Новости егэ человек и общество теория

В этой статье речь пойдет о разделе человек и общество в ЕГЭ по обществознанию, это одна из фундаментальных тем, в которых нужно хорошо разбираться, чтобы успешно решить задания 2,3,4. Таблицы, схемы, теория. ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию Раздел 1. Человек и общество 1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) 1.2 Мировоззрение. Вся теория по кодификатору ЕГЭ. Человек и общество. Вся теория по кодификатору ЕГЭ. Человек и общество.

Новые темы ЕГЭ 2024 - Человек и общество - Теория и практика

Особенно все эти новости напрягают детей, которым выпускаться через год-два, и их родителей. Да и на большинство гуманитарных направлений в вузах третьим предметом после русского и истории ставят обществознание. И что же теперь - уберут его и из вступительных экзаменов? А что вместо будет? К чему готовиться?

Как и остальные выпускные экзамены, ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей: Тестовая часть, в которой нужно дать краткий ответ на вопрос или же выбрать верный вариант из предложенных в КИМе, Письменная часть, в которой нужно самостоятельно сформулировать развёрнутый ответ на вопрос из КИМа. Задания экзамена делятся на 5 тематических блоков: Человек и Общество, Экономика, Социальные отношения, Политика, Право. Именно поэтому при подготовке важно уделять внимание каждой теме, выделенной в кодификаторе, — любая из них может встретиться на реальном экзамене. Всего за экзамен по обществознанию можно получить 58 первичных баллов, которые после проверки переводятся во вторичную стобалльную систему.

Пороговый балл на ЕГЭ по обществознанию составляет 42 балла. Что изменилось в ЕГЭ по обществознанию в 2023 году?

Задания 4—19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты факты, явления, процессы, институты , их место и значение в жизни общества как целостной системы осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах текст, схема, таблица, диаграмма применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество, включая познание и духовную культуру задания 4—6 экономика задания 7—10 социальные отношения задания 11, 12 политика задания 13—15 право задания 16—19 Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом. В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки. Задания второй части 21—29 в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Есть кодификатор «де юре», а есть «де факто». Про предыдущую версию кодификатора, которая с незначительными изменениями существовала больше 10 лет, все довольно неплохо знали это «де факто». Сюрпризы были, но не так часто.

А вот теперь всё переписали. Плюс сборника тестов от авторов ЕГЭ мы ещё не видели. Плюс настоящего экзамена со всей новой «красотой» тоже не видели.

Остается только писать вопрошающие письма в госорганы и гадать на кофейной гуще. Что из этого окажется более эффективным — время покажет. Или нужны дополнительные пособия?

У нас есть «классические вопросы» «Что такое наука? Они как были, так и остались, что в учебниках, что в кодификаторе. И есть новые вопросы.

К ним, во-первых, можно отнести вопросы про российские реалии. Мы даже шутим с коллегами, что «Обществознание» превращается в «Россияведение». И, во-вторых, это, мягко говоря, странные вопросы, продиктованные актуальной повесткой.

Я с коллегами сейчас выполняю большую работу — шерстим все возможные учебники и законы, чтобы вообще понять, что из этого можно найти в учебниках, а что нет. Пытаемся «оценить масштаб трагедии». Какие это темы?

Учеба в школе и подготовка к ЕГЭ — процессы пересекающиеся, но не совпадающие. С учебниками всё ещё веселее. Есть учебники по старому ФГОС, их закупать школам нельзя, но те, которые есть, можно использовать ещё определенное количество лет.

Курс для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по обществознанию онлайн

Теория для сдачи егэ по обществознанию 2023 Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену.
Демоверсия ЕГЭ-2023 по обществознанию Подготовка к ЕГЭ по блоку "Человек и общество": тесты и задания по теме, необходимая теория в виде презентации и шпаргалок по терминам и планам для ЕГЭ по обществознанию.
1. Человек и общество Первый раздел по обществознанию в кодификаторе, но это не значит, что самый легкий!В новом ролике узнаем всю теорию, которая понадобится тебе на ЕГЭ.

