школьных учителей, педагогов детских садов, преподавателей колледжей и работников учреждений культуры должны доходить до 100% средней зарплаты по региону, а зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников – до 200% средней зарплаты по региону.
Доходы уравняют? Мишустин поручил проработать повышение зарплат учителям
школьных учителей, педагогов детских садов, преподавателей колледжей и работников учреждений культуры должны доходить до 100% средней зарплаты по региону, а зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников – до 200% средней зарплаты по региону. Одно из самых конкретных поручений президента касалось повышения зарплат учителей. Ранее стало известно, что ЛДПР внесет в Госдуму законопроект о повышении зарплаты учителям до 2,5 минимальных размеров оплаты труда. На сколько повысят зарплаты педагогов с 1 сентября — читайте в материале «Известий».
Почти на 10%. У кого и на сколько вырастут зарплаты в 2024 году
Преподаватели вуза обратились в редакцию с вопросом, ждет ли бюджетников повышение зарплат с 1 октября 2023 года. Мишустин утвердил решение о повышении зарплат бюджетникам и чиновникам. Депутаты попросили правительство представить расчеты, достаточно ли дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и на частичную компенсацию расходов на повышение зарплат бюджетников, следует из отзыва комитета на бюджет. У педагогов с научной степенью повышенная зарплата. «70 000 рублей!»: правда ли, что российским учителям повысят зарплаты в 2024 году – кому и когда ждать индексацию денежных выплат.
Учителей уравняют в зарплатах к 2026 году
школьных учителей, педагогов детских садов, преподавателей колледжей и работников учреждений культуры должны доходить до 100% средней зарплаты по региону, а зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников – до 200% средней зарплаты по региону. — Заработная плата педагогов должна быть повышена, как того требует Указ президента — т.е. до средней по региону при работе на одну ставку. Будут ли повышать зарплаты учителям в 2024 году. На 2024 год запланировано повышение зарплат бюджетникам, в частности, с 1 января на 9,8% будут проиндексированы ежемесячные выплаты сотрудникам учреждений образования. Повысят ли оклад учителя, если он ниже МРОТ? Повышение заработных плат учителей важно с нескольких точек зрения, пояснил директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.
Бюджет осилил силовиков, а с бюджетниками сложнее. Разбираемся в повышении зарплат с 1 октября
Среднюю зарплату воспитателей детсадов было велено подтянуть до уровня зарплат учителей в регионе в 2013 году. Узнайте, какой будет зарплата учителей в 2023 году в России, обещают ли повышение последние новости, а также как повлияют на выплаты запланированные изменения. Повысят ли оклад учителя, если он ниже МРОТ? В 2023 году будет повышены заработные платы учителям, пишет Среднюю зарплату воспитателей детсадов было велено подтянуть до уровня зарплат учителей в регионе в 2013 году. Внедрение новых правил начисления зарплаты учителям с 1 января 2024 года является важным шагом на пути к повышению стандартов образования и созданию комфортных условий для профессиональной деятельности педагогов.
«Не живу, а выживаю»: российские учителя рассказали о своих доходах
Самые высокие зарплаты учителей в Москве и на Дальнем Востоке, самые низкие - в Южном и Северо-Кавказском федеральном округе. Это сумма, которую регион выделяет школе на одного ученика. Есть регионы, где этот норматив доходит до 160 тыс. Это уже не первая инициатива повысить заработную плату учителей, в том числе путем привязки к размеру МРОТ, отмечает Луховицкий. По его мнению такое существенное повышение регионы не смогут обеспечить за счет своих средств, это возможно только за счет федеральных средств, отмечает он.
За совмещение — прибавку указывают по договоренности, при согласовании с профсоюзом или комиссией по охране труда.
Доплату разрешалось, по желанию сотрудника, заменять отгулом. Это условие планируется сохранить и когда учителям будут платить по-новому. То есть даже с расчетом по МРОТ, сотрудники будут получать больше. Читайте также Ждет ли повышение зарплаты Муниципальных служащих в 2024 году Всех работников бюджетной сферы волнует вопрос: ждет ли их повышение зарплаты? Будет ли ее уровень для муниципальных служащих в 2024 году хотя бы соответствовать нескольким МРОТ?
