Драма, история. Режиссер: Алексей Сидоров. В ролях: Константин Хабенский, Иван Янковский, Владимир Вдовиченков и др. Описание. История матча за звание чемпиона мира, который прошел на Филиппинах в 1978 году.
Чемпион мира
И это в фильме не «гарнир», а основа. Поединок держит перед экраном так, что забываешь про время. А для этого надо было попасть в точку с актерами. Лицо «Первого канала» против младшего представителя знаменитого клана. Самой себе отвечу: «Лицо «Первого канала» сыграло, возможно, лучшую роль в своей жизни. Нет, правда. Давайте оставим в покое громкое имя и попробуем вспомнить фильмографию Хабенского, его роль, которая бы всех потрясла. У меня такой нет.
Хороших было несколько. Потрясших — ни одной. Теперь есть. Что касается Ивана Янковского — у него вообще была задача немыслимой сложности. Карпов ведь известен закрытостью и безэмоциональностью, по крайней мере внешней. Это был его фирменный стиль, зачастую выводивший соперников из себя. А теперь ставим себя на место исполнителя центральной роли — и… И, собственно, окажется, что играть в прямом смысле актеру и нечего.
А как сыграть напряжение мыслей, нервов, сердца, если весь эмоциональный аппарат персонажа закрыт на замок? Но молодой актер каким-то волшебным образом это сумел. И продемонстрировал мощную личную харизму. Настолько мощную, что личная харизма Хабенского не снесла его с лица земли. Умение Ивана Янковского подать короткую реплику, наполнить ее и смыслом, и содержанием, и одной репликой сделать целый эпизод чего ныне молодые актеры не умеют совсем заставляет думать, что в этой семье на мужчинах природа не отдыхает вообще. Когда-то люди понимали цену победы. Они понимали цену ее затратности и понимали печать немыслимой ответственности, которую победа — любая — накладывает на человека.
Хочу сказать о победе всех, кто работал над фильмом. Об актерских работах Виктора Сухорукова и Владимира Вдовиченкова, Федора и Виктора Добронравовых, о тех, кто играл «штабистов» двух главных фигурантов.
Нет, правда. Давайте оставим в покое громкое имя и попробуем вспомнить фильмографию Хабенского, его роль, которая бы всех потрясла. У меня такой нет. Хороших было несколько.
Потрясших — ни одной. Теперь есть. Что касается Ивана Янковского — у него вообще была задача немыслимой сложности. Карпов ведь известен закрытостью и безэмоциональностью, по крайней мере внешней. Это был его фирменный стиль, зачастую выводивший соперников из себя. А теперь ставим себя на место исполнителя центральной роли — и… И, собственно, окажется, что играть в прямом смысле актеру и нечего.
А как сыграть напряжение мыслей, нервов, сердца, если весь эмоциональный аппарат персонажа закрыт на замок? Но молодой актер каким-то волшебным образом это сумел. И продемонстрировал мощную личную харизму. Настолько мощную, что личная харизма Хабенского не снесла его с лица земли. Умение Ивана Янковского подать короткую реплику, наполнить ее и смыслом, и содержанием, и одной репликой сделать целый эпизод чего ныне молодые актеры не умеют совсем заставляет думать, что в этой семье на мужчинах природа не отдыхает вообще. Когда-то люди понимали цену победы.
Они понимали цену ее затратности и понимали печать немыслимой ответственности, которую победа — любая — накладывает на человека. Хочу сказать о победе всех, кто работал над фильмом. Об актерских работах Виктора Сухорукова и Владимира Вдовиченкова, Федора и Виктора Добронравовых, о тех, кто играл «штабистов» двух главных фигурантов. Они не были «гарниром», они были соучастниками победы и поражения, и мы видели вживую это соучастие. Но, по мне, главной победой фильма стало то, что никто нам даже не попытался прямо ответить на главный вопрос: про цену победы. Тот вопрос, который произнес в фильме Фишер, а за ним и Карпов.
Мы должны ответить на этот вопрос сами. Нам была оставлена эта возможность.
ChessBase Karpov-Korchnoi: 40 years after: On October 17th, 1978, a battle of nerves, which lasted over four months and 32 games, ended in Baguio City. Например, он кому-то сказал из советской делегации: «А помнишь, у нас в деле записано, что у Корчного хроническая гонорея?
В 1984 году французский фильм «Диагональ слона» получил «Оскар» как лучшее иностранное кино года. Но в нем не было попытки документально все передать — сюжет там как аллюзия на игру. Карпов выиграл со счетом 6:5. Здесь можно прочитать о самом напряженном моменте игры.
