Собор Василия Блаженного.
Директор музея «Покровский собор» — о храме Василия Блаженного в его прошлом и настоящем
В храме Василия Блаженного разместили тактильные модели храма, которые позволят незрячим и слабовидящим посетителям ознакомиться с архитектурными особенностями здания. Проект был презентован в рамках празднования 460-летия возведения храма и 149-летия Государственного исторического музея, сообщает пресс-служба Минкультуры России. Уникальные экспонаты снаружи здания можно будет осмотреть самостоятельно или в составе экскурсионной группы.
В 1588 году русской православной церковью он был возведен в лик святых, а у храма Пресвятой Богородицы появился предел, посвященный Василию Блаженному.
Строители собора Доподлинно неизвестно, кто же возводил Храм Василия Блаженного. На этот счет существует несколько версий. Одна из самых популярных гласит, что Собор был создан усилиями русских зодчих Ивана Бармы и Постника Яковлева.
Некоторые источники утверждают, что речь идет не о двух, а об одном человеке, которого звали Иван Яковлевич Барма, по прозвищу Постник. Существует страшная легенда о том, что царь повелел после окончания строительства Покровского Собора ослепить его мастеров, чтобы они не смогли создать равного по красоте и величию сооружения. Однако документальные источники опровергают этот рассказ.
Например, Постник Яковлев упоминается в более поздних казанских книгах как строитель Казанского Кремля, также ему приписывают и другие архитектурные, преимущественно церковные, объекты. Некоторые исследователи склоняются к версии, что Покровский Собор возводили не русские, а западноевропейские, скорее всего, итальянские мастера. Оценить красоту и великолепие здания можно во время экскурсий по собору Василия Блаженного, о часах работы которого расскажем далее.
Сильные повреждения храму нанес пожар 1737 года, после которого здание подверглось серьезной реконструкции. Первую целенаправленную попытку разрушить собор предпринял Наполеон Бонапарт, размещавший на его территории свои конюшни. Покидая Москву, он отдал приказ сжечь здание.
Однако внезапно начавшийся дождь помешал этим планам, погасив уже зажженные пушечные фитили. В период Советской власти храм также мог исчезнуть с лица земли и карты Москвы. В 30-е годы проводилась архитектурная модернизация столицы, шла она под руководством Лазаря Кагановича.
Он хотел снести храм, чтобы освободить дополнительное место для проведения военных парадов и демонстраций. Каганович представил Сталину модель Красной площади, на которой собора Василия Блаженного не было. Однако "отец народов" приказал вернуть здание назад.
Также, по слухам, за храм "заступился" и архитектор Петр Барановский, отказавшись измерять его площадь для последующего сноса. За это он поплатился несколькими годами тюремного заключения, однако цель была достигнута - собор остался стоять на Красной площади. Современный статус собора, и как он менялся Сегодня право пользования собором делят между собой РПЦ и Государственный исторический музей.
Церковные службы там проходят по воскресеньям, а чтобы посетить храм как музейный объект, надо знать часы работы собора Василия Блаженного.
Позже узкий проход нижнего нежилого этажа заложили — обнаружен подклет при восстановлении святыни 1930 г. При колоссальном масштабе снаружи, внутри собор Василия Блаженного невелик. Изначально предназначение храма - мемориальный памятник.
Церковь не отапливалась, проведение экскурсий, половничество недопустимо было зимой. В религиозные праздники внутри Покровского собора помещалось небольшое количество прихожан, аналой выносили на Лобное место Москвы, церковь служила огромным алтарем. Русский архитектор или европеец До недавнего времени имя зодчего, трудившегося над собором Василия Блаженного, оставалось загадкой. Исследователи располагали несколькими версиями.
Первое предположение — храм создан древнерусскими мастерами Постником Яковлевым, Иваном Бармой. Вторая версия представляет Яковлева, Барму одним человеком. Третий вариант - задумка принадлежит иностранному зодчему. Аналогии в церковном творчестве присущи западноевропейскому искусству.
