На второй день мрачный Людовик XV обратил внимание на «невинное дитя» и жестом приказал Жанне следовать за ним в покои. На эшафот взойдут Людовик XVI, Мария-Антуанетта — и было непонятно, почему тянет время Жанна Дюбарри. «Глава семьи Жан Дюбарри был одним из типичнейших придворных Людовика ХV.
Жанна Дюбарри (2023)
У Жанны Дюбарри действительно имелся негритёнок-воспитанник, паж Замор, которого она любила, как своё чадо и содержала в небывалой роскоши. Людовик с удовольствием развлекался с мадам дю Барри и щедро одаривал её, однако ни в коем случае не хранил ей верность. 20 июля 2023 года в России состоялась премьера байопика о знаменитой фаворитке Людовика XV под названием «Жанна Дюбарри» от режиссёра и актрисы Майвенн.
Жанна Дюбарри (2023)
Французская кинокомпания Why Not Productions 11 августа распространила первый промокадр будущей исторической драмы «Жанна Дюбарри». Как аргумент в пользу Жанны, Ватель предоставил счета личного портного Дюбарри, который вел подробную бухгалтерию расчетов с фавориткой. «Жанна Дюбарри недолго, но искренне оплакивала его смерть.
Критики о новом фильме с участием Деппа: «Поистине королевское разочарование»
Самого Гийома Людовик XV сослал в провинцию, а Жанну не отпускал ни на шаг, сделав ее официальной фавориткой. До российского проката добрался фильм открытия Каннского фестиваля «Жанна Дюбарри» режиссера Майвенн, которая выбрала Джонни Деппа на роль короля Людовика XV. Людовику XV на момент встречи с Дюбарри было уже 58 лет, но выглядел он, ссылаясь на оставшиеся портреты, очень привлекательно. Мария Жанна дю Барри (Дюбарри) родилась 19 августа 1743 в городке Вакулер в Лотарингии.
Джонни Депп вернулся плотоядным монархом: на экраны выходит "Жанна Дюбарри"
Словом, не нужно искать в «Жанне Дюбарри» Жанну Дюбарри – это не биографический фильм, это драма о последних годах жизни и последней любви короля, правившего слишком долго и не слишком вдумчиво и женщины, поднявшейся со дна общества до самого верха. С появлением Жанны салон Дюбарри приобретает небывалую популярность, а вскоре же во всём Париже начинают говорить о некой прекрасной особе среди девиц сводника. Мадам Дюбарри (урожденная Жанна Бекю) родилась в 1743 году в Вокулёре в 300 км к востоку от Парижа. Мадам Жанна Дюбарри Жанна Дюбари стала последней в знаменитой плеяде французских королевских фавориток XVII — XVIII веков.
6 интересных фактов о Жанне Дюбарри — последней фаворитке Версаля
Именно это в ней и нравится Луи - смелость идти против пышных ритуалов, делающих королевский двор подобием театра комичных напыщенных марионеток. Ее непосредственность возвращает ее высочайшему любовнику нормальное человеческое измерение - за маской начинают проступать черты личности живой и в чем-то даже страдающей от эмоционального вакуума. К концу фильма, когда короля сразит оспа, это почти трагедия. Третьим аттракционом должна была стать сама "виновница торжества" Жанна Дюбарри, которую сыграла Майвенн Ле Беско - актриса, известная большинству зрителей только по имени - Майвенн. Она же написала сценарий и поставила картину, что обычно не идет на пользу актерскому исполнению, лишенному объективного стороннего взгляда. Майвенн неплохая актриса, но для этой роли весь ее арсенал исчерпывается интригующим взглядом искоса и как бы эротическим прищуром. Женщина, когда-то сумевшая взбаламутить французский императорский двор, кроме обезоруживающей юности, богатого опыта великосветской проститутки и выдающихся внешних данных, по идее должна обладать чертами личности яркой, сильной и своевольной - ничего этого в экранной Жанне Дюбарри нет. Поэтому и выбор короля, сделанный сразу и едва ли не на всю отведенную ему жизнь, остается необъяснимым. Из актеров окружения запоминается Бенжамен Лаверн в роли камердинера Ла Борда - доверенного лица императора, корректно и артистично оркеструющего его интимные похождения.
Сценарий, написанный Майвенн в соавторстве с Тедди Лусси-Модесте и Николя Ливекки, предлагает линейное развитие событий, характерное для байопиков, - начиная с юности Жанны Дюбарри и заканчивая ее возвращением в монастырь, откуда ее когда-то изгнали за чтение слишком фривольных книг; закадровый голос вскользь сообщает биографические данные, не вошедшие в фильм, включая смерть на гильотине.