В течение двух следующих лет он с блеском выигрывает турнир за турниром. Чемпион тайно встречается с Фишером на острове Свети-Стефан , но у них не получается договориться о проведении матча.
Явно симпатизирующий Анатолию Фишер говорит, что Карпов обязан продвинуться как никогда дальше, и на прощание дарит ему гравюру с известной картины Морица Ретча «Шахматисты» , на которой человек играет с дьяволом. Перед зарубежным турниром Корчной даёт интервью, где уничижительно отзывается о Карпове. У кассы Спорткомитета Корчной узнаёт, что ему урезали гроссмейстерскую стипендию — с 300 до 200 рублей.
После окончания шахматного турнира в Голландии Корчной заходит в полицейский участок Амстердама , где просит политического убежища. В матчах претендентов Виктор Корчной, неожиданно заигравший как никогда прежде, побеждает одного за другим советских гроссмейстеров Тиграна Петросяна , Льва Полугаевского и Бориса Спасского. Карпов категорически отвергает предложение министра спорта Градова отказаться от игры с Корчным, чтобы не рисковать поражением советского гроссмейстера в матче с «предателем и отщепенцем».
Карпов понимает, что её подкупили и тотчас расходится с ней. Карпов является на заседание Спорткомитета и вполголоса заявляет Градову что соберёт свою команду и разгромит Корчного. Градов публично объявляет, что Карпов принял вызов претендента, но вполголоса обещает, что в случае проигрыша сотрёт Анатолия в порошок.
Врачи сообщают Карпову неутешительную весть: его отец безнадёжно болен, ему осталось жить около двух месяцев. Карпов и его команда улетают в филиппинский город Багио. Матч получается очень грязным, обе стороны обвиняют друг друга во всех грехах.
Корчной на пресс-конференции требует вырезать из головы Карпова электроды, на которые ему телепатически транслируются правильные ходы, является к игровому столу со счётчиком Гейгера и даже приводит на игру в составе своей группы телепата и индийских йогов.
Фильм Чемпион мира смотреть онлайн
Фильм рассказывает о шахматном поединке между гроссмейстером Виктором Корчным (Хабенский) и чемпионом мира Анатолием Карповым (Янковский), который прошел в 1978 году на Филиппинах. К широкому прокату готовится фильм Алексея Сидорова о противостоянии легендарных шахматистов – «Чемпион мира». Главные роли в картине сыграли Константин Хабенский и Иван Янковский. Российская драма «Чемпион мира» с Константином Хабенским и Иваном Янковским в главных ролях дебютирует в кинотеатрах в канун Нового года — 30 декабря. Chess-News Шахматы без цензуры.
«Чемпион мира»: премьера фильма в Москве
ФОТО кадр из фильма Страна разделилась на две неравные части: тех, кто болел за чемпиона мира Анатолия Карпова и, значит, за Советский Союз , и тех, кто желал выигрыша Виктору Корчному то есть диссидентов, которых тоже в стране было немало. Статья по теме: Фильмы про шахматы набирают популярность в России Претендент Корчной был блокадником, остроумцем, любимцем Ленинграда. И многие в Питере знали о том прессинге, который на него оказывали семье было отказано в возможности выехать к Корчному, его сына Игоря внезапно призвали в армию, а затем посадили в тюрьму. Режиссер Алексей Сидоров и продюсер Леонид Верещагин, затевая фильм «Чемпион мира» про тот великий матч, шли на огромный риск. И, наверное, понимали это. Детали сюжета фильма биографичны.
На сто процентов. Гарант биографичности — сам Анатолий Карпов, который консультировал создателей картины. И, наверное, многие события трактовал в свою пользу. А в чью пользу он должен был трактовать эти события? Я, сидя в зале, думала о том, насколько за минувшие годы изменилось мое собственное отношение к тому давнему сюжету.
Вот сидит и ходит, просто живет промеж нас великий человек. Все уже давным-давно забыли, чем он велик. И вспоминают по юбилеям и праздникам если вообще вспоминают. А он есть. Потому что великий человек — он и сто лет спустя великий.
Великий человек с драмой к тому же: титул чемпиона мира ему в первый раз достался без игры — Бобби Фишер ушел непобежденным просто отказался играть и отдал титул без боя , а Карпова потом в кулуарах завистники дразнили «бумажным чемпионом». Врагу такого чемпионства не пожелаешь. И понятно, чем для него был тот матч с Корчным... В фильме один эпизод представляется мне невероятно важным: личная встреча Фишера с юным Карповым в Черногории тогда еще — Югославии. И тот их разговор о готовности или неготовности человека «продать душу дьяволу» во имя личной победы.