В настоящее время архитектором Покровского ансамбля, отдельной церкви Василия Блаженного, считается Постник Яковлев, уроженец Пскова. Существует грустная легенда о дальнейшей судьбе зодчего: Иван Грозный, восхищенный фантастической архитектурой здания, велел ослепить автора, не допуская возможности повторить столь величественную задумку. Вторая легенда сообщает о казни иностранного архитектора в Москве по аналогичной причине. Иконостас с «заворотами» Иконостас Покровского храма создали в 1895 году по эскизам Андрея Павлинова.
Ввиду громоздкости изображений, иконостас продолжился на боковых стенах. Стены собора расписаны в разное время. На экскурсии гостям предстает облик Василия Блаженного, Богородицы, основной купол отражает лик Пантократора. Реконструкция собора До «большевистского переворота» собор реставрировали трижды.
Наиболее масштабная реконструкция потребовалась после воспламенения на праздник Святой Троицы 9 июня 1737 г. В 80-х годах заменено покрытие главок, восстановлены иконы, заново отделаны интерьеры отдельных помещений. С 1997 года возобновлено богослужение. До сентября 2013 года реставраторам поручена реализация нового проекта реставрации, заказанная Министерством культуры.
Требовалось поддержание специального климата, восстановление фресок XVI века.
Однако внезапно начавшийся дождь помешал этим планам, погасив уже зажженные пушечные фитили. В период Советской власти храм также мог исчезнуть с лица земли и карты Москвы. В 30-е годы проводилась архитектурная модернизация столицы, шла она под руководством Лазаря Кагановича. Он хотел снести храм, чтобы освободить дополнительное место для проведения военных парадов и демонстраций. Каганович представил Сталину модель Красной площади, на которой собора Василия Блаженного не было. Однако "отец народов" приказал вернуть здание назад. Также, по слухам, за храм "заступился" и архитектор Петр Барановский, отказавшись измерять его площадь для последующего сноса. За это он поплатился несколькими годами тюремного заключения, однако цель была достигнута - собор остался стоять на Красной площади.
Современный статус собора, и как он менялся Сегодня право пользования собором делят между собой РПЦ и Государственный исторический музей. Церковные службы там проходят по воскресеньям, а чтобы посетить храм как музейный объект, надо знать часы работы собора Василия Блаженного. На протяжении своей долгой истории храм использовался в разных целях. Помимо основной функции - проведение богослужений - собор выполнял также роль хранилища: в нем находилась царская казна и имущество привилегированных горожан. Богатства были спрятаны в нижних помещениях хозяйственного назначения. В 1923 году в соборе перестали проходить церковные службы, и он получил статус филиала государственного исторического музея, который сохраняет до сих пор. Также именно с советских времен храм Василия Блаженного был признан национальным историческим памятником, находящимся под защитой государства. В его архивах хранятся древние церковные книги как рукописные, так и печатные. А с 1991 года, когда пал советский строй, в храме возобновились богослужения, которые продолжаются и по сей день.
Часы работы собора Василия Блаженного в Москве Часы работы собора Василия Блаженного варьируются в зависимости от сезона. Летом с 1 июня по 31 августа музей открыт для посетителей с 10:00 до 19:00 каждый день. С 8 ноября по 30 апреля график работы сокращается с 11:00 до 17:00. И, наконец, в мае, а также с 1 сентября по 7 ноября часы работы собора Василия Блаженного - с 11:00 до 18:00, за исключением первой среды месяца, которая является санитарным днем. Если термометр показывает значение ниже 15 градусов мороза, то Покровский собор, как правило, закрывается раньше. Когда на Красной площади проводятся какие-либо праздничные мероприятия, режим посещения музея также корректируется.
Покровскому собору на Красной площади — 462 года
- 12.07.2023 18:41:11
- От экскурсий для детей до VIP-обслуживания
- В Москве для посещения вновь открыли храм Василия Блаженного
- Навигация по записям
- Собор Василия Блаженного: фото, адрес, онлайн виртуальный тур, как добраться, часы работы, история
Собор Василия Блаженного. Взгляд изнутри.