Теория ЕГЭ-2024: Обществознание

Задания ЕГЭ человек и общество — практика Задание 1 В каких предложениях понятие «общество» употреблено в наиболее узком смысле? Теоретические конспекты всех необходимых материалов раздела «Человек и общество» для подготовки к ЕГЭ по обществознанию на 2024 учебный год. Обществознание, Экзамены, ЕГЭ, ОГЭ, 11 класс, Конспект по разделу Человек и общество (подготовка к ЕГЭ). Обществознание Кодификатор ЕГЭ элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения экзамена по Обществознанию. Задание 13 Теория ЕГЭ 2023 обществознание.

ЕГЭ по обществознанию в 2023 году: три важных изменения и самые сложные задания

Научное познание — это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе. Истина - соответствие знания своему предмету. Характеристики мышления: социальный характер; связь с языком; опосредованный характер; личностный характер. Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей. Интерес лат. Свобода — способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Свобода подразумевает самоопределение человека, свободу воли выбора , возможность поступать согласно волеизъявлению. Общество социум - в широком смысле обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, выполняющих определённые функции в обществе, урегулированная однородными законами, обычаями и др. Культура - в широком смысле комплекс постоянно обновляющихся форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности всех людей во всех сферах общественной жизни; в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, передаются, потребляются духовные ценности; в наиболее узком смысле — совокупность норм, определяющих поведение человека; степень воспитанности человека. Субкультура — часть общей культуры народа, нации, система ценностей, присущая какой-либо социальной группе.

Экзамен состоит из 25 заданий, на решение которых выделяется 210 минут 3 часа 30 минут. Как и остальные выпускные экзамены, ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей: Тестовая часть, в которой нужно дать краткий ответ на вопрос или же выбрать верный вариант из предложенных в КИМе, Письменная часть, в которой нужно самостоятельно сформулировать развёрнутый ответ на вопрос из КИМа. Задания экзамена делятся на 5 тематических блоков: Человек и Общество, Экономика, Социальные отношения, Политика, Право. Именно поэтому при подготовке важно уделять внимание каждой теме, выделенной в кодификаторе, — любая из них может встретиться на реальном экзамене. Всего за экзамен по обществознанию можно получить 58 первичных баллов, которые после проверки переводятся во вторичную стобалльную систему. Пороговый балл на ЕГЭ по обществознанию составляет 42 балла.

Известный российский историк М. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от Друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии как общества одной Формации , а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром. В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам , так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций. Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств китайская цивилизация или охватывать несколько стран античная, западноевропейская цивилизация. С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется. Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений традиций и обычаев. За падные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством. Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза. Общественный прогресс и его критерии Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения. Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей А. Тюрго, М. Кондорсе и др. Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии. Вико , предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения. О «закате Европы» писал и О. Особенно ярок «антипрогрес-сизм» К. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс. Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации». Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед? В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей например, А. Сен-Симон оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека как главной производительной силы. Применимость подобного критерия оспаривается в современном об-ществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека или, как говорят, по степени человечности общественного устройства. Различают две формы социального прогресса: революция и реформа. Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции. Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы. Диалектика понятий «реформа — революция» весьма сложна. Революция, как действие более глу бокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху». Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ. Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными. Пренебрежительное отношение к реформам как формам общественного прогресса объяснялось и знаменитым положением В. Ульянова-Ленина о реформах как «побочном продукте революционной борьбы». Собственно, уже К. Даже в тех случаях, когда реформы с совершенной очевидностью не являлись результатом массовых выступлений, советские историки объясняли их стремлением господствующих классов не допустить никаких посягательств на господствующий строй в будущем. Реформы и в этих случаях являлись результатом потенциальной угрозы революционного движения масс. Постепенно российские ученые освободились от традиционного нигилизма по отношению к эволю» ционным преобразованиям, признав вначале равнозначность реформ и революций, а затем, поменяв знаки, обрушились с сокрушительной критикой теперь уже на революции как на крайне неэффективный, кровавый, изобилующий многочисленными издержками и приводящий к диктатуре путь. Сегодня великие реформы т. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа — революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь первая — терапевтическими методами, вторая — хирургическим вмешательством , в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. Глобальные проблемы современности Глобальными проблемами называется совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. Эти проблемы стали следствием противоречий, накапливавшихся в отношениях между человеком и природой в течение длительного времени. Первые появившиеся на Земле люди, добывая себе пищу, не нарушали природных законов и естественных кругооборотов. Но в процессе эволюции отношения человека и окружающей среды существенно изменились. С развитием орудий труда человек все более усиливал свое «давление» на природу. Уже в эпоху древности это привело к опустыниванию обширных пространств Малой и Средней Азии и Средиземноморья. Период Великих географических открытий ознаменовался началом хищнической эксплуатации природных ресурсов Африки, Америки и Австралии, что серьезно повлияло на состояние биосферы на всей планете. А развитие капитализма и промышленные революции, произошедшие в Европе, породили экологические проблемы и в этом регионе. Глобальных же масштабов воздействие человеческого сообщества на природу достигло во второй половине XX в.