Потому что иначе, не отдав себя этой странной и, в общем, страшной «мании» — желанию стать первым, первым не станешь… В конце истории Карпов, сам еще не понимая, повторит этот разговор, но на иной лад и с другим собеседником: «Запомни, я игру всегда буду любить сильнее, чем тебя! Мир полон живых свидетельств такого выбора в любой среде: творческой, научной, спортивной. Но впервые это произнесено публично, вслух, с экрана.
После предпоказа картина вышла на экраны. Несмотря на то, что сценарий написан по реальным событиям, которые действительно происходили, в фильме также присутствует некий вымысел художественного типа. Фильм начинается с предыстории. Корчной показывает 10-летнему Толе Карпову некий мастер-класс во время своего посещения спортивного мероприятия. Через 11 лет Карпов, уже известный шахматист обыгрывает Корчного.
Теперь ему хочется сразиться с Фишером, чтобы побороться за титул чемпиона мира. Но Фишер отказывается по техническим причинам, поэтому Карпова объявляют чемпионом. Но общественность за спиной называет это чемпионство бумажным. Карпов ошеломлен, он жаждет доказательства мастерства и умения. В это время Виктор Корчной получает политическое убежище за рубежом и начинает свое триумфальное шествие. Корчной побеждает российских гроссмейстеров по очереди.
Карпов категорически отвергает предложение министра спорта Градова отказаться от игры с Корчным, чтобы не рисковать поражением советского гроссмейстера в матче с «предателем и отщепенцем». Карпов понимает, что её подкупили и тотчас расходится с ней. Карпов является на заседание Спорткомитета и вполголоса заявляет Градову что соберёт свою команду и разгромит Корчного. Градов публично объявляет, что Карпов принял вызов претендента, но вполголоса обещает, что в случае проигрыша сотрёт Анатолия в порошок. Врачи сообщают Карпову неутешительную весть: его отец безнадёжно болен, ему осталось жить около двух месяцев. Карпов и его команда улетают в филиппинский город Багио. Матч получается очень грязным, обе стороны обвиняют друг друга во всех грехах. Корчной на пресс-конференции требует вырезать из головы Карпова электроды, на которые ему телепатически транслируются правильные ходы, является к игровому столу со счётчиком Гейгера и даже приводит на игру в составе своей группы телепата и индийских йогов. Батуринский заявляет, что йоги состоят в террористической организации, полиция не пропускает их на следующую игру. Решив поговорить начистоту, Карпов приглашает соперника на тайную встречу на соревнованиях боевых петухов. Корчной с апломбом заявляет, что мировая шахматная корона по праву принадлежит ему: мол, наступила его очередь, но появился молодой выскочка и перехватил то, чего Виктор Львович ждал несколько десятилетий. Ночью чемпион мира находит в своём номере змею, к тому же кто-то переставил будильник; команда решает перебраться в отдельный дом. Карпов катастрофически теряет концентрацию и, уже достигнув счёта 5:2, проигрывает три партии почти подряд 28-ю, 29-ю и 31-ю. Корчной ликует.
В 1978 году на Филиппинах ожидается легендарный шахматный поединок за звание чемпиона мира. Противостояние двух сильнейших гроссмейстеров планеты далеко выходит за пределы шахматной доски: опытный претендент на титул Виктор Корчной, дискредитированный на родине, против молодого действующего чемпиона Анатолия Карпова. Правительство СССР ставит перед Карповым задачу вырвать победу у предателя родины и доказать, что шахматная школа Советского Союза — лучшая в мире.
Норма патриотизма
В матче сталкиваются два человека. Два соперника, некогда бывшие друзьями. Один из них — живое олицетворение советской системы, другой — ее непримиримый враг. Вокруг матча постоянно вспыхивают скандалы, противостояние становится очень напряженным.
Чтобы добиться больших высот, нужно пройти большой и трудный путь. Разбирая суть фильма, следует обратить внимание на то, как показаны в нем шахматы. Режиссер ориентировался в первую очередь не на шахматистов, а на обычного зрителя.
Визуализацией он пытался показать, что шахматы как игра — это настоящая война умов. То есть, смысл в том, что шахматы — это целая захватывающая вселенная. В сердце сюжета находится противостояние двух шахматных гениев — Карпова и Корчного.
Смысл в том, что эта схватка — битва не только умов, но и характеров. Оба героя — представители советской шахматной школы. Оба росли в СССР.
Но они абсолютно разные. Один из них, пережив блокаду Ленинграда, в качестве сверхзадачи поставил перед собой цель — во что бы то ни стало выиграть корону шахматного мира. Другой герой просто живет шахматами он одержим ими, как выразилась его невеста и не представляет себе жизни без игры.