Помимо Деппа каст фильма включает Мельвиля Пупо, уверенно прошедшего путь к одному из самых востребованных французских актеров, начавшийся с «И все же Лоранс» Ксавье Долана, небожителя Пьера Ришара и участника Комеди Франсез Бенжамена Лаверна в роли верного соратника главной героини. Можно говорить о бюджете в 20 миллионов евро, премьере в Каннах, но в принципе имена Пупо, Ришара и Лаверна уже выступают достаточным основанием для того, чтобы посмотреть данную картину. Критиковать «Жанну Дюбарри» можно разве что за отсутствие стремления к трендам постмодернистского кино, отсутствие ракурсов в стиле Стивена Содерберга и обилие закадровой речи, которой наберется на целый лист, а для игрового кино это все же перебор.
Но это все вопрос вкуса и приверженности моде, а «Жанна Дюбарри» нарочито немодное кино. Красивое, продуманное, увлекательное, но точно не модное. После просмотра «Жанны Дюбарри» кажется, что из радиоприемника вот-вот запоет Далида, а на фасаде кинотеатра появится афиша премьерного фильма «Откройте, полиция! Немногим больше двух часов красивой сказки от режиссера Майвенн, которая, как оказалось, презирает условности действительно во всем.
Внезапный дух ретро «Жанны Дюбарри» в своей наивности и старомодности точно понравился бы вашей бабушке и, согласитесь, это не так уж и мало.
Тем не менее смотреть картину приятно, а игра актеров вызывает только положительные эмоции кино 20 июля в российский прокат выходит байопик «Жанна Дюбарри». Драматическая картина режиссера Майвенн, в которой ключевую роль сыграл Джонни Депп, рассказывает об отношениях французского короля Людовика XV и его последней фаворитки. Каким получился проект и почему «Жанна Дюбарри» — не худший вариант для полноценного «деппнессанса» отмененного Джонни Деппа? Жанна Бекю — дочь обычной швеи, принадлежащая к низшему сословию — не имеет как таковых шансов на благородную жизнь.
Однако природное обаяние, исключительная красота и острый ум вселили в нее уверенность и надежду на то, что она сможет выбиться в люди. Во многом на это повлиял монастырь, в котором она провела несколько лет его оплатил щедрый покровитель Биллар. Там девочка получила необходимые знания, обучилась манерам и впервые познакомилась с эротической литературой. Когда скромность эволюционировала в уверенность, а Жанна покинула стены Сент-Оре, в ее жизни появились влиятельные мужчины. Плавно передвигаясь по сексуально-карьерной лестнице, Жанна добралась до графа Дюбарри.
Они выстроили отношения на взаимовыгодных условиях: Дюбарри как великосветский сутенер давал ей работу, а она, находясь с ним в относительно свободном союзе, возвращала «любимому» процент. Ну и, собственно, на месте работы Бекю познакомилась с маршалом Ришелье.
Разбираем плюсы и минусы нового фильма Майвенн, российская премьера которого состоялась на кинофестивале VOICES Если обрисовать жизнь Жанны Дюбарри, о которой известно не так много, как хотелось бы, то обнаруживается спорное происхождение, незавидное детство, юность куртизанки, брак с графом Гийомом Дюбарри, а затем статус официальной фаворитки Людовика XV. Поднявшись по французской социальной лестнице с самого дна до Версаля, при дворе она вела себя довольно своенравно: провоцировала высочайших особ эксцентричными нарядами, с королем на публике вела себя фривольно, не признавала традиции. Обаятельная мятежница не раз упоминалась как в литературе к примеру, Дюбарри — одна из героинь романа «Жозеф Бальзамо, или Записки врача» Александра Дюма, упомянута Ф. Достоевским в «Идиоте» , так и в кино. Кинолента Копполы — пожалуй, единственный фильм XX столетия, в котором присутствует Дюбарри, и если бы Майвенн равнялась на хулиганский фельетон коллеги-режиссера, то вышел бы уже обязательный сегодня сюжет о сильной и независимой женщине, презирающей условности, однако она предпочла традиционную, даже старомодную форму костюмированной мелодрамы. Сюжет знаком: секс-работница знакомится с замкнутым состоятельным мужчиной, и вскоре между ними вспыхивает любовь.
24. Людовик XV и Жанна Дюбарри
И тем самым поднял на вершину иерархии новую элиту. После такого потрясения общественных устоев, которое придворные восприняли как величайшее оскорбление и признак отказа от обычаев предков, появление графини дю Барри казалось не таким уж болезненным нововведением. Тем более это было делом рук самих придворных не забываем о группе во главе которой стоял герцог Ришелье , поэтому её утверждение внушало надежду на возвращение утраченной власти старой элиты. Однако, прием Жанны в качестве официальной фаворитки, не означает что у неё не было врагов.
Помимо противников герцога Ришелье и большинства придворных дам, которые сходили с ума от зависти, её ненавидел простой народ Франции. Непомерные расходы графини на фоне общей нищеты просто поражали. И скоро на улицах вовсю начали распевать сатирические куплеты про графиню.
Тем более их распространению способствовала сама полиция по приказу министра герцога де Шуазеля. Вот один из них: Вот, Франция, твоё предназначение: от Девы некогда найдя спасение, Теперь во воле шлюхи загибаться. А придворные дамы какое-то время притворялись, что не замечают её, делая при встрече презрительно враждебный вид.
Но какое дело было до этого Жанне, когда король ужинал у неё каждый вечер. Она развлекалась, словно девочка: покупала себе все что хотела, пела, танцевала до потери сознания, смеялась над шутками короля. Людовик был очарован её весельем, выдумкой и страстью.
Особенно по сравнению с чопорными и сдержанными придворными дамами, которым вскоре пришлось закончить своё игнорирование мадам дю Барри. Дело решилось просто: все дамы получили приглашение на ужин, на котором была сделана приписка "Его Величество окажет честь своим присутствием". Отказаться от такого приглашения означало попасть в немилость.
И понемногу самые непокорные дамы стали привыкать посещать салон мадам дю Барри. Правда критиковать её они никогда не перестали. Ведь графиня никогда не отличалась хорошими манерами.
Ей словно была неведома стыдливость, и она даже любила представать перед гостями обнаженной. Короля же все это забавляло. Он никогда и не помышлял о том, что бы пристыдить её за подобные выходки.
Как ни странно, ни её речь, ни вульгарность, ни отсутствие стыда совершенно не шокировали его. Он прощал ей абсолютно все за те радости, что она ему доставляла. Думаю, многие читали книги или смотрели фильмы о королеве Марии-Антуанетте.
И знают, о том что существовала вражда между ней и графиней дю Барри до самой смерти короля Людовика XV. Так вот помимо союза двух династий Габсбургов и Бурбонов, была еще одна причина брака юной Марии-Антуанетты и дофина Франции. Идея союза 2 династий изначально принадлежала министру де Шуазелю, чьё положение с появление ставленницы герцога Ришелье мадам дю Барри пошатнулось - ведь графиня использовала всё своё влияние на короля, что бы настроить его против де Шуазеля.
И это был последний козырь министра, который он незамедлительно использовал. Ему была необходим кто-то в противовес мадам дю Барри, которая в любой момент могла добиться его отставки. И этим человеком стала дофина Франции.
Всю получилось довольно просто. Нравы, царившие при французском дворе, шокировали юную Марию-Антуанетту, а три незамужние дочери короля тесно дружившие с министром де Шуазелем , взяв дофину под свою опеку, добавили масла в огонь. Но Жанна была не так проста, как считал де Шуазель.
С помощью интриг и хитростей она добивается отставки Шуазеля, которому не помогло даже заступничество дофины.
Графиня Дюбарри не вмешивалась в государственные дела, в отличие от своей предшественницы Помпадур. Однако ее наряды и драгоценности обошлись казне очень дорого, что вызвало к ней всеобщую ненависть.
В результате во время революции графиня была предана суду и в 1793 году казнена по обвинению в государственной измене.
Майвенн попала в актерскую среду очень рано, с 16 лет она состояла в отношениях с Люком Бессоном, от которого родила дочь. В работе над фильмом "Жанна Дюбарри" принимала участие российская кинокомпания Russian World Vision во главе с продюсером Константином Елкиным и онлайн-кинотеатр Okko в статусе дистрибьютора прав в digital-среде на территории РФ и СНГ. Так что у нас есть все шансы посмотреть этот фильм.
Жанна смещала и назначала министров, принимая их в ночной сорочке у себя в спальне. С королём она обращалась весьма фамильярно. Её фраза: «Эй, Франция, твой кофе убегает! Она не боялась сводить Людовика с молодыми девушками, а зря: одна из таких «мышек» заразила короля оспой, и в 1774 году Людовик умер. Его сын тут же сослал Жанну в монастырь. Позже ей разрешили поселиться в собственном поместье при условии, что она на пушечный выстрел не будет приближаться к Версалю.
«Жанна Дюбарри»: красотка в Версале
Версальский дворец отмечает 300-летие коронации выставкой из 400 произведений искусства и исторических предметов, рассказывающих о частной жизни монарха, чей вызывающе роскошный образ жизни отчасти подготовил Великую французскую революцию «Людовик XV. Интересы и увлечения короля», до 19 февраля. Но самая увлекательная часть выставки — отреставрированные покои последней официальной фаворитки короля, мадам Дюбарри, которые впервые полностью открыли для публики. Покои мадам Дюбарри до реставрации. Фото: D. Затем декор обновили, смешав по рецептам XVIII века краски нужных оттенков из натуральных пигментов и нанеся их на шлихту клейкий раствор из кроликового клея и белил, добытых в исторических карьерах в соседнем Мёдоне.
Позолоту отполировали, утраченные участки восстановили, комнаты обставили мебелью соответствующей эпохи из запасников Версаля. Франсуа-Юбер Друэ.
С королём она обращалась весьма фамильярно. Её фраза: «Эй, Франция, твой кофе убегает! Она не боялась сводить Людовика с молодыми девушками, а зря: одна из таких «мышек» заразила короля оспой, и в 1774 году Людовик умер.
Его сын тут же сослал Жанну в монастырь. Позже ей разрешили поселиться в собственном поместье при условии, что она на пушечный выстрел не будет приближаться к Версалю. Графиня стала звездой провинции, где она заводила многочисленные интрижки с местными дворянами.
Так ведь мадам в крупных политических решениях не замечена, она как будто дистанцировалась от большой политики. Да и не долог период, когда Дюбарри на правах фаворитки могла на что-то влиять. Но ее имя стало нарицательным, я сам слышал, как его шутливо применяли к женщинам, которым удалось расцвести при власти.
Дюбарри озолотилась с ног до головы, но само название фильма, «Жанна Дюбари» вместо безликой «мадам», выглядит как попытка не позолотить, а напротив, очеловечить эту фигуру, дать психологический портрет. Увы, в истории Франции есть одна великая Жанна, и этого уже не исправишь, пусть мадам Дюбарри и родилась в Вокулёре, где Орлеанская дева начала свой славный путь. О деталях, зритель, догадайся сам В отличие от иных «коллег по цеху», фаворитке не повезло и с искусством: не сказать, что хоть одного из творцов, в изобилии вившихся при дворе, она вдохновила на создание шедевра. Своего Франсуа Буше у нее, как у ее предшественницы маркизы де Помпадур, не нашлось. В фильме, кстати, аргументируя преимущество Дюбарри перед почившей маркизой, один из героев хитро говорит, что у мадам королевская чаша. Но мы вторгаться в такие куртуазные сферы, пожалуй, не будем, сосредоточимся на том, что есть.
Сначала мы видим Жанну-девочку, которую отдали на воспитание в монастырь, и Жанну-юницу, которую оттуда выгнали за чтение аморальной книжки. В реальности Жанне было немногим за двадцать, но эту сценку отыгрывает уже Майвенн, которой к пятидесяти. В таком примерно возрасте мадам уже пошла на эшафот, а не по рукам. Странно, что такая зрелая героиня с некой стыдливостью неоднократно ссылается на маму, которая чем-то будет недовольна. Впрочем, надо видеть эту маму: когда куртизанку вызывают во дворец, мамины глаза сияют от счастья. Чем Жанна сходу примагнитила графа — а потом и короля, — остается загадкой.
Мне, например, в жестких чертах Майвенн, в ее вертикальном лице, видится что-то староверческое. В иных кадрах она, несмотря на великолепие платьев, похожа то на народоволку, то на актрису Пелагею Антипьевну Стрепетову позднего периода ее жизни, то просто на школьного завуча. Недаром учительская интонация присутствует в режиссерских приемах Майвенн. Она прибегает к закадровому голосу, лекторски вещающему о том, что случилось с Жанной, и заполняющему прорехи в сценарии. Увы, этот педагогический потенциал не реализуется: кто-то нехороший внушил актрисе, что перед камерой она должна то выдавливать романтическую наивность, то вгонять себя в состояние боевой манкости или экзальтированной восторженности. Роза на эшафоте Франции», где у героини есть человеческое лицо, и симпатия автора к ней ощущается.
Фаворитка могла деятельно включиться в проблемы простого угнетенного человека. Во время опалы, наступившей со смертью короля, мадам активно цеплялась за жизнь.