Так в советское время дверь украшала цитата Карла Маркса: «Упразднение религии как призрачного счастья народа есть необходимое условие подлинного его счастья». Из-за этого сняли красочный слой, обнажив кирпичную кладку и белокаменные элементы декора. При этом многие старинные росписи были утрачены. Покровский собор в 1920—1930-е годы» пройдет в Историческом музее с 28 июля 2021 года по 24 января 2022 года.
По неподтвержденной информации, в 1936 году реставратору Петру Барановскому предписали сделать обмеры собора он после революции стал музеем - так обычно делали перед сносом памятников. Барановский отказался это делать, будто бы объявив, что если дойдет до сноса, он покончит с собой. Храм Василия Блаженного и сейчас музей. Правда, по воскресеньям сюда можно прийти на службу если не перекрыта Красная площадь , она совершается в приделе Василия Блаженного - одного из самых почитаемых московских святых.
Всего же этих приделов церквей - 11. С улицы мы различаем их по разноцветным куполам, но немногие бывали внутри храма, под этими невероятными маковками. Только внутри становится понятно, что храм не такой большой, как может показаться. Но при этом здесь можно ходить весь день, глядя на иконы, удивляясь причудливости ходов, продухов, лестниц, арок, росписи и кирпичной кладки.
Надпись расположена в пять ярусов. Высота букв нижнего пояса составляет 98 см, верхнего — 56 см. Существующий ныне иконостас выполнен в стиле барокко. Вместе с иконами он был перенесён в церковь в 1770 г. Иконостас украшают позолоченные карнизы, витые колонны, кокошники, ажурные оловянные накладки. Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства. Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства ХVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления поврежденных деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчеркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 г. Существующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. Он богато украшен ажурными оловянными золочеными накладками, которые придают легкость четырехъярусной конструкции. В середине XIX в. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира. В церкви представлена одна из святынь Покровского собора — икона «Св. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него расположены 33 клейма с сюжетами из жития святого чудесами и реальными историческими событиями: Невской битвой, поездкой князя в ханскую ставку, Куликовской битвой. Наверх Церковь Григория Армянского Северо-западная церковь собора освящена во имя преподобного Григория, просветителя Великой Армении ум. Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября 13 октября н. Одна из четырех малых церквей собора высотой 15м представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Ее основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной — Покрова Богоматери. Световой барабан перекрыт сводом. В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI в. Как и в XVII в. Тябловый тябла — деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы иконостас реконструирован в 1920-е гг. Царские врата смещены влево — из-за нарушения симметрии внутреннего пространства. В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого, патриарха Александрийского. Его появление связано с желанием богатого вкладчика Ивана Кислинского переосвятить этот придел в честь своего небесного покровителя 1788 г. В 1920-е гг. Нижнюю часть иконостаса закрывают шелковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов.
Доступно": теперь на его территории появились две тактильные модели. Уличная металлическая — это первая модель архитектурного сооружения в историческом центре Москвы. Эта модель будет интересна для всех посетителей, так как только с высоты птичьего полета можно оценить архитектурную композицию этого сложнейшего творения выдающихся зодчих середины XVI столетия. Внутренняя модель частично разборная, что позволит незрячим и слабовидящим осмотреть не только собор снаружи, но и посмотреть, как устроен первый ярус. Этот замечательный проект не состоялся бы без поддержки благотворительного фонда Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт". Мы признательны, что фонд обратил внимание на выдающийся памятник архитектуры Красной площади», — пояснила заведующая отделом «Покровский собор» Татьяна Сарачева. Незрячие и слабовидящие посетители смогут осмотреть масштабные тактильные модели самостоятельно или в составе экскурсионной группы.
Цветок на Красной площади. 10 интереснейших фактов о храме Василия Блаженного (Покровский собор)
В связи с ремонтом монумента Минину и Пожарскому вход в храм открыт со стороны кремлевской стены. Самые ближайшие к нему станции метро: «Охотный ряд» Сокольнической красной линии с выходом у Исторического музея. Перейти к нему также можно с «Театральной» станции Замоскворецкой зеленой и со станции «Площадь Революции» Арбатско-Покровской синей линий. Пеший путь составит около 400 м. Перейти к нему также можно с одноименной станции Калужско-Рижской оранжевой линии.
Кирпич в середине XVI века был дорогим материалом. Храмы, как правило, из него тогда не строили. Это, кстати, тоже может говорить в пользу того, что архитектором был итальянец. В строительстве собора преобладает кирпич, есть ещё и белый камень. Разноцветным собор изначально тоже не был, он был скорее двухцветным красно-белым. Снаружи и внутри его стены были покрыты росписью, которая имитировала кирпичную кладку.
Разноцветие появляется лишь в XVII столетии, когда расписывают растительным и геометрическим узором вновь пристроенные крыльца и галереи снаружи. Внутри тоже появляется растительный орнамент. Скажите, что-то из перечисленного ставило под вопрос дальнейшее существование собора? В летописях мы постоянно читаем, что у Покровского собора «погорели верхи». Однако это были не те пожары, которые нанесли существенный урон собору. В то же время в 1737 году в Москве произошёл очень сильный пожар, причиной которого стала горящая свеча. У собора тогда даже обрушился купол одной из церквей — эта церковь выгорела, но собор устоял. Далее — уже в 1917 году — большевики обстреливали Кремль, где засели юнкера. Тогда очень сильно пострадала одна из церквей — церковь Входа Господня в Иерусалим. Осколки одного из запущенных снарядов попали в купол, разорвали его покрытие, пробили кирпичный свод и попали внутрь церкви.
Кстати, повреждения от осколков на стене видны даже сегодня. В 1920-е годы архитекторы предлагали новые планы устройства Москвы, но на всех этих планах Покровский собор сохранялся. Музей продолжал работать и в советское время, его сотрудники устраивали антирелигиозные выставки, выставки, приуроченные к памятным датам молодого советского государства. Во многом такая политика в угоду действовавшей тогда власти помогла сберечь Покровский собор. Собор находится в совместном пользовании Министерства культуры и Русской православной церкви с 1991 года. В частности, посетители часто трогают стены с орнаментами, что загрязняет их и негативно влияет на красочные слои.
Тактильные модели, размещённые как снаружи, так внутри храма, позволят незрячим и слабовидящим посетителям в полной мере ознакомиться с архитектурными особенностями здания и изучить его во всех деталях. Осмотреть уникальные экспонаты можно будет самостоятельно или в составе экскурсионной группы, а уличная модель станет доступна всем посетителям Красной площади.
Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых до наших дней сохранились только петли. До 1595 года в подклете, возможно, прятали царскую казну. Существует предание, что зажиточные горожане также приносили сюда на хранение своё имущество [108] [59]. В подклет вела внутристенная белокаменная лестница из центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, о которой знали только посвящённые. Позднее этот узкий ход был заложен, однако в процессе реставрации 1930-х годов потайную лестницу обнаружили [109]. Открывшееся при ремонте в начале 2010-х годов потайное помещение представляет собой неглубокое подполье высотой менее двух метров между полом ризницы и верхними сводами находящейся ниже паперти. Архитекторы-реставраторы объясняют существование этого помещения строительными потребностями. На сегодняшний день все желающие могут посетить это помещение [62]. В подклете находятся некоторые иконы. Вторая написана в 1780-х годах и является списком фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Ранее список располагался над входом в придел Василия Блаженного [112]. Галереи и крыльца[ править править код ] По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой [93] [109]. Галерея окружает центральную церковь Покрова Богородицы. Её своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII века галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись , которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке сохранена масляная живопись XIX века — изображения святых в сочетании с растительным орнаментом [113]. Украшение крыльца, 2007 год Роспись галереи, 2005 год В середине XIX века застеклённая галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проёмы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют её с внутренними переходами [114]. Резные кирпичные входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор. Портал сохранён в своём первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство [109]. Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. В настоящее время её освещают слюдяные фонари XVII века, которые ранее использовали во время крестных ходов [109] [113]. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают силуэт собора [114]. Пол галереи выложен из кирпича «в ёлку», сохранились кирпичи XVI века — более тёмные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи [114]. Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI века инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов квадратов , рёбра которых выполнены из фигурного кирпича [114]. На этом участке галереи пол выложен узором «в розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному [113]. Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры». На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа [114]. Церковь Василия Блаженного[ править править код ] Картина Николая Дубовского «Церковь Василия Блаженного», 1916—1917 годы Арка, украшенная резной сенью, над захоронением Василия Блаженного, 2012 год Придел был пристроен к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного после его канонизации по повелению царя Фёдора Иоанновича, о чём повествует стилизованная надпись на стене [115] [116]. Придел кубической формы перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие придела выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора [114]. Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья [113]. Масляная роспись придела выполнена в 1905 году — к 350-летию начала строительства собора. В куполе изображён Спас Вседержитель , в барабане — праотцы , в перекрестиях свода — Деисус Спас Нерукотворный , Богоматерь, Иоанн Предтеча , в парусах свода — евангелисты.