Потеряв шахматные позиции, Корчной уезжает из страны, забыв о семье и удерживает в голове единственную мысль он тоже одержим, но по-другому , точнее, сверхзадачу — поймать победу, получить шахматную корону, доказать всему миру, что он — лучший. Карпов же трудоголик, упорный и даже упертый, практически фанатик. Для него шахматная партия — это образ жизни.
Нет в этой картине и скрытого смысла: все предельно ясно — были в истории нашей страны победы вопреки всему. Победа Карпова — именно такая. FAQ Где снимали фильм "Чемпион мира"?
Съемки фильма, стартовавшие летом 2020 года, постоянно прерывались по причине ограничений, связанных с пандемией.
Режиссер Алёна Михайлова. Редко где увидишь такую откровенность и обличение многих проблем этого спорта в разрезе женской лиги. Бибисара Асаубаева: Женские шахматы считаются более зрелищными из-за того, что мы эмоциональнее и у нас все время что-то творится на доске непонятное. При, казалось бы, доступности игры, то есть минимуме инвентаря и необходимых условий в регионах мало возможности для развития и роста спортсменов. Практически нет шахматных школ, мало тренеров, мало выездов на игры, нет поддержки и спонсорства. Наши гроссмейстеры на себе ощутили это и честно рассказали чтобы продолжить карьеру пришлось переехать поближе к Москве. Шахматы это полноценный спорт, где спортсмены должны быть прокачаны не только в плане шахмат, но и физически и эмоционально-психологически, ведь адреналин и волнение настолько сильно влияют, что просто захлестывают.
А каждый проигрыш как маленькая смерть, особенно страдает сердце, даже ритм может сбиваться. Сами шахматистки признаются, что по сравнению с мужчинами им не хватает «физики» и играть партии по 8 часов очень сложно, падает концентрация что ведет к большому количеству ошибок, часто говорят что шахматист «зевнул». Мария Фоминых, гроссмейстер среди женщин. Женщинам в шахматах платят меньше и разница по сравнению с мужчинами ощутимая. И получается замкнутый круг. На сегодняшний день женские шахматы не могут быть работай и обеспечивать, но при этом занимают много времени до 8 часов в день. Валентина Гунина пятикратная чемпионка России, трехкратная чемпионка Европы на поле буквально «терминатор» беспощадна к своим соперникам, не выносит ничьей, борется до последнего, шахматы ее боль в прямом смысле слова, так как психосоматика влияет на здоровье, а недавно у нее обнаружили волчанку. В жизни Валентина очень позитивный человек, не унывает и многое воспринимает с юмором.
Как она сама говорит «у меня энергозатратный стиль игры, все время хаос навожу». В фильме откровенно рассказала, что шахматы влияют на здоровье.
В его присутствии близ сцены Карпов выиграл пять партий, а проиграл одну, в его отсутствие — счет 4:1 в мою пользу!
Я понял это и в ответ позвал своего парапсихолога — профессора психологии из Военно-медицинской академии полковника Владимира Зухаря, надеясь, что тот «задавит» конкурента. Но мои надежды не оправдались». Факты говорят, что специалисты Корчного приехали на матч позже — после того, как Корчной услышал о Зухаре, он вызвал своего парапсихолога Бергинера.
Когда того распознали, на помощь прибыли йоги Стивен Двайер и Виктория Шеппард, которые оказались членами полутеррористической организации «Ананда Марга», обвиняемыми в покушении на индийского дипломата. В минимуме грубых выдумок — еще одно отличие «Чемпиона мира» от других российских фильмов о спорте. Показали противостояние маленького Валерия Харламова и быка — очевидно, тоже выдуманное.
Придумали скандалы с женой из ничего. Режиссер «Движения вверх» Антон Мегердичев честно сказал мне : «Мы делаем миф. Сценаристы, продюсеры и режиссер конструируют историю, чтобы показать характер каждого из героев.
А он не проявляется в документальной хронике». В фильме про Карпова и Корчного хронология сохранена, конфликт между героями развивается естественно Корчной ненавидит СССР и лично Карпова за поражение в турнире претендентов; Карпов любит себя и победы , а сцены, которые в другой ситуации нагло выжимали бы слезу в стиле Сарика Андреасяна, поданы на удивление деликатно. Например, смертельная болезнь отца Карпова он действительно болел и умер на следующий год не навязывается зрителю как главное испытание матч для фанатика важнее , а подается, чтобы дополнить портрет гроссмейстера и напомнить, в каком стрессе он находился на Филиппинах.
Разрыв с женой — еще один штрих к портрету одержимый эгоист и важная зацепка на будущее. Жена помогла Анатолию в решающий момент матча, что удивительно для нашего кино. Обычно второстепенных героев бросают на полпути, делая вид, что они не существовали.