Узнаем… Новые правила расчета зарплаты учителям в 2024 — 2025 году в России Суммы, которые ежемесячно начисляются педагогам на карточку, отличаются. Бухгалтер рассчитывает зарплату по тарифной сетке, а руководитель учреждения вносит свои коррективы, принимая решения о начислении премиальных. Учитывается стаж работы, условия, городская или сельская школа. Основание для расчетов перечислены в таблице. Части, из которых состоит заработная плата Описание За уроки, проверку тетрадей, факультативы Стимуляция, критерии оговариваются советом по управлению Повышение квалификации, улучшение работы за счет новых навыков, использования технологий Компенсация На оплату квартир учителям сельских школ , индивидуальные занятия Премии, размер устанавливает управляющий совет За достижения учеников, за организацию мероприятий и т.
Читайте также Индексация пенсий в 2024 году в России Увеличение пенсий — непременная составляющая реформы по соцобеспечению россиян. Соответствующая реформа берет свое начало с 2019 года и идет с расчетом на ближайшие 10 лет. В ней предусмотрены не… Повышение зарплат учителям в 2024-2025 годах Несмотря на индексацию инфляции, увеличение выплат педагогам средних школ незначительное.
Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Кроме роста окладов, повышение зарплаты госслужащим — и гражданским, и силовикам — предполагает регулярное увеличение надбавок за чины, звания, ранги и т. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий». По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста примерно 83 млн человек доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины окажутся те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники: школ; средних и высших учебных заведений; медицинских учреждений; библиотек, музеев и других культурных учреждений; научных институтов. Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного.
Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей — это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт. Примечательно, что, хотя все эти НПА в отличие от силовых ведомств являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда таких бюджетников предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы. Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты.
Она добавила, что развитие единой федеральной системы начисления надбавок за выслугу лет и квалификационную категорию для учителей будет наиболее эффективным механизмом привлечения молодых педагогов в систему общего образования. Кроме того, это поможет удержать наиболее ценных учителей с большим стажем и опытом работы. Ранее Минпросвещения РФ сообщило, что сложность труда и экономическая ситуация в регионах будут учитываться при формировании зарплаты педагогов. Помимо этого, в России могут появиться выплаты за квалификационные категории педагог-методист и педагог-наставник.
С 2023 года повысится зарплата учителей: когда и кто может рассчитывать на увеличение оклада
Но в 2021-м социологи заметили, что выросла доля тех, кто получал зарплату от 35 тыс. Но вернемся к теме ставок. Социологи заметили, что вдруг стало больше учителей, работающих на одну и даже полставки. Причина, почему так случилось, по мнению большинства экспертов, связана с распространением информационно-коммуникационных технологий, ИКТ. Интернет сделал возможным и более удобным репетиторство. Часть учителей начали активно осваивать этот вид заработка, сократив при этом свою школьную нагрузку.
И это вынудило часть учителей покинуть стены школы. Но зато интернет, как ни странно это звучит, сделал более тесной связь учителей и родителей. На декабрьской «Прямой линии с президентом РФ» учитель Екатерина Сморода обнародовала на всю страну такие данные: подготовка учителя к уроку сегодня занимает 6 часов, потому что ему приходится прибегать к 10 источникам. А платят учителю, по словам Смороды, только за урочные часы, а не за поиск истины в источниковой базе.
Средства пойдут на повышение зарплат учителям, врачам, преподавателям вузов, работникам науки и культуры. Из выделенных средств более 10,3 млрд рублей будет направлено на повышение зарплаты работников образовательных учреждений и свыше 9 млрд рублей — научных. Более 8,3 млрд рублей получат медицинские учреждения и почти 3 млрд рублей — учреждения культуры, говорится в сообщении на сайте российского правительства.
Уточняется, что из общей суммы более 25 млрд рублей поступит из резервного фонда кабмина и свыше 5,6 млрд рублей — из федерального бюджета.