Теперь Жанна могла позволить себе выбирать любовников по душе, которыми и стали сразу два соседа Дюбарри — герцог Луи де Коссе-Бриссак и англичанин Генри Сеймур. Разразившаяся в 1789 году революция прервала благополучную жизнь графини. Несмотря на то, что бывшая королевская фаворитка была далека от политики, ей не удалось избежать ареста. Дюбарри обвинили в пособничестве роялистам и приговорили к смертной казни. Жанна, искренне не понимавшая в чем ее вина, пожертвовала даже своими драгоценностями, но суд отказался помиловать графиню. Привезенная на место казни фаворитка билась в истерике и умоляла палача дать ей еще минуточку. Останки графини покоятся на кладбище Мадлен рядом с прахом Марии-Антуанетты. Были ли дети Документальные подтверждения существования детей фаворитки отсутствуют.
По утверждению большинства историков, Жанна была бездетна. В то же время есть несколько предположений, касающихся наследников мадам Дюбарри. Оставила ли наследников По одной из версий, Жанна в 1759 году родила дочь от парикмахера Ламетца, которую назвали Мари-Жозефин. Девочку удочерил дядя графини Николя Бекю. На протяжении всей своей жизни Дюбарри опекала Мари-Жозефин. Став официальной любовницей короля, Жанна определила девочку вместе с ее попечительницей мадам Рансон в монастырь для знатных дам, где Мари получила аристократическое образование. Мари-Жозефин регулярно навещала графиню и в период ее нахождения в Лувесьене. В 1781 году девушка вышла замуж за маркиза Поля де Буазессона, служившего в драгунском полку принца Конде. Графиня одарила новобрачную большим приданым. Александр избрал для себя карьеру военного.
Кроме того, он основал южнофранцузское археологическое общество в Тулузе. Занимательные факты о Жанне Дюбарри В монастыре Жанна пристрастилась к чтению. Наибольшую слабость графиня питала к произведениям Шекспира. Людовик то и дело радовал свою фаворитку дорогими подарками. В 1772 году король заказал парижским ювелирам Бемеру и Бассенже изготовить для Дюбарри роскошное ожерелье стоимостью в 2 млн. Но вскоре король умер, так и не успев выкупить ожерелье. В 1785 году ожерелье оказалось в руках мошенников, действующих якобы от имени Марии-Антуанетты, в результате чего королева оказалась в центре грандиозного скандала. По некоторым сведениям, знаменитый французский палач Шарль-Анри Сансон в прошлом был одним из многочисленных любовников графини.
Графиня Дюбарри была представлена двору Людовика XV как его официальная фаворитка
Сюжет знаком: секс-работница знакомится с замкнутым состоятельным мужчиной, и вскоре между ними вспыхивает любовь. Герои, по сути, те же: простолюдинка-куртизанка и богач, только вместо Джулии Робертс — сама Майвенн, вместо Ричарда Гира — Джонни Депп. Ну и обитают они не в Беверли-Хиллз, а в Версале, где, впрочем, завистники ведут себя одинаково мерзко. Особенно заметны оммажи «Красотке» в комедийных эпизодах, где королевский секретарь, напоминающий сердобольного гостиничного менеджера, обучает свою подопечную этикету. Если разбирать более ранние референсы, то перед нами «Золушка», где бедная работящая девушка, гонимая злыми сестрами образы дочерей Людовика XV будто списаны с них , оказывается на чужом балу. В сказочной форме с мягким закадровым голосом рассказчика, объясняющим превратности судьбы влюбленных, ничего зазорного нет, вот только такая архаичная форма фильма, ознаменовавшего ренессанс карьеры Джонни Деппа после вынужденного перерыва из-за судебного процесса с Эмбер Херд, вряд ли может считаться удачным выбором для актера.
Поделиться: Жанна Беку уже с 15 лет работала в модном парижском борделе мадам Гурдан. Среди клиентов симпатичной блондинки были королевские вельможи. Кто-то рекомендовал новоиспечённую графиню королю, который скучал после смерти мадам Помпадур и искал новую любовницу. Марка с портретом Дюбарри работы Элизабет Виже-Лебрен. Властолюбием и страстью к роскоши она превзошла всех прежних фавориток. Жанна смещала и назначала министров, принимая их в ночной сорочке у себя в спальне.