Что такое деятельность? Почему общество это система? Как развивается общественный прогресс? Почему именно так? На все эти вопросы может дать ответ только теории общественного развития: трудовая теория Энгельса, системная теория Л. А кроме того в заданиях второй части частенько можно видеть тексты с теория общественного развития. Например теория социального действия Макса Вебера, или его же теория господства. Ребята, которые игнорируют теории, вообще не понимают, про что тут речь? Не верите? Вот, вам конкретное задание второй части из Банка заданий ФИПИ по обществознанию: Гражданин N был избран депутатом городского законодательного собрания. Он уделяет большое внимание работе с потенциальным электоратом, защите прав и свобод граждан. Он стремится максимально реализовывать пожелания жителей. Какой тип лидерства в зависимости от способа легитимации власти описан в условии задачи? Назовите два других типа лидерства, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте любой из них.

ЕГЭ по обществознанию — 2024: структура и особенности экзамена

2. Социальные науки (человек и общество, базовый понятийный аппарат социальных наук). Человек и общество? |. Для сдачи ЕГЭ по обществознанию необходимо знать теорию по следующим блокам кодификатора: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика и право. 1. Объективность: Экзамен по человеку и обществу на ЕГЭ 2024 строится на строгих критериях оценки, которые применяются ко всем участникам тестирования. 1. Нахождение двух выпадающих понятий 2. Выбор позиций из списка «Человек и общество» 3. Человек и общество.

Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию

Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов. Задания 1—3 — понятийные задания базового уровня — нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов. Задания 4—19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты факты, явления, процессы, институты , их место и значение в жизни общества как целостной системы осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах текст, схема, таблица, диаграмма применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: человек и общество, включая познание и духовную культуру задания 4—6 экономика задания 7—10 социальные отношения задания 11, 12 политика задания 13—15 право задания 16—19 Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом. В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме.

Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности. Помимо них можно выделить идеалы, убеждения, знания и т. Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности. Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития. Выделяют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное.

Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение. Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта. Оно основано на практике повседневной жизни, здравом смысле. Истина Истина — адекватное отражение действительности в сознании человека. Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Признаки истины: объективность независимость от сознания человека , конкретность, это процесс. Виды истины: абсолютная полное, исчерпывающее знание о предмете , относительная изменчивое знание по мере развития познания; заменяется на новую или становится заблуждением , относительная истина может быть опровергнута. Истина всегда объективна.

Истина всегда конкретна. Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями. Истина связана с условиями места, времени и т. Черты истины — знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом - знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека. Одним из критериев истины выступает практика. Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки, логики. Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства. Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.