Это даже больше прогнозируемого уровня инфляции. Частые вопросы Как определяют оклад для преподавателя в России? Оклад учителю определяют в зависимости от нормы часов за ставку. Для учителей школ и СПО норма составляет 18 часов в неделю. Для педагогов-психологов, социальных педагогов и педагогов-организаторов — 36 часов в неделю. На сколько увеличилась зарплата учителям в 2023 году? Еще одна индексация произошла в октябре 2023 года. Увеличатся ли зарплаты учителям в 2024 году? Да, планируется ежегодная индексация зарплат учителей с 1 января 2024 года.
Что входит в состав зарплаты преподавателя? В состав зарплаты преподавателя входит оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты.
Труд педагога оценивается на уровне рабочего средней квалификации Также дополнительные выплаты назначаются за работу во вредных и опасных условиях труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за совмещение, выполнение работ различной квалификации и работу в ночное время. Выплаты полагаются и за особые заслуги учителя — награды, дипломы, звания и другое. Кроме того, предусмотрены стимулирующие выплаты — премии и доплаты. В среднем надбавка составила 2,5—5 тыс.
Стало известно о надбавках российским педагогам в 2023 году
Правда, в данные Росстата не входят выплаты за классное руководство 5 тыс. Но эта небольшая сумма, заметная только на фоне учительской зарплаты, является и дополнительной нагрузкой, в том числе бюрократической. Это значит, что медианная зарплата в муниципальной российской школе составляет «чистыми» всего-то около 20 тыс. Поэтому учителя в ущерб учебному процессу берут себе побольше нагрузки, чтобы добрать до 30-40 тыс. С учетом налогов это будет еще больше, а так как средняя зарплата всегда намного больше медианной, то и получаются впечатляющие 63,6 тыс. Ютуб- и телеграм-каналы переполнены сообщениями учителей о том, что зарплата педагогов в школе совершенно не соответствует ни их нагрузке, ни нормам приличия. Да и в СМИ эта тема периодически поднимается, так как замолчать ее невозможно. Как пишет «Москва онлайн», даже в Подмосковье сейчас реальные зарплаты учителей зачастую таковы, что можно заплакать. Например, в Мытищах ищут учителя начальных классов с опытом работы от 1 до 3 лет за… 15 тыс. В Балашихе учителя математики даже без опыта работы возьмут на 20 тыс. Работать придется пять дней в неделю во вторую смену.
Учитель английского языка может устроиться в школу в Люберцах за зарплату от 15 и «аж» до 40 тыс. Член-корреспондент РАН, лидер движения «Родная школа» Алексей Савватеев постоянно заявляет о нищенских зарплатах учителей в регионах, в результате чего учителя массово уходят из школ, так что во многих российских школах, особенно в провинции, один учитель зачастую вынужден вести несколько предметов, а во многих районах даже европейской части страны на многие десятки километров вокруг не найти учителя физики или химии. Он уверен, что без кратного роста зарплат учителей ничего улучшить в образовании не получится. Пока учителя выживают и борются против бюрократии, качественно учить детей будет некому. Накануне в Госдуму был внесен законопроект о том, чтобы зарплата педагогов на ставку была не ниже 2,5 МРОТ, то есть не меньше 40 тыс. Но, как показывает практика, инициативы не «Единой России» очень редко становятся законами. А фактически за ставку выходит около 20 тыс В первом полугодии 2023 года средняя зарплата учителей в России увеличилась до 63,6 тыс. Медианная же зарплата учителей составила всего около 39 тыс. Кстати, постоянный рост этой самой бюрократической нагрузки тоже во многом нивелирует даже «росстатовское» увеличение благосостояния педагогов, потому что явно несоизмерим с ним. В сельской местности и городах России преобладают опытные учителя, чей стаж насчитывает более 20 лет, говорилось в Мониторинге экономики образования НИУ ВШЭ от 2022 года.
По прогнозу Минэкономразвития, повышение с этого периода должно компенсировать предполагаемый рост инфляции и сохранить уровень жизни россиян. С началом следующего года по поручению правительства проведут индексацию зарплат для работников, в том числе бюджетников. Увеличение заработной платы запланировано для работников социальных учреждений; сотрудников силовых структур; педагогов; работников культуры; медицинских работников; сотрудников Росстандарта; сотрудников Роспотребнадзора; работников МЧС и силовых ведомств; военнослужащих; сотрудников соцслужб; а также работников сельских и лесных хозяйств. Это будет зависеть от сферы занятости сотрудника. Уточняется, что по принятому закону о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования ФОМС на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, в следующем году планируется повысить зарплату 901,6 тыс. Для этих целей выделят 96,3 млрд рублей. На выплаты врачам предусмотрено направить 44,8 млрд рублей.