Как показали шахматы: динамично, понятно, с интригой Российские режиссеры в целом научились снимать спорт, но интересно показать шахматы казалось чем-то нереальным. Сидоров справился и с этим. Даже финальная партия, исход которой был очевидным до начала фильма, показана так, что за результат переживаешь.
Пытаясь защититься от влияния Зухаря, шахматист начал носить отзеркаливающие очки во время партий и требовал отсадить доктора подальше в зрительном зале. Сам Виктор Львович тоже отвоёвывал победу как мог: он взбунтовался из-за йогурта, который передавали Карпову в середине игры, а порой высказывал оскорбительные комментарии в адрес противника, но делал это тихо, чтобы зал не мог услышать. У каждого из них была своя история и мотивация выиграть, потому зрители метались и болели то за одного, то за другого. Накал нарастал и благодаря счёту: если сначала вёл Карпов, то после 5:2 Корчной выиграл три партии, выйдя на ничью 5:5. В последней встрече победу взял Карпов, подтвердив свой титул чемпиона мира.
И Корчному, и Карпову хочется по-своему сопереживать и одновременно обоих есть за что «поругать». Но создатели фильма решили развести героев по разным сторонам шахматной доски, сделав Карпова явным протагонистом — светлым советским героем, который хочет избежать всех политических хитросплетений и искренне любит игру. Поэтому и историю с Зухарем решили показать мимолётно, и придирки к креслу противника тоже не показали. Корчной же, наоборот, выглядит тем самым злодеем, которым его и окрестили после эмиграции: в «Чемпионе мира» герой Хабенского истеричен, нервен и эмоционален, а любые его жалобы выглядят безосновательными. А когда матч завершается, мы наблюдаем только за реакцией чемпиона без возможности сопереживать проигравшему.
Всё в драме подтверждает, что зрителю не оставляют выбора, за кого они будут болеть, и уж тем более не дают понять вторую сторону.
Чемпион мира 2021 смотреть онлайн бесплатно
Драма, история. Режиссер: Алексей Сидоров. В ролях: Константин Хабенский, Иван Янковский, Владимир Вдовиченков и др. Описание. История матча за звание чемпиона мира, который прошел на Филиппинах в 1978 году. Chess-News Шахматы без цензуры. Фильмы про шахматы набирают популярность в России. Драма, история. Режиссер: Алексей Сидоров. В ролях: Константин Хабенский, Иван Янковский, Владимир Вдовиченков и др. Описание. История матча за звание чемпиона мира, который прошел на Филиппинах в 1978 году. Федерация шахмат Свердловской области. Новости. Фильм «Сто лет тому вперёд»: билеты на фильм и расписание сеансов в кинотеатрах Москвы.
Норма патриотизма
Вместе с Константином Хабенским и Иваном Янковским в фильме снялись Владимир Вдовиченков, Виктор Добронравов, Виктор Сухоруков и Диана Пожарская. Как признался продюсер проекта Леонид Верещагин, «Чемпион мира» – картина «больше, чем про шахматы. В Москве прошла премьера российского фильма «Чемпион мира» — о самом драматичном и легендарном поединке в истории шахмат. На больших экранах страны продолжается прокат мультижанрового кино, которое дополняет знакомую с детства историю Гостьи из будущего и совмещает в себе приключения, комедию, драму и семейное кино, а также хорошо известный многим поджанр фантастики. Фильм «Сто лет тому вперёд»: билеты на фильм и расписание сеансов в кинотеатрах Москвы.
На «Приме» стартует сериал с Хабенским и Пореченковым
Особенно когда идешь в кино и заранее соображаешь: ну кино про шахматы... А что они там делать-то будут? Что показывать? Понятное дело, расскажут про драматическую любовь, про какие-то там травмы юности, про победу над собой, все как всегда — как без оживляжа-то? А дальше-то что? Ну да, про это тоже есть. Но когда началась дрожь спортивного азарта а я азартнейшая спортивная болельщица и хорошо все понимаю про эту дрожь! Я почти все модные фильмы про спорт смотрела. И наши, и не наши. И дрожь спортивного азарта настигала меня в зрительном зале всего пару-тройку раз, особенно когда загодя знаешь, чем все закончится, потому что в реальности оно уже давно закончилось, но все равно тебя потряхивает, как в детстве у экрана — «выплывет Чапай или нет». И вопрос был лишь в том, смогут авторы «завести» своего зрителя на то, чтобы он, зная итог того поединка, вновь испытал этот азарт и этот драйв.
