Воду в храмах освящают два раза — 18 и 19 января. Согласно утверждениям священников, вода, освященная в Сочельник, не имеет разницы с крещенской (именуемой Великой Агиасмой).
Когда в православных храмах освящают воду
Вода святая (агиасма) – 1) обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода, чудесно приобретшая, в результате совершения молебна, именуемого водоосвящением, свойства освящать и исцелять; 2) вода из святого источника. Набирать освященную воду можно поздно вечером 18 января после ее освящения в храме, в ночь с 18 на 19 января и весь день 19 января. Вода освящается Великим чином как на Крещенский сочельник, так и на сам праздник 19 января. Общественная служба новостей узнала, когда освящать и набирать святую воду на Крещение 2024.
Крещение 2023: когда набирать святую воду на Крещение, как освятить воду в домашних условиях
Вода, освященная 18 и 19 января, именуется крещенской, богоявленской или великой агиасмой (святыней), и обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. Священники освящают воду два дня — в Крещенский сочельник 18 января и в само Крещение (Богоявление) 19 января. А вот освящать воду можно уже с 18 января во всех храмах города. В мирских условиях (без священника) воду можно освятить только в том случае, если рядом с освящающим человеком есть еще кто‑то верующий. Церковь освящает еду, воду, чтобы через них благодать Святого Духа содействовала верующему.
Освящение вайи (вербы) на Всенощном бдении перед Неделей Входа Господня во Иерусалим
Обычай освящать воду известен очень давно. Как воспоминание о событиях, описанных в Евангелии об исцеляющей силе воды из Силоамской купели и Крещении Христа в Иордане , Церковью установлено водоосвящение — малое и великое. Последнее совершается лишь два раза в год: 18 и 19 января. Крещенская вода агиасма является святыней для верующих и относиться к ней следует соответственно. В одной из своих проповедей митрополит Илларион Алфеев отметил: "Перед пришествием Христа на землю, Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием, потому что грех человеческий омывался водою. Но затем на Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана — не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью. Иисус пришел на землю, чтобы взять на Себя грех мира: "Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни" Ис.
И речь сейчас пойдет не о лучшем времени, о нем - чуть позже. Процесс наполнения тары святой водой особенный, это скорее таинство, которое должно производиться строго по инструкции. Во-первых, набирая святую воду, обязательно нужно следить за тем, чтобы тара была идеально чистой, желательно стеклянной, но могут подойти и деревянные или металлические фляжки главное - не использовать пластмассовую тару. Перед наполнением тары обязательно снимите с нее все посторонние этикетки, если таковые имеются. Во-вторых, у человека, который делает это, должны быть только хорошие мысли в голове и добрые помыслы.
В нем были сняты высказывания различных академиков и профессоров о свойствах этой живительной жидкости, о том, как может меняться ее структура под воздействием различных слов, музыкальных композиций и даже мыслей людей. В нем рассказывается и о том, как преобразовывается святая вода в Крещение. На фоне полученных знаний это не кажется таким уж неправдоподобным, к тому же многие эксперименты можно повторить и в домашних условиях. Что происходит с водой Крещенский вечер Итак, рассмотрим, как же изменяется вода после Крещения. Некоторые ученые проводили анализ этой водички и пришли к выводу, что после проведения обряда на выходе получается очищенная вода, как будто от серебра. Причем таковой становится не только та жидкость, над которой провели ритуал в храме согласитесь, все-таки она получает больше серебра от креста , но и та, которая находится в больших водоемах, где проводят обряд. Священнослужители убеждены, что это воздействие молитвы, а также нисхождение Господней благодати. Вода на Крещение свойства имеет особые. К примеру, из чисто физических — это абсолютная сохранность в течение года не меняется цвет и запах. Согласитесь, в условиях нынешнего состояния воды — это показатель. Помимо этого, водичка обладает и исцеляющими свойствами, что позволяет использовать ее в нестандартных ситуациях. Как используют свяченую воду После того как вы сходили в церковь и принесли домой святую водичку, ее желательно хранить возле икон как святыню. Считается, что она должна быть в доме каждого христианина. Так как вода на крещение свойства имеет особые, то и используется она в тех случаях, где обычными действиями не поможешь. К слову сказать, в молитве при освящении даже говорится о некоторых из них. Это и избавление от грехов, и исцеление от недугов, и очищение от различных демонов. Очень многие старцы и святые высказывались по этому поводу, и не было для них большей целительной силы, нежели испитие святой воды. Ее можно принимать регулярно натощак, малыми порциями. Перед этим следует помолиться. Если есть особая нужда, то водичку можно пить и в другое время тоже не забывая про молитву. Если у человека есть на теле больные места, то ею можно их помазывать. При необходимости дозволяется и окроплять жилище.