В соборе Василия Блаженного появилась система навигации
Интерфакс: В центре Москвы открылась после реставрации церковь Святого Иоанна Блаженного в составе храма Василия Блаженного (Покровского собора), которая была закрыта на протяжении 90 лет. СодержаниеИстория храма Василия Блаженного Название Перестройки После революции 1917 года Архитектура Купола собора Внутреннее убранство Что посмотреть в соборе Реликвии и святыни Экспозиционные залы Мифы Ослеплённые архитекторы Подземные сокровища. В зимнее время в Храме Василия Блаженного царит совершенно особая атмосфера. Храм Василия Блаженного находится прямо в начале экскурсионного маршрута по Собору Василия Блаженного, поэтому и мы начнем с него. православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Обстоятельства ее появления в Храме Василия Блаженного до конца неясны.
Экскурсии в храм Василия Блаженного в Москве
Храм Василия Блаженного - Покровский собор | Храм Василия Блаженного, пожалуй, самый знаменитый собор России и визитная карточка страны. |
Побывала внутри храма Василия Блаженного! | Тайны и легенды собора в самом центре Москвы | Храм Василия Блаженного был построен в 1555–1561 годах, так что в 2021 году ему исполняется 460 лет. |
Храм Василия Блаженного (Покровский собор) | Храм Василия Блаженного на Красной площади открыли после двухнедельного перерыва. |
Внутри собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве | собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собором Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. |
В церковь храма Василия Блаженного вернули отреставрированный иконостас
Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Уникальность собора в неповторимой внешности: десять куполов (ни одного одинакового), восемь храмов, асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, узорчатая декоративная обработка куполов, орнаментальная роспись снаружи и внутри. Интерфакс: В центре Москвы открылась после реставрации церковь Святого Иоанна Блаженного в составе храма Василия Блаженного (Покровского собора), которая была закрыта на протяжении 90 лет. Как попасть в собор Василия Блаженного (Покрова, что на Рву) в Москве, где купить билеты, на какие экскурсии стоит сходить, что посмотреть внутри храма и как добраться. Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Пожалуй, внутри собор не менее удивителен!
В соборе Василия Блаженного состоялась презентация тактильных моделей его здания
Внутри храма Василия Блаженного – Самые лучшие и интересные посты на развлекательном портале Однако новый храм возвели на месте церкви Святой Троицы, а в ней хранились останки знаменитого московского юродивого Василия Блаженного, причисленному к лику святых. Знакомство с Покровский собором продолжим внутри храма, в церкви Василия Блаженного.
Место сбора
- Блогпоход в храм Василия Блаженного. Часть 1-я: колокольня, церковь Василия Блаженного и не только.
- Собор Василия Блаженного в Москве вновь открыли для посетителей | 360°
- Собор Василия Блаженного. Взгляд изнутри.: hans_gille — LiveJournal
- Содержание
'+obj.error+'
Храм Василия Блаженного. Вот только на самом деле у него совершенно другое название. Да и кем был этот Василий Блаженный? А в честь какого события в русской истории построили знаменитый храм? Рассмотреть Храм Василия Блаженного со всех сторон можно будет с помощью еще одной тактильной (разборной) модели, которая расположена внутри собора. Благодаря сайту можно в подробностях узнать историю Храма Василия Блаженного точное его месторасположение.