И авторам это удалось. Фильм сделан, как сегодня принято говорить, «дорого-богато». По-настоящему, без дураков. Мощная компьютерная графика. Наконец-то по-настоящему мощная и осмысленная. Я вообще компьютерную графику не люблю. А наша — она к тому же вечно из всех щелей лезет. От нее уже тошнит, а она все лезет и лезет. Я уже видела миллион раз, как денег потрачено немерено, а на экране — тупой копеечный кукольный театр. Но здесь компьютерная графика ничем не прикидывается.
Она сама собой и сделана не просто качественно, а еще и оригинально. Овеществляя эмоцию и мысль. Когда поединок шахматистов нам показывают еще и как поединок главнокомандующих двух армий, когда видишь этот поединок как столкновение двух нервных систем и двух мозгов, это по-настоящему впечатляет и заводит — что, собственно, компьютерной графике и полагается делать.
В числе претендентов — действующий чемпион мира Анатолий Карпов, юный гений и идеалист, и гроссмейстер Виктор Корчной — эмигрант и диссидент, резко критикующий Советский Союз.
Перед Анатолием стоит крайне непростая и амбициозная задача — любой ценой одержать победу над предателем.
Точно так же хочется, чтобы Карпов имел право на ошибку — и его срыв на членов команды, кажется, в недостаточной степени выполняет эту функцию. И все-таки визуально фильм получился очаровательно советским со своим тепло-желтым цветом картинки и вниманием к деталям. Актерский состав будто вышел из 70-х не только костюмами, но и лицами за парой досадных исключений. И несмотря на то что поверить в историческую достоверность сюжета местами достаточно сложно, в достоверность атмосферы верится легко. Янковский приятно выразительный, Хабенский, как всегда, поражающе фактурный, двое Добронравовых, Вдовиченков и Сухоруков замечательно органичные. Наверное, главное очарование «Чемпиона мира» в итоге и кроется в его эстетической атмосфере — в нее хочется возвращаться. Возможно, получившийся у создателей салат и может стать приятным аккомпанементом праздничных зимних каникул и даже стоит того, чтобы единожды его посмотреть. Но хотелось бы большего, а это российский кино-спортивный мир предложить пока не готов.
Корчной скончался в 2016 году в возрасте 85 лет, и на момент смерти был старейшим играющим шахматистом в мире. Идеи и разработки спортсмена вошли в современные варианты шахматных методик. Также он является автором нескольких книг. Анатолию Карпову на данный момент 67 лет, он с 1995 года активно занимается политикой и является депутатом Государственной думы. В память о Корчном в 2017 году прошел традиционный цюрихский шахматный фестиваль, который носил имя выдающегося гроссмейстера. На его роль в предстоящем фильме планируют пригласить актера Константина Хабенского. Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
Сегодня во всех кинотеатрах стартует драма “Чемпион мира” – схватка двух характеров
А не от актёрского мастерства. Янковский-старший, думаю великолепно сыграл бы и сдержанность... Янковский играет Карпова - человека сдержанного, рассудительного, вдумчивого. Тогда как у Хабенского Корчной -... Абсолютно не согласна. Янковский сыграл хорошо.
Я имею представление об игре, но я даже не разрядник. А первое, что спросил у меня Анатолий Евгеньевич Карпов: «Вы играете? Мы решили, что я буду набирать знания. В итоге я прочитал очень много автобиографического материала: книги Карпова, Корчного, много шахматной литературы. Это было очень тяжело, потому что с нуля въехать в эту вселенную невероятно сложно. Это требует предельной концентрации и волевого усилия. Надеюсь, что все эти усилия чувствуются в фильме и что нам удалось передать ощущение этого колоссального груза собственного интеллекта, который шахматисты несут на себе.
Дмитрий Олейников, консультант фильма Создатели фильма прекрасно понимали, что сценарий — художественный, что это не попытка поминутно реконструировать матч и биографии его участников. Воздействие на зрителей будет идти через эмоции, поэтому нельзя было не отклониться от реалий шахматной жизни и личной жизни героев. Конечно же, приходилось придумывать, изменять, сокращать или усиливать какие-то фактические вещи, добавляя художественные трактовки и повороты. В этом — вечный спор о возможности художественного осмысления истории. Его исход обостряла общая ситуация холодной войны: Виктор Корчной, питомец советской шахматной школы, бежал из страны, и матч из чисто спортивного хотя и спортивная составляющая была достаточно интересной! Матч привлек к себе большое число не только советских зрителей — а все мы хорошо знаем, что шахматами в СССР увлекались миллионы и миллионы людей, — но и всего мира. Тем более, что в 1972г.
Встал вопрос о возвращении шахматной короны в СССР, но Фишер не стал играть с Карповым: испугался он или сломался — мнения разные. Так или иначе, следующее противостояние, Карпов — Корчной, снова решало вопрос, останется ли в СССР шахматная корона, признанный тогда показатель интеллектуального уровня страны. Корчной в свое время не стал чемпионом мира, потому что ему пришлось пропускать вперед своих более талантливых и «удачливых», как сказали бы болельщики Корчного, коллег. Когда он понял, что наступил решающий момент, чтобы стать чемпионом мира в возрасте чуть за 40 шахматист в то время имел для этого прекрасные шансы , к Олимпу взлетел Анатолий Карпов. Он обыграл Корчного в финальном матче претендентов и забрал корону у Фишера. Его, молодого, амбициозного, очень талантливого, поддерживала советская шахматная федерация, и это оказывало на Корчного сильное психологическое воздействие. Он был человеком мнительным и внушаемым, ему начало представляться, что против него работает весь советский политический аппарат.
И тогда Корчной решил бежать на Запад. За рубежом Корчной заручился поддержкой самых разных сил: ему помогали парапсихологи, сектанты, представители спецслужб. Корчной боролся с противником, создавая невероятное психологическое напряжение вокруг шахматного поединка. Даже весьма именитые игроки не выдерживали, ломались, но Карпов умел контролировать и себя, и ход событий на доске. С Карповым на матч приехала хорошая команда, которая как могла разгрузила его для игры, взяв психологическую войну на себя. Кроме того, противостояние Карпов — Корчной — это противостояние двух разных взглядов на шахматы, столкновение двух разных стилей игры. Более простой и чистый стиль Карпова против более сложного, создающего хаос на доске, стиля Корчного.
Алексей Сидоров, режиссер и автор сценария Наша первая встреча с Анатолием Евгеньевичем Карповым по-настоящему вдохновила. Мы приехали к нему в Думу, долго его ждали с важного совещания. Когда он пришел, мы стали общаться так, будто знакомы миллион лет. Я только чуть позже понял, что он, как только дверь открыл, так сразу, с первого взгляда — вжик! Анатолий Евгеньевич очень нам помог, направлял нас. Мы пытались разговорить его и с Леонидом Эмильевичем Верещагиным, и потом с актерами, но Карпов очень закрытый человек, за его обаянием и дружелюбием скрывается броня. Несмотря на это, мне кажется, мы все-таки смогли почувствовать энергетические векторы, которые помогли построить образ.
Закрытость — это же обратная сторона ранимости. Поэтому с Иваном Янковским мы и стали двигаться в ту сторону. На съемочной площадке Карпов не был, все общение происходило на этапе подготовки. Он прочитал сценарий, что-то посоветовал, что-то предложил. Например, бой петухов появился в картине благодаря его воспоминаниям. Иван Янковский, исполнитель роли Анатолия Карпова О том матче я почти ничего не знал, пришлось изучать. Мы встречались с Анатолием Евгеньевичем, проговорили полтора часа.
Какие-то вещи я узнал от него, что-то потом прочитал. Вообще, модель его личности — очень сдержанный, сосредоточенный человек, который не расплескивает внутренний мир и багаж знаний. Меня в принципе привлекла фигура шахматиста: он должен быть таким «спецагентом», не показывать свои эмоции при проигрыше и даже при выигрыше. К тому же по сценарию это все соприкасается с политическими и шпионскими играми, с напряжением, которое создавала партия. Меня поразила любовь Анатолия Евгеньевича к игре. Причем, как рассказал гроссмейстер Даниил Дубов, Карпов не только в шахматы любит играть, но и в биллиард, и даже в «шарики» на планшете. Страсть к игре, воля к победе — это очень важное качество настоящего чемпиона.
И, безусловно, умение правильно расставить приоритеты, разграничить игру и жизнь. Когда ты точно понимаешь, ради чего ты живешь, а что остается игрой, тогда тебе легче принимать решения и выбирать правильное направление. Не секрет, что Карпов выиграл, но какими усилиями! Он очень сильно похудел, у него сдавали нервы, он путал реальность и сон. Не знаю, согласится ли Анатолий Евгеньевич, но тот матч, то, каким мы пытались воссоздать его в картине, — это суровое испытание. Константин Хабенский, исполнитель роли Виктора Корчного Виктор Корчной в моем представлении — человек, одержимый игрой. Такие люди чуть шире государственных границ.
Мы можем так сказать про людей, которые уезжали в то время из страны. И не потому, что они становились предателями, а потому, что им мало было пространства для реализации собственного таланта. И здесь подобная история: мало пространства для реализации себя в шахматах. Человек мыслил себя не территориальными категориями, а большой игрой. При этом во главе угла для него сама игра, не результат. Владимир Вдовиченков, исполнитель роли Градова До съемок я знал, что был такой матч. Но больше все-таки мне была знакома история противостояния Карпова и Каспарова.