Их получат более 253 тыс. Для 212 тыс. Более 1,6 млрд рублей направят врачам скорой помощи — всего 11 708 медикам, которые ежемесячно получают соцвыплату в размере 11,5 тыс.
В 2023 году будут повышены зарплаты у российских учителей, личное распоряжение об этом дал президент России Владимир Путин. Подписывайтесь на наш Telegram-канал «Звездная пыль». Глава РФ распорядился, чтобы доходы педагогов были проинспектированы и приняты соответствующие меры по доведению их до достойного уровня.
И все это на общественных началах. Другой пример — это помощь с организацией ЕГЭ. Учителя тратят на это уйму времени — сидят как общественные наблюдатели в аудиториях, настраивают компьютеры, готовят классы к экзамену. А оплачивается это далеко не всегда. Но часто директорам говорят оплачивать эту работу из общего фонда, и им приходится сокращать премии другим сотрудникам. А те и так лишаются рабочего места на то время, когда в их школе проводится ЕГЭ — в эти дни присутствие посторонних запрещено. Будет ли повышение зарплаты учителей в 2024 году? С 1 января 2022 года зарплата учителей повышена в среднем на 2 500-5 500 рублей. Также выросли стимулирующие и компенсационные выплаты. Оплата классного руководства сохраняется: 550 рублей на класс, по 80 рублей на ученика и 5 000 из средств федерального бюджета.
Новости партнёров
- Курсы валюты:
- Популярное за неделю
- Мишустин утвердил повышение зарплат бюджетникам и чиновникам
- Владимир Путин: «Нужно совершенствовать механизмы оплаты труда педагогов»
- Итоги года: учителя. Чего они ждут в 2024 году
- Мишустин утвердил решение о повышении зарплат бюджетникам и чиновникам
С 1 октября 2022 года оплата труда "бюджетников" увеличится на 4 процента
При этом для высших чиновников Никита Кричевский предлагает, наоборот, снизить зарплату. Одни работают за престиж, за имидж, за честолюбие, они не пропадут. Зато в системе останутся одни пассионарии, креативщики, тогда как сейчас уровень безграмотности и неквалифицированности сотрудников федеральных министерств просто зашкаливает, о чём я каждый день пишу. Нельзя же так! Оставьте им хваленые должности и голый оклад, без доплат за сложные условия и прочее. И может быть, что-то в стране начнет меняться к лучшему.
А что же бюджетники? Власти называют бюджетниками сотрудников, перечисленных в майских указах президента 2012 года. К ним относятся, например, педагоги общего, специального, профессионального, дошкольного, высшего образования, работники учреждений культуры и социальных служб, здравоохранения и других социально ориентированных сфер. Они получают зарплату из разных бюджетов: федерального, областного, муниципального иногда смешанную. В сентябре 2023 года правительство издало два распоряжения , которые направляют 30,6 миллиарда рублей на повышение зарплат бюджетникам, причем деньги поделят в следующей пропорции: 10,3 миллиарда адресовали системе образования, 9 миллиардов — научным учреждениям, 8,3 миллиарда — медицинским и около 3 миллиардов учреждениям культуры.
О конкретном размере индексации и ее сроках не сообщается.
То есть умение работать с текстом, умение его прочитывать и понимать у детей явно страдает. Есть ряд важных изменений в самом ЕГЭ. Стали жестче некоторые критерии проверки сочинения, появилось так называемое правило «золотого абзаца»: то есть теперь более трех раз повторенное слово в одном абзаце будет считаться нарушением речевых норм. В ЕГЭ по литературе тоже есть изменения, связанные с языком: если раньше учитывались только орфографические и речевые ошибки, то теперь отдельно снижают баллы за нарушение грамматических норм. Михаил Солонников. Фото: из личного архива С единой программой русскому языку повезло больше других предметов. Особых изменений, в общем-то, нет. Поменялись местами некоторые темы: какие-то параграфы из шестого класса теперь изучаются в пятом.
Только проблема в том, что новые федеральные программы есть, а новых учебников нет. На русском языке мы пока вынуждены использовать свои дополнительные материалы, разработки и прыгать по старым учебникам, потому что последовательность тем немного иная. Сколько преобразований за последние десятилетия переживала школа, самое главное остается неизменным — это учителя и, конечно же, дети. Они учат нас признавать свои ошибки, у них мы можем научиться необычному взгляду на мир. Детское восприятие наивно, и часто оно оказывается настолько гениальным, что самые простые вещи, увиденные под другим углом, могут вызвать восхищение. Английский язык. Для чего они учат английский? В поездках можно было окунуться в среду: вот как люди говорят по-английски, вот как они живут, вот мы идем в театр и смотрим спектакли, вот мы гуляем по Лондону, по Кембриджу — и здесь тоже все по-английски. Плюс, когда ты в среде много часов подряд учишь язык, это очень продуктивно.
Юлия Раскина. А это в Лондоне, в картинной галерее…» В этом году я придумала виртуальные поездки, взяв за основу маршруты наших поездок в Англии, Шотландии, Уэльсе и Ирландии. Но абстрактные разговоры и виртуальные путешествия не работают так же остро, как живое восприятие. Сейчас наши выпускники с большим рвением поступают за границу, а родители ищут для этого всякие возможности и невозможности. Тех, кто сдает A-Level британский экзамен , единицы, хотя его-то как раз можно сдать в Москве. Но тех, кто сдает кембриджские экзамены и международный экзамен IELTS, а потом уезжает в другие страны учиться на английском, довольно много. Дети едут их сдавать, например, в Армению, Казахстан, Грузию. Мы у себя на курсах делаем аналогичный формат, языковой центр Language Link проводит такой экзамен не только для нас, но и для многих московских школ, в которых раньше годами принимался Кембридж. Так что мы продолжаем готовиться и заниматься по кембриджским программам, но уже нет такой эйфории — и лично у меня, и у других учителей, и у детей.
Вроде все то же самое. Но невозможность получить в России полноценный кембриджский сертификат — это очень обидно. Этим летом мои ученики сдали экзамены на всех ступенях, начиная от самых маленьких и заканчивая студентами Advanced. Двое из них летали в Ереван — один получил сертификат A, второй B на уровне Advanced. И вот на этом мне как преподавателю можно было бы спать спокойно. Но я же очень долго сама была кембриджским экзаменатором, и это важная часть моей жизни. Я скучаю по нашим тренингам, на которых мы с коллегами любили встречаться, обмениваться и учебниками, и опытом. Что ж, надеюсь, пока еще сколько-то продержимся на былом энтузиазме. В школе нам есть чем гордиться.
Так что уровнем своих детей мы очень довольны. Что меня огорчает, так это немыслимая гонка за ЕГЭ, в которую превращается вся учеба в 11-м классе. Я большой сторонник экзамена как такового, особенно потому что он сделан по образу и подобию кембриджских экзаменов. Мне нравятся объективные результаты, там много хороших материалов. Не нравится мне, что все подчинено только этому. Надо не бесконечно отрабатывать навыки, а продолжать учить язык. Нас часто терзают всякими контрольными и проверочными работами, на которых еще не очень подготовленные дети должны показывать какие-то результаты. Это касается и английского, и других предметов. Я не вижу смысла до такой степени все непрерывно проверять; надо накапливать язык и практиковать формат параллельно, потом написать один пробный экзамен, разобрать ошибки, отработать их и идти подготовленным на экзамен.
Чтобы не вдаваться в панику, я со своими детьми продолжаю смотреть фильмы, читать книги, обсуждать их, писать творческие работы — чтобы рука была готова писать не только по шаблону. Хочу, чтобы дети умели выражать свои мысли, чтобы у них была привычка говорить на разные темы. Но и, безусловно, мы продолжаем делать разные упражнения, которые в результате нас к ЕГЭ и выведут. Я по-прежнему ставлю цель, чтобы дети учили язык и получали от него удовольствие. В новом году мы бы с удовольствием поехали в Англию, если бы внешние обстоятельства изменились. Я очень хотела бы вновь принимать кембриджские экзамены сама. Большая мечта, чтобы дети сдавали в России настоящие экзамены и учили язык не только ради языка, а ради того, чтобы общаться и познавать мир. Долгопрудный, Московская область : — Учебники по географии у нас фактически те же самые. Земля осталась шарообразной, и мало что изменилось, кроме карт: появились новые территории, но специального углубленного изучения этих территорий нет.
Сами учебники идут спиралями по одним и тем же темам, просто каждый раз глубже и глубже. И если дети у меня в 5-м классе что-то услышали и забыли, в 6-м они еще раз то же самое услышали и еще раз забыли, то в 7-м выясняется: ого, а они уже это знают. Мои лекции всегда шире учебника. В учебнике про это мало, я им больше расскажу. Или возьмем цифры. В прошлом году население Земли увеличилось до 8 миллиардов, но ни в одном учебнике про это не написано.
Потребовалось и еще одно изменение, на которое указало правовое управление — внесение точного и законодательно закрепленного определения понятия базовой месячной ставки. Уже определены пилотные регионы, в которых зарплату учителям будут считать по новой системе. Реальное увеличение с января Последние новости в России сообщают о многочисленных изменениях в законодательстве, отрадных и не очень, вступающих в действие с 1 апреля 2024 года. В конце 2020 года был принят бюджет Российской Федерации на 2024 год. Порядок формирования выплат останется прежним. Сумма будет состоять из базового оклада, который определяется несколькими критериями, стимулирующих выплат они могут выплачиваться регулярно или с определенной периодичностью и компенсирующих выплат за объем работ, не входящий в должностные обязанности. И только в пилотных регионах будут приняты к расчету новые окладные ставки и единые для всей страны надбавки и премии согласно новым критериям. Два последних обстоятельства оставляют возможность повышения зарплаты путем получения дополнительных знаний, увеличения стажа или новых обязанностей. Профсоюзы работников образования внесли предложения о внесении изменений в действующее законодательство. Именно это и стало главным нововведением 2024 года. В работе трехсторонней комиссии работники профсоюза согласились на рассмотрение проекта, только при условии, что законодатели уточнят формулу и принципы оплаты труда, их строгую зависимость от объективных критериев.
Лично мне тоже в последнее время очень нравится Мерзляк, потому что по его учебнику можно работать сразу и в базовых, и в профильных группах и теория там вводится удачней — детям не приходится ее искать. Иван Меньшиков. Фото из личного архива В этом плане наш учебник Атанасяна по геометрии страдает, у него часть теории зашита в сами задачи. С педагогической точки зрения это большая беда: важные теоремы, важная часть теории, которую нужно выучить наизусть, спрятана в задачи. А если ребенок болеет и разбирается с материалом сам? Для учебников это не самый удачный подход, а для уроков — замечательный, когда утверждения не принимаются на веру и можно вместе с учителем доказать их в классе. И грустно, что никакого выбора у нас теперь нет. ЕГЭ по математике сложнее не стал. Изменения незначительные — в первую часть добавили одно задание на векторы, и я его приветствую. Раньше учителя могли пожертвовать векторами ради других тем, и, на мой взгляд, это порочная практика, потому что вектор в большей степени встретится нашим школьникам в реальном мире, чем значительная часть курса математики. Лучший способ для ученых поссориться — это начать писать учебник по истории. Договориться насчет одного видения очень тяжело. Старшие учителя говорят, что, когда начиналось преподавание истории отечества в новой России, после 1991 года, количество точек зрения и трактовок было гигантским. Теперь маятник качнулся в другую сторону, и это количество радикально сокращается, что видно в том числе по кодификаторам для ЕГЭ. Но самое главное — сокращается количество учебников и разрешенных методических материалов. Этот курс начался достаточно давно, но теперь за этим стали строже следить. К тому же в государственных школах появился и стал обязательным к использованию конструктор рабочих программ. И вроде бы закон «Об образовании» все еще гарантирует свободу в выборе методики и педагогическое творчество, но все больше преподаватели вынуждены обращаться к совершенно конкретным наборам тем и проходить их в том порядке, который заявлен. Все сильнее мы привязаны к учебнику — и особенно к новому учебнику по XX веку, изданному под редакцией Владимира Мединского. Там как раз очень хорошо видно, что чем ближе мы подходим к концу XX — началу ХXI века, тем меньше точек зрения излагают авторы, тем однозначнее учебник — и, как замечают коллеги, задания в ЕГЭ все больше и больше опираются именно на него, а значит, миновать его никак не получится. Согласно ФГОСам, которые мы развивали с 2009 года, история должна была уходить от знаниевой компоненты к навыковой. То есть в ЕГЭ постепенно должно было возрастать количество заданий, проверяющих навыки критического мышления, анализа источников, работы с картой, с визуальным изображением, рассуждения и категоризации и так далее, а знаниевые задания — сокращаться. Петр Мазаев. Фото: dialogue. К тому же теперь дети должны учиться излагать конкретную точку зрения, аргументируя ее с одной конкретной позиции, а не рассуждать самостоятельно, что несколько обесценивает всю идею развития критического мышления. В старшую школу, как и в среднюю и начальную до этого, пришли новые государственные стандарты, из-за чего прибавилось бумажной работы. Теперь учителя обязаны более подробно прописывать свои метапредметные результаты, учителей истории это касается особенно сильно. Причем речь идет именно о бумагах. Количество преподавателей, которые реально выполняют то, что записано в программе, исчезающе мало. Это происходит не со зла и не из протеста в большинстве случаев. Никто не считает, что метапредметным навыкам не надо учить. Кто бы стал отрицать, что ученик должен уметь планировать свое время, владеть устной и письменной коммуникацией? Конечно же, должен. Но вопрос в том, что и историко-культурный стандарт, и новый ФГОС с метапредметными и личностными результатами, и новый учебник, и ЕГЭ — все это несовместимо, потому что у историка всего два часа в неделю. Если у него профильные классы, то, возможно, четыре. Развивать навыки — это не просто рассказывать детям, как писать конспекты и что такое историческое эссе или исторический анализ. Это регулярная практика и большая проверка. Но помимо этого надо же учить фактологию, объяснять процессы. Все вместе приводит к тому, что мы не помещаемся в наши рамки, и историки от этого в панике. Как выполнить все эти прекрасные требования в отведенное время? Мы видим, что количество молодых историков, которые готовы идти работать в школу, снижается, и многие регионы России заявляют о нехватке учителей. Педагогический состав стареет, из него вымываются мужчины. Активизировались и родители. Многие из них всегда были особенно внимательны к тому, как преподается история в их школе, но теперь появилось большое количество родительских жалоб о несоответствии программ и методов. Это еще один бич преподавателей истории. В результате они — вымотанные, выгоревшие от гигантской нагрузки при совсем не соответствующей этой нагрузке зарплате — предпочитают преподавать более безопасно, то есть по учебнику. Мы прочитали параграф, законспектировали, посмотрели презентацию к учебнику, прорешали какой-то рабочий лист. И учитель вправе сказать: «Это не я, это материалы, подготовленные авторитетными авторами». Кстати, невероятные обороты набрал этот феномен — рабочие листы. Преподаватели истории и обществознания стали очень-очень активно ими обмениваться, и не просто обмениваться — впервые они готовы их покупать, что, учитывая их зарплату, очень неожиданно. В идеальном мире для нашего предмета было бы полезно, во-первых, сократить набор обязательных тем и пойти по международным образцам, где можно выбирать. Во-вторых, разнообразить точки зрения на исторические события и процессы и разрешить большее количество учебников, которые должны одобряться независимыми научно-исследовательскими институтами. Это открыло бы возможности для дискуссии о том, как следует преподавать историю. Я вижу невероятное количество чатов, где коллеги обмениваются вопросами, советами, рабочими листами, делятся сканами учебников, учебных пособий, программ, рабочих тетрадей, в том числе труднодоступных. Это среда постоянной взаимной поддержки. Реальные проблемы все равно далеки от инициатив сверху, и на местах эти проблемы бывают катастрофичны. Огромный процент детей с дисграфией и дислексией, с СДВГ. Эти дети не могут читать большие тексты — особенно далекие от них по тематике, про какие-нибудь крестьянские страдания. Много нечитающих детей.