Деятельность Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Потребность в качестве мотива побуждения дает толчок к деятельности, формы и содержание деятельности определяются общественными целями, требованиями и опытом Различают три основных вида деятельности: игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением. Труд — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов. Аффективные действия основаны на эмоциях, сиюминутных порывах. Субъект и объект могут совпадать. Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.

Одним из барьеров в процессе коммуникации общения людей выступает их личная взаимная неприязнь. Средством вербального общения является речь. Информационное общество создало новые формы общения — интернет, к примеру. Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения. Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Потребности человека носят безграничный характер. Потребности способны порождать эмоционально-волевые состояния, направленные на поиск путей и средств их удовлетворения.

К духовным потребностям относятся потребности в самоактуализации, самовыражении, творческой самореализации Мышление — обобщающее отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними. Роль мышления: позволяет познать окружающий мир, развивает способность к творчеству, целеполагание, накопление опыта, развитие способностей человека, преобразование окружающего мира изобретения. Виды мышления: 2 теоретическое познание мира , практическое постановка целей, выработка планов ; 3 логическое, интуитивное, репродуктивное воспроизводство , продуктивное творчество. Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения. Особенностью мышления является его опосредованный характер Объективной материальной формой мышления является язык. Сознание Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чу вственных, так и в логических образах.

А я хочу поделиться парой советов, которые обычно даю ученикам. Ознакомьтесь с темами из кодификатора. Составьте список тем, которые вызывают трудности. Это поможет готовиться только к нужным темам и не распыляться на лишнюю информацию. Изучите критерии оценивания второй части, чтобы лучше понимать, что хотят увидеть эксперты. Напишите пробный экзамен, чтобы определить свои сильные и слабые места. Обратите внимание на то, какие задания отнимают больше времени — оно на экзамене будет ограничено. Составьте индивидуальную стратегию написания экзамена. Возможно, вам стоит начать экзамен со второй части — или, наоборот, с первой. При подготовке к экзамену не оставляйте наиболее сложные задания на конец. Начинайте именно с них! Больше полезных советов и лайфхаков по решению экзамена — на курсах подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Я сама написала общество на высокий балл и учу своих студентов, как добиться достойного результата!

В этом году составители КИМов изменили формулировку задания: теперь нужно перечислить основные признаки данного понятия и дать объяснение с опорой на приведённый текст. Также изменилась система оценивания: теперь за выполнение этого задания можно получить не 4, а целых 6 первичных баллов. Получается, что ЕГЭ по обществознанию в этом году практически не изменилось: в КИМе лишь появилось несколько моментов, на которые нужно обратить внимание в начале подготовки. Экзамен по-прежнему остаётся одним из самых популярных, но и одним из самых сложных, так что подготовку к ЕГЭ-2023 лучше начать заранее. Поделитесь статьей в социальных сетях: Понравилась статья?

ЕГЭ по Обществознанию

Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Человек и общество». 1.1 Природное и общественное в человеке. Мединский заявил, что ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию могут объединить. Природное И Общественное В Человеке, Обществознание Егэ 2023, Умскул. Вся теория по кодификатору ЕГЭ. Человек и общество.

Все темы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Раздел "Человек и общество". Вся нужная теория из раздела ""Человек и общество"" для ЕГЭ по обществознанию в 2024 году — всего за одно занятие я попыталась максимально разобрать для вас эту тему экзамена. Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора "Человек и общество". Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, человечество в целом. 1. Объективность: Экзамен по человеку и обществу на ЕГЭ 2024 строится на строгих критериях оценки, которые применяются ко всем участникам тестирования. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез. Общество в широком смысле — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, человечество в целом.

Подготовка онлайн к ЕГЭ по Обществознанию

Рациональное познание: - понятие, -суждение, -умозаключение. Рациональное познание связано с мыслительными операциями: анализ деление на части , синтез объединение частей , сравнение, уподобление, абстрагирование отвлечение , обобщение. Формы рационального познания: 1 Понятие — мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках стол, — мебель; классификация. Ученые, считающие основным источником знаний разум — рационалисты. Особенности рационального познания: имеет обобщенный характер, носит абстрактный характер, активно и целенаправленно, связано с речью. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы. Полное знание о предмете дает совокупность чувственного и рационального познания. Констатация протекания отдельных событий относится к житейскому, обыденному познанию.