Что всегда поражало в шахматистах — это, например, их способность одновременно играть по памяти с огромным количеством соперников, а потом, уходя, допустим, портфель забыть. С присказкой «ой, памяти совсем нет». Это, конечно, феноменальные люди. Совершенно особая плеяда спортсменов. Антон Богданов, исполнитель роли Василия Брыкина Про эту историю ничего не знал, но это оказалось очень интересным! Знал только Карпова. Причем буквально через несколько дней после первого разговора с режиссером я встретил Карпова на торжественном приеме в Москве.
Я к нему подошел и сказал, что буду играть Василия Брыкина. Мы поговорили про персонажа. Про Корчного я даже не слышал, к своему стыду. Хотя знаю про других наших прославленных гроссмейстеров. ДЕБЮТ: кастинг и подготовка к съемкам Алексей Сидоров, режиссер и автор сценария Я вообще не мог представить, кто из артистов способен воплотить такие объемные и сложные по рисунку образы. Тем более, единственный шахматный фильм, который я видел, — это «Гроссмейстер» с Андреем Мягковым в главной роли. Как режиссеру мне было очевидно, как старательно играет Мягков.
Он именно играет. Когда в кадре появился Корчной, то он Андрея Васильевича просто раскатал, потому что Корчной играл самого себя, гроссмейстера, он просто жил в кадре. Сложность в выборе актеров — это был один из важных факторов, который меня останавливал, чтобы пойти в проект. Константин Юрьевич довольно быстро появился на горизонте, но я опасался, что ему помешают его мягкость и доброта. А ведь в Корчном, хотя он был, безусловно, обаятельным человеком, все же присутствует темная энергетика. Хабенский согласился попробоваться — и его никто не узнал на пробах! Люди, которые его давно знают, говорили: «Как будто он кого-то подселил к себе».
С ним невозможно было разговаривать, он выглядел по-другому, вокруг него как будто было электричество. Все сразу стало понятно. Константин — феноменальный актер и человек!
Но шахматы - это не спорт и не игра, это - искусство, это психология, это мистика. Это целый комплекс вещей, которые очень интересно режиссерски решить. Это вызов, ведь не зря, мы знаем, вообще было довольно мало фильмов о шахматах, а успешных - в особенности», - рассказывал режиссёр Алексей Сидоров. Потому что только, отринув все ложное, можно стать лучше, стать выше, можно совершенствоваться. Карпову предстоит пройти очень тяжелый путь и, избежав участи навязываемой ему роли политического гладиатора, вернуться к сути самих шахмат, к противостоянию чистой воли и интеллекта. Безусловно, в нашем фильме есть и любовь, которая в отраженном ключе будет работать на основную линию.
И, наверное, многие события трактовал в свою пользу. А в чью пользу он должен был трактовать эти события? Я, сидя в зале, думала о том, насколько за минувшие годы изменилось мое собственное отношение к тому давнему сюжету. Вот сидит и ходит, просто живет промеж нас великий человек. Все уже давным-давно забыли, чем он велик. И вспоминают по юбилеям и праздникам если вообще вспоминают. А он есть. Потому что великий человек — он и сто лет спустя великий. Великий человек с драмой к тому же: титул чемпиона мира ему в первый раз достался без игры — Бобби Фишер ушел непобежденным просто отказался играть и отдал титул без боя , а Карпова потом в кулуарах завистники дразнили «бумажным чемпионом». Врагу такого чемпионства не пожелаешь. И понятно, чем для него был тот матч с Корчным... В фильме один эпизод представляется мне невероятно важным: личная встреча Фишера с юным Карповым в Черногории тогда еще — Югославии. И тот их разговор о готовности или неготовности человека «продать душу дьяволу» во имя личной победы. Потому что иначе, не отдав себя этой странной и, в общем, страшной «мании» — желанию стать первым, первым не станешь… В конце истории Карпов, сам еще не понимая, повторит этот разговор, но на иной лад и с другим собеседником: «Запомни, я игру всегда буду любить сильнее, чем тебя! Мир полон живых свидетельств такого выбора в любой среде: творческой, научной, спортивной. Но впервые это произнесено публично, вслух, с экрана. Прежде эта страсть и эта жажда первенства всегда облекались в «приличные формы»: преодоление себя и все такое. Чтобы открыто такое сказать, тоже нужно мужество. Думаю, читатель уже догадался: мне фильм «Чемпион мира» понравился. Особенно когда идешь в кино и заранее соображаешь: ну кино про шахматы... А что они там делать-то будут? Что показывать? Понятное дело, расскажут про драматическую любовь, про какие-то там травмы юности, про победу над собой, все как всегда — как без оживляжа-то? А дальше-то что?