Так, на светлой седмице неделе освящается пасхальная вода. Это происходит в пятницу пасхальной недели, когда Церковь празднует память иконы Божией Матери Живоносный Источник. Малое водосвятие считается обязательным на праздники Изнесения Честного Креста Господня 14 августа и Преполовение Пятидесятницы 25 день после Пасхи В некоторых храмах чин освящения воды может осуществляться на престольные праздники или на дни памяти чтимых святых например, святителя Николая Чудотворца. Также существует практика малого водоосвятия в день, когда совершается торжественное освящение всего храма. Существует традиция водосвятных молебнов на чудотворных родниках и источниках.
Великая Агиасма: как набрать, хранить и использовать крещенскую воду в 2024 году
Изначально это была норма церковного благочестия: трижды окунаться в прорубь, подражая крещению Христа. Сегодня это можно объяснить так: готовясь к празднику, мы очищаемся духовно, а омовение в проруби — это и телесное очищение, подобно тому, как утреннее молитвенное правило служит духовному очищению, а вкушение святой воды и просфоры натощак — освящению нашего телесного естества. А оставление грехов возможно только во время исповеди в храме, в Таинстве покаяния. Таким образом, можно считать, что вода в водоеме сохраняет свои свойства в течение всего праздничного дня, то есть до 20 января.
Так ли это? Но при этом нужно очень четко уяснить, что вода освящается не сама собой, но благодаря тому, что есть Церковь. Важно понимать, что освящение воды — не магическое действо.
Благодать действует не механически, а по вере христианина. Поэтому христианин должен участвовать в церковной молитве и брать воду в церкви. Если же он, ссылаясь на то, что вся вода в праздник Крещения — святая, ленится пойти в храм, пренебрегает Чином освящения, таким образом он пренебрегает Божественной благодатью и согрешает пред Господом.
Но если у человека нет физической возможности посетить храм он болен, храм находится крайне далеко, иные объективные обстоятельства , он может набрать воду в ближайшем водоеме или даже из-под крана и вода будет иметь те же свойства , но делать это надо с верой и молитвой. В истории Церкви можно найти множество примеров помощи Господа, поданной по молитвам христиан посредством воды, не освященной церковным чином. Нельзя сравнивать Божественную силу святынь.
В церковной практике существует два вида водоосвящения: малое и великое. Малое совершается в течение всего года неоднократно на следующие праздники: Происхождение Дерев Честнаго и Животворящаго Креста, Преполовения Пятидесятницы, в пятницу Светлой Седмицы в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник", в храмовые праздники, как частная треба по просьбе прихожан. Великое же — только в праздник Крещения Господня.
Само название подчеркивает особую торжественность обряда. Но малое и Великое освящение отличаются не только временем проведения, но и молитвенными прошениями. Во время Великого освящения возносятся особые прошения, мы молимся о спасении, великую агиасму благословляется пить не только натощак, но и весь день, этой водой освящается все, а во время малой агиасмы прошения направлены на удовлетворение повседневных потреб для исцеления телесных недугов, для духовного укрепления и т.
Под ноги Спасителю стелили ковры и пальмовые ветви — символы преклонения перед монаршей властью. Именно вайи ветви пальм и стали прообразом вербы, которую теперь освящают в храмах накануне праздника Входа Господня в Иерусалим. На Руси к торжеству готовились заранее: запасались вербой, держали пост и готовились пойти в храмы, чтобы вместе с другими прихожанами встретить предваряющий трагические события день.
Срывали только веточки только с молодых растений, опасаясь трогать те, которые растут вдоль дорог или рядом с кладбищами. Освященную вербу было принято хранить весь год дома и ставить у изголовья кровати больного человека. Кстати, выкидывать такие веточки нельзя: можете оставить их или же сжечь.