Социальное познание Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным. В социальном познании объект и субъект могут совпадать. Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания. Основой знаний об обществе являются социальные факты. В социальном познании эксперимент используется ограничено. В социальном познании интересы исследователя влияют на объяснение и интерпретацию фактов. Образование Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Образование: 1 это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности; 2 это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков; 3 это система социальных институтов, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение. Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества. Функции образования следующие: воспитание, социализация, подготовка квалифицированных специалистов, приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры. Функция социализации является одной из основных для образовательных организаций. Система образования реализует определённый общественный заказ. Тенденции образования1 гуманизация: ориентация на интересы и склонности ученика; -применение технологий, сберегающих здоровье;- особое внимание нравственному воспитанию. Религия Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил.

К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм поклонение природе, животным Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте. В религиозном сознании может соединяться адекватное действительности содержание и иллюзии. Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций. Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе. К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам. Эгалитарность- равенство верующих перед Богом — не во всех национальных религиях.. Это черта мировых религий.

Мораль Основой морали являются представления человека и добре и зле и готовность поступать в соответствии с этими представлениями. Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором. Моральные нормы отражают потребности общества. Мораль изучает специальная философская дисциплина — этика. Мораль требует от человека определённого поведения. Глобальные проблемы Глобальные проблемы — совокупность социально-природных проблем от решения которых зависит развитие человечества и сохранение цивилизации. Причины проблем: огромные масштабы человеческой деятельности, неспособность человека рационально распорядиться этой деятельностью.

Особенности: имеют планетарный характер затрагивают интересы всех людей , угрожают гибелью всей цивилизации, требуют коллективных усилий, нуждаются в эффективных и неотложных решениях. Типы глобальных проблем: 1. Проблемы между государствами угроза третьей мировой войны, Проблема «Север-Юг», то есть между развитыми и развивающимися странами ; 2. Проблемы взаимодействия человечества и природы экологическая, сырьевая, продовольственная ; 3. Проблемы взаимоотношений людей в обществе демографическая проблема, то есть народонаселения: быстрые темпы рождаемости, высокая смертность, в некоторых странах превышающая рождаемост , проблема сохранения и укрепления здоровья людей Глобализация Понятие «глобализация» обозначает процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции объединения и унификации единообразия. Одним из проявлений глобализации является вестернизация, навязывает западную культуру и образ жизни. Необходимость решения глобальных проблем совместными усилиями способствует глобализации.

Почему именно так? На все эти вопросы может дать ответ только теории общественного развития: трудовая теория Энгельса, системная теория Л. А кроме того в заданиях второй части частенько можно видеть тексты с теория общественного развития. Например теория социального действия Макса Вебера, или его же теория господства. Ребята, которые игнорируют теории, вообще не понимают, про что тут речь? Не верите? Вот, вам конкретное задание второй части из Банка заданий ФИПИ по обществознанию: Гражданин N был избран депутатом городского законодательного собрания. Он уделяет большое внимание работе с потенциальным электоратом, защите прав и свобод граждан.

Он стремится максимально реализовывать пожелания жителей. Какой тип лидерства в зависимости от способа легитимации власти описан в условии задачи? Назовите два других типа лидерства, выделяемых по данному критерию, и кратко охарактеризуйте любой из них. Типы лидерства в зависимости от легитимности власти — это концепция Макса Вебера. Еже ли что…. А вот задание 1 части экзаменационной работы ЕГЭ тоже из Банка заданий: Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

Потому что теории эти объясняют, почему происходят те или иные общественные явления. Почему человек имеет двойственную биосоциальную природу? Почему человек познает мир? Что такое деятельность? Почему общество это система? Как развивается общественный прогресс? Почему именно так? На все эти вопросы может дать ответ только теории общественного развития: трудовая теория Энгельса, системная теория Л. А кроме того в заданиях второй части частенько можно видеть тексты с теория общественного развития. Например теория социального действия Макса Вебера, или его же теория господства. Ребята, которые игнорируют теории, вообще не понимают, про что тут речь? Не верите? Вот, вам конкретное задание второй части из Банка заданий ФИПИ по обществознанию: Гражданин N был избран депутатом городского законодательного собрания. Он уделяет большое внимание работе с потенциальным электоратом, защите прав и свобод граждан.