Преданная возлюбленным, Жанна Бекю не отчаялась. Напротив, она стала осознавать, насколько сильно её чары действуют на мужчин. Её красота и отсутствие каких-либо моральных принципов привели Жанну к знаменитому своднику Жану Дюбарри. Элизабет Виже-Лебрен «Дюбарри» Тот славился как известный интриган, что обучал привлекательных девушек любовным премудростям, а затем знакомил их с влиятельными мужчинами. Увидев Жанну, он понял, что она стоит многих его подопечных. С появлением Жанны салон Дюбарри приобретает небывалую популярность, а вскоре же во всём Париже начинают говорить о некой прекрасной особе среди девиц сводника. Он выбрал наиболее подходящий момент — к тому времени король Людовик XV похоронил свою любимую фаворитку маркизу де Помпадур , сына и невестку, от тяжёлой болезни слегла и его супруга. В биографии Жанны рассказывается, что, увидев подопечную Дюбарри, маршал Ришельё усомнился в её искусности, отметив крайне невинный внешний облик. И действительно — уже после первой ночи с красавицей распутный король отмечал, что прежде никогда не встречал столь чудесной любовницы. На этот счёт есть разные предположения. По его требованию на ней женился брат графа Дюбарри, Гийом, от которого у нее родился сын — Александр Эдмон Дюбарри. Сам Гийом получил деньги и уехал из столицы, а Жанна с той поры приобрела титул графини.
Они безумно влюбляются. Вопреки всем приличиям и этикету Жанна переезжает в Версаль, где ее приезд возмущает двор.
На столах тогда не лежали. Исторические несоответствия в фильме «Жанна Дюбарри»
Не столько из-за того, что в пять лет пришлось принять в управление целое государство, сколько из-за исключительной подвластности женщинам. Прозвище Возлюбленный повесили на него со времен увлечения маркизой де Помпадур, потакающей инстинктам короля и разоряющей государственную казну. Никто из последующих любовниц не мог сравниться с мадам Помпадур — скорее всего потому, что она же и подсылала их в королевские покои. Но ничто не вечно под версальской луной, и на закате Людовика XV его фавориткой становится Жанна Дюбарри — модистка, куртизанка, натурщица, девушка с до конца не установленной генеалогией. Идея снять историю одной из главных французских одухотворенных проституток пришла к ней еще в 2006 году, после просмотра «Марии-Антуанетты» Софии Копполы.
Что одновременно и смешно, и грустно, последующие десять лет Майвенн лелеяла надежду экранизировать биографию Дюбарри, но стеснялась — мол, есть уже подобные картины широкого размаха. Возможно, все это время потребовалось актрисе, чтобы снять острейшую сатиру на заносчивое общество, слово которого — вовсе не закон, но, по нескромному мнению вельмож, — суд Божий. Майвенн танцует на лезвии ножа так же легко, как ее героиня бегает от стража к стражу. Было бы странно не увидеть параллель между судьбой Дюбарри и исполнительницей ее роли: в 16 лет Майвенн родила дочь от Люка Бессона, потом скиталась по Франции в амплуа юмористки, а в 2015 году впервые представила в Каннах мелодраму «Мой король» с Венсаном Касселем в главной роли.
Смешно, но Майвенн проиграла суд по делу о клевете против газеты The Sun и волновалась, что из-за этого замученный правосудием Джонни Депп откажется сниматься в картине. Как оказалось, актер переживал на тот же самый счет из-за своих разбирательств с Эмбер Хёрд.
Впрочем, ее рождение было так ловко скрыто ребенка удочерил брат Анны , что многие биографы до сих пор утверждают, будто она и в самом деле приходилась будущей фаворитке кузиной. Однако мадам Дюбарри впоследствии станет заботиться о ребенке и не оставит попечения до конца своих дней. А придворный художник Друа увековечит прелестное личико девочки в картине «Бетси играет с котенком». Бетси играет с котенком Но утешилась Жанна быстро. Восхищенные взгляды мужчин сами по себе доставляли ей не меньше удовольствия, чем их подарки. Получать то и другое казалось естественным и не вызывало ни смущения, ни колебаний, а легкий нрав исключал размышления о морали… Один из любовников устроил прелестную гризетку в ателье мсье Лабилля. Красивой девушке не очень - то хотелось работать. Она больше хохотала и строила глазки посетителям, благосклонно принимая от них презенты.
Приятная внешность, невинность и легкомыслие молоденькой девушки неизбежно притягивали всеобщее мужское внимание. Жанна с удовольствием кокетничала с посетителями и принимала от них подарки. Хозяин ателье закрывал глаза на нерасторопность и лень своей модистки, так как Жанне без труда удавалось продать своим поклонникам даже самый залежалый товар. Жанна Бекю Модное парижское ателье на одной из улочек вблизи Елисейских полей походило на большую драгоценную шкатулку. За ширмами из полупрозрачной тафты продавщицы демонстрировали придворным кавалерам, куртизанкам и дамам полусвета последние новинки сезона. Запахи изысканных духов «выливались» из-за дверей, когда гризетки выпархивали на улицу… Мало кто из этих прелестных девушек довольствовался одним лишь скромным жалованьем. А особенно преуспела игривая и живая, всегда готовая взорваться звучным смехом Жанна Бекю — миндалевидной формы глаза цвета аквамарина, золотистые волосы, жемчужные зубы, пухлые маленькие губы, тонкая талия, пышные бедра и бюст. Хозяин ателье, мсье Лабилль, которого часто возмущали нерасторопность и лень девицы, не смел повысить голос — одно лишь ее появление за стеклянной витриной могло заставить клиента выложить тысячу ливров за безделушку, которую он вовсе не собирался приобретать. Причем Жанна точно знала, кто из покупателей и поклонников готов проявить настоящую щедрость. В полиции на нее было заведено досье с формулировкой на титульном листе: «Гризетка, живущая с разными мужчинами и получающая от них деньги и подарки, но отнюдь не уличная девка».
В числе этих «разных мужчин» вскоре оказался некто Жан Дюбарри, заработавший в Париже репутацию «лжеца без чести и достоинства». Обедневший дворянин из Тулузы, он в какой-то момент сумел жениться на аристократке и получить графский титул, но вскоре оставил супругу и переехал в Париж, где безуспешно попытался сделать дипломатическую карьеру. Пришлось графу применить свои таланты интригана в другой сфере. Знаток женской красоты, он находил подходящих особ, брал их в любовницы, обучал изощренным любовным забавам и благородным манерам, а после как свидетельствует запись в жандармском досье «предлагал их своим знатным друзьям и брал проценты с доходов». Другими словами, Дюбарри промышлял великосветским сутенерством. Бесстыдство открыло ему доступ в круг версальских распутников — в первую очередь маршала Ришелье, который в восхищении провозгласил графа «поставщиком удовольствий». Даже стражи порядка признавали, что Дюбарри был прекрасным «импресарио». Обратив внимание на Жанну Бекю, находчивый граф договорился с матерью Жанны о сожительстве с девушкой и полном содержании обеих. До этой встречи она методично отказывала всем ухажерам в постоянных отношениях, инстинктивно чувствуя, что еще не пришло время. Когда он впервые вывел мадемуазель Бекю в свет в качестве своей возлюбленной, в участке появилась очередная запись: «Очевидно, что он собирается использовать эту девушку по назначению.
Стоит отметить, граф — блестящий ценитель красоты, его товар первоклассен». Кроме того, во избежание неприятностей«ценитель» всегда следовал одному правилу — подробно узнавать подноготную своих подопечных… Юная куртизанка вскоре покорила Париж — ее вечера в доме Дюбарри стали пользоваться неслыханной популярностью. Дюбарри всячески подчеркивал ценность своего нового «трофея» — скажем, тем, что по обычаю своего времени установил порядок: по ночам Жанна принадлежала только ему. Другие мужчины допускались к телу лишь при дневном свете. Постепенно бывшая модистка и нынешняя куртизанка очаровывала Пaриж, но девушка была все же слишком хороша, и Дюбарри не смог устоять от амбициозного плана: сделать свою протеже любовницей самого короля. Людовик хv Момент казался подходящим. Только что скончалась крайне непопулярная в народе маркиза де Помпадур, втянувшая Людовика XV в неудачную Семилетнюю войну. Умерли и сын монарха, дофин, и его жена, саксонка Мария - Жозефина. Тяжело болела Мария Лещинская, терпеливая и кроткая королева. В Версале по нескольку раз в день служили заупокойные мессы, государь погрузился в черную меланхолию.
Ему казалось, что все несчастья и смерти — расплата за его грехи. Версаль Придворные покидали мрачный Версаль ради досуга повеселее, например, — дома графа Дюбарри, где блистала новая хозяйка, очаровательная куртизанка Жанна Вобернье граф предпочел содержать ее под более звучной фамилией отца. Ему уже было 58 лет, и различные недуги давали о себе знать. Камердинер короля Лебель тщетно предлагал Людовику все новых красавиц. Людовик XV в тронном зале Преданный камердинер Людовика XV Лебель сбивался с ног в поисках женщины, способной как следует развлечь его господина, — ни одна из любовниц не могла в последнее время продержаться в Версале и двух недель. Хандра монарха лишь усугублялась.
Франсуа-Юбер Друэ. Фото: C.
К свадьбе ей изготовили поддельное свидетельство о рождении. В 1769 году Дюбарри официально представили ко двору, она поселилась в 14-комнатных апартаментах, расположенных прямо над покоями короля. Тот был старше нее на 28 лет, что не помешало ей стать одной из самых близких и влиятельных его конфиденток. Она жила рядом с покоями монарха до самой его смерти в возрасте 64 лет в 1774 году. При этом Дюбарри вела замкнутый образ жизни, поскольку не могла появляться вместе с королем на публике и не была вхожа на светские мероприятия придворных, видевших в ее связи с монархом лишь скандальное нарушение этикета. Реставрационные работы в покоях мадам Дюбарри.
Курьезный придворный этикет: шаги назад После того как Жанна завоевывает расположение короля, в фильме высмеивается диковинный этикет, царящий при французском дворе. Личный камердинер короля, Ла Борд, обучает Жанну искусству поведения при дворе: как правильно делать реверанс, и как сделать шаг назад, что должен уметь каждый визитёр короля, выходя из комнаты. По мнению хранительницы музея Мадлен Дельпьер, маленькие шажки, которыми отступали назад дамы французского двора, восходят к моде XVIII века. Поскольку окружность объемных юбок придворных дам превышала 3 локтя 3 м 60 см , женщин обучал инструктор по танцам. Он показывал им, как отбрасывать ткань, чтобы они могли сделать небольшие шажки назад от королей и других высокопоставленных вельмож, не запутавшись при этом в пышных юбках. Курьезный придворный протокол: королевский утренний туалет Король Людовик XV в фильме также позволяет Жанне наблюдать за его тщательно продуманной церемонией пробуждения. Через двустороннее зеркало она наблюдает, как вся семья присутствует при этом, пока лакеи короля надевают на него рубашку и брюки, а несколько врачей измеряют его пульс и даже пробуют на вкус мочу. Описанный в фильме "Жанна Дюбарри" утренний ритуал короля, известный под названием Lever, восходит к VIII веку и Карлу Великому, который любил разрешать споры между друзьями, в процессе одевания. Этот обычай был возведен в ранг торжественного обряда королем Людовиком XIV, который повторял его в обратном порядке в конце дня в качестве отхода ко сну. Однако его преемники относились к подобной повседневной рутине с меньшей симпатией, и частота этих процедур снизилась. Людовик XV предпочитал чопорным придворным церемониям интимные обеды и ужины. Любительница искусств и литературы Мадам Дюбарри зачастую изображается в кино и литературе, как злая антагонистка Марии-Антуанетты или же, как печально известная роковая женщина. Майвенн ставит Жанну Дюбарри в центр своей собственной истории как современную прогрессивно мыслящую женщину. Еще в детстве она попадает под крыло богатого господина Дюмуссо, который учит ее читать и правильно вести себя на светских раутах. Жанна также, похоже, извлекла максимум пользы из своего обучения в монастырской школе Сент-Ореа: она с удовольствием читает и помогает окружающим ее детям с домашними заданиями. На самом деле графиня Дюбарри была еще и меценаткой. Она была неравнодушна к изысканной мебели, архитектуре и изобразительному искусству. Например, по ее заказу архитектор Клод Николя Леду, ставший одним из предтеч неоклассицизма, построил смелый Музыкальный павильон в замке Лувесьенн, который был подарен ей королем Людовиком XV. Она лично дружила с такими писателями, как Вольтер, и заказывала портреты таким художникам, как Жан-Оноре Фрагонар. О ее любви к драгоценностям также ходят легенды. Считается, что ожерелье, заказанное Людовиком XV в 1772 году, стоило 2 млн. Когда к моменту смерти короля драгоценность всё еще не была закончена и оплачена, экстравагантный подарок стал последней соломинкой, переломившей спину верблюда, перед французской революцией. Дюбарри создавала моду и следовала ей В фильме Дюбарри показана как законодательница моды, которая задавала модные тенденции своим выбором тканей для платьев предпочтение отдавалось полоскам - и не напудренными волосами. В остроумном эпизоде Дюбарри даже играет с гендерными нормами и одевается, как мужчина. Великолепные костюмы, некоторые из которых были сшиты модным домом Chanel, одним из спонсоров фильма, заслуживают отдельного показа мод. Поскольку в реальной жизни Жанна Бекю была дочерью портнихи, модные веяния не обошли ее стороной.