Что можно делать в Вербное воскресение Конечно, самое важное, что может сделать верующий человек в этот праздничный день, это посетить храм, подготовиться и принять участие в Таинстве Причастия, отстоять Литургию. В Лазареву субботу также необходимо отправиться на службу, где и совершается Чин Освящения ветвей.
Можно ли хабаровчанам разбавлять крещенскую воду? Разбавлять можно, свойства от этого не теряются. Не обязательно в Крещение набирать большие емкости. Можно принести небольшую бутылку, а дома смешать жидкость с обычной водой.
Делать это надо всегда с молитвой. Даже несколько капель освятят обычную воду. Но, отказываясь от возможности прийти в церковь, помолиться вместе с другими верующими, с благоговением взять агиасму как великий дар, человек сам лишает себя гораздо большего, чем просто бутылка святой воды», - объясняют священнослужители. Можно ли окропить квартиру агиасмой? Агиасму можно не только пить, ей можно окроплять разные важные для хабаровчан вещи. Но надо понимать, что это не то же самое, что чин благословения жилища, который совершает священник.
Не обязательно в Крещение набирать большие емкости Фото: Ольга Григорьева Что делать с крещенской водой, которую держали с прошлого года? Крещенскую воду, приобретенную в прошлом году, также пьют. Есть свидетельства, когда святыня хранилась десятилетиями и сохраняла былую свежесть. Если же хабаровчан смущает ее качество, то можно вылить старую воду в горшок с домашними растениями. Когда можно пить крещенскую воду? Пить нужно на голодный желудок с верой и молитвами.
Можно ли купаться в святой воде? Конечно, можно, но крайне важно - с какой мыслью и каким настроем это делаем. Понятно, что если взять святыню и осквернять ее, будет нехорошо.
Редакция "Правмира" Когда набирать Крещенскую воду? Отличается ли Крещенская вода от Богоявленской воды?
Как ее хранить? Когда набирать Крещенскую воду? Чин Великого освящения воды Великая агиасма совершается в Крещенский сочельник 18 января после Божественной литургии и 19 января — в сам день Крещения Господня.
Когда в православных храмах освящают воду
Иоанн Авдюшин также напомнил, что в другие христианские праздники освящают и другие продукты. В более жарких странах — виноград и финики, — рассказал Иоанн Авдюшин. Мы также уточнили, освящают ли алкогольные напитки, например кагор, во время причастия. При желании пользователей Городских порталов можем обсудить его отдельно. Иерей Иоанн Авдюшин рассказал нам, как пьют воду воцерковленные люди. Вячеслав Ланский перечислил нам и другие способы использования святой воды. Она — один из благодатных предметов, которые при правильном употреблении могут помочь человеку в его духовном развитии, борьбе с душевными и физическими недугами, — рассказал Вячеслав Ланский. Священнослужители отметили, что освящать воду может только священник и только во время богослужения. Онлайн-формата в этом процессе нет. Необходимо участие и личное усилие человека, — заключил Вячеслав Ланский.
Вячеслав Ланский считает, что ответ на такой метафизический вопрос сформулировать довольно сложно. Что же касается духовной реальности, то у каждого пользователя будет свой опыт встречи со святыней.
Главопреклонная молитва «Приклони, Господи, ухо Твое…». Троекратное пение тропаря праздника Богоявления «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» с погружением креста в воду. Окропление молящихся святой водой, целование всеми креста [26] и возвращение священнослужителей в алтарь с пением стихиры «Воспоим вернии…». Великое освящение воды. Сретенский монастырь, 2009 г. Ru Несмотря на то, что этот порядок выглядит весьма стройным, оригинальная константинопольская традиция следовала несколько иной логике построения чина.
Вот как описывают великое освящение воды в храме Святой Софии богослужебные указания Константинопольского Синаксаря [27] : «5-го числа того же месяца [января]. Навечерие [праздника] Светов… Следует описание вечерни и литургии навечерия. Но [в обычное время] отпуста диакон не отпускает народ, то есть не возглашает: «С миром изыдем» [28] , но [вместо этого возглашает:] «Премудрость! И диакон совершает ектению, а после этого патриарх читает молитву о воде. И по завершении благословения воды, когда патриарх пойдет из [храма] к фонтану атриума, певцы у амвона начинают петь: «Глас Господень…», под это пение все идут в атриум и там тоже читается молитва благословения воды. А [в храме в это время] с амвона читают паремии те же, что и сейчас, но без Апостола и Евангелия. Праздник святого Богоявления… Утреня поется в храме [29] , и на 50 псалме поется тропарь: «Днесь Троицу…» и другой: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». И по его завершении патриарх идет в баптистерий и совершает таинство Крещения…» [30].
Из этого описания видно, что освящение воды не включало в себя ни библейских чтений, ни песнопений, но лишь ектению и молитву, то есть соответствовало пунктам 3—5 из современной схемы чинопоследования. Более того, оно, вероятно, совершалось не над конкретным сосудом с водой, а над водой вообще, над всей водной стихией, — иначе невозможно понять, как не просто в алтаре, а непосредственно на святом престоле, вплотную к которому предписано подойти патриарху, могло взяться достаточное количество воды. С другой стороны, предстояние у самого престола хорошо соответствует евхаристическому характеру молитвы «Велий еси, Господи…». В свою очередь, тропари «Глас Господень…» и паремии, как выясняется, не открывали, а завершали чинопоследование — они служили цели заполнить паузу в храме в то время, когда патриарх уходил в атриум, чтобы освятить воду и там.
Крещенский Сочельник 2024: что это за день, традиции Слово «навечерие» означает преддверие праздника, приготовление к нему, а слово «сочельник» происходит от традиции есть в этот день особое кушанье — сочиво — отварное пшено с медом, соком или изюмом. Постятся православные в память о трагической судьбе святого Иоанна Предтечи, который решился крестить Иисуса и благовествовать о Нем, за что был казнен приспешниками царя Ирода. Вода освящается Великим чином как на Крещенский сочельник, так и на сам праздник 19 января. Такой водой принято окроплять жилье, а также близких и домашних животных. Считалось, что в крещенскую ночь можно смело загадывать любое желание. В нашем материале — противопоказания для купания в проруби в Крещение.
Перед этим следует помолиться. Если есть особая нужда, то водичку можно пить и в другое время тоже не забывая про молитву. Если у человека есть на теле больные места, то ею можно их помазывать. При необходимости дозволяется и окроплять жилище. При всех действиях нужно читать специальные молитвы. Святая вода в крещение, при регулярном ее потреблении с должным почтением и молитвой, способна освятить душу и тело. Человек в этом случае становится более склонным ко всякой добродетели, посту и молитве. К нему не может приблизиться дух нечистый, а также воздействовать на него. Используя ее постоянно, можно свести на нет бушующие страсти, человек становится спокойным и уравновешенным. Происходит очищение от зла и скверны. С помощью святой воды можно освятить любую вещь в обиходе, а также непосредственно само жилище. Некоторые старцы советовали окроплять вкушаемую пищу крещенской водичкой. Особое отношение к ней было у наших предков. Бабушки всегда советовали умывать малых деток водичкой после посещения нехороших или чужих людей. Также она помогала при сглазе или если грудничок часто заходится в плаче без причины следует умыть водой и прочесть молитву материнскую. На всякое дело она была полезна. К слову сказать, святая вода может иногда, но бывает прийти в негодность. Следует заметить, что это показатель неблагочестивой жизни живущих в доме или какой другой напасти. Если все же такое случилось, то вылейте эту воду в такое место, где никто не ходит например, под дерево, а еще лучше — в проточную воду, реку. Емкость, в которой она содержалась, использовать больше нельзя. Правила, которые следует соблюдать во время освящения воды и купания прихожанам В этот день для прихожан существую также и правила. В Крещенский сочельник следует воздержаться от пищи до того момента, пока не вынесут свечи после литургии, а также пока не будет употреблена святая вода.
Когда набирать воду на Крещение в 2024 году
Он был последовательным монофизитом , поэтому его деятельность описывается православными историками Церкви в негативном ключе, однако она явно повлияла на развитие богослужения как у монофизитов, так и у православных. Это подтверждает византийский церковный историк XIV в. Итак, можно довольно уверенно утверждать, что молитва богоявленского водоосвящения, включавшая в свой состав, подобно евхаристической литургии, эпиклезу, появилась в последней трети V в. Особая близость византийского чина богоявленского освящения воды к антиохийской и, шире, сирийской литургической традиции видна из того, что центральная молитва этого чина — «Велий еси Господи…» — у византийцев и у сиро-яковитов а также и у армян, коптов и эфиопов, на которых богослужение сиро-яковитов оказало очень большое влияние — одна и та же [17]. И не только одна и та же, но и обращена к Сыну Божию, а не к Отцу, что характерно именно для сиро-яковитских и зависящих от них коптских и проч. Фото: А. Ru Каждый, кто немного знаком с содержанием православного Требника, знает, что молитва «Велий еси, Господи…» используется не только на праздник Богоявления, но и в чине таинства Крещения. Вернее, у богоявленской и крещальной молитв полностью совпадают начало и середина, а различаются только окончания. Общее происхождение крещальной и богоявленской молитв тем самым несомненно, но какая из них первична?
Ряд ученых, в том числе Иероним Энгбердинг и Мигель Арранц, пытались доказать, что молитва «Велий еси, Господи…» сформировалась в чине таинства Крещения и уже оттуда перенесена в чин праздника Богоявления [18] , вопреки мнению Хуберта Шайдта, указывавшему на изначально праздничный, то есть не крещальный характер некоторых выражений этой молитвы [19]. Аргументация его критиков сводилась к опровержению его анализа этих выражений. Однако в пользу правоты Шайдта говорят не только и не столько некоторые фразы молитвы, сколько тот факт, что в сирийской традиции молитва «Велий еси, Господи…» действительно употребляется только на праздник Богоявления, тогда как в чинах крещального водосвятия в сирийской традиции их несколько [20] часто используется, среди прочих, молитва «Господи Боже Вседержителю, всего здания видимаго же и невидимаго Содетелю…» — та же самая, что в нашем Требнике указана как молитва «Крещения страха ради смертнаго». При этом она же приводится и в древнейших рукописях византийского Евхология, но уже не с таким заголовком, а просто как «иная» молитва Крещения. А в крайне важном списке Sinait. На наш взгляд, молитва «Господи Боже Вседержителю, всего здания видимаго же и невидимаго Содетелю…» сохранилась в Требнике [22] только потому, что первоначально — как в Sinait. NE МГ 93 — крещальной была именно она, а молитва «Велий еси, Господи…» была, как верно предполагал Шайдт, богоявленской. В целом, византийский чин богоявленского освящения воды, совершаемый в Православной Церкви вплоть до нашего времени, имеет следующий порядок: Порядок освящения воды на Богоявление [23] Тропари «Глас Господень на водах…», при пении которых священнослужители идут к сосуду с водой.
Чтения из Священного Писания, как Ветхого паремии: Ис.
Сказать, что такая вода чем-то лучше святой нельзя. Нет на свете такого прибора, который бы измерял степень святости той или иной воды. Крещенская вода относится к святыне и названа так в честь праздника. Для чего набирают крещенскую воду Великая Агиасма предназначена для избавления от духовных и физических недугов. Ее пьют натощак в течение всех двух дней: 18 и 19 января. Крещенскую воду не стоит воспринимать, как лекарство. Она не помогает нечестивым и мнимым христианам. Пить Агиасму следует с молитвой и верой в Господа.
Церковный праздник 27 апреля 2023: что нельзя делать, что можно делать, приметы Стоит ли разбавлять Крещенскую воду На Крещение необязательно набирать огромные сосуды с освященной водой. Несколько капель крещенной воды освятят любую воду и сделают ее святой. Крещенская вода не портится и поэтому ей можно пользоваться в течение длительного периода. Это не означает, что можно не ходить в церковь годами. Верующие должны регулярно приобщаться к церковной жизни. Нужно понимать, что Агиасма — это не просто сосуд с жидкостью, а великий дар и нужно брать ее в храме с благоговением. Можно ли окроплять дом крещенской водой В некоторых странах принято после посещения церкви окроплять свое жилище. При этом поется тропарь. Эту процедуру не стоит путать с чином благословления, который совершает священник.
Можно кроме жилища окроплять также разные предметы, которые важны для ее владельца. Как поступать с прошлогодней Агиасмой Крещенская вода сохраняет свежесть долгие годы. Можно ее пить натощак не один год, пока не закончится.
Его признавала даже атеистическая пропаганда советских времен, пытаясь дать ему «научное» объяснение: святая вода якобы не портится из-за ионов серебра, поскольку ее освящают и затем хранят в серебряных сосудах [6] хотя это в подавляющем большинстве случаев не так.
Однако святой Иоанн Златоуст, впервые описавший это свойство, ничего, как и святитель Епифаний, не говорит о совершении над водой каких-либо богослужебных чинопоследований — все желающие просто набирают ее из местных источников, и святость ее имеет основание в самой дате праздника, а не в том, что над водой прочитана молитва или совершено священнодействие [7]. Армянский перевод иерусалимского Лекционария V в. А константинопольский чиновник Павел Силенциарий в своем «Описании храма Святой Софии», написанном около 563 г. Там журчащий поток изливается, в воздух вздымая Струи, из медной трубы исторгаемы с силой великой, Струи, что лечат недуги, когда собираются люди В месяце златохитонном [9] на празднество тайны Господней: Ночью пречистую воду в сосуды себе почерпают.
Струи, что Божию волю вещают: ведь чудная влага Гниль никогда не приемлет и не подвержена порче, Хоть от истока вдали пребудет многие годы, Долго в домашних покоях хранимая в недрах кувшина [10]. Перед храмом виден атриум с источником воды Атриум перед храмом. Когда же возник обычай совершать над богоявленской водой чин ее освящения, и как сложился сам этот чин? До поставления Антиохийским патриархом Петр Гнафевс был монахом влиятельного константинопольского монастыря акимитов, имел много связей при дворе.
Он был последовательным монофизитом , поэтому его деятельность описывается православными историками Церкви в негативном ключе, однако она явно повлияла на развитие богослужения как у монофизитов, так и у православных. Это подтверждает византийский церковный историк XIV в. Итак, можно довольно уверенно утверждать, что молитва богоявленского водоосвящения, включавшая в свой состав, подобно евхаристической литургии, эпиклезу, появилась в последней трети V в. Особая близость византийского чина богоявленского освящения воды к антиохийской и, шире, сирийской литургической традиции видна из того, что центральная молитва этого чина — «Велий еси Господи…» — у византийцев и у сиро-яковитов а также и у армян, коптов и эфиопов, на которых богослужение сиро-яковитов оказало очень большое влияние — одна и та же [17].
И не только одна и та же, но и обращена к Сыну Божию, а не к Отцу, что характерно именно для сиро-яковитских и зависящих от них коптских и проч. Фото: А. Ru Каждый, кто немного знаком с содержанием православного Требника, знает, что молитва «Велий еси, Господи…» используется не только на праздник Богоявления, но и в чине таинства Крещения. Вернее, у богоявленской и крещальной молитв полностью совпадают начало и середина, а различаются только окончания.
Общее происхождение крещальной и богоявленской молитв тем самым несомненно, но какая из них первична?
К большому сожалению, многие верующие ошибочно полагают, что достаточно прийти в храм с утра пораньше и набрать там канистру воды. На самом деле все совсем не так. Чтобы крещенская вода действительно обладала мощной чудодейственной силой, лучше всего набирать ее в период с 00:10 до 01:30, в ночь с 18 на 19 января.
Если же вы собираетесь набирать воду ранним утром, до этого желательно отстоять божественную литургию св. Василия Великого.
Крещение Господне в 2023 году: вся ли вода святая и когда ее набирать
Чин Великого освящения воды (Великая агиасма) совершается в Крещенский сочельник (18 января) после Божественной литургии и 19 января — в сам день Крещения Господня. В мирских условиях (без священника) воду можно освятить только в том случае, если рядом с освящающим человеком есть еще кто‑то верующий. Рассказываем, как освятить воду дома и когда ее набирать в церкви. Освященная жидкость в праздник Богоявления именуется Великой, или годовой водой. Освященная жидкость в праздник Богоявления именуется Великой, или годовой водой. Важно делать глотки не из бутылки, в которой хранятся запасы освящённой воды, а переливать жидкость в кружку и помнить о предназначении святыни.