Энгельса — утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд. Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. В философском понимании природа человека является бинарной двойной , а сам человек — биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества. Человек — существо социальное: обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и другие. Человек — существо духовное. Духовный мир человека микрокосм человека — сложная система, которая включает в себя: духовные потребности в познании окружающего мира; знания о природе, обществе, человеке, самом себе; убеждения, взгляды, вера в их истинность; способность к различным формам социальной деятельности; чувства и эмоции; цели и ценности. Человек, обособившись от животного мира, начал создавать вторую, искусственную среду обитания — культуру. На формирование человека влияют три группы факторов: биологические данные особенности физического строения и нервной деятельности, темперамент и др. Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке: а натуралистический — преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение; б социологический — признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству. Человек — явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении. Человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Таким образом: человек — существо уникальное открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное ; существо универсальное способное к любому виду деятельности ; существо целостное интегрирует соединяет в себе физическое, психическое и духовное начала. Мировоззрение, его виды и формы Мировоззрение — 1 совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; 2 совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру; 3 целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества. Мировоззрение включает также переживания, эмоции, чувствования и представления человека, носит систематизированный характер. Мировоззрение включает компоненты: 1. Мироощущение — эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств; 2. Мировосприятие эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения — мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам; 3. Миропонимание интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями — познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения; 4. Мироотношение формируется на основе мироощущения и миропонимания — совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам. Менталитет — 1 специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2 совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности, установки. Субъекты носители мировоззрения: отдельный человек; группы людей социальные, национальные, профессиональные, религиозные ; общество в целом. Пути формирования: стихийный, осознанный. Классификация типов мировоззрения: А определяется эпохой и временем, в которых живет человек. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм. Д по содержанию: научное и ненаучное; материалистическое и идеалистическое; атеистическое и религиозное; революционное и консервативное; прогрессивное и регрессивное и т. В мировоззрении выделяют два уровня: 1 рационально-теоретический, 2 жизненно-практический. Важнейшее содержательное различие заключается в том, что является оно гуманистическим человеколюбивым или негуманистическим человеконенавистническим ; выражает оно национальные и общечеловеческие идеалы или националистические и расистские. Мировоззрение может быть как всеобщим, массовым, определяющим общественное сознание, так и индивидуальным, свойственным отдельной личности. Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, т. В противоположном случае индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам, носить суеверный характер, быть деструктивным например, у асоциальных субъектов, преступных элементов; у людей, по тем или иным причинам лишенных нормальных семейных отношений или человеческих условий существования. Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности. Современное общество, основанное на правовых и демократических принципах, утверждает свободу совести и мировоззренческий плюрализм. Виды знаний Знание является единством чувственного и рационального познания. Знание — 1 проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; 2 обладание опытом и пониманием, которые являются правильными в субъективном и в объективном отношении; 3 инструмент организации деятельности на различных структурных уровнях организации людей. В середине XIX в. Конт предложил концепцию развития человеческого знания, рассматривая три последовательно сменяющихся форм знания: религиозного основано на традиции и индивидуальной вере ; философского основано на интуиции, рациональное и умозрительное по своей сути ; позитивного научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента. Классификация форм человеческого знания М. Полани говорит о двух типах знаний у человека: явного выраженного в понятиях, суждениях, теориях и неявного не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта. Виды знаний: 1 Обыденное житейское — основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов. Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности. Форма существования этого вида знания — художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. Признаки научного знания: знание рациональное полученное при помощи разума, интеллекта ; оформленное в теории, принципах, законах; сущностное, повторяемое не всегда получается ; системное основанное на многом ; это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности точные измерения, наличие терминологии ; знание, открытое для критики в отличие от религии, культуры, искусства и т. Ненаучное знание подразделяется на: а донаучное знание — знания, полученные до появления современной науки; б паранаучное знание — формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания астрология, экстрасенсорные знания это знания, научные по форме, но ненаучные по содержанию — уфология , в вненаучное знание — сознательно искаженные представления о мире его признаки: нетерпимость, фанатизм; индивидуальное знание и пр. Процессы, связанные с знаниями: получение знаний, накопление знаний, хранение знаний, преобразование знаний, передача знаний, потеря знаний, визуализация знания. Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Понятие истины, ее критерии Гносеология — философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. Агностицизм — философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Гностицизм — философское учение, признающее возможности познания мира. Познание — 1 процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2 процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире. Субъект познания — носитель предметно-практической деятельности и познания индивид или социальная группа , источник активности, направленной на объект; активно действующее в познании творческое начало. Объект познания — то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект человек является объектом изучения многих наук: биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др. Иерархия познавательных способностей человека Платон, Аристотель, И. Кант : а чувственное познание — является базовым, с него начинается все наше познание; б рациональное познание — осуществляется при помощи рассудка, способно устанавливать, открывать объективные связи причинно-следственные между явлениями, законы природы; в познание на основе идей разума — задает мировоззренческие принципы. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основа и главная форма достоверного познания. Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Формы источники, ступени познания: 1. Чувственное эмпирическое познание — познание с помощью органов чувств зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон. Формы чувственного познания: ощущение отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств ; восприятие чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств ; представление чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие. Рациональное, логическое познание мышление. Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Формы рационального познания: а понятие отображенное в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений ; б суждение форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами ; в умозаключение рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием. Виды умозаключений: дедуктивные путь мышления от общего к частному, от общего положения к особенному , индуктивные способ рассуждения от частных положений к общим выводам , традуктивные по аналогии. Чувственное и рациональное познание нельзя противопоставлять, абсолютизировать, так как они дополняют друг друга. С помощью воображения создаются гипотезы. Наличие воображения позволяет человеку осуществлять творчество. Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Особенности научного познания: объективность; развитость понятийного аппарата; рациональность доказательность, системность ; проверяемость; высокий уровень обобщения; универсальность исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин ; использование специальных способов и методов познавательной деятельности. Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент; 2. Методы теоретического уровня познания: идеализация метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками , формализация; математизация; обобщение; моделирование. Формы ненаучного познания: миф; жизненный опыт; народная мудрость; здравый смысл; религия; искусство; паранаука. Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания. Интуиция — способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; проницательность; непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; сверхбыстрый мыслительный процесс. Виды интуиции: 1 чувственная, 2 интеллектуальная, 3 мистическая. Сартр, А. Камю, К. Ясперс и М. К познавательной сфере относят эмоции и чувства не ощущения человека. Эти переживания носят мировоззренческий и духовный характер. Мораль необходимо познавать, а ее наличие говорит о духовной развитости человека. Особенности: познает мир с точки зрения красоты, гармонии и целесообразности; не дается с рождением, а воспитывается; входит в число духовных способов познания и деятельности; не нацелено, в отличие от научного познания, на конкретную пользу; носит всецело творческий характер, не копирует действительность, а творчески воспринимает ее. Более того, оно может создавать свою, эстетическую реальность, которая способна духовно воздействовать на человека, преобразовывать, трансформировать и совершенствовать его природу. Истина — соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Объективная истина — содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека.

Теория ЕГЭ-2024: Обществознание

Природное И Общественное В Человеке, Обществознание Егэ 2023, Умскул. ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену. Здесь вы найдете актуальные тесты и варианты егэ по обществознанию с ответами. Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий