя «янтарных господ», которым подчинялась береговая стража, контролировавшая соблюдение жителями побережья янтарного права, — отремонтированный замок Гермау перенял эстафету в 1580-х годах от Лохштедта. Здесь же и «Янтарный суд», на окраине — Виселичная гора, Виселица суда стояла на горе Гальтгарбен западнее замка. Отметим, виселицы не устанавливали вдоль береговой линии, они ставились на подступах к морскому берегу, вдоль дорог на холмах. От Гермау на побережье ведут несколько дорог.
Когда замок окончательно обветшал и стал непригоден для жилья, то в 1693 году управляющий и палата переселились в Пальмникен посёлок Янтарный , остатки крепостных сооружений послужили в качестве строительных материалов для постройки административных зданий в Пальмникене и устройства мостовых в Гермау. Этажные перекрытия разобрали и получился очень высокий церковный неф. В алтарной части, видимо, сохранилась бывшая замковая капелла, имеющая сводчатый потолок. К ХIХ веку часть подвалов засыпали, в них ещё можно было попасть по лестницам, позже замурованным. Отсюда, вероятно, появилась легенда о подземном ходе, ведущим к имению Кирпенен сейчас посёлок Поваровка. Территорию разобранного форбурга начали использовать под кладбище, занявшее также замковый двор и пространство вокруг кирхи. В начале ХIХ века ещё просматривались остатки облицованных рвов, но вскоре и их засыпали.
Последний ремонт в кирхе проводился в 1936—1942 годах. В наши дни на холм, где некогда было прусское укрепление, можно подняться по лестнице. Напротив стоит Мемориальный комплекс на братской могиле советских воинов, погибших в феврале-апреле 1945 года, образованной в ходе боевых действий. С большим любопытством путешественники решили осмотреть заметный холм, где покоятся на кладбище останки немецких солдат и древней кирхи. На работы по консервации остатков кирхи в начале 1990-х годов немецкие фонды выделили деньги, а на сохранившихся фундаментах бывших крепостных стен из собранного камня были возведены невысокие ограды. Ремонтно-восстановительные работы на кладбище произведены Народным Союзом Германии по уходу за военными захоронениями. Этому способствовало подписание в 1992 году между Германией и Россией межправительственного соглашения об уходе за военными могилами.
В рамках этого соглашения ФРГ за счёт собственных средств обеспечивает сохранность российских воинских захоронений и уход за ними в Германии. Правительство Российской Федерации, не неся никаких затрат, позволяет Правительству Федеративной Республике Германии создавать на территории России компактные захоронения погибших на войне. На территории Германии находится 3310 советских воинских захоронений, в День всенародной скорби делегации из России, Белоруссии и Украины посещают все эти кладбища и убеждаются в их ухоженности. С 1992 года на территории Российской Федерации построено и восстановлено 22 немецких солдатских кладбища — 8 из них находятся в Калининградской области. В посёлке Русское бывшее Гермау Зеленоградского района Калининградской области находится крупнейшая в нашем регионе братская могила воинов Красной Армии более 2300 воинов, в том числе пять Героев Советского Союза , которые принимали участие в Восточно-Прусской наступательной операции 1945 года. В ночь с 1 на 2 февраля 1945 года, прорвав в направлении Куменен ныне поселок Кумачево — Тиренберг сейчас не существует; район перекрестка дорог на Шатрово, Грачевку и Дунаевку оборону 9-го немецкого армейского корпуса и разрозненных отрядов фольксштурма, мобилизованных из окрестных поселков, группы войск Красной Армии стремительным броском вышли к Гермау. Во время немецкого февральского наступления 91-я гвардейская стрелковая дивизия попала в окружение, оставила поселок Гермау 9 февраля.
В период окружения артиллерийские удары по Гермау наносились немецкой корабельной артиллерией и береговыми батареями крупного калибра Пиллау. Второй раз поселок Гермау был взят частями Красной Армии 16 апреля 1945 года. Бои в этих местах шли кровопролитные - враг сопротивлялся и держал жёсткую оборону. В поселке Русское Зеленоградского округа намерены построить «Духовно-просветительский музейно-мемориальный комплекс».
На девятый день он позвал их вниз. Женщины стояли перед ним без обуви в грязных лохмотьях. Между тем немецкие войска отбросили захватчиков, и я рискую своей жизнью, если вы останетесь здесь». Одна из женщин вдруг заметила угольный погреб. Они быстро зарылись в кучу угля так глубоко, что трудно было дышать. За ними наблюдала соседка, госпожа Хардер. Угольный погреб принадлежал ей. Вскоре по сигналу Фосса на место пришли полицейские с собакой, которая тут же рванувшись к погребу, почуяла след. Она, прикрикнув на собаку, ответила: «Да, я видела трёх оборванок, но куда они ушли, сказать не могу. Кажется, в сторону леса». Подхватив собаку, полицаи ушли в указанном направлении. Вечером в угольный погреб пришёл муж госпожи Хардер, Альберт, и сказал женщинам: «Выходите! Наши лагерные лохмотья она сожгла. Начиная с этого времени, и до того как нас освободила Красная Армия, мы жили у них в квартире». Когда советские войска заняли село Зоргенау, женщины заявили им, что они узницы-еврейки. Но военные не хотели этому верить: «Все евреи погибли в море! Благодаря этим женщинам, пережившим трагедию на янтарном берегу, оказавшись на «волосок от смерти», мы через много лет смогли узнать о ней. После окончания войны они разлетелись по миру. Почти все из них оказались в Израиле и Америке. Последняя из них, 98-летняя Мария Блитц Зальц , недавно скончалась здесь. Она успела при жизни издать автобиографическую книгу, по которой в 2008 году в Германии был снят документальный фильм «Янтарный край — марш смерти в Восточной Пруссии» режиссёр Юлия Бургетт. Пальмникен сразу же вошёл в состав бывшего Советского Союза, а после его распада — стал частью России. Уже через два дня, 17 апреля, была создана комиссия по расследованию массового убийства, под руководством генерала-майора Данилова. К этому времени эсесовцам уже удалось скрыть следы собственных злодеяний. Кроме арестованных нескольких членов Гитлерюгенда, которых приговорили к 25 годам принудительных работ в Сибири, найти виновных тогда не удалось. Многим пронацистски настроенным свидетелям трагедии из числа местных жителей также удалось сбежать, спасая жизни. Главным обвиняемым был командующий маршем смерти, обершарфюрер Фриц Вебер. Его арестовали, потом выпустили, объявив, что он, якобы, «всё сделал, согласно приказу». Его нашли снова только почти через двадцать лет, в марте 1964 года в городе Киле. Он и не думал скрываться. Добропорядочный отец двоих детей, он был прилежным работником Министерства культуры земли Шлезвиг-Гольштейн. Благоверный христианин, он исправно делал пожертвования в местной церкви и вступил в члены правящей партии ХДС. Вебера арестовали снова в 1965 году. Его показания были на редкость уклончивы: «Я не могу сказать, сколько евреев было расстреляно во время марша из Кёнигсберга в Пальмникен до прибытия на янтарный комбинат, так как не могу взять на себя ответственность за достоверность». Он признавал, что привёл колонну в Пальмникен на расстрел, но сам, якобы, не стрелял. В 1945 году до прибытия русских Вебер хотел убежать, как сделали другие его подельники, например, руководитель группы Тодт, который, желая спастись, сбежал, вызвавшись самостоятельно дойти до Пальмникена, чтобы «выяснить обстановку». Вебер не решался на это, зная, что за дезертирство в СС заплатят свободой или жизнью его родные. В Германии у него оставались жена и дети. Он думал о них. Вскоре после ареста в ночь с 20 на 21 января 1965 года Вебер сам вынес себе приговор и сам же привёл его в исполнение, повесившись в тюремной камере. Начальник конвоя, Карл Отто Кнотт, бывший садист-фельдшер, уничтожавший евреев концлагеря Штуттгоф с особой жестокостью, вообще не понёс никакого наказания за свои преступления. В декабре 1964 года на судебном процессе против эсэсовцев Штуттгофа он был оправдан. По делу пальмникенской трагедии были допрошены более сотни свидетелей в России, Германии и Израиле. Всего по этому делу было заведено 13 томов уголовного расследования, но никто из палачей не понёс наказания. В 2005 году копии материалов уголовного расследования были переданы из Германии в Калининградскую еврейскую общину, а оттуда — в Государственный архив Калининградской области. Во рву оказались 204 трупа женщин и 59 трупов мужчин в возрасте от 16 до 35 лет. Несмотря на всё это, их приняли за «советских» людей, а информацию о том, что там были найдены евреи, решили не предавать огласке. Поставили красные звёзды и сделали надписи: «Вечная память советским людям, павшим от рук немецко-фашистских захватчиков».
Марш памяти в Янтарном
Арон Гуревич, раввин: «Есть голоса которые призывают усомниться в итогах истории, усомниться в том насколько велики были жертвы и среди мирного населения, и среди еврейского населения. И вот чтобы всякий раз показать, что мы едины в том, что не принимаем не то, что вот такую позицию, а вот такие измышления, наверное, мы и пришли сегодня сюда». Пальмникенский расстрел называют последним актом Холокоста. В начале 2000-х члены калининградской еврейской общины поставили на этом месте памятный камень и провели памятную панихиду. В 2011 году здесь воздвигли мемориал.
С тех пор каждый год в память о трагедии в янтарном проходит марш жизни и Поминальная церемония. Сотни людей со всего региона приходят сюда, чтобы возложить к подножью мемориала цветы и камушки - по еврейской традиции, зажигают поминальные свечи.
Мраморный 10-метровый памятник представляет собой воздетые к небу человеческие руки, символизирующие мольбу погибающих людей о помощи. На руках выбиты лагерные номера.
В траурном митинге, посвященном 70-летию этой скорбной даты, состоявшемся в поселке Янтарный, приняли участие Губернатор Калининградской области Николай Цуканов и глава Калининграда Александр Ярошук. В Калининградской области есть еще одна скорбная дата — 1 февраля. В 1945 году в этот день на побережье Балтийского моря в районе Пальмникена поселок Янтарный произошло массовое убийство узников-евреев. На побережье их гнали из концлагеря Штутгоф, многие умерли в дороге.
Он напомнил, что зимой 1945 года жители Пальмникена смогли спасти от расправы несколько человек, и подчеркнул, что границы добра и зла проходят не по политическим, национальным или религиозным границам, а через человеческие сердца, разум и поступки.
Мы шли сегодня «Маршем жизни» от поселка Русское, где как раз захоронены советские солдаты пытавшиеся пробиться и помешать этому «маршу смерти». Так что пусть лучше русские всегда успевают. От этого всем только лучше», — написал губрнатор. По данным прокуратуры, на территории современной Калининградской области, которая занимает часть бывшей Восточной Пруссии, действовало не менее 56 лагерей для военнопленных и принудительно переселенных гражданских лиц.
Выбор редакции
- Калининградцы прошли Маршем смерти
- Памятник жертвам Марша смерти, Янтарный
- "Марш жизни" прошел под Калининградом в память о жертвах Холокоста
- Поделиться
- Газета «Суть времени»
Ученики школы поселка Приморье посетили мемориал жертвам «Марша смерти»
В Янтарном прошёл ежегодный «Марш жизни» (фоторепортаж) - Новости Калининграда | Спасением узников польского лагеря смерти занималась 107-я дивизия под командованием генерал-лейтенанта Василия Петренко. |
70-летие Марша смерти | Трагедию, 75 лет назад разыгравшуюся около нынешнего поселка Янтарный, называют теперь «Маршем смерти» и считают последним актом Холокоста. |
Незаслуженно забытые: памятник жертвам марша смерти в Пальмникене | Как сообщает РИА «Новости», ранее власти Янтарного назвали недопустимым и непозволительным шоу на месте расстрела узников концлагерей и заявили, что не давали разрешения на проведение реконструкции. |
Под Калининградом прошел "марш жизни" по маршруту "марша смерти" жертв холокоста | В пос. Янтарный Калининградской области сегодня, 1 февраля, состоялся траурный митинг, посвящённый 70-летию годовщины жертв марша смерти